Влияние гаджетов на детей доклад

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Влияние гаджетов на детей и подростков..docx

Доклад

Тема: Влияние гаджетов на детей и подростков.

Докладчик: учитель истории и обществознания Сопов А. И.

Влияние гаджетов на детей и подростков.

Что такое гаджет?

Плюсы использования гаджетов и ПК

Минусы использования гаджетов и ПК

Гаджеты и успеваемость

Гаджеты и Русский язык

Влияние на здоровье

Симптомы зависимости

Правила использования компьютеров и гаджетов детьми

Как предотвратить зависимость

Что такое гаджет?

Но так ли это на самом деле? Действительно ли гаджеты совершенствуют нашу жизнь? Конечно, в их использовании можно найти не только минусы, но и плюсы. Но для того, чтобы справедливо оценить влияние гаджетов, давайте рассмотрим все стороны.

Плюсы использования гаджетов и ПК

ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:

Развитие мелкой моторики. Работа на устройствах с джойстиком, кнопками и тачскрином (сенсорным экраном) позволяют разрабатывать пальчики и тренировать мелкую моторику. А слежение за движением компьютерной мыши на экране позволяет тренировать внимание малыша.

Обучение младших школьников. Происходит с помощью специальных обучающих программ и игр, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка. Очень хороши игры, в которых ребенку предлагается проблемная ситуация и требуется найти ее разрешение, анализируя исходные данные, занимаясь поисковой и исследовательской активностью. Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т.д.

Возможность развиваться и совершенствоваться. Включить обучающую лекцию, просмотреть урок на ю-тубе, прочитать книгу можно везде и в любой момент. Это удобно для тех, кто по несколько часов в день тратит на дорогу или что еще хуже, постоянно застревает в пробках. Можно найти книгу, которой нет в библиотеке.

Формирование у школьников навыка поиска и фильтрации информации. Наиболее активно данное умение формируется в подростковом возрасте. Обилие различных информационных сайтов ставит школьника перед необходимостью анализировать все получаемые сведения и отбирать из них достоверные. Помимо навыков поиска и фильтрации информации это развивает также способность к критическому мышлению.

Возможность зафиксировать определенный момент . Сфотографировать или снять на камеру. Сейчас все современные гаджеты снабжены встроенной фотокамерой. На самом деле это очень удобно;

Связь с одноклассниками и учителями. Очень хороши специальные блоги и группы в соцсетях, создаваемые для учеников определенного класса. Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные произведения.

Выполнение заданий. Учитель может выдавать дистанционно задания ученикам и они их могут выполнять, как лично, так и совместно. Совместная подготовка проектов, рефератов и других заданий.

Минусы использования гаджетов и ПК

Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:

1. Уход от реальности. В современном мире людей окутывает такое множество страхов, внутренних комплексов и тревог, что они буквально не могут оставаться наедине с самим собой. Чувство страха заставляет их бежать от реальности, отвлекаясь с помощью гаджетов. Музыка, игры, постоянный просмотр социальных сетей помогает заглушить свой внутренний голос и создать самому себе иллюзию того, что в их жизни все в порядке;

2. Зависимость. Зависимость от использования гаджетов прослеживается у большинства их пользователей. Пролистнуть новостную ленту социальных сетей, просмотреть фотографии в Инстаграмме, поставить лайки, написать комментарии. Или же наоборот, выставить очередную фотографию себя любимого где-нибудь, а потом заходить через каждую минуту и смотреть, не появился ли к ней новый комментарий.

3. Жизнь в виртуальном мире . Пообщаться с друзьями не при личной встрече, а по скайпу. Перекинуться смс-ками , познакомиться на сайте знакомств. Поддерживать статус своей страницы в социальных сетях, редактировать новые и новые фотографии для своего профиля. Виртуальный мир полностью захватил все наше время.

4. Гонка за новинками. Создатели гаджетов извлекают из такого массового помешательства свою выгоду, выпуская все новые и новые модели. Более удобные, совершенные, функциональные. А стоят они совсем не дешево. Устаревшие модели выходят из моды, снимаются с продаж, а по телевизору нам показывают все преимущества новых технологий. И мы загораемся, тратим ценное время своей жизни ради того, чтобы на последние деньги купить более совершенный гаджет.

Гаджеты и успеваемость

Многие родители стараются как можно раньше приобрести для своего ребенка персональный компьютер, который, по их мнению, является первоочередным помощником в учебе. Однако ученые утверждают, что наличие дома компьютера оказывает отрицательный эффект на школьную успеваемость

В 2010-2015 гг. проведены исследования 150 тыс. школьников в возрасте от 10 до 14 лет, в которых изучали информацию о владельцах компьютеров и сравнивали годовые отметки по основным дисциплинам до и после покупки домашнего компьютера. В результате установлен умеренный, но вполне заметный отрицательный эффект, вызванный доступностью компьютера.

Причина такого положения объясняется тем, что в основном школьники компьютер используют для игровой и коммуникативной деятельности посредством Интернета, и лишь немногие используют его для поиска полезной информации.

Чрезмерное увлечение тинэйджеров гаджетами и глобальной сетью, безусловно, влияет на успеваемость. Гаджеты ухудшают внимательность учащихся и не позволяют им концентрироваться на том, что происходит на уроке, говорят эксперты. Таким образом, педагоги, психологи и исследователи во всем мире все чаще говорят о пагубном влиянии социальных сетей и Интернета в целом на сознание и успеваемость школьников.

Гаджеты и Русский язык

Влияние на здоровье

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп школьников показал, что дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

Ученые и психологи отмечают:

во-первых , у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.

Во-вторых , постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.

В-третьих , регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.

в-четвертых , постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к ухудшению кровоснабжения головного мозга, воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.

Симптомы зависимости

Специалисты выделяют следующие симптомы компьютерной, гаджет- или интернет-зависимости:

Фанатичное отслеживание новинок техники и неконтролируемое желание их получать (частые просьбы купить устройство, капризы и истерики, если этого не происходит)

Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером, зайти в Интернет и т.д.

Отсутствие других интересов, целей и стремлений – школьник забывает обо всем и не имеет других радостей, все время проводит только с устройством

Пренебрежение семьей и друзьями: члены семьи и друзья отходят на второй план – ребенок практически не общается с ними

Возникновение проблем в школе (проблемы с поведением, прогулы, плохие отметки и т.д.)

Негативная реакция (плач, агрессия, истерика, обида и др.) на попытки ограничить работу с устройством

Конечно, у школьников настоящая зависимость от гаджетов формируется достаточно редко. Но если появился хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, то это уже является тревожным звоночком для родителей. В этом случае необходимо срочно отвлечь ребенка от пагубного воздействия ПК или гаджета.

Правила использования компьютеров и гаджетов детьми

Чтобы избежать ненужных проблем от слишком частого или неправильного использования ПК и гаджетов, необходимо помнить, что:

В раннем возрасте работа должна протекать под контролем родителей

Расстояние от глаз до дисплея устройства должно составлять 50-70 см

Яркость дисплея должна быть низкой

При использовании устройства локти ребенка не должны висеть – необходима опора

Под компьютерным столом рекомендуется установить подставку для ног, чтобы предотвратить негативное воздействие на них длительного сидения

При работе с устройством спина школьника должна быть прямой

Родителям стоит строго ограничивать время ребенка, которое он проводит за современными мультимедийными гаджетами. Необходимо больше акцентировать внимание ребят на подвижных играх, на времяпровождении на природе и занятиях спортом.

Стоит помнить, что ребенок не должен постоянно сидеть в виртуальном мире. Время на компьютер должно ограничиваться родителем и составлять в 6-8 лет – не более часа; в 9-16 лет – не более 2-3 часов в день для школьников. Этого времени достаточно, чтобы чадо не отстало в технических знаниях от сверстников, но и не сформировало у себя компьютерную зависимость. Также особое внимание стоит обратить на то, что конкретно делает ребенок на компьютере. Обращайте внимание на возрастные ограничения.

В особо сложных случая, когда ребенок ведет себя совсем неадекватно при запрете планшета лучше всего обратиться к помощи специалиста – детского психолога.

Как предотвратить зависимость

Для того чтобы увлечение устройством не переросло в настоящую тягу или для того чтобы скорректировать уже начавшуюся формироваться зависимость, необходимо:

Найти для ребенка другие интересы. Попробуйте увлечь его чем то не связанным с электронными устройствами. Это могут быть прогулки, катание на велосипеде, чтение книг, плетение из бисера и многое другое. Посмотрите, что вызывает у Вашего ребенка наибольший интерес и культивируйте это.

Стараться больше времени проводить с ребенком. Совместные прогулки, игры, беседы, обсуждения интересных вопросов (книг, фильмов, музыки, истории и т.д.) помогут ребенку не только избежать зависимости от гаджета, но и улучшат Ваши отношения, и позволят малышу почувствовать свою значимость.

Компьютеры и гаджеты – весьма полезные в обучении устройства. Однако они могут стать злом, если неправильно или слишком часто использовать их, если на них сосредоточены все интересы. Чтобы избежать этого, родителям необходимо больше внимания уделять детям и при необходимости контролировать использование устройств.

Анна Александровна Моисеенкова

Теоретическое значение исследования заключается в раскрытии влияния смартфона на организм школьника.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты исследования для коррекции поведения школьников.

Объектом настоящего исследования является влияние смартфона на современного подростка.

Предмет исследования: поведение школьников, использующих смартфоны.

Новизна работы состоит в том, что смартфоны – это техническое изобретение, которое с каждым днем изменяется, совершенствуется.

Цель и задачи

Цель: исследование влияния смартфонов на организм школьника.

Задачи:

- Организовать поиск информации о влиянии гаджетов, в том числе смартфонов, на здоровье, поведение и успеваемость школьников.

- Провести анкетирование одноклассников и проанализировать полученные данные.

- Разработать памятку по безопасному использованию гаджетов.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_gadzhety.docx 205.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О. А. Лосика

Руководитель: Моисеенкова Анна Александровна

2020-2021 учебный год

Теоретическое значение исследования заключается в раскрытии влияния смартфона на организм школьника.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты исследования для коррекции поведения школьников.

Объектом настоящего исследования является влияние смартфона на современного подростка.

Предмет исследования: поведение школьников, использующих смартфоны.

Новизна работы состоит в том, что смартфоны – это техническое изобретение, которое с каждым днем изменяется, совершенствуется.

Цель: исследование влияния смартфонов на организм школьника.

- Организовать поиск информации о влиянии гаджетов, в том числе смартфонов, на здоровье, поведение и успеваемость школьников.

- Провести анкетирование одноклассников и проанализировать полученные данные.

- Разработать памятку по безопасному использованию гаджетов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ…………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..

Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы подростки понимали необходимость разумного использования гаджетов и применяли свои знания для сохранения собственного здоровья.

Для того, чтобы справедливо оценить влияние гаджетов, давайте рассмотрим все стороны: сделаем попытку проанализировать информацию из разных источников, сделать выводы, а также проведём опрос – анкетирование среди обучающихся 7 класса по данной теме.

2. Влияние гаджетов на здоровье

Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств:

- Во-первых, у подростков, часами проводящих за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие подростки не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы. Постоянное использование мышки может привести к тому, что у студента могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром, то есть однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов. От компьютера подросток не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой.

- Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.

- В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у подростков еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. Если подросток играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая, негативные последствия не заставят себя долго ждать.

- В-четвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.

3. Причины формирования зависимости и признаки зависимости от мобильных устройств.

Причины возникновения зависимости от гаджетов могут быть следующими. Многие родители, беспокоясь о том, что сильное влияние компьютерных игр может пагубно отразиться на ребенке, забывают, что зачастую сами провоцируют появление зависимости. Поэтому важно понимать, почему дети начинают активно интересоваться компьютером или планшетом и забывают о других играх. Основные причины возникновения повышенного интереса к гаджетам можно выделить следующие:

1). Часто мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т.д. Для редких случаев это единственный выход (например, долгая поездка), однако ежедневное злоупотребление формирует стойкую привычку.

2). Во многих семьях поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка.

3). Опасаясь жестоких игр, родители перенаправляют интерес ребенка на более спокойные и развивающие игрушки. При этом папы и мамы забывают регулировать время, проведенное за такими развлечениями. Влияние компьютерных игр на психику ребенка несколько снижается, однако зависимость от гаджета все равно формируется. Гораздо полезней было бы заменить обучение на компьютере рисованием или прогулкой.

4). Нередко компьютер используется в качестве поощрения за хорошее поведение или проделанную работу, что также может сформировать зависимость. Ребенок воспринимает компьютерную игру как свое неотъемлемое право и отказывается замещать ее чем-либо или сокращать время, проводимое за ПК.

5). Помимо всего вышесказанного вред от планшетов и смартфонов еще и носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми и мультимедийными приложениями, что мешает полноценному общению, а впоследствии делает несовершеннолетнего человека раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий.

Одним из важнейших факторов негативного влияния компьютерных игр на детей является то, что игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает. Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось. Такие игры вызывают зависимость у ребёнка. Выявление зависимости у ребёнка - это сложный полифункциональный процесс. Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы:

- Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.

- Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета?

- Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав кушать, играть или спать?

- Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

-увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

- пренебрежение семьей и друзьями;

- ощущения пустоты, депрессии, раздражения вне компьютером;

- ложь членам семьи о своей деятельности.

- синдром капельного канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

- сухость в глазах;

- головные боли по типу мигрени;

- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

- пренебрежение личной гигиеной;

- расстройства сна, изменение режима сна.

Если вы отметили у себя 5 пунктов и более — это повод задуматься о зависимости. Возможно, стоит начать с ограничения времени в использовании этого устройства. Обращаться же к врачу стоит, если 9 из 10 пунктов соответствуют вашей жизни. Не стоит списывать частые звонки и контакты с помощью смартфона на необходимость. Конечно, есть ситуации, которые связаны с общением, но стоит проследить, что люди часто начинают зависеть не от нужных звонков, а от игр или регулярной проверки социальных сетей.

В качестве практической части было решено провести тестирование, чтобы выяснить зависимость от гаджетов и как они влияют на состояние здоровья. Тестирование проводилось по опроснику, созданному в результате работы над работой. Во время исследований было опрошено 50 респондентов. Все респонденты являются учениками 7А и 7Б класса.

  1. обучающиеся проведут один учебный день без своего электронного устройства.


Эти симптомы исчезли при возобновлении пользованием сотовым телефоном.

На основании полученных результатов можно предположить наличие зависимости гаджета у некоторых обучающихся.

Обработав полученную информацию, мы выделили симптомы мобильной зависимости:

  • говорить по мобильному проще, чем без него;
  • любую свободную минуту хочется потратить на общение с помощью телефона;
  • постоянное ожидание звонка;
  • отсутствие (забыл, забрали и т.д.) телефона вызывает огромный дискомфорт;
  • стремление закачать все самое свежее (всегда включен bluetooth или Интернет);
  • желание поменять свой телефон на более совершенный;
  • хочется постоянно держать телефон на виду;
  • наличие нескольких SIM- карт в телефоне.

Степени мобильной зависимости

2.С помощью опроса нам нужно было установит, соблюдают ли школьники гигиенические правила при работе за ПК, чувствуют ли они изменения в своём теле при работе за ПК и другими гаджетами.

1. Что значит для Вас понятие гаджет?

а) Средство общения б) Помощь в домашней работе

в) Он нужен, что бы играть в игры


Вывод: В результате удалось установить, что более 90 % опрошенных школьников используют гаджет не для чтения или учёбы, а для общения в соц. - сетях.

  1. Ваше самочувствие после использования гаджетов?

а) Замечательно б) Неплохо в) Мне не очень хорошо после использования компьютера


Вывод: В результате нам удалось выяснить что около 50% школьников (ответивших на этот вопрос) ощущают заметный спад активности. Вследствие чего могут испытывать дискомфорт в теле.

  1. Какое расстояние от Ваших глаз до монитора вы считаете безопасным для Ваших глазных яблок?

а)10-20см б) 50-60см в) 90-120см г) любое безопасно


Вывод: более 70% опрошенных знают нормы при работе за ПК, но не соблюдают их либо не пользуются ими и несерьёзно относятся к ним.

  1. В какой позе Вы предпочитаете работать за компьютером?

а) Всегда сижу прямо б) Сижу за компьютером сгорбившись, опираясь на локти в) Никогда не обращал внимания на это


Вывод: В результате нам удалось выяснить что большинство обучающихся (около 55% опрошенных) не замечают, как они сидят при работе за ПК. Вследствие чего испытывают дискомфорт после работы за ПК (боль в спине плечах и пояснице)

а) Обычную б) Электронную


Вывод: По полученным данным большинство людей считают, что электронная книга более удобная вещь в дороге, чем обычная (более 95% респондентов).

а)2 б)3 в)4 г) Мне хорошо и без гаджетов


Вывод: Большая часть школьников не стремится за современными трендами и тенденциями и знают меру современным технологиям.

  1. Представьте, что вы родители. Сколько времени в день Вы разрешите вашему 10-летнему ребёнку проводить за компьютером (телефоном)?

а) 1 час б) 2 часа в) Ваш вариант_


Вывод: Очень печально, что большинство опрошенных возможно из за того что не соблюдают нормы сами, готовы в будущем позволять своим детям очень много проводить за ПК не зависимо от того зависим ли ребёнок или агрессивен( из за большого использования ПК).

  1. Ваше зрение: а) В норме-1,0 б) Больше 1: укажите какое____ в) Меньше 1: укажите какое____ г) Я ношу очки: да; нет


Вывод: По данным, которые мы получили при ответе на вопрос № 8 – у большинства учеников нормировано зрение, однако не исключается ухудшение в течение 1 года.

Общий вывод: в результате анкетирования мы выяснили, что более 80% обучающихся не соблюдают режим работы за ПК и смартфоном (публикация 1), также школьники, которые чувствуют напряжение, боль и сухость в глазах, не делают гимнастику для глаз (приложение №4) и не соблюдают гигиенические требования, предписанные офтальмологами, педиатрами и ортопедами. Более 60% не могут совладать с собой и отвлечься от ПК или смартфона, или ноутбука, а также мы обнаружили, что около 70% респондентов с каждым годом испытывают всё больше и больше отклонений со зрением в результате чрезмерного использования ПК и других электронных устройств, что помогает нам сделать ещё один негативный вывод в сторону чрезмерного влияния гаджетов на здоровье студентов.

Исходя из результатов тестирования, мы разработали памятку (приложение №3) для пользователя электронными гаджетами и специальные упражнения для расслабления глаз предложили на классном часе (приложение №4).

В современном мире почти невозможно отказаться от техники. Запретить пользоваться мобильными телефонами, как и другими гаджетами, невозможно, так как этот факт стал неотъемлемой частью жизни человека, но нужно помнить, что они таят в себе опасности, которые может избежать разумный пользователь.

В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что студенты, активно пользуются электронными гаджетами, при этом многие не соблюдают гигиенические требования к посадке и расстояние от экрана до глаз. В тоже время опрос продемонстрировал, что многие подростки проводят огромное количество времени (более 3 часов в день), используя электронные устройства и это значит, что их здоровью причиняется колоссальный вред.

Мы разработали памятки для наших сверстников с правилами пользования гаджетами ( Приложение №3 ), показали положительные и отрицательные стороны, выпустили буклеты.

Мы не можем судить о степени зависимости и привязанности, обучающихся к электронным гаджетам по результатам анкетирования, но предлагаем им иногда проходить тест самостоятельно и определить степень привязанности к гаджетам. ( Приложение 2). Хочется надеяться, что студенты прислушаются к нашим советам и сделают определенные выводы.

  • появилась возможность обучаться с помощью специально разработанных обучающих и развивающих программ (дистанционное обучение);
  • мобильная форма общения;
  • быстро и в любом месте можно найти необходимую информацию;
  • возможность чтения книг, нет необходимости брать тяжелую книгу;
  • дополнительные функции гаджета позволяют использование в качестве фотоаппарата, плеера, компьютера.


Статья посвящена проблеме влияния различных устройств для выхода в интернет и коммуникаций на психофизиологию подростков и детей. Когнитивные изменения рассматриваются в комплексе с физическим здоровьем и влиянием цифровых сервисов и платформ на мир и общение ребенка.

Ключевые слова: интернет, общение, гаджеты, взросление, детство, здоровье, компьютерные и мобильные игры, цифровые сервисы и платформы.

Мир меняется. Это заметно не нам, детям, родившимся в начале 2000-х годов, а нашим родителям. Мы родились при википедии, социальных сетях, голосовых помощниках, умных домах с умными роботами-пылесосами, и уже сейчас можем звонить и оплачивать покупки через наши часы.

В своем докладе я хочу показать различные возможности и риски влияния гаджетов на психологическое и физическое здоровье детей. Ведь этот новый мир не только пугает наших родителей и взрослых, но и расширяет наши возможности в общении. Хотя для реализации всех возможностей необходимо еще изучать иностранные языки, учиться использовать новые программы и применять функции гаджетов.

Окей, Алиса, давай расскажем, что происходит с нашим детством!

Цифровизация нашего детства

Часть родителей находят удобным, что, предлагая гаджет своему ребенку, они получают пару часов свободного времени. Потом они сталкиваются с проблемами нашего развития и воспитания, но мы об этом поговорим позже. Важно запомнить, что телевизор, планшет, смартфон и компьютер стали гаджетами, с которыми растут современные дети.

- дети в Интернете играют в онлайн-игры — 59 % детей, смотрят видео — 53 %, изучают образовательный контент — 42 %. Стоит отметить, что дети до 7 лет чаще смотрят видео, а дети постарше больше тратят время на игры. Я играю каждый день по 1,5–3 часа;

- почти 80 % родителей говорят, что следят за тем, что делают их дети в Интернете, а 20 % не делают этого;

- дети, как я, которым сейчас 8–11 лет, чаще начинали пользоваться Интернетом в 6–7 лет. Малыши, которым сейчас 5–7 лет, чаще становились интернет-пользователями в 4–5 лет. Кстати, в Европе средний возраст попадания детей в Интернет через гаджеты также варьируется в 4–5 годами.

Основная проблема использования гаджетов с раннего возраста заключается в том, что мы не можем сами регулировать время его использования и проводим в нем все больше и больше времени в ущерб традиционным занятиям. Ну и важно понимать, что дети часто сами плывут по Интернету, где много информации с которой нам рано сталкиваться или которая опасна для детей. Да, можно защитить с помощью специальных программ и настроек домашней сети, но большинство взрослых в этом плохо разбираются.

Исследование Фонда развития Интернета — отечественной организации, которая является лидером научных исследований цифровизации детства, — показало, что только за 3 года — с 2013 по 2016 год доля детей, находящихся в Интернете или играющих в смартфон около 8 часов в сутки (это почти 3,5 месяца в году) выросла с 14 % до 32 %. Я сама нахожусь в средней группе риска и провожу с гаджетами минимум 3 часа в день.

Все это приводит к тому, что дети практически всегда сталкиваются с зависимостью от Интернета и гаджетов. Доходит до того, что многие не могут с ними расставаться даже во время нахождения в классе во время уроков. Мы теряем контроль над временем нахождения с гаджетами, а еще нам плохо, и мы волнуемся, становимся агрессивными или подавленными, проводя больше времени с ними в ущерб другим формам поведения. Психологи называют это синдромом отмены и заменой реальности.

Конечно, есть и более позитивные проявления. Мы лучше пользуемся разными гаджетами и сервисами, быстрее находим информацию и лучше понимаем эмодзи и мемы. Да и в играх, где важна реакция, мы быстро обыгрываем взрослых игроков. Многие считают, что это из-за нашей многозадачности, но мнения о том, хорошо это или плохо, разделились.

Окей, гугл, что такое многозадачность?!

Многозадачность, память и внимание

Наиболее сильное влияние зависание в гаджетах и в Интернете оказывает на детскую память и внимание. Российские педиатры и детские психологи уже давно бьют тревогу по поводу того, что нам сложнее удерживать внимание длительное время, что мы относимся к Интернету, как внешнему банку памяти и запоминаем, как искать информацию, но не сами факты. Наша память не тренируется, а мы думаем, что она отлично работает, так как мы быстро находим подсказки в Интернете. Это как решать математические задачки с калькулятором. Потом его можно использовать, но в начале изучения математики мы должны тренировать свой мозг и память.

Еще многозадачность не работает так, как нам кажется. Наш мозг обрабатывает информацию, планирует долговременные цели (закончить год на 5-ки в четверти), запоминает незаконченные задачи (сделать домашние задачи и подготовить выступление на уроке), разделяет большие задания на мелкие части и доводит их до завершения (дописать этот доклад).

Информацию, связанную с одним делом, мозг успевает обработать, с двумя — уже сложнее, скорость обработки значительно уменьшается. В то же время эта скорость может существенно возрастать благодаря практике и тренировкам, и нам, детям, это делать легче и удобнее, но мы сильнее устаем, хуже мыслим и запоминаем информацию.

Те же ученые бьют тревогу, так как они считают, что нам будет сложно воспринимать какую-либо ситуацию в целом, видеть общее за частностями, рассуждать абстрактно и планировать заранее, откладывать поощрение на будущее.

О чем же я еще хотела вам рассказать? Забыла. Алиса, напомни мне?!

Зрение и осанка

Точно! Помимо педиатров и психологов тревогу бьют окулисты и ортопеды. Постоянное использование гаджетов резко ухудшает работу нашего скелета, мышц и глаз. Дети плохо видят, у них болят кисти рук, шея и спина.

Ну и конечно осанка тоже страдает. Врачи отмечают, что общее ухудшение зрения у детей и подростков напрямую связано с проблемами позвоночника, нарушением осанки и недостатком дневного света. Это влияет на кровоснабжение мозга и соответственно и на нормальную работу глаз, а естественный дневной свет влияет на правильный рост глазного яблока, предотвращая его быстрые скачки.

В 2020 году из-за пандемии мы много гуляли в старой части Самары, где мало прохожих. Были дни, когда мы проходили по 10–15 км, я уставала так много ходить, но думаю, это хорошо влияло на мое зрение.

Есть специальные очки, которые позволяют снизить влияние излучения экрана на глаза человека. Такие очки пригодятся не только взрослым, когда они работают за компьютером, но и детям, когда они смотрят телевизор. Еще нужно выставлять яркость экранов гаджетов не на полную мощность и следить за общим освещением в комнате.

- при наклоне головы на 15 градусов нагрузка на спину возрастает до 12 кг;

- наклон в 30 градусов увеличивает нагрузку до 18 кг;

- 45 градусов прибавляет позвоночному столбу еще 22 кг;

- наклон в 60 градусов увеличит нагрузку до 27 кг.

У нас голова полегче, но сидим мы за гаджетами дольше. Хотя мой папа, кажется, больше всех в семье сидит за гаджетами, надо с ним поговорить про это!

Siri, что можно с этим сделать?

Заключение: как сделать использование гаджетов удобнее

Большинство взрослых считают, что надо запрещать гаджеты и строго контролировать время нахождения в Интернете. Петербургский семейный и возрастной психолог Катерина Мурашова провела серию экспериментов в 2017 году:

Она замерила еженедельное время за гаджетами и в Интернете у детей с тремя типами контроля родителей:

  1. Четкое нормирование Интернета и игр по времени. Например, 1,5 часа в день. Участвовало 19 семей.
  2. Спорадический контроль и запреты. Правила и ограничения озвучены, но за ними особо не следят. Ситуативно наказывают. Участвовало 23 семьи.
  3. Не контролируют и не ограничивают. Участвовало 6 семей.

Результаты исследования удивили всех:

1 группа: 7 часов заявлено и 21,7 часа на практике;

2 группа: 11,5/24,3 часов соответственно;

3 группа: 25/23,7 часов соответственно.

Как видите, контроль с правилами не совсем правильное решение. Вот что мне кажется может подойти для взрослых и их детей:

- детям с 7 до 11 лет, у которых если есть гаджеты, установить бесплатную программу, которая ограничивала бы сидение за гаджетами без перерывов и по общему времени;

- следить за освещением в квартире;

- больше находить время на совместные прогулки и помощь в нахождении новых друзей во дворе, с кем можно гулять. Для нашего поколения это проблема;

- купить специальные очки и помогать их использовать;

- самим носить очки и тоже следить за своим зависанием в гаджетах и играх.

Я считаю, что игры полезны, как и, например, уборка под музыку, но еще нужна альтернатива. Книги, которые интересно читать, друзья, с которыми можно гулять, родители, у которых есть свободное время на своих детей. Хоть немножко. Это поможет нам, вашим детям, быть более здоровыми и веселыми!

Ключевые слова

Интернет, общение, здоровье, детство, гаджеты, взросление, компьютерные и мобильные игры, цифровые сервисы и платформы

интернет, общение, гаджеты, взросление, детство, здоровье, компьютерные и мобильные игры, цифровые сервисы и платформы

Вред гаджетов для детей

М ир изменился. За последние 100–200 лет поменялось всё: образ жизни людей, ценности и приоритеты. Если раньше родители переживали, когда ребёнок сутками пропадает на улице, то сегодня всё наоборот — переживать стоит тогда, когда ребёнок не выходит из дома.

Нет, речь не идёт о контроле над эмоциями, напротив, их просто нет. И тут возникают две проблемы. Во–первых, человек не способен адекватно эмоционально реагировать на происходящее, второе, не способен понять эмоции и чувства других людей. Почему так происходит?

Уже стало чуть ли не признаком хорошего тона все проблемы в воспитании детей валить на интернет, компьютер, смартфон и иже с ними. Но на сей раз ситуация обстоит именно так. Онлайн общение и постоянное пребывание в разного рода виртуальной реальности постепенно приводит к эмоциональной тупости.

Проблема также и в том, что современный ребёнок получает в десятки раз больше информации, чем его сверстник ещё 100 или даже 50 лет назад. И ничего хорошего в этом нет по той причине, что информация эта чаще всего негативная. Негативная и позитивная информация — понятия, разумеется, условные, но тут идёт речь о том, что большая часть информации, с которой мы сталкиваемся, не ведёт нас к развитию, а чаще скорее наоборот.

К примеру, уже многие поняли, что информация из телевизора подаётся так, как это нужно тому, кто этот процесс оплачивает — внимание человека концентрируется на нужных вещах, чтобы человек думал в том или ином направлении. Но сегодня у многих есть такая иллюзия, что в интернете есть свобода выбора. Отчасти это так, но, объективно говоря, негативной информации, то есть той, которая не ведёт к развитию, в разы больше, чем противоположной.

Не следует также забывать и о том, что сама наша психика (так задумано природой) заточена на то, что негативная информация быстрее и активнее привлекает внимание. Природа так задумала с целью выживания вида, чтобы опасность всегда воспринималась остро и болезненно. Но с развитием IT–технологий эта особенность нашей психики всё больше приносит нам вред.


Вред гаджетов для здоровья детей

Можно долго рассуждать о том, что такое сознание. Это то, что управляет материей, или некая особенность психики, способность индивида, собственно, осознавать себя самого и происходящее вокруг. Не будем углубляться в философский аспект этого понятия, можно даже принять точку зрения, что сознание — лишь продукт деятельности мозга.

Это сейчас не так важно. Важнее другое — наше сознание не всегда управляется нами. С точки зрения психологии, сознание оказывает лишь 5% влияния на нашу жизнь, всё остальное — это влияние подсознания.

Нобелевский Лауреат Даниэль Канеман пришёл к выводу, что чаще всего поступки человека идут вразрез с элементарной логикой.

Как влияют гаджеты на детей? Собственно, гаджеты влияют на всех людей без исключения, но учитывая, что у детей психика ещё не сформирована, влияние гаджета на психику ребёнка может стать роковым. В психологии существует такое понятие, как гипногештальт. Говоря компьютерным языком, это своего рода вредоносная программа, вирус.

Вред гаджетов для детей: исследования

По словам Даниеля Канемана, в нас как бы живут две личности, точнее, два способа принятия решений. И в идеале они работают сбалансированно, а в патологии — нет. Первый способ принятия решений — автоматический. Название говорит само за себя. Это принятие решений на автомате. Проще говоря, рефлекторно. Утром надо почистить зубы, при звонке телефона — нажать такую–то кнопку, при встрече со знакомым — поздороваться.

Вторая система принятия решений — личностная, в этом случае нужно, что называется, включить голову. Это происходит в тех случаях, когда ситуация выходит за рамки накопленного опыта и нужно принять нестандартное решение. В первом случае энергопотребление мозга минимальное, во втором — максимальное. И совершенно естественно, что наш организм старается выбирать всегда первый вариант, доводя всё до автоматизма.

С одной стороны, это позитивно, так как позволяет экономить энергию. С другой стороны, человек становится невосприимчивым к новой информации и продолжает жить выученными шаблонами, которые порой теряют актуальность. У нетерпеливого читателя может возникнуть вопрос: причём тут вред гаджетов для детей? Тут всё просто, как уже сказано выше, за последние даже 30 лет информационная среда стала более агрессивной, и сегодня ребёнок получает гораздо большие объёмы информации, чем его сверстник ещё в 70–80 годах.

Можно провести исторические параллели — именно 20–й век стал насыщен различными социально-экономическими потрясениями и важными событиями, и это произошло лишь потому, что СМИ постепенно стали расширять зону влияния. Сегодня та или иная идея распространяется со скоростью света, а точнее, со скоростью интернета. Если сравнивать книгу или газету с интернетом, то совершенно очевидно, что по сравнению с ними интернет позволяет распространять информацию в разы быстрее и в гораздо большем объёме.


И с появлением смартфона начался процесс непрерывного потребления информации. И это таит в себе огромную опасность, так как у человека формируется привычка постоянно потреблять информацию, своего рода зависимость. Это легко можно увидеть по тому, как люди часто даже во время еды не выпускают гаджет из рук. А теперь сравним: если раньше человек получал информацию из газеты, которой уделял 30–40 минут в день максимум, то теперь поток информации оказывает воздействие на сознание непрерывно. И если психика взрослого ещё как–то может эту информацию фильтровать, хотя это тоже большая иллюзия во многом, то психика ребёнка все впитывает, как губка.

Ничего конструктивного вы там скорее всего не найдёте. И такой ритм получения информации создаёт стойкую привычку у человека в будущем уже самостоятельно искать именно аналогичную информацию и быть восприимчивым только к ней.

Наша личность сформирована нейронными связями. И большинство из них закладываются в детстве. Привычка получать информацию из гаджета, а не путём выстраивания социальных связей с людьми опять–таки приводит к социальной не адаптации. И если раньше ребёнка во многом воспитывали родители, то сегодня, как ни парадоксально звучит, родители вообще имеют малое отношение к формированию личности ребёнка, во многом ребёнка воспитывает гаджет.

По словам Манфреда Шпицера, при постоянном контакте с гаджетами у молодёжи начинает разрушаться память и способность к концентрации внимания, то есть формируется рассеянность. И также он упоминает о том, что имеют место быть и расстройства эмоциональной сферы.

И далее Шпицер пишет о том, что компьютеры и смартфоны — это вовсе не чума 21 века, просто нужно осознанно относиться к их использованию. Поэтому важно понимать, что никто не призывает остановить технологический прогресс и вернуться в каменный век, просто нужно грамотно использовать все достижения науки и техники, чтобы они приносили пользу. К примеру, тот же интернет и гаджеты открыли возможности для онлайн–преподавания йоги. И это позволяет наладить связь между преподавателем и практикующим, даже если они находятся на разных концах планеты.


Что делать?

Да, гаджеты вредны для детей. Как мы можем видеть, это факт, который подтверждается и учёными, и статистическими исследованиями. Проблема гаджетов — это потеря связи с реальностью. Человек начинает жить в виртуальном мире, причём, надо понимать, сформированном не с самыми лучшими побуждениями. Большая часть информации, которую мы потребляем, поставляется теми, кто хочет нам что–то продать, в чём–то нас убедить и так далее.

Как только ребёнок поймёт, что он способен побеждать не только в каких–то онлайн игрушках, но и в реальной жизни, это станет ему гораздо более интересно, чем какой–то виртуальный мир, который с выключением гаджета исчезает так же, как сон. Поэтому всё, что нужно, — это заменить зависимость от гаджета на зависимость от чего–либо конструктивного.

Читайте также: