Владимир дмитриевич лавриненков доклад

Обновлено: 05.07.2024

В августе их пару (Н. Тильченко имел тогда 6 побед, а Лавриненков — 4) перевели в 4-й иап, летчики которого в то время были вооружены истребителями Як-7Б. Вскоре полк, пополненный людьми и перевооруженный на новейшие в то время истребители Як-7Б, был направлен на главное направление — на Сталинградский фронт. За три месяца боев в составе 4-го иап Лавриненков стал ведущим, одержал 3 победы… В конце октября командир полка А. Морозов объявил, что Амет-хан, Борисов и Лавриненков откомандировываются в 9-й гиап. После перевооружения на Як-1 полк приступил к боевой работе с аэродромов Зеты и Трудолюбие. С этим полком была связана вся дальнейшая ратная судьба Лавриненкова. С ним он прошел путь от Сталинграда до Берлина, от рядового летчика до командира полка.

В феврале 1943 г. гвардии подполковник Л. Шестаков подписал представление замкомэска 9-го гиап гвардии мл. лейтенанта Лавриненкова к званию Героя Советского Союза. К тому времени он провел 322 боевых вылета, в 78 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 11 самолетов противника.

После возвращения в полк командир А. Морозов дал Лавриненкову отдохнуть, восстановиться морально и физически, предоставив отпуск домой, в деревню, где жили мать, шестеро братьев и сестер.

Здесь он родился 17 мая 1917 г., отсюда отец послал его в фабзавуч; хотел видеть сына столяром. Но жизнь открывала перед молодежью новые возможности, давала иные ориентиры… В Донбассе, куда привели его поиски заработка, он окончил аэроклуб, получил направление в летное училище.

1 июля 1944 г. ему было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, а в августе, во время перевооружения на Ла-7, он был назначен командиром 9-го гиап. Под его руководством летчики полка сражались в Прибалтике и Восточной Пруссии, участвовали в Берлинской операции.

Лавриненков совершил за войну 448 боевых вылетов, провел 134 воздушных боя, лично сбил 35 и в группе 11 самолетов противника. После войны полковник Лавриненков командовал авиадивизией, летал на реактивных боевых машинах. В 1948 г. окончил Военную академию имени Фрунзе, а в 1954 г. — Военную академию Генштаба. Служил в войсках ПВО. В 1971 г. ему было присвоено звание генерал-полковника. В 1977 г. он назначен заместителем начальника Гражданской обороны УССР, а в 1984 г. — военным консультантом Киевского военного училища ПВО. Умер 14 января 1988 г.

Дважды Герой Советского Союза (1.5.43, 1.7.44). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 6 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

Владимир Святой (Владимир Красно Солнышко)

7.2. ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

Глава 17 Художник Владимир Семенович Зотов (1904-1978) и ботаник Владимир Николаевич Дегтярев (1881-1938)

Глава 17 Художник Владимир Семенович Зотов (1904-1978) и ботаник Владимир Николаевич Дегтярев (1881-1938) В основном, в очерках в этой книге рассказывается о людях, чья жизнь оставила заметный след в жизни нашей страны. Но нет числа потенциально великих поэтов, художников,

Юрий Дмитриевич

МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ СКОБЕЛЕВ

МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ СКОБЕЛЕВ (1843-1882) Герой освобождения Болгарии. Русский полководец. Генерал от инфантерии. Имя "Белого" генерала Скобелева в 70-80 годах XIX века было поразительно популярно в рядах русской армии, в России. Его называли при жизни "вторым Суворовым", "Суворову

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ Новый московский князь вступил на престол еще юношей, но уже совершеннолетним, ему было 18 лет. К тому же Василий Дмитриевич успел пройти короткую, но полную опасностей жизненную школу. В двенадцатилетнем возрасте Василий ездил в Орду тягаться о великом

Булаев Александр Дмитриевич

Булаев Александр Дмитриевич Результативнейший летчик ВВС РККА во время советско-финляндской войны. Будучи командиром звена в эскадрилье А. Шинкаренко, Булаев совершил 120 боевых вылетов со льда карельских озер, участвовал в 40 штурмовках, 20 воздушных боях, лично сбил 9

Горелов Сергей Дмитриевич

Горелов Сергей Дмитриевич Родился 23 июня 1920 г. в селе Монастырщина Тульской губернии. Окон— чил Московский химический техникум, а в 1940 г. — Борисоглебское военное авиационное училище летчиков.Начал воевать в июле 1941 г. под Львовом. Летал в составе 165-го иап на И-16 и И-153.

Гребенев Аркадий Дмитриевич

Гребенев Аркадий Дмитриевич Родился 29 июля 1919 г. в деревне Гребени Вятской губернии. Работал на мебельной фабрике в Ленинграде. В 1940 г. окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков.На фронте с 1941 г. В 1943 г. окончил авиационные курсы усовершенствования штурманов.

Гулаев Николай Дмитриевич

Гулаев Николай Дмитриевич Даже среди далеко неординарных летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделяется своей колоритностью. Только он, человек беспримерной отваги, сумел провести 10 сверхрезультативных боев, одну из своих побед одержал тараном. Его

Костылев Георгий Дмитриевич

Лихобабин Иван Дмитриевич

Лихобабин Иван Дмитриевич Родился 27 января 1916 г. в селе Ширяево Воронежской губернии. Окончил 7 классов, экстерном окончил рабфак и поступил в техникум советской торговли, одновременно занимаясь в аэроклубе. В 1940 г. окончил летное училище. На фронте Лихобабин с ноября 1941 г.

Якименко Антон Дмитриевич

Скобелев Михаил Дмитриевич

ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ

ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ (р. 1371 — ум. 1425)Великий князь московский (1389–1425). Сын Дмитрия Ивановича Донского и великой княгини Евдокии, дочери великого князя суздальского Дмитрия Константиновича. В 1383 г. 12-летним отроком Василий I был отослан отцом в Орду на ханский суд с князем

ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1373 — ум. 1434)Великий князь московский (1433, 1434). Сын Дмитрия Ивановича Донского и суздальской княгини Евдокии Дмитриевны.Юрий Дмитриевич решил оспорить завещание Василия I Дмитриевича и поддержать старый порядок престолонаследия от брата к брату. Суд в

Лётчик Лавриненков Владимир Дмитриевич

Родился 17 мая 1919 года в деревне Птахино Починковского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПCC с 1942 года. В 1934 году окончил семилетку и поступил в школу фабрично-заводского ученичества. Работал в Смоленске столяром. Поступил в аэроклуб.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. Оставлен в нём инструктором. Затем служил инструктором в Черниговской военной авиационной школе.


С июля 1941 года сержант В. Д. Лавриненков в действующей армии. До июня 1942 года воевал в составе 630-го ИАП. Первые боевые вылеты совершил на устаревшем истребителе И-15бис, который не мог догнать в воздухе даже бомбардировщики противника. В составе спешно формировавшегося полка, имевшего в наличии всего одну эскадрилью, Лавриненков вылетел на штурмовку танковой колонны врага западнее Ростова. Там он впервые встретился в небе с немецкими истребителями - этот бой едва не стоил ему жизни.


Сам пилот вспоминал о нем так: "В ту же секунду увидел, как промчавшийся мимо "Мессер" короткой очередью поджёг наш И-15бис. Потом чуть в стороне стал падать ещё один самолёт. Кто кого бьёт, я понял не сразу. Всё перемешалось, слилось в сплошную огненную карусель. В следующий миг 2 "Мессера" начали брать в клещи меня самого. Когда самолёт, шедший справа, чуть обошёл мою машину, я довернул на него и дал длинную очередь. Такую длинную, что опомнился, лишь когда умолк пулемёт. Патроны кончились, а "Мессеры" наседали. Вот - вот скрестят на мне пушечные трассы. И тогда я резко бросил "ястребок" вниз и понёсся к плавням, чтобы на их фоне слиться с землёй. "Мессеры" ринулись следом. Я прошёл прямо над верхушками деревьев, виляя из стороны в сторону. Фашисты открыли огонь, но их снаряды вонзались в болотистую почву, поднимая в воздух султанчики грязных брызг. "

До июля 1942 года - в составе 753-го ИАП, где летал уже на Як-1. С августа по октябрь 1942 года - в составе 4-го ИАП, где летал на Як-7. Затем, до конца войны, - в 9-м Гвардейском ИАП, где летал на Як-1, "Аэрокобре" и Ла-7.


В 9-м гвардейском истребительном авиационном полку В.Д. Лавриненков получил позывной "Сокол" и избрал номером своего самолёта - дату своего рождения - "17". Вскоре позывной "Сокол-17" гремел по всему фронту.

Период с 10 по 31 декабря 1942 года был одним из самых напряжённых в полку. Лётчики поднимались в небо почти ежедневно, по нескольку раз в сутки. За этот период В.Д. Лавриненков произвел 21 вылет, провёл 9 боёв, в которых сбил 3 самолёта противника.

В один из тех дней В.Д. Лавриненкову пришлось выполнять полёт на перехват группы немецких бомбардировщиков "Хейнкель-111", переоборудованных под транспортные самолёты. В группе, которую повёл командир эскадрильи А.Ф. Ковачевич, В.Д. Лавриненков шёл в составе ударной четвёрки вместе с Султаном Амет-Ханом, И.Г. Борисовым и Е.В. Будановой, летевшей у него ведомой.

Заметив ещё издали идущих "Хейнкелей", В.Д. Лавриненков набрал со своим звеном ещё 500 метров высоты, подал команду "Атакую! Прикрой", и пошёл на ведущую группу немецких самолётов. С первой же очереди ему удалось прошить фюзеляж "Хейнкеля", но и немецкий стрелок из турельной установки дал очередь по правой плоскости, на которой сразу же вскрылась большая часть перкалевой обшивки.

Управлять машиной стало очень трудно. Подбитый В.Д. Лавриненковым "Хейнкель" добил В.Е. Бондаренко. Ведомая Е.В. Буданова оберегала В.Д. Лавриненкова и подбадривала его до самой посадки. Он посадил самолёт, который, казалось, посадить уже было нельзя, и это было его и Е.В. Будановой подвигом.

Вовремя разгадывая тактику врага, В.Д. Лавриненков выходил из схваток с врагом не только победителем, но и умел уберечь свой самолёт от повреждений. Его "Як" с бортовым номером "17" чаще других самолётов приходил из боя без единой царапины. И когда полк пополнился новыми самолётами, В.Д. Лавриненков всё ещё летал на своём самолёте-ветеране.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за 322 боевых вылета, 78 воздушных боёв, 16 лично и в группе 11 сбитых самолётов противника гвардии младшему лейтенанту Владимиру Дмитриевичу Лавриненкову присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 957).


Выбросившись с парашютом, Владимир опустился на оккупированной территорию и в бессознательном состоянии был взят в плен. При нём не было ни орденов, ни документов - только последнее письмо из дому.

- Лавриненков? Эта фамилия нам известна, - обрадовался производивший допрос немецкий офицер. Владимир, конечно отрицал, что это его фамилия. Но у немецких разведчиков нашёлся альбом с фотографиями советских лётчиков, среди которых легко можно было узнать и характерное, бровастое лицо Лавриненкова. Отпираться было бесполезно, поэтому он удостоился даже некоторого уважения со стороны врага - ему устроили экскурсию на аэродром и хвастливо позволили осмотреть немецкие самолёты.

Чтобы более активно "искать и уничтожать врага", 9-й Гвардейский полк выдвинул свой аванпост к самому Чёрному морю, разместив в засаде эскадрилью на Кулигейских хуторах и действуя по коммуникациям противника Николаев — Одесса — Крым. Первой с этого аэродрома действовала эскадрилья А.В. Алелюхина, затем её сменили лётчики В.Д. Лавриненкова. Выполняя полёты с искусно замаскированного взлётно-посадочного поля, В.Д. Лавриненков и его ведомые уничтожали автомашины и цистерны, взрывали паровозы и истребляли фашистских солдат и офицеров.

30 января 1944 года три самолёта "Аэрокобра", во главе с В.Д. Лавриненковым, вылетели на свободную охоту в район Николаев — Одесса с задачей уничтожить самолёты транспортной авиации противника. В районе Владимировки лётчики заметили с высоты 1200 метров Ю-52, который шёл на бреющим полёте. После первой атаки наших лётчиков сверху и сзади "Юнкерс" продолжал идти прежним курсом. Тогда В.Д. Лавриненков зашёл на повторную атаку и с короткой дистанции зажёг вражеский самолёт, который сразу же пошёл на посадку. Наши лётчики преследовали его, и, когда из севшей на поле горящей машины стали выбегать немцы, они открыли огонь.


В один из тех дней эскадрилья В.Д. Лавриненкова барражировала в заданном районе, рассредоточившись на высоте. Сам командир занял место в верхней группе. Через некоторое время на горизонте появились едва заметные точки. Они все увеличивались в размерах, и вскоре В.Д. Лавриненков определил, что приближается группа "Юнкерсов".

Бомбардировщики шли плотным строем. Командир эскадрильи нацелил на них свою ударную группу, а сам стал высматривать, не появятся ли Ме-109 прикрытия. В их появлении он не сомневался. И действительно, вскоре увидел три пары вражеских истребителей, которые шли значительно ниже и, видимо, намеревались атаковать нашу ударную группу.

"Атакую! Прикрой!" - дал В.Д. Лавриненков команду ведомому и свалил самолёт в крутое пике. В тот момент, когда он выходил из пикирования, ему удалось взять в прицел ведущий "Мессер". Не мешкая, ударил очередью из пушки и зажёг вражеский самолёт. Но тут же услышал предупреждение ведомого: "Сзади "Мессеры"! Внимание!"

В.Д. Лавриненков оглянулся и увидел позади себя ещё две пары вражеских истребителей. Скольжением он изменил направление полёта, и огненные трассы противника пронеслись мимо. Выйдя из-под удара, В.Д. Лавриненков завязал ожесточённый бой с группой Ме-109, не давая им возможности атаковать нашу группу, действовавшую против "Юнкерсов". В этом бою он уничтожил ещё один "Мессер". В конце концов бомбардировщики противника покинули район боя, не сумев выполнить свою задачу. Вслед за ними убрались и "Мессеры".

В апреле 1944 года 9-й Одесский гвардейский Краснознамённый полк истребителей вёл непрерывные бои на Одесском и Крымском направлениях, поддерживая войска 4-го Украинского фронта.

10 апреля 1944 года, в день освобождения Одессы от немецких и румынских войск, выполняя задание по отсечению противника в районе Бочанко, группа, ведомая В.Д. Лавриненковым, встретила истребителей противника типа FW-190. В завязавшемся бою В.Д. Лавриненков, зайдя в хвост "Фоккеру", сбил его с первой атаки.

В тот же день, прикрывая наших штурмовиков в районе Мясниково, В.Д. Лавриненков заметил два FW-190, которые намеревались с высоты атаковать наши истребители. Он бросился сверху в атаку и, зайдя строго в хвост, прошил истребители противника пулемётной очередью.

Начав преследование отступившего противника по всему фронту, 12 апреля 1944 года, наши войска уже на следующий день освободили Симферополь и Евпаторию. Затем были освобождены Бахчисарай и Судак. 15 апреля лётчики полка поддерживали уже подвижные части наших войск в районе Севастополя.

В один из тех дней эскадрилья В.Д. Лавриненкова барражировала в заданном районе, ожидая встретить самолёты противника и предотвратить массированный налёт вражеской авиации на город. Ждать пришлось недолго. Вражеские бомбардировщики появились с северо-запада. Шли плотным строем, прикрытые "Мессерами".

В.Д. Лавриненков приказал лётчикам атаковать врагов, а сам с ведомым набрал высоту, чтобы связать боем вражеские истребители сопровождения.

Они увидели три пары Ме-109, которые шли ниже, высматривая наши истребители. В.Д. Лавриненков сделал заход со стороны солнца и врезался и строй "Мессеров", связав их боем. Тем временем лётчики его эскадрильи набросились на "Юнксрсы", сбили три, а остальные обратили в бегство, не допустив их к Севастополю. В этом бою В.Д. Лавриненков сбил два истребителя противника.

Спустя несколько дней В.Д. Лавриненков повёл эскадрилью на штурмовку Херсонесского аэродрома, где базировалась вражеская авиация. Всё было рассчитано и предусмотрено так, чтобы одна группа истребителей, приняв на себя огонь зениток, дала возможность остальным нашим самолётам несколькими эшелонами и с разных направлений наносить удары по аэродрому.

Принять огонь на себя выпало эскадрилье В.Д. Лавриненкова. В назначенный день и час группа под его командой направилась, как было задумано, в сторону моря. Пройдя километров 30-40 над морем, истребители развернулись и, снизившись почти до самой воды, скрытно подошли к аэродрому. Лишь километров за 10 до цели набрали высоту и сразу увидели на аэродроме выстроенные в ряды самолёты и позиции вражеских зенитных батарей, тут же открывших по ним огонь.

Первый шквал огня гвардейцы прошли и, когда зенитные батареи оказались далеко внизу, поняли, что "пронесло". Теперь заговорили пушки и пулемёты "Аэрокобр", поливая позиции фашистских зенитчиков огнём и свинцом.

Лётчиков охватил боевой азарт. Развернувшись, В.Д. Лавриненков подал команду повторить атаку. И снова свинцовый ливень обрушился на стоянки вражеских самолётов. Выйдя из атаки, гвардейцы увидели, как на аэродром ринулись ударные группы наших истребителей. До 20 самолётов было уничтожено на аэродроме Херсонес.

Когда на Сапун-горе был воздвигнут обелиск в честь освободителей Крыма, то имя Владимира Дмитриевича Лавриненкова было начертано на нём одним из первых.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за отвагу и мужество в боях, успешное командование эскадрильей, 34 сбитых лично вражеских самолётов гвардии майору Владимиру Дмитриевичу Лавриненкову вторично присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 20).

В августе 1944 года гвардии майор В.Д. Лавриненков стал командиром 9-го гвардейского Одесского истребительного авиационного полка, того самого полка, в который в сентябре 1943 года он пришел лётчиком, старшиной по званию, и где стал признанным советским асом.

Полк под командованием В.Д. Лавриненкова закончил переучивание на новых самолётах "Лавочкин-7" и вскоре снова сражался с немецкими захватчиками в небе Прибалтики, Восточной Пруссии и над Берлином.

27 октября 1944 года 9-й гвардейский истребительный авиационный полк перелетал на фронтовой аэродром у литовского местечка Руткишки, был зачислен в состав 303-й истребительной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии 1-й Воздушной армии, которой командовал генерал-майор авиации Георгий Нефёдович Захаров.

С первых дней боевых действий в Литве и Восточной Пруссии командование 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, весь лётный и технический состав старались оправдать в новых боях, в составе новой дивизии те высокие звания и награды, которые были завоеваны раньше.

Здесь гвардейцы встретились уже с другими — битыми фашистами. Вскоре выяснилось, что истребители противника избегают воздушных боев (даже над своей территорией), а при попытках навязать им бой, пикируют до бреющего полёта или же уходят в облачность, уклоняясь от схватки.

Перебазировавшись 26 января 1945 года на второй в Восточной Пруссии аэродром в посёлке Задлоу, полк уже 6 февраля располагался на немецком стационарном аэродроме Тилиаца, а с 11 февраля 1945 года - на аэродроме Либиау.


В апреле 1945 года наши войска начали штурм Кёнигсберга: три дня огнём и железом пробивали себе путь в крепость советские войска при активной поддержке авиации. Жаркие были эти дни и для лётчиков 9-го гвардейского истребительного авиационного полка.

За период Восточно-Прусской операции и штурма города-крепости Кёнигсберга полк произвёл 2075 боевых самолётовылетов.

9 апреля 1945 года город Кёнигсберг был взят штурмом нашими войсками и 92-тысячный гарнизон крепости капитулировал. В числе соединений и частей, отличившихся при штурме Кёнигсберга, был отмечен и 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, личный состав которого Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина от 10 апреля 1945 года был удостоен благодарности.

Красная Армия готовилась к последним и решительным боям на Берлинском направлении, к участию в которых привлекались наиболее подготовленные и заслуженные в боях части и соединения. Вылетая на боевые задания, лётчики полка горели желанием дать бой врагам, но встречающиеся изредка небольшие группы и одиночные фашистские самолёты спешили ретироваться и о бой с нашими лётчиками не вступали.

В берлинском небе закончил свой боевой путь 9-й Одесский гвардейский Краснознамённый истребительный авиационный полк. При этом, семь сбитых здесь самолётов противника подвели итог общего числа уничтоженных лётчиками полка фашистских стервятников, достигшего 506 самолётов. Под командованием В.Д. Лавриненкова полк заслужил 11 благодарностей Верховного Главнокомандующего и был удостоен награждения орденом Суворова.

Всего в годы войны В.Д. Лавриненков совершил 488 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 11 самолётов противника.

После окончания Великой Отечественной войны служил в войсках противовоздушной обороны. В 1945-1946 годах был командиром авиаполка. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. В 1949-1951 годах командовал авиационной дивизией. С 1951 года - начальник учебного центра истребительной авиации ПВО страны, затем слушатель Военной академии Генерального штаба, которую окончил в 1954 году.

В 1971 году В.Д. Лавриненкову было присвоено воинское звание "генерал-полковник авиации".

С 1977 года начальник штаба - заместитель начальника Гражданской обороны Украинской ССР, в 1984-1988 годах - военный консультант Военной академии войсковой ПВО имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского (город Киев) (с 1986 года - Военная академия ПВО Сухопутных войск). Был депутатом Верховного Совета Украинской ССР 7-го созыва.

Скончался 14 января 1988 года в Киеве. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.


Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, шестью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.



Пресса Геббельса негодовала: о Лавриненкове рассказывались небылицы, плелись слухи о его коварстве. Один из этих анекдотов приводится в книге Толерана и Констебля "Асы Люфтваффе". Они рассказывают, что, подбив Ме-109 и увидев, как немецкий летчик, приземливший машину на вынужденную, пытается скрыться, Лавриненков сел рядом и, настигнув противника, задушил его. В свое время, узнав об этой "литературной подробности", Владимир Дмитриевич выразил своё ироничное мнение: "Хорошо, хоть не съел".

Родился 17 мая 1919 года в деревне Птахино (ныне Починковский район Смоленской области). В 1934 году окончил 7 классов в деревне Пересна (ныне Починковского района) и поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на станции Серебрянка. В 1935 году окончил её, получив специальность столяра. Работал на авиационном заводе № 35 в Смоленске, одновременно занимался в аэроклубе. С февраля 1940 года в рядах Красной Армии. В январе 1941 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. Служил инструктором-лётчиком в Черниговской военной авиационной школе пилотов (в июле 1941 года была эвакуирована в город Зерноград.

После начала войны сержант В. Д. Лавриненков добился отправки на фронт. Боевую деятельность начал в составе сводной авиаэскадрильи Батайского училища, на биплане И-15бис выполнил не менее одного боевого вылета на бомбардировку войск противника. В ноябре 1941 года направлен в 651-й ИАП (102-я ИАД, Сталинградский район ПВО), в котором вёл боевую работу на И-15бис и освоил истребитель Як-1. В июне 1942 года с группой других пилотов был переведён командиром звена в 753-й ИАП, действовавшего на Брянском фронте. Летал на Як-1, в воздушных боях лично сбил 4 истребителя противника. В конце июля, после того как полк из-за высоких потерь был выведен в тыл, уцелевших лётчиков части распределили по другим полкам. Старшего сержанта В. Д. Лавриненкова направили в 4-й ИАП. Вернулся лётчик на фронт вместе с полком, вооружённым самолётами Як-7, в конце августа 1942 года в разгар Сталинградской битвы. За месяц ожесточённых боёв сбил 14 вражеских самолётов (их них 8 лично). 2 сентября 1942 года был ранен осколком в ногу, но через 2 дня вернулся в строй.

В конце октября 1942 года переведён в 9-й Гвардейский ИАП на должность заместителя командира эскадрильи (затем стал и командиром эскадрильи). Летал на Як-1. К концу января 1942 года совершил 322 боевых вылета, провёл 78 воздушных боёв, в которых сбил 22 самолёта противника (16 лично и 6 в группе). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Гвардии младший лейтенант В. Д. Лавриненков удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 957).

Продолжая боевую работу в составе 9-го Гвардейского ИАП на Як-1 и (с середины августа 1943 года) на американской "Аэрокобре", к 23 августа 1943 года увеличил свой личный боевой счёт ещё на 11 воздушных побед. 23 августа, выполняя во главе четвёрки истребителей перехват немецкого разведчика ФВ-189 в районе села Александровка (Матвеево-Курганский район Ростовской области), лётчик после нескольких атак поразил его огнём бортового оружия, но, излишне сблизившись, столкнулся с уже сбитым противником и был вынужден воспользоваться парашютом.

Приземлившись на территории противника, Лавриненков попал в плен, но сумел бежать, выпрыгнув ночью из идущего поезда. В течение 3-х месяцев воевал в партизанском отряде имени В. И. Чапаева под командованием А. В. Тканко. Принимал участие в нескольких операциях и освобождении от отступающих оккупантов и полицаев села Хоцки. 29 сентября 1943 года партизаны встретились с наступающими частями Красной армии.

28 сентября 1944 года назначен командиром 9-го Гвардейского Одесского истребительного авиационного полка, к тому времени перевооружённого наиболее совершенными на тот момент отечественными истребителями Ла-7. Командовал этой частью до конца войны. Всего совершил 488 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 36 и в составе группы 7 самолётов противника.

После окончания войны продолжал командовать 9-м Гвардейским ИАП (в Группе советских войск в Германии). Летал на Ла-7. В ноябре 1948 года окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. В марте 1949 - феврале 1950 гг. - командир 2-й Гвардейской ИАД ПВО (в Донбасском районе ПВО). Летал на Ла-5, Як-9 и П-40 "Киттихаук". В феврале 1950 - июле 1951 гг. - командир 142-й ИАД ПВО (в Московском районе ПВО). Летал на Ла-7 и "Спитфайр IX". В июле 1951 - ноябре 1952 гг. - начальник Учебного центра истребительной авиации ПВО (посёлок Саваслейка, Нижегородская область). Летал на Як-17, Ла-15 и МиГ-15. В 1954 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С ноября 1954 года - заместитель командующего, а в июле 1955 - июле 1958 гг. - командующий истребительной авиацией Киевской армии ПВО.

Бронзовый бюст В. Д. Лавриненкова установлен в городе Починке (Смоленская область), где его именем названа улица. Его именем назван военный городок в городе Василькове (Киевская область, Украина), где установлен памятный знак, а также школа № 43 в Севастополе, школа № 2 в Починке и школа № 8 в Василькове. В Киеве на доме, в котором он жил, в деревне Пересна на школе, где он учился, и в Починке на здании школы, носящей его имя, установлены мемориальные доски. С 1992 года имя дважды Героя носил пассажирский речной теплоход "Генерал Лавриненков" (порт приписки - Ростов-на-Дону). Почётный гражданин городов Смоленск (1983), Севастополь (1974) и Починок (1983).

Награждён орденами: Ленина (01.05.1943, 21.02.1978), Октябрьской Революции (21.02.1974), Красного Знамени (31.07.1942, 23.10.1942, 10.07.1943, 01.08.1943, 20.04.1945, 31.10.1967), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956), Трудового Красного Знамени (17.02.1984); медалями.

Владимир Дмитриевич Лавриненков родился 17 мая 1919 года в деревне Птахино Смоленского уезда Смоленской губернии (ныне – Починковский район Смоленской области) в крестьянской семье. В 1934 году окончил семилетнюю школу и поступил в школу фабрично-заводского ученичества. Работал столяром, одновременно занимаясь в аэроклубе.

В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевское военное авиационное училище, после чего остался в нём инструктором. Затем служил инструктором в Черниговской военной авиационной школе.

Великая Отечественная война



Позже 9-й гвардейский полк выдвинул свой аванпост к самому Чёрному морю, разместив в засаде эскадрилью на Кулигейских хуторах и действуя по коммуникациям противника Николаев — Одесса — Крым. Первой с этого аэродрома действовала эскадрилья А.В. Алелюхина, затем её сменили лётчики В.Д. Лавриненкова. Выполняя полёты с искусно замаскированного взлётно-посадочного поля, В.Д. Лавриненков и его ведомые уничтожали автомашины и цистерны, взрывали паровозы и истребляли фашистских солдат и офицеров.


Начав преследование отступившего противника по всему фронту, 12 апреля 1944 года, советские войска уже на следующий день освободили Симферополь и Евпаторию. Затем были освобождены Бахчисарай и Судак. 15 апреля 1944 года лётчики полка поддерживали уже подвижные части наших войск в районе Севастополя.

Спустя несколько дней, В.Д. Лавриненков повёл эскадрилью на штурмовку Херсонесского аэродрома, где базировалась вражеская авиация. В результате боя до 20-ти вражеских самолётов было уничтожено на аэродроме Херсонес.


В августе 1944 года гвардии майор В.Д. Лавриненков стал командиром 9-го гвардейского Одесского истребительного авиационного полка, того самого полка, в который в сентябре 1943 года он пришел лётчиком, старшиной по званию, и где стал признанным советским асом.

27 октября 1944 года 9-й гвардейский истребительный авиационный полк переместился на фронтовой аэродром у литовского местечка Руткишки и был зачислен в состав 303-й истребительной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии 1-й Воздушной армии, которой командовал генерал-майор авиации Г.Н. Захаров.

26 января 1945 года 9-й гвардейский истребительный авиационный полк перебазировался на 2-й в Восточной Пруссии аэродром в посёлке Задлоу и уже 6 февраля 1945 года располагался на немецком стационарном аэродроме Тилиаца, а с 11 февраля 1945 года – на аэродроме Либиау. За период Восточно-Прусской операции и штурма города-крепости Кёнигсберга полк произвёл 2075 боевых самолётовылетов.

В апреле 1945 года советские войска начали штурм Кёнигсберга при активной поддержке авиации. Это были тяжёлые дни для лётчиков 9-го гвардейского истребительного авиационного полка.

9 апреля 1945 года город Кёнигсберг был взят штурмом советскими войсками, и 92-тысячный гарнизон крепости капитулировал. В числе соединений и частей, отличившихся при штурме Кёнигсберга, был отмечен и 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, личный состав которого Приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 10 апреля 1945 года был удостоен благодарности.


Свой боевой путь 9-й Одесский гвардейский Краснознамённый истребительный авиационный полк закончил в берлинском небе. При этом 7 сбитых здесь самолётов противника подвели итог общего числа уничтоженных лётчиками полка фашистских захватчиков, достигшего 506 самолётов. Под командованием В.Д. Лавриненкова полк заслужил 11 благодарностей Верховного Главнокомандующего и был удостоен награждения орденом Суворова.

Всего в годы войны В.Д. Лавриненков совершил 488 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 11 самолётов противника.

Послевоенный период

После окончания Великой Отечественной войны В.Д. Лавриненков служил в войсках противовоздушной обороны. В 1945-1946 годах был командиром авиаполка. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. В 1949-1951 годах командовал авиационной дивизией. С 1951 года был начальником учебного центра истребительной авиации ПВО страны, затем слушателем Военной академии Генерального штаба, которую окончил в 1954 году.

С 1977 года он был начальником штаба – заместителем начальника Гражданской обороны Украинской ССР, в 1984-1988 годах – военным консультантом Военной академии войсковой ПВО имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского в Киеве (с 1986 года – Военная академия ПВО Сухопутных войск). Был депутатом Верховного Совета Украинской ССР 7-го созыва.

В.Д. Лавриненков жил в Киеве. Скончался 14 января 1988 года. Похоронен на киевском Байковом кладбище.

Читайте также: