Виды музыкального слуха доклад

Обновлено: 17.05.2024

Музыкальный слух – способность человека воспринимать музыку и ощущать её различные достоинства и недостатки, которая даёт возможность адекватно её оценивать.

Музыкальный слух даёт возможность человеку анализировать музыкальные произведения и наряду с теоретическими знаниями сочинять свои собственные грамотные и красивые композиции. С помощью музыкального слуха человек способен различать различные характеристики звука, такие как: высота, тембр, громкость. Кроме этого он способствует лучшему восприятию связующих элементов композиции (ритм, гармония).

Так как человеческий разум для большего удобства стремиться к систематизации любых явлений, по определенным признакам было выделено несколько видов музыкального слуха.

Виды музыкального слуха

1. Абсолютный – способность человека четко определять высоту звука, при этом, не сравнивая его с эталоном. Этой способностью по статистике обладает один человек из 10 тысяч. Не все профессиональные музыканты, звукорежиссеры и певцы наделены этим видом музыкального слуха.

2. Относительный – способность воспринимать отношения между нотами относительно эталона. Это касается правильной организации интервалов, мелодий, построение аккордов. Каждый уважающий себя музыкант должен обладать этим видом слуха.

3. Внутренний – способность ясно воспринимать звук (отдельные его мелодии и гармонические построения) и переживать различные эмоциональные изменения; способность нарисовать картину происходящего.

4. Инотационный – способность воспринимать выразительность композиции (музыки). Его условно можно разделить на звуковысотный (определение высоты звука по отношению к звуковысотной шкале) и мелодический (восприятие мелодии как целостности и понимание её строения).

5. Гармонический – способность воспринимать сочетания звуков в аккордах и гармонических созвучиях и умение их воспроизводить на музыкальном инструменте.

6. Ладовый – умение различать ладово-тональные функции каждой музыкальной ноты (устойчивость, напряжение и т.д.).

7. Полифонический – способность восприятия нескольких голосов в музыкальном произведении.

9. Тембральный – способность воспринимать тембральный окрас различных звуков композиции.

10. Фактурный – способность воспринимать тонкости и нюансы.

11. Архитектонический – способность воспринимать определенную закономерность в построении музыкальной формы композиции на всех уровнях.

Как развить музыкальный слух?

музыкальный слух

Многие мои знакомые говорят о том, что у них нет слуха. Как такое возможно?

У меня лично это вызывает легкое недоумение.

Каждый человек имеет свои определенные высоту и тембр голоса.

Вы сможете узнать своих знакомых по голосу? Я думаю это не такая сложная задача. Если да, тогда о каком отсутствии слуха идет речь?

Любой человек может развить свой музыкальный слух. Для этого необходимо немного терпения и постоянная практика.

Единственный слух, который нельзя развить – это абсолютный, но как я уже писал выше, им обладает только один человек из 10 тыс. Однако это не помешает вам стать выдающимся музыкантом или певцом.

Есть специальная дисциплина, занимающаяся развитием слуха и голоса – сольфеджио.

Кроме этого можно заняться изучением дополнительных предметов, таких как психофизиология слуха, музыкальная психология и музыкальная акустика.

Однако лучший способ развить слух – постоянно практиковаться.

Хороший вариант – занятия с преподавателем. Так вы будете двигаться более быстрыми темпами и в случае каких-то ошибок наставник всегда поддержит и направит на путь истинный.

Заниматься самостоятельно достаточно сложно, но можно. Нужно быть достаточно упорным, постоянно себя мотивировать и анализировать результаты работы.

Музыка – искусство звука, и в структуре музыкальных способностей важнейшее место принадлежит музыкальному слуху. Слуховые ощущения являются ведущими для музыкальной деятельности, поскольку звуки, существующие объективно, т. е. независимо от человека, превращаются в музыку в результате их обработки слуховым органом. Именно поэтому первые исследования научной музыкальной психологии были посвящены музыкальному слуху (Г. Гельмгольц, К. Штумпф, Э. Курт, Г. Сишор, К. Ревеш и др.)

В настоящее время существуют разные классификации видов музыкального слуха. Нам ближе классификация В. В. Медушевского, который в основу структуры слуха ставит перцептивный и интонационный слух. Вместе с тем, принципиальной разницы между классификациями нет, поэтому мы будем дополнять характеристику перцептивного и интонационного слуха в соответствии со взглядами других ученых.

Перцептивным называется слух, направленный на распознавание структуры. В него входят:

1. Звуковысотный слух

Данные виды слуха представляют собой разновидности слуховых ощущений. Они находятся во взаимодействии, но каждый обладает присущими ему особенностями и отвечает за определенный участок структуры музыкальной ткани, подлежащей распознаванию.

Звуковысотный слух занимает ведущее место среди видов перцептивного музыкального слуха. Он проявляется наиболее ярко, и зачастую степень его развитости принимают за уровень музыкального слуха вообще, что неверно. Эта роль звуковысотного слуха объясняется тем, что из таких видов слуховых раздражителей, как высота, длительность, громкость, тембр наиболее сильным является высотный раздражитель. Изменение звука по высоте слышно сильнее, чем изменение других его характеристик.

В отличие от американского психолога К. Сишора, утверждавшего, что слух в основном имеет характер природного задатка, Б. М. Теплов доказал, что звуковысотный слух в значительной мере поддается развитию. К примеру, из практики музыкального образования хорошо известно, что самый тонкий звуковысотный слух (различение 1/16, 1/32 и менее тона) характерен для обучающихся игре на скрипке; медленнее этот вид слуха развивается у пианистов. Это обусловлено особенностями инструментов: необходимостью нахождения звука в первом случае и закрепленным темперированным строем во втором.

Мелодический слух обеспечивает целостное восприятие мелодии. Он основывается на звуковысотном в его проявлении по отношению к движению одноголосной мелодии. В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство (Б. М. Теплов), представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, взаимное тяготение. Одним из его наиболее простых проявлений служит чувство тоники – стремление заканчивать на ней мелодию и воспринимать все остальные звуки лада как незавершенные.

Иногда в мелодическом слухе выделяют интервальный слух – способность по мере движения мелодии анализировать интервалы.

Гармонический слух, напротив, интенсивно развивается у пианистов (баянистов, аккордеонистов) и более медленно – у представителей музыкальных специальностей, имеющих дело преимущественно с одноголосной мелодией. Это слух, ориентированный на созвучия (аккорды). Он возникает на основе звуковысотного слуха и ладового чувства и позволяет не только одновременно услышать вертикаль, но и осмыслить составляющие ее звуки как принадлежащие к определенным функциям.

Из всех видов музыкального слуха именно в темброво-динамическом наиболее ярко проявляются механизмы синестезии. Синестезией называют такое взаимодействие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора.

В музыке наиболее частым проявлением синестезии является то, при котором раздражение слухового анализатора вызывает зрительное ощущение. Это может проявляться в зрительных образах, а иногда имеет форму так называемого цветного слуха. Человек, обладающий таким слухом, слышит музыкальные тональности в определенном цвете. Такой слух имели Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, М. К. Чюрленис.

Полифонический и фактурный слух, как и гармонический, связаны со слышанием многоголосных структур. Разница между ними заключается в том, что гармонический слух позволяет одновременно слышать звуки, составляющие вертикаль; полифонический – распознавать движение голосов по горизонтали, а фактурный – различать фактурные слои, которые обычно содержат как вертикальные созвучия, так и движение горизонтальных линий.

Фактурный слух не всегда выделяют в самостоятельный вид музыкального перцептивного слуха, но в практике обучения пианистов и дирижеров проблема различия фактурных пластов актуальна, поэтому этот вид слуха целесообразно все-таки отделять от гармонического и полифонического. Все виды слуха, связанные с многоголосием, естественным образом и относительно легко развиваются у исполнителей на клавишных инструментах и дирижеров и значительно труднее – у вокалистов, струнников, духовиков.

Интервальный слух – способность слышать, различать и осмысливать интервалы – формируется в процессе музыкального обучения и может рассматриваться как элемент мелодического слуха.

Интонационный слух является древнейшим и целостным, его истоки находятся в глубинах бессознательного. Музыка и речь как ведущие коммуникативные системы развивались в тесном взаимодействии с интонационным слухом. Интонационный слух – функция правого полушария мозга, он направлен на распознавание эмоционального содержания, передачу и понимание основных базовых эмоций: радости, грусти, гнева, страха. Этот вид слуха является основой музыкального восприятия и музыкального творчества. В то же время ему присуще свойство универсальности: им обладает каждый человек, он обнаруживается уже в младенческом возрасте у детей.

Интонационный слух тесно связан с речевым. Его суть состоит в параллельной дифференциации смыслового и звукового планов. В речи интонация может не совпадать с вербальным смыслом и даже ему противоречить, и для того чтобы понять собеседника, мы одновременно обрабатываем смысл словесный и интонационный. Подобно этому мы слышим в музыке звуковую сторону (высоту, тембр, созвучия и т. д. ) и интонационный смысл.

Интонационная сторона слуха должна быть ведущей. Однако в практике музыкального образования это положение постоянно нарушается, и происходит это или от непонимания сущности интонационного слуха, или от его недооценки. Большинство изучаемых музыкальных дисциплин, в особенности сольфеджио и гармония, направлены на развитие перцептивного слуха. Этот же слух постоянно активизируется и на занятиях музыкальным инструментом, в особенности фортепиано.

Человек с абсолютным слухом слышимый им звук ни с чем не сверяет и называет сразу; он не может его перепутать с находящимся рядом звуком подобно тому, как здоровый человек не перепутает разные цвета. Он никогда не совершит ошибку на полтона, потому что тональности, отстоящие на полтона, по качеству звучания очень далеки одна от другой.

Феномен абсолютного слуха пока мало изучен – вероятно, потому, что имеющих его всего 7 % среди музыкантов-профессионалов (по данным Б. М. Теплова), а музыканты не склонны к анализу своих ощущений. В то же время глубоко изучить этот феномен без активного участия самих его обладателей вряд ли возможно.

Абсолютный слух является чрезвычайно удобным инструментом для музыканта-профессионала, однако его наличие для успешной музыкальной деятельности на любом уровне, включая высший, совершенно необязательно. Среди музыкальных гениев примерно равное количество имевших абсолютный и отличный относительный слух. Не имели абсолютного слуха Р. Шуман, Р. Вагнер, Э. Григ, П. Чайковский и другие гениальные композиторы.

Самостоятельное существование музыкально-слуховых представлений может быть произвольным и непроизвольным. Всем знакомо непроизвольное и даже назойливое внутреннее звучание какой-либо навязчивой мелодии. Музыканты могут вызывать внутренне-слуховые представления произвольно, что связано с процессами восприятия, мышления, запоминания, подготовки к концертному выступлению.

Говоря о музыкальном слухе, в том числе внутреннем, необходимо отметить разницу между музыкальным и так называемым физиологическим слухом, то есть способностью слышать звуки вообще, которой наделен любой здоровый человек. Острота физиологического слуха зависит от состояния здоровья человека (слухового органа и всей нервной системы), а также рода занятий, в процессе которых слух может понижаться (например, под воздействием шума) или, напротив, обостряться (если профессия предполагает острый слух – например, охота). Музыкальный слух является дополнением к физиологическому. Но тесной связи между музыкальным и физиологическим слухом нет. Человек может обладать острым физиологическим слухом и очень слабым музыкальным; известны обратные случаи (глухота Бетховена имела физиологический характер, а редчайший музыкальный слух у него был сохранен, полностью переместившись во внутреннюю форму). В большинстве случаев музыканты имеют также хороший физиологический слух, так как постоянное вслушивание обостряет и его. Но с возрастными и болезненными изменениями острота физиологического слуха может понижаться, что не влечет за собой снижения качества музыкального слуха.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Виды образовательных маршрутов

Виды образовательных маршрутов Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном

Зрение и слух

Зрение и слух Дети рождаются на свет с несколько не таким зрением, как у взрослых. Их зрение по своим характеристикам ближе к зрению пожилых людей, то есть вдаль они видят более или менее хорошо, а близкие предметы расплываются и оказываются вне фокуса. Это называется

Виды анестезии

Виды анестезии Ингаляция закисью азота• С помощью специального аппарата для ингаляции женщина по мере необходимости вдыхает смесь азота с кислородом. В результате этого она впадает в состояние легкой эйфории и легче переносит схватки. ВАЖНО! В результате применения

Виды плача

Виды детских стульчиков

Слух Органы слуха, к которым относятся наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховые нервы и слуховые центры, сформированы у детей к рождению полностью. Слух у новорожденного несколько понижен, но не отсутствует, как принято было считать раньше. Сейчас достоверно известно,

§ 2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух

Глава 3 Музыкальный фольклор в начальной школе

Глава 3 Музыкальный фольклор в начальной школе Повернуться лицом к кладезю народной мудрости: народной песне, музыке, танцу, устному поэтическому творчеству, обрядовой культуре, декоративно-прикладному искусству – одно из приоритетных направлений современной

22. Музыкальный час

22. Музыкальный час Возраст: 5–11 месяцевУровень сложности: среднийОбласть исследований: музыкальное развитиеЭкспериментДля проведения этого эксперимента воспользуйтесь двумя аудиозаписями детского пения: а капелла и с музыкальным сопровождением. Поведение своего

Умный слух

Умный слух Не только то, как вы разговариваете со своим ребенком, поможет вам воспитать умницу, но и то, как вы его слушаете. Как мы уже говорили, то, как родители реагируют на знаки, подаваемые им ребенком, оказывает очень сильное влияние на развитие мозга малыша. Что

Учимся слушать и слышать (развиваем фонематический слух)

Учимся слушать и слышать (развиваем фонематический слух) Обучение дошкольника правильному произношению звуков родного языка — очень важная задача. Для её решения необходимо не только обучать ребёнка чёткому произношению звуков, но и развивать внимание:

Что такое музыкальный слух

Музыкальный слух связан со способностью чутко улавливать громкость, высоту, тембральные характеристики звука, понимать структуру композиции. Он позволяет полноценно воспринимать, объективно оценивать музыку.

Как же можно проверить музыкальный слух?

Помогут несложные упражнения:

Интонирование голосом. Человек с музыкальным слухом напевает мелодию, испытуемый пытается повторить за ним.

Виды слуха человека – музыкальный, внутренний и другие

Виды музыкального слуха

У всех людей присутствуют эти виды слуха, какие-то развиты больше, какие-то - меньше. Но не стоит отчаиваться: если упорно трудиться, можно достичь высоких результатов.

О других показателях и характеристиках слуха читайте в этой статье.

Виды слуха человека – музыкальный, внутренний и другие

Защита слуха от негативных факторов

Возможность развития природного таланта тесно связана со здоровьем органов слуха. Травмы, воспаления, действие профессиональных вредностей могут привести к потере или снижению слуха.

Индивидуальные средства защиты предотвращают попадание в наружное ухо инородных тел, воды, снижаю уровень шума. Для этого используют: беруши или наушники.

Беруши (или противошумные вкладыши) устанавливают в наружный слуховой проход. По длительности использования выделяют одно- и многоразовые беруши. Они имеют анатомическую форму, поглощают шум, изготавливаются из ваты поролона, силикона.

Наушники для защиты перекрывают полностью ушные раковины, изолируя человека от внешних звуков. Выделяют пассивные и активные модели. Пассивные наушники просто подавляют все звуки; активные дополнительно снабжаются динамиками, микрофонами, позволяющими поддерживать разговор, подключаться к мобильному телефону или слышать некоторые звуки, оповещения об опасности.

Янмаева Ольга Анатольевна

Развитие музыкального слуха

Музыкальный слух, как вы убедились из материала предыдущего урока, нужен не только музыкантам, но и всем, кто работает с волшебным миром звуков: звукорежиссерам, саунд-продюсерам, саунд-дизайнерам, видеоинженерам, сводящим звук с видео.

Поэтому вопрос, как развить музыкальный слух, является актуальным для многих людей.

Цель урока: разобраться, что такое музыкальный слух, какие бывают виды музыкального слуха, что нужно делать, чтобы развить музыкальный слух и как в этом поможет сольфеджио.

В уроке есть конкретные методики и упражнения, которые не требуют особого технического оснащения и которые можно применить уже сейчас.

Содержание:

Вы уже поняли, что без музыкального слуха нам никак нельзя, поэтому давайте приступать!

Что такое музыкальный слух

Музыкальный слух – это сложное комплексное понятие. Это некий набор способностей, позволяющих человеку воспринимать музыкальные звуки и мелодии, оценивать их технические характеристики и художественную ценность.

В предыдущих уроках мы уже выяснили, что музыкальный звук обладает многими свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.

А еще есть такие неотъемлемые характеристики музыки как ритм и темп движения мелодии, гармония и тональность, способ соединения мелодических линий внутри одного музыкального произведения и т.д. Так вот человек, обладающий музыкальным слухом, в состоянии оценить все эти составляющие мелодии и услышать каждый музыкальный инструмент, принявший участие в создании целостного произведения.

Однако есть немало людей, далеких от музыки, которые не могут идентифицировать все звучащие музыкальные инструменты, просто потому что даже не знают их названий, однако при этом способны достаточно быстро запомнить ход мелодии и воспроизвести ее темп и ритм при наличии минимального певческого голоса. В чем тут дело? А дело в том, что музыкальный слух – вовсе не какое-то монолитное понятие. Существует множество видов музыкального слуха.

Виды музыкального слуха

Итак, что же это за разновидности музыкального слуха, и по каким признакам их классифицируют? Давайте разбираться!

Основные разновидности музыкального слуха:

Полифонический слух считается наиболее ценным в плане практической полезности и наиболее сложным в плане развития. Классический пример, который приводят практически во всех материалах, посвященных полифоническому слуху, это пример поистине феноменального слуха Моцарта.

В возрасте 14 лет Моцарт вместе с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где, в числе прочего, прослушал произведение Грегорио Аллегри Miserere. Ноты для Miserere держались в строжайшем секрете, а за утечку информации виновным грозило бы отлучение от церкви. Моцарт запомнил на слух звучание и соединение всех мелодических линий, включавших множество инструментов и 9 голосов, а после по памяти переложил этот материал на ноты.

Однако начинающих музыкантов намного чаще интересует абсолютный слух – что это, как его развить, как много времени это займет. Скажем так, что абсолютный слух – это хорошо, однако доставляет массу неудобств в повседневной жизни. Обладатели такого слуха раздражаются при малейших малоприятных и негармоничных звуках, а учитывая, что таковых вокруг нас превеликое множество, вряд ли им стоит так уж завидовать.

Есть еще один интересный взгляд на разновидности музыкального слуха. Так, некоторые исследователи считают, что, по большому счету, существует только 2 вида музыкального слуха: абсолютный и относительный. С абсолютным слухом мы, в целом, разобрались, а к относительному предлагается отнести все остальные выше рассмотренные разновидности музыкального слуха [Н. Курапова, 2019].

Доля справедливости в таком подходе имеется. Практика показывает, что если изменить высоту, тембр или динамику музыкального произведения – сделать новую аранжировку, поднять или опустить тональность, ускорить или замедлить темп – восприятие даже давно знакомого произведения у многих людей заметно затрудняется. Вплоть до того, что не все могут его идентифицировать, как уже знакомое.

Так или иначе, работу над развитием музыкального слуха всегда ведут от простого к сложному. И сначала работают над развитием интервального слуха, т.е. способности слышать расстояние (интервал) между двумя звуками. Но давайте обо всем по порядку.

Как развивать музыкальный слух с помощью сольфеджио

Если в двух словах, для желающих развить музыкальный слух уже есть универсальный рецепт, и это старое доброе сольфеджио. Большинство курсов сольфеджио начинается с изучения нотной грамоты, и это полностью логично. Чтобы попадать в ноты, желательно понимать, куда нужно целиться.

Урок 1. Музыкальный звукоряд, ноты:

Урок 2. Сольфеджио. Устойчивые и неустойчивые ступени:

Урок 3. Тон и полутон:

Урок 4. Минор и мажор. Тоника, тональность:

Если же вы вполне уверены в своих знаниях, можете взяться за более сложный материал. Например, сразу запоминать звучание интервалов на примере известных музыкальных композиций, а заодно расслышать разницу между диссонансными и консонансными интервалами.

Мы порекомендуем вам полезное видео, но сначала обратимся с большой личной просьбой к любителям рока не возмущаться, что лектор явно не дружит с рок-музыкой и не является фанатом квинт-аккордов. Во всем остальном он вполне толковый преподаватель:

Теперь, собственно, к упражнениям по развитию музыкального слуха.

Как развивать музыкальный слух с помощью упражнений

Лучше всего музыкальный слух развивается в процессе игры на музыкальном инструменте или имитаторе. Если вы тщательно выполнили все задания урока №3, то вы уже сделали первый шаг на пути развития музыкального слуха. А именно сыграли и пропели все интервалы, изученные в ходе урока №3, на музыкальном инструменте или скачанном в Google Play имитаторе фортепиано Perfect Piano.

Если вы этого не сделали до сих пор, можете сделать сейчас. Начинать, напомним, можно с любой клавиши. Если сыграть одну клавишу дважды, получится интервал в 0 полутонов, 2 соседние клавиши – полутон, через одну – 2 полутона и т.д. В настройках Perfect Piano можно задать удобное лично вам число клавиш на дисплее планшета. Еще напомним, что на планшете играть удобнее, чем на смартфоне, т.к. экран больше и туда поместится больше клавиш.

Самостоятельные упражнения для музыкального слуха:

Далее все эти упражнения можно усложнить: сначала играть ноты, а только потом петь их по памяти. Чтобы удостовериться, что вы точно попали в ноты, пользуйтесь приложением Pano Tuner, для чего разрешите ему доступ к микрофону.

А теперь перейдем к игре-упражнению, где вам понадобится помощник. Суть игры: вы отворачиваетесь от инструмента или имитатора, а ваш помощник нажимает одновременно 2, 3 или 4 клавиши. Ваша задача – угадать, сколько нот нажал ваш помощник. Хорошо, если сможете еще и спеть эти ноты. И великолепно, если вы на слух сможете назвать, что это за ноты. Чтобы было понятнее, о чем речь, посмотрите, как сыграли в эту игру профессиональные музыканты:

Ввиду того, что наш курс посвящен основам теории музыки и музыкальной грамотности, мы не предлагаем вам угадывать по 5 или 6 нот, как это делают профи. Однако если вы будете упорно заниматься, со временем тоже так сможете.

Если вы желаете раз и навсегда разобраться с попаданием в ноты, понять, как этот навык тренировать вокалистам, и готовы для этого потрудиться, можем рекомендовать вам полноценный урок длиною в академический час (45 минут) с подробными объяснениями и практическими упражнениями от музыканта и преподавателя Александра Зилкова:

В общем, никто не утверждает, что все получится легко и сразу, однако практика показывает, что своими силами без подсказки профессионалов можно потратить намного больше времени на элементарные вещи, чем привычные академические 45 минут лекции.

Как развивать музыкальный слух с помощью специального софта

Помимо традиционных методов развития музыкального слуха, сегодня можно прибегнуть к помощи специальных программ. Расскажем о нескольких наиболее интересных и эффективных.

Абсолютный слух

05-рис.1 Абсолютный слух-разделы

Результаты оцениваются по 10-балльной системе, их результаты можно сохранить и затем сравнивать с последующими результатами, которые вы будете показывать по мере работы над своим музыкальным слухом.

Слух абсолютный

Слух абсолютный

Очень подходит и тем, кто уже определился со своим музыкальным будущим, и тем, кто хотел бы попробовать звучание разных инструментов, и только потом выбрать что-то по душе.

Functional Ear Trainer

Во-вторых, есть приложение Functional Ear Trainer, где вам предложат натренировать музыкальный слух по методу композитора, музыканта и программиста Алена Бенбассата (англ. Alain Benbassat). Он, будучи композитором и музыкантом, совершенно искренне не видит ничего страшного, если кому-то с трудом дается запоминание нот. Приложение позволяет просто угадывать и нажимать кнопку с тем звуком, который вы только что услышали. Вы можете почитать о методе, выбрать базовую тренировку или мелодический диктант:

Метод Алена Бенбассата

Другими словами, тут предлагается сначала научиться слышать разницу между нотами, а уже потом запоминать их названия.

Как развивать музыкальный слух онлайн

Кроме того, музыкальный слух можно тренировать прямо онлайн, ничего не скачивая. Например, на Music Tests можно найти массу интересных тестов, разработанных американским врачом и профессиональным музыкантом Джейком Мэнделлом:

Мьюзик Тест

Тесты Джейка Мэнделла:

    – прослушать 36 пар музыкальных отрывков и определить, они одинаковые (зеленая кнопка) или разные (красная кнопка). – прослушать два звука подряд и ответить, является второй звук выше или ниже. – прослушать 2 ритмические фразы и ответить, одинаковые они или разные. – проверить ассоциативный музыкальный интеллект.

Как вы понимаете, такого рода тесты не просто проверяют, а еще и тренируют ваше музыкальное восприятие. Поэтому пройти их стоит, даже если вы заранее сомневаетесь в результатах.

Какой музыкальный инструмент

Изучив советы и рекомендации по развитию музыкального слуха, вы наверняка поняли, что возможностей для этого – целый океан, даже если у вас нет ни музыкально инструмента, ни времени долго сидеть за компьютером. И эти возможности – все те звуки и вся та музыка, что звучит вокруг нас.

Как развивать музыкальный слух с помощью музыкальной наблюдательности

Музыкальная и слуховая наблюдательность – абсолютно полноправный метод развития музыкального слуха. Прислуживаясь к звукам окружающей среды и слушая музыку осознанно, можно добиться заметных результатов. Пытайтесь угадать, на какой ноте гудит перфоратор или закипает чайник, сколько гитар сопровождает вокал вашего любимого исполнителя, сколько всего музыкальных инструментов принимает участие в музыкальном сопровождении.

Попытайтесь научиться различать на слух арфу и виолончель, 4-струнную и 5-струную бас-гитару, бэк-вокал и дабл-трекинг. Уточним, что дабл-трекинг – это когда вокал или партии инструментов дублируют 2 или более раз. И, само собой, учитесь различать на слух полифонические приемы, которые вы изучили в уроке №4. Даже если вы и не добьетесь от себя феноменального слуха, вы научитесь слышать намного больше, чем слышите сейчас.

Как развивать музыкальный слух игрой на музыкальном инструменте

Очень полезно закрепить свои наблюдения практически. Например, попытаться подобрать услышанную мелодию по памяти на музыкальном инструменте или имитаторе. Это, кстати, полезное для развития интервального слуха действо. Даже если вы не сориентируетесь, с какой ноты стартовала мелодия, вам достаточно вспомнить ходы мелодии вверх-вниз и понять разницу (интервал) между соседними звуками.

Верно и обратное: люди с развитым интервальным слухом быстрее и точнее подбирают мелодии на слух. Даже если оригинальные ноты изначально не угаданы, подобранную мелодическую линию остается лишь транспонировать в нужную тональность, оригинальную или удобную для вашего исполнения.

В целом, если работа над музыкальным слухом для вас актуальна, никогда не спешите сразу искать аккорды к понравившейся песне. Сначала попробуйте подобрать ее самостоятельно, хотя бы основную мелодическую линию. А потом сверьте свои догадки с предложенным подбором. Если ваш подбор не совпадет с найденным в Интернете, это не означает, что вы подобрали не верно. Возможно, кто-то выложил свой вариант в удобной для себя тональности.

Интерфейс mychords.net

Тональность на mychords.net

Если же мы поднимем тональность на 2 полутона, увидим аккорды:

Тональность плюс 2 на mychords.net

Таким образом, для транспонирования тональности нужно сдвинуть тонику каждого аккорда на нужное количество полутонов. Например, повысить на 2, как в представленном примере. Если вы перепроверите разработчиков сайта и прибавите по 2 полутона к каждому исходному аккорду, то увидите, как это работает:

На клавиатуре фортепиано вы просто переносите аппликатуру аккорда вправо или влево на нужное количество клавиш, учитывая белые и черные. На гитаре при повышении тональности можно просто повесить каподастр: плюс 1 полутон – на первом ладу, плюс 2 полутона – на втором ладу и т.д.

Ввиду того, что ноты повторяются через каждые 12 полутонов (октаву), при понижении для наглядности можно использовать тот же принцип. Получается следующее:

  • Минус 1 = плюс 11.
  • Минус 2 = плюс 10.
  • Минус 3 = плюс 9.
  • Минус 4 = плюс 8.
  • Минус 5 = плюс 7.
  • Минус 6 = плюс 6.

Обратите внимание, что при повышении и при понижении на 6 полутонов мы приходим в одну и ту же ноту. Вы это легко услышите, даже если ваш музыкальный слух пока не совсем развит.

Далее вам останется лишь выбрать удобную аппликатуру аккорда на гитаре. Разумеется, что с каподастром на 10-11 ладу играть неудобно, поэтому такое движение по грифу рекомендовано исключительно для наглядного понимания принципа транспонирования тональностей. Если вы поймете и услышите, какой аккорд вам нужен в новой тональности, вы запросто подберете удобную аппликатуру в любой библиотеке аккордов.

Как развивать музыкальный слух у детей и вместе с детьми

Способы развития музыкального слуха:

Сольфеджио.
Специальные упражнения.
Программы для развития музыкального слуха.
Онлайн-сервисы для развития музыкального слуха.
Музыкальная и слуховая наблюдательность.
Игры с детьми на развитие слуха.
Специальная литература.

Как вы заметили, мы нигде не настаиваем, что занятия развитием музыкального слуха должны быть только с педагогом или только самостоятельными. Если есть возможность позаниматься с квалифицированным педагогом по музыке или пению, обязательно воспользуйтесь такой возможностью. Так вы получите более четкий контроль за попаданием в ноты и более персонализированные советы, над чем работать лично вам в первую очередь.

Выбирайте любые из предложенных рекомендаций. Главное, продолжайте работать над собой и своим музыкальным слухом. Это очень поможет вам и в пении, и в освоении выбранного музыкального инструмента. И напомним, что следующий урок курса посвящен музыкальным инструментам. А пока закрепите полученные знания с помощью теста.

Тест на усвоение материала урока

Читайте также: