Вероучительные тексты ислама коран и сунна доклад

Обновлено: 18.05.2024

Коран – фундамент ислама, то же, что Библия у христиан. Коран не сотворен и существует изначально как Божье Слово: это подлинная и прямая речь Аллаха, переданная Мухаммеду на арабском языке через ангела Джабраила. Каждая буква в нем неизменна и священна, ни одну из них нельзя переставить или поменять. Вопрос переводов в исламе решается просто: подлинный Коран – только арабский, лишь на этом языке можно его цитировать и использовать в молитвах.

Коран изучали со всех возможных точек зрения, включая орфографию, стилистику, деление на части, варианты декламации и прочее. Несколько сотен объемистых трудов посвящены только способам чтения Коран вслух (традиционно их насчитывают ровно сто) . Богословы говорили, что читать Коран – все равно что беседовать с самим Аллахом. Знание и чтение Корана настолько важно, что каждому, кто научит своего ребенка читать Коран, простятся все прошлые и будущие грехи. А в загробном мире сам Коран в образе человека заступится за тех, кто его читал и следовал ему.

Толкование каждого стиха Корана с точки зрения богословия, философии или истории составляло отдельную науку – тафсир. Одно такое толкование могло состоять из нескольких томов. Самым знаменитым и авторитетным считается тафсир великого историка ат-Табари, насчитывающий тридцать книг. Но писали и больше – по 120 и 300 томов комментариев. Один толкователь написал такой огромный труд, что не смог найти даже переписчика, который согласился бы его переписать. Тогда он отдал его в единственном экземпляре в библиотеку, где тот так и остался лежать непрочтенным.

Хадисы

Ислам любил подчеркивать, что Мухаммед был таким же человеком, как и все, со своими слабостями и недостатками. В то же время его считали образцом и эталоном во всем, вплоть до того, какой рукой Пророк мыл бороду. Любой его шаг, слово, движение приравнивались к религиозному закону. Поэтому хадисы – воспоминания окружавших его людей о поступках и словах Пророка – быстро приобрели огромную важность для мусульман. Зная, как поступил Пророк в той или иной ситуации, можно было понять, какое поведение благочестиво и угодно Аллаху, а какое – нет.

Каждый хадис сопровождает иснад – список людей, которые последовательно, из уст в уста, передали его от сподвижника, лично знавшего и слышавшего слова Пророка, вплоть до человека, записавшего хадис. Иснад так важен, что в исламе составлялись подробные описания биографий каждого из свидетелей в цепочке передатчиков: от их надежности зависела надежность и самого хадиса. Цепь надежных передатчиков в хадисах называлась​ ривайа, а сомнительных – дирайа. Хафиз аль-Хатиб славился тем, что мог доказать подложность хадиса, указав на анахронизмы в цепочке иснада.

Источники Корана. При первом знакомстве с текстом Корана бросается в глаза обилие хорошо знакомых библейских персонажей, ветхозаветных и новозаветных. Читатель узнает о первом сотворенном Аллахом человеке Адаме, о всемирном потопе и Нухе (Ное). Много страниц посвящено рассказам о деяниях и проповедях Ибрахима (Авраама) и его сына Исмаила (Исаака). Целая глава посвящена истории о Йусуфе, сыне Йа-куба (Иосифе, сыне Иакова). Из Корана можно узнать о рождении и пророчествах Исы, сына Мариам (Иисуса, сына Марии). Наиболее часто Коран упоминает Мусу (Моисея). Встречаются также рассказы о Сулаймане (Соломоне) и Дауде (Давиде).

Хвала Аллаху, Господу миров милостивому, милосердному, царю в день суда!

Тебе мы поклоняемся и просим помочь!

Веди нас по дороге прямой,

по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, —

не тех, которые находятся под гневом, и

не заблудших. (1:2— 7).

Сунна. Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (араб, обычай, пример) — пример жизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство для жизнедеятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунна, объединяющая повествования о деяниях Мухаммада с его высказываниями, представляет собой источник материала для решения всех проблем индивидуума и общества. Поскольку ислам признает непосредственное общение пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммада считаются боговдохновенными, а Сунна наряду с Кораном воспринимается верующими как богоданная основа ислама, как указание на то, какие поступки или мнения угодны Аллаху. Сунна служила действенным средством приспособления ислама к новым ситуациям, возникавшим после успешной исламской экспансии и образовании халифата, к динамично меняющимся историческим реалиям.

Хадисы появились не раньше 90-х годов VII в. В начале VIII в. они утвердились как авторитетный источник. Активный сбор преданий прищелся на 700—720 гг. Через полстолетия они уже находились в массовом хождении. Как гласит традиция, всего было в обороте полтора миллиона хадисов. Профессия собирателя и знатока преданий о пророке Мухаммаде была почетной, престижной и зачастую политически и идеологически ангажированной. Борющиеся между собой политические группировки, религиозные секты и течения стремились опереться на авторитет Мухаммада и оправдать с помощью хадисов свои притязания и доктринальные установки. Наряду со сбором оригинального хадисного материала процветала фабрикация подложных преданий. Сочинительство хадисов было не только формой литературного творчества и предметом гордости, но и способом заработать деньги. Первыми звеньями в цепи передатчиков хадисов были саха-бы — сподвижники и соратники Мухаммада, люди, тесно с ним общавшиеся. Они составляли элитарную группу, игравшую огромную роль в жизни раннемусульманской общины, и являлись коллективным хранителем учения Пророка после его смерти. Им наследовали последующие поколения хранителей и передатчиков хадисов. Первое и второе поколение после сахабов — их дети и внуки — сыграли значительную роль в кодификации ислама. Взлет хадисотворчества пришелся на то время, когда ушло поколение сподвижников Мухаммада — сахабов, игравших роль гаранта достоверности хадисов. Ответственность за правдивость хадиса несли их преемники, отделенные достаточным временным промежутком от периода жизни Пророка, из чего вытекает проблема тенденциозности и относительной достоверности хадисного материала.

Раздел: Религия и мифология
Количество знаков с пробелами: 56436
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Ислам - одна из великих монотеистических религий, корни которой уходят к вере Авраама и учение которой имеет много общего с иудаизмом и христианством.

Ислам провозглашает Аллаха, Единого Бога, Творцом, верховным и благим, отвечающим на молитвы, действующим в человеческой истории через пророков, которые провозглашают слово Аллаха.
Ислам воспринимает мир позитивно как творение Аллаха и место, где люди должны вести себя нравственно.

Он признает за человеком только выбор между верой или безверием, между Богом или сатаной; в зависимости от этого выбора человек попадает либо в рай, либо в адский огонь.

В исламе посредниками между Аллахом и людьми являются пророки, и Мухаммед (570-632) - это "печать" Пророков.

Пророки: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Исмаил, Муса (Моисей) и многие другие, известные и безымянные, доносили слово Бога до людей. У каждого из них - своя миссия, но их изречения по сути всегда одинаковы: необходимо подчинить себя воле Бога.
Иса (Иисус) - один из пророков. Хотя его именуют Мессией, он не выполняет особой мессианской роли в том смысле, который приписывают ему христиане. И в его природе нет ничего божественного. Его послание и его цели были точно такими же, как и у других пророков до и после него.

Мухаммед, получивший откровение от Аллаха,- вот совершенный образец для пророков любой эпохи.

Ислам - преимущественно практическая религия, и каждый мусульманин должен соблюдать пять обязательных предписаний, называемых Пятью Столпами:

1) верить в Аллаха и Его Пророка Мухаммеда,
2) ежедневно молиться пять раз в отведенное для этого время,
3) поститься в месяц рамадан,
4) давать милостыню и оказывать помощь бедным и
5) совершить паломничество (хадж) в священный город - Мекку и ее святилище - Каабу.

Исполняя данные предписания и часто поминая Аллаха, мусульманин приобретает расположение Бога как на земле, так и на Страшном суде.


Коран

Основное писание ислама - Коран, продиктованный ангелом Джибриилом (Гавриилом) пророку Мухаммеду, который, согласно традиции, был неграмотным.

Джибриил произносил стихи Корана Мухаммеду, а тот тут же обучал им своих последователей, которые запоминали и записывали их на листьях и клочках папируса. Они составили окончательный текст Корана спустя поколение после смерти Пророка.

В Коране насчитывается 114 сур (глав) разной длины. Все суры разделены на аяты (стихи). По различным подсчетам в Коране от 6204 до 6236 аятов и более 320 тысяч букв. Коран также разделён на семь равных частей (манзилей) для удобства чтения Корана в течение недели. Деление Корана на 30 частей (джуз), позволяет прочитывать Коран равномерно в течение одного месяца.

Согласно мусульманской традиции, суры делятся на мекканские — которые были ниспосланы Мухаммеду до хиджры (переселения в Медину) или по пути в этот город, — и мединские — которые были ниспосланы в Медине либо во время какого-нибудь путешествия, совершенного Мухаммедом после хиджры.

Мусульмане считают, что содержание Корана не может быть изменено, так как Всевышний пообещал его охранять вплоть до Судного дня(Коран, 15:9):

Приверженцы ислама считают, что священную суть Корана можно постичь только по-арабски и перевод на любой язык не способен передать святость Корана.


Другие тексты ислама

В зависимости от того, какие тексты признаются верующими авторитетными помимо Корана, ислам делится на два больших направления: суннитов и шиитов.

Многочисленные сочинения суфиев, столь популярные на Западе, не имеют в исламе авторитета священного писания.

Сунна

Сунниты почитают Сунну, учение Мухаммеда, основанное на хадисах (изречениях самого Пророка и преданиях о нем), собранных и переданных потомкам соратниками Мухаммеда.

В большинстве хадисов рассматриваются особенности мусульманского права, но некоторые из них посвящены вопросам веры, морали и эсхатологии. Шестью великими составителями Сунны считаются: Букхари, Муслим, Абу-Давуд, Тирмидхи, ан-Насаи и ибц-Маджах; наибольшим авторитетом пользуются Букхари и Муслим.

Собрание текстов Ильм аль-хадис определяет критерии достоверности преданий, разделяя их на "здравые","благие", "слабые" или "немощные". Сборники Букхари и Муслима и ряд вторичных собраний хадисов, основанные на шести компиляциях, переведены на английский язык.

Наиболее замечательным среди них является небольшое собрание преданий "Сорок хадисов ан-Навави", которое и сейчас поражает своей лаконичной выразительностью, тонко передающей сущность мусульманской духовности.

Другое авторитетное для ислама предание, отраженное в настоящей антологии, - биография Мухаммеда "Сират Расул Аллах", составленная ибн-Ишаком и дошедшая до нас в редакции его ученика ибн-Хишама.

Шиитские тексты

Шиитская традиция в исламе имеет свои собрания хадисов, которые отличаются, хотя и немногим, от суннитских сборников, но они пользуются меньшим авторитетом у шиитов, нежели Сунна у суннитов.

Гораздо больше отличает шиитов особое почитание Али (ум. 661 г.), зятя Мухаммеда, который стал четвертым халифом и правил мусульманами в течение семи лет до своей мученической смерти. Али считают совершенным образцом мусульманина, а его проповеди и высказывания составляют сборник "Нахджул Балагха", который для шиитов является священным писанием, стоящим сразу после Корана.


Коран – Священное Писание, которое на протяжении двадцати трёх лет ниспосылалось Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему). Коран – это вечное свидетельство пророчества и последнее небесное Откровение, которое подтвердило истинность предыдущих Священных Писаний и утвердило последний Закон Божий. Коран развил и довёл до совершенства монотеистическую религию.

Священный Коран – главный источник мусульманского вероучения, нравственно-этических норм и права. Текст этого Писания является несотворённым Словом Бога по форме и содержанию. Каждое его слово по смыслу соответствует записи в Хранимой Скрижали – небесном архетипе Священных Писаний, хранящем сведения обо всём происходящем во всей Вселенной. Аллах вкладывал Коран в сердце Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему), а он запоминал их звучание и усваивал их глубокий смысл. Джибриль (мир ему) являлся Пророку (мир ему и благословение) иногда в образе человека. Свидетелями такой формы ниспослания откровений иногда становились сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). А иногда ангел являлся в бестелесном виде, сопровождавшемся звуком. Это было самой тяжёлой формой ниспослания, и в эти минуты лицо Пророка (мир ему и благословение) покрывалось потом. Есть и другие виды ниспослания откровений Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

Любые заявления о том, что откровение (вахью) есть результат умственной и психической активности Мухаммада (мир ему и благословение), обусловленной социальными и культурными особенностями аравийского общества, не имеют в свою пользу никаких аргументов.

В Священном Коране упоминаются и другие его названия, подчёркивающие его суть и отражающие его особенности. Самое распространённое среди них – Китаб (Писание).

Также встречаются названия Зикр (Напоминание); Фуркан (Различение). Такое название связано с тем, что Писание различает добро и зло, истину и ложь, дозволенное и запретное.

Среди прочих названий Корана, нередко используемых в арабском языке, можно выделить Танзил (Ниспослание), Бурхан (Доказательство), Хакк (Истина), Нур (Свет) и другие. Все перечисленные эпитеты относятся к тексту Корана на арабском языке. Что касается книги, где записан текст Корана, то его принято называть мусхаф (мн. масахиф).

Место Корана в жизни мусульман

Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы наставить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования, к которому люди испытывают естественное тяготение.

Коран ниспослан на ясном арабском языке и характеризуется удивительным благозвучием, чистотой слога, композиционной стройностью и правильностью грамматических конструкций.

Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разъяснял, что лучшим из его последователей является тот, кто изучает Коран и обучает ему других.

Особенности Корана

Коран неподражаем, и никому до сих пор не удавалось и не удастся сочинить нечто подобное – ни по форме, ни по содержанию – даже самой короткой суре. Его истины подтверждены современными научными открытиями.

Коранические суры легко запомнить даже тем, кто не владеет арабским языком. Коран передаёт суть предыдущих Священных Писаний.

Ещё одной важной особенностью Корана является ниспослание сур и аятов – частями – по поводу определённых событий в жизни Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Они приносили им покой и придавали уверенность.

Ниспослание, собирание и структура Корана

Письменная фиксация Корана

Священный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) частями. Получив очередное откровение, он распоряжался сразу же записать его. Даже в самые трудные минуты, во время переселения (хиджры) из Мекки в Медину и во время военных походов, при нём всегда находился кто-либо из писарей, готовых зафиксировать текст ниспосланных аятов.

Первым, кто записал Коран в Мекке, был Абдуллах бин Саад. В Медине этой чести был удостоен Убайй бин Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Зубайр бин аль-Аввам, Ханзаля бин ар-Раби, Шурахбил бин Хасана, Абдаллах бин Раваха и другие (да будет доволен ими всеми Аллах). Всего же Коран записывали со слов Пророка (мир ему и благословение) около сорока сподвижников.

Во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) аяты Корана записывались на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Пророк (мир ему и благословение) разъяснял, в какую суру и куда именно следовало вписать ниспосланные аяты. Записав Откровение, писарь читал его Пророку (мир ему и благословение) и под его руководством исправлял ошибки, если таковые были.

Для обеспечения сохранности Корана Пророк (мир ему и благословение) побуждал сподвижников заучивать его наизусть. Многие мусульмане знали наизусть весь Коран.

Однако он ещё не был собран в единую книгу. Это не было сделано в силу многих обстоятельств.

Во-первых, в эпоху Пророка (мир ему и благословение) в записывании Корана на листы или же собрании его в один свод не было той необходимости, которая возникла в эпоху правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и заставила записать его на свитки. А также не было и той необходимости, которая возникла в эпоху правления Усмана (да будет доволен им Аллах), и он собрал Коран в единую книгу и составил его копии. Помимо того, мусульманская община в это время переживала лучшие времена. Чтецов Корана тогда было предостаточно, и среди арабов опора на заучивание превосходила опору на письмо.

Во-вторых, Коран не был ниспослан всецело одним разом, напротив, ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет.

В-третьих, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) стоял перед возможностью ниспослания нового Откровения, отменяющего то, что Аллах пожелает, из аята или аятов, ниспосланных прежде, поскольку между последним ниспосланием аятов из Корана и кончиной Пророка (мир ему и благословение) было всего лишь девять дней и т. д.

Собирание Корана в единый свод

После ухода Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в мир иной стало ясно, что со временем количество знатоков Корана уменьшится и возникнет опасность частичной утраты его текста. Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) убедил халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) в необходимости составления единого списка, одобренного всеми знатоками Корана. Поддержав инициативу Умара, халиф поручил Зайду бин Сабиту (да будет доволен им Аллах) собрать записи Корана у всех сподвижников, живших в Медине, расположить аяты и суры в той последовательности, в которой их читал Пророк (мир ему и благословение), и согласовать список с остальными учёными. На это ушло около года, после чего согласованный текст был представлен Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Остальные рукописи было решено уничтожить, чтобы впоследствии никто не мог сказать, что у него есть отрывок Корана, не вошедший в список Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). После смерти халифа текст Корана перешёл к халифу Умару (да будет доволен им Аллах), а затем, согласно его завещанию, – к его дочери, жене Пророка (мир ему и благословение), матери правоверных Хафсе бинт Умар (да будет доволен ею Аллах).

По мнению историков, при халифе Усмане (да будет доволен им Аллах) было составлено четыре экземпляра одного и того же уточнённого списка Корана. Первый из списков, получивший название мусхаф-имам, был оставлен в Медине, а остальные разосланы в Куфу, Басру и Шам.

По мнению ряда исследователей, экземпляр Корана, оставленный в Медине, был вывезен оттуда в Андалусию. Впоследствии его перевезли в Марокко, а в 1485 г. он попал в Самарканд. В 1869 г. российские исследователи увезли его в Санкт-Петербург, где он оставался до 1917 г. При советской власти манускрипт был возвращён обратно и в 1924 г. оказался в Ташкенте.

Первые списки Корана были записаны со всей тщательностью, но не имели диакритических точек и огласовок (знаков, обозначающих гласные звуки).

На первом этапе в тексте Корана были расставлены огласовки. По приказу губернатора Басры Зияда бин Сумейи (ум. в 672 г.) эту работу выполнила группа из тридцати писцов под руководством известного знатока арабского языка Абу аль-Асвада ад-Дуали (ум. в 688 г.). Современный вид огласовки приобрели во времена аль-Халила бин Ахмада (ум. в 791 г.), разработавшего также ряд дополнительных знаков (хамза, ташдид и другие).

На втором этапе в тексте Корана были расставлены диакритические точки и разработаны обозначения для долгих и кратких гласных. По приказу губернатора Ирака аль-Хаджжаджа бин Юсуфа (ум. в 714 г.) с этой задачей справились Наср бин Асым (ум. в 707 г.) и Яхья бин Яамур (ум. в 746 г.). Тогда же ввели знаки, разделяющие текст Корана на 30 частей (джузов). Такое деление диктовалось практической целесообразностью и облегчало чтение Корана во время ночных молитв в Рамадане. В современных изданиях каждый джуз Корана принято делить на две части (на два хизба), а каждый хизб – на четыре четверти (руб).

Структура Корана. Текст Корана делится на суры и аяты.

В первых списках Корана аяты не отделялись друг от друга значками, как это делается в настоящее время, и поэтому между учёными возникли некоторые разногласия по поводу количества аятов в Писании. Все они сошлись на том, что в нём свыше 6200 аятов. В более точных подсчётах между ними не было единства, но эти цифры не имеют принципиального значения, потому что они касаются не текста откровений, а лишь того, как его следует разделять на аяты. В современных изданиях Корана (Саудовская Аравия, Египет, Иран) выделяют 6236 аятов, что соответствует куфийской традиции, восходящей к Али бин Абу Талибу. Между богословами нет разногласий по поводу того, что аяты располагаются в сурах в той последовательности, которая была продиктована Пророком (мир ему и благословение).

Текст Корана состоит из 114 сур, которые условно делятся на мекканские и мединские. По мнению большинства учёных, к мекканским откровениям относится всё, что было ниспослано до хиджры, а к мединским – всё, что было ниспослано после хиджры, даже если это произошло в самой Мекке, например, во время прощального паломничества. Аяты, ниспосланные во время переселения в Медину, считаются мекканскими.

Читайте также: