Великий сфинкс из гизы доклад

Обновлено: 22.04.2024

Большой Сфинкс Гизы, Большой Сфинкс Египта (Great Sphinx) всемирно известный памятник, вырубленный из монолитной скалы с телом льва и головой человека. Большой Сфинкс — уникальная статуя 73 м длиной и 20 м высотой, 11,5 метра в плечах, ширина лица 4,1 м, высота лица 5 м, вырубленная из известнякового монолита, образующего скальное основание плато Гизы. По периметру тело Сфинкса окружает ров шириной 5,5 и глубиной 2,5 метра. Рядом находятся 3 всемирно известные египетские пирмиды.

Есть некоторые интересные сведения, которые вы могли не знать. Вот проверьте себя …

Исчезающий Сфинкс

Древнее пирамид

Реставрационные работы, которые начали проводиться в связи с аварийным состоянием Сфинкса, стали наводить ученых на мысль, что Сфинкс возможно древнее, чем считалось ранее. Чтобы проверить это, японские археологи во главе с профессором Сакуджи Иошимурой с помощью эхолокатора сначала просветили пирамиду Хеопса, а затем подобным образом исследовали скульптуру. Их вывод поразил – камни Сфинкса древнее, чем у пирамиды. Речь шла не о возрасте самой породы, а о времени ее обработки. Позднее японцев сменила команда гидрологов – их выводы также стали сенсацией. На скульптуре они обнаружили следы эрозии, вызванной большими потоками воды.


Кликабельно 6000рх, … конец 1800-х

Чем болен Сфинкс?

Арабские мудрецы, пораженные величественностью Сфинкса, сказали, что исполин неподвластен времени. Но за прошедшие тысячелетия памятнику изрядно досталось, и, в первую очередь, виноват в этом человек. Сперва мамлюки упражнялись в меткости стрельбы по Сфинксу, их почин поддержали наполеоновские солдаты. Один из правителей Египта приказал отбить скульптуре нос, а англичане украли у исполина каменную бороду и отвезли в Британский музей. В 1988 году от Сфинкса откололась и с грохотом упала огромная каменная глыба. Ее взвесили и ужаснулись – 350 кг. Этот факт вызвал самую серьезную обеспокоенность ЮНЕСКО. Решено было собрать консилиум представителей самых разных специальностей, чтобы выяснить причины, разрушающие древнее сооружение. В результат комплексного обследования ученые обнаружили в голове Сфинкса скрытые и чрезвычайно опасные трещины, кроме этого установили, что также опасны заделанные некачественным цементом внешние трещины – это создает угрозу быстрой эрозии.

Лапы Сфинкса оказались в не менее удручающем состоянии. По мнению специалистов, Сфинксу, прежде всего, вредит человеческая жизнедеятельность: в поры статуи проникают выхлопные газы автомобильных двигателей и едкий дым каирских заводов, что постепенно разрушает ее. Ученые говорят, что Сфинкс серьезно болен. Для реставрации древнего памятника нужны сотни миллионов долларов. Таких денег нет. А пока египетские власти восстанавливают скульптуру своими силами.

Загадочное лицо

Мать Страха

Тайная комната

В 1989 году группа японских ученых радиолокационным методом обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, уходящий в сторону пирамиды Хефрена, а северо-западнее Камеры Царицы была найдена внушительных размеров полость. Однако более детальное изучение подземных помещений египетские власти провести японцам не позволили. Исследования американского геофизика Томаса Добецки показали, что под лапами Сфинкса находится большая прямоугольная камера. Но в 1993 году его работу внезапно приостановили местные власти. С этого времени египетское правительство официально запрещает проводить геологические или сейсмологические исследования вокруг Сфинкса.

Сфинкс и казни.

С 1952 года в Египте было обнаружено пять пустотелых сфинксов, каждый из которых служил местом казней и одновременно могилой казненных. Раскрывшие тайну сфинксов археологи с ужасом обнаружили, что костные останки многих сотен трупов толстым слоем покрывали полы сфинксов. С потолков свисали кожаные ремни с остатками костей человеческих ног. Считают, что среди этих трупов могли быть и рабочие строившие пирамиды и гробницы египетских фараонов, и принесенные в жертву ради сохранения их тайн.

По-видимому пустотелые тела сфинксов умышленно разбросанные по всей стране, служили местом казней и пыток в течении продолжительного периода времени. Смерть подвергаемых казни была длительной и мучительной, а тела повешенных за ноги жертв преднамеренно не убирались. Крики умирающих обязаны были внушать ужас живым.

Страх перед крылатыми сфинксами был так велик, что сохранился в веках. Когда в 1845 году при раскопках в развалинах Калаха был найден крылатый сфинкс с человеческой головой, всех рабочих из местных жителей охватил панический страх. Они отказались продолжать раскопки, ибо было еще живо древнее предание, что крылатый сфинкс принесет им несчастья и явится причиной смерти всех живущих на земле.


Кликабельно 3200 рх

Это знакомый всем вид. Создается впечатление, что пирамиды стоят затерянные где-то далеко в пустыне занесенные песками, и чтобы до них добраться, нужно совершить длительный переход на верблюдах.

Давайте посмотрим, как обстоят дела на самом деле.


Кликабельно 4200 рх

Гиза – это современное название большого каирского некрополя, занимающего примерно 2000 кв. м.

Третье место по численности населения после Каира и Александрии занимает этот город, в котором проживают более 900 тысяч жителей. Фактически Гиза сливается с Каиром. Здесь расположены знаменитые египетские пирамиды: Хеопса, Хефрена, Микерена и Большой Сфинкс.


Кликабельно 1800 рх

Еще совсем недавно – чуть более столетия назад – захолустную дорогу к пирамидам знали только жители окрестных деревушек, возделывающие ирригационные поля. Сегодня же пирамиды Гизы являются центром притяжения для туристов, количество которых с каждым годом все возрастает. Поля вокруг древних ритуальных сооружений стали застраиваться магазинами, кафе, ресторанами и ночными клубами, однако местные власти не выказывают по этому поводу большого недовольства, ведь туризм составляет одну из важных статей бюджета Египта.

А вот так это место выглядело в 1904 году.

Как это бы это не было бы смешно или странно, но я первый раз вижу этот ракурс такого МЕГАИЗВЕСТНОГО сооружения. А вы?

Даритель жизни и вечный властитель верхнего и нижнего миров. Так египтяне называли Сфинкса. Он охранял вход в загробный мир и олицетворял власть фараона.

Недалеко от Каира на плато Гиза расположено единственное сохранившееся до наших дней чудо света — комплекс пирамид. Неотъемлемой его частью является древнейшее из известных скульптурных произведений — Сфинкс. Высота высеченного в известняке льва с человеческой головой сравнима с 6-этажным домом, а длина — с футбольным полем.

Как и сегодня, 4 тыс. лет назад Гиза была пустынной территорией. Жизнь пришла сюда, когда фараон Хеопс пожелал увековечить себя. Он построил пирамиду, а затем его примеру последовали сын и внук. Безжизненная пустыня стала городом мёртвых.

фото 1 .jpg

Вероятно, в первоначальном плане не было Сфинкса. Во время работ на каменоломне осталась скала материала, и вместо того, чтобы убрать её, древние египтяне превратили скалу в скульптуру для символической охраны входа в пирамиды, то есть в загробный мир. Это означало, что власть фараона будет вечной.

Современные учёные попытались воссоздать орудия труда древних египтян и с их помощью изготовить уменьшенную копию носа Сфинкса. На основе опыта они подсчитали, сколько заняло строительство у древних египтян, использовавших медные долото и каменные молотки. 100 камнерезов должны были работать 3 года. Плюс им была нужна армия мастеров, готовивших инструменты, носивших материал Управление этой армией должно было повлиять на государственное устройство Древнего Египта в целом, на его экономику и социальное устройство.

фото 2.jpg

Миллионы лет назад плато Гизы было покрыто океаном. Известняк, из которого вырублен Сфинкс, состоит из разных слоёв: эластичные чередуются с более плотными. Под действием внешней среды первоначально ровная поверхность скульптуры за тысячи лет разрушена: сегодня твёрдые слои выступают, а мягкие продавлены.

Сфинкс олицетворял неограниченную власть фараона. На голове — немес, специальная повязка, которую носили только правители. Для тела выбран лев, поскольку фараоны отождествляли себя с этим животным, полагая что оно выражает силу, мощь и власть. При этом его образ обратен традиции изображения богов, которые выглядели как люди с головами животных.

Скульптура пережила периоды обожествления и забвения. Во времена Древнего царства Сфинкс был символом не только фараона, но и солнца, и его задачей было обеспечение перехода правителя в загробный мир. После разрушения Среднего царств и пирамиды, и Сфинкс рассматривались как богатые кладовые, которые можно было разграбить. В эпоху Нового царства, расцвета Древнего Египта, Тутмос IV повелел восстановить Сфинкса, который к тому времени уже был по шею занесён песком. По легенде, Сфинкс пришёл к фараону во сне и призвал спасти его, пообещав за это власть. Тутмос, который не был претендентом на трон и по чьему приказу был убит старший брат, видимо, нуждался в некоем оправдании, почему он в итоге возглавил государство.

Тутмос приказал построить стены высотой 9 м, чтобы защитить скульптуру он наносов песка. Скульптура была ярко раскрашена: видимо, лицо было красным, головной убор — жёлтым и голубым. Между лапами над святилищем была установлена статуя Тутмоса. Лапы были покрыты большими каменными плитами. Кстати, учёные идентифицировали на Сфинксе плиты 4 периодов, то есть египтяне, греки и римляне неоднократно реставрировали его позднее.

фото 4 The Great Sphinx of Giza in 1858.jpg

Во 2 веке н. э. Сфинкс уже воспринимался не как творение людей для фараонов, а как творение богов. С приходом христианства древние храмы были окончательно заброшены.

Одна из загадок, связанных со скульптурой, — исчезновение носа. Есть легенды о приказе Наполеона упражняться в стрельбе по Сфинксу, из-за чего часть Сфинкса якобы и откололась. Но за несколько столетий до египетского похода Наполеона арабские источники говорили об отсутствии носа. Судя по следам, оставшимся на лице Сфинкса, нос откололи намеренно, но кто и почему это сделал, остаётся тайной. Многие учёные сходятся в том, что причина всех разрушений Древнего Египта — время.

На западном берегу Нила, на плато Гиза неподалёку от Каира, рядом с пирамидой Хефрена находится один из самых известных и, пожалуй, самый таинственный исторический памятник Древнего Египта – Большой Сфинкс.

Большой Сфинкс

Что такое Большой Сфинкс

Великий, или Большой, Сфинкс – древнейшая монументальная скульптура планеты и самое большое из изваяний Египта. Статуя высечена из монолитной скалы и изображает лежащего льва с человеческой головой. Длина монумента составляет 73 метра, высота около 20-ти.

Образ сфинкса является традиционным мотивом для древнеегипетского искусства. Лев считался царским животным, посвящённым богу Солнца Ра, поэтому в виде сфинкса всегда изображали только фараона.


С древности Большой Сфинкс считался изображением фараона Хафра (Хефрена), поскольку находится рядом с его пирамидой и словно охраняет её. Возможно, исполин действительно был призван хранить покой усопших монархов, однако отождествление Сфинкса с Хафра ошибочно. Главными аргументами в пользу параллели с Хефреном были изображения фараона, найденные у статуи, однако неподалёку находился поминальный храм фараона, и находки могли быть связаны с ним.

Кроме того, исследования антропологов выявили негроидный тип лица каменного гиганта. Многочисленные надписанные скульптурные изображения, имеющиеся в распоряжении учёных, не несут никаких африканских черт.

Загадки Сфинкса

Кем же и когда создан легендарный монумент? Впервые сомнение в верности общепринятой точки зрения внёс Геродот. Детально описав пирамиды, историк ни словом не упомянул о Великом сфинксе. Ясность внёс 500 лет спустя Плиний Старший, рассказав об очистке монумента от песчаных наносов. Вероятно, в эпоху Геродота Сфинкс был скрыт под барханами. Сколько раз за историю его существования это могло происходить, остаётся только гадать.

В письменных документах нет ни единого упоминания о постройке столь грандиозного изваяния, хотя мы знаем много имён авторов куда менее величественных сооружений. Первое упоминание о Сфинксе относится к эпохе Нового царства. Тутмос IV (XIV в. до н. э.), не будучи наследником трона, якобы уснул рядом с каменным гигантом и получил во сне повеление от бога Гора расчистить и отремонтировать статую. Взамен бог обещал сделать его фараоном. Тутмос сразу же велел начать освобождение монумента от песка. Работы завершились через год. В честь этого события у изваяния была установлена стела с соответствующей надписью.

Это была первая известная реставрация монумента. Впоследствии статую не раз освобождали от песчаных наносов — при Птолемеях, во времена римского и арабского владычества.

Таким образом, историки не могут предъявить обоснованную версию происхождения Сфинкса, что даёт простор творчеству других специалистов. Так, гидрологи обратили внимание, что нижняя часть статуи несёт следы эрозии от длительного нахождения в воде. Повышенная влажность, при которой Нил мог заливать основание монумента, характеризовала климат Египта в IV тыс. до н. э. На известняке, из которого построены пирамиды, таких разрушений нет. Это считалось доказательством, что Сфинкс старше пирамид.

Романтично настроенные исследователи сочли эрозию результатом библейского Всемирного потопа – катастрофического разлива Нила 12 тыс. лет назад. Некоторые заговорили даже об эпохе ледникового периода. Гипотеза, однако, была оспорена. Разрушение объяснили действием дождей и низким качеством камня.


Внесли свой вклад астрономы, выдвинувшие теорию о едином ансамбле пирамид и Сфинкса. Постройкой комплекса египтяне якобы увековечили время своего прихода в страну. Три пирамиды отражают расположение звёзд Пояса Ориона, олицетворявшего Осириса, а Сфинкс смотрит на точку восхода солнца в день весеннего равноденствия в тот год. Это сочетание астрономических факторов относится к XI тыс. до н.э.

Есть и другие теории, включая традиционных инопланетян и представителей працивилизаций. Внятных доказательств апологеты этих теорий, как всегда, не приводят.

Египетский колосс таит немало других загадок. К примеру, нет никаких предположений, кого из владык он изображает, зачем прокопан подземный ход от Сфинкса в сторону пирамиды Хеопса и т.д.

Современное состояние

Окончательную расчистку от песков провели в 1925 году. Изваяние дошло до наших дней в неплохой сохранности. Возможно, многовековой песчаный покров и спасал Сфинкса от выветривания и перепадов температуры.

Природа пощадила монумент, но не люди. Лицо гиганта сильно повреждено – у него отбит нос. Одно время повреждение списывали на артиллеристов Наполеона, расстрелявших статую из пушек. Однако арабский историк аль-Макризи ещё в XIV веке сообщал об отсутствии у Сфинкса носа. По его рассказу, лицо было повреждено толпой фанатиков по наущению некоего проповедника, поскольку ислам запрещает изображать человека. Утверждение это вызывает сомнения, поскольку Сфинкс был почитаем местным населением. Считалось, что он вызывает живительные разливы Нила.













Существуют и другие предположения. Повреждения объясняют естественными факторами, а также местью одного из фараонов, пожелавшего уничтожить память монарха, которого изображает Сфинкс. По третьей версии, нос отбили арабы при завоевании страны. У некоторых аравийских племён существовало поверье, что, если отбить нос у враждебного бога, он не сможет отомстить.

В древности Сфинкс обладал накладной бородой, атрибутом фараонов, однако сейчас от неё остались лишь обломки.

Сфинкс символизирует достоинство. Королевскую власть, мудрость, могущество и силу. В Древнем Египте существовало три разновидности сфинксов, с человеческой головой и телом льва (андросфинкс); с головой сокола (хиеракосфинкс) и с головой барана (криосфинкс). Самым древним и большим сфинксом является Великий Сфинкс в Гизе, который охраняет подходы к пирамидам. Он был создан из извести примерно в 26 веке до н.э. Предполагается, что лицо сфинкса представляет собой бога Гора наблюдающего, как восходит над горизонтом его отец Ра, солнце.

Без Большого Сфинкса картина поля пирамид в Гизе, разумеется, окажется неполной.

"Уже пять тысяч лет каждое утро я вижу бога Солнца, восходящего вдали на берегах Нила. Его первые лучи освещают мое лицо. Я видел зарождение истории Египта, а завтра увижу, как восток пылает новой зарей. Я верный страж у ног моего повелителя, столь бдительный и преданный, что он дал мне свое лицо. Я спутник фараона, я сам фараон. На протяжении веков я получил множество имен от людей, приходивших поклоняться мне с набожным восхищением. Но имя, которое я получил, дал мне греческий путешественник, отец истории Геродот. Он назвал меня Сфинксом, точно я родился в его земле. И это имя осталось за мной навсегда".

Это поэтическое обращение Большого Сфинкса к людям произносится семь раз в неделю в грандиозном представлении "Звук и свет". В этой несколько напыщенной речи, вложенной в уста Большого Сфинкса и утвержденной двумя египетскими министерствами, есть немало спорных моментов.

К примеру, утверждение, что имя ему было дано Геродотом - грубейшее нарушение исторических фактов. В "Истории", написанной этим греческим ученым, нет ни одного слова, посвященного Сфинксу. Скорее всего, Геродот даже не знал о его существовании, поскольку в те времена, когда грек посещал Египет, Сфинкс, по всей вероятности, был в буквальном смысле по уши засыпан песком. Первым историком, видевшим и поведавшим миру о Большом Сфинксе, был Плиний, живший гораздо позже.

Древние египтяне не считали Сфинкса ни чудовищем, ни женщиной, подобно грекам, у них это существо не задавало загадок и не убивало людей. В понимании египтян Сфинкс представлял собой статую властителя либо бога, чью мощь символизировало тело льва. Они назвали эту статую шесеп-анх, что означало "живой образ" (правителя). Греческий вариант названия возник значительно позднее и вскоре возвратился в Египет.

Как бы то ни было, без сомнений. Сфинкс, стерегущий Великие пирамиды Гизы, с его таинственной, словно бы несколько презрительной улыбкой, являл собой неразрешимую загадку. Не одно поколение ученых задавалось вопросами: чьим воплощением был Сфинкс, когда и каким образом он был создан?

Более века продолжалось изучение статуи. Ученые применяли порох и буровые машины. После долгих трудов исследователям удалось раскрыть истинное имя Сфинкса. Арабы, проживающие в этом районе называли статую Абу'л Хол, что в переводе означает "отец ужаса". Филологи установили, что полное название статуи означало "живой образ Хафры". То есть Сфинкс являлся воплощением царя Хафры с телом царя пустыни и с символами царской власти. Таким образом, в понимании древних египтян Сфинкс представлял собой бога и льва в одном лице, стерегущего свою пирамиду.

На Земле нет и никогда не было статуи, превышающей размерами Большого Сфинкса. Она вытесана из цельной глыбы, остававшейся в карьере, откуда добывали строительный материал для пирамид Хуфу и Хафры. В Большом Сфинксе соединены уникальные технические решения и превосходный художественный замысел. Мастерам удалось передать внешность фараона достаточно верно, реалистически, не упуская индивидуальных черт его облика (например, большие оттопыренные уши и широкие скулы).

Надпись у ног царя свидетельствует о том, что статуя была высечена еще при жизни фараона Хафры. А это означает, что Большой Сфинкс представляет собой не только самую большую, но и самую древнюю монументальную скульптуру в мире. Расстояние от передней лапы до хвоста статуи составляет более 53 м, ее высота достигает 20 м, ширина лица равна 4,1 м, высота лица - 5 м, от верхушки до мочки уха - 1,37 м, а длина носа - 1,71 м.

В приведенном выше обращении к зрителям Большой Сфинкс преувеличивает свой возраст, однако, он вполне мог бы обойтись без этого, поскольку ему уже более 4500 лет.

В настоящее время Большой Сфинкс очень сильно поврежден. Его лицо изуродовано ядрами и долотом, исчез символ власти уррей, от "божественной" бороды остались жалкие обломки, найденные у ног статуи. Ни время, ни пустыня, ни человек не пощадили Сфинкса. Неоднократно его почти полностью засыпало песком. В XIV веке один фанатичный шейх, выполняя завет Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо, повелел уничтожить статую - вот откуда появились безобразные следы от ударов долотом. Мамелюки использовали голову Большого Сфинкса в качестве тренировочной мишени для своих пушек. Однако эта уникальная статуя, поражающая человеческое воображение своей величественностью, не подвластна разрушительной силе времени, природы и человека. Сфинкс продолжает стоять на своем месте и сторожить некрополь в Гизе. Нет сомнений, что это грандиозное творение древних египтян будет стоять до тех пор, пока стоят сами пирамиды.

Хотя имя Сфинкса происходит из греческого, его корни следует искать в Египте. Из Египта миф о Сфинксе распространился в Ассирии, Греции, а затем и во всей Западной Европе. В ассирийской и древнегреческой цивилизации Сфинкс был широко представлен в архитектуре и изобразительном искусстве. Его изображения можно увидеть на античных колоннах, вазах, золотых украшениях, на щитах и оружии воинов. За свою историю Сфинкс почти утратил божественную сущность. Уже в древние времена не существовало единого представления о Сфинксе. Как уже сказано, в Египте он представлял собою бескрылое мужское существо и часто изображался сидящим.

Несмотря на все вариации, образ Сфинкса оставался довольно стабильным. Причиной такой стабильности, видимо, служит то, что образом являлся Большой Сфинкс из Гизы - самый впечатляющий своими размерами и выразительностью монумент вымышленного существа, сохраняющий свое значение в изобразительном искусстве и в наши дни.

Параллельно с художественным развивался и литературный образ Сфинкса. Первое упоминание о нем встречается в шумерском мифе “Энума элиш” 2-го тысячелетия до н. э. В этом мифе Тиамат, мать природы, богиня безбрежных морских вод, и Апсу, отец жизни, бог пресных вод, производят на свет младших богов, чьи обязанности состоят в поддержании первичного порядка и спокойствия божественной пары. Апсу замышляет истребить младших богов, но они, узнав о его намерении, убивают его до того, как он приводит свой план в исполнение. Разгневанная смертью супруга Тиамат объявляет войну своим детям и порождает чудовищ-мстителей - гадюку, дракона, Сфинкса, льва, бешеную собаку и человека-скорпиона.

Шумерская история происхождения Сфинкса резко отличается от египетской. Если в Египте Сфинкс почитался божественным символом власти фараонов, то в “Энума элиш” он выступает как воплощение зла, плод гнева и жажды мщения. Возможно, такая трактовка объясняется тем, что литературные образы вымышленных существ нередко отличаются от их художественного воплощения. Это обусловлено тем, что в древних литературных памятниках редко описывается внешний вид существ - либо подразумевается, что людям отлично известно, как они выглядят, либо решение этой задачи отдается на откуп их фантазии. Нельзя не учитывать и тот факт, что “Энума элиш” и Большой Сфинкс - почти современники.

То, что в литературе не приводится детального описания Сфинкса, послужило причиной многих недоразумений, связанных с его образом. Вплоть до XX века, пока писатели и художники не обратились непосредственно к египетскому первоисточнику, Сфинкс в европейской традиции представлялся женским существом - вечным, загадочным и наделенным таящей опасность привлекательностью. К примеру, на картине Франца фон Штука изображен не только Сфинкс с женскими чертами, но и лежащая на его спине обнаженная женщина, повторяющая его позу. Многие художники рисовали “улыбающегося Сфинкса”. Образ Сфинкса подвергся изменениям еще в Древней Греции.

В Древнем Египте иероглиф Сфинкса - “неб” означал “хозяин”, “правитель”. Сфинкс служил также символом постижения истины. Не случайно фараоны восседали на троне, опирающемся на лапы льва. Некоторые исследователи высказывают мнение, что в Египте Сфинкс считался еще охранителем религии и божественных мистерий и даже символом воскрешения после смерти. В качестве хранителя тайн Сфинкс вновь появляется в эпоху Возрождения.

Тем не менее, возникшая в “Энума элиш” традиция Сфинкса-зла оказала большое влияние на формирование его европейского образа. Гесиод называет Сфинкса дочерью Орта и Ехидны. Аполлодор - дочерью Цифея и Ехидны, он же утверждает, что музы научили Сфинкса его загадкам. В Греции Сфинкса издавна ассоциировали с болезнями и смертью; дыхание дочери Цифея обращалось в жаркий южный ветер сирокко, губительный для всего живого.

Средневековые авторы черпали знания о Сфинксе из “Библиотеки” Аполлодора и “Эдипа” Сенеки. Поэтому неудивительно, что для Андреа Агатти (1491- 1550) Сфинкс - воплощение невежества, для Эдмунда Спенсера (1552-1599) - символ инквизиции, а для Бенджамина Джонсона (XVII век) - “вечный враг любви и красоты, заманивающий их в свои ловушки”. Лишь Фрэнсис Бэкон считает Сфинкса символом науки и знания.

В средневековой литературе, философии, теологии и психологии Сфинкс символизирует “чудовищные силы разрушения мысли, речи и рассудка”.

Книга Фрэнсиса Бэкона “Сфинкс, или Знание” посвящена описанию борьбы Знания и Невежества. Для него знание - неисследованная страна, загадка, требующая разрешения. Знание может стать мучительным и опасным для человека, не готового принять его. Сфинкс у Бэкона - олицетворение “разрушительной одержимости”, охватывающей человека, стремящегося к знаниям, символ “жизненной необходимости подхода к ним с холодным рассудком”. Вот отрывок из книги Бэкона: “Знание в руках невежественного и неумелого человека, без преувеличения, становится чудовищем. Знание многогранно и может быть применено по-разному. У него лицо и голос женщины - олицетворение его красоты. У знания есть крылья, потому что научные открытия распространяются очень быстро, невзирая на границы. Острые и цепкие когти нужны ему для того, чтобы аксиомы и аргументы проникли в человеческое сознание и накрепко удерживались в нем, так, чтобы от них нельзя было избавиться. И если они неправильно поняты или использованы, они приносят беспокойство и мучения тем или иным путем и, в конце концов, просто разрывают сознание на куски”. Взгляд Бэкона на Сфинкса - очень близок греческому. Отношение Бекона к знанию сродни отношению Эдипа к Сфинксу.

Современник Бэкона Михаэль Майер развивает его аллегорию. Майер советует любому здравомыслящему человеку не забывать о том, что истина постигается путем преодоления многих ошибок и ошибки эти всегда мучительны: “Это то, что философы древности пытались сказать нам, говоря о Сфинксе”. Для Майера Сфинкс - символ “труднодоступности и запутанности искусства философствования” не только для фивян, но и для египтян задолго до них. Сфинкс загадывает загадки, стоя перед “вратами философии”, и “не вредит тем, кто проходит мимо; того же, кто, считая себя мудрым и достойным, пытается отгадать загадку, в случае неудачи ждет разрушение: его сердце будет разорвано сомнениями и он потеряет рассудок - таков смысл философии, и тот, кто понимает его, поймет и меня”.

С восприятием Сфинкса Бэконом и Майером хорошо согласуется фраза Георга Фридриха Гегеля, произнесенная два столетия спустя: “Человеческая голова на зверином теле олицетворяет Разум, возвышающийся над Природой, который, однако, не в состоянии полностью оторваться от своей связи с ней”.

В поэме Ральфа Эмерсона “Сфинкс” (1841) автор излагает свое видение философского смысла встречи человека с этим загадочным существом. Эмерсон повторяет сюжет трагедии о царе Эдипе: Сфинкс останавливает странника и загадывает ему загадку и, если тот дает правильный ответ, исчезает. Впрочем, поэма Эмерсона - больше чем повторение истории Эдипа. Его постаревший, почти глухой Сфинкс с дряхлыми крыльями так и не встретил человека, способного понять истинный смысл связи человека с природой. Загадка - в самом Человеке, и с ним устами Сфинкса говорит сама Природа. Путешественник-поэт легко дает верный ответ, потому что видит мир не только глазами, но и душой. Сфинкс символизирует разум поэта, стремящийся слиться с его душой, разум, страдающий, будучи оторванным от души. Его жилище - мятущееся сознания поэта.

Удивительно то, как охотно новеллисты XIX и XX веков подхватили идею о том, что Сфинкс обретает реальность лишь в человеческом разуме. В одноименном рассказе Эдгара По Сфинкс существует только в воспаленном воображении человека, одержимого ужасом перед смертью от холеры. В главе романа “Моби Дик” Германа Мелвилла, названной “Сфинкс”, не фигурирует сам Сфинкс - его образ возникает в сознании капитана Ахаба, когда тот видит поднимающуюся из океана голову кита. В “Сфинксе” Оскара Уайльда поэту чудится “любопытная кошка с “пестрыми” глазами и золотыми ресницами”, лежащая в углу комнаты на китайском коврике, иными словами, домашний Сфинкс - олицетворение охвативших сознание поэта разрушительных чувственных грез. А в “Машине времени” Герберта Уэллса слепой и больной Белый Сфинкс служит символом племени каннибалов, в которых превратился род человеческий.

Фрэнсис Бэкон посеял ветер. Пожинать же бурю приходится современным поколениям. Символы, заключенные в образе Сфинкса, не были оставлены без внимания Зигмундом Фрейдом (1856-1939). В “Толковании сновидений” Фрейд утверждает, что “судьба царя Эдипа волнует нас только потому, что на его месте мог бы оказаться любой из нас”. Ученики Фрейда извлекли Сфинкса из человеческого подсознания на свет божий.

В статье “Фрейд и человеческая душа” (1983) Бруно Беттельхейм предлагает читателю собственное прочтение мифа об Эдипе: “Поскольку известно, что Сфинкс знал огромное количество загадок, следует полагать, что загадка, данная Эдипу, предназначалась именно ему”. Он далее пишет: “Очевидно, что Эдипа, над которым довлели последствия травмы, более чем других волновали проблемы хождения и символы способов передвижения, к которым прибегают люди разных возрастов; будучи уже взрослым юношей, все еще ползающим на четвереньках, он гораздо больнее, чем какой-нибудь малыш, осознает свою неспособность встать на ноги. История встречи со Сфинксом подчеркивает, что ответ на загадку жизни - не просто человек, а каждый из нас”.

В психоаналитике Сфинкс предстает довольно полезным чудовищем, заинтересованным во благе тех, кто с ним соприкасается. Зная о страстном желании Эдипа ходить и о том, что невозможность этого связана с нанесенной ему в детстве травмой, Сфинкс, как любой чего-то стоящий психоаналитик, не просто задает Эдипу наводящие вопросы, но и подталкивает его к правильным ответам.

В продолжение фрейдистского тезиса об эдиповом комплексе кратко рассмотрим трактовку других Сфинксов, “извлеченных из глубин человеческого подсознания”, - с полотен Жанна Энгра и Гюстава Моро. На картине Энгра “Эдип и Сфинкс” внимание уделено в основном царю: обнаженный Эдип стоит оперевшись о придорожный камень и, наклонившись вперед, смотрит прямо на Сфинкса, сидящего на камнях у входа в пещеру. Свет падает на его лицо и длинные черные волосы. Сфинкс же почти целиком укрыт в тени скалы. На фоне черного входа в пещеру четко видна нога спрятавшегося в ней человека; другой человек, объятый тревогой, стоит позади Эдипа, он испуганно глядит на Сфинкса и порывается к бегству. На горизонте изображен силуэт Фив - храм и покатая крыша здания с колоннами.

Картина Моро “Эдип и Сфинкс” была написана под впечатлением от полотна Энгра. Однако между ними немало различий. В центре работы Моро - Сфинкс. Он бросается на Эдипа, как огромная кошка на дерево, - его спина изогнута, мышцы лап напряжены, орлиные крылья расправлены, каждое перо на них тщательно выписано. У Сфинкса голова красивой девушки с вьющимися волосами, на голове - корона, украшенная жемчугом. У него гладкая белая кожа, все его черты привлекательны. Большие добрые глаза Сфинкса пристально глядят в глаза царя. Здесь Сфинкс одновременно и “роковая женщина” Альфреда де Мюссе, “очаровательная, но несущая гибель”, и “Безжалостная красавица” Китса, и “Лорелея” Гейне, и “Кармен” Мериме. В полотнах Энгра и Моро мы видим скорее не фрейдистское инстинктивное отражение подсознательных желаний, а юнговский взгляд на Сфинкса, как на страшную всепожирающую богиню-мать Тиамат.

В поэме “Двойное видение Майкла Робартеса” рассказчик видит “глазами разума” Будду, Сфинкса и маленькую девочку, которая танцует между ними. Для автора, Будда - символ “проникновенного разума, любви и ее искушений”, а Сфинкс - олицетворение “знания и жажды его обретения”. Девочка, в которой герой поэмы узнает троянскую Елену, - образ красоты. Сфинкс, Будда и девочка символизируют “знание прошлого и будущего, красоты и любви во всех их печалях и разрушительных способностях”. Хотя здесь описан греческий Сфинкс - женское существо, он напрочь лишен качеств хищника (в отличие от Сфинкса из мифа о царе Эдипе). Он смотрит на окружающий мир глазами интеллекта.

В разные периоды истории со Сфинксом связывали разные символы. Это существо представало и в качестве защитника, и в качестве разрушителя.

У огромных лап Сфинкса приютился маленький храм, в настоящее время полностью разрушенный. В Египте, в период Среднего и Нового царства сфинксы часто изображались с головой барана или сокола. Например, в Карнакском храме сохранилась целая аллея бараноголовых сфинксов. Однако Большой Сфинкс в Гизе - самый древний из египетских сфинксов. По-видимому, сфинксы играли роль стражей священных мест.

В средние века изображения сфинксов чаще всего помещали на фризах дворцов. Постепенно образ сфинкса утратил свою дурную славу, став символом таинственности и роковой судьбы.

Изваяния двух сфинксов были найдены при раскопках в столице Древнего Египта Фивах, приобретены правительством России и установлены по сторонам лестничного спуска к гранитной пристани на Неве. Пристань была сооружена по проекту К. А. Тона в 1832 - 1834 гг.

Солнечные лучи падают строго перпендикулярно на лицо древнего Сфинкса в Египте. Этот астрономический феномен, недавно открытый учеными, бывает лишь два раза в год - 21 марта и 21 сентября. Специалисты определили угол падения лучей и вычислили точную дату этого явления только с помощью сложных астрономических и математических формул. Таким образом, местоположение самой большой в мире монолитной скульптуры свидетельствует о высочайшем уровне развития науки в Древнем Египте.

Сфинкс великая загадка Египта, объект нескончаемого поклонения и паломничества жителей Древнего мира: древних египтян, греков и римлян. Но даже для древних египтян сфинкс был загадкой, ибо время его создания относится еще к эпохе существования остатков Атлантиды - части северной провинции Портеи. Египтяне не зря считали сфинкса солнечным божеством, которое до сих пор остаётся загадкой.

Читайте также: