Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства доклад

Обновлено: 14.05.2024

_________________ А.В. Пригоряну

Сводный отчет
об осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в муниципальных организациях, подведомственных Администрации Тигильского муниципального района в 2020 году

Раздел 1. Нормативно правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений

Раздел 2. Организация и проведение ведомственного контроля

Раздел 3. Действия органов, осуществляющих ведомственный контроль, по пресечению нарушений трудового законодательства и (или) устранению таких нарушений

В ходе проведенных проверок структурными подразделениями Администрации выявлено 36 нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам проверок структурными подразделениями Администрации выданы предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. На основании выданных предписаний выявленные нарушения в большинстве своем устранены, но не во всех случаях, так как сроки устранения установлены на 2021 год.
По результатам проведенных проверок, а также по результатам исполнения предписаний к ответственности должностные лица не привлекались.
Подробная информация о результатах проведения мероприятий по ведомственному контролю в Приложении к данному отчету.

Раздел 4. Анализ и оценка эффективности ведомственного контроля

Эффективность осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях (доля устраненных нарушений от общего количества выявленных нарушений) составила 44,4 % (количество устраненных нарушений - 16).
Систематические проверочные мероприятия формируют систему мер, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что позволяет устранить нарушения трудовых прав и гарантий работников без применения к работодателю мер административных взысканий контрольно-надзорными органами.

Раздел 5. Выводы и предложения по результатам ведомственного контроля

В целях минимизации нарушений трудового законодательства в муниципальных организациях, подведомственных Администрации Тигильского муниципального района, в 2021 году планируется:
1) усилить разъяснительную работу в подведомственных организациях о преимуществах развития социального партнерства, в том числе в целях решения широкого спектра социальных проблем работников;
2) проведение обучающих семинаров с руководителями подведомственных организаций в целях повышения их квалификации, разъяснения типовых и распространённых нарушений;
3) обсуждение результата проверки с руководителем и сотрудниками подведомственных организаций с целью анализа причин и факторов возникновения допущенных нарушений; разъяснение положений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
4) проведение контрольных мероприятий по устранению нарушений трудового законодательства;
5) продолжить систематическую работу по проведению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

1. Состояние нормативного правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

- Трудовым кодексом Российской Федерации;

Для осуществления ведомственного контроля в подведомственных организациях Администрации города Воткинска приняты распоряжения (постановления) Администрации города Воткинска:

В нормативных правовых документах, учитывая соблюдение всех требований законодательства и нормативных правовых актов Удмуртской Республики отсутствуют признаки коррупциогенности.

2. Организация и проведение ведомственного контроля

В 2015 году уполномоченным органом в соответствии с Планом проведения плановых проверок, проведено 9 плановых проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в муниципальных учреждениях (предприятиях) города Воткинска.

В первом полугодии 2015 года было проведено 5 проверок, что составило 60% исполнения плана, во втором полугодии 2015 года - 4 проверки, что составило 40% исполнения плана.

Внеплановых проверок в течении 2015 года по вопросам соблюдения трудового законодательства не проводилось.

При осуществлении ведомственного контроля, уполномоченный орган руководствовался Методическими рекомендациями по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рекомендованными Министерством труда и миграционной политики Удмуртской республики от 06.08.2015 г. № 01-15/3579.

В ходе проверок были рассмотрены локальные нормативные акты учреждений (предприятий) по вопросам:

- развития социального партнерства в сфере труда;

- соответствия установленной системы оплаты труда и применения систем нормирования труда;

- предоставление гарантий и компенсаций работникам;

- материальной ответственности сторон трудового договора;

- проведение аттестации работников;

- обеспечение безопасных условий и охраны труда.

3. Действия органов, осуществляющих ведомственный контроль, по пресечению нарушений трудового законодательства и (или) устранению последствий таких нарушений

В пределах своей компетенции, уполномоченный орган по организации ведомственного контроля за соблюдением законодательства, при проведении проверки вправе требовать объяснения от должностных лиц, выносить предписания об устранении нарушений, привлекать к дисциплинарной ответственности должностных лиц за допущенные нарушения.

По итогам проведенных уполномоченным органом в 2015 году проверок выявлено 48 нарушений трудового законодательства.

По выявленным нарушениям в подведомственных учреждениях (предприятиях), руководителям выданы акты о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и предписания об устранении выявленных нарушений требований трудового законодательства.

В первом полугодии 2015 года было выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений, во втором полугодии 2015 года – 4 предписания об устранении выявленных нарушений.

Сроки устранения некоторых выявленных нарушений трудового законодательства, в зависимости от характера выявленных нарушений не могут быть устранены подведомственным учреждением (предприятием). Это касается таких видов выявленных нарушений, как проведение в учреждениях (предприятиях) специальной оценки условий труда. В связи с трудным финансово-экономическим положением учреждений (предприятий), исполнение выявленного нарушения не может быть устранено в установленные законом сроки.

Из общего количества выявленных нарушений устранено в установленные сроки 43 нарушения (т.е. 89,5 % от общего количества выявленных нарушений). В первом полугодии 2015 года устранено 25 из 28 выявленных нарушений (89,2 %), во втором полугодии 2015 года устранено 18 из 20 выявленных нарушений (90 %).

Срок устранения по 5 нарушениям был продлен уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона № 73 – РЗ. Руководителями учреждений (предприятий) составлен график устранения нарушений (в т.ч. по проведению специальной оценки условий труда).

4. Анализ и оценка эффективности ведомственного контроля

Выполнение утвержденного Плана проведения проверок на 2015 год составило 100% (запланировано – 9 проверок, выполнено – 9 проверок).

Эффективность и результативность ведомственного контроля достигается за счет принятия комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленных на предупреждение и пресечение нарушений, её следует считать реализованным на 100%.

В связи с принятием Закона УР № 73 – РЗ 3 декабря 2014 года, ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в 2014 году не осуществлялся.

В результате проведенных проверок последствия нарушений и ущерб не выявлены.

5. Выводы и предложения по результатам ведомственного контроля

5.1. Выводы и предложения по результатам осуществления ведомственного контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности

1. Анализ результатов ведомственного контроля позволяют сделать вывод, что нормы и положения трудового законодательства Российской Федерации продолжают нарушаться значительным количеством работодателей.

Причинами нарушений трудового законодательства в подведомственных учреждениях (предприятиях) являются:

- низкий уровень знаний руководителей по вопросам трудового законодательства;

- несоответствие локальных актов, принимаемых руководителями, трудовому законодательству;

- ненадлежащий контроль со стороны руководителей учреждений (предприятий) за данным направлением работы;

- недостаток собственных средств и средств муниципального бюджета (по нарушениям в области охраны труда).

2. Руководителям структурных подразделений Администрации города Воткинска на совещаниях с руководителями подведомственных организаций предлагается организовать рассмотрение итогов ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проведение анализа типичных нарушений

3. При осуществлении функций по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства, возникают сложности в недостаточности кадрового состава.

Поскольку уполномоченным органом по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства определено Управление муниципальной службы и кадров Администрации города Воткинска, специалист - муниципальный служащий данного подразделения, осуществляет функции по реализации Закона УР № 73 – РЗ дополнительно к своей основной функциональной обязанности, в связи с чем необходимо ввести 1 штатную единицу для исполнения функций по реализации ведомственного контроля.

4. Эффективность плановых проверок по ведомственному контролю в 2016 году обеспечить на уровне рекомендованного Министерством труда и миграционной политики УР в размере 33%.

5.2. Предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования и осуществления ведомственного контроля

1. Организовать для специалистов, осуществляющих ведомственный контроль за исполнением трудового законодательства повышение квалификации, участие в семинарах и круглых столах.

Внести изменения в части реализации статьи 15 Закона 73-РЗ и дать возможность уполномоченному органу, осуществляющему ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства, предоставлять иные реальные сроки по устранению конкретно выявленных нарушений в исключительных случаях.

2. Внести изменения в части реализации статьи 15 Закона 73-РЗ и дать возможность уполномоченному органу, осуществляющему ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства, предоставлять иные реальные сроки по устранению конкретно выявленных нарушений в исключительных случаях.

Дата изменения: 04.03.2016 08:55

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой с помощью мышки и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Наименования проверенных подведомственных организаций:

2) Управление социальной защиты населения в Игринском районе;

организации, в отношении которых проведены плановые
проверки:

2) Управление социальной защиты населения в Игринском районе;

организации, в отношении которых проведены внеплановые проверки: отсутствуют

Количество выявленных в ходе всех видов проверок
нарушений, всего:

в том числе по вопросам:

социального партнерства в сфере труда

заключения, изменения и расторжения трудового договора

продолжительности рабочего времени и времени отдыха

установления систем оплаты труда и применения систем нормирования труда

предоставления гарантий и компенсаций

создания условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда

подготовки и дополнительного профессионального образования работников

наступления материальной ответственности сторон трудового договора

проведения аттестации работников

обеспечения безопасных условий и охраны труда

по другим вопросам

Количество устраненных нарушений, всего:

в том числе по вопросам:

социального партнерства в сфере труда

заключения, изменения и расторжения трудового договора

продолжительности рабочего времени и времени отдыха

установления систем оплаты труда и применения систем нормирования труда

предоставления гарантий и компенсаций

создания условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда

подготовки и дополнительного профессионального образования работников

наступления материальной ответственности сторон трудового договора

проведения аттестации работников

обеспечения безопасных условий и охраны труда

по другим вопросам

Количество лиц, привлеченных к ответственности в результате проведения мероприятий по ведомственному контролю

II. Сведения об организации и проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за 2020 год

1. Состояние нормативного правового регулирования трудовых

отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в 2020 году, осуществлялся Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – Министерство) в соответствии со следующими основными нормативными правовыми актами:

Регулирование деятельности органов, осуществляющих ведомственный контроль в указанной сфере, в части порядка реализации такого контроля осуществляется на региональном уровне.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, показывает, что состояние нормативно-правовой базы в целом, является достаточным, позволяет реализовывать возможность исполнения подведомственными организациями предусмотренных законодательством требований, а также осуществлять контроль за их соблюдением со стороны органов ведомственного контроля и их должностных лиц.

Вместе с тем в ходе проведенного анализа выявлены положения статей Закона УР № 73-РЗ, противоречащие друг другу. Так частью 3 статьи 10 Закона УР № 73-РЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений подведомственной организацией трудового законодательства предписание об устранении выявленных нарушений прилагается к акту проверки. То есть фактически предписание должно быть составлено не позднее даты акта проверки.

В силу части 4 статьи 10 Закона УР № 73-РЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.

При этом частью 1 статьи 11 Закона УР № 73-РЗ установлена обязанность должностных лиц, проводивших проверку в рамках ведомственного контроля, в случае выявления нарушений подведомственной организацией трудового законодательства в течение десяти рабочих дней после завершения проверки выдать предписание подведомственной организации об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных трудовым законодательством.

Указанное противоречие в процессе правоприменения и осуществления должностными лицами органов ведомственного контроля своих полномочий влечет возникновение юридической коллизии, требующей внесения изменений в части урегулирования срока выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

2. Организация и проведение ведомственного контроля

В соответствии со сводным планом проведения внутриведомственных проверок Министерства на 2020 год, утвержденным министром социальной политики и труда Удмуртской Республики 19 декабря 2019 года (далее – сводный план проверок), было запланировано три проверки соблюдения подведомственными Министерству организациями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По результатам деятельности за 2020 год проведено 3 плановых проверки в отношении следующих организаций:

2) Управление социальной защиты населения в Игринском районе;

Плановые проверки проводились в смешанной форме (документарной и выездной).

В отношении каждой подведомственной организации, чья деятельность подлежала проверке, изданы приказы, которыми назначены лица, уполномоченные на проведение проверки: специалисты отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда; специалисты сектора социального партнерства; специалисты отдела контроля и надзора. К проведению проверок также привлекались специалисты Управления государственной службы и кадров Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики.

По результатам составлено 3 акта проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Внеплановые проверки в 2020 году не проводились.

Все проверки проведены без нарушения требований законодательства о порядке их проведения.

3. Действия органов, осуществляющих ведомственный контроль,

по пресечению нарушений трудового законодательства и (или) устранению последствий таких нарушений

В ходе проведенных проверок Министерством выявлено 41 нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По результатам проверок подведомственным Министерству организациям выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

2 предписания выдано в I полугодии – исполнено в установленный срок;

1 предписание выдано во II полугодии – исполнено в установленный срок.

4. Анализ и оценка эффективности ведомственного контроля

Всего в 2020 году проведено 3 проверки, из них: 2 проверки в отношении подведомственных Министерству автономных учреждений (что составляет 66,7 % от общего количества проверенных организаций), 1 проверка в отношении территориального органа Министерства (что составляет 33,3 % общего количества проверенных организаций).

Общее количество выявленных нарушений составляет 41, из них:

в сфере социального партнерства – 4 (9,75 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам заключения, изменения и расторжения трудового договора – 1 (2,43 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам установления систем оплаты и применения систем нормирования труда – 3 (7,31 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам предоставления гарантий и компенсаций – 11 (26,82 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам создания условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда – 2 (4,87 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам наступления материальной ответственности сторон трудового договора – 2 (4,87 % от общего количества выявленных нарушений);

по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда – 18 (43,90 % от общего количества выявленных нарушений).

Из 3 запланированных проверок в 2020 году Министерством фактически проведено 3 проверки, план проведения проверок выполнен на 100 %.

Доля проверок, по результатам которых выданы предписания об устранении нарушений (в процентах от общего количества проверок), составляет 100 %.

Доля устраненных нарушений (в процентах от общего количества проверок) составляет 100 %.

Из анализа значений показателей эффективности ведомственного контроля за 2020 год в сравнении с аналогичными показателями 2019 года следует, что общее количество выявленных нарушений значительно снизилось по причине регулярного проведения обучающих и проверочных мероприятий, которые формируют эффективную систему мер, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.

Так, количество выявленных в сфере развития социального партнерства нарушений увеличилось втрое (на 67,7 %), что является следствием снижения качества регулирования социально-трудовых отношений при заключении коллективных договоров между работниками и работодателем.

Количество выявленных нарушений в части заключения, изменения и расторжения трудового договора уменьшилось на 90 % по сравнению с данными 2019 года, что объясняется регулярным повышением квалификации работников, ответственных за заключение, изменение и расторжение трудового договора.

Причиной снижения в отчетном году количества нарушений по вопросам установления систем оплаты и применения систем нормирования труда на 80 % является регулярное повышение квалификации работников, ответственных за ведение бухгалтерского учета в организациях, в том числе организуемое Министерством.

Причиной увеличения в отчетном году количества нарушений по вопросам предоставления гарантий и компенсаций на 27 % является осуществление деятельности подведомственных Министерству организаций в условиях введения ограничительных мероприятий с целью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Такой показатель как создание условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда, по сравнению с прошлым периодом остался неизменным.

Так как в 2019 году количество нарушений по вопросам продолжительности рабочего времени и времени отдыха составляло 5, в отчетном году произошло отклонение значения в сторону уменьшения (в 5 раз). Нарушения в 2020 году отсутствуют.

В сравнении с 2019 годом увеличилось количество выявленных нарушений в части наступления материальной ответственности сторон трудового договора на 50 %, что является следствием снижения качества регулирования социально-трудовых отношений при заключении трудовых договоров.

По вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда наметилась положительная тенденция снижения показателя на 38 %. Так для повышения качества регулирования социально-трудовых отношений проведена разъяснительная работа по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда.

5. Выводы и предложения по результатам ведомственного контроля

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществлялся Министерством в соответствии с планом проверок, в установленные сроки, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, законодательства Удмуртской Республики.

В течение года проводилась системная работа по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере.

Об эффективности ведомственного контроля свидетельствует отсутствие проверок, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации, законодательства Удмуртской Республики о порядке их проведения.

Сводным планом проведения внутриведомственных проверок Министерства на 2021 год, утвержденным министром социальной политики и труда Удмуртской Республики 18 декабря 2020 года, предусмотрено проведение проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении следующих подведомственных Министерству организаций и территориального органа:

Отдел социальной защиты населения в Юкаменском районе;

Контроль — необходимый элемент управленческого процесса, поэтому в любой сфере должны быть подразделения, обеспечивающие надзор вышестоящих структур за нижестоящими. В данной статье рассмотрен аспект ведомственного контроля за соблюдением норм трудового права: чего ждать от проверяющих, какие документы приготовить и на что обратить особое внимание.

Общие сведения

Ведомственный контроль осуществляется в отношении государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, где функции учредителя выполняет орган МСУ. Он производится в формате проверок, целью которых является выявление и пресечение нарушений трудового законодательства в поднадзорных органам местного самоуправления организациях.

Стоит отметить, что помимо надзора за исполнением трудового законодательства, можно выделить следующие виды ведомственного контроля:

Материал по теме Договор подряда: 9 ключевых отличий от трудового договора Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается отраслевыми инструкциями. Эти документы разрабатываются министерствами и прочими административными институтами в соответствии с нормативными и методическими рекомендациями, которые регламентируют госконтроль.

Виды проверок в сфере труда

Ведомственный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок, в ходе которых определяется соблюдение в учреждении законодательства в сфере труда.

Плановая

В качестве основания здесь выступает ежегодный план, который утверждается руководителем органа, осуществляющего ведомственный контроль. В нем указывается наименование проверяемых организаций, их адреса, сроки проведения проверок, а также ответственный исполнитель. План на следующий год обычно размещается на официальном сайте Администрации района в сети Интернет.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. При этом в случае, если учреждение уже проверяли в рамках государственного надзора, то ведомственная проверка переносится в соответствии с установленной в данном субъекте РФ периодичностью.

  • социальное партнерство в сфере труда;
  • условия трудового договора;
  • соблюдение рабочего времени и времени отдыха;
  • оплата труда;
  • соблюдение гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам;
  • уровень дисциплины труда;
  • проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • соблюдение норм охраны труда;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
  • как проходит рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Перечисленные выше направления не являются исчерпывающими и корректируются в зависимости от отраслевой принадлежности подведомственной организации.

Материал по теме Как восстановить трудовую книжку работника Внеплановая

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

О проведении внеплановой проверки руководителя уведомляют не менее, чем за один рабочий день до начала ее проведения любым доступным способом.

Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Однако если требуется проведение сложных исследований, срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

Какие документы необходимо подготовить

Если вы готовитесь к визиту проверяющих, то вам необходимо приготовить все локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, которые устанавливают обязательные требования либо касаются трудовой функции работников, в том числе:

  • Материал по теме Как правильно оформить вкладыш в трудовую книжку коллективный договор;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положения об оплате труда, премировании, компенсационных и стимулирующих выплатах;
  • штатное расписание;
  • график отпусков;
  • трудовые договоры и журнал их регистрации (а также изменений к ним);
  • трудовые книжки и книгу учета их движения (а также вкладышей в них);
  • личные дела руководителей и специалистов, личные карточки работников (форма Т-2);
  • приказы по личному составу (о приеме, увольнении, переводе и т. д.);
  • приказы об отпусках и командировках;
  • приказы по основной деятельности;
  • журналы регистрации приказов;
  • табель учета рабочего времени;
  • платежные документы;
  • ведомости на выдачу заработной платы;
  • расчетные листки;
  • список несовершеннолетних работников, работников-инвалидов, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
  • медицинские справки;
  • договоры о материальной ответственности;
  • положение об аттестации, приказ о создании аттестационной комиссии, отзывы, аттестационные листы;
  • иные локальные нормативные акты и документы.

Также рекомендуется вести учет проверок, проводимых в отношении вашей организации, поскольку проверяющие делают соответствующую отметку в акте, если такой учет отсутствует.

Читайте также: