Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства доклад
Обновлено: 14.05.2024
_________________ А.В. Пригоряну
Сводный отчет
об осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в муниципальных организациях, подведомственных Администрации Тигильского муниципального района в 2020 году
Раздел 1. Нормативно правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений
Раздел 2. Организация и проведение ведомственного контроля
Раздел 3. Действия органов, осуществляющих ведомственный контроль, по пресечению нарушений трудового законодательства и (или) устранению таких нарушений
В ходе проведенных проверок структурными подразделениями Администрации выявлено 36 нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам проверок структурными подразделениями Администрации выданы предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. На основании выданных предписаний выявленные нарушения в большинстве своем устранены, но не во всех случаях, так как сроки устранения установлены на 2021 год.
По результатам проведенных проверок, а также по результатам исполнения предписаний к ответственности должностные лица не привлекались.
Подробная информация о результатах проведения мероприятий по ведомственному контролю в Приложении к данному отчету.
Раздел 4. Анализ и оценка эффективности ведомственного контроля
Эффективность осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях (доля устраненных нарушений от общего количества выявленных нарушений) составила 44,4 % (количество устраненных нарушений - 16).
Систематические проверочные мероприятия формируют систему мер, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что позволяет устранить нарушения трудовых прав и гарантий работников без применения к работодателю мер административных взысканий контрольно-надзорными органами.
Раздел 5. Выводы и предложения по результатам ведомственного контроля
В целях минимизации нарушений трудового законодательства в муниципальных организациях, подведомственных Администрации Тигильского муниципального района, в 2021 году планируется:
1) усилить разъяснительную работу в подведомственных организациях о преимуществах развития социального партнерства, в том числе в целях решения широкого спектра социальных проблем работников;
2) проведение обучающих семинаров с руководителями подведомственных организаций в целях повышения их квалификации, разъяснения типовых и распространённых нарушений;
3) обсуждение результата проверки с руководителем и сотрудниками подведомственных организаций с целью анализа причин и факторов возникновения допущенных нарушений; разъяснение положений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
4) проведение контрольных мероприятий по устранению нарушений трудового законодательства;
5) продолжить систематическую работу по проведению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1. Состояние нормативного правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
Для осуществления ведомственного контроля в подведомственных организациях Администрации города Воткинска приняты распоряжения (постановления) Администрации города Воткинска:
В нормативных правовых документах, учитывая соблюдение всех требований законодательства и нормативных правовых актов Удмуртской Республики отсутствуют признаки коррупциогенности.
2. Организация и проведение ведомственного контроля
В 2015 году уполномоченным органом в соответствии с Планом проведения плановых проверок, проведено 9 плановых проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в муниципальных учреждениях (предприятиях) города Воткинска.
В первом полугодии 2015 года было проведено 5 проверок, что составило 60% исполнения плана, во втором полугодии 2015 года - 4 проверки, что составило 40% исполнения плана.
Внеплановых проверок в течении 2015 года по вопросам соблюдения трудового законодательства не проводилось.
При осуществлении ведомственного контроля, уполномоченный орган руководствовался Методическими рекомендациями по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рекомендованными Министерством труда и миграционной политики Удмуртской республики от 06.08.2015 г. № 01-15/3579.
В ходе проверок были рассмотрены локальные нормативные акты учреждений (предприятий) по вопросам:
- развития социального партнерства в сфере труда;
- соответствия установленной системы оплаты труда и применения систем нормирования труда;
- предоставление гарантий и компенсаций работникам;
- материальной ответственности сторон трудового договора;
- проведение аттестации работников;
- обеспечение безопасных условий и охраны труда.
3. Действия органов, осуществляющих ведомственный контроль, по пресечению нарушений трудового законодательства и (или) устранению последствий таких нарушений
В пределах своей компетенции, уполномоченный орган по организации ведомственного контроля за соблюдением законодательства, при проведении проверки вправе требовать объяснения от должностных лиц, выносить предписания об устранении нарушений, привлекать к дисциплинарной ответственности должностных лиц за допущенные нарушения.
По итогам проведенных уполномоченным органом в 2015 году проверок выявлено 48 нарушений трудового законодательства.
По выявленным нарушениям в подведомственных учреждениях (предприятиях), руководителям выданы акты о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и предписания об устранении выявленных нарушений требований трудового законодательства.
В первом полугодии 2015 года было выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений, во втором полугодии 2015 года – 4 предписания об устранении выявленных нарушений.
Сроки устранения некоторых выявленных нарушений трудового законодательства, в зависимости от характера выявленных нарушений не могут быть устранены подведомственным учреждением (предприятием). Это касается таких видов выявленных нарушений, как проведение в учреждениях (предприятиях) специальной оценки условий труда. В связи с трудным финансово-экономическим положением учреждений (предприятий), исполнение выявленного нарушения не может быть устранено в установленные законом сроки.
Из общего количества выявленных нарушений устранено в установленные сроки 43 нарушения (т.е. 89,5 % от общего количества выявленных нарушений). В первом полугодии 2015 года устранено 25 из 28 выявленных нарушений (89,2 %), во втором полугодии 2015 года устранено 18 из 20 выявленных нарушений (90 %).
Срок устранения по 5 нарушениям был продлен уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона № 73 – РЗ. Руководителями учреждений (предприятий) составлен график устранения нарушений (в т.ч. по проведению специальной оценки условий труда).
4. Анализ и оценка эффективности ведомственного контроля
Выполнение утвержденного Плана проведения проверок на 2015 год составило 100% (запланировано – 9 проверок, выполнено – 9 проверок).
Эффективность и результативность ведомственного контроля достигается за счет принятия комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленных на предупреждение и пресечение нарушений, её следует считать реализованным на 100%.
В связи с принятием Закона УР № 73 – РЗ 3 декабря 2014 года, ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в 2014 году не осуществлялся.
В результате проведенных проверок последствия нарушений и ущерб не выявлены.
5. Выводы и предложения по результатам ведомственного контроля
5.1. Выводы и предложения по результатам осуществления ведомственного контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности
1. Анализ результатов ведомственного контроля позволяют сделать вывод, что нормы и положения трудового законодательства Российской Федерации продолжают нарушаться значительным количеством работодателей.
Причинами нарушений трудового законодательства в подведомственных учреждениях (предприятиях) являются:
- низкий уровень знаний руководителей по вопросам трудового законодательства;
- несоответствие локальных актов, принимаемых руководителями, трудовому законодательству;
- ненадлежащий контроль со стороны руководителей учреждений (предприятий) за данным направлением работы;
- недостаток собственных средств и средств муниципального бюджета (по нарушениям в области охраны труда).
2. Руководителям структурных подразделений Администрации города Воткинска на совещаниях с руководителями подведомственных организаций предлагается организовать рассмотрение итогов ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проведение анализа типичных нарушений
3. При осуществлении функций по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства, возникают сложности в недостаточности кадрового состава.
Поскольку уполномоченным органом по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства определено Управление муниципальной службы и кадров Администрации города Воткинска, специалист - муниципальный служащий данного подразделения, осуществляет функции по реализации Закона УР № 73 – РЗ дополнительно к своей основной функциональной обязанности, в связи с чем необходимо ввести 1 штатную единицу для исполнения функций по реализации ведомственного контроля.
4. Эффективность плановых проверок по ведомственному контролю в 2016 году обеспечить на уровне рекомендованного Министерством труда и миграционной политики УР в размере 33%.
5.2. Предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования и осуществления ведомственного контроля
1. Организовать для специалистов, осуществляющих ведомственный контроль за исполнением трудового законодательства повышение квалификации, участие в семинарах и круглых столах.
Внести изменения в части реализации статьи 15 Закона 73-РЗ и дать возможность уполномоченному органу, осуществляющему ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства, предоставлять иные реальные сроки по устранению конкретно выявленных нарушений в исключительных случаях.
2. Внести изменения в части реализации статьи 15 Закона 73-РЗ и дать возможность уполномоченному органу, осуществляющему ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства, предоставлять иные реальные сроки по устранению конкретно выявленных нарушений в исключительных случаях.
Дата изменения: 04.03.2016 08:55
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой с помощью мышки и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Наименования проверенных подведомственных организаций:
2) Управление социальной защиты населения в Игринском районе;
организации, в отношении которых проведены плановые
проверки:
2) Управление социальной защиты населения в Игринском районе;
организации, в отношении которых проведены внеплановые проверки: отсутствуют
Количество выявленных в ходе всех видов проверок
нарушений, всего:
в том числе по вопросам:
социального партнерства в сфере труда
заключения, изменения и расторжения трудового договора
продолжительности рабочего времени и времени отдыха
установления систем оплаты труда и применения систем нормирования труда
предоставления гарантий и компенсаций
создания условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда
подготовки и дополнительного профессионального образования работников
наступления материальной ответственности сторон трудового договора
проведения аттестации работников
обеспечения безопасных условий и охраны труда
по другим вопросам
Количество устраненных нарушений, всего:
в том числе по вопросам:
социального партнерства в сфере труда
заключения, изменения и расторжения трудового договора
продолжительности рабочего времени и времени отдыха
установления систем оплаты труда и применения систем нормирования труда
предоставления гарантий и компенсаций
создания условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда
подготовки и дополнительного профессионального образования работников
наступления материальной ответственности сторон трудового договора
проведения аттестации работников
обеспечения безопасных условий и охраны труда
по другим вопросам
Количество лиц, привлеченных к ответственности в результате проведения мероприятий по ведомственному контролю
II. Сведения об организации и проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за 2020 год
1. Состояние нормативного правового регулирования трудовых
отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в 2020 году, осуществлялся Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – Министерство) в соответствии со следующими основными нормативными правовыми актами:
Регулирование деятельности органов, осуществляющих ведомственный контроль в указанной сфере, в части порядка реализации такого контроля осуществляется на региональном уровне.
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, показывает, что состояние нормативно-правовой базы в целом, является достаточным, позволяет реализовывать возможность исполнения подведомственными организациями предусмотренных законодательством требований, а также осуществлять контроль за их соблюдением со стороны органов ведомственного контроля и их должностных лиц.
Вместе с тем в ходе проведенного анализа выявлены положения статей Закона УР № 73-РЗ, противоречащие друг другу. Так частью 3 статьи 10 Закона УР № 73-РЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений подведомственной организацией трудового законодательства предписание об устранении выявленных нарушений прилагается к акту проверки. То есть фактически предписание должно быть составлено не позднее даты акта проверки.
В силу части 4 статьи 10 Закона УР № 73-РЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.
При этом частью 1 статьи 11 Закона УР № 73-РЗ установлена обязанность должностных лиц, проводивших проверку в рамках ведомственного контроля, в случае выявления нарушений подведомственной организацией трудового законодательства в течение десяти рабочих дней после завершения проверки выдать предписание подведомственной организации об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных трудовым законодательством.
Указанное противоречие в процессе правоприменения и осуществления должностными лицами органов ведомственного контроля своих полномочий влечет возникновение юридической коллизии, требующей внесения изменений в части урегулирования срока выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
2. Организация и проведение ведомственного контроля
В соответствии со сводным планом проведения внутриведомственных проверок Министерства на 2020 год, утвержденным министром социальной политики и труда Удмуртской Республики 19 декабря 2019 года (далее – сводный план проверок), было запланировано три проверки соблюдения подведомственными Министерству организациями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам деятельности за 2020 год проведено 3 плановых проверки в отношении следующих организаций:
2) Управление социальной защиты населения в Игринском районе;
Плановые проверки проводились в смешанной форме (документарной и выездной).
В отношении каждой подведомственной организации, чья деятельность подлежала проверке, изданы приказы, которыми назначены лица, уполномоченные на проведение проверки: специалисты отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда; специалисты сектора социального партнерства; специалисты отдела контроля и надзора. К проведению проверок также привлекались специалисты Управления государственной службы и кадров Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики.
По результатам составлено 3 акта проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Внеплановые проверки в 2020 году не проводились.
Все проверки проведены без нарушения требований законодательства о порядке их проведения.
3. Действия органов, осуществляющих ведомственный контроль,
по пресечению нарушений трудового законодательства и (или) устранению последствий таких нарушений
В ходе проведенных проверок Министерством выявлено 41 нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам проверок подведомственным Министерству организациям выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
2 предписания выдано в I полугодии – исполнено в установленный срок;
1 предписание выдано во II полугодии – исполнено в установленный срок.
4. Анализ и оценка эффективности ведомственного контроля
Всего в 2020 году проведено 3 проверки, из них: 2 проверки в отношении подведомственных Министерству автономных учреждений (что составляет 66,7 % от общего количества проверенных организаций), 1 проверка в отношении территориального органа Министерства (что составляет 33,3 % общего количества проверенных организаций).
Общее количество выявленных нарушений составляет 41, из них:
в сфере социального партнерства – 4 (9,75 % от общего количества выявленных нарушений);
по вопросам заключения, изменения и расторжения трудового договора – 1 (2,43 % от общего количества выявленных нарушений);
по вопросам установления систем оплаты и применения систем нормирования труда – 3 (7,31 % от общего количества выявленных нарушений);
по вопросам предоставления гарантий и компенсаций – 11 (26,82 % от общего количества выявленных нарушений);
по вопросам создания условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда – 2 (4,87 % от общего количества выявленных нарушений);
по вопросам наступления материальной ответственности сторон трудового договора – 2 (4,87 % от общего количества выявленных нарушений);
по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда – 18 (43,90 % от общего количества выявленных нарушений).
Из 3 запланированных проверок в 2020 году Министерством фактически проведено 3 проверки, план проведения проверок выполнен на 100 %.
Доля проверок, по результатам которых выданы предписания об устранении нарушений (в процентах от общего количества проверок), составляет 100 %.
Доля устраненных нарушений (в процентах от общего количества проверок) составляет 100 %.
Из анализа значений показателей эффективности ведомственного контроля за 2020 год в сравнении с аналогичными показателями 2019 года следует, что общее количество выявленных нарушений значительно снизилось по причине регулярного проведения обучающих и проверочных мероприятий, которые формируют эффективную систему мер, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
Так, количество выявленных в сфере развития социального партнерства нарушений увеличилось втрое (на 67,7 %), что является следствием снижения качества регулирования социально-трудовых отношений при заключении коллективных договоров между работниками и работодателем.
Количество выявленных нарушений в части заключения, изменения и расторжения трудового договора уменьшилось на 90 % по сравнению с данными 2019 года, что объясняется регулярным повышением квалификации работников, ответственных за заключение, изменение и расторжение трудового договора.
Причиной снижения в отчетном году количества нарушений по вопросам установления систем оплаты и применения систем нормирования труда на 80 % является регулярное повышение квалификации работников, ответственных за ведение бухгалтерского учета в организациях, в том числе организуемое Министерством.
Причиной увеличения в отчетном году количества нарушений по вопросам предоставления гарантий и компенсаций на 27 % является осуществление деятельности подведомственных Министерству организаций в условиях введения ограничительных мероприятий с целью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Такой показатель как создание условий, необходимых для соблюдения работниками трудового распорядка и дисциплины труда, по сравнению с прошлым периодом остался неизменным.
Так как в 2019 году количество нарушений по вопросам продолжительности рабочего времени и времени отдыха составляло 5, в отчетном году произошло отклонение значения в сторону уменьшения (в 5 раз). Нарушения в 2020 году отсутствуют.
В сравнении с 2019 годом увеличилось количество выявленных нарушений в части наступления материальной ответственности сторон трудового договора на 50 %, что является следствием снижения качества регулирования социально-трудовых отношений при заключении трудовых договоров.
По вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда наметилась положительная тенденция снижения показателя на 38 %. Так для повышения качества регулирования социально-трудовых отношений проведена разъяснительная работа по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда.
5. Выводы и предложения по результатам ведомственного контроля
Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществлялся Министерством в соответствии с планом проверок, в установленные сроки, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, законодательства Удмуртской Республики.
В течение года проводилась системная работа по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере.
Об эффективности ведомственного контроля свидетельствует отсутствие проверок, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации, законодательства Удмуртской Республики о порядке их проведения.
Сводным планом проведения внутриведомственных проверок Министерства на 2021 год, утвержденным министром социальной политики и труда Удмуртской Республики 18 декабря 2020 года, предусмотрено проведение проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении следующих подведомственных Министерству организаций и территориального органа:
Отдел социальной защиты населения в Юкаменском районе;
Контроль — необходимый элемент управленческого процесса, поэтому в любой сфере должны быть подразделения, обеспечивающие надзор вышестоящих структур за нижестоящими. В данной статье рассмотрен аспект ведомственного контроля за соблюдением норм трудового права: чего ждать от проверяющих, какие документы приготовить и на что обратить особое внимание.
Общие сведения
Ведомственный контроль осуществляется в отношении государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, где функции учредителя выполняет орган МСУ. Он производится в формате проверок, целью которых является выявление и пресечение нарушений трудового законодательства в поднадзорных органам местного самоуправления организациях.
Стоит отметить, что помимо надзора за исполнением трудового законодательства, можно выделить следующие виды ведомственного контроля:
Материал по теме Договор подряда: 9 ключевых отличий от трудового договора Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается отраслевыми инструкциями. Эти документы разрабатываются министерствами и прочими административными институтами в соответствии с нормативными и методическими рекомендациями, которые регламентируют госконтроль.
Виды проверок в сфере труда
Ведомственный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок, в ходе которых определяется соблюдение в учреждении законодательства в сфере труда.
Плановая
В качестве основания здесь выступает ежегодный план, который утверждается руководителем органа, осуществляющего ведомственный контроль. В нем указывается наименование проверяемых организаций, их адреса, сроки проведения проверок, а также ответственный исполнитель. План на следующий год обычно размещается на официальном сайте Администрации района в сети Интернет.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. При этом в случае, если учреждение уже проверяли в рамках государственного надзора, то ведомственная проверка переносится в соответствии с установленной в данном субъекте РФ периодичностью.
- социальное партнерство в сфере труда;
- условия трудового договора;
- соблюдение рабочего времени и времени отдыха;
- оплата труда;
- соблюдение гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам;
- уровень дисциплины труда;
- проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
- соблюдение норм охраны труда;
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
- как проходит рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Перечисленные выше направления не являются исчерпывающими и корректируются в зависимости от отраслевой принадлежности подведомственной организации.
Материал по теме Как восстановить трудовую книжку работника Внеплановая
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
О проведении внеплановой проверки руководителя уведомляют не менее, чем за один рабочий день до начала ее проведения любым доступным способом.
Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Однако если требуется проведение сложных исследований, срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней.
Какие документы необходимо подготовить
Если вы готовитесь к визиту проверяющих, то вам необходимо приготовить все локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, которые устанавливают обязательные требования либо касаются трудовой функции работников, в том числе:
- Материал по теме Как правильно оформить вкладыш в трудовую книжку коллективный договор;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положения об оплате труда, премировании, компенсационных и стимулирующих выплатах;
- штатное расписание;
- график отпусков;
- трудовые договоры и журнал их регистрации (а также изменений к ним);
- трудовые книжки и книгу учета их движения (а также вкладышей в них);
- личные дела руководителей и специалистов, личные карточки работников (форма Т-2);
- приказы по личному составу (о приеме, увольнении, переводе и т. д.);
- приказы об отпусках и командировках;
- приказы по основной деятельности;
- журналы регистрации приказов;
- табель учета рабочего времени;
- платежные документы;
- ведомости на выдачу заработной платы;
- расчетные листки;
- список несовершеннолетних работников, работников-инвалидов, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
- медицинские справки;
- договоры о материальной ответственности;
- положение об аттестации, приказ о создании аттестационной комиссии, отзывы, аттестационные листы;
- иные локальные нормативные акты и документы.
Также рекомендуется вести учет проверок, проводимых в отношении вашей организации, поскольку проверяющие делают соответствующую отметку в акте, если такой учет отсутствует.
Читайте также: