Варнавинская резьба по кости доклад

Обновлено: 13.06.2024

В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Варнавинский уезд занимал одно из первых мест в Костромской губернии по лесным угодьям, поэтому большинство населения края занималось выработкой бревен для сплава, сидкою дегтя, выделкой мочала и других лесных изделий, которые отправлялись на приволжские пристани. Развиты были многие кустарные промыслы. Столяры-кустари изготавливали токарную посуду, бочки, санки, сельскохозяйственный инвентарь. Лес давал богатый материал для плетения лаптей и корзин, изготовления лукошек, коробов, пестеров. Существовал в уезде и мелкий гончарный промысел: до наших дней дошли глиняные горшки, корчаги и другая гончарная посуда, а также сапожно-башмачный промысел.

Обработка кости имеет древние традиции, косторезным промыслом в Нижегородском крае занимались давно. Еще в XVIII веке мастера Павлова и Ворсмы украшали ножи костяными рукоятками в виде объемной небольшой скульптуры. Фигурки львов, драконов, птиц, воинов выполнены с тонким пластическим мастерством. Они являются образцами мелкой пластики в нижегородской народной резьбе по кости. Возрождение промысла в XX веке связано с именем мастера Парфена Черникова, который был приглашен в Нижний Новгород из всемирно известного центра косторезного искусства г. Холмогоры Архангельской области.

В 1973 году в поселке Варнавино Нижегородской области была организована фабрика художественной резьбы по кости. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота – "цевку" и рог. Кроме того, в работе используются и ценные виды кости - мамонта и моржа. Форма кости, ее белый цвет и матовость поверхности дают возможность народным мастерам, используя народные приемы декорирования, создавать оригинальные произведения.

Работа выполняется вручную с помощью лобзика, специальных приспособлений и инструментов. Изделия варнавинских косторезов отличает изысканная ажурная или рельефная резьба, гравировка. Рельефная резьба заключается в следующем: на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости. Ажурная резьба на проем отличается от рельефной тем, что в местах фона сверлят отверстия. При гравировке вначале на костяной пластинке делают рисунок, затем гравировальной иглой наносят линии различной глубины.

Ассортимент изделий Варнавинской фабрики, выполненных на высоком профессиональном уровне, составляют женские украшения (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни, различные комплекты украшений), шкатулки, ларцы, оригинальные настольные письменные приборы, авторучки, мундштуки, декоративные стаканы-карандашницы, лоточки, ножи для разрезания бумаги, подарочные адресные папки, предметы утилитарного назначения (вязальные крючки, иглы для штопки и вышивания, настольные игольницы). Резные изделия из кости постоянно экспонируются на выставках и ярмарках как в России, так и за рубежом. Продукция фабрики поставляется во Францию, Швейцарию, Польшу, Германию, Венесуэлу, Данию.

Промыслы Варнавинского района

Варнавинский уезд занимал одно из первых мест в Костромской губернии по лесным угодьям, поэтому большинство населения края занималось выработкой бревен для сплава, сидкою дегтя, выделкой мочала и других лесных изделий, которые отправлялись на приволжские пристани. Развиты были многие кустарные промыслы. Столяры-кустари изготавливали токарную посуду, бочки, санки, сельскохозяйственный инвентарь. Лес давал богатый материал для плетения лаптей и корзин, изготовления лукошек, коробов, пестеров. Существовал в уезде и мелкий гончарный промысел: до наших дней дошли глиняные горшки, корчаги и другая гончарная посуда, а также сапожно-башмачный промысел. К числу самых известных местных промыслов относится косторезный промысел.

Резная кость

Мишуков Старший….

В Монголии считается, что все родившиеся на их земле – монголы. Может, именно поэтому тема востока до сих пор влечет Юрия Фёдоровича, он лелеет мечту съездить на Родину.

К началу войны Мишуковы вернулись в Нижний, где Юра и пошел в школу. Усидчивостью и прилежностью Юрий Федорович не отличался. Да и вообще к всякого рода образованиям он относиться с большой иронией.

Вообще судьба не жаловала семью Мишуковых. Ни один из мужчин рода Мишуковых не вернулся с войны. Младшая сестра отца буквально выпестовала Юру в голодные послевоенные годы, ведь он был последним из мужчин их рода. И как тут не поверишь в ДАР СВЫШЕ?

Семь классов образования, армия, попытка поступить в Строгановку. В итоге снова осел в Нижнем. Завод имени Фрунзе, потом РИАП, НИИТОП. Работал фрезеровщиком, слесарем.

- Там тоже шедевры тиражировали. Но зато охота в тех местах! И вот на этой фабричке с 1977 года до досрочной пенсии, считай, доработал.

В Варнавино привлекла его природа и охота - сюда приезжал он еще, когда жил на Севере.

На фабрике Юрию Федоровичу приходилось заниматься не только рядовыми работами, но и спецзаказами. Одним из таких был бар, выполненный на заказ для высшего партийного руководства. Эта эксклюзивная вещь поразила всех. Юрию Федоровичу и самому сейчас хотелось бы посмотреть на нее.

Были спецзаказы и на ножи. Первый свой нож Юрий Федорович сделал еще когда служил в армии. Начальник инженерной службы предложил сделать ручку для ножа. Случайность привела меня к этому делу.

- Случайностями меня много вело, – вспоминает Юрий Федорович.

Еще один случай – приезжали на турбазу охотники – военная братия. Сделал заказ - костяную ручку и нож из напильника. Этот нож дарили-дарили, и дошел до Косыгина.

Работа на фабрике не приносила не только дохода, но и удовлетворения духовного. Юрий Федорович человек незаурядный и свободомыслящий. Его изделия всегда отличались уникальностью и профессионализмом. От того не был уход на досрочную пенсию Юрия Федоровича неожиданностью.

Династия, или как все начиналось.

- У нас никто нигде не учился, Мишка только два года в Павлове проторчал, поизучал историю КПСС и вернулся.

- Да что там, в Павловском училище делать! – подхватывает Михаил. – Я всё, чему там учили, и без них умел. А вообще, мы без образования без всякого. Нам рядом с этими именитыми мастерами просто стыдно!

Работа на ювелирном заводе также была унаследована от отца.

- Потом я его пристрастил к творческой работе… И увлек его. Михаил в мастерстве вырос гораздо больше меня, – считает Юрий Федорович.

- Передать его образ, можно только поняв и осмыслив жизнь этого удивительного существа. Именно поэтому клинок удался, – так утверждает Юрий Федорович.

Работы троих Мишуковых выставляются практически на всех значительных выставках холодного оружия. В настоящее время Мишуковы продолжают традиции своих предков. Старший сын Юрия Фёдоровича, Андрей, планирует открыть мастерскую в Москве.

О творчестве.

- Случайно зашел в сувенирную мастерскую. Гляжу, там такие шедевры выпускают – ужас один. Вот и стал я параллельно надомником.

Вернувшись в Нижний, попал на ювелирную фабрику в р.п. Варнавино.

- Занимался гадостью всякой. Делал образцы для лажи ширпотребовской. Здесь мне было тоскливо, плюс конкуренция на худсоветах.

О худсоветах, которые утверждали образцы изделий Юрий Федорович вспомнил стих, родившийся в то время:

Я сувенирную кастрюлю

Представил вновь на худсовет…

На Москву вышел, когда 10 лет на фабрике проработал. Привез на Арбат одну вещицу за которую в Варнавине 20 рублей предлагали. Вернувшись туда через неделю, увидел, что все работы проданы.

Судьба династии Мишуковых удивительна и трагична. Не случайно, именно эту семью Бог наградил таким талантом…

Материал предоставлен директором Варнавинского историко-художественного музея Галиной Николаевной Цыгановой

В настоящей публикации использованы фотографии Елены Припышкиной, а также фотографии, предоставленные Варнавинским историко-художественным музеем

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"

Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

Еще в Древней Руси были популярны изделия из кости. В Новгороде, Смоленске и Рязани археологи находили изделия из кости X-XV вв.: гребни, рукоятки кинжалов, иконы, ложки и т.п. из клыков моржа, слоновой кости (редко), бивней мамонта и простой кости. В XVII в. традиционным центром художественного костеренного промысла было с. Холмогоры Архангельской области. Затем этот промысел появился и в других местах.

В июне 1970 г. мастер художественной резьбы по кости из села Холмогоры Парфен Парфенович Черникович положил начало косторезному промыслу в поселке Варнавино Нижегородской обл. Его первыми изделиями были костяные плашки для Павловских ножей.


Фото. В центре Парфен Парфенович Черникович, основатель косторезного промысла в п.Варнавино

В 1971 году в р.п. Варнавино был открыт участок с обучением молодежи профессии резчика по кости. А в 1973 году участок преобразовали в филиал Казаковского производственного ювелирного объединения со специализацией резьбы по кости. Затем, в 1989 году этот филиал стал самостоятельным предприятием — Варнавинской художественной фабрикой резьбы по кости.

Со временем на фабрику пришли многие талантливые художники по кости. На базе традиционной холмогорской школы они вели постоянный творческий поиск в формообразовании, стилистике, технике резьбы и сочетании материалов. Постепенно у Варнавинской косторезной фабрики сложился свой стиль резьбы .

Основное сырье в косторезном промысле - кость - трубка и кость - цевка мелкого и крупного рогатого скота. В настоящее время резчиками освоены также такие материалы, как мамонтовая кость, кость моржа и лосиный рог.

Рождение каждого из этих предметов долгий и кропотливый процесс. Каждое изделие режется мастером от начала и до конца без применения штампов и шаблонов.





Фото. Юрий Федорович Мишуков - художник косторезной фабрики. 1980-е гг.

Варнавинские изделия из кости постоянно экспонируются на выставках и ярмарках как в России, так и за рубежом.

Продукция фабрики поставлялась во Францию, Польшу, Германию, Венесуэлу, Данию, США. ООО "Варко” является признанным и полноправным членом ассоциации "Народные художественные промыслы России”.

Тонкая кость: мастерица из Варнавина поделилась секретами уникального промысла

Читайте нас в

Грань между ремеслом и искусством очень тонка. Мастер пересекает её, когда, работая над изделием для практического применения, получает то, что радует глаз, сердце и душу. Заслуженный художник РФ Нина Павловна Михайлова проработала на Варнавинской фабрике резьбы по кости 30 лет, потом ещё 16 лет – в студии резьбы по кости И. Г. Воскресенского в деревне Булдаково.

Костяные ножи с рукояткой в форме медведя, шкатулки, панно – из её рук не выходит двух одинаковых изделий, в каждом что-то своё, необычное, неповторимое. И сейчас, уже будучи на заслуженном отдыхе, приходит она на своё рабочее место в студию, чтобы создать очередной шедевр из кости.

Чёрные ночи Варнавино

Работа костореза достаточно пыльная. Но мастер не замечает мелкого, как мука, осадка, высверливая ажурную рукоятку костяного ножа при помощи бормашины – наподобие тех, какими лечат зубы дантисты.

– Насадки и приспособления на бормашину делаем сами, – поясняет Нина Павловна. – В зависимости от плотности материала дорабатываем изделия резцами и пилками. Самая податливая кость – мамонтовая, ископаемая. Самая твёрдая – моржовая. Чаще всего приходилось работать с животной костью (из конечностей крупного рогатого скота), реже – с рогом лося, китовыми позвонками.

Нина Павловна родом из города Новодвинска Архангельской области. Именно в этих северных краях берёт начало косторезное ремесло: первые холмогорские резчики по кости упоминаются в писцовой посадской книге 1622–1626 годов.

В искусство резьбы по кости она влюбилась в 7‑м классе.

– В 13 лет поехала на экскурсию на местную фабрику резьбы по кости – меня взяли как фотографа, я хорошо снимала, ходила в кружок фотографии, – рассказывает она. – Мне так понравилось, что, вернувшись домой, сразу сказала маме: я знаю, куда поступать! Проблем с поступлением не было: хорошо рисовать я умела с детства, всегда в школьных редколлегиях была.

В 1975 году, окончив Ломоносовское художественное училище и получив диплом специалиста-костореза, Нина Павловна приехала на недавно открывшуюся Варнавинскую фабрику резьбы по кости. Поначалу юную северянку неприятно поразили наши чёрные августовские ночи.

– На севере всё лето ночи светлые, – поясняет она. – Я тогда подумала, что здесь надолго не останусь – зачем мне эти чёрные ночи? Но вскоре полюбила Варнавино – за красоту реки Ветлуги, за тишину. Я не люблю шумных мегаполисов, не смогла бы жить в большом городе. Я и папу своего перевезла сюда – 15 лет он прожил со мной в Варнавине. А вот к огороду так и не пристрастилась – всё-таки я северный житель. Для души занимаюсь лоскутным шитьём да цветы на лоджии круглый год выращиваю.

Нина Павловна уже на заслуженном отдыхе, но о косторезном промысле не забывает, приходит на своё рабочее место в студию, созданную 16 лет назад Иваном Геннадьевичем Воскресенским. Иван Геннадьевич – продолжатель дела отца, Геннадия Юрьевича Воскресенского, возглавлявшего фабрику резьбы по кости в 70–80 е годы. Именно под его руководством проработала 30 лет на фабрике Нина Павловна.

Стиль резьбы по кости сформировался на основе традиционной нижегородской резьбы по дереву, который потом самостоятельно развили варнавинские мастера.

Мастер, класс!

А основателем косторезного промысла в Варнавине был известный холмогорский художник, резчик по кости народный художник РФ Парфён Парфёнович Черникович. Его работы преподносились в дар Иосифу Сталину, Президенту США Франклину Рузвельту.

– Северная резьба более ажурная, завиток более тонкий, – поясняет Нина Павловна. – Использую её приёмы, когда, например, дубовые листья на рукоятке вырезаю.

Нож для королевы Испании

Варнавино сегодня – всемирно известный центр художественной резьбы по кости. Работы его мастеров побывали на международных выставках во Франции, Германии, Швейцарии, Дании, Польше, Венесуэле. Произведения талантливого варнавинского мастера-костореза Юрия Федоровича Мишукова были представлены в Оружейной палате в Москве, на выставке российских оружейников в Париже в главном музее Франции Лувре. Одно из произведений его сына, не менее талантливого мастера Андрея Мишукова – костяной конвертный нож – был выбран Президентом РФ Владимиром Путиным в подарок для королевы Испании. Все три сына Юрия Фёдоровича являются продолжателями традиций косторезного искусства. Работы Юрия Фёдоровича Мишукова и его сына Михаила признаны национальным достоянием Российской Федерации.

Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"

Уникальная система долговременного ухода за пожилыми людьми заработала в Нижегородской области

Депутат Юрий Станкевич исполнил мечту юной нижегородки

Россия закрыла небо для авиакомпаний из 36 стран в качестве ответной меры

Жители Кстовского района обсуждают расширение охранной зоны магистрального трубопровода

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Безналичная оплата проезда через ApplePay, GooglePay и SamsungPay может быть недоступна в нижегородском общественном транспорте


Волейболисты нижегородской АСК потерпели четвёртое поражение подряд

Более 220 млн рублей получено от должников за холодную воду и водоотведение

Стоит ли ремонтировать паркет?

В пяти домах Нижнего Новгорода временно отключат электроэнергию 24 февраля

Борский отдел ГЖИ возбудил с начала года 37 административных дел из-за плохой уборки снега и сосулек

Новые люки устанавливает Нижегородский водоканал вместо украденных

Кто ответит за неубранный снег на крышах нижегородских домов?


Баннер 200х200 театр комедiя

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М.Горького

Учредитель: Правительство Нижегородской области

Рег. номер ЭЛ №ФС77–77243 от 20.11.2019 г.

Главный редактор издания: Авдеева Л.А.

Читайте также: