Утечка дизельного топлива в норильске доклад

Обновлено: 08.07.2024

Норильск всё чаще нарекают городом с багровыми реками. Видимо, судьба промышленного города была предрешена давным-давно.

Что случилось в Норильске?

Тогда ещё неизвестное количество нефтепродуктов разлилось за пределы хранилища. По стечению обстоятельств вблизи проезжал автомобиль, который угодил в зону разлива горючего. Произошло возгорание, которое распространилось на территорию площадью примерно 300 м 2 .

Тем не менее, в Норильске и на Таймыре 1 июня был введён режим ЧС (на тот момент межмуниципального уровня). Но к делу подключились экологи, и тут началось самое интересное.

Буквально на следующий день в Гринпис опубликовали космоснимки, на которых невооружённым взглядом видно, что тонны нефтепродуктов попали в реки Амбарная и Далдыкан и движутся в сторону Карского моря.

Уже тогда в Гринпис нарекли утечку в Норильске крупнейшей экологической катастрофой, когда-либо зафиксированной в заполярной Арктике.

Фото с багровыми реками, доподлинно свидетельствующие о крупной аварии, региональные власти игнорировать были не в силах. Параллельно запестрели ужасающими снимками норильской природы соцсети. Местные жители встревожились не на шутку и потребовали вынести произошедшее на федеральный уровень.

Утечка топлива – утечка информации

Уже 3 июня губернатор Красноярского края Александр Усс выступил со скандально известным докладом перед президентом. Реакцию на выступление он получил, мягко говоря, негативную.

После негодования президента был объявлен режим ЧС федерального уровня. В тот же день в Генпрокуратуре сообщили о возбуждении четырёх уголовных дел: за порчу земли, загрязнение вод, нарушение правил охраны окружающей среды и чуть позже – за халатность.

В ходе расследования был задержан начальник котлотурбинного цеха Норильской ТЭЦ-3 Вячеслав Старостин, который, кстати, занимал этот пост менее полугода. СК РФ обвинил мужчину в нарушении правил охраны окружающей среды на производстве.

У главы МЧС Евгения Зиничева позиция иная. По его словам, ведомство уведомили об аварии лишь спустя 2 дня. Об этом также заявлял Александр Усс: он утверждает, что тоже узнал о ситуации в Норильске 31 мая – причём из соцсетей.

Причина аварии в Норильске

Гринпис более десяти лет назад прогнозировал, что к 2030 году таяние мёрзлых грунтов в районе Норильска увеличится как минимум на 30-50% от уровня начала 2000-ых годов. И уже тогда можно было предвосхитить аварии, связанные с повреждениями разного рода сооружений.

В ворохе информации, кажется, концы уже не сыщешь. Ясно одно: авария продемонстрировала очередной вопиющий случай халатности – только непонятно, с чьей стороны эта самая халатность была допущена.

Всевозможные силы брошены на ликвидацию последствий аварии в Норильске. На месте разлива обустроен полевой лагерь, на реках установлены боновые заграждения.

Полным ходом идёт откачка нефтепродуктов. На сегодня собрано почти 17 тысяч кубометров загрязнённого грунта. И будет собрано ещё. Но даже усиленная работа не перекроет ущерб, который уже нанесён природе. По последним данным, нефтепродукты обнаружили в озере Пясино.

Хроника катастрофы

Авария случилась 29 мая. На норильской ТЭЦ-3 произошла разгерметизация одного из резервуаров с дизельным топливом, и нефтепродукты начали стремительно вытекать наружу. Вскоре рядом с резервуаром на площади около 350 кв. м начался пожар. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т топлива попало в грунт, еще 15 тыс. т в воду рек Амбарной и Далдыкана и их притоков. Среди возможных причин аварии называют и изношенность оборудования, и просадку фундамента из-за подтаивания грунта, вызванного аномально теплой погодой. Следствие продолжается, и делать окончательные выводы рано. Ясно одно: принятых мер безопасности оказалось недостаточно для того, чтобы не допустить беды. И она пришла.

Экологи уже назвали случившееся одной из крупнейших аварий такого рода в заполярной Арктике. По оценке замминистра природных ресурсов и экологии Елены Пановой, на восстановление окружающей среды в районе Норильска может уйти 10 лет. Снизить ущерб, нанесенный природе, помогла успешная работа по ликвидации аварийного разлива.

Спасательный отряд

Состав и экипировка команды позволили вести полностью автономную работу в районе происшествия. Здесь был разбит палаточный лагерь с походной кухней, собственной медслужбой и даже сауной. Люди жили в вагонах, — они значительно комфортней, чем палатки, которые использовались для хозяйственных нужд.

Ликвидация

Передвигаясь вдоль русла реки, мобильные группы при помощи нефтесборного оборудования собирали с поверхности воды пятна дизельного топлива во временные мягкие резервуары. Затем нефтепродукты по трубопроводам направлялись в быстровозводимые герметичные хранилища в прибрежной зоне. Там они останутся до зимы, когда появится возможность организовать вывоз собранного топлива из заболоченной местности по зимникам для автотранспорта.

Работа шла круглосуточно. На сборе нефтепродуктов было постоянно задействовано сначала 3, потом 6, а в некоторых случаях 8 звеньев специалистов. И хотя погодные условия были суровыми — низкие температуры, ветер и проливные дожди, — полярный день помогал держать высокий темп работ. В это время года солнце в этих широтах не заходит за горизонт.

Итоги

20 июня 50 сотрудников компании вернулись домой. Еще 22 спасателя остались в Норильске, чтобы завершить работы по доочистке притоков реки и поверхностей малых водоемов, обработке сорбентами береговой линии и мониторингу ее состояния. Специалисты примут участие в составлении дорожной карты программы восстановления флоры и фауны территории ЧС.

«Аварии никто не планирует, нештатные ситуации происходят неожиданно. Поэтому быстрота и качество реагирования — одни из ключевых навыков в работе аварийно-спасательных подразделений. В этом помогают и опыт, и пройденные учения, и наличие специализированного оборудования. Кроме того, в каждом дочернем обществе блока разведки и добычи существуют планы ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в которых прописана последовательность действий и роли каждого сотрудника на случай наступления чрезвычайной ситуации. Все это отработано до автоматизма. Это позволило нам буквально за одну ночь собраться, вылететь и уже на следующий день приступить к работе.

Задачи и сложности менялись с течением времени. Вначале необходимо было организовать взаимодействие всех служб между собой и наладить снабжение. Это было самой сложной задачей на первом этапе. Затем возникли сложности, связанные с особенностями сбора дизельного топлива, его отличиями от нефти, с которой мы обычно имеем дело. Однако мы быстро сориентировались и привезли подходящие для этих задач пороговые нефтесборщики высокой подачи с регулируемой толщиной забираемой нефтяной пленки. Все это позволило в разы повысить эффективность сбора нефтепродуктов с поверхности воды.

Еще одна сложность — изменчивые погодные условия. То было жарко, то начинались ветер и дождь. Ветер при этом постоянно менялся, из-за чего пятно перемещалось. Нам приходилось переезжать вслед за ним. Ситуация менялась постоянно, но боевой настрой коллектива оставался неизменным. Благодаря этому за две недели удалось убрать практически все нефтепродукты с водной поверхности, хотя в начале работы мы сомневались, что это возможно.

Подписывайтесь на канал. Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.

Спустя пять дней после разлива и попадания в реки дизеля в Норильске президент Владимир Путин объявил чрезвычайную ситуацию федерального уровня. РБК разбирался в причинах и возможных последствиях происшествия

Что случилось

Фото:ilya_torgonskyi / Instagram

Генпрокуратура уже сообщила о возбуждении трех уголовных дел — из-за порчи земли, загрязнения вод, а также нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. Задержан подозреваемый — начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 НТЭК (его имя не раскрывается). Гендиректору компании Сергею Липину объявлено предостережение.

В среду, 3 июня, президент Владимир Путин провел совещание по поводу аварии, раскритиковав губернатора Красноярского края Александра Усса и главу НТЭК. Президент объявил чрезвычайную ситуацию (ЧС) федерального масштаба.


Накануне экологи Greenpeace назвали происшествие первой аварией такого крупного масштаба в заполярной Арктике. Сопоставимая произошла в марте 1989 года у берегов Аляски, когда из-за крушения танкера Exxon Valdez разлилось 37 тыс. т нефтепродуктов. Тогда Exxon пришлось выплатить более $6 млрд — такова была стоимость нанесенного ущерба и работ по ликвидации последствий аварии.

Кто виноват

РБК направил запрос в Минэнерго.

Фото:Денис Кожевников / ТАСС

Как устраняют последствия аварии

На ликвидацию аварии направят и федеральные силы МЧС. Зиничев намерен приехать на место происшествия, чтобы лично проконтролировать ситуацию с ликвидацией последствий разлива нефтепродуктов. Спецборт МЧС вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский в Новосибирск, где заберет группу из 100 человек Сибирского спасательного центра и доставит в Норильск, сообщила пресс-служба ведомства.

Полностью дизель откачать не получится, сходятся во мнении эксперты. Боны не очень хорошо задерживают нефтепродукты на поверхности воды, считает глава программ Greenpeace Иван Блоков, дизтопливо токсичнее, чем нефть, и содержит химические соединения, которые не улавливаются бонами. По его словам, нужно откачивать топливо вместе с водой, но сейчас в Норильске для этого нет емкостей.

По расчетам Greenpeace, экологический ущерб только водным объектам может превышать 6 млрд руб., и это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.


Днём 29 мая в результате разгерметизации одного из резервуаров ТЭЦ-3 в Норильске вылилось большое количество дизельного топлива. Около 20 тысяч тонн нефтепродуктов попало в реки Далдыкан и Амбарная. В Красноярском крае объявлен режим ЧС федерального уровня.

После разлива нефтепродуктов произошло возгорание на площади 600 квадратных метров. Огонь удалось потушить за два часа.


Позже выяснилось, что в результате аварии разлилось около 20 тысяч тонн топлива, большая часть которого попала в реки. В попытке решить проблему, сотрудники предприятия принялись собирать нефтепродукты, но к 30 мая удалось собрать лишь 100 тонн. Все это время информацию о катастрофе скрывали от федеральных властей.


Накануне днём о проблеме, приобретающий федеральное значение, узнал президент Владимир Путин. В связи с экологической катастрофой в Норильске глава государства провел совещание.

Министр МЧС Евгений Зиничев подтвердил масштаб экологического бедствия.


Фото: из открытых источников

В Норильске пытаются локализовать распространения разлива: поставлены боновые заграждения, организована работа по сбору нефтепродуктов, загрязнённой воды и почвы. Создана группировка сил с привлечением профессиональных аварийно-спасательных формирований.

Сегодня, 4 мая, на территорию будут доставлены 100 человек Сибирского спасательного центра. Пока решается вопрос с утилизацией отходов.

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова отчиталась, что в грунт попали около 6 тысяч тонн нефтепродуктов, а в водные объекты — порядка 15 тысяч тонн.


Фото: из открытого источника

Главной проблемой при ликвидации аварии глава региона назвал утилизацию нефтепродуктов.

Аварию в Норильске признали чрезвычайной ситуацией федерального уровня. Было принято решение оперативно увеличить силы и средства, направленные на ликвидацию утечки. За помощью обратились к нефтяным компаниям, которые сталкивались с подобной ситуацией.

Сегодня в России нет опыта по сжиганию такого количества дизельного топлива, поэтому вопрос остается открытым. В пятницу МЧС должны представить президенту доклад о мерах по ликвидации разлива нефтепродуктов в Норильске

Еще по теме:


60 миллиардов – на улучшение экологии Сибирского региона

В Новосибирске уровень загрязнения воздуха 7 февраля составляет 8 баллов


1138 лебедей зимует в этом году на озере Светлое

В Новосибирске сегодня максимальное загрязнение воздуха

Комментарии [ 1 ]

За порчу публикаций о промэкологии Норникеля в экстремизме кремлевского ФСО уголовная статья порча для извращенного сознания потанина покупки в крупнейший в мире белого трюфеля, заплатив за него $95 000 в смешных расходах на ликвидацию ЧС. Прохоров за окешивания аутиста в ноу-хау, украденным фондом Хлопонина купил виллу за 44 млн. евро, хотя в все одной уголовной ответственности резервуары, которые нужно было менять в период приватизации. Сущности махинаций на пожизненный срок так как тепловодоснабжение прообъектов со времен ГУЛАГа не технически разделимо от ЖКХ и жители платят из своего кармана.


Ключевые слова: Норильск, Норникель, авария.

Этим летом произошла экологическая катастрофа — одна из крупнейших в истории утечек нефтепродуктов в арктической зоне, создающая угрозу для экосистемы Северного Ледовитого океана.

Во-первых, это неустойчивый грунт из-за таяния вечной мерзлоты. Такая проблема характерна для Арктической зоны в условиях глобального изменения климата. Процессы наблюдаются уже давно, их интенсивность растёт. Поэтому компании обязаны проводить мониторинг грунтов и предотвращать возможное разрушение инфраструктуры.

Во-вторых, не соблюдение правил промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных объектов.

В-третьих, к комплексу причин можно отнести отсутствие эффективного экологического и технологического надзора со стороны государства. Сейчас сложно провести внеплановую проверку предприятий — для этого необходимо получить разрешение прокуратуры.

По официальным данным, после аварии удалось собрать около 17 тысяч кубометров загрязнённого поверхностного грунта. На месте аварии работало около 500 человек и 222 единицы техники.

Заместитель министра экологии региона Юлия Гуменюк сообщила, что проверка воды за боновыми заграждениями даёт возможность предположить, что либо это — крайне неэффективная мера удерживания нефтепродуктов, либо боны были установлены уже после того, как основное пятно переместилось дальше по реке.

Экологи считают, что последствия могут быть тяжелыми не только для окружающей среды, но и для людей. Потеря для животного мира, который не может существовать в этих водоемах, и для окружающей среды невосполнима. ВНИРО подсчитал, что на восстановление водных биологических ресурсов Норило-Пясинской озерно-речной системы потребуется 18 лет, так как, было утрачено 8,9 тыс. т биоресурсов.

Работа по устранению последствий попадания токсичных веществ в окружающую среду осуществляется в несколько стадий.

1 стадия — локализация. В данном примере она была проведена неэффективно из-за потерянного времени (об аварии стало известно только спустя 2 дня). Доставка боновых заграждений из Мурманска заняла много времени, в то время пока дизельное топливо текло в сторону Ледовитого океана. В итоге морские боны были установлены и отсекли часть дизельного топлива на входе в озеро Пясино.

2 стадия — откачка. Норникель заявил, что 90 % дизеля изъято из водного объекта. Собрано 34 000 вододизельной смеси.

3 стадия — рекультивация. Предполагает очистку грунта, привоз нового грунта. Этап занимает 2–3 года.

4 стадия — самостоятельное восстановление природы.

Для предотвращения подобных природных катастроф в будущем предложен ряд мероприятий:

  1. Усиление роли государственной экологической экспертизы и оценки влияния на окружающую среду.
  2. Модернизация, развитие экологически дружных технологий.
  3. Необходимо экономически и технологически мотивировать компании предотвращать разливы с помощью штрафов и финансовой ответственности.
  4. Усиление роли Ростехнадзора.
  5. Компаниям, осуществляющим транспортировку, хранение нефтепродуктов запретить эксплуатировать нефтепроводы, резервуары и другие сооружения сверхэксплуатационного срока.
  6. Обязать компании проводить более тщательный мониторинг грунтов и предотвращать возможное разрушение опасной инфраструктуры.
  7. Исключить размещение рискованных объектов в опасных местах (крупные реки, поймы затопленных рек), находящихся в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, а также на других ценных и уязвимых природных территориях.
  8. Формирование технологий надежной ликвидации разливов в ледовых условиях.
  9. Прозрачность информации для предотвращения подобных аварий в будущем.

Задача государства должна состоять в том, чтобы пересмотреть этот негласный договор, не закрывать глаза на экологические правонарушения и экономически мотивировать компании инвестировать в модернизацию инфраструктуры, в новые экологически дружественные технологии.

Сейчас в зоне вечной мерзлоты находится большое количество зданий, хранилищ нефтепродуктов, нефте- и газопроводы и даже ядерные реакторы. По некоторым оценкам, уже сегодня из-за протаивания и деградации вечномёрзлых грунтов на нефтяных месторождениях Западной Сибири, в среднем, происходит около 7400 аварий в год. Учёные предупреждают, что 45 % месторождений нефти и газа в российской Арктике находится в зоне высоких рисков, где прогнозируемое таяние вечной мерзлоты может нанести серьёзный ущерб инфраструктуре. Необходимо спасти пострадавшую Арктическую экосистему.

Основные термины (генерируются автоматически): Норильск, окружающая среда, авария, вечная мерзлота, WWF, Арктическая зона, дизельное топливо, компания, стадий, усиление роли.

Читайте также: