Устное народное творчество калмыков доклад

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

г. Элисты Республики Калмыкия

Калмыцкий фольклор

как источник народной педагогики

Настаева Клавдия Борисовна

учитель калмыцкого языка и литературы

Фольклор - величайшее духовное сокровище народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражаются нравы, обычаи, интересы и потребности, желания и воля всех народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Арсенал устного народного творчества всегда служил действенным воспитательным средством. Традиционные духовно-нравственные ценности калмыцкого народа - тоже в его вечном творении - фольклоре. И сегодня все жанры калмыцкого фольклора продолжают жить, воспитывать и вдохновлять. Использование воспитательно-образовательного потенциала фольклора - один из решающих факторов этнопедагогизации процесса обучения.

Во 2-м классе уроки и внеклассные мероприятия посвящены магталам, восхвалениям героев-богатырей. Ребята отмечают особенности каждого, стремятся походить на них.

В 4-м классе много внимания уделяется описанию скакунов богатырей.

Это было в начале времен,

В стародавний век золотой.

Вечности начинался расцвет.

Величавый брезжил рассвет

Веры бурханов святой.

Джангар жил в эти дни.

Круглым остался он сиротой.

Так о нем говорят:

Таки-Зулы-хана он семенем был,

Тангсык-Бумбы_хана внуком он был,

Узюнга великого сыном он был.

«Весел я: меня развлеки беседой,

Мне 72 небылицы поведай-

- А ты, дурачок, посмотри:

Поведал мне семьдесят три!

Многообразен и неисчерпаем калмыцкий фольклор. Изучение и выявление воспитательных идей каждого из жанров фольклора свидетельствуют о том, как велика роль и значение их в нравственном, трудовом, патриотическом, умственном воспитании учащихся. Неоценима роль калмыцкого фольклора в приобщении учащихся к духовной культуре, традициям и обычаям своего народа, любви к родного языку. Особенно велико значение созидательной силы фольклора в формировании национального самосознания.

Хотя предки калмыков ойраты принадлежали к числу старописьменных народов, однако вплоть до утверждения в России Советской власти почти единственным средством передачи из поколения в поколение народных чаяний и устремлений было устное поэтическое творчество.

Для калмыцкого устного народного творчества характерны различные жанры: героический народный эпос, сказки, исторические, лирические, обрядовые (свадебные) песни, меткие пословицы, поговорки. Во многих из них явственны следы древней мифологии.


Последняя глава эпоса завершается пиршеством в честь победы над захватчиками, которое длилось семью семь — сорок девять дней. В нем участвуют народы, говорящие на семидесяти языках.

Дошедшие до сегодняшнего дня калмыцкие сказки отличаются большим разнообразием. Как правило, они связаны со скотоводческим кочевым бытом народа. Исследователи отмечают четыре основных сказочных жанра: а) сказки о богатырях, б) волшебные или фантастические, в) бытовые (новеллистические), г) аллегорические сказки о животных. Всем им присущ сложно-сюжетный характер. Калмыцкие сказки — это завершенные художественные произведения, в которых используются веками сложившиеся приемы и способы отображения трудовой жизни и восприятия природы. Сказки каждой из групп своеобразны, их выразительные средства носят ярко проявляющуюся национальную окраску.

Важное место в калмыцком фольклоре занимают волшебные или фантастические сказки, значительные по объему и сложные по композиции. Их героями являются те же богатыри и мудрые кони, как в сказках о богатырях. Герои попадают в трудные положения, им приходится преодолевать одно препятствие за другим. В их титанической борьбе со злыми силами общества и природы помогают волшебные слова, домашние животные, в первую очередь лошадь, часто спасающая человека от смертельной опасности. Как правило, все их похождения заканчиваются победой героев сказки, торжеством справедливости. Женские персонажи волшебных сказок, независимо от их социального положения и происхождения, наделяются умом и смекалкой.

Родившись раньше отца,
Я прадеда пас табун.
И вот, с аргамаками стоя в степи,
Вдруг возле деда,
На высокой горе,
Что-то сверкнувшее я увидел.
В седло я вскочил,
Погнал коня,
Средь летнего жаркого зноя
Вода, что покрылась крепчайшим льдом,
На высокой белой горе
Никак не давала покоя.
Что же мне делать,
Как же мне быть?
Положенье создалось тяжелое
Я, сняв свою голову,
Ударил по льду.
Лед проломился, из проруби той
Вода полилась ключевая.
Табун напоив свой
И постояв немного,
Дальше продолжил я путь.
Навстречу мне ворон,
Мой старый дружище,
Уставшим, худой, ко мне подлетел.
— Друг мой! — вымолвил он.
— Просо, посеянное дедом твоим,
Семь лет на корню простоявшей,
Мои соплеменники —
Вороны жадные —
Клюют, насмехаясь над тобой,
И скоро выклюют весь твой посев.
Ступай разберись ты во всем, —
Так ворон закончил, хрипло пропев.
— Что предпринять?— подумал,
Теленку, еще неродившемуся,
Надел я ярмо.
Что еще не изготовлено,
Не ступив на поло.
Зерно покосил.
Еще не скосив,
В стога сложил,
Еще не сложив,
Начал возить,
Не начав возить,
Домой привез
И дальше продолжил свой путь.

Интересно то, что произведениям данного жанра калмыцкого фольклора, присуще не только сочетание обыденного с возвышенным, но и с неправдоподобным.

Калмыцкие сказки о животных просты по сюжету, несложны по композиции и по объему небольшие. В них действуют дикие звери и животные — волки, лисицы, барсы, львы, слоны, зайцы; домашние животные — бараны, верблюды, козлы; птицы — воробьи, вороны, павлины, петухи, совы; грызуны — суслики, мыши; из насекомых чаще всего фигурирует комар.

Сказки эти аллегоричны: под видом хищников выведены ханы, нойоны, зайсанги и другие представители эксплуататорского класса. В образе барса, льва, волка изображаются глупые, безжалостные люди, в образе лисы — обманщики, хитрецы, лжецы, в образе слона и верблюда — сильные, но ленивые и не любящие трудиться. Совершенно ясно, что в этих сказках осуждаются дурные, несправедливые дела и несовместимые с народной моралью отрицательные поступки представителей эксплуататорского класса. В образе птиц, очевидно, выведены люди невинные, попадавшие по своей наивности в сети обманщиков, угнетателей, различных притеснителей в классовом обществе того времени.

З начительное место в калмыцком фольклоре занимают йорелы (благопожелания), которые как особый жанр устного народного творчества бытуют очень широко и в настоящее время. Иорел — это выражение чистых, душевных, искренних чувств человека, который желает счастья, здоровья, успехов и т. п. тому, кому йорел высказывается. Калмыцкое благопожелание всегда жизнеутверждающе, оптимистично, в основе его — несокрушимая вера народа в конечное торжество добра над злом, справедливости над несправедливостью. Известны своего рода специалисты по йорелам — йорелчи, но обычно йорел произносится экспромтом кем-нибудь из старших по возрасту (независимо от пола) на свадьбе, в честь гостей, по случаю рождения ребенка, приема приплода (т. е. окота или отела) и т. д.

Калмыцкие благопожелания (йорелы) не знают канонического раз и навсегда принятого текста. Каждый йорелчи сочиняет йорел на ходу, произвольно, придерживаясь только общепринятого направления.

В калмыцком фольклоре видное место занимают пословицы и поговорки, (ульгюр). Эти доходчивые и меткие выражения прививают любовь к труду, родной земле, воспитывают честность, доблесть, храбрость и мужество, высмеивают и клеймят пороки, осуждают зло.

По своему строю и предельной лаконичности к пословицам и поговоркам близки загадки, которыми очень богат калмыцкий фольклор. К сожалению, до сих пор они не стали предметом специально организованной записи и исследования. Между тем, калмыки, в первую очередь дети, страстно увлекались ими. Это было своеобразное развлечение молодежи в нерабочее время, упражнение в сообразительности и в умении сравнивать и сопоставлять явления, какие людям приходилось наблюдать в окружающем их мире.

Многие из калмыцких загадок связаны со скотоводством, земледелием, рыболовством, охотой. Имеются загадки о зверях и птицах, насекомых, пресмыкающихся.

У калмыков, как и у всех монгольских народов, над очагом ставится тулга — треножник (таган), очаг считается святыней, куда строго запрещается лить воду, втыкать нож и т. д. Треножники служили и своеобразным символом высшей власти верховного владыки. Возникает вопрос: не являются ли калмыцкие триады и треножники косвенным отражением существовавшего некогда культа домашнего очага и связанного с этим культом ритуала? Тем более, что в некоторых триадах действующими лицами являются мужчина-охотник, женщина, делающая жертвоприношение очагу, а также овца, приносимая в жертву.

Без похвалы нет богатыря

Калмыки чтут и бережно хранят свою историю, обычаи и память предков. Подтверждение этому – старинный эпос "Джангар" – выдающееся фольклорное произведение, оставившее значительный след в культуре своего народа, своего рода проводник по обычаям и традициям калмыков.

Если верить исследователям-джангароведам, возраст данного памятника литературы переваливает за тысячу лет, и, на удивление, за прошедшие века он сохранился прекрасно. Благодарить за это стоит трепетно относящихся к своему наследию калмыков, передававших "Джангар" из уст в уста из поколения в поколение.

Богатырский эпос с калмыцким колоритом

Фольклор и семейные традиции калмыков

Помимо некоторых исторических деталей, эпос содержит советы древних о том, как правильно воспитывать в человеке разумное, доброе, вечное и прививает читателям нормы этики и морали. Также в нём присутствуют восхваления или магталы двенадцати калмыцких богатырей, направленные на сохранение памяти о них, ведь, как гласит местная пословица: "Без похвалы нет богатыря". У каждого из древних воинов есть прозвище: Мудрый, Красивый, Выносливый и т.д. Всё это отсылает к давней традиции: в древности у калмыков было принято при встрече нахваливать собеседника, родственников, соседей. Было бы признаком плохого тона сказать что-то плохое, например, о юноше из своего хотона: в описании соседей он непременно был высоким, статным, неизменно мудрым и благочестивым, мастером своего дела.

Фольклор и семейные традиции калмыков

На каждого богатыря приходится один магтал, в которой особенно подчеркивается самая выдающаяся черта восхваляемого. К примеру, про богатыря Гюзана Гумбе из его магтала можно узнать, что тот "занимал место 50 человек", иными словами, был мощным и сильным.

Хвалить женщин, а особенно жён, было не принято. Но из каждого правила есть исключения: в эпосе присутствует магтал, посвящённый жене самого Джангара, которую звали Ага Шавдал.

Кроме восхвалений, в тексте часто используются благожелания, или йорялы. В частности, йорялы произносили, отправляя в дальний путь богатырей Страны Бумбы.

В "Джангаре" прописан и распространенный калмыцкий обычай дарения. Богатыри вручали друг другу подарки, поскольку считали, что это поможет им победить соперников. Считалось, что подарок, сделанный от всего сердца, приносит удачу как получателю, так и самому дарителю. Примечательно, что традиции, применимые к богатырям и другим выдающимся людям, актуальны и для обычных калмыков.

Родственные связи у калмыков

К семье калмыки относятся с трепетом. Дурным тоном считается незнание своих корней, ведь каждый человек должен уважать предков.

Род калмыков определяется по мужской линии, так что самыми близкими родственниками были те, что приходятся родней отцу. Вплоть до седьмого колена их называли "торлмуд". Для того, чтобы уж совсем не путаться в хитросплетениях семейных связей, самыми близкими, или оорхн, в торлмуде считались родственники до четвёртого колена, а тех, что от пятого до седьмого, уже считали дальними, хол. Но, вне зависимости от близости родства, юношам и девушкам, приходящимся друг другу элгн-садн (родственниками) по стороне отца, было запрещено вступать в брак, поскольку кровосмешение считалось большим грехом. Дети в таких браках рождались хрупкими и болезненными, что приводило к постепенному вымиранию рода. Как ни странно, брак между родственниками по материнской линии не запрещался, напротив, даже одобрялся: считалось, что такие семьи будут счастливыми, крепкими и верными.

Фольклор и семейные традиции калмыков

Родственники отца во всём считались главнее и важнее материнских: им доставались лучшие места за семейным столом, им первым позволяли произносить йоряль, они возглавляли отправляющихся за невестой сватов. Их считали людьми "одной крови". В случае, если кто-то из детей в семье оказывался сиротой, именно родственники по мужской линии принимали решение, что делать с ребенком и как ему помочь в такой ситуации. Если сиротой оставалась девочка, в будущем ее выдавали замуж за родственника дяди или брата.

Члены семьи по женской линии считались людьми "другой крови", поэтому при принятии важных решений их мнения в расчет не принимались. Тем не менее, в делегации сватов важное место занимал брат матери семейства.

Раньше калмыки жили в хотонах, одним большим кланом. Название хотону давали по имени главы семьи: Санджихн, Дорджихн и т.д.

Родственные связи были так важны, что при знакомстве в первую очередь калмыки задавали друг другу вопрос: "Чей ты? Откуда родом?". Благодаря такой традиции среди калмыков сохранились фамилии, а через них и имена предков.

Калмыцкие приметы. Хорошие и не очень

Калмыки относятся к жизни с оптимизмом и стараются видеть в знаках, которые им преподносят природа и жизнь, хорошие предзнаменования. Поэтому хороших примет у них больше, чем у представителей других народов.

Многие из них связаны с дождем:

  • Когда человек отправляется в командировку или любую другую поездку по делам, хорошей приметой считается, если в это время идет дождь. В таком случае все желания путешествующего будут исполнены, а планы увенчаются успехом.
  • Если дождь пойдет тогда, когда невесту забирают из дома в семью жениха, то в доме мужа ее ждет только хорошее.
  • Когда семья собирается перевозить вещи на новое место жительства, и вдруг начинает идти дождь, не стоит огорчаться: в новом доме семью непременно ожидает счастье.
  • Дождь в первый день весны – предзнаменование хорошего урожая и свежего, не засушливого лета.

Фольклор и семейные традиции калмыков

Остальные приметы менее привязаны к погодным условиям и более разрозненны:

  • Если в дом к женщине, которой скоро рожать, зайдет мальчик – значит, у нее родится мальчик, если же девочка – наоборот.
  • Удачу приносит забота о старших: у человека, который помогает старикам в быту, приглашает их к себе и кормит горячей пищей, всё будет хорошо.
  • Аналогичная ситуация и с детьми: искренняя радость ребенка, получившего от вас подарок, привнесет в вашу жизнь гармонию.
  • В целом калмыки придерживаются мнения, что удача идет в руки дающему, поэтому лучшей едой принято делиться с гостями.
  • "Если кто-то кинул в тебя камнем, кинь в него жиром": иными словами, на зло нужно отвечать добром.
  • Если гость, пришедший в дом, споткнулся о порог, хозяев жилища ждет прибыль.
  • У сына, похожего на мать, и дочери, похожей на отца, будет счастливое будущее.

Плохие приметы калмыков большей частью основаны на предчувствиях и личном опыте. Их главное предназначение - предупредить людей о надвигающейся беде, подготовить их к ней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор - величайшее духовное наследие народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражаются нравы, обычаи, интересы и потребности, желания и воля всех народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Арсенал устного народного творчества всегда служил действенным воспитательным средством. Традиционные духовно-нравственные ценности калмыцкого народа - тоже в его вечном творении - фольклоре. И сегодня все жанры калмыцкого фольклора продолжают жить, воспитывать и вдохновлять. Использование воспитательно-образовательного потенциала фольклора - один из решающих факторов процесса обучения и воспитания школьников.

Статьяна тему: Калмыцкий фольклор

как источник народной мудрости.

Гогенова Людмила Басанговна

учитель калмыцкого языка и литературы

село Матросово

Фольклор - величайшее духовное наследие народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражаются нравы, обычаи, интересы и потребности, желания и воля всех народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Арсенал устного народного творчества всегда служил действенным воспитательным средством. Традиционные духовно-нравственные ценности калмыцкого народа - тоже в его вечном творении - фольклоре. И сегодня все жанры калмыцкого фольклора продолжают жить, воспитывать и вдохновлять. Использование воспитательно-образовательного потенциала фольклора - один из решающих факторов процесса обучения и воспитания школьников.

Во 2-м классе уроки и внеклассные мероприятия посвящены магталам, восхвалениям героев-богатырей. Ребята отмечают особенности каждого, стремятся походить на них.

В 4-м классе много внимания уделяется описанию скакунов богатырей.

Это было в начале времен,

В стародавний век золотой.

Вечности начинался расцвет.

Величавый брезжил рассвет

Веры бурханов святой.

Джангар жил в эти дни.

Круглым остался он сиротой.

Так о нем говорят:

Таки-Зулы-хана он семенем был,

Тангсык-Бумбы_хана внуком он был,

Узюнга великого сыном он был.

«Весел я: меня развлеки беседой,

Мне 72 небылицы поведай-

- А ты, дурачок, посмотри:

Поведал мне семьдесят три!

Многообразен и неисчерпаем калмыцкий фольклор. Изучение и выявление воспитательных идей каждого из жанров фольклора свидетельствуют о том, как велика роль и значение их в нравственном, трудовом, патриотическом, умственном воспитании учащихся. Неоценима роль калмыцкого фольклора в приобщении учащихся к духовной культуре, традициям и обычаям своего народа, любви к родного языку. Особенно велико значение созидательной силы фольклора в формировании национального самосознания.


Азыдова Елена Михайловна

359165 Яшкульский район, Республики Калмыкия,

пос. Чилгир, ул. Лопатина, 31

Контактный телефон: 8 961 842 3033

Руководитель:

Бельтиева Анна Бадмаевна

359165 Яшкульский район, Республики Калмыкия,

пос. Чилгир, ул. Лопатина, 31

Контактный телефон: 8 909 395 9475

пос. Чилгир, 2020 г.

Фольклор и семейные традиции калмыков…………………………..6-7

Родственные связи у калмыков……………………………………..10-13

Калмыцкие приметы. Хорошие и не очень…………………………14

Традиционные ценности могут наполниться жизнью и смыслами только в том случае, если человек с детства будет уметь их поддерживать.

Фольклор, а особенно обряд и обычай должны быть родными, узнаваемыми, а значит, заложенными в детстве. Кроме узнаваемости, для сохранения традиций необходимо, чтобы у ребенка была высокая их оценка, вызывая гордость от успехов и побед своего народа, мы можем вызвать у детей интерес к этническим традициям именно его семьи и его народа продуктам и формам. Что является важным компонентом для создания мотивации учеников к этнокультурному воспитанию.

Фольклор насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико-педагогических идей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению. Фольклор – это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно – мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия. Фольклор является неотъемлемым компонентом для развития этнокультурного воспитания целью, которого является этнокультурное воспитание подрастающего поколения в соответствии с культурными традициями на материале русского фольклора и народной игры. Специфическими структурными компонентами фольклора являются элементы народного творчества, народной игры. [11; 269]Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Вначале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами. Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства – это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Актуальность исследования. Роль фольклор в духовном, нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Объектом исследования: калмыцкий фольклор и семейные традиции калмыков.

Предметом исследования воспитание детей в народных традициях.

Целью данной работы воспитывать трепетного отношения к наследию своих предков.

раскрыть образовательные и воспитательные возможности жанров калмыцкого фольклора.

изучить традиции воспитания у калмыков, получившие отражение в, фольклоре, обрядах, обычаях народа.

выделить базовые идеи народной педагогики калмыков, семейные традиции, влияющие на формирование нравственной и духовной культуры.

Результат исследования: теоретическая и практическая значимость состоит в том, что могут быть использованы на уроках, родного языка и литературы, так и на внеклассных мероприятиях. Таким образом, у учащихся проявляется интерес традиционное воспитание детей в калмыцкой семье.

Читайте также: