Управление муниципальным образованием доклад

Обновлено: 05.07.2024

Переход к рыночной экономике в России привел к изменению муниципального менеджмента, которые заключаются в том, что доказавшие свою результативность методы и приемы коммерческого менеджмента переносятся на практику муниципального управления. Наиболее яркими примерами этого являются стратегическое управление муниципальным образованием (МО). Стратегическое управления муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.

Работа состоит из 1 файл

стратег. управление доклад.doc

Факультет менеджмента

Кафедра Государственного и муниципального управления

по государственному и муниципальному управлению на тему:

стратегическое управление муниципальным образованием

Выполнила студентка 3 курса

группы 1310

Панарина С.Ю

Москва 2010

Стратегическое управление муниципальным образованием

Переход к рыночной экономике в России привел к изменению муниципального менеджмента, которые заключаются в том, что доказавшие свою результативность методы и приемы коммерческого менеджмента переносятся на практику муниципального управления. Наиболее яркими примерами этого являются стратегическое управление муниципальным образованием (МО). Стратегическое управления муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.

Система стратегического управления муниципальным образованием представляет собой часть общего управления и включает в себя следующие составные части: получение, анализ и оценка необходимой информации; выработка и принятие решений и организация их выполнения; анализ полученных результатов и внесение корректировок в ход дальнейшей работы. Указанные составные части в отличие от текущего управления нацелены на решение глобальной задачи управления. Помимо определения видения, миссии и целей каждая стратегическая программа включает в себя характеристику потребности в ее разработке, описание места программы в общей или функциональной стратегии, формулировки общей цели и целей подсистем (участников программы), описание взаимосвязей подсистем и ресурсов, необходимых для реализации программы и т.д.

Механизм разраб отка пакета стратегических документов состоит из следующих этапов:

  1. Изучение внешних условий, анализ тенденций и ресурсов развития территории: определение приоритетов развития, анализ и согласование интересов участников развития территории. При анализе ресурсов важно провести такую оценку, при которой может возникнуть новый взгляд на них и новые возможные направления развития территории. Здесь уместен глубокий ретроспективный анализ, проведение мозговых штурмов, деловых игр и т.д.
  2. Разработка концепции, котор ая представляет собой документированное закрепление приоритетов развития территории, выбранных на основе предшествующего анализа и прогнозирования ее развития, а также разработка комплексной программы развития и целевых программ.

3. Согласование и стыковк а целевых программ, соответствующих друг другу и приоритетам развития муниципального образования, их непротиворечивости, отсутствия дублирования на содержательном и организационном уровнях и т.п.

4. Экспертиза программ и проектов, включающая помимо оценки соотв етствия приоритетам экономическую, социальную, экологическую и другие виды оценок.

Задача стратегических программ: привести к росту потенциала муниципального образования, обеспечить его конкурентными преимуществами на региональном, федеральном и международном уровнях. А также реально изменить в лучшую сторону уровень и качество жизни населения. Перспектива устойчивого развития муниципального образования значительно более реальна, если в наличии несколько вариантов сценариев и постоянно корректируемой стратегии развития территории, учитывающей изменения внешних условий, в том числе макроэкономических, политических, экологических и других факторов.

Местное самоуправление призвано решать задачи жизнедеятельности населения, имея непосредственный контакт с ним, ощущая его насущные проблемы, местные власти должны управлять портфелем вопросов местного значения, не забывая при этом о задачах стратегического управления. До недавнего времени самой популярной стратегией, озвучиваемой органами местного самоуправления, была стратегия выживания, хотя на самом деле успешность работы отдельных муниципальных образований свидетельствует об активной позиции и развитии. О том, насколько эффективна действующая стратегия, судить можно по количественным и качественным результатам деятельности конкретного муниципального образования. На практике нет ни одной социальной системы и организации, не имеющей действующей стратегии. Это не означает, что все они разрабатываются и имеют конкретный образ. Руководство организаций, не говоря уже о рядовых работниках, порой даже не знает, какую стратегию в данный период времени имеет его организация.

Для разработки стратегии развития необходимо сформулировать действующую стратегию и оценить ее. Оценка стратегии с качественной точки зрения заключается в целостности и ее внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации. Количественные результаты проявляются в фактическом состоянии социально-экономического положения МО, что находит свое подтверждение в данных статистической отчетности. Результативность действующей стратегии зависит от социальной активности населения, притока инвестиций, а также содержания функциональных составляющих стратегии: рациональность каждой составляющей стратегии (политик, проектов и программ), последние действия администрации, субъектов бизнеса и местного сообщества.

Стратегии развития муниципального образования - это важнейший элемент, в котором формируются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме его достижения, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны и муниципального образования. В основу концепции должны быть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а также конкурентные преимущества муниципального образования.

На основе концепции стратегии развития муниципального образования формируется план конкретных стратегических действий, представляющий собой вектор развития муниципального образования и имеет следующий порядок формирования:

  • стратегический анализ муниципального образования;
  • разработка и оценка сценариев развития на основе эталонной и действующей стратегий;
  • выработка философии развития муниципальн ого образования, включающая в себя определение видения, миссии, целей и задач муниципального образования;
  • определение подходов и методов разработки стратегических планов и действий.

Ключевые звенья концепции развития муниципального образования - это определение его видения, миссии, целей и задач, то есть то, что называют философией развития. При стратегическом управлении важно помнить о так называемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на более низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработанная для организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделениям организации. На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии (политики) структурных подразделений, которые, в свою очередь, являются целями отдельных более мелких подразделений организации или отдельных работников.

Исходя из выше сказанного, определяются основные подходы и методы разработки стратегии развития муниципального образования. При отсутствии стратегии как документа предпринимаются попытки выделения факторов, характеризующих деятельность муниципального образования. Это необходимо для того, чтобы затем выдвинуть гипотезу о содержании возможно действующей стратегии. При этом проводится анализ как внутренних, так и внешних параметров муниципального образования. В качестве критериев выбора стратегии используются сильные стороны и внешние возможности, цели и все виды ресурсов.

Видение муниципального образования изнутри направлено на описание потенциала муниципального образования (его сильных сторон) и назревших проблем, определение ключевых компетенций, а также особенностей управления территорией и ориентации самого муниципального образования. На данном этапе особое искусство состоит в умелом трансформировании множества слабых сигналов в систему, представляющую настоящее и будущее состояние МО. Являясь платформой мотивации развития муниципального образования, миссия отражает своего рода амбиции лидера и его команды. Поэтому при разработке миссии учитывается не только потенциал муниципального образования и его взаимодействие с внешней средой, но и взаимодействие субъектов целеполагания (власть бизнес, сообщество), имидж МО и многое другое.

Отталкиваясь от формулировки миссии, необходимо перейти к разработке стратегических целей МО. Известный голландский консультант Виссема Х. выделяет три типа стратегических целей:

  • корпоративные (цели муниципального образования в целом);
  • бизнес - цели (цели однородной группы конкретной деятельности);
  • функциональные (цели функциональной деятельности).

Подобный под ход не учитывает оценку влияния целей внешней среды и целей муниципального образования как системы. Поэтому при определении целей муниципального образования лучше использовать подход, основанный на учете экспертных мнений основных субъектов целеполагания: представителей власти, местного сообщества (населения) и бизнеса. Построение дерева целей позволяет разрабатывать стратегию развития муниципального образования как единой системы, имеющей экономическую, социальную, экологическую и другие составляющие. На практике составление такого дерева целей, а также дерева ресурсов для отдельного конкретного МО представляет сложную и трудоемкую задачу.


Ключевые слова: муниципальное управление образованием, нормативно-правовое регулирование, ФГОС

Вместе с возрождением и становлением местного самоуправления в Российской Федерации появляется и формируется муниципальное управление как специфический вид управленческой деятельности.

В период с 1990 по 2017 гг. усложнилась образовательная система муниципального района. Сочетание различных типов и видов образовательных учреждений, разнообразных учебных планов, программ, учебников, технологий образования, вот что теперь является главной чертой. С одной стороны, управление стало теперь многограннее, есть возможность проявить творческую инициативу, осуществлять поиск собственных путей и средств совершенствования управленческой деятельности, но с другой — это значительно усложняет управление.

Мы не первые, что обращается к вопросу о муниципальном управлении, такие ученые как, В. Ю. Кривичевский, Г. И. Герасимов, Н. С. Речкин, К. М. Ушаков, А. П. Владимирова и др. исследовали особенности муниципального управления.

Мы в своей работе придерживаемся мнения, что муниципальное управление образованием, это организованный, целенаправленный процесс, обеспечивающий высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающий потребностям всех слоев и групп населения, превращающий образование в развивающую и развивающуюся систему.

В нашей стране управление системой образования происходит на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Первые два уровня мы в своей работе не затрагиваем.

Управление системой образования на муниципальном уровне осуществляют органы местного самоуправления, например, управления, отделы.

Цели развития образовательной среды на муниципальном уровне:

1) создание образовательных сетей, которые будут повышать качество общего образования в муниципальном районе. Образовательные сети, которые будут объединять учреждения различных типов, уровней образования;

2) координация деятельности отличных друг от друга ведомств, субъектов муниципальной образовательной сети;

3) решение актуальных социальных проблем, например, безнадзорность, правонарушения среди подростков, наркомания и др.;

4) изучение социального заказа на образование, как следствие повышение качества образования.

Для эффективного управления образованием на муниципальном уровне необходимо выполнить ряд функций:

В общеобразовательных учреждениях, а именно в школах, осуществляется образовательная политика, а муниципальная образовательная система стоит к ней ближе всех. Значит, это одна из особенностей муниципального управления образованием. Следует отметить, что на данном уровне принимаются и выполняются важные управленческие решения об организации образовательного процесса.

Перечень административных решений, которые относятся к муниципальному уровню управления образованием:

‒ регламентация деятельности работников управления;

‒ создание сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

‒ создание и утверждение модели деятельности управления образовательным процессом в сфере общего образования;

‒ организация управления качеством образования.

В нашей стране принята двухуровневая система местного самоуправления. Значит, к муниципальным образованиям относят сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения. Органам местного самоуправления были переданы государственные полномочия в области общего образования, которые реализуются в городских округах и муниципальных районах. Действующим законодательством предусмотрена возможность взаимного делегирования органами власти государственных и местных полномочий.

В настоящее время, основные полномочия в области образования распределены таким образом, что на долю Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием приходится 28 основных полномочий, на долю субъектов РФ — 19 полномочий и только 6 полномочий отнесены к ведению муниципального уровня управления.

Но, не смотря на вверенную муниципалитетам систему управления, они так и не смогли выстроить переданную им систему дошкольного образования, что в наше время приводит к острому кризису в сфере образования. Согласно новому ФГОС, большой акцент делается на творческий потенциал, гармонично развивающуюся личность ребенка, но это невозможно, пока не восстановлена система дополнительного образования детей, ведь с ней связаны огромные надежды современной модернизации системы образования. Появились новые проблемы, не решены старые, вот что мы получили от современного этапа модернизации.

Отсутствие целостности развития всего общего образования, вот результат не сформированности единой системы управления развитием образования в нашей стране.

Таким образом, управление муниципальной системой образования реализуется в специфических условиях ломки, то есть перехода от одних форм организации и жизнедеятельности образовательных учреждений к другим, что вытекает из сущности нового социально- экономического строя. Это и стало одной из главных особенностей управления на муниципальном уровне.

В Конституции РФ, статья 43 — прописано право каждого на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Считаем, что многочисленные нормативные правовые акты можно условно объединить в 2 группы:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ;

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:

Новым инструментом управления в сфере образования нашей страны явилась серия договоров между Министерством образования и субъектами федерации.

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
  2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р (в ред. от 8 августа 2009 г. № 1120-р)
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
  4. Беляева В. А., Петренко А. А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования. — М., 2005г.
  5. С. Ю. Кричевский, М. И. Плотницкий и др. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие. –Современная школа, 2006г.
  6. Речкин Д. Н. Российская модель управления: социокультурные факторы формирования и специфика. Монография. — Волгодонск: ВПО, 2009. — 176 с.
  7. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266–1 (ред. от 28.02.2012)
  8. Федеральные государственные образовательные стандарты от 01.03.2012.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное управление, сфера образования, образование, муниципальное образование, муниципальный уровень, общее образование, РФ, местное самоуправление, образовательный процесс, Российская Федерация.

Ключевые слова

Похожие статьи

Муниципальная система образования как объект управления.

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование, муниципальный уровень

Роль муниципальных образований в управлении. Ключевые слова: уровень управления, муниципалитет, регион, субъект РФ, федеральный округ, Россия.

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты.

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование, муниципальный уровень, муниципальное образование, Российская Федерация, местное самоуправление, образовательный процесс.

Роль муниципальных образований в управлении.

Роль муниципальных образований в управлении социально-экономическим развитием Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, субъект РФ, Российская Федерация, муниципальное управление, Россия.

Актуальные проблемы развития современного образования.

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование, муниципальный уровень, муниципальное образование, Российская Федерация, местное самоуправление, образовательный процесс.

Реализация конституционного права на образование: понятие.

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование, муниципальный уровень, муниципальное образование, Российская Федерация, местное самоуправление, образовательный процесс.

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на.

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование, муниципальный уровень, муниципальное образование, Российская Федерация, местное самоуправление, образовательный процесс.

Место и роль муниципальных органов управления в новой.

местное самоуправление, муниципальная власть, муниципальное управление, муниципальное образование, кадровый потенциал, Российская федерация, муниципальная служба, местное значение, орган, муниципальная.

Особенности функционирования муниципальных образований.

местная власть, муниципальное управление, местное самоуправление, гражданин, муниципальное образование, Российская Федерация, отзыв депутатов, осуществление, население, уфа.

Профессионализация кадрового аппарата муниципальной власти

местное самоуправление, муниципальная служба, муниципальное образование, местное значение, создание условий, Российская Федерация, орган, функция, задача, государственная власть.

Гост

ГОСТ

Особенности российской системы образования

В основе построения российской системы образования находится линейно-функциональная схема: управление организовано вертикальным образом, в соответствии с которым распределение функций осуществляется по формирующимся уровням управления.

Иерархию организации образования можно построить следующим образом: российская образовательная система – образовательная система регионального уровня – образовательная система муниципального уровня – образовательные учреждения.

Российская система образования включает в себя следующие единицы:

  1. Совокупность всех установленных законодательством требований к осуществлению и организации образовательного процесса;
  2. Систему организаций, осуществляющих предоставление образовательных услуг, а также совокупность педагогических работников, непосредственно предоставляющих образовательные услуги, и родителей, выступающих в качестве законных представителей обучающихся, а также самих обучающихся;
  3. Органы управления системой образования;
  4. Организации, которые осуществляет обеспечение качества образовательной деятельности;
  5. Объединение работодателей, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Сущность муниципальной системы образования

Образовательная система муниципального уровня выступает в качестве подсистемы федеральной системы образования, реализуемой на территории конкретного муниципального образования.

Под муниципальной системой образования понимают систему образования, организованную на территории муниципального образования и контролируемую муниципальными властями.

Муниципальная система образования выступает в качестве части федеральной системы образования, с одной стороны, и в тоже время обладает определенными особенностями, с другой стороны. На систему образования муниципального уровня оказывает существенное влияние история развития муниципального образования и совокупность местных традиций.

Типы образовательных учреждений муниципальной образовательной системы

Муниципальная образовательная система осуществляет свою деятельность через различные типы образовательных учреждений, к числу которых относятся следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • во-первых, дошкольные образовательные организации, которые призваны реализовать программы дошкольного образования, а также дополнительные общеразвивающие программы. Примером таких образовательных учреждений является ясли и детские сады;
  • во-вторых, общеобразовательные организации, которые призваны реализовать образовательные программы общего начального, основного, среднего образования. Примером таких образовательных учреждений являются школы, лицеи, гимназии, школы-интернаты, кадетские школы и прочее;
  • в-третьих, организации дополнительного образования, осуществляющее реализацию дополнительных образовательных программ. Примером таких образовательных учреждений являются клубы, дома творчества, специализированные школы, например, музыкальные или спортивные, образовательные центры, дворцы и так далее.

Существующая система муниципальных образовательных учреждений призвана обеспечивать удовлетворение потребностей населения муниципального образования в образовательных услугах.

Муниципальная образовательная система действует в интересах населения муниципального образования, обеспечивая реализацию одного из основных направлений комплексного развития территорий муниципального образования.

Особенности управления муниципальной образовательной системой

Управление муниципальной образовательной системой представляет собой сложный и ответственный процесс, призванный обеспечивать наиболее эффективную реализацию функций данной системы.

Характеристика муниципальной образовательной системы определяется: составом образовательных услуг, их доступностью, наличием возможности предоставления дополнительных образовательных услуг на платной основе, а также качеством оказания образовательных услуг.

Управление муниципальной образовательной системы ориентировано на обеспечение удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах на принципах разнообразия, доступности, качества и релевантности.

Особенностью осуществления управления муниципальной образовательной системы является ограниченность ресурсов, в том числе финансовых, ставящая органы муниципального управления перед выбором приоритетных направлений развития образовательной системы. В основе деятельности муниципальных образовательных организаций заложен принцип общедоступности и бесплатности, что налагает на органы муниципального управления необходимость обеспечивать их финансирование на уровне, гарантирующем высокое качество оказания образовательных услуг.

Система муниципального управления образованием подразумевает наличие специализированного органа муниципального управления образованием, который осуществляет руководство и контроль подведомственных муниципальных образовательных организаций.

Полномочия муниципального органа управления образовательной деятельностью на территории муниципального образования подразумевает возможность давать указания подведомственным учреждениям образования и реализовать иные полномочия, которыми данный орган наделен в соответствии с законодательством.

Важнейшей задачей управления муниципальной системой образования является формирование ее структуры с точки зрения оптимальности, обеспечивающей соответствие этой системы интересам населения муниципального образования и государства. Решение этой задачи подразумевает организацию прогнозирования развития муниципальной системы образования, позволяющего определить потенциальную потребность в местах в муниципальных образовательных учреждениях. Система прогнозирования позволяет регулировать численность образовательных учреждений, обеспечивая реальные потребности населения муниципального образования в образовательных услугах.

Читайте также: