Управление и политическая структура древнего востока доклад

Обновлено: 05.07.2024

Потестарно-политическая организация древневосточных обществ первоначально имеет два основных уровня. Первый, унаследованный от первобытности, связан с общиной и общинным (общинно-племенным) самоуправлением. Существование общин является важнейшей особенностью истории древнего Востока. Устойчивое сохранение общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями архаической экономики, крайне затруднявшего применение неколлективных форм сосуществования на земле, и интересами самого государства, считавшего порой более удобным контролировать население именно через общины. В некоторых случаях, однако, общины переставали существовать именно под натиском государства и частных эксплуататоров, разрушавших общинное самоуправление и превращавших общинников в неполноправных людей. Внутри общин постоянно происходит имущественная и социальная дифференциация; имено здесь отношения частной эксплуатации развиваются наиболее интенсивно. Однако, хотя выделяющиеся богачи и обходят принципы общинной нивелировки при помощи ростовщичества, кабалы, частной эксплуатации людей вне общины, а также аренды и субаренды, однако основная масса общинников сохраняет свой статус до конца древневосточной истории.

Активное вмешательство государственной власти в хозяйственную жизнь страны и экспансионистская внешняя политика приводили к появлению многочисленной администрации и служилой массы, организованной по бюрократическому принципу (деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице). Эта служилая масса тяготела к "приватизации" своих должностей и особенно выдаваемой в их обеспечение земли (от огромных землевладений до крошечных наделов) в периоды ослабления государства. Кроме того, используя промежуточные отношения аренды и субаренды, государственный земельный фонд (как и общинный) пытались "растаскивать" любые имущие частные лица или корпорации.

Происходящее от определенных органов общинной или общинно-племенной власти (именно, от должности военного вождя и от общинного храма как учреждения), государство становится над всеми членами общества, теряющих контроль над ним. Логическим завершением развития такого государства становится т.н. восточная деспотия - режим абсолютной власти царя, как правило, обожествленного или считающегося главной фигурой культа, предстателем перед богами за всех своих подданных. Взаимоотношения этой власти с общинами весьма сложны: она либо разрушает их полносмтью или частично, желая контролировать население или его часть прямо, либо подчиняет общинные структуры , превращая их фактически в низшие органы администрации, либо довольствуется верховным контролем над ними.

Другая промежуточная форма - олигархическая ("аристократическая") республика. Даже в крупных царствах власть царя иногда должна была терпеть влияние коллективных военно-аристократических и военно-демократических органов.

Гост

ГОСТ

Политический строй – это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют политическую власть в стране.

Государство играло исключительно важную роль в жизни населения государств Древнего Востока. В некоторой степени это объяснялось необходимостью объединить усилия многочисленных общин для создания системы каналов, дамб, водохранилищ и плотин. Возвышению власти государства способствовали прочность общины, неразвитость классовой структуры общества, отсутствие частной собственности на землю и многие другие факторы.

Восточная деспотия

На Древнем Востоке государственная власть утвердилась в специфичной форме власти, получившей название восточной деспотии.

Восточная деспотия — это неограниченная монархия, в своих действиях не связанная законами, осуществляющая управление государством с помощью огромного, иерархически выстроенного аппарата чиновников.

Экономические функции государства не ограничивались деятельностью по созданию и дальнейшему поддержанию системы искусственного орошения полей. Именно государство занималось организацией работы на полях и в ремесленных мастерских; под руководством чиновников разрабатывались каменоломни, рудники, осуществлялись торговля и строительные работы.

Правитель в условиях развитого деспотизма считался не только носителем всей полноты власти — исполнительной, законодательной, судебной, но также признавался ставленником богов на земле.

Обожествление личности правителя стало важнейшей особенностью древневосточных деспотий. Однако в разных государствах Древнего Востока степень деспотизма различалась: от наиболее полной в Древнем Египте до весьма ограниченной в Хеттском царстве.

Готовые работы на аналогичную тему

В течение веков бог Солнца Ра считался покровителем власти египетских фараонов. В их честь строились величественные храмы, выбивались надписи, возводились огромные погребальные сооружения. В эпоху Древнего царства (XXVIII-XXIII века до нашей эры) ими стали знаменитые пирамиды, самой известной из которых является пирамида Хеопса высотой 147 м. В период Нового царства (XVI-XI века до нашей эры) для похорон правителей вырубали гробницы в скалах Долины царей — выжженном солнцем пустыне в окрестностях Фив.

Международные отношения и империи

Между государствами Древнего Востока сложилась сложная система отношений, которая строилась во многом на агрессии и военном превосходстве более могущественных царств.

Государства Древнего Востока постоянно вели войны, поэтому военно-политические функции государства также были чрезвычайно важны. Государство комплектовало армию, вооружало и обучало её, организовывало против соседних стран походы, пополняло казну военной добычей.

Первым мирным договором в истории, текст которого дошел до наших дней, стал договор с хеттами египетского царя Рамсеса II, заключённый в 1270 году до нашей эры. Территория Восточного Средиземноморья по его условиям была разделена между противниками: хеттам отходила северная часть, а южная оставалась в сфере влияния Египта. Стороны договорились также обменяться пленными, выдать друг другу перебежчиков, и о взаимной помощи в случае нападения третьей стороны.

Империя - это монархическое государство во главе с императором, или международно значимая либо колониальная держава, опирающаяся во внутренней и внешней политике на организованные военные сословия и действующая в их интересах.

Успешно развиваясь, некоторые государства захватывали территорию соседей и становились империями.

В IV-III веках до нашей эры среди прочих царств Китая начало возвышаться государство Цинь, обладавшее системой неограниченной централизованной власти, явившееся прообразом последующих империй. С именем правителя Цинь Шихуана связано объединение страны, подведшее черту под прежними царствами и их границами. Вся территория оказалась поделена на 36 областей, которые делились на уезды. В стране вводилось единое законодательство, унифицировалась система мер и весов, ширина дорожных колей, деньги и т. д.

Вслед за периодом расцвета и могущества империи следовали её закат и гибель.

В XVIII веке до нашей эры при царе Хаммурапи Вавилонское царство объединило Междуречье и прилегающие области, но рухнуло уже в следующем столетии. Египетское государство достигло большого могущества в середине второго тысячелетия до нашей эры, захватив не только соседние области Северо-Восточной Африки, но также Сирию и Палестину. Здесь египетская армия столкнулась с могучим Хеттским царством. Упорные войны, проходившие с переменным успехом, привели к ослаблению обоих государств.

В VIII веке до нашей эры грозой соседей являлась Ассирия, поставившая на невиданную высоту военное дело. Ассирия покорила Переднюю Азию и Египет, однако погибла под ударами врагов в конце VII века до нашей эры. В VI веке до нашей эры образовалось огромное Персидское царство, раскинувшееся от Эгейского моря до берегов реки Инд. Ослабленное восстаниями порабощённых народов, оно пало под натиском войска Александра Македонского. В Китае и Индии также на обширных территориях создавались государства, иногда распадаясь на мелкие царства, враждовавшие друг с другом.

Административное деление государств Древнего Востока

Территория государств делилась на административные области, которые управлялись назначаемыми царями правителями: номархами в Древнем Египте, сатрапами в Персидской империи. Правители этих областей отвечали за сбор налогов, сохранение социальной стабильности, выполнение сельскохозяйственных и прочих работ. В одних государствах местные правители имели военную власть, командуя вооружёнными отрядами, в других были лишены ее во избежание роста сепаратистских настроений. Самоуправление в сельских общинах и городах было развито слабо.

Основные уровни потестарно-политической организации древневосточных обществ: общинно-племенное самоуправление, верховная власть и ее аппарат управления. Сущность деятельности государства на древнем Востоке. Промежуточные политические формы правления.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.10.2013
Размер файла 12,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Политический строй Древнего Востока

власть общинный политический правление

Потестарно-политическая организация древневосточных обществ первоначально имеет два основных уровня. Первый, унаследованный от первобытности, связан с общиной и общинным (общинно-племенным) самоуправлением. Существование общин является важнейшей особенностью истории древнего Востока. Устойчивое сохранение общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями архаической экономики, крайне затруднявшего применение неколлективных форм сосуществования на земле, и интересами самого государства, считавшего порой более удобным контролировать население именно через общины. В некоторых случаях, однако, общины переставали существовать именно под натиском государства и частных эксплуататоров, разрушавших общинное самоуправление и превращавших общинников в неполноправных людей. Внутри общин постоянно происходит имущественная и социальная дифференциация; именно здесь отношения частной эксплуатации развиваются наиболее интенсивно. Однако, хотя выделяющиеся богачи и обходят принципы общинной нивелировки при помощи ростовщичества, кабалы, частной эксплуатации людей вне общины, а также аренды и субаренды, однако основная масса общинников сохраняет свой статус до конца древневосточной истории.

Активное вмешательство государственной власти в хозяйственную жизнь страны и экспансионистская внешняя политика приводили к появлению многочисленной администрации и служилой массы, организованной по бюрократическому принципу (деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице). Эта служилая масса тяготела к "приватизации" своих должностей и особенно выдаваемой в их обеспечение земли (от огромных землевладений до крошечных наделов) в периоды ослабления государства. Кроме того, используя промежуточные отношения аренды и субаренды, государственный земельный фонд (как и общинный) пытались "растаскивать" любые имущие частные лица или корпорации.

Происходящее от определенных органов общинной или общинно-племенной власти (именно, от должности военного вождя и от общинного храма как учреждения), государство становится над всеми членами общества, теряющих контроль над ним. Логическим завершением развития такого государства становится т.н. восточная деспотия - режим абсолютной власти царя, как правило, обожествленного или считающегося главной фигурой культа, предстателем перед богами за всех своих подданных. Взаимоотношения этой власти с общинами весьма сложны: она либо разрушает их полностью или частично, желая контролировать население или его часть прямо, либо подчиняет общинные структуры, превращая их фактически в низшие органы администрации, либо довольствуется верховным контролем над ними.

Другая промежуточная форма - олигархическая ("аристократическая") республика. Даже в крупных царствах власть царя иногда должна была терпеть влияние коллективных военно-аристократических и военно-демократических органов.

Подобные документы

Характеристика государства, возникновение общественных институтов, организации власти на Древнем Востоке: в Египте, Индии и Китае. Образование государств, система администрации, военная организация, суд и законы. Особенности древневосточной деспотии.

контрольная работа [41,8 K], добавлен 02.12.2010

Изучение политической организации римского государства в период правления Октавиана Августа. Основные формы государственного управления и их отличительные особенности: сенат, магистрат и принципат. Полномочия, права и обязанности данных органов власти.

контрольная работа [28,8 K], добавлен 08.12.2010

Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме. Особенности государственного устройство Древнего Рима в царский период. Государственный строй. Реформы Сервия Туллия и их влияние на процесс становления государства.

курсовая работа [42,4 K], добавлен 01.10.2005

Особенности государства и права Древнего Востока. История социального и политического развития народов Китая. Реформы Шан Яна. Отображение порядков Древнего Китая в "Книге правителя области Шан". Сословно-классовое деление, государственный строй страны.

реферат [40,2 K], добавлен 07.12.2010

Война конца XVIII в.: цели, причины, воюющие страны и ход военных действий. Условия мирного договора, военные и политические итоги войны. Политическое устройство СССР: форма правления, глава государства, законодательные, исполнительные и судебные органы.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 21.12.2010

Человек редкой эрудиции. Тураев как филолог и знаток древнеегипетского языка. Исторические воззрения Тураева. История и география в трудах Б.А. Тураева. Тураев как религовед. Тураев и отечественная история. Исследование древневосточных обществ.

контрольная работа [13,0 K], добавлен 29.01.2007

Характеристика первоисточников: законов Хаммурапи, Среднеассирийских законов, Хеттского царства. Развитие хозяйства стран Древнего Востока, особенности. Государство и общество Древнего Востока. Восточные государства-деспотии, их судопроизводство и право.

Государство и право древнего Египта характеризовалось тем, что это было одно из ранних государств. В нем была ярко представлена восточная деспотия, а форма, в первую очередь, определял высокий уровень централизации. Вся система власти была сосредоточена в персоне фараона, его считали сыном бога, власть и воля фараона обладали непререкаемым характером. В персоне фараона была объединена судебная, законодательная и религиозная власть.

Правительственный аппарат в Древнем Египте во все периоды истории был представлен фараоном, которого наделяли титулом правителя Верхнего и Нижнего Египта. Формально фараон управлял вопросами культа, осуществлял управление страной и назначение высших чиновников в многочисленном бюрократическом аппарате. Он же имел право жаловать титулы и земли за службу.

Власть в стране передавалась по наследству, начиная с десятой династии. Древний Египет представлял собой единственное государство Древнего Востока, в котором занимать престол могли женщины. При этом власть фараона нельзя было считать абсолютно безграничной. Она подчинялась религиозным традициям и обычаям. Их фараоны не могли менять по своему желанию.

Бюрократический аппарат в Древнем Египте

Для Египта был характерен разветвленный бюрократический аппарат, во главе которого стоял визирь. Он являлся вторым лицом в стране после фараона, но не претендовал на божественную власть. Правовые памятники именуют его правителем всей страны (Юга и Севера).

Функции визиря были сложными и многочисленными. Он управлял финансовым ведомством, ведал золотой палатой, одновременно являющейся государственным казначейством и царской сокровищницей. В его полномочия входило управление имениями, которые принадлежали дворцу, руководство публичными работами, исполнение функций государственного канцлера (хранение печати государства). В кабинете визиря должны были храниться все правительственные и частные акты, там же происходила регистрация различных пожалований земли, имущества и титулов. Он представлял собой градоправителя столицы. Помимо перечисленного в резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть.

Правовые источники периода Нового царства называют еще несколько важных должностей при дворе фараона:

Состав общества в Древнем Египте

Правовое положение различных категорий общества было разделено на свободных, включая жрецов, чиновников, военную знать, крестьян и ремесленников, несвободных, включая рабов.

В состав господствующего класса древнеегипетского общества входили рабовладельческая знать и жрецы. Три условия определяли положение знатного египтянина:

  • древность рода,
  • величина землевладения,
  • занимаемая должность.

Среднюю позицию в сословной иерархии занимала бюрократия, являющаяся огромной силой в Древнем Египте. Армия чиновников была колоссальна, при этом данная карьера считалась очень престижной.

Основной массой сельского населения были крестьяне-общинники. Они сохраняли личную свободу, жили в деревнях (сельских общинах).

Сельская община представляла собой не только хозяйственную, но и административную ячейку общества, которая коллективно владела землями и была связана круговой порукой за правонарушения, совершенные на ее территории.

В рабство человек мог попасть в результате военного плена или при заключении кабальных договоров.

С точки зрения политической организации древневосточные общества характеризуются, с одной стороны, преобладанием мо­нархической формы правления либо в виде "восточной деспотии", либо с ограниченной властью монарха, а с другой, - существованием рес­публиканских государетвенных форм (например, города-государства Финикии и Месопотамии, ганы и сангхи Древней Индии). Характерное в целом для Древнего Востока монархические правление с чертами деспотии, дворцовой системой управления и строгой централизацией в построении царской ад­министрации сочеталось здесь с сохранением органов общинного само­управления в качестве низового звена.

Можно выделить следующие ха­рактерные признаки восточной деспотии:

I. Неограниченная власть наследственного, обожествляемого монарха, концентрирующего в своих руках всю полноту законодательной, исполни­тельной и судебной власти.

II. Теократический характер монархии, идеологизированный характер в це­лом государства, совмещение в руках монарха высшей светской и духовной власти. При этом сама власть азиатского тирана почти всегда освящалась не только свыше, но и снизу, ибо деспот воплощал все сокровенные чая­ния подданных.

III. Абсолютное преобладание государства над обществом, мелочная регла­ментация всего многообразия человеческих отношений, тотальная этатизация социальной жизни.

IV. Сочетание политики принуждения и феномена т.н. лю­бящего страха, когда страх перед верховной властью сочетался с безграничной верой в ее носителя – азиатского тирана. Такие социально-психологические условия отчасти обусловили и тот факт, что даже сомневаясь в правителях, ни одно древне­восточное общество не сомневалось в самом порядке власти, установившемся в том или ином государстве.

V. Феномен власти-собственности как структурообразующей основы такого общества, выполняющей функцию связующего единства по отношению к нему. Именно лидер государства выступал не только как суверен, носитель высшей влас­ти, но и как верховный собственник на землю. При этом право на получение доли прибавочного продукта обеспе-чивало вхождение в группу людей, которые вместе взятые являлись одновременно и носителями власти, и совместными собственниками (верховными и полными) средств производства, а также верховными собственниками личности производителей материальных благ. Отношения государственной власти и волевые отношения собственности были неотделимы друг от друга.

Финансовое и военное ведомства служили в определенном смысле дополнением к этому ведомству: первое изыскивало средства, необходимые для функционирования аппарата управления и армии, для продовольственного обеспечения людей, занятых на общественных работах и т.п., а военное ведом­ство поставляло рабов-иностранцев, организовывало захваты территорий соседей и др.

VII. Отсутствие гражданского общества и существование на Востоке т.н. сервильного (служилого) общества, подчиненного государству. Для всех стран Древнего Востока характерна крайняя функциокализация человека, что приводило к формальному равенству людей перед деспотом, к практически поголовному рабству. Не толь­ко действительные рабы, ставшие заметным элементом в древневосточном хо­зяйстве со II тыс. до н.э., но и буквально все остальное население – от министериалов до крестьян – пре­бывало в положении рабов государства, напрямую зависимых от восточного деспота.

Одной из особенностей системы управления империи Маурьев было сохранение в ее пределах автономных политических объединений, причем многие из них являлись рес­публиками, как например ганы и сангхи. В таких государствах власть принадлежала или народному собранию, где участвовали полноправные жители ганы, или аристократическому совету в количестве около 500 кшатриев-раджей. Глава ганы избирал­ся всей ганой, являлся ее слугой, обязанным действовать в соответствии с интересами всех других членов объединения. Видимо, он был ответственен перед ганой и обладал только исполнительной властью.

Читайте также: