Униаты после включения белорусских земель в состав российской империи доклад

Обновлено: 17.05.2024

Согласно унии все православное население Речи Посполитой должно было исповедовать основные догматы католицизма и подчиняться папе римскому. Организационно униатская церковь тоже подчинялась римскому понтифику. На должность митрополита избирался кандидат, поддержанный Ватиканом. Богослужение предписывалось проводить на церковнославянском или национальном языке. Сохранялись браки священников. Специальной грамотой за униатской церковью были закреплены все владения православной церкви. Первоначально принятие униатства частью белорусских земель было встречено в штыки, поэтому власти вынуждены были применить силу. Сам акт принятия униатства для православных являлся нарушением мировосприятия, которое включало уже сформированную этническую стереотипность самосознания, культурно-бытовые и конфессиональные нормы.

В том же 1596 году в Бресте состоялся ещё один собор, в котором присутствовало большинство церковных иерархов, приверженцев православной религии (2 патриарших экзарха Константинопольского и Александрийского Патриархов, 2 епископа, 9 архимандритов и другие право славные иерархи). Собор принял решение не признавать унию и лишить сана тех священников, которые стали сторонниками неправославной церкви. Чтобы защититься от наступления униатов и католиков, в 1599 году в Вильно прошел съезд православных и протестантов ВКЛ. Кроме того, с протестами против насильственного насаждения униатства неоднократно выступали православные послы на сеймах Речи Посполитой, начиная с Варшавского сейма 1607 года, в том числе такие видные государственные и общественные деятели, как канцлер Лев Сапега, князь К. Острожский, М. Смотрицкий и другие.

В результате протестов и восстаний православных жителей Беларуси и Украины, иерархи униатской церкви вынуждены были изменить свою тактику. Униатство стало оформляться как особая религия, в чем большую роль сыграл орден базильян, образованный в начале XVII века при посредничестве униатских митрополитов И. Кунцевича и И.Руцкого. Орден занимался активной благотворительной, воспитательной, издательской деятельностью. Очень много сделали базильяне для развития науки, культуры и искусства.
Структура униатской церкви была достаточно разветвленной. На территории Беларуси и частично на Украине действовала Киевская униатская митрополия. Ее возглавлял митрополит Киевский и Галицкий, резиденции которого находились в Новогрудке и Вильно. К данной митрополии относились Полоцко-Витебское архиепископство во главе с архиепископом Полоцким, епископом Витебским, Оршанским, Мстиславским, Могилевским и всея Беларуси, а также 9 епископств во главе с их епископами. Епископства, в свою очередь, делились на деканаты, а деканаты — на приходы (парафин).

Постепенно основная масса населения белорусских земель приняла униатство. Это превратило его в самобытное и самостоятельное белорусско-украинское конфессиональное направление. К концу XVIII века униатство исповедовали 75 % жителей белорусских земель. В пределах Беларуси и Литвы насчитывалось более 1100 униатских церквей.

С присоединением Беларуси к России положение униатской церкви изменилось. Уже в 1794 году Екатерина II издала указ о прекращении действия унии. В период 1794— 1795 годов добровольно и принудительно в лоно право­славной церкви было возвращено более 200 тысяч униатов, другая часть униатов перешла в католичество. Были закрыты все униатские епархии Российской империи, кроме архиепископства Белорусского. При Павле I и Александре I была возобновлена деятельность Луцкой и Брестской епархий, многие из униатов начали возвращаться к униатству. Но после восстания 1830—1831 годов отношение к униатам вновь стало резко негативным. Под нажимом властей 12 февраля 1839 года на соборе в Полоцке униатские епископы во главе с Иосифом Семашко провозгласили прекращение действия Брестской церковной унии и подали просьбу на имя Николая I присоединить униатов к православной церкви. В результате этого более чем 1,5 миллионов униатов вернулись в православие, более 500 тысяч перешли в католичество. Только в начале XX века, после издания указа о веротерпимости (1905 г.), униатам было разрешено исповедовать свою религию.

Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. - Минск.: Аверсэв, 2014. - 144 с.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

Паны говорили на польском языке, а мужики — на белорусском. Белорусский язык поэтому назывался "мужицкий". Служба в униатской церкви велась как раз на белорусском языке. Отсюда и название "мужицкая церковь".

Если представить себя на месте белорусского крестьянина (крестьянки), которые придерживались униатства, то, вероятно, я бы тоже отказал(ся/ась) от перевода в другую церковь, неважно, православную или любую другую.

Для людей того времени религия имела очень большое значение. Традиции, обряды передавались из поколения в поколение. На главу семьи ложилась огромная ответственность в принятии подобного решения. Неудивительно, что многие отказывались от перевода в православие.

3. Определите причины появления царского указа о высылке иезуитов за пределы Российской империи. Для ответа вспомните цели создания ордена иезуитов.

Цели создания ордена иезуитов:
Орден основан с целью защиты и распространения римско–католической церкви и папского единодержавия. Официально целью ордена иезуитов считалось обучение людей католичеству, развитие науки и миссионерство. Тайная миссия ордена состояла в шпионаже по заданиям Римских Пап и выполнении исследований для церкви.

4. Объясните, для чего был принят царский указ о передаче имений, принадлежащих католическим монастырям, в разряд казенных (государственных).

Важнейшим условием политической стабильности в западных губерниях было единение государственной власти и православного населения. Поэтому правительство пошло на сокращение численности католического духовенства и уменьшение его имущества. Ликвидация католической церкви как крупного феодала-собственника ставила ее в большую зависимость от государства.

5. Объясните причинно-следственную связь между следующими историческими явлениями: присоединение униатов к Русской православной церкви → укрепление позиций российского правительства в западных губерниях.

В 1830-е гг. начались мероприятия по присоединению униатских верующих к Русской православной церкви, потому что важнейшим условием политической стабильности в западных губерниях российское правительство считало единение государственной власти и православного населения с целью изоляции повстанцев-католиков.

С присоединением Беларуси к России положение униатской церкви изменилось. Уже в 1794 году Екатерина II издала указ о прекращении действия унии. В период 1794— 1795 годов добровольно и принудительно в лоно право­славной церкви было возвращено более 200 тысяч униатов, другая часть униатов перешла в католичество. Были закрыты все униатские епархии Российской империи, кроме архиепископства Белорусского. При Павле I и Александре I была возобновлена деятельность Луцкой и Брестской епархий, многие из униатов начали возвращаться к униатству. Но после восстания 1830—1831 годов отношение к униатам вновь стало резко негативным. Под нажимом властей 12 февраля 1839 года на соборе в Полоцке униатские епископы во главе с Иосифом Семашко провозгласили прекращение действия Брестской церковной унии и подали просьбу на имя Николая I присоединить униатов к православной церкви. В результате этого более чем 1,5 миллионов униатов вернулись в православие, более 500 тысяч перешли в католичество. Только в начале XX века, после издания указа о веротерпимости (1905 г.), униатам было разрешено исповедовать свою религию.


В нынешнем году исполнилось 180 лет Полоцкому собору, на котором униатское духовенство во главе с митрополитом Иосифом Семашко воссоединилось с Русской православной церковью. Решение, принятое в Полоцке 180 лет назад, определило развитие белорусских земель на десятилетия вперед. Эпохальность произошедшего объясняется тем, что на момент воссоединения большинство населения белорусско-литовских губерний принадлежало к униатской церкви.

В современной Беларуси об этом событии практически не вспоминают. 25 марта в центре внимания большинства белорусских СМИ оказались немногочисленные акции оппозиции, посвященные сто первой годовщине провозглашения Белорусской народной республики (БНР). При этом никто не вспомнил, что именно в этот день 180 лет назад император Николай I одобрил постановления Полоцкого собора. Таким образом, воссоединение униатов стало официальным фактом.

БНР так и осталась эфемерным декларативным образованием, провозглашенным горсткой авантюристов на волне революционного безвременья. А дело Иосифа Семашко и его соратников живо и поныне: большинство белорусских верующих — православные.

Тем удивительнее выглядит эта фигура умолчания вокруг Полоцкого собора и его деяний.

Более того, о воссоединении униатов если и вспоминают, то обычно в негативном ключе.

С подачи белорусских националистов в обществе формируется негативное восприятие Полоцкого собора как насильственного акта, лишившего белорусов их национальной веры — унии — и способствовавшего русификации.

Понятно, что для противников союза с Россией важно разрушить эти представления, показав белорусов и русских как не просто разные, но чуждые друг другу народы.

Похоже, в возрождение унии в Беларуси не особо верят и в Ватикане, отдав Троицкий монастырь в Вильнюсе, который мог бы стать главным центром пропаганды униатства для Беларуси, украинской греко-католической общине. В самой Беларуси униатские приходы слабы и малозаметны и теряются на фоне не только православных и католиков, но даже протестантов.

Уния западнорусской православной церкви с Римом на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой была оформлена на Брестском соборе в 1596 году. Сама по себе идея соединения двух христианских конфессий возникла практически сразу же после Великого Раскола, окончательно разделившего христианский мир. Реализовать ее, однако, оказалось затруднительным как из-за непреодолимых богословских расхождений, так и по сугубо политическим причинам.

Впрочем, в Средние века политика и религия представляли собой туго сплетенный клубок. В частности, католики видели унию как безоговорочное подчинение православных церквей власти Римского Папы и признания католической догматики, что было неприемлемо для православных.

Однако в позднем Средневековье возникли предпосылки для частичной реализации униатских идей, что было вызвано общим кризисом и ослаблением православного мира, подвергшегося нашествию полчищ завоевателей из Евразии.

Первая крупная попытка заключения унии — Ферраро-Флорентийская — была обусловлена стремлением гибнущей Византии заручиться европейской поддержкой против турок. Уния, однако, в итоге не прижилась, лишь стала источником дополнительных смут и расколов и так и не предотвратила окончательной гибели Византии.

Предыстория Брестской унии также была связана с долговременными кризисными процессами, но уже на Руси. Древняя Русь представляла собой рыхлую конфедерацию княжеств с центром в Киеве. Помимо политической, эти княжества связывала и религиозная общность — единая Русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату.

Монгольское нашествие обрушило хрупкую политическую конструкцию Руси, а русские земли, пройдя период хаоса и раздробленности, оказались объединены в рамках трех разных государств — Московского княжества, Литвы и Польши. Два последних со временем объединились в Речь Посполитую.

Центр Русской церкви со временем перекочевал из разоренного татарами Киева в Москву, что не могло понравиться литовским князьям, которые в итоге добились учреждения отдельной митрополии на подконтрольных им территориях. Так единая Русская церковь оказалась разделена.

Московская митрополия со временем превратилась в самостоятельный патриархат, а Киевская митрополия на территории ВКЛ и Речи Посполитой продолжала подчиняться Константинополю.

Ситуация для православных ВКЛ и Речи Посполитой осложнялась тем, что элиты этих государств были католическими, и давний религиозный антагонизм не замедлил сказаться на политических процессах. Дискриминация православия вела к тому, что западнорусская аристократия, стремившаяся занять место в польско-литовском правящем классе, постепенно переходила в католицизм и полонизировалась.

Начал колебаться и православный клир, который также желал получить права и привилегии католического духовенства. На это наложился конфликт западнорусского епископата с братствами — объединениями православных мещан, стремившихся участвовать в управлении церковью и контролировать коррумпированный клир.

Таким образом, этот конфликт с братствами на фоне желания стать вровень с католическим духовенством привел часть западнорусской церковной иерархии к Брестской унии.

Уния мыслилась как своеобразный компромисс. Западнорусская церковь признавала католическую догматику и верховенство Римского Папы, при этом сохраняя православные обряды.

Однако, как и в случае с предыдущими попытками унии, Брестская уния приживалась с трудом, став источником многочисленных конфликтов.

В конце концов под административным нажимом властей, вставших на сторону униатов, новая религия постепенно брала верх. Особо несговорчивые православные уходили в казаки, бежали в Москву или были вынуждены жить во внутренней эмиграции. К моменту разделов Речи Посполитой на территории Беларуси осталась единственная православная епархия — Могилевская, влачившая жалкое существование.

Но победа униатства оказалась на поверку пирровой. Политические цели унии достигнуты не были. Католический правящий класс Речи Посполитой так и не принял униатов как равных, рассматривая унию лишь как ступень к окончательному переходу в католицизм.

Поэтому не было сдержано обещание сохранить православную обрядность, которая все больше трансформировалась в польско-католическом духе, а униатские храмы по внешнему облику практически перестали отличаться от костелов. Все это в совокупности вело к недовольству и брожению в униатской среде.

Это брожение породило движение за чистоту обрядов, в рамках которого многие униаты начинали приходить к мысли о разрыве унии и возвращении в православие.

Поначалу российские власти не вмешивались в религиозные дела присоединенных территорий. Более того, желая понравиться местной католической знати и духовенству, императоры Павел и Александр I санкционировали фактическое подчинение униатской церкви костелу. Позиция Петербурга в этом вопросе начала меняться только после наполеоновских войн и восстания 1830 года, когда нелояльность польских элит стала очевидна.

Но даже в этих условиях основная инициатива по ликвидации унии исходила не из Петербурга, а от самого униатского духовенства в лице Иосифа Семашко и его сподвижников. Именно они составили план действий и взвалили на себя тяжесть организационной работы по воссоединению, преодолевая сопротивление и интриги как польской знати, так и значительной части российского чиновничества, симпатизировавшего полякам.

В отличие от насаждения, ликвидация унии прошла практически бесконфликтно, а через четверть века после Полоцкого собора Иосиф Семашко имел возможность убедиться в успешности своего начинания.

Восстание 1863 года, распространившееся по Польше и Литве, практически не затронуло территорию Беларуси, ограничившись здесь локальными стычками. Народ не только не поддержал польских повстанцев, но и остался глух к униатской пропаганде, которую вел Кастусь Калиновский, канонизированный современными националистами в качестве белорусского героя.

Учитывая, что на тот момент все еще жило много людей, помнивших времена унии, это красноречиво свидетельствует о том, что по-настоящему народной эта религия так и не стала, оставшись лишь верхушечным политическим проектом.

Фигура Иосифа Семашко наглядно свидетельствует о том, насколько тесно переплетены исторические судьбы Беларуси и России, связанных глубинной культурно-исторической общностью, пережившей века политического разделения.

Однако исторической памяти об Иосифе Семашко и Полоцком соборе не повезло. После Октябрьской революции все, что связано с церковью, было объявлено реакционным и классово чуждым. Но сегодня память о подобных исторических фигурах важна как никогда.

Как известно, территория современной Белоруссии входила в состав Киевской Руси. В Х – ХІІІ вв. здесь возникла и расцвела мощная славянская христианская культура, основанная на византийской православной традиции. Достигли высокого уровня развития литература, архитектура, живопись, прикладное искусство, музыка. Все эти отрасли культуры опирались на Восточно-христианскую духовность и имели глубоко церковный характер. При этом, как отмечают все исследователи, они несли на себе отпечаток местных особенностей, что свидетельствует о творческом подходе и глубине в восприятии народом огромного пласта высочайшей византийской культуры. [1] Несомненно, такая передача цивилизации оказалась возможной благодаря тому, что в результате просветительной деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия православное христианство пришло на славянские земли на славянском языке, что напрочь исключало восприятие славянами христианства и византийской культуры, как чего-то чуждого. Это позволило восточным славянам очень быстро войти в круг культурно развитых народов. Таким образом, предки белорусов вместе со всем населением Киевского государства вошли в суперэтнос: византийское содружество народов - и сферу Восточно-христианской цивилизации, стержнем которой являлась Православная Церковь. [2]

Здесь нам необходимо оговориться, что причины дискриминационной политики польского правительства относительно православной знати вполне понятны. Аристократия и дворянство - это элита, потомственные вожди народа, организаторы всех сторон его государственной и общественной жизни. Они же хранители традиций и передовые представители культуры своего народа. Образно говоря, это глава, определяющая направление движения общества. Польский король, аристократия и дворянство Польши, римо-католическое духовенство надеялись, что крещение в католицизм литовских бояр-язычников и изменение конфессиональной принадлежности православной русской и литовской знати ВКЛ заставит следовать за ними весь народ этого государства. Надежды на последнее росли по мере того, как одновременно с цивилизационным наступлением на православную знать с конца XIV происходил процесс закрепощения крестьян. Естественно, что не свободный лично и экономически зависимый от своего господина крестьянин должен был стать легкой добычей западных культуртрегеров.

Наконец далеко не все православные феодалы сдались под натиском католической политики польских королей. В их среде возникли и начали развиваться симпатии ко все более возвышающейся и берущей на себя роль защитницы Православной веры Москве. Это вылилось в сепаратизм православной знати ВКЛ и ее борьбу с центральной властью государства. Так в 1481 г . в Киеве был раскрыт заговор против короля Казимира, который был организован православными магнатами: Слуцким князем Михаилом Олельковичем, его двоюродным братом Федором Бельским и одним из князей Гольшанских. В конце 80-х – начале 90-х гг. XV в. ВКЛ потеряло территории принадлежавшие православным князьям Воротынским, Белявским, Мерецким, Вяземским, которые перешли на службу к Московскому Великому князю вместе со своими уделами. Эти тенденции усугублялись тем, что Москва, видя цивилизационную политику правителей Речи Посполитой, не могла не выступить как правопреемница Киевской Руси и не претендовать на принадлежащие Литве территории с исконно русским православным населением. Так же в это время – XVI в. - Московское княжество боролось за решение государственно-политических проблем на своих западных рубежах. Это вело к постоянным и губительным для ВКЛ вооруженным конфликтам между Вильно и Москвой. В этих войнах ВКЛ потеряло 1/4 часть своей территории. Совокупность таковых причин, являвшихся прямыми или опосредованными последствиями цивилизационных аспектов Кревских и Городельских соглашений, ослабляло ВКЛ и все более толкало его правителей на укрепление союза с Польшей.

Очевидно, в этой цивилизационной борьбе главная схватка разгорелась вокруг униатства, как главного инструмента польского воздействия на белорусов и украинцев. Эта борьба шла с переменным успехом. Вскоре после присоединения Белорусских и Украинских земель к России униатское население этих областей начало по собственной инициативе массово переходить в Православие. Только с августа 1794 г ., когда императрицей Екатериной II был издан указ, разрешающий свободное присоединение униатов к Православию, по март 1795 г ., только по официальным данным присоединившихся было

человек, 2603 церкви и 1552 священника. [45] В итоге, по данным П.Д. Брянцева во время правления Екатерины Великой на всех присоединенных территориях вышли из состава униатской церкви и приняли Православие в общей сложности более 3 000 000 человек. [46] Это массовое возвращение униатов к вере своих предков можно с полным правом назвать первым воссоединением. Но в основном это были украинцы. В Белоруссии процесс воссоединения прошел по Юго-Востоку и остановился на границе наиболее олатинившейся и полонизированной Северо-Западной части страны.

Однако опора у России в Белоруссии все-таки была. В недрах униатской церкви у многих священников существовали проправославные и прорусские настроения. Многие из них прошли курс наук в католической Главной семинарии в Вильно, т.е. это была наиболее образованная часть униатского духовенства. [60] Именно из их среды в конце 20-х гг. ХІХ столетия промысел Божий вывел на историческую сцену будущего архиерея-воссоединителя Иосифа Семашко. Мнения об его деятельности и личности крайне противоречивы. Одни считают его предателем католицизма, своекорыстным и беспринципным человеком. Другие ставят вопрос о причислении владыки Иосифа к лику святых. Одни утверждают, что Семашко был просто захвачен потоком царской политики, ведущей к ликвидации униатской церкви. Другие полагают его инициатором и главным деятелем воссоединения. Религиозные и морально-нравственные мотивы, а так же принципы и степень влияния деятельности архипастыря на интересующие нас исторические события – это предмет особых исследований. Ограниченные объемом материала мы можем только засвидетельствовать, что пристальное изучение всех сторон жизни и трудов владыки Иосифа открывает перед нами потрясающее величие и кристальную чистоту его личности, а та же то, что он действительно после польского восстания 1830 – 31 гг. являлся главным движителем подготовки воссоединения униатов. Он сумел собрать вокруг себя группу единомышленников из уже упоминавшейся среды образованного униатского духовенства и, при поддержке правительства, следуя плану, представленному им императору Николаю І в Записке от 5 ноября 1827 г ., ослабить, насколько это было возможно, польско-католическое влияние на униатов и создать в униатской церкви атмосферу тяготения к Православию. [61] Плодом трудов владыки Иосифа и его сотрудников стало прошение униатов о присоединении к Православию, принятое на соборе униатского духовенства в Полоцке в феврале 1839 г . Прошение, естественно было удовлетворено. Это стало вторым воссоединение западно-русских униатов, во время которого к Русской Православной Церкви присоединились 3 епископа, 1305 священников [62] и 1607 приходов с 1 600 000 человек. [63] Теперь в подавляющем большинстве это были белорусы. Униатская церковь в Белоруссии, просуществовавшая 243 г ., ушла в небытие.

[1] Лотман Ю.Н. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении. Сборник Византия и древняя Русь. М.: 1989. Петрухин В.Я. Начала этнокультурной истории Руси ІХ – ХІІ вв. Смоленск: 1995.

[2] О том, что стержнем этой цивилизации является именно Православная Церковь свидетельствует тот факт, что данный суперэтнос оказался сформированным из народов, которые принадлежали совершенно разным культурно-историческим типам. Точно так же к разным культурно-историческим типам относятся и народы, входящие в Западно-Европейскую цивилизацию. Ее стержнем является католицизм.

[7] Гісторыя Беларусі… С. 101.

[8] Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. ІІІ. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240 – 1589). Отдел І. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла ІІ до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240 – 1448). – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. – 703 с. С. 82.

[9] Беднов В.А. Православная Церковь в Польше и Литве… С. 13.

[10] Там же. С. 13 – 14.

[12] Когда в 1387 г . Ягайло начал обращать литовцев в католичество, то оказалось, что более половины жителей Вильно исповедует православие. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви… С. 87.

[13] Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Мн., 1990. 292 с. С.36.

[16] Цит. по Беднов В.А. Православная Церковь в Польше и Литве… С. 29.

[18] Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – М.: Рольф, 2000. – 320 с. С.176.

[19] Гумилев Л.Н. От Руси до России… С. 176.

[20] Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. С. 47 – 48.

[21] Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн.: “Аверсэв”, 2000. – 592 с. С.46.

[22] Юхо Я.А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі. Мн., 1992. С. 134.

[24] Об этом см. напр. Карскі Я. Беларусы / Я. Карскі; Уклад. і камент. С.Гараніна і Л.Ляушун; Навук. рэд. А.Мальдзіс; Прадм. Я.Янушкевіча і К.Цвіркі. – Мн.: “Беларускі кнігаабзор”, 2001. – 640 с. c іл. С. 109 – 110.

[25] Гісторыя Беларусі… С. 263.

[26] Філатава А.М. Хрысціянскія канфесіі пасля далучэння Беларусі да Расійскай імперыі (1772-1860) // Канфесii на Беларусi (к. ХVІІІ – ХХ ст.) / В.В.Грыгор’ева, У.М.Завальнюк, У.І.Навіцкі. - Мн.: ВП “Экаперспектыва”, 1998. – 340 с., С.5.

[28] Александр Романчук, священник. Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский. Церковная деятельность в 40-е – 60-е гг. ХІХ века. / Дис… канд. Богословия. – Жировичи, 2001. – 298 с.: ил. – В надзаг.: Московский Патриархат, Белорусская Православная Церковь, Минская Духовная Академия имени святителя Кирилла Туровского, каф. Церковной Истории. С. 43.

[30] Карскі Я. Беларусы. С. 105.

[34] Данилевский Н.Я. Россия и Европа… С.77, 84.

[37] Миркович Ф.Я. Отчет Виленского генерал-губернатора о положени в крае за 1841 г . // Русский архив. 1890. Т.1. С.427.

[38] Брянцев П.Д. История Литовского государства с древнейших времен. Вильна, тип. А.С.Сыркина, 1889. 659 с., С.556-557.

[40] Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора: Т. 1-3, - СПб.: тип. имп. А.Н., 1883. - Т.1. – 745 с.: 1 л . портр.; Т.2. – 786 с.: 1 л . портр.; Т.3. – 1042 с.: 1 л . портр. Т.І, С. 50.

[41] Например, на Гродненской губернии, обнимавшей в те годы территорию современных Гродненской и большей части Брестской областей, в начале ХІХ в. сохранилось только четыре православных прихода – в Бресте, Бельске, Заблудове и Дрогичине. И.Корчинский, священник. Столетие Гродненской губернии. Гродненские Епархиальные ведомости. №2 от 13 января 19 02 г. С. 5.

[42] Победоносцев К.П. Письма Александру ІІІ. М., 1925 – 1926. в 2-х тт. Т.2 С. 57.

[44] Победоносцев К.П. Письма Александру ІІІ. М., 1925 – 1926. в 2-х тт. Т.2, С.324-325.

[46] Брянцев П.Д. История Литовского государства…С.584.

[47] Черепица В.Н. Польское национальное движение в Белоруссии (последняя треть XIX века): факты-события-комментарии. - Гродно, 1996, - 142 с., С.11.

[49] Likowsky E. Dzieje kosciola unickiego na Litwe i Rusi w XVIII i XIX wieku. Warszawa, 1906. С. 304.

Читайте также: