Туркменистан и снг доклад

Обновлено: 25.06.2024

Туркменистан является членом около 40 международных организаций, в том числе ООН и ряда её специализированных учреждений (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ИКАО и др.); СНГ (ассоциированное членство); ОИК; ОБСЕ; МБРР; МВФ; МФК; ЕБРР; Азиатского банка развития и др. Является членом Движения неприсоединения.

Во внешней политике Туркменистан декларирует верность принципам неприсоединения и нейтралитета, неприменения силы или её угрозы, невмешательства во внутренние дела других государств.

В первые месяцы после провозглашения независимости Туркменистан установил дипломатические отношения с рядом государств, включая США. В марте 1992 года Туркменистан стал полноправным членом ООН, в сентябре того же года был принят в МВФ и Всемирный банк, стал членом Организации Исламская Конференция (ОИК). В ходе саммита в Тегеране в феврале 1992 года Туркменистан был принят наряду с другими бывшими советскими среднеазиатскими республиками в Организацию Экономического Сотрудничества, созданную в 1963 году Ираном, Турцией, Пакистаном. Туркменские руководители регулярно посещают встречи лидеров тюркоязычных стран.

В октябре 1995 года Туркменистан стал членом Движения неприсоединения. Нейтральный статус страны был признан ООН в декабре того же года.

В мае 1998 года Туркменистан и Европейский союз подписали соглашение по вопросам политического и экономического сотрудничества, в соответствии с которым Туркменистан получил статус наибольшего благоприятствования.

С ближайшими соседями по региону — Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном (туркменское руководство принимало участие в межтаджикском диалоге в 1990-е годы) Туркменистан следует по пути развития двустороннего сотрудничества, уклоняясь под предлогом своего нейтрального статуса от втягивания в многостороннюю региональную интеграцию.

Присоединившись одним из первых к СНГ после распада СССР, Туркменистан так и не стал полноправным участником этого объединения постсоветских стран. Ассоциированный статус в СНГ (обосновывается проводимой политикой нейтралитета) не позволяет Туркменистану полноценно участвовать в делах Содружества, что отчасти компенсируется развитием двустороннего сотрудничества со странами постсоветского пространства, в частности с Украиной, Белоруссией, Арменией, для которых Туркменистан является (как и Россия) основным поставщиком газа. Уровень политических контактов Туркменистана с этими странами достаточно высок. В июле 2005 года Ашхабад с визитом посетил белорусский президент А. Г. Лукашенко, дважды посещал эту страну, будучи украинским президентом, Л. Д. Кучма.

Одним из основных внешнеполитических и экономических партнёров Туркменистана является КНР, влияние которой в среднеазиатском регионе неуклонно растёт. С китайским руководством совершивший официальный визит в Пекин в августе 1998 года президент Ниязов обсудил не только экономическую проблематику (строительство газопровода в Китай), но и вопросы региональной безопасности. В июле 2000 года состоялся ответный визит в Ашхабад китайского лидера, подтвердив тем самым высокий уровень политического и экономического диалога между двумя странами. В апреле 2006 года С. Ниязовым и председателем КНР Ху Цзиньтао было подписано соглашение о строительстве газопровода в Китай. По соглашению Ашхабад обязался в течение 30 лет с января 2009 года ежегодно поставлять в Китай по 30 миллиардов кубических м природного газа с месторождений правобережья Амударьи. Летом 2007 года туркменская сторона вручила Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) документы, гарантирующие ей право проводить соответствующие работы на территории Туркмении.

Туркменистан развивает связи с Ираном. Между иранским портом Энзели и портом Туркменбаши (бывший Красноводск) на Каспии действует международная линия с выходом на порт Оле (Россия). Инициативы по активизации сотрудничества в основном исходят от Ирана. Однако официальный Ашхабад, несмотря на расширяющееся экономическое сотрудничество, уклоняется от активизации политического диалога по причине религиозного радикализма иранских лидеров.

Дипломатические отношения между Россией и Туркменистаном были установлены 8 апреля 1992 года. Базовым документом является Договор о дружбе и сотрудничестве от 31 июля 1992 года Подписано более 90 межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих двустороннее взаимодействие в различных областях, хотя часть из них в силу изменившихся обстоятельств утратила актуальность. Поддерживаются устойчивые связи в политической сфере, в том числе на высшем и высоком уровнях. Президент РФ В. В. Путин трижды посещал с визитами Туркменистан (май 2000 года, апрель 2002 года, май 2007 года). В январе 2002 года и апреле 2003 года состоялись рабочие визиты в Москву президента Туркменистана С. Ниязова. По инициативе Ниязова стороны готовили к подписанию новый большой российско-туркменский политический договор взамен действующего с 1992 года. В апреле 2007 года состоялся рабочий визит в Москву президента Туркменистана Г. Бердымухаммедова. На регулярной основе осуществляются контакты между внешнеполитическими ведомствами двух стран.

В результате работы российского политического руководства с официальным Ашхабадом наметились изменения в сторону достижения консенсуса по вопросу правового статуса и демилитаризации Каспийского моря, защиты экологии в регионе, хотя по таким актуальным вопросам, как юрисдикция национальных и рыболовных зон, транзит военных и торговых судов, различия в подходах сохраняются.

В российско-туркменских отношениях имеют место и другие проблемы, прежде всего касающиеся положения соотечественников.

Неурегулированным остаётся ряд проблем в сфере гуманитарного сотрудничества, в частности в плане доступа в Туркменистан российских газет и журналов, трансляции и ретрансляции программ российских теле- и радиокомпаний.

Все русские школы в стране преобразованы в туркменские с отдельными классами с преподаванием на русском языке. В Туркменистане функционирует единственная российско-туркменская средняя школа им. А. С. Пушкина, дающая полноценное 11-летнее образование по российской программе обучения. Перевод туркменских школ на 9-летний цикл образования фактически лишил их выпускников возможности поступать в российские вузы.

Председательство Туркменистана в СНГ: Созидательное развитие в условиях мира, взаимопонимания и сотрудничества

БАКУ/Trend/ - Нейтральный Туркменистан под руководством своего общепризнанного лидера Гурбангулы Бердымухамедова последовательно реализует на международной арене взвешенную и разумную политику, основанную на незыблемых принципах миролюбия и добрососедства, защиты национальных интересов и прагматизма, верности избранной стратегии и взятым на себя обязательствам.

Убедительным примером этому являются мероприятия, реализуемые в соответствии с Концепцией председательства Туркменистана в Содружестве независимых государств в 2019 году. Являясь ассоциированным членом Содружества независимых государств, Туркменистан на практике демонстрирует свою приверженность открытому и равноправному диалогу на пространстве Содружества и инициативный подход к вопросам наращивания эффективных связей, отвечающих общим интересам. Государство занимает активную позицию относительно сотрудничества на пространстве СНГ, выступая с рядом актуальных, востребованных временем инициатив в интересах всеобщего мира, благополучия и прогресса. Поступательные и программные действия Туркменистана в качестве Председателя СНГ направлены на дальнейшее укрепление атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества между государствами-участниками Содружества.

Как отмечает Президент Гурбангулы Бердымухамедов, последовательное расширение и углубление плодотворных связей в рамках Содружества независимых государств является одним из приоритетных направлений внешнеполитического курса Туркменистана. Принципиально важными факторами при этом являются исторически сложившиеся традиции дружбы и добрососедства, устремленность решать общие интересы на основе взаимопонимания и уважения. Совпадение или же общность позиций относительно обеспечения устойчивого развития в условиях мира, безопасности и добрососедского сотрудничества имеет важное значение и в глобальном контексте с учетом интересов широкого международного сообщества.

В соответствии с решением Совета Глав государств СНГ от 28 сентября 2018 года председательство в Содружестве независимых государств в течение 2019 года осуществляется Туркменистаном в лице его представителя одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах Содружества, а также в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.

Подчеркивая возложенную на Туркменистан большую ответственность, Президент Гурбангулы Бердымухамедов на расширенном заседании Кабинета министров Туркменистана, посвященном итогам 2018 года подчеркнул, что председательство Туркменистана в СНГ должно пройти на самом высоком уровне, и страна будет всемерно способствовать интенсификации плодотворных связей и реализации всех имеющихся возможностей для развития многопланового эффективного взаимодействия, отвечающего интересам народов и стран-членов этой авторитетной региональной организации.

Концепция председательства Туркменистана в СНГ, разработанная под руководством Президента Гурбангулы Бердымухамедова, учитывает все основные направления деятельности Содружества и ориентирована на дальнейшее закрепление накопленного позитивного опыта межгосударственных контактов и взаимовыгодного сотрудничества. Приоритеты Туркменистана как председательствующей страны определены стратегическими задачами укрепления доверия и взаимопонимания между государствами-участниками СНГ, всемерного содействия стабильности и безопасности на пространстве СНГ, повышение уровня сотрудничества СНГ с авторитетными международными организациями, в том числе с ООН и ОБСЕ, формирование благоприятных условий для активизации и расширения взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, интегрирования в мирохозяйственные связи в качестве пространства, на котором осуществляются транспортные и энергетические проекты, создается современная инфраструктура, коммуникации логистических центров межрегионального значения.

Туркменистан также инициирует конструктивные взаимодействия по актуальным направлениям партнерства в сфере энергетики, транспорта, связи и коммуникаций, рассматривая их в качестве ключевых аспектов устойчивого развития. Концептуальные положения председательства Туркменистана предусматривают поддержку и поощрение широких культурных, гуманитарных, научных, образовательных, спортивных связей между государствами Содружества.

Реализация Концепции предусматривает проведение целого комплекса мероприятий, как в Туркменистане, так и в других государствах-членах Содружества. Они нацелены на укрепление доверия и взаимопонимания между государствами-участниками СНГ, формирование благоприятных условий для активизации и расширения взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, поддержка и поощрение широких культурных, гуманитарных, научных, образовательных, спортивных связей.

Определяя приоритеты сотрудничества в политической сфере, Туркменистан активно содействует укреплению безопасности и стабильности на региональном и межрегиональном уровнях, повышению уровня взаимного доверия, способствует миротворческим процессам и конструктивному диалогу во имя мира и согласия, нейтрализации современных вызовов и угроз, а также предотвращению риска возникновения конфликтов. В этих целях Туркменистан стремится к усилению политико-дипломатического взаимодействия посредством активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств – участников СНГ, создания действенных механизмов системных, регулярных многосторонних политических консультаций на основе среднесрочной программы действий в этой области. Важной составляющей также является повышение уровня сотрудничества СНГ с крупнейшими международными организациями, прежде всего, Организацией объединенных наций, ее специализированными агентствами и учреждениями, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе по реализации программ устойчивого развития.

Концепция председательства Туркменистана предусматривает активизацию новых подходов к совместной деятельности и поиска перспективных форм торгово-экономического сотрудничества. В этих целях внимание акцентируется на создании эффективных механизмов партнерства, позволяющих развивать экономические связи не только в рамках Содружества, но и выведению их на континентальный и международный уровни. Опираясь на многолетний опыт взаимодействия, Туркменистан выступает за максимальное использование механизмов СНГ - отраслевых советов и комитетов - для усиления партнерских связей, поиска перспективных форм сотрудничества, определения конкретных областей многостороннего взаимодействия, разработки и определения конкретных областей взаимодействия.

Туркменистан в качестве страны-председателя СНГ придает важное значение сотрудничеству в энергетической сфере. Приоритетными направлениями рассматриваются совместная работа с партнерами по Содружеству с целью налаживания широкого многостороннего диалога по вопросам транспортировки энергоресурсов, обеспечения безопасности и надежности их поставок, выработки ясных и четких принципов деятельности государств на международном рынке энергоносителей. Туркменистан также считает необходимым содействовать реализации мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в области использования возобновляемых источников энергии.

В данном контексте уместно отметить, что Туркменистан является инициатором крупномасштабных энергетических проектов, которые нашли широкую поддержку на региональном и глобальном уровнях. На основе инициатив президента Туркменистана, принят ряд резолюций Генеральной ассамблеи ООН по стабильным и надежным поставкам энергоресурсов на международные рынки. Осуществляются грандиозные проекты по расширению экспорта углеводородного топлива Туркменистана на мировой рынок, с учетом международных правовых норм, включая защиту экологии.

Выход Туркменистана из Содружества независимых государств не стал неожиданностью, но какую политическую выгоду планирует извлечь Туркменбаши из этого демарша?


IWPR Central Asia

Выход Туркменистана из Содружества независимых государств не стал неожиданностью, но какую политическую выгоду планирует извлечь Туркменбаши из этого демарша?


IWPR Central Asia

На саммите стран СНГ, прошедшем 26-27 августа в Казани, Туркменистан объявил о выходе из состава постоянных членов Содружества, объявив себя отныне ассоциированным членом СНГ. Вопрос лишь в том, почему такое решение принято именно сейчас.

Решение туркменского правительства трудно назвать неожиданным. Следуя логике последних встреч глав государств СНГ, такой исход можно было предвидеть.

Президент нейтрального Туркменистана уже давно лично не присутствует на саммитах стран Содружества. Вот и на сей раз на саммит в Казани президент прислал своего бывшего телохранителя и нового вице-премьера (премьерский пост занимает сам Туркменбаши) Аганияза Акыева, уполномочив его заявить о выходе Туркменистана из постоянных членов СНГ.

Надо сказать, что Туркменистан никогда не был особо активным членом СНГ. Уже давно объявив себя нейтральной страной, Ашгабат не вступает ни в какие международные блоки, в том числе – в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), в которой состоят четыре других центрально-азиатских государства плюс Россия и Китай, и не поддерживает активных взаимоотношений с соседями по региону.

Эксперты усматривают в выходе Туркменистана из числа постоянных членов СНГ желание еще раз подчеркнуть отдельность и обособленность этой страны от других бывших союзных республик и особенно от России, а также расчистить себе место для маневра с Западом.

За исключением стран Прибалтики, все 12 бывших республик СССР являются членами СНГ, но не все участвуют во всех структурах Содружества. Например, Договор о коллективной безопасности объединяет лишь шесть государств.

Но многие эксперты расценивают выход Туркмении из СНГ как реверанс в сторону Америки.

Сейчас, когда Узбекистан настаивает на выводе американской базы со своей территории, Туркменистан сигнализирует о своей готовности предоставить США авиабазу под г. Мары, тоже расположенную близ границы с Афганистаном.

24 августа Туркменистан посетил Главнокомандующий ВС США генерал Джон Абизейд, и речь на переговорах шла, по видимому, о перебазировании американской военной базы из Ханабада (Узбекистан) в Мары (Туркменистан).

Политические решения Туркменбаши не обсуждаются в подконтрольной государству туркменской прессе, но быстро доходят до простых граждан.

Местный политолог, эксперт Центра политических и социальных исследований, считает, что выход Туркменистана из СНГ ничего не меняет.

Участник президентского ежегодного Совета старейшин считает, что Туркменбаши и так гнул свою линию, поэтому выход из СНГ не имеет никакого значения.


Влияние России в Туркменистане было во многом утрачено после обретения им независимости. Нужны ли сегодня друг другу независимый Туркменистан и Россия? Выйдет ли сотрудничество двух стран за рамки газовых вопросов? Очевидно одно: дорога к возвращению в Ашхабад для России не закрыта.

Влияние России в Туркменистане было во многом утрачено после обретения им независимости. Нужны ли сегодня друг другу независимый Туркменистан и Россия? Выйдет ли сотрудничество двух стран за рамки газовых вопросов? Очевидно одно: дорога к возвращению в Ашхабад для России не закрыта.

Вынужденный выход из СССР

Политическая система Туркменистана в период перестройки отличалась достаточно сильной инерционностью даже по сравнению с политическими системами соседних центральноазиатских государств. Для него было характерно практически полное отсутствие настроений в пользу выхода из состава союзного государства. Правда, это не означало, что в Туркменистане не было глухого недовольства Союзным центром, который ассоциировался с Россией.

Тем не менее сразу после подписания Беловежских соглашений, означавших роспуск СССР, главы центральноазиатских республик собрались именно в Ашхабаде и предложили создать интеграционную структуру для постсоветского пространства. В результате 20 декабря 1991 г. в Алма-Ате был подписан договор об образовании СНГ.

В первые годы независимости руководство Туркменистана старалось проявлять максимальную лояльность к России как к наследнице Союзного центра в военно-стратегической сфере. В начале 1990-х годов Россия играла ключевую роль в обеспечении безопасности самой южной республики бывшего СССР. Туркменистан – в силу приоритета для него двухсторонних отношений – не подписал Ташкентский Договор о коллективной безопасности, но в начале 1990-х годов активно сотрудничал с Россией в военной и пограничной областях. В армии Туркменистана на офицерских должностях служило много российских военнослужащих, а в состав Совета обороны и национальной безопасности Туркменистана входили начальник оперативной группы военного ведомства России при Министерстве обороны Туркменистана и командующий пограничными войсками.

Дружественным по отношению к России жестом было предоставление русскоязычным гражданам Туркменистана права на двойное гражданство.

Туркмено-российские отношения: настоящее и будущее

Особого интереса к Туркменистану, за исключением газовых вопросов, Россия не проявляла и не проявляет.

Военно-политическое влияние на Туркменистан было полностью утрачено Россией уже во второй половине 1990-х годов в связи с политикой многовекторности, нейтралитета и изоляционизма. Особого интереса к Туркменистану, за исключением газовых вопросов, Россия не проявляла и не проявляет.

В 2006 г. было подписано соглашение о строительстве газопровода из Туркменистана в Китай через территорию Казахстана. Строительство началось в 2007 г., а официальная церемония открытия газопровода состоялась 14 декабря 2009 г. на туркменском месторождении Самандепе.

Хотя туркменское руководство пошло на снижение цен, Газпром смог заключить в 2010 г. контракт только на 10 млрд кубометров. Он перестал быть основным покупателем туркменского газа, так как наряду с новым газопроводом в Китай был открыт и второй газопровод в Иран.

Однако возвращение интереса российского руководства к Туркменистану могло бы изменить ситуацию к лучшему. В отличие от властей соседнего Узбекистана, новое туркменское руководство в лице президента Г. Бердымухаммедова старается демонстрировать свое уважение к России, используя разного рода символические жесты. Например, Ташкент демонстративно не участвовал в параде в Москве 9 мая 2010 г., а Туркменистан свое подразделение прислал, показав тем самым, что дорога к возвращению в Ашхабад для России не закрыта.

Усиление влияния в Туркменистане может быть полезно для России по двум причинам. Во-первых, Россия не может не обращать внимания на столь важного производителя углеводородов, располагающегося примерно в том же сегменте, что и она сама (запасы природного газа существенно превышают запасы нефти). Во-вторых, Туркменистан находится в стратегически значимом для России районе: он граничит на суше с Ираном, Афганистаном и постсоветской Центральной Азией, а на море – с Южным Кавказом. В связи с этим сотрудничество с Ашхабадом могло бы иметь значение для Москвы в сфере безопасности, особенно в вопросах противодействия новым и нетрадиционным угрозам – религиозному терроризму, трансграничной торговле афганским героином и т. п.

Туркменистану также необходимо сотрудничество с Россией в указанных областях, поскольку Россия – традиционный партнер в транспортировке углеводородов по северному маршруту. К тому же Россия может сыграть важную роль в обеспечении безопасности независимого Туркменистана в столь сложном регионе, особенно после того, как американцы выведут свои войска из Афганистана.

Читайте также: