Туринская плащаница доклад кратко

Обновлено: 08.07.2024

Ни для кого не секрет, что одной из самых известных и влиятельных религий на нашей планете является христианство. Именно о нем и пойдет речь в рамках данной статьи. Если быть точнее, то поговорим об одном из самых известных артефактов этой религии - так называемой Туринской плащанице.

Туринская плащаница вызывает чрезвычайно разнообразные и противоречивые эмоции, чувства, теории и верования, и по сей день это одна из величайших и самых неразгаданных загадок в мире. Туринская плащаница - четырехметровая полоса старой льняной ткани с изображением человека, на котором видны следы истинного распятия.

На Плащанице изображены черты фигуры в натуральную величину с бородой и длинными волосами, обернутой вокруг библейского Иисуса после его казни. Могут ли все эти элементы Плащаницы предполагать, что этот человек перенес мучительные пытки? Как ни странно, набросок осужденного, казалось, совпадал с наброском Иисуса Христа. Возможно, благодаря вспышке камеры мы сможем увидеть лицо Иисуса с негатива.

Многие считают Туринскую плащаницу святой реликвией. Однако следует уточнить, что Плащаница - средневековая подделка. Таким образом, совместимость Плащаницы с историей Христа не гарантирует ее подлинности, но многие древние упоминания Плащаницы очень близки к современной Плащанице.

Самым ранним и, возможно, лучшим вещественным доказательством является монета, отчеканенная в двух экземплярах в 692 году во время правления Юстиниана II. На них был изображен образ Христа, а на изображении Плащаницы можно увидеть 180 точек соответствия между изображением Плащаницы и монетами.

Молитвенный кодекс - это рукопись, найденная в Национальной библиотеке Будапешта - самый важный средневековый документ, сохранившийся там, потому что он был первым, написанным на венгерском языке. Он датируется 1192 годом и был открыт в 1770 году. Документ был назван в честь его создателя и стал известен во всем мире как Молитвенный кодекс.

Это латинский панегирик на венгерском языке. По мнению некоторых ученых, на рисунке есть элементы, которые предполагают, что Плащаница на этом изображении напоминает нам то, что мы уже знаем. В частности, крестоносец Роберт де Клари утверждал, что видел между 1203 и 1204 годами нашей эры плащаницу с отпечатком тела Иисуса, которая исчезла после разграбления города.

Но он не мог с уверенностью сказать, что это был тот самый саван, который позже появился во Франции. Но эта новость очень интересна, потому что она наверняка документирует существование фигурной плащаницы в Константинополе в 13 веке.

Секондо Пиа (1855-1941), юрист, государственный администратор, член различных обществ, был прежде всего фотографом-любителем, тесно связанным в официальной историографии с изображением Плащаницы, которое впервые раскрыло ее природу как фотографического негатива.

Пройдут годы, прежде чем фотографии будут тщательно изучены экспертами по фотографии и исследователями Шрауда. Хотя раньше Плащаница была объектом поклонения, благодаря фотографиям Пии, она также стала объектом научных исследований, и ученые начали оценивать ее с разных сторон, от исторических до археологических и медицинских.

Туринская плащаница остается и останется предметом интенсивных исследований. Все факты позволяют сделать вывод, что это настоящая плащаница распятого человека, так это подделка или действительно плащаница Иисуса Христа? А как лицо оказалось на ткани?

• Плащаница сохранила все следы Страстей Господних. В Евангелиях сказано, что Христа бичевали. Плащаница свидетельствует: бичующих было двое. Каждая плеть была с пятью костяными или свинцовыми заточенными бляшками — чтобы сильнее охватывать тело. Ударов нанесли не менее 40, следы от них покрывали всю спину, грудь и ноги. В Евангелиях говорится, что палачи возложили на Спасителя терновый венец и били палками по голове. Плащаница показывает: шипы терна прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу Христа. На Плащанице в области груди хорошо различим след от раны, нанесенной копьем римского сотника. Запечатлелись и следы от бруса креста на правом плече, и рана на колене, разбитом при падении под тяжестью ноши. Также очевидно, что у Христа была перебита переносица.

С этого времени Плащаница побывала в нескольких городах Европы, не раз страдала от пожаров. С 1578 года она хранится в Туринском соборе Иоанна Крестителя.

• Научный интерес к Туринской плащанице возник после сенсационного снимка фотографа-любителя Секондо Пиа, сделанного в 1898 году на Международной выставке религиозного искусства, где Плащаница была представлена как плохо сохранившееся полотно древних христианских художников. Обрабатывая фотопластинки, Пиа неожиданно для себя обнаружил на одной из них удивительно четкое изображение: лицо мужчины с красивыми правильными чертами. Это произвело на Пиа сильнейшее впечатление, он всю ночь перепроверял результат. Выходило так: на Плащанице запечатлено негативное изображение Человека, а позитивное можно получить, сделав негатив с Плащаницы. Свои восторг и удивление Пиа зафиксировал в воспоминаниях, из которых ясно: он ни минуты не сомневался, что на этом полотне — образ Христа.

• В 1978 году были разрешены прямые научные исследования Туринской плащаницы. Группой ученых руководил профессор Академии ВВС США и университета Колорадо-Спрингс, специалист по спутниковой съемке и лазерному оружию Джон П. Джексон. В результате тщательно проведенных работ были получены ответы на два важных вопроса — о природе изображения и о природе пятен крови на полотне. Вот выводы:

• В мире на сегодняшний день существует пять точных копий Туринской плащаницы, снятых с оригинала в 1997 году профессором Джоном Джексоном. Одну из них Джексон передал в Москву, в Сретенский монастырь, где под началом российского физика Александра Белякова создан центр изучения Туринской плащаницы.


1 - Стигматы (раны от гвоздей) на запястьях и стопах.

2 - Рана от копья.

4 - Кровоподтек — рана от тернового венца.

5 - Следы бичевания покрывают всю спину и ноги.

6 - Следы от пожара.

7 - Фрагмент ткани взят на исследование радиоуглеродным методом в 1988 году.

Редакция выражает благодарность директору Российского центра изучения Туринской плащаницы Александру Белякову за помощь в подготовке материалов

Христиане бережно хранят святыни, связанные со Спасителем. Это хитон, Крест Господень, гвозди, сударь (плат с головы Иисуса). К ним также относится и Туринская плащаница. Возможно, именно в это длинное полотно было обернуто тело умершего на Кресте Иисуса Христа. После Воскресения Господа плащаница осталась лежать в гробнице. На этом полотне остались предполагаемые следы Крестных страданий Христа. Однако до сих пор некоторые подвергают сомнениям подлинность сохранённой до наших дней плащаницы, хранящейся в городе Турин (Италия).

Туринская плащаница

Копия Туринской плащаницы

Туринская плащаница: описание

Туринская плащаница — льняное полотно длиной немного более 4-х метров и шириной в 1 метр. На золотисто-желтой ткани два неярких отпечатка обнаженного мужского тела в полный рост спереди и сзади, расположенные симметричным образом — голова к голове. Изображения достаточно четкие, дающие возможность детально рассмотреть черты лица. Отпечаток на ткани передает правильную анатомию человеческого тела. Многочисленные кровавые следы в области головы (кровоподтеки от шипов Тернового Венца), на груди и спине (от ударов бичами). Раны видны также на запястьях и ступнях (следы от распятия на Кресте). На левом боку большое кровавое пятно (место ранения острием копья).

Умерший имел длинные волосы, небольшую раздвоенную посредине бороду, усы. Черты лица указывают на принадлежность к ориентальной (восточной) расе (по классификации французского учёного Жана-Батиста Бори де Сен-Венсана). По мнению американского антрополога Карлтона Стивенса Куна (1904-1981), облик на полотне принадлежит человеку семитского типа.

Плащаница запечатлела многочисленные повреждения на лице Умершего: раздувшиеся разбитые брови, порванное правое веко, ушибы под глазами, сломанный нос. Изображение на плащанице свидетельствует, что израненное тело было положено на одну половину ткани. Другая же часть полотна находилась сверху, покрывая голову и ниспадая с ног.

По отпечатку на плащанице можно составить представление о внешности Умершего. Это взрослый физически развитый человек. Рост составлял примерно 175-180 сантиметров. Умер Он незадолго до того, как Его обернули плащаницей. Причем, по мнению учёных, тело контактировали с тканью не больше 40 часов — нет следов разложения.

На Туринской плащанице также имеются затемнённые участки от продолжительного хранения полотна в сложенном виде. Некоторые темные полосы появились в результате неоднократных пожаров и попыток потушить загоревшуюся ткань водой. На прожженных местах имеются заплаты.

История плащаницы

О полотне, используемом при погребении пострадавшего на Кресте Иисуса Христа, упоминается в Священном Писании. После Воскресения Спасителя эту святыню хранили ближайшие ученики Христа. Со временном плащаницу перенесли из Иерусалима в столицу православной Византии — Константинополь (Стамбул, Турция). В Средние века, как свидетельствовали паломники, плащаница Иисуса Христа находилась во Влахернском храме.

В 1204 году крестоносцы разорили Константинополь. Многие христианские святыни, в том числе и Плащаница, были утеряны при разграблении города. Лишь в 1353 году французский рыцарь-тамплиер Жоффруа де Шарни, потомок участника Четвертого Крестового похода, объявил о владении им плащаницей.

Первоначально реликвия хранилась во владениях де Шарни в городе Лирей (Франция). В 1452 году плащаница оказалась в собственности герцога Людовика I Савойского в городе Шамбери (юг Франции). Столицей Савойского герцогства в 1578 году стал город Турин (Италия). В туринский храм Иоанна Крестителя и была перенесена плащаница, где она находится сейчас. Именно поэтому плащаницу называют Туринской.

Связана ли Туринская плащаница с Христом?

В 1898 году с разрешения Католической Церкви фотографом-любителем из Италии Секондо Пио впервые был сделан снимок Туринской плащаницы. При проявлении пленки фотограф обнаружил, что с помощью негатива можно более четко рассмотреть изображение. Лик с Туринской плащаницы полностью соответствовал каноническому Образу Спасителя. Фотоснимок давал возможность рассмотреть раны, что стало мировой сенсацией.

С этого времени Туринская плащаница неоднократно подвергалась всевозможным научным исследованиям.

Для христиан бесспорным остается одно: история не знает никого, Кто подвергся бы избиению, распятию на Кресте, был обвернут плащаницей, но не оставался в ней более двух дней. Никого, кроме Иисуса Христа, добровольного принявшего Крестную смерть для искупления всего человечества и воскресшего в третий день после Своей смерти.

История научного исследования Плащаницы

Представители различных наук — физики, биохимики, криминалисты, медицинские научные эксперты — несколько раз приступали к изучению Туринской плащаницы.

В 1978 году над Туринской плащаницей было проведено комплексное научное исследование. Святыня подверглась электромагнитному излучению в различных спектрах. Проводилось микрофотографирование и химический анализ мельчайших нитей ткани.

Результаты изысканий показали, что Туринская плащаница имеет нерукотворное изображение — ткань не содержит никаких следов красителей. Само изображение на полотне могло появиться исключительно при выгорании волокон льна. Причиной этого могло быть некое мощное излучение изнутри (примерно как бумага выгорает под воздействием солнечных лучей). Однако на практике такое невозможно повторить даже при современных научных достижениях.

Также нельзя считать образ на полотне отпечатком от масла, используемого при погребении. В подобном случае неизбежной была бы деформация изображения, а Туринская плащаница имеет четкий образ. Ученые объясняют появление изображения следствием восприятия льняных волокон сильного потока активно заряженных частиц. Это напоминает последствия ядерного взрыва при условии сохранения ткани.

Ученые также смогли доказать, что образ на полотне возник уже после появления кровавых пятен. Кровь на ткани человеческая, IV группы.

Туринская плащаница — это свиток, своим изображением повествующий о страшной казни Христа. Так, учеными в области судебной медицины выявлено полное соответствие следов на Теле Умершего со страданиями Христа, описанными в Священном Писании.

В пользу подлинности Туринской плащаницы говорит и особый метод плетения полотна. Другое доказательство — обнаруженная на поверхности ткани пыльца растений, растущих на Ближнем Востоке.

Современная наука и Туринская плащаница

В 1988 году Туринская плащаница подверглась радиоуглеродному анализу. Полученные результаты показали, что дата создания святыни (возраст ткани) относится к 13-14 веку. Стали появляться предположения о намеренном создании плащаницы уже в Средние века. Однако американский учёный Раймонд Роджерс, принимавший участие в исследованиях, предположил, что исследуемые образцы были взяты с заплат, появившихся после пожара 1532 года.

Российский биохимик Дмитрий Кузнецов выдвинул иное предположение. По его мнению, во время пожара в 16 веке под воздействием высокой температуры могли произойти радиоуглеродные изменения структуры полотна. Он провел эксперимент с древней тканью из Израиля, возраст которой определен в 1800 лет. После сильного нагревания результат радиоуглеродного анализа свидетельствовал о происхождении ткани в 15 веке. Кузнецов пришел к выводу, что и у Туринской плащаницы под воздействием температуры могла произойти биодеградация химических связей. Однако некоторыми учеными такое заключение оспаривается.

В 21 веке при появлении новейших технологий Туринская плащаница продолжает подвергаться все новым исследованиям. Споры о ее подлинности не утихают по сей день.

Официальная позиция РПЦ

Подлинность Туринской плащаницы признают многие православные пастыри, миряне, верующие исследователи. Однако такое мнение Православная Церковь не возводит на уровень догмата. Это не общеобязательная истина веры. Каждый сам решает для себя — верить или не верить в подлинность Туринской плащаницы.

В качестве образа Крестных страданий Христа плащаница всегда почиталась в Православии. Каждый храм имеет символическое изображение погребальной пелены. В Страстную Пятницу, когда вспоминается Крестная смерть и погребение Спасителя, святыня выносится из алтаря для поклонения верующим.

Если Туринская плащаница не подлинная, что это меняет?

Вопрос о подлинности Туринской плащаницы никак не влияет на основания христианской веры. Преклонение перед ней восходит к Первообразу, Самому Христу, принесшему Себя в Жертву за всех людей. Поэтому является ли Туринская плащаница подлинным погребальным саваном Спасителя или нет, для верующих это ничего не меняет.


В каждом из четырех Евангелий говорится о снятии Христа Иосифом и погребении Его, завернутым в полотно после натирания Тела маслами.

Тайна Лика Иисуса Христа

Свое название она получила от итальянского города Турин, где хранится на протяжении длительного времени с конца 17 века. На ней отпечаталось нерукотворное изображение Иисуса Христа, которое считается священным. Исследователи до сих пор не могут понять природу возникновения Лика Христа, что положило начало многим исследованиям. Верующие объясняют это явление чудом Божьим, которому нет никакого объяснения в мире физики, химии и других естественных наук.

В отличие от других плащаниц, Туринская уникальна изображением Христа, происхождение которого исследуется различными учеными и вызывает множество споров. Она сделана из льна, в данный момент имеет золотистый оттенок. Изображение Христа нанесено золотистым цветом неизвестного происхождения и варьируется по интенсивности цвета. На ней изображены 2 отпечатка Тела Христа – спереди и сзади. Исследования изображения показали, что оно не могло быть работой художника, так как полотно невозможно так сложить, чтобы настолько точно передать пропорции тела. Изображение содержит следы крови, ран, большое кровяное пятно от раны на боку, что точно соответствует библейским событиям. Исследования показали, что плащаница хранилась в пещере и спереди покрывала голову Христа и туловище до ног, а сзади ноги. Это доказывает, что в ней было тело мужчины, но происхождение изображения до сих пор вызывает вопросы исследователей.

Плащаница достоверно показывает раны на теле Христа, которые соответствуют евангельскому описанию.

Немного истории

Туринская плащаница пережила очень много событий. Если посмотреть на нее, то, помимо лика Христа и крови, на ней можно увидеть следы огня и воды. Историки утверждают, что в 1532 году ткань подверглась влиянию пожара и наводнения, но не сгорела. Первым хранителем плащаницы считался апостол Петр, один из любимейших учеников Христа. В те времена христианство подвергалось жестоким гонениям, поэтому хранить такое напоминание о Христе было очень опасным. В дальнейшем плащаницу хранила Святая Пульхерия. Были сведения о хранении этой древней святыни в Израиле.

В 13 веке плащаница исчезла во время крестоносных походов и о ее местонахождении долго ничего не было известно. Лишь в 14 веке она была обнаружена у Жеффруа де Шарни во Франции. Через 100 лет она побывала у Людовика Савойского и пострадала от пожара, который случился в 1532 году. Несмотря на то, что ткань немного обгорела, Лик Христа не пострадал.

В это время начались исследования, связанные с проверкой подлинности изображения. Плащаницу стирали, отстирывали различными порошками, однако Лик так и остался на ней и изображение не пострадало. В Турин полотно попало только в 1758 году. Миланский архиепископ Карл Борромео, позднее причисленный к лику святых, благословил ее хранение в итальянского городе Турине, где она и сейчас хранится под строжайшей охраной и увидеть её своими глазами практически невозможно.

Исследования

Исследования, проводимые на Туринской плащаницей

Этот казус и послужил отправной точкой к более детальным исследованиям. Плащаницу исследовали многие: художники, химики, криминалисты, судебные эксперты, фотографы и эксперты по Библии.

Если ранее использовалось лишь визуальное наблюдение, то сейчас ученым разрешили применять новейшие технологии: радиоуглеродное датирование (позволяющее определить возраст реликвии), съемку в ультрафиолетовых лучах, спектроскопию, микрофотографирование и другие методы.

Исследования показали, что пятна на полотне не оставлены каким-либо красителем, природным или искусственным (это исключило версию об изготовлении средневековым умельцем-художником). Анализы показали — на образцах присутствуют следы человеческой крови, и никакой другой краской это изображение не могло быть нанесено – попросту не существует технологий для этого.

Первоначальное исследование древней ткани было основано на образцах волокон и нитей, взятых с липкой ленты после ее прикосновения к плащанице. Проводилось микроскопическое исследование плетения нитей на ткани, которое соответствует плетению I века н.э., применяемое на Востоке.

Радиоуглеродный анализ должен был наиболее точно определить возраст находки. Но для этого нужно было отрезать от полотнища несколько кусочков, на что долго не соглашались старейшины Церкви. Наконец, согласие Папы Римского было получено, и от плащаницы отрезали несколько кусочков, которые и были исследованы разными независимыми экспертами.

Самое интересное — первоначальный результат поставил Ватикан в тупик, поскольку ткань датировали XIII-XIV веком, это и послужило основой для сомнений в подлинности плащаницы. Но позже, в 1995 году, два ученых из России – Дмитрий Кузнецов и Андрей Иванов — опровергли результаты, заявив — при исследовании не был учтен факт, что плащаница подверглась воздействию огня при пожаре в 1432 году.

Возраст Туринской плащаницы - около 2000 лет

После повторных исследований было установлено, что возраст святыни — около 2000 лет.

Скептики утверждали, что это искусно выполненная копия, сделанная средневековым художником. Но как в таком случае можно объяснить следы крови – а именно кровь была выявлена с помощью ДНК-исследований, причем мужская. И положение множественных ран, которые соответствуют библейским описаниям?

К тому же, на плащанице были выявлены следы от монет на глазницах (ими закрывали глаза умерших), пыльцу и микроорганизмы из древнего Иерусалима, частицы известняка, характерные для Мертвого моря.

Узнайте больше о Туринской плащанице, ее легенде, проводимых исследованиях и новых открытиях из видео:

Узнайте все о визовом центре Италии в Москве: как туда попасть, когда возможен прием, контакты, рекомендации по оформлению.

Как называется область Северной Италии и что там можно посмотреть? Узнайте из этой статьи.

Где находится плащаница и как ее увидеть

Плащаница называется Туринской лишь потому, что вот уже более 4 веков находится в Турине в соборе Св. Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista). Реликвию прячут от губительных солнечных лучей и воздуха в специальной капсуле, а на всеобщее обозрение выставляется ее точная копия.

Оригинал плащаницы Иисуса для поклонения достают совсем редко, 1 раз в 25-30 лет. Последний раз ее выставляли верующим весной 2010 года. Сделано это в первую очередь для того, чтобы сохранить плащаницу и уберечь от действий внешней среды.

Собор находится на площади Сан Джованни и открыт для посещений ежедневно с 7 утра до 7 вечера, перерыв 12:30-15:00. В воскресенье двери собора открываются в 8 часов утра.

Собор Св. Иоанна Крестителя в Турине

Собор Святого Иоанна Крестителя в Турине

Совсем недалеко от собора находится музей плащаницы, где можно узнать о последних научных исследованиях, увидеть фотографии священной реликвии и изучить ее историю, начиная с момента попадания в Турин.

Музей расположен по адресу: Via San Domenico, 28, открыт для посещений ежедневно с 9 утра до 7 вечера с перерывом с 12:00 до 15:00. Стоимость билетов, а также изменения в расписании работы музея лучше узнавать на официальном сайте.

Карта позволяет бесплатно осмотреть музеи, выставки и дворцы региона, пользоваться туристическим транспортом, а также существенно сэкономить на покупке экскурсий. Действует он 2, 3 или 5 дней на выбор. Подробности и стоимость абонемента Турин + Пьемонт можно узнать здесь

Photos by: Yuval Y, Geobia, Paul Munhoven, stephane333, Jean-Pierre Dalbéra

Почитаемые копии Туринской плащаницы в России

Точная копия Туринской плащаницы

Поскольку православные верующиеособо почитают Туринскую плащаницу, в Россию были подарены несколько точныхкопий этой святыни. Копии делают особым образом, когда раз в два года в Туринеоткрывают плащаницу для проведения исследований. Тогда же специалистыфотографируют изображение, а затем переносят его на натуральный хлопок, вточности соблюдая размеры и вид оригинала.

В 1997 году копия Туринской плащаницы была передана в Москву, а 7 октября того же года Святейший Патриарх Кирилл освятил ее. Святыня хранится в Сретенском мужском монастыре столицы.

В 2006 году еще одну копию Туринской плащаницы преподнесли в дар Александро-Свирскому монастырю, освящение ее возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

В 2010 году из Международного центра изучения плащаницы в Турине точная копия была доставлена в Санкт-Петербург для Казанского кафедрального собора, где она находится и сейчас. В этом же году копию святыни получил и храм Иоанна Крестителя в Веневе (Тульская область).

В 2014 году копия Туринской плащаницы была подарена и храму священномученика Климента, папы Римского, в Москве.

Святая Плащаница Господня есть живое свидетельство той цены, которую Христос заплатил за наше искупление. Она напоминает нам о Крестной Жертве, без которой было бы невозможно спасение человеческого рода. Свидетелем воскресения Христа была не только плащаница, но и гроб Господень, над которым сейчас в Иерусалиме возвышается одноименный храм. Это главное место паломничества всех православных христиан. Это место, где совершилось наше спасение.

Вы можете подать записки на Пасхальную Литургию в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.

Читайте также: