Трудоустройство выпускников вузов доклад

Обновлено: 16.05.2024

ВложениеРазмер
puti_povyshenie_effektivnosti_trudoustroystva_vypusknikov_vysshih_uchebnyh_zavedeniy.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы / Педагогика, социология и психология / Теория и методика учебы, воспитания и образования

ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

The problem of employment - is the fate of the graduates, the end result of years of higher education institutions. However, without assistance from the state some immediate problems in the field of graduate employment is unlikely to be resolved.

Keywords: employment, university graduates.

Проблема трудоустройства - это судьба выпускников, конечный результат многолетней деятельности вузов. Однако, без содействия со стороны государства некоторые насущные проблемы в области трудоустройства выпускников вряд ли могут быть решены.

Ключевые слова: трудоустройство, выпускники вузов.

Проблема трудоустройства - не просто актуальная тема сегодняшнего дня, это судьба выпускников, конечный результат многолетней деятельности вузов. Она продиктована временем, всеми социально-экономическими преобразованиями в стране, проблема, которая требует государственных решений, а также совместных усилий вузов и работодателей. Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования является одной из приоритетных задач высших учебных заведений, так как в настоящий момент с трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта чаще сталкивается молодежь, в большей степени выпускники учебных заведений профессионального образования. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы.

В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, одним из важных положений которой является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы. В этой связи проблемы качества подготовки специалистов высшей квалификации и их дальнейшее трудоустройство приобретают особое значение. Конечно, программы по содействию трудоустройства студентам и выпускникам существуют, однако их процент не так велик.

В настоящее время существуют специальные фирмы, сотрудники которых могут найти подходящую любому человеку должность – рекрутинговые агентства. Конечно, за определенную плату. Специальные агентства проведут детальный анализ подходящих вакансий, предложат оптимальный вариант. Однако, собеседование придется проходить самостоятельно. Поэтому, цель предлагаемого исследования – разработать программу эффективного содействия трудоустройству выпускников высших учебных заведений.

В свете вышесказанного считаем необходимой некоторую корректировку учебных программ и планов выпускных курсов по поведению и адаптации выпускников на современном рынке труда (приобретение экономических, психологических, правовых знаний и навыков). Тем более, что длительная подготовка и плавный переход к Болонской системе должны завершиться разработкой и принятием новых стандартов высшего профессионального образования (написанием новых курсов с учетом новаций и новых сведений в науке). Предлагаем собственное видение программы содействия трудоустройству студентов. Планируемая программа должна содержать информацию, необходимую для становления молодого специалиста на трех этапах: I – выбор профессии, II – выбор учебного заведения, III – выбор места работы в соответствии с полученным образованием и требованиями рынка труда и построение успешной карьеры Главной целью программы является помощь студенту на последнем, самом ответственном этапе – формирования и грамотного применение его профессионального потенциала.

Актуальность исследований рынка труда, тем более прогнозирование динамики изменений может стать ключевыми факторами эффективности вуза при трудоустройстве выпускников. Ведь понимание того, что происходит и что произойдет на рынке, позволяет реализовывать адекватные меры по трудоустройству, повышающие эффективный процент трудоустройства выпускников.

В современных условиях проблема трудоустройства выпускников приобретает особую актуальность. Рынки труда и образования являются живыми системами, быстро реагирующими на текущие экономические изменения в стране. Это означает, что и вузы сами по себе должны быть столь же быстро адаптирующимися организациями, умеющими адекватно отвечать изменениям на рынке труда.

Гост

ГОСТ

Специфика трудоустройства выпускников

Современное российское общество полно противоречий, вызванных сложными социальными и экономическими условиями. Выпускники вузов, которые только что получили диплом о высшем образовании, часто не могут реализовывать себя в качестве полноценных работников. Сейчас это не редкость, а скорее обыденность, но этот факт не успокаивает выпускников, а вызывает у них еще больше беспокойства и сомнений в том, правильную профессию они выбрали.

Сложившиеся обстоятельства связаны с весьма большой разницей между системой образования и реальными условиями, сложившимися в трудовом рынке. Так и получается, что выпускников с каждым годом становится все больше, а вот профессии их или не востребованные, или предложений по трудоустройству попросту нет. Если отталкиваться от мнения профессионалов, то современный рынок труда для молодежи находится на очень низком уровне. Даже несмотря на то, что сегодня появляется все больше возможностей для молодежи трудоустроиться и начать свою профессиональную деятельность как можно раньше, все же есть некоторые проблемы:

  1. Молодежь не знает, как можно реализовать себя;
  2. Отсутствует информация о том, как правильно нужно искать работу;
  3. Нет веры в себя и свои собственные силы.

С учетом того, что предложения рабочей силы на трудовом рынке рекордные, молодым сотрудникам, тем более без опыта работы непросто выдерживать конкуренцию. Более опытные коллеги всегда будут предпочтительнее, к тому же они могут предлагать не просто новые идеи, но и подкрепляют свои предложения в практическом эквиваленте. В связи с этим проблема трудоустройства выпускников вузов становится все более острой и актуализированной. Но представлена она в данном случае в более глобальном виде, а в частности у этой проблемы есть свои специфические характеристики, которые определяют ее как одну из значимых проблем современности.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов

Число выпускников вузов, которые так и не смогли найти работу, постоянно увеличивается. Это обусловлено несоответствием, перекосом рынка труда. Выпускники выбирают профессии, которые являются или совершенно невостребованными, или слишком востребованными, из-за чего у них нет возможности найти работу и реализовывать свой профессиональный потенциал.

Готовые работы на аналогичную тему

Причины такого положения также могут состоять и в иных обстоятельствах. Во-первых, выпускники относятся к неопытной социальной группе. Работодатели желают принимать на работу специалистов, которые имеют как минимум 1 год опыта работы. Но проблема состоит в том, что получить этот опыт негде – выпускников никуда не устраивают. Есть вторая проблема – несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. Раньше к востребованным профессиям относили юристов и экономистов, и очень многие стремились получать именно эти профессии, поскольку считали, что их спрос велик. Но на самом деле, что раньше, что сейчас высокий спрос еще не гарантирует трудоустройство. Важно не просто отучиться, но и иметь опыт в решении практических кейсов. Современный выпускник также должен уметь предложить интересную идею для развития своей организации, для ее процветания.

Следующее обстоятельство, которое препятствует трудоустройству выпускников – это низкий уровень оплаты труда. Связано это с тем, что у выпускников нет опыта работы, и высоко оценить их труд невозможно. Кроме того, есть работодатели, которые готовы полностью трудоустроить выпускника только после того, как он пройдет неоплачиваемую стажировку. Разумеется, нет 100% гарантии, что трудоустройство действительно состоится. Работодатели могут использовать бесплатную рабочую силу, а выпускники по итогу оказываются обманутыми. Личностные характеристики имеют свое значение – безработные выпускники имеют слишком высокую самооценку профессиональных качеств. Поэтому они претендуют на высокую оплату труда, хотя по факту сами не могут ничего предложить компаниям, и оказываются им не нужны.

Таким образом, проблема трудоустройства выпускников имеет комплексный характер. Сказывается текущая экономическая ситуация в регионе или стране, качество образования, личностные и профессиональные ориентации выпускников. Спрос на отдельные профессии не всегда соответствует предложениям, и поэтому крайне важно изначально со всей серьезностью относиться к выбору будущей профессии, изучать рынок труда, оценивать не то, насколько просто и быстро можно отучиться, а скорее то, будет ли выбранная профессия востребованной, и станет ли выпускник после окончания вуза недостающим звеном, которое впишется в цепочку деятельности компании.

Необходимо подчеркнуть, что неадекватное представление о будущей профессиональной деятельности, может стать серьезной проблемой.

Некоторые выпускники считают, что работа может даться очень просто, и что есть возможность иметь высокий заработок и признание, не имея достаточных навыков и стремления к саморазвитию. Но на практике все совершенно иначе. Мир активно развивается, увеличивается поток информации, и знания тоже должны расширяться. Приветствуется нестандартное мышление, гибкость и живость ума.

Чтобы выпускник имел базу для будущего трудоустройства, и образовательная организация, и будущие работодатели должны позаботиться о нем. К числу мероприятий, способствующих будущему трудоустройству выпускников, относятся: встречи студентов с потенциальными работодателями, организации экскурсий на предприятия, стажировки и практики, которые будут живым примером того, как выстраивается рабочий процесс. Образовательные организации могут заключать договоры с будущими работодателями, тем самым гарантируя трудоустройство хотя бы части выпускников. Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в вузах.

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1 Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс 7
Глава 2 Препятствия адаптации выпускников к трудоустройству…….11
Глава 3 Взгляд молодого работника и работодателя на проблему трудоустройства………………………………………………………………….15
3.1.Жизнь после окончания вуза…………………………………..15
3.2.Мнение работодателей…………………………………………16
Глава 4 Выпускники вуза: перспективы трудоустройства (социологические исследования)………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………. 29
Приложения………………………………………………………………..30

Работа состоит из 1 файл

курсовая.doc

Приднестровский Государственный Университет

Им. Т. Г. Шевченко

Институт Истории Государства и Права

студентки 102 группы

Дубина Юлия Сергеевна

Профессор Чугуенко В. М.

Глава 1 Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс 7

Глава 2 Препятствия адаптации выпускников к трудоустройству…….11

Глава 3 Взгляд молодого работника и работодателя на проблему трудоустройства……………………………………… ………………………….15

3.1.Жизнь после окончания вуза…………………………………..15

3.2.Мнение работодателей………………………………………… 16

Глава 4 Выпускники вуза: перспективы трудоустройства (социологические исследования)…………………………………………… …..18

Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, анализу их жизненных планов, организации процесса трудоустройства в условиях модернизационных преобразований в России, а также изменений, происходящих в мире, которые носят глобальный характер.

В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда.

Современных этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества.

Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания ВУЗа, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны – несоответствием профессиональных качеств выпускников требованиям, предъявляемым современным рынком труда.

В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально – личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры.

Теоретической и методологической основой работы являются общесоциологическая методология, ряд концепций социологии образования, социологии труда, управления, позволяющие рассматривать процесс трудоустройства выпускников вузов в единстве с социально-экономическими отношениями в общественном развитии как социальную систему, находящуюся во взаимосвязи и взаимозависимости с внешней средой; социокультурный подход, введенный в социологию П.А. Сорокиным, структурно-функциональная теория Т. Парсонса, системный подход, разработанный как зарубежными, так и отечественными учеными, а также рискологический подход, разработанный В.И. Чупровым и Ю.А. Зубок. Эти теории определили методологические принципы анализа процесса трудоустройства выпускников образовательных учреждения высшего профессионального образования.

Цель исследования – в изучении процесса трудоустройства как системы, направленной на профессиональное самоопределение, адаптацию к рынку труда и трудоустройство выпускников вузов .

Необходимо выявить те трудности и препятствия, которые стоят перед молодыми людьми на том этапе жизненного пути, когда происходит интенсивное профессиональное самоопределение, идет формирование семейных отношений, трудовых навыков, гражданских позиций и нравственных установок.

Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и адекватному поведению на рынке труда, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности трудоустройства после окончания ВУЗа. Основные задачи исследования:

1.На основе теоретического анализа определить роль института образования в профессиональной подготовке специалиста.

2.Выяснить основные тенденции, характеризующие потребности в кадрах различного профиля.

3.Исследовать профессиональную направленность студентов ВУЗов.

4.Анализ социологических исследований по проблемной ситуации.

5.На основе теоретического анализа определить роль института образования в профессиональной подготовке специалиста.

Взаимодействие системы образования и рынка труда связаны не только с востребованностью специалистов определенной квалификации и профессии, но и с отношением молодого поколения к труду в целом. Падение социальной ценности труда приводит к снижению престижа ряда важных для общества профессий. В этой связи одной из важных и актуальных исследовательских задач является разработка новой системы трудоустройства выпускников интегрированной в систему образования ВУЗа, адекватной современным условиям российского общества; определение необходимых и возможных изменений на всех уровнях направления вузовской системой образования и разработка новых механизмов взаимодействия системы образования и рынка труда. Тем более, что обозначенные проблемы еще недостаточно изучены, особенно это касается механизмов взаимодействия высшей школы и рынка труда.

Объект исследования – это выпускники Российских ВУЗов, нуждающиеся в трудоустройстве.

Предметом исследования являются вопросы трудоустройства, т.е. отношение между количеством выпускников ВУЗов различных специальностей и количеством рабочих мест на бирже труда.

Гипотеза: если студенты при выборе профессии будут ориентироваться не на востребованность ее в данный момент, а ко времени окончания обучения; тогда оканчивая учебное заведение, будет возможность устроиться на работу по своей специальности.

Концептуализация объекта: влияние образования на динамику социальной структуры общества; анализ функций современного социального института профессионального образования и его взаимодействие с биржей труда; анализ изменения социальных функций профессионального образования в связи с трансформацией социально-экономических отношений в России.

Чтобы завершить построение концептуальной измерительной модели, мы должны найти способ выражения названных понятий через наблюдаемые признаки, т.е. осуществить их операционализацию. Выделим такие понятия как:

- Профессиональное образование - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России.

- Студенчество - это мобильная социальная группа, основным условием существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной социальной роли в материальном духовном производстве

- Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наёмными работниками.

Обычно биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест.

Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс

В условиях социально-экономических трансформаций современного
российского общества выпускники высших учебных заведений зачастую оказываются невостребованными на рынке труда. Либерализация системы профессионального образования и трудовых отношений, кризис промышленного производства и рост сервисного сектора привели к ситуации, когда на рынке труда появляется большое количество молодых специалистов, имеющих профессиональное образование, но не способных адаптироваться к нуждам рынка труда. Была разрушена административно-командная система, в рамках которой ранее формировались показатели набора в ВУЗы и техникумы, предприятия планировали свой кадровый состав с учетом обновления корпуса специалистов, а молодые специалисты, хотя и получали гарантии трудоустройства, были ограничены в выборе места работы. В наши дни выбор места учебы уже не определяет жестко и однозначно дальнейшую перспективу профессиональной карьеры. В результате многократно увеличилось число лиц, которые, отучившись за счет бюджетного финансирования, после окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования работают не по специальности. Другие выпускники не могут себе найти работу вообще. Не менее тревожной тенденцией является повышение доли таких выпускников, которые после получения профессионального образования поступают на учет в службу занятости. Таким образом, встает вопрос об эффективности расходования бюджетных средств, направленных на регулирование рынка, подготовку и переподготовку специалистов.
Представляется актуальным концентрация усилий государства в направлении повышения координации различных агентов, вовлеченных в подготовку и трудоустройство молодых специалистов. Сделать это можно только при помощи демократических институтов, руководствующихся логикой экономического развития и социальной справедливостью, учитывающих интересы ключевых субъектов этого процесса — учебных заведений, работодателей и самих работников. В условиях, когда изменяются схемы привычного вхождения молодых людей в фазу трудовой деятельности, качественным образом трансформируется мотивация, связанная с выбором профессии и профессионального образования, идет перестройка всей системы ценностных предпочтений и жизненных ориентации личности. Привычные, устоявшиеся взгляды, стереотипы не способны ни объяснить происходящее, ни сориентировать на адекватное поведение. Возникающие новые структуры, нешаблонные идеи и действия захватывают молодое поколение. В связи с этим изменяются цели и установки молодежи, ориентиры в устремлениях, корректируются социальные идеалы и ожидания. В силу этого актуализируется роль социологических исследований, которые дают объективную информацию о состоянии проблем трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в условиях современной российского рынка труда в целом и в условиях конкретного региона и способствуют выявлению приоритетов социальной политики и управления профессиональным образованием.
Степень разработанности проблемы трудоустройства выпускников определяется состоянием мировых и отечественных исследований в области образования, рынка труда, трансформации институтов в условиях перехода к рынку. Большое значение имеют работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу проблем молодежи в сфере трудовой деятельности, довольно многочисленны. Научные поиски в области социологии труда и занятости, социологии образования, социологии молодежи, научные публикации по проблемам безработицы, социальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов фокусируются на вопросах социализации и профессиональной адаптации, выбора жизненного и профессионального пути, образа и стиля жизни.

Долгое время проблеме занятости молодых специалистов в условиях рыночной экономики не уделялось должного внимания. Одна из первых работ принадлежит Н.В. Гончаровой, в которой на основе эмпирической базы определены группы противоречий на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием, установлены существенные характеристики выпускников вузов при приеме на работу, выявлены факторы значимые для выпускников при трудоустройстве (Гончарова Н. В.)

Наряду с социологическими исследованиям ценностных ориентации, методов трудоустройства и профессиональных планов внимание социологов начинают привлекать и поведенческие стратегии молодежи на рынке труда. Так как «одним из самых перспективных направлений в изучении социокультурного облика студенчества сегодня можно признать его многомерное типологизирование, позволяющее вскрыть детерминацию его дифференциации и основные порождающие ее факторы, показать многообразие стилей жизни студентов Одна из первых работ принадлежит Н.Н. Федотовой,

( Федотова Н.Н.) в которой сделана попытка на основе теоретического анализа и вторичной обработки социологических и психологических исследований создания типологии поведенческих стратегий молодежи на рынке труда.
В результате эмпирического исследования было установлено, что для выпускников вузов характерны два типа поведенческих стратегий: пассивная умеренно-приспособительная и активная позитивно-инструментальная. Студенты, демонстрирующие первую стратегию, намерены делегировать решение проблемы своей занятости государству; основная помощь, которую они ожидают - это создание новых рабочих мест, предоставление льгот молодежи. Основной проблемой для них является обеспечение высокого материального уровня, образование рассматривается как инструмент для обеспечения профессиональной карьеры. Свобода не является жизненной необходимостью, ею можно поступиться ради поддержки со стороны государства. Из предоставляющихся возможностей наибольшее значение имеют возможности в сфере потребления и досуга. Для приверженцев второй стратегии свобода - жизненная необходимость; материальное благосостояние является необходимым компонентом успеха, главной проблемой своей жизни они называют невозможность самореализации, образование служит как средство реализации этой проблемы. Студенты этой группы считают, что для достижения успеха в жизни нужно рисковать, однако моральные принципы не дают им использовать любые средства для достижения жизненного успеха.

Другая типология стилевых стратегий занятости выпускников вузов на рынке труда, основанная на стилевом анализе трудовых биографий, предложена Е.Л. Омельченко. При конструировании стилевых групп в зависимости от характера реализации формального статуса получен основной вектор измерения современных стилей жизни: от мобильного - инновационного — до стабильного - традиционного.(Омельченко Е.Л.)

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. В статье рассматриваются причины затруднений при трудоустройстве, а также возможности содействия трудоустройству выпускников. Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает: встречи студентов с потенциальным работодателем; организация экскурсий студентов на предприятия; организация практик и стажировок на предприятиях; заключение договоров о трудоустройстве выпускников.


4. Попова Н.В., Бочкова Н.В. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд: научно-практический журнал. – 2010. – № 5. – М., 2010. – С.39-41.

5. Попова Н.В.. Бочкова Н.В., Круглова А.В. Образование и структурное неравновесие на региональном рынке труда // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2011. – № 5. – М., 2011. – С.39-42.

6. Попова Н.В. Безработица на рынке труда г. Пензы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе: научно-информационный журнал. – 2013. – № 3(7). – С. 56-62.

7. Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов Международной научно-практической видеоконференции. – Уфа: БИСТ, 2011. – 156 с.

8. Юрасов И.А., Попова Н.В. К вопросу оптимизации отношений между работодателями и системой высшего профессионального образования // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2009. – № 7. – М., 2009. – С. 47–48.

9. Yurasov I., Popova N., Alekhin E. Transformation of the Russian working class as the globalization process // Life Science Journal 2014; 11(11). – P. 124-126.

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается вчерашних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

Следует учитывать, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Говорить в целом о российском образовании как образовании, не дающем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений. В целом же сформировавшаяся целостная система образования при рациональной государственной политике способна обеспечить подготовку грамотных специалистов [5].

В условиях инновационного развития экономики страны следует обратить внимание на несоответствие структурное. Оно объясняется тем, что способности человека не могут быть универсальны и всегда имеют качественную определенность, поэтому предложение рабочей силы в конкретный период времени является неэластичным, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда. Именно из-за несбалансированности объемов и направлений подготовки специалистов с потребностями рынка труда у выпускников образовательных учреждений возникают, по нашему мнению, проблемы с трудоустройством.

Однако сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. Несмотря на то, что в органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: IV–VI разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, не нашедших работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20–24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся [1].

Причины такого положения, на наш взгляд, в следующем:

1) Отсутствие опыта работы. Как правило, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1–2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. На рисунке 1 представлены наиболее востребованные в Пензенской области профессии по видам экономической деятельности по данным за второй квартал 2014 года.


Рис. 1. Распределение вакансий по видам экономической деятельности на рынке труда Пензенской области во втором квартале 2014 г.

Как видно из рисунка 1, вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении. Однако молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжелыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда. К тому же выпускники желают найти работу по полученной профессии. Но большинство выпускников, испытывающих затруднения на рынке труда, имеют специальности экономиста, бухгалтера, юриста, которые мало востребованы. В результате возникает ситуация структурной безработицы.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2–3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает. При этом безработные выпускники имеют завышенную самооценку своих профессиональных качеств. Они, не имея профессиональных навыков, обладая низкой квалификацией, претендуют на высокий уровень заработной платы. Это также затрудняет трудоустройство.

4) Отсутствие высшего образования. Данная проблема существует для выпускников ССУЗов, так как большинство работодателей требуют наличия высшего образования. Вакансии, не требующие высшего образования, как правило, низкооплачиваемые и не привлекают молодых людей. Но данная проблема, в принципе, легко разрешима.

5) Неадекватное представление о профессиональной деятельности. Возникает из-за недостатка практики в процессе обучения. Выпускник имеет смутное представление о своих профессиональных функциях и обязанностях. В итоге может возникнуть нежелание работать по специальности.

С учетом обозначенных проблем явно обозначена необходимость помощи молодым людям в реализации их трудового потенциала и права на труд.

Вместе с тем в регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Уменьшение доли выпускников можно рассматривать двояко. С одной стороны, если снижение показателя вызвано тем, что большую часть выпускников, обращающихся в центр занятости, трудоустраивают (на постоянное место работы или временно по программе стажировки), то вполне можно говорить о том, что данное веяние положительно, и о росте результативности работы центра занятости в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений. С другой стороны, спад в большей степени может быть вызван общим сокращением числа обращений выпускников в центр занятости или тем, что значительную часть их снимают с регистрационного учёта по другим причинам (в том числе и при направлении на проф. обучение). В таком случае можно говорить об ухудшении ситуации на рынке труда (в сфере трудоустройства выпускников) и о серьёзной проблеме занятости среди них [6].

Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

- встречи студентов с потенциальным работодателем;

- организация экскурсий студентов на предприятия;

- организация практик и стажировок на предприятиях;

- заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Базовые кафедры призваны организовывать и проводить все виды практик студентов на предприятии, осуществлять целевую подготовку студентов с их последующим трудоустройством.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

2. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

3. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

4. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

5. Участие в ярмарках вакансий.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов.

6. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

7. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

8. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

9. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

10. Участие в ярмарках вакансий.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Также успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились [1]. К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Многие молодые люди проявляют интерес к предпринимательской деятельности. Государственная служба занятости оказывает и содействие самозанятости граждан. Во втором квартале 2014 года было оказано содействие 26 гражданам в возрасте 18–29 лет [1].

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16–29 лет [1]. Специалисты службы помогают молодым людям адекватно оценить свои возможности, повысить мотивацию в поиске работы и адаптироваться к условиям труда. Кроме того, работники службы занятости, оказывая консультационные услуги, формируют у бывших студентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации.

Следует отметить, что Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями. По нашему мнению, это обстоятельство окажет благотворное влияние на качество работы учебных заведений и успешное трудоустройство их выпускников.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор кафедры государственного управления и социологии региона ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.

Читайте также: