Тропы и дорожки здоровья доклад

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 561 0

Наулайнен Ольга Александровна,

Старший воспитатель

naulainenolga @ mail . ru

Ключевые слова: физическое развитие, тропа здоровья, оздоровление, профилактика, дети дошкольного возраста

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

Одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ — это оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

- улучшить координацию движений;

- улучшить функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

- улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

- приобщить детей к здоровому образу жизни.

- для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;

- для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

- для решения задачи закаливания дошкольников;

- для развития их сенсорных способностей.

- устойчивость к переменам погоды;

- большая пропускная способность.

- короба с галькой,

- вкопанные деревянные пеньки;

- сказочные герои и атрибуты.

по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя несколько станций. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

на спортивной площадке ДОУ;

на площадках для организации прогулок.

На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

- перечень упражнений с подробным описанием содержания;

- комплексы упражнений (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.

Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы). Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.

- поверхность с галькой.

Вдоль тропы высажены специально подобранные кустарники, цветы и травы, обогащающие воздух фитонцидами (мята, мелисса, календула, бархатцы, лекарственная ромашка, лук и другие.) Это позволяет детям познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма.

Работа с родителями

Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

- посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

- вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

- сделать несколько дыхательных упражнений;

- походить босиком по песку, траве;

- покатать шишки ступнями ног;

- полюбоваться красотой цветущих растений;

- просмотреть памятки и листовки.

Родителей необходимо знакомить с маршрутами здоровья детей соответственно возрасту, проводить циклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.

Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, снижение риска заболеваемости детей простудными заболеваниями. Общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Работа с родителями – повышение их компетентности в области здоровьесбережения.

Актуальность: К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические. Экология нашего города создаёт дискомфортные условия для формирования физического и психического здоровья дошкольников.

Отечественной психологией накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования физически развитой личности. От работ А.Ф. Лазурского и Г.Я. Трошина до работ современных исследователей, мы можем проследить достаточно глубокие взаимосвязи между появлением личностных новообразований, физическим развитием и особенностями эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович).

Приоритетными направлениями деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского – сада №282 городского округа Самара (далее – МБДОУ) являются улучшение эмоциональнопсихического состояния и укрепление здоровья дошкольников, приобщение их к ценностям здорового образа жизни и охрана жизни дошкольников.

Деятельность МДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно­-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.

В МБДОУ создана необходимая материально­-техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья, спортивная площадка.

В период летней оздоровительной кампании особое внимание уделяется эмоциональнопсихическому состоянию и здоровьесбережению дошкольников. В оздоровительную компанию вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в МБДОУ оборудована "Тропа здоровья".

Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

  • улучшение эмоционально­психического состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • улучшение функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

После завершения процедуры закаливающей ходьбы обмыть стопы в ванне проточной водой, растереть их полотенцем и надеть обувь.

Ежедневное использование "тропы здоровья" в летний оздоровительный период позволили добиться следующих результатов:

  • улучшение эмоционально­психического состояния дошкольников (увеличение посещаемости в летний период);
  • улучшение и укрепление иммунной системы организма;
  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период (снижение уровня заболеваемости на 15,2%);
  • тренировка и качественное улучшение работы стопоназального рефлекса;
  • предотвращение и уменьшение развития плоскостопия у дошкольников;
  • предотвращение развитие ультрафиолетового голодания, следовательно, развития рахита у дошкольников;
  • положительная динамика росто­весовых показателей;
  • формирование правильной осанки, улучшение ее у детей с нарушением опорно­двигательного аппарата;

Заключение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

X районная исследовательская конференция

Ðèñóíîê 1

Проект Тропы здоровья в Новоильинском районе

группа учеников 4 В класса

Симашкина Ирина Владимировна, учитель начальных классов

г. Новокузнецк , 2016

Актуальность

Мы с вами представляем одно сообщество – жители Новоильинского района города Новокузнецка. Каждый из нас хочет быть сильным, бодрым, энергичным! Но современные люди мало двигаются, взрослые проводят целый день в офисах и автомобилях, дети – в школах и дома за компьютерами. От малоподвижного образа жизни здоровье населения ухудшается. Регулярные прогулки по Тропам здоровья помогут сберечь и укрепить здоровье.

Но такие Тропы должны быть в шаговой доступности, чтобы каждый житель района, будь то пенсионер, или молодая мама с ребенком, или целая семья могли в любой момент зайти на тропу.

Разработка проекта Тропы здоровья в Новоильинском районе.

Опросить жителей района с целью выяснения актуальности Тропы здоровья в районе.

Изучить способы создания Троп здоровья в других городах.

Поработать с картой Новоильинского района.

Опытным путем проложить маршруты Тропы.

Придумать отдельные объекты на Тропе.

Узнать, как строятся Тропы здоровья.

Предложить способы финансирования проекта.

Методы и приемы, используемые в проекте

Работа с картой.

Практическая работа на маршруте.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

хотелось бы, чтобы появились там детские площадки;

по - больше бы зелени, цветочных клумб;

зимой надо прокладывать лыжню;

обязательно нужен прокат палок для скандинавской ходьбы;

скорее бы построили эту Тропу;

нужно хорошее освещение зимой;

желательны спортивные площадки.

Из этого опроса мы сделали вывод, что идея создания Тропы здоровья актуальна в нашем районе, и занялись проектом с огромным воодушевлением.

Из Википедии мы узнали, что в конце XIX века немецкий врач Макс Эртель опубликовал свои научные труды о пользе дозированной ходьбы на организм человека. Свой метод лечения он назвал терренкур - от французских terrain (земля, местность) и kuhr (лечение). Врач на практике доказал, что терренкур улучшает функции сердечно-сосудистой системы и дыхания, благоприятно влияет на психику, стимулирует обмен веществ и хорошо развивает выносливость. Эффективность этого простого и приятного метода оценили другие доктора и вскоре у Эртеля обнаружилось множество последователей. Терренкур стал чрезвычайно популярным практически на всех горных курортах Европы, а вскоре стал использоваться и в России. Первые тропы здоровья были проложены в Крыму и Кисловодске. По приказу царя Николая II 1901 г. была построена тропинка длиной в 6,5 км - Царская тропа.

Впоследствии терренкуры появились в окрестностях Ялты, Ессентуках, Сочи, т.е. на курортах. Сейчас тропы здоровья есть в Москве, Чебоксарах, Барнауле, Перми и многих других городах России. Они создаются не только в природных зонах, но и внутри районов. Тропа дает больше и стоит гораздо дешевле, чем спортивные комплексы, которые малодоступны для основной массы населения. А здесь можно просто гулять, ходить с палками, зимой прокатиться на лыжах.

3. Мы изучили карту нашего района и пришли к выводу, что можно проложить 3 участка тропы: первый и третий из них - внутри района, второй – вдоль улиц Звездова и Чернышова.

Когда мы составляли предположительный маршрут по карте, то думали, что можно сделать круговую Тропу, включая участок четыре – вдоль улицы Косыгина.

Но, проходя маршрут, увидели дорожную развязку над тоннелем, которая прервет нашу Тропу. Кроме того этот участок сильно зарос кустарником и деревьями, поэтому мы решили не включать его в наш проект.

Протяженность участков такова: 1 - 1 км 800м, 2– 700 м, 3 – около 2 км. Значит, всего примерно 5 км.

Далее мы опытным путем проложили маршрут, пройдя по нему пешком.

На участках один и три (внутри района) уже есть пешеходные дорожки, которые надо расширить до 2,5 – 3м. . Только вдоль дома №37 по улице Новоселов на протяжении 50 м ( мы меряли сами) пешеходной дорожки вообще не существует.

В некоторых местах этих участков необходимо сделать освещение, установить лавочки и урны, а также разбить клумбы. Еще надо поставить указатели километража, чтобы идущие по Тропе радовались своим достижениям.

На участке три есть места для игр детей. А вот площадку для катания на скейтбордах и роликовых коньках надо огородить, также сделать там твёрдое покрытие, установить различные барьеры и трамплины для выполнения трюков .

Участок два, расположенный на окраине района, требуют больше затрат.

Здесь надо проложить несколько прогулочных дорожек, установить скамейки, клумбы и урны.

Сама Тропа строится следующим образом. Снимается 30 см верхнего слоя земли, затем укладывается мелкая щебенка и утрамбовывается. В итоге такая дорожка прослужит нескольким поколениям.
Необходимо максимально сохранить существующую растительность, а вдоль дорожек высадить кустарник. Чтобы заняться скандинавской ходьбой, нужно лишь желание и палки, подойдут даже лыжные. Зимой рядом с тропой прокладывается лыжня.

Для уменьшения вредного воздействия от автодороги необходимо возвести пылезащитный экран. Это могут быть хвойные или лиственные деревья. Их с удовольствием посадят школьники, конечно при помощи взрослых и посадочного материала.

Далее следуют наши предложения по дополнительным объектам, которые можно расположить на Тропе.

Ворота — начало Тропы здоровья. На стендах указаны правила, которые нужно соблюдать на протяжении небольшого путешествия. А также карта – схема маршрута.

Например, комплексная спортивная площадка. Она может быть оборудована на небольшой поляне около Тропы здоровья на участке номер два. Надо немного поднять уровень грунта и обеспечить хороший дренаж, чтобы поляну весной не заливала талая вода. На площадке надо установить турники, шесты для лазанья, шведские стенки и другие спортивные снаряды.

Или вот такой веревочный городок.

Можно разместить и другие объекты – летнее кафе, какие-то ландшафтные элементы, например парковый лабиринт. Мы не ставили себе цель детально прорисовать проект, вплоть до каждой лавочки. Мы хотели, чтобы нас услышали жители и администрация Новоильинского района. Кстати, наш проект Тропы здоровья мы отправили в Администрацию еще в декабре.

Тропу можно делать не только за счет государства, но и бизнес подключать. А в качестве компенсации давать ему льготы. Мы узнали, что примерная стоимость одного километра Тропы здоровья 1 миллион рублей.

. Эта дорожка в соответствии с названием предназначена для оздоровления детей. По ней дети ходят босиком, с удовольствием раздражая стопы ног.

На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

— перечень упражнений с подробным описанием содержания;

— комплексы упражнений (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.

Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы). Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.

Задачи:

Материал: цветы, дерево с зубной щеткой, пастой, мылом, полотенцем, расческой; иллюстрация веселого и грустного зубов; муляжи овощей, фруктов, сладостей; аудиозапись звуков природы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел гость

Он носит вместо шапки Веселый колпачок. И ростом он всего лишь С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней Идет в лесу ночном. Не ошибешься, если Ты скажешь:

Гном:

— Здравствуйте, ребята! (дети здороваются с гномом) Меня зовут гном Здоровячок. Сегодня прекрасная погода, и я хочу пригласить вас прогуляться в моем сказочном лесу.

Воспитатель:

— А вы знаете, что мы не просто здороваемся, а желаем друг другу здоровья.

Ребята, а что значит быть здоровым? (ответы детей)

Гном:

На прогулку становись!

Не зеваем! Подтянись!

(звучит музыка- звуки природы)

-Ребята, что вы видите на поляне? (траву, много цветов) А когда много цветов, то это целая… (цветочная поляна).

А что вы можете рассказать о цветах, которые вы видите? Да, верно, на нашей поляне распустились цветочки разных расцветок. Какие цвета вы можете назвать? (ответы детей)

Вы можете сорвать для себя по одному цветочку, но с одним условием, чтобы цвет цветочка соответствовал вашему настроению. (дети выбирают себе цветы)

Я очень рада, что все сорвали яркие цветочки. Значит у вас хорошее настроение! Но бывает, что настроение у людей меняется. Как вы думаете, от чего меняется настроение?

Когда у вас хорошее настроение? Когда плохое? (ответы детей)

Все верно, если у человека все хорошо, он здоров, то и настроение хорошее. Но если, есть какие-то неприятности или человек болеет, то и настроение плохое.

А что можно сделать, чтобы поднять себе или своему другу настроение? (ответы детей). А еще можно сделать веселую зарядку!

Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться- три, четыре. И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

Молодцы! А теперь с хорошим настроение продолжим нашу прогулку!

— Ребята, посмотрите, мы пришли на новую полянку. Что вы здесь видите? (продукты). Эту необычную полянку можно назвать… (дети предлагают свои варианты)

Вы знаете, что для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться!?

Посмотрите, у нас на столе с веселым человечком лежат фрукты и овощи. А что же в них такого полезного? (витамины)

Правильно, чтобы быть здоровым, нужно больше кушать овощей и фруктов, в которых содержится много витаминов. Я предлагаю вам всем послушать стихи о витаминах.

Я витаминка А Меня запомнить просто Найдешь меня в морковке Я витаминка роста.

Витаминкой В назвали Строго-настрого сказали: Жить в орешках, огурцах, Хлебе, щавеле, грибах.

Хоть и кислый я на вкус Улыбнитесь, Сони… Витаминкой С зовусь И живу в лимоне.

Мы на солнышке лежали Витамин Д принимали. Кто же мы теперь: ребятки Или просто шоколадки?

Давайте вспомним, какие витамины вы знаете? (АВСД) Витамин А нужен для роста, для крепких зубов, витамин В – для аппетита, хорошего настроения, витамин С – для здоровья, бодрости.

Посмотрите на наши продукты, и вместе со мной постараемся назвать, какие витамины они содержат. (дети берут продукты из корзинок и называют витамины, которые в них содержатся)

Никогда не унываю И улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины А, В, С.

А почему сладости вы убрали в корзинку с грустным человечком, ведь они же очень вкусные? (ответы детей о вреде сладостей для зубов.)

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (мыло)

Резинка – Акулинка Пошла гулять по спинке. И пока она гуляла, Спинка розовою стала. (мочало)

Вафельное и полосатое, Гладкое и лохматое, Всегда под рукою – Что это такое? (полотенце)

Костяная спинка, Жесткая щетинка, С зубной пастой дружит, Нам усердно служит. (зубная щетка)

Зубов много, А ничего не ест. (расческа)

Молодцы! Ребята, а вы встречали такие необычные деревья? Что же растет на этом дереве? А для чего нужны эти предметы? (для личной гигиены)

Для чего нужно мыло? Когда мы моем руки? (Мы моем руки перед едой, после прогулки, когда испачкаются руки после рисования или лепки, после того, как погладили животных, ведь на их шерсти много микробов)

Для чего нужно полотенце? Для чего нужна расческа? (ответы)

Для чего нужна зубная щетка? Сколько раз в день вы чистите зубы?

Ребята, есть одно важное правило, которое вы должны помнить!

Посмотрите под нашим деревом что- то есть. (корзинка)

В корзинке лежат 2 зуба (картинки) – веселый и грустный. Как вы думаете, почему один веселый, а второй – грустный? (ответы детей) Что нужно сделать, чтобы и 2й зубик стал веселым? (чистить зубы 2 раза в день, полоскать рот после еды, ходить на осмотры к стоматологу, поменьше кушать сладкое)

Наше путешествие заканчивается, но гномик приготовил для нас еще одно задание. Здоровячок очень хитрый, будьте внимательны!

Задание от гномика

— Внимательно послушайте, и скажите нужно так делать, чтобы быть здоровыми или нет.

1. Чтоб расти и закаляться Надо спортом заниматься.

2. Будет пусть тебе не лень Чистить зубы 2 раза в день.

3. Чтобы зубы не болели Ешь конфеты-карамели.

4. Если выходишь зимой погулять Шапку и шарф надо дома оставлять.

5. Фрукты и овощи перед едой Тщательно, очень старательно мой.

6. Вот еще совет простой Руки мой перед едой.

7. От мамы своей быстро вы убегайте Ногти свои ей подстричь не давайте.

8. Платочек, расческа должны быть своими Это запомни и не пользуйся чужими.

9. Если на улице лужа иль грязь Надо туда непременно упасть.

Молодцы, правильно ответили. (гном хвалит детей)

Я желаю вам, ребята, Быть здоровыми всегда, Но добиться результата Невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться: Прежде, чем за стол садиться, Руки мойте мылом и водой. И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам. И, конечно, закаляйтесь – Это так поможет вам! Свежим воздухом дышите

По возможности всегда. На прогулки в лес ходите – Он вам силы даст, друзья! До свидания!

Воспитатель:

-Теперь мы можем возвращаться с нашей прогулки. Понравилось вам? А какое у вас настроение? (ответы детей)

Упражнения для беговой дорожки

Если круговые тренировки вам уже надоели или оказалось мало бега и приседаний, эти упражнения точно подойдут. Понадобятся только фитнес-резинки. На дорожке выбираем самую низкую скорость.

Ходьба боком

Техника выполнения:

  • Надеваем резинку на середину бёдер и встаём боком к пульту управления дорожки.
  • Выставляем невысокую скорость.
  • Двигаемся приставными шагами в полуприседе, стараясь, чтобы резинка всегда оставалась в натяжении. Шаги небольшие, спина прямая, руки у подбородка.

Идём по минуте каждым боком.

Выпады с махом назад

Техника выполнения:

  • Резинка обхватывает оба бедра посередине, стоим лицом к пульту управления.
  • Скорость дорожки маленькая. Делаем выпад одной ногой, после чего выпрямляем опорную ногу и проносим назад ту, которая только что совершала выпад.
  • То же самое повторяем со второй ногой — выпад и мах назад. Мах совершается быстро и не очень высоко. Следим за равновесием. Можно опираться на специальные поручни дорожки.

Ходим так примерно 1-2 минуты.

Техника выполнения:

  • Резинка – на бёдрах.
  • Ставим средний уровень скорости на дорожке и идём.
  • Ноги находятся на ширине плеч и не дают ослабнуть натяжению в резинке, носки чуть развёрнуты в стороны. Стараемся задействовать при ходьбе ягодицы.

Ходим так примерно 2-5 минут.

Упражнения с TRX для укрепления глубоких мышц кора. От них зависит здоровье спины


Упражнения с TRX для укрепления глубоких мышц кора. От них зависит здоровье спины

Что будет, если не разминаться перед тренировкой?


Что будет, если не разминаться перед тренировкой?

Читайте также: