Третейские суды и иные арбитражные органы в экономической сфере доклад

Обновлено: 18.05.2024

Согласно п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

При определении места и способа разрешения спора стороны спора чаще всего исходят из таких параметров как величина судебных расходов, язык разбирательства, удобство и территориальная удаленность места разрешения спора. Такой подход, вне всякого сомнения, является верным.

В пользу третейского разбирательства традиционно свидетельствуют также такие важные его особенности, как возможность каждой из сторон участвовать в формировании коллегии арбитров, конфиденциальность, тщательность рассмотрения доказательств и доводов сторон, мотивированность решений.

Для международных споров бесспорным преимуществом является возможность исполнения третейских решений более чем в 160 странах мира в силу Нью-Йорской конвенции 1958 года.

Однако третейское разбирательство имеет свою специфику, которая способна повлиять не только на процесс разрешения спора, но и на его результат. Таких особенностей достаточно много – в настоящей колонке я проиллюстрирую их на примерах исчисления срока исковой давности и определении субъектного состава участников спора.

Итак, простая задачка студенческого уровня на определение момента истечения срока исковой давности.

Дано: между истцом (проектировщиком), имеющим местонахождение, скажем, в Швейцарии, и российским ответчиком (заказчиком) был заключен договор подряда на выполнение проектных работ. По состоянию на 1 января 2018 года работы выполнены и приняты заказчиком, но не оплачены. Срок оплаты – 30 дней с даты приемки. Применимое материальное право: право России. В договоре стороны оговорили срок ответа на претензию, равный 30 календарным дням с момента ее направления. Претензия направлена ответчику 20 января 2021 года, ответ на нее поступил 10 февраля 2021 года.

Вопрос: когда истекает срок исковой давности по требованию об оплате выполненных работ?

Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос прямо зависит от того, какой форум будет рассматривать данный спор.

Решение № 1: предположим, что такой спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде России по правилам Арбитражного процессуального кодекса.

Тогда решение задачи будет таково: мы применим норму ст. 196, ст. 200, ГК РФ и определим, что по общему правилу течение срока исковой давности должно было бы завершиться по истечении трех лет с того момента, как наш подрядчик узнал, что его право нарушено, то есть 31 января 2021 года.

Далее мы воспользуемся п. 3 ст. 202 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 АПК РФ, из которых следует правило о том, что течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), и определим момент истечения срока исковой давности.

Получим ответ: 21 февраля 2021 года.

Решение № 2: теперь предположим, что такой спор подлежит рассмотрению в третейском суде в России.

На текущий момент в России действуют лишь несколько постоянно действующих арбитражных учреждений, которые вправе администрировать рассмотрение таких неспециализированных споров: Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС), Арбитражный центр при Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", Российский арбитражный центр при некоммерческой автономной организации "Российский институт современного арбитража", а также два известных иностранных центра.

При таком регулировании мы не будем иметь оснований для применения п. 3 ст. 202 ГК РФ, согласно которой течение срока исковой давности приостанавливается, только если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом ("Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июля 2020 г.).

В нашем случае такая несудебная процедура разрешения спора будет установлена не законом, а договором, поэтому течение срока исковой давности по этому основанию приостанавливаться не будет и завершится по истечении трех лет с того момента как наш подрядчик узнал, что его право нарушено: поэтому ответ для решения № 2 будет 31 января 2021 года.

Решение № 3: если спор подлежит рассмотрению в третейском суде на территории Великобритании, то определение срока исковой давности произойдет в соответствии с правилами применимого процессуального права.

Действительно, арбитраж при разрешении спора применяет свои правила процедуры, а также избранное сторонами материальное право. Поскольку исковая давность в большинстве правопорядков общего права является институтом именно процессуального права, а не материального, как в России (ст. 1208 ГК РФ), то срок давности будет определен в соответствии с законодательством места разрешения спора.

Согласовав, например, разрешение рассматриваемого спора в авторитетном Лондонском международном третейском суде, стороны должны осознавать, что срок исковой давности, в нашем примере, может истечь 31 января 2024 года.

При этом также стоит учитывать, что в целом ряде правопорядков, такой институт как исковая давность вовсе не применяется при рассмотрении дел в третейских судах (например, большинство штатов США, Иран и др.).

Особенности исчисления исковой давности – один из примеров того, как кажущиеся второстепенными вопросы о выборе места и способа разрешения спора, могут в корне изменить результат разрешения спора по существу.

Следующая отличительная особенность рассмотрения строительных споров в третейских судах кроется в субъектном составе участников спора.

Как правило, помимо заказчика и подрядчика при реализации строительных проектов деловая цепочка, включает целый ряд иных участников правоотношений: субподрядчиков, инвесторов, агентов (заказчиков-застройщиков, инженеров строительного надзора и иных).

Предположим самую неосложненную модель спора: иностранный заказчик – российский генеральный подрядчик-субподрядчик. Стороны имеют взаимные претензии в отношении качества результата выполненных работ и их оплате. Субподрядчик полагает, что его право на получение оплаты нарушено, и желает восстановить свое право обращением в суд с иском к генеральному подрядчику.

При рассмотрении такого спора в государственном арбитражном суде нашему ответчику – генеральному подрядчику, не получившему в свою очередь оплату от своего заказчика, конечно разумно просить о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица заказчика проекта, имея ввиду, что принятый судебный акт может повлиять на его права или обязанности (п.1 ст. 51 АПК РФ).

Напомним, о вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом арбитражный суд должен вынести определение (п. 3 ст. 51 АПК РФ).

Принятое арбитражным судом решение по такому спору между генеральным подрядчиком и субподрядчиком будет иметь преюдициальное значение при рассмотрении самостоятельного спора между генеральным подрядчиком и заказчиком в дальнейшем.

При рассмотрении такого же правоотношения в третейском суде механизм участия заказчика, вероятнее всего, будет иным, так как порядок привлечения третьих лиц в порядке арбитража осуществляется, как уже упоминалось, на основании норм правил постоянно действующего арбитражного учреждения – устава, положения, регламента и т.п.

Учитывая, что в основу указанных правил положены базовые принципы арбитража: конфиденциальность и отсутствие преюдициальности арбитражного решения, чаще всего, правила постоянно действующего арбитражного учреждения ограничивают усмотрение стороны в вопросе привлечения третьих лиц.

Рассмотрим ситуацию на примере МКАС при ТПП РФ. Правила арбитража международных коммерческих споров МКАС при ТПП РФ (Приложение 2 к приказу ТПП РФ от 11 января 2017 г. № 6) в п.1 § 14 устанавливают, что привлечение к арбитражному разбирательству третьего лица, не заявляющего исковых требований против сторон арбитражного разбирательства, а также вступление в арбитражное разбирательство такого третьего лица допускается при условии, если все стороны и третье лицо связаны одним арбитражным соглашением или все стороны и третье лицо выразили согласие на проведение арбитражного разбирательства с участием такого третьего лица в установленный срок.

Таким образом, привлечь заказчика к участию в споре в качестве третьего лица можно будет в отсутствие единой арбитражной оговорки лишь с согласия самого заказчика и сторон спора. Если заказчик не выразит явного согласия на участие в процессе, то иск генерального подрядчика к нему может быть заявлен только в самостоятельном разбирательстве.

Более того, даже если и удастся привлечь заказчика к участию в деле, то в силу отсутствия правил о преюдициальности такое решение коллегии арбитров не будет носить обязательный характер для рассмотрения будущего спора между генеральным подрядчиком и заказчиком. Такое решение будет оцениваться лишь в качестве доказательства наравне с иными доказательствами, представленными сторонами.

Статья 44 Регламента Арбитражного центра при Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей" предусматривает более гибкую норму, устанавливая, что постановление по вопросу о привлечении третьего лица выносится после консультаций со всеми сторонами, но для участия в арбитраже третьего лица все же требуется письменное согласие такого лица. Согласие третьего лица на участие в арбитраже означает, что такое лицо ознакомлено с правилами Арбитражного центра, согласно с ними и обязуется их соблюдать.

При таких обстоятельствах возникает закономерный вопрос: предлагает ли арбитраж, как исторический форум для разрешения, в первую очередь, коммерческих споров, решение для таких, откровенно говоря, типовых ситуаций?

Ответ на этот вопрос должен быть утвердительным. Большинство современных правил арбитража предусматривают участие неизвестного АПК РФ субъекта: дополнительной стороны.

Например, согласно п. 1-2 § 13 Правил арбитража международных коммерческих споров МКАС при ТПП РФ, сторона арбитражного разбирательства вправе предъявить иск против дополнительной стороны. Такой иск может быть рассмотрен при условии, если требования против дополнительной стороны охватываются тем же арбитражным соглашением, на котором основан первоначальный иск или требования против дополнительной стороны охватываются другим арбитражным соглашением, предусматривающим передачу споров в МКАС и совместимым с первым арбитражным соглашением по своему содержанию, а также связаны с первоначальным иском в материально-правовом отношении.

При соблюдении любого из указанный условий лицо, не являющееся истцом или ответчиком, вправе вступить в арбитражное разбирательство в качестве дополнительной стороны, предъявив иск к истцу и (или) ответчику. В отношении иска к дополнительной стороне и иска дополнительной стороны применяются соответствующие положения о встречном иске.

Применительно к нашему примеру, генеральный подрядчик при рассмотрении спора в МКАС при ТПП РФ получает механизм предъявления и рассмотрения его иска к заказчику в едином процессе одновременно с рассмотрением иска субподрядчика к нему. Поскольку отдельного разбирательства для рассмотрения иска генерального подрядчика к заказчику не понадобится, существенно сократятся сроки урегулирования спора по проекту и издержки сторон на судебную защиту.

Учитывая изложенные различия, сторонам договора разумно еще на стадии заключения договора предусмотреть для себя такое соглашение о порядке разрешения споров, которое позволит истцу при подаче иска выбрать тот форум, который позволит адекватней реализовать его право на судебную защиту. Таким соглашением, в числе прочих, может стать альтернативная оговорка, которая предоставит будущему истцу право выбора между обращением в государственный арбитражный суд или третейский суд.

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Наряду с системой государственных арбитражных судов в России развивается относительно новая система разрешения гражданско-право вых споров - третейские суды. Их деятельность в настоящий момент регулируется в том числе Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах), который с момента принятия претерпел лишь незначительные изменения несмотря на множество претензий со стороны бизнес-сообществ а. Пробелы, оставшиеся в Законе, были заполнены судебной практикой. В настоящий момент подписан и с1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже). Данный ФЗ определяет порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство) .

Закон об арбитраже содержит новый понятийный аппарат в сфере привычного третейского разбирательства, а также более основательную и детальную проработку арбитражного соглашения, процедуры введения арбитража, а также процедуры создания постоянно действующих третейских судов.

Закон об арбитраже вводит новые понятия и корректирует уже существующие (ст. 2 Закона об арбитраже). Например, понятия "арбитраж" и "третейское разбирательство" указаны в нем как синонимы и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). Важно отметить, что теперь третейским судом будет называться единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело, а не постоянно действующий орган, созданный для рассмотрения споров.

Планируется, что с сентября 2016 года все третейские суды в России заменят арбитражные учреждения. Именно они будут на постоянной основе обеспечивать арбитраж в том числе по выбору, назначению или отводу арбитров, ведению делопроизводства и распределению арбитражных сборов.

В Законе об арбитраже закрепляются новые принципы арбитража, а именно:

- принцип независимости и беспристрастност и арбитров;

- принцип состязательности сторон;

- принцип равного отношения к сторонам.

Необходимо отметить, что главной новеллой Закона об арбитраже считается новая процедура создания постоянно действующего арбитражного учреждения, которое можно будет создать только при некоммерческой организации (далее НКО) (ранее это могло быть и просто ООО либо любая коммерческая организация).

Наименование постоянно действующего арбитражного учреждения должно содержать указание на полное или сокращенное наименование некоммерческой организации, при которой оно создано. Это правило не распространяется только на Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышле нной палате РФ. Образовать одно арбитражное учреждение при двух и более НКО никто не сможет.

Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства РФ, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации совета по совершенствовани ю третейского разбирательства. Кроме того, требования к НКО, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, стали более серьезными и закреплены в Законе об арбитраже. В частности:

- требование достоверности представленной информации об НКО и о ее учредителях (участниках);

- у НКО должны быть репутация, масштаб и характер деятельности, которые позволят ей обеспечить высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения, а также осуществление НКО деятельности, направленной на развитие арбитража в России;

- НКО должны вести и публиковать рекомендованный ими список арбитров не менее чем из 30 человек, при этом один арбитр не может входить в списки более трех арбитражных учреждений.

Важная часть в Законе об арбитраже касается ответственности вплоть до полного прекращения деятельности арбитражного учреждения по решению компетентного суда и по предписанию Минюста России (ч. 1, ч. ч. 3 - 4 ст. 48 Закона об арбитраже).

Закон об арбитраже вводит полноценный институт единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража: такие функции будут выполняться государственными судами Российской Федерации. В соответствии с поправками в АПК РФ и ГПК РФ сторонам третейского разбирательства предоставлено право обращения в государственные суды РФ (арбитражные суды РФ) за разрешением вопросов:

- о назначении арбитра по заявлению любой стороны;

- о рассмотрении заявления об отводе арбитра;

- о рассмотрении заявления о прекращении полномочий арбитра.

При этом определение, вынесенное государственным судом РФ в рамках оказания содействия третейским судам, является окончательным и обжалованию не подлежит. Государственные суды по-прежнему будут рассматривать дела об оспаривании арбитражных решений, если только стороны заранее соглашением не предусмотрели, что оно является окончательным, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное их исполнение.

Третейские суды, создаваемые для рассмотрения конкретного дела, сохранятся, однако они не будут заниматься корпоративными спорами. Корпоративные споры, на которые есть указание в Законе об арбитраже, могут рассматриваться в рамках арбитража.

Закон об арбитраже прямо устанавливает арбитрабельность споров, которые связаны с созданием юридического лица в РФ, управлением им или участием в юридическом лице, сторонами которых являются учредители, участники, члены юридического лица и само юридическое лицо за некоторыми исключениями.

Такие споры могут быть переданы в третейский суд при одновременном соблюдении следующих условий:

- юридическое лицо, все участники юридического лица, иные лица, которые являются истцами или ответчиками, заключили третейское соглашение;

- арбитраж проводится под администрировани ем постоянно действующего арбитражного учреждения;

- в арбитражном учреждении утверждены правила рассмотрения корпоративных споров;

- местом арбитража является Российская Федерация.

Из общего правила арбитрабельности корпоративных споров будут исключены такие категории споров, как:

- о созыве общего собрания участников юридического лица (п. 7 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ);

- споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями (п. 9 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ);

- споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и т.д. (п. 2 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);

- споры в отношении обществ, имеющих стратегическое значение (п. 3 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);

- споры, связанные с выкупом акций обществом и со сделками с заинтересованнос тью (п. 4 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);

- споры, связанные с исключением участников юридических лиц (п. 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ).

О третейских судах в Российской Федерации

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 168, 30.07.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Принят
Государственной Думой
21 июня 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2002 года


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также - стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора);

третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство - процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда - уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства - нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

стороны третейского разбирательства - организации - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане-предприниматели), физические лица (далее - граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд - арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Получение документов и иных материалов

1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.

2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина-предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.

Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки (пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ).


Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров

1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2_1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Статья 6_1. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде

1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.

2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.

4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ)

ГЛАВА II. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ


Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ)

2. При несоблюдении правил, предусмотренных пунктами 1 и 1_1 настоящей статьи, третейское соглашение является незаключенным.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

ГЛАВА III. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА


Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье

1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

3. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

4. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

5. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

6. Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

7. Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

Статья 9. Число третейских судей

1. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

Экономические споры

Экономические споры являются неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Каждый бизнесмен имеет свои интересы, которые могут пересекаться и формировать конфликтные ситуации. Для их разрешения и был предусмотрен механизм рассмотрения экономических споров в суде. Экономические споры рассматриваются арбитражным судом, в соответствии с АПК РФ (Арбитражно-процессуальным кодексом). Сторонами в экономических спорах являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). Физическое лицо может выступать стороной в экономических спорах только в исключительных случаях.

Что представляют собой экономические споры?

Экономические споры представляют собой разногласия между участниками предпринимательской деятельности (юридическими лица и ИП), а также органами государственной власти, возникающие в результате столкновения их интересов на финансовом рынке.

Экономические споры юридического лица могут быть нескольких видов, к которым относят следующее:

Они возникают при заключении различных гражданско-правовых договоров. В большинстве случае этот вид споров возникает между предпринимателями-монополистами. Предметом разногласий выступают условия заключаемых соглашений. При этом преддоговорными споры считаются только в том случае, если документом предусмотрена возможность их разрешения в арбитражном суде.

Такие споры возникают в том случае, когда одна из сторон соглашения не исполняет его условия, либо возникает необходимость его изменения или расторжения.

Предмет разногласий – признание актов уполномоченных лиц недействительными, если они связаны с деятельностью предпринимателей. Например, отказ в регистрации юридического лица, требующий обжалования в суде.

Определение экономических споров предусматривает, что подобные разногласия возможны только между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и в некоторых ситуациях государственными органами.

Хотя бы одна сторона должна относиться к указанным субъектам. В некоторых случаях возможен экономический спор между предпринимателем и физическим лицом.

Подведомственность экономических споров

Подведомственность экономических споров

Дела по экономическим спорам в соответствии со ст. 22 АПК РФ попадают под подведомственность арбитражных судов. Подобные разногласия разрешаются при участии любых организаций, индивидуальных предпринимателей, органов власти и физических лиц, что также закреплено в кодексе.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают экономические споры конкретно определенных типов. Согласно части 2 статьи 22 АПК РФ к ним относят следующие ситуации:

  • возникшие в результате заключения договора, подписание которого установлено законом, либо спор, разрешение которого в арбитражном порядке предусмотрено договором,
  • по вопросу изменения или прекращения действия договора;
  • по факту ненадлежащего исполнения сторонами соглашения его условий;
  • связанные с правом собственности;
  • по факту истребования имущества из чужого незаконного владения;
  • в связи с возмещением причиненных убытков;
  • по факту признания недействительным актам органа власти, если он не соответствуют положениям закона и нарушает права предпринимателей;
  • по вопросам защиты деловой репутации, чести и достоинства, если были нарушены интересы субъекта предпринимательства;
  • признание документа, не подлежащим исполнению при бесспорном взыскании;
  • обжалование решений об отказе в регистрации юридического лица или ИП, либо уклонение госорганов от таких действий, когда они прямо предусмотрены законом;
  • хозяйственные споры;
  • необходимость взыскание штрафов и иных обязательных платежей с предпринимателей, если иск исходит от органов государственной власти;
  • по вопросу возврата денежных средств из бюджета, если они были списаны с нарушением норм законодательства в бесспорном порядке.
Помимо судебных споров по экономическим делам бизнесмены могут стать участниками процесса при необходимости установления факта, изменяющего или прекращающего чьи-либо права, а также при признании их банкротами.

Также возможно рассмотрение экономических споров Верховным судом РФ. Речь идет о порядке обжалования, вновь открывшихся обстоятельствах по делу и даже о разрешении разногласий в первой инстанции. Занимается этим непосредственно Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ. Данный орган не входит в систему арбитража.

Рекомендуем к прочтению: Признание должника банкротом в арбитражном суде: заявление, процедура, нюансы

Экономические споры — порядок разрешения

Экономические споры

Арбитражный суд по экономическим вопросам предусматривает четко определенную процедуру разрешение конфликтов. Первым этапом всегда выступает претензионный порядок. Прежде чем направлять иск в суд, экономический спор следует попытаться разрешить мирным путем.

Разбирательство в арбитражном суде при разрешении экономических споров осуществляется на основании второго раздела АПК РФ. Процедура предусматривает следующие этапы:

Судебные экономические споры потребуют хорошей доказательной базы. Каждое требование в иске должно быть подтверждено. Подготовить материал следует до того, как будет направлено заявление в суд.

Приложением к иску могут служить копии документов, платежные поручения, выписки, чеки, заключения экспертов и так далее. Примерный перечень документов определен в законе (ст. 126 АПК РФ).

Форма и содержание документа регламентируются ст. 125 АПК РФ. Иск в большинстве случаев имеет общий шаблон, за исключением отдельных обстоятельств конкретного спора.

Если заявление было принято, то первоначально суд по экономическим спорам назначает предварительное слушание. На нем определяются стороны процесса, их позиция и перечень дополнительных материалов, которые потребуются при разрешении конфликта.

Далее назначается судебное заседание. Их может быть несколько, это зависит от сложности разногласий. В процессе стороны принимают участие на равных правах, отстаивая свою позицию, представляя доказательства, привлекая свидетелей. По итогу судом выносится соответствующее решение, вступающее в силу по истечении месяца.

Срок производства по делу согласно ст. 152 АПК РФ составляет 6 месяцев с момента поступления искового заявление. При этом учитывается периода подготовки.

Если конфликт имеет особую сложность, то срок может быть продлен до 9 месяцев.

Ключевым аспектом при подаче заявления выступает также срок исковой давности, который исчисляется с момента выявления нарушения интересов предпринимателя или дня, когда он должен был узнать о них. Согласно ст. 196 ГК РФ данный период составляет 3 года.

Исковое заявление в арбитражный суд

Исковое заявление в арбитражный суд

В соответствии со ст. 125 АПК РФ иск составляется в письменной форме и подписывается непосредственно заявителем, либо представителем по доверенности. Допускается личная передача заявления и прилагаемых к нему документов, направление их по почте, либо через официальный сайт суда.

Иск обязательно должен содержать в себе определенные сведения, к которым согласно АПК РФ относят следующее:

  • наименование судебного органа;
  • данные сторон, участвующих в деле (наименование, адрес, полное имя, контактный телефон, электронная почта);
  • требования истца, подкрепленные положениями закона;
  • обстоятельства, в результате которых возникают экономические споры;
  • доказательства;
  • цена иска;
  • подробный расчет суммы взыскания;
  • перечень мер, принятых для обеспечения имущественных интересов до поступления заявления в суд (дата направления претензии, ответ на нее со стороны ответчика);
  • приложение (список документов).
Какой-либо законодательно установленной формы искового заявления не существует.

Важно правильно определить подведомственность, изложить свои требования максимально понятно и привести объективные основания.

При этом, каждое дело индивидуально, как и требования истца. Поэтому, за написанием иска лучше обратиться к юристу или юридической компании, которые имеют опыт в направлении экономических споров.

Если исковое заявление написано неправильно, решение по этому делу ранее принято, либо обращение направлено не по подведомственности, то в принятии заявления будет отказано (ст. 127.1 АПК РФ).

В случае несоответствия иска требованиям закона, он остается без движения с указанием срока устранения ошибок (ст. 128 АПК РФ). Возвращается исковое заявление в случае неправильной подсудности, отсутствия подписи в документе, не устранении нарушений в оставленном без движения обращении, при наличии ходатайства самого заявителя (ст. 129 АПК Ф).

Экономические споры — обжалование решения арбитражного суда

Экономические споры

Рассматривает жалобы Арбитражный суд апелляционной инстанции. Последующие этапы обжалования перейдут на рассмотрение ВС РФ.

Форма и содержание апелляционной жалобы схоже с иском. Также потребуется предоставление дополнительных документов в качестве обоснования своей позиции. Если жалоба будет принята, суд вынесет определение о назначении заседания. По принципу исков апелляционные обращения могут быть возвращены или оставлены без движения.

Срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца. При наличии особых обстоятельства период продлевается до 6 месяцев (ст. 267 АПК РФ).

Направлять документы может лицо, участвовавшее в процессе первой инстанции, либо иной субъект, чьи интересы были затронуты принятым решением.

Обжалование на этом этапе предполагает рассмотрение материалов повторно. Исследуются доказательства, заслушиваются стороны, приобщаются дополнительные сведения.

Последующие инстанции (кассация и надзор) оценивают только законность принятых решений, что не дает возможности представить новые аргументы в свою защиту.

Таким образом, экономические споры могут возникать исключительно в сфере предпринимательства. Чтобы защититься в суде, необходимо иметь хорошую доказательную базу и опытного юриста, который сможет защитить ваши интересы. Это важно, как для истца, желающего удовлетворения своих требований, так и для ответчика, защищающего свои интересы.

Читайте также: