Традиции воспитания однкнр 5 класс доклад

Обновлено: 02.07.2024

Русские народные традиции воспитания детей.

Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители изучают методики раннего развития различных авторов, стараются отдать ребенка в ясли-детский сад-школу, преподаватели которой применяют ту или иную методику, наиболее полезную с точки зрения родителей. Но при этом забывается, что в русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чем не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов. А в некоторых моментах даже превосходит их.

В чем же заключались основные моменты народного воспитания детей?

Во-первых, это вовлеченность в жизнь семьи с весьма раннего возраста. Трудиться ребенок начинал с ранних лет. В семье каждый ребенок имел свои трудовые обязанности в зависимости от своего возраста. Так ребенок не только постепенно получал необходимые для жизни навыки, но и чувствовал свою необходимость в семье.

Во-вторых, обучение через песни, сказки и игры. Разумеется, мамы, напевая колыбельные своим малышам, не думали о том, что это элемент методики раннего развития, но фактически это так и было.

Краткое описание некоторых наиболее известных элементов педагогической народной культуры :

Колыбельные песни – это первые песни, которые слышал малыш от самого близкого ему человека. Колыбельные это самый начальный элемент воспитания. Под влиянием колыбельных песен малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери, узнавать ее голос.

2. Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – короткие стихи, которыми бабушки и мамы сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни. Так, при потягивании ребенка говорили:

А в ножки ходонушки,

А в ручки хватанушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания

Рассказывать или читать сказки вместе с ребенком - это одна из традиций народной педагогической культуры, сохранившаяся до наших дней. Сказки не так просты, как кажутся. Это не обычные истории. В каждой сказке заложены определенные нормы поведения, отступление от которых ведет к трагическим последствиям. И наоборот, следование этим нормам позволяет добиться желаемой цели. Так, например, в сказке Морозко одна сестра была вознаграждена за свою вежливость и трудолюбие, а вторая сестра наказана за грубость и хамство. В сказках всегда изображается красивый, таинственный мир, живущий согласно своим сказочным законам, где действуют необыкновенные герои, где свет, правда и справедливость при помощи существ, обладающих фантастической силой и добротой, побеждают зло, несправедливость, ложь. В сказке возможно все - говорящие птицы и звери, летающие ступы, поворачивающиеся избушки, самоходные сани или печи и т. д. Таким образом, сказки помогали развить воображение ребенка, его предметно-образное мышление. Сказки способствовали усвоению ребенком основных норм поведения и взаимодействия в социуме.

Игрушки - одно из самых важных средств воспитания детей. Незаметно для ребенка, в живой и увлекательной форме игрушки помогали в умственном, физическом и эстетическом воспитании, они развивали его фантазию и воображение, помогали осмыслить окружающую действительность. Игрушки в воспитании детей занимали столько важное место, что были специальные мастерские по изготовлению детских игрушек. При археологических раскопках находят детские игральные косточки, свистельки, погремушки, игрушки-куклы (глиняные лошадки, собачки, барашки, птички, фигурки человечков). Игрушки издревле использовались, что бы научить ребенка различать форму, величину, цвет, оттенки, усваивать соотношения величин (маленькие – большие, а со временем дети начинали сами играться в игрушки, придумавать ситуации.

Скороговорка – короткое изречение с повторением трудновыговариваемых отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка. В детских играх быстрое произношение скороговорок становилось источником смеха и веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и правильно говорить.

Как определить, кому водить в игре? Ну конечно же - с помощью считалки! Дети используют считалки до сих пор. Считалки тренируют память и помогают обучению счету.

Игры-хороводы, игры-догонялки, интеллектуальные игры и т. д. - в зависимости от вида игры помогали развивать воображение, память, силу, ловкость, и т. д. Кстати, нашим предкам была хорошо известна такая настольная игра как шахматы - в нее играли даже небогатые люди, которые сами мастерили доску и фигурки из подручных материалов. Разумеется, наследие наших предков в вопросах воспитания и педагогики не ограничивается приведенными данными. Но и их достаточно, чтобы оценить всё многообразие и многогранность такого наследия. И многие, если не все описанные элементы, можно использовать и сейчас при занятиях или общении с ребенком.

Русские народные традиции как условие нравственного воспитания старших дошкольников РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению.

Воспитание детей через народные традиции “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Особенности воспитания детей в Японии

В прошлом народные традиции в воспитании детей были определяющими. В современном мире границы между культурами стираются и различия уже не так заметны. Однако и сегодня воспитание детей в разных странах может сильно отличаться.

Традиции воспитания детей в России

Воспитанием детей в России в основном занимаются женщины. Это прослеживается и в семье, и в образовательных учреждениях. До последнего времени мамы с удовольствием находились с ребенком дома до 2-3 лет после родов. Сейчас ситуация меняется и все больше малышей поручают заботе бабушек и нянь.

Народные традиции в воспитании детей у нас связаны с фольклором. Сказки, поговорки, песни – являются богатым культурным наследием. Эти произведения не только развлекают читателя и слушателя, но и всегда несут воспитательный момент.

Герои сказок борются со злом, проявляют смекалку, жизнелюбие и оптимизм. В поговорках представлена вся накопленная народная мудрость. Народные песни демонстрируют патриотизм, силу духа и душевное богатство русского человека. Для родителей важно с детства приобщать малышей к фольклору. Красоту этих произведений может оценить уже 1,5-2 летний малыш.

Традиции воспитания детей в США

В США есть несколько характерных особенностей воспитания малышей. Так, например, бабушки и дедушки практически никогда не помогают молодой семье, а роль отца в воспитании гораздо выше, чем в России.

По традиции воспитание детей в США с раннего возраста доверяют опытным няням. Мамы выходят на работу по закону через три месяца после родов, возлагая все заботы об уходе за ребенком и его воспитании на профессиональных нянь или бебиситтеров. Когда родители свободны, то любые мероприятия принято посещать вместе с ребенком. На вечеринку юный американец может попасть впервые еще в грудном возрасте. Все кафе, бары, рестораны имеют места для детей и детское меню.

Традиции воспитания детей в Индии

В Индии обычно большие семьи и у малыша всегда есть несколько братьев и сестер. К обществу учат относиться, как к своей большой семье. По традиции, воспитание детей с раннего возраста объединяют с их образованием. Подготовительные школьные классы фактически соответствуют нашему детскому саду, и ребенок может начать учится уже в 2-3 года. Школы выбирают платные, если у семьи есть хотя бы небольшой материальный достаток. Индийцы считают, что уровень знаний, получаемых детьми в муниципальных (бесплатных) школах очень невысокий, поэтому отдавать в них детей на обучение – не престижно.

Согласно традиции, воспитание детей в Индии базируется на основных положениях индуизма. Это основная религия, исповедуемая большинством населения страны, в свете которой малышей учат сдерживать эмоции, демонстрировать силу духа и жизненный оптимизм, контролировать не только свои поступки, но и мысли. Богатое культурное наследие Индии влияет на художественное развитие подрастающего поколения. Музыка, танцы, песни воспитывают в малышах восприятие красоты и гармонии окружающего мира.

Воспитание детей в Японии

Воспитание детей в Японии в последние годы сильно изменилось. Раньше девушки выходили замуж в раннем возрасте и посвящали себя семье. Очень высокой была роль бабушек и дедушек в воспитании детей.

Сейчас японки больше внимания уделяют образованию и карьере. Замуж выходят уже в зрелом возрасте и стараются жить отдельно от родителей. Японская семья редко имеет больше 1-2 детей.

Воспитание детей в Японии предполагает ранее знакомство с компьютером, бытовой электроникой, интернетом. Очень часто самые близкие друзья японского школьника – виртуальные знакомые или игрушечные роботы. Детей не принято увозить на лето за город. Поэтому даже в жаркие дни ребята много сидят дома за компьютером, и практически не бываю на природе. Непосредственное общение со сверстниками также не имеет для них большой ценности.

Славянские традиции воспитания детей

Японских детей учат преуспевать и посвящать себя работе. С раннего детства ребенок может определиться (при помощи родителей) с компанией, где он будет работать всю жизнь. Такая преданность работодателю тоже является народной традицией Японии.

Воспитание детей в разных странах мусульманского мира

Воспитание детей в разных странах мусульманского мира имеет много общего. До трех лет всех малышей поручают матери и другим женщинам. После этого возраста сыновей воспитывают отцы.

Женское образование сильно уступает мужскому. Девочек с раннего возраста настраивают на раннее замужество и покорность будущему супругу.

Конечно, есть страны, где эти тенденции не так очевидны. Например, в светских государствах исламского мира девушки имеют возможность получить высшее образование и даже работать. Но главной ценностью для мусульманки все-таки всегда остается семья.

В большинстве стран в наше время воспитание современное, базирующееся на результатах новейших научных разработок педагогов и психологов, вытесняет традиционное воспитание детей. Эта тенденция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Родителям важно помнить, какой бы путь воспитания они не избрали, дети должны расти в атмосфере любви и взаимопонимания.

В современных условиях динамично развивающегося мира основной задачей России становится защита базовых общечеловеческих ценностей.

Сегодня Россия – страна, где поддерживаются традиционные, базовые ценности: крепкая семья, рождение и воспитание детей, ценности гуманизма и ценности духовные. К сожалению, сегодня во многих странах мира пропагандируются и законодательно поддерживаются иные ценности: потребление, однополые браки, некие особые права для людей, скажем так, с отклонениями в психике. Разрушается семья – разрушается общество, гибнет общество – гибнет страна.

Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Главную роль в этом должны играть семья и школа.

Родители — первые, с кем ребенок знакомится, первые, кто его окружает и заботится о нем, первые, кто на него существенно влияет. И даже независимо от того, сколько времени родители будут проводить с ребенком, он будет копировать в первую очередь поведение своих родителей

В современном обществе важно формирование хороших семейных традиций.

Ведь что такое традиция? Это действие или порядок вещей, устоявшиеся временем, повторяющиеся в неизменном виде раз за разом. Это то, к чему, в конечном счете, привыкаешь и что воспринимаешь как должное. В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, вредные или полезные, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Это могут быть самые разные традиции, не всегда в хорошем понимании этого слова, но они непременно присутствуют.

Все, о чем пойдет речь ниже, будет касаться хороших традиций. Это на самом деле очень важно, потому что семейные традиции имеют огромнейшее значение в воспитательном процессе.

Ну, подумаешь, семейные традиции! — могут подумать люди, в семье которого не отмечали ни одного праздника вместе. Но вы подумайте теперь о том, сколько из-за этого потерял человек! Хорошие семейные традиции сплачивают семью, она дает ребенку ощущение единства с родителями, братьями и сестрами, уверенности в том, что он не один, его всегда поддержат, поймут и защитят. Это с детства заложенное ощущение каких-то гарантий останется с ребенком на всю жизнь. И во многом ему поможет!

Между прочим, это наша внутренняя потребность – ощущать связь с родителями и семьей, иметь поддержку. И если семья не будет выполнять отведенную ей роль в воспитании ребенка, то эту роль перетянет на себя что-то другое, замена непременно произойдет. Пойдет ли это на пользу детям, уверены ли мы что замена будет достойная?

Кроме того, формирование семейных традиций создают в целом позитивный образ будущего. Ребенок знает, что впереди его ожидает что-то хорошее: поездка в лес в марте-месяце, игра в снежки первым снегом, поход в театр в воскресенье, совместное семейное рисование стенгазеты в канун Нового года. Из таких детей вырастают оптимисты, а, как известно, только оптимист может добиться успеха в жизни.

Существование хороших семейных традиций помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Ведь знание того, что ты отличаешься от кого-то (именно тем, что в твоей семье существует такая славная традиция), помогает самоутвердиться и самореализоваться. Также семейные нормы и обычаи в воспитании помогают ребенку в самоопределении, раскрытии способностей, талантов, проявлении своей индивидуальности.

Традиции формируют в наших детях множество других положительных черт: общительность, ответственность, любовь и понимание, искренность, умение прощать, инициативность.

Отмечать какие-либо праздники – это также семейные обычаи. Одни семьи большое значение придают Новому году, другие – дням рождения. В процессе воспитания семейные традиции формируют в сознании детей представление о том или ином образе жизни. Например, сбор семьи за общим столом, дружеское общение, подарки дают ребенку ощущение единства со своими близкими, семейной поддержки, которое остается затем на всю жизнь. Также это и уважение старших, и помощь друг другу, и совместное решение вопросов, и даже чтение сказок перед сном.

Почему-то у большинства из нас, когда речь заходит о семейных традициях, в ассоциации возникают шумные застолья по поводу наступившего праздника или в лучшем случае — совместное украшение новогодней елки. Но традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть самыми разными.

Почему бы не завести традицию печь пирог на выходные? Поверьте, когда ребенок вырастет, он не забудет их вкус и запах. И всегда будет мысленно возвращаться за круглый стол, накрытый ванильной скатертью, за которым папа непременно сидел возле чайника. Будет возвращаться, чтобы отогреться и зарядиться силами.

Современные тенденции таковы, что семейных традиций в нашей жизни остается все меньше. Точнее они есть, но те, что формируются на смену прежним, не всегда имеют положительное влияние на воспитание детей. Традиция, когда женщина работает с утра до ночи, а мужчина сидит дома, одинаково опасна как для сына, так и для дочери. Традиция, когда родители помимо работы больше ни на что не находят времени и желания, негативно сказывается на детях любого возраста.

Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть.

Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Сотрудничество автора опыта качестве классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

На родительских собраниях совместно с педагогами мы должны делиться опытом, говорить о семейных традициях. О том, что семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из стенки извлечен праздничный сервиз — тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве. О том, что если 1 сентября семья сажает деревце или под Новый год выезжает в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 Мая по-особому поздравляет дедушку или соседа-ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

Нужно беречь хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, чтобы они смогли передать своим. Передавать традиции из поколения в поколение – это священный процесс. Очень приятно передавать детям или внукам традиции своего детства. Так предоставьте им тоже такую возможность – чтобы было что вспомнить и рассказать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Веедение в урок технологии проектная деятельность на уроках ОДНКНР .

Технологическая карта урока по учебному предмету ОДНКНР модуль

Тема урока: Традиции воспитания.

Цель урока: изучение традиции воспитания детей разных сословий.

Задачи урока:

Формирование регулятивных, познавательных, ораторских, сочинительных, коммуникативных навыков;

Развитие слуховой памяти, грамотной речи, мышления, памяти, внимания.

Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, к семейным ценностям воспитания, к историческому прошлому нашей страны и родного края.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

(До начала занятия учитель кладет на каждую парту карточки с печатным текстом)
+Здравствуйте, ребята! Садитесь!

(Обучающиеся приветствуют учителя)

II .Актуализация знаний

+ Наше занятие мы начнем с проверки д/з.

+Посмотрите на иллюстрацию на стр.59. Придумайте к ней название (задание в парах)

-(читают, отвечают на вопрос)

Личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

III .Введение в новую тему

+Как вы думаете, какова цель нашего урока?

+Молодцы, правильно мыслите! Сегодня мы будем говорить о традициях воспитания детей разных сословий.

Дети предполагают , что родители должны быть всегда с детьми ,быть рядом защищать , помогать, любить

- традиции предков;
- традиции воспитания

- Изучить традиции воспитания наших предков.

IV . Изучение нового материала

И сегодня у нас необычная работа мы сегодня будем учиться создавать и защищать проекты . мини проект который вам предстоит сегодня защитить , состоит из трёх основных вопросов.1 Цель работы 2. Из истории сословия3. Чему готовили детей .4. Что было главным в воспитании детей. Я вам даю эти книжки малышки весь материал , который вы найдёте ( в учебниках и дополнительный раздаточный материал) поэтому плану изучите традиции воспитания своего сословия (учащиеся работают по группам дает краткую характеристику сословий (дворян, крестьян, мещан, купцов, казаков), рассказывает о воспитании в крестьянских семьях с привлечением местного краеведческого материала)

Знакомство с музейным экспонатом: зыбкой (люлька, очеп)

+Ребята, как вы думаете, для чего использовали зыбку?

Кто качал зыбку?

- Традиции – принятые нормы поведения, обычаи, ценности, взгляды, передаваемые из поколения в поколение;

- Сословия – это большие группы людей с определенными правами и обязанностями.

-(читают): дворяне, мещане, крестьяне, казаки, купцы.

Раздаточный ,краткий материал из истории каждого соловия.

-(отвечают): в зыбке качали малышей, качала мама, бабушка, а когда родители работали, то няньками были старшие дети в семье.

Познавательные, коммуникативные, личностные

V .Физ.минутка

+А сейчас минутка отдыха. Ребята, давайте представим, что мы за Полярным кругом А вот пингвин, он хлопает крылышками и подпрыгивает. Синий кит плывет среди холодных волн

Человек на Полярной станции приветствует северное сияние Молодцы! Садимся на свои места.

– круговые движения руками у головы.

– хлопают себя по богам, прыгают.

– имитируют движения пловца.

– поднимают руки вверх, машут ладошками.

VI . Практическая работа

Защита проектов по группам

+ Ребята, сегодня на уроке мы узнали традиции воспитания детей разных сословий. А что было общего в воспитании?

-(ответы детей): за детьми после рождения ухаживала няня из крепостных; мальчиков воспитывали гувернеры; детей дворян учили разным наукам, музыке, танцам, иностранным языкам.

Общее в воспитании детей всех сословий:

- нельзя было критиковать родителей;

Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные.

VII. Закрепление изученного материала.

+Давайте закрепим новый материал (Учитель раздает карточки).

Задание: выбери пару (соотнести сословие и критерий, относящийся к нему)

Задание: вставь недостающие буквы в словах, объясни их смысл.

С . СЛ . В . Я

VIII .Рефлексия

+ Итак, ребята, какова была тема нашего урока сегодня?

+Какова была цель? Достигнута ли она?

+ Обратите внимание на доску (на классной доске рисунок елки, украшенной шарами). Нарисуйте на шарах смайлики – ваше настроение, эмоции, которые вы получили на уроке (дети рисуют в шарах смайлики)

+Запишите д/з:пов-ть, вопросы, понятия. Изучить сословие купцов и их традиции воспитания .

+ Всем спасибо за внимание!

- целью урока было изучение традиций воспитания детей в разных сословиях. Да, цель урока достигнута.

Притча: Ведь это всего один час…

После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома.

– Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…

– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.

– Сколько денег ты получаешь?

– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!

Ребенок поднял на него грустные глаза.

– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?

– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?

– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.

Отец вышел из себя и закричал на сына:

– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!

– Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.

– Нет, я лежу и думаю…

– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.

Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.

– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!

Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:

– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.

– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…

Доверие, совесть, правдивость, дружба, честность, искренность.

Обман, трусость, хитрость, страх, искажение действительности, полуправда.

Проверь свои знания

Задание: выбери пару.

1.Дворяне а) были неграмотными

2.Крестьяне б) организовывали торговлю

3.Казаки в) подковывали коней

4.Купцы г) с 10 лет владели шашкой

5.Кузнецы д) владели землями и усадьбами

Задание: вставь недостающие буквы в словах и объясни их смысл.








Проектная деятельность на уроках Географии.

Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.

Читайте также: