Традиции отечественной философии доклад

Обновлено: 02.07.2024

До Ломоносова не было философии как таковой, там была лишь религия. Конечно можно найти философию в отдельных сказаниях ученых, но это не общая наука. Середина XVIII в. отмечена становлением новой тенденцией в русской философии – университетской философии. С одной стороны, это связано с развитием философии в Киевской академии, а с другой - с основании в 1755 г. Московского университета. К представителям университетской философии относят, прежде всего, следующих мыслителей: основатель Московского университета Ломоносов, выпускник Киевской академии Сковорода, Щербатов, Радищев.

Ломоносов создал т.н. корпускулярную философию, основанную на атомистической доктрине, т.е. он использовал и развил античный атомизм. Более того, ломоносов считал, что именно корпускулярная философия позволяет объединить и в определенном смысле разрешить противоречия между религией и философией.

Сковорода, выпускник Киевской академии, занимался проблемами смысла и значения человеческого бытия. Он также занимался истолкованием Библии. Источником его философии были Библия, патристика (учение отцов церкви, которые пытались с помощью разума обосновать ряд догматов церкви) и платоническая философия. Сковорода создал особую разновидность платонизма – христианский платонизм. Согласно этой концепции, в бытии мира существуют три мира: макрокосмос (мир природы), микрокосмос (человек) и символический мир (Библия).

В основе целостного философского мировоззрения Чаадаева лежала идея единства религии и философии

Факт движения присущ как миру физическому, так и миру духовному. Это движение не является самодвижением. Поэтому необходимо предположить, что есть перводвижение. В качества перводвигателя Чаадаев признал бога.

Способ познания физического мира - это наблюдений (опыт) и размышление над данными опыта.

способ познания духовного мира (нравственного закона) – откровение

Россия как и русская культура в целом ничего не внесли в мировую культурную копилку. Русская мысль, как правило, занимается эпигонством, т.е. заимствует идеи западноевропейской мысли и пытается их развивать.

Критикуя общественная жизнь России, Чаадаев фактически хотел сказать, что Россия того времени - это пример того, как не надо жить. Отставание России в культурном и социальном развитии, отсутствие социального единства и традиций долга, справедливости, права и порядка, по мнению Чаадаева, связаны с тем, что в 988 г. был принят Византийский вариант христианства. Это, в свою очередь, привело к тому, что с падением Византийском империи в конце XIV-начале XV вв. Россия оказалась в стороне от столповой дороги развития мировой цивилизации.

Чаадаев указал на то, что он слишком негативно оценил общественное развитие России своего времени. Он писал, что некоторая изолированность России от Европы поможет в будущем России преодолеть те предрассудки и пороки, которые свойственны Европе.

Философские идеи западников.

Философия индивидуальности и философия тотальности.

В западничестве выделяются два направления: либеральные (умеренные) западники (Анненков, Грановский) и крайние западники (революционные демократы) (Белинский, Герцен, Огарёв, Чернышевский).

Общая характеристика западников: философия индивидуальности. Россия должна пройти те же этапы развития что и запад. Россия – отсталая, католичество дает большую свободу, но Европа утрачивает духовность по сравнению с Россией => человечество должно объединиться.

Чаадаев.

Онтология сумасшедшего:

Что нехорошего в России:

1) Принятие Россией христианства из Византии (в 15 веке ее захватила Турция, после чего она перестала существовать).

2) крепостное право.

Католицизм в Европе: духовное и социальное единство народов (право и справедливость), а в России – самодержавие (произвол царя).

В Европе не было рабства.

После опубликования Чаадаева объявили сумашедшим.

Апология сумасшедшего: он извиняется за слишком мрачные краски. Он меняет свой взгляд на положение России. Преимуществом России он называет ее географическое положение. Она находится между Западом и Востоком. Россия, находясь между ними, впитывает в себя черты как Запада, так и Востока. Ч считает, что Россия еще проявит себя в будущем.

Периоды истории: дохристианский (материальные интересы), христианский (духовные интересы).

Учение о бытие:

Точное научное свойство познания – количественное (?).

Есть 2 мира – физический и духовный. Между ними есть аналогия – параллелизм: в развитии и того и другого одинаковые тенденции.

Изначально было вержение (первоначальный божественный толчек для всего) и тяготение.

Всякое движение в природе происходит под действием двух сил. В материальном (физическом) мире это закон всемирного тяготения и начальный толчок (вержение). В духовном мире это наша свободная воля (создается нами) и действие на наше существо некой вне нас лежащей воли (нами не создаваемая)

Метод познания физического мира – наблюдение и размышление. Метод познания духовного мира – откровение.

У каждой нации два периода развития – юность и зрелость. У России Юности не было.

В истории России Ч отмечает два периода, которые существенно повлияли на ее развитие. Первый период – это время татаро-монгольского ига (в результате у нас такое деспотичное правление). Второй – это период правления Петра 1, который в своих реформах ориентировался на Запад.

Выделял два закона развития: 1. З-н всеобщей связи и взаимодействия, 2. Развитие носит характер полярности.

Славянофилы.

Славянофилы (букв. любящие славян) развивали ту тенденцию в философской мысли, связанную с философией тотальности. Основателями данного направления считаются Киреевский и Хомяков. Другие представители данного направления - Аксаков, Аксаков, Самарин.

В целом, деятельность 4-х основных представителей славянофилов можно кратко охарактеризовать следующим образом. Киреевский занимался в основном общефилософской проблематикой. Хомяков, хотя и исследовал общефилософские вопросы, но занимался философией истории. Самарин интересовался в первую очередь крестьянским вопросом. Аксакова интересовала социальная философия. Наиболее значительной фигурой среди них является Хомяков, которые и ввёл основные понятия славянофилов.

Мы возродим права истинной религии.

Философские идеи (религиозная философия):

1)цельность всех сил в человеке.

2) соборность: принцип русской общинности.

Подчеркивает духовность: церковь – тело Иисуса.

Корень проблем Российских нужно искать во внешних факторах (с точки зрения славянофилов).

Крестьянская община жила по совести, правде и справедливости, а на западе нет.

Если бы Петр 1 не проводил реформ, то и проблем бы не было в России.

Сила власти – царю

Целостное воззрение – рационалистическое. Познание основано на вере (божественном откровении).

1) Католицизм: В средневековье пытался решить проблему веры и разума, их соотношения. Разум покорялся вере, так как задача разума была в истолковании догматов веры. Разум и философия – орудия для обоснования догм. Недостаток католицизма: высший авторитет – папа (глава римской католической церкви).

(Гришунин может спросить про Фому Аквинского. Он пытался доказать существование Бога, считал, что есть истины Св.Писания, есть истины разума, они м.б. согласованы, но при противоречии преобладает вера. Относится к реалистам.)

2) Протестантизм: недостатки: разум, как нечто противное вере, авторитет разума (так как с разумом можно прийти к вере). На основе своего разума можно достигнуть своего Бога (без посредников). Разум – способ общения с Богом.

3) Православие: Божественное откровение и человеческое мышление не смешиваются. Соотношение между разумом и верой: вера не вмешивается в дела разума, а разум в дела веры.

В Европе в середине 19 века – рационализм, который дает не всю истину (т.к. есть еще истина веры, которая может быть достигнута с помощью откровения).

Изучение основных направлений философской мысли русских просветителей начала XIX в. Революция – новый этап в развитии философии. Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, М.А. Фонвизин - наиболее видные мыслители-декабристы. Изменения в русской философии в XX веке.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.11.2012
Размер файла 18,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии - гносеология, логика, этика, эстетика и история философии - велись исследования в России до большевистской революции. В более позднее время действительно русские философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии - науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.

В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в форме учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в себе. По-видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.

Русские философы отличаются такой же высокой способностью к спекулятивному мышлению, как и немецкие. В России, как и в других странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов - профессионалов были позитивистами и материалистами.

В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как чувственного так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом и его царством.

I. Русская философия XIX века

В конце XVIII в. и в первые два десятилетия XIX в. на общественную арену в России выдвинулась целая плеяда прогрессивных мыслителей, писателей, ученых. Среди них: И. И. Пнин (1773-1805), В. В. Попугаев (1779 -- 1816), В. Ф. Малиновский (1756-1814), А. С. Кайсаров (1782-1813), А. П. Куницин (1783-1840), А. Ф. Бестужев (1761-1810), А. С. Лубкин (1771-1815) и другие. Эти мыслители находились как под влиянием своих предшественников, так и своего современника А. Н. Радищева. Будучи представителями русского просвещения, они интересовались проблемами образования, формирования интереса к знаниям, воспитания нравственного и эстетического.

Значительное внимание в трудах русских просветителей начала XIX в. уделялось вопросам философии права. Это объяснялось тем, что в начале царствования Александра I забрезжил свет перемен, и хотя этим переменам не суждено было осуществиться, тем не менее, изменения в общественно-политической жизни в Европе стимулировали общественно-политическую мысль нашей страны.

Просветители ставили вопрос не только о реформах государственно-политической машины, но и о нравственном развитии народа на путях просвещения и раскрепощения крестьян. Многие мыслители склонялись к замене абсолютизма конституционной монархией. Их труды способствовали формированию антифеодальной идеологии.

Развитие представлений о природе, обществе, человеке, познании, тяготеющих к материализму, не было единодушным среди философов первой трети XIX в. Формирование таких представлений соседствовало с попытками мистифицировать мир вещей и людей. Наиболее крупными мистиками того времени, выступавшими с идеями реформирования христианства, являются А. Ф. Лабзин (1766 -- 1825), М. М. Сперанский (1772 -- 1839).

Развитию русской философии этого периода способствовало интенсивное освоение идей западных мыслителей. В этом плане интересен Московский кружок любомудров, образовавшийся в 1823 г. В него входили В. Ф. Одоевский, Д. В. Венивитинов, И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, Н. М. Рожахин. Члены кружка не присоединились к декабристам, но стояли в умеренной оппозиции к абсолютизму и официальной идеологии. Не приняли они и материализма. Идейным источником их философии было шеллингианство.

1. Революция - новый этап в развитии философии

Особый период развития русской философии связан с деятельностью декабристов. Декабристами называют дворянских революционеров-демократов, стремившихся отменить крепостной строй в России и прямо или косвенно связанных с событиями на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г.

На формирование их взглядов оказала влияние Отечественная война 1812 г. и революционные события в Европе, а также осознание неблагополучия социально-экономической ситуации в России.

Декабристы объединялись в тайные общества. Наиболее известные из них -- “Общество истинных и верных сынов отечества” (1816 -- 1818), “Союз благоденствия” (1818 -- 1821), “Северное общество” (1821 -- 1825), “Южное общество” (1821 -- 1825), “Общество соединенных славян” (1818 -- 1825).

“Декабристы ставили перед собой задачу ликвидировать в стране крепостной строй и абсолютную монархию, сословные привилегии и аракчеевщину. Часть их боролась за конституционную монархию, а часть за республиканские порядки. Свобода личности, слова и печати, священность и неприкосновенность частной собственности, свобода вероисповедания, необходимость наделения крестьян землей выдвигались дворянскими революционерами в качестве первоочередных задач, которые они хотели осуществить в стране”.

Общим принципом, которого придерживались декабристы в вопросах происхождения государства и формы его устройства, являлось признание того, что государство возникает на договорных началах между народом и правителями. Отсюда, по мнению декабристов, следует, что права правителей и обязанности граждан находятся в неразрывном единстве и образ государственного правления должен определяться не произволом той или другой личности, а желанием и согласием самого народа. Нарушение этого принципа ведет к самовластию и деспотизму.

К числу наиболее видных мыслителей-декабристов принадлежит Н. М. Муравьев (1793 -- 1848), П. И. Пестель (1793 -- 1826), М. С. Лунин (1787 -- 1845), М. А. Фонвизин (1788 -- 1854), П. И. Борисов (1800 -- 1854), Н. Д. Якушкин (1793 -- 1857) и другие. Многие из декабристов стояли на материалистических позициях во взглядах на природу.

Многие декабристы полагали, что устанавливать законы и выбирать форму правления должен не государь, а народ. Пестель считал, что в благоустроенном обществе разумные частные интересы подчиняются общим, но не подавляются ими.

Дворянские революционеры искали реальные причины общественного процесса, отрицая божественный произвол в человеческой истории.

Пестель и Бестужев отдавали себе отчет, что социальные катаклизмы есть результат борьбы классов. Однако, боясь последствий, к которым может привести классовое противоборство, Пестель делал ставку на военный переворот.

Декабристы в теории познания в своем большинстве были материалистами. В своих гносеологических выводах они опирались на достижения западной философии.

Значение идей декабристов заключалось в том, что эти идеи связывались с практикой преобразования в политической и экономической жизни России.

2. Философия в России в 30-50-е гг. XIX века

русский философия фонвизин пестель

После разгрома декабристов забота царских властей и господствующего класса -- помещиков-крепостников -- об усилении своих идеологических позиций выразилась в 30-40-х гг. прежде всего в широко культивируемой в то время теории “официальной” народности. Эта теория, будучи реакцией на революционные события в Европе и движение декабристов, заключала в себе попытку оправдать и обосновать право России на самобытный путь развития. В качестве разработчика основ идеологии “официальной” народности выступил С. С. Уваров (1786 -- 1855). Он был с 1833 по 1849 г. министром народного просвещения. Уваров выдвинул формулу “православие, самодержавие, народность”, которая легла в основу теории “официальной” народности и стала базой официально-охранительной идеологии.

Видным теоретиком и пропагандистом официально-охранительной идеологии был историк М. П. Погодин (1800 -- 1875), который выступил с идеей самобытного развития России. Он полагал, что в нашей стране все идет к единству и гармоническому сочетанию двух основных начал любой истории государства и народа. При этом он исходил из признания нереволюционности славян, являющихся народом уравновешенным, спокойным и терпеливым.

В 30-50-е гг. в России существовала религиозно-идеалистическая философия. Ее основными представителями были Ф. А. Голубинский (1797 -- 1854), Ф. Ф. Сидонский (1805 -- 1873), В. Н. Карпов (1798 -- 1867), архимандрит Гаврила (В. Н. Воскресенский) (1795 -- 1868). Эти философы стремились снять противоречия между религией и философией, доказывали, что философия может, соединяясь с наукой, быть полезной в деле познания природы и общества.

В 40-х гг. XIX в. в России возникло славянофильское течение. Его виднейшими представителями являются А. С. Хомяков (1804 -- 1860), К. С. Аксаков (1817 -- 1860), И. В. Киреевский (1806 -- 1856), Ю. Ф. Самарин (1819 -- 1876). Они выступали против тех философов, которые считали, что Россия должна развиваться в том же направлении, что и Запад и полагали, что у нашей страны нет иного пути, кроме того, которым пошел Запад. Противники славянофилов называются западниками. Полемика между славянофилами и западниками то затухала, то вновь возобновлялась. Эта полемика продолжается вплоть до наших дней. Причем современное славянофильство существенно изменилось как по форме, так и по содержанию.

II. Русская философия в XX веке

В ЭМИГРАЦИИ расцветает творчество многих русских мыслителей (Н. Бердяев, Л. Шестов, И. Ильин и др.), однако эмигрантская философия фактически завершает свое существование с уходом из жизни в 1940-- 1950-е гг. основных ее представителей.

Ясного выражения онтологизм русской философии достиг в опирающейся на принципы имяславия символической онтологии П. Флоренского. Результатом этого стала ориентация русской философии на обоснование путей утверждения Царства Божия на земле. Опасность этой идеи была осознана русскими мыслителями слишком поздно. Поэтому не случайно столь широкое распространение различного рода утопических проектов как чисто религиозного (Федоров), так и богоборческого плана (различные версии марксизма). Религиозно-теоретическое сознание весьма редко ориентировалось на размеренность, порядок, законченность начатого дела и в противоположность этому провоцировало надежду на чудо, необычайный эксперимент, фантастический прожект. Обоснование подобных упований обычно сочеталось с обличением буржуазности и мещанства западной цивилизации. Это, в частности, выразилось в очень раннем противопоставлении в русской мысли культуры и цивилизации.

Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии. То, что развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. В общественной жизни любое идеологическое движение развивается со своей противоположностью.

Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше всего интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом.

Еще в самом конце XIX века русский философ В. Соловьев указал на “религиозный материализм”, “идею святой телесности”, дающей возможность утверждать не только всемирное божество, но и максимальную энергию всего материального и, в частности, чисто человеческой воли и действия.

Список использованной литературы

2. А. Г. Спиркин. Философия. Издание второе. - М., 2002

3. В. Л. Шицко, Е. Е. Джаркинбаев и др. Философия. Конспект лекций для всх специальностей. - Алматы: АИЭС, 2010.

Основные этапы формирования русской философии. Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством (40 – 50-е гг. 19 в.) Основатели этого течения, А. С. Хомяков (1804 – 1860) и И.В. Киреевский (1806 - 1856), противопоставляли свой способ философствования западному, односторонне-рационалистическому.

Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали западники (40 – 60-е гг. 19 в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тот же самый этап развития, что и Запад. Среди западников были как либералы-реформаторы (П.А. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В.Г. Белинский, А.Г. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Основоположником западничества является П.Я. Чаадаев.

Русская религиозная философия конца 19 в. – начала 20 в. Интерес к религии был пробуждением интереса к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Свое духовное начало русская религиозно-философская мысль видела в идеях Вл. Соловьева, в мировоззренческих построениях славянофилов. Яркими ее представителями были: В.В. Розанов (1856 – 1919), Л.И. Шестов (1866 – 1938), А.И. Ильин (1883 – 1954).

Философия в советской и постсоветской России (после 1917 г.). В этот период истории нашей страны творили, развивали науку, культуру, философия такие ученые как К.Р. Мегрелидзе, П.В. Копнин, Б.М. Кедров, Э.В. Ильенков, А.М. Минасян, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, - авторы выдающихся работ по диалектике, логике, теории познания, психологии и социологии мышления), и мыслители других мировоззренческих ориентаций. К глубочайшим научно-философским обобщениям в эти годы пришел создатель учения о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский (1863 – 1945). Оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г.Г. Шпет 191879 – 1940), культуролог и физик В.В. Налимов (1910 – 1997). Несмотря на репрессии и преследования творил великий русский философ А.Ф. Лосев (1893 – 1988), автор классических трудов в различных областях философского знания.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) Для философа по призванию, как сказал Вл. Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная мышлением истина; поэтому он любит самый процесс мышления как единственный способ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких посторонних опасений и страхов. Критиковал такие недостатки основных философских течений, как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм, а другие впадали в противоположную крайность — эмпиризм, частное. И та, и другая крайности заводили философскую мысль в тупик, преграждая путь к адекватному осмыслению единого сущего. Он первым в России создал свою особую философскую систему. Стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) писал, что все его поиски и все раздумья были сосредоточены вокруг одной великой проблемы: тайны живого вещества, роли его на Земле и в космосе. Это величайшая проблема естествознания и философии. Она затрагивает глубинные интересы человека, который сам является частью живого и даже бессознательно переживает свою глубинную связь с живой и неживой природой в целом.

Современная наука, считает Вернадский, открывает нам три фундаментальных проявлений реальности: атом, космос и живое вещество. В понятие живого вещества – в самом широком смысле слова – входит и человек. Мощнейшим орудием человеческой деятельности на зрелых этапах ее истории является наука – («планетное явление, по выражению Вернадского).

Наука и демократия – два решающих фактора перехода биосферы в ее высшее состояние – ноосферу (сферу разума), когда деятельность человека носит уже не стихийный, а глубокий осознанный и организованный характер.

Русская философия создала целую систему идей и концепций, которые считаются предметом национальной гордости. Сегодня интерес к русской философской мысли определяется необходимостью поиска новых ориентаций к проблемам окружающей действительности. Ведь именно философия как поле формирования смыслообразований человечества (мифологических и рациональных, религиозных и материалистических, метафизических и диалектических концептов) призвана дать ответы на многие вопросы российской современности.

Первый этап развития русской философии

"Слово о законе и благодати" митрополита Илариона Киевского считается одним из первых философских сочинений, которое было написано примерно между 1037–1050 гг. После того, как Иларион прочитал свое сочинение в церкви, Ярослав Мудрый назначил его главой Русской Церкви. Позже митрополит был смещен с этого поста и направлен в Киево-Печерский монастырь.

"Слове о законе и благодати" представляет собой не только образец русской письменности, но и грамотно оформленную философскую мысль того периода.

Одним из важнейших памятников русской философской мысли считается письменная полемика царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Андрей Курбский известен тем, что проиграл битву в Ливонии и, боясь гнева царя, сбежал из России за границу, где изучал языки, риторику, историю и античное наследие древнегреческой философии. Курбский написал царю письмо, где критиковал его форму правления, в ответ Иван Грозный, славящийся своим ораторским мастерством, написал ему аргументированный ответ в защиту своей власти.

Второй этап русской философской мысли

Новый этап русской философской мысли охватил период XVII–XIX веков и начался после Петровских преобразований. Этот этап характеризуется секуляризацией общественной жизни и становлением русской философской парадигмы. Философская мысль данного периода была представлена трудами М. Ломоносова, А. Радищева, М. Щербатова и др.

Хотя до XVIII века в России не было множества оформленных философских работ, тем не менее неверно полагать, что не было самой философии. Различные "Сборники", имевшие широкое "хождение" на Руси, содержали отрывки из философских систем Античности и Средних веков, что свидетельствовало о накоплении культурного философского богатства. >

Западники и славянофилы

Западники и славянофилы понимали всю критичность ситуации в России относительно ее культуры, Просвещения, модернизации и т.д., однако предлагали разные стратегии решения проблем:

Западники отстаивали индивидуальную свободу и единство на основе рациональности Славянофилы опирались на почвенническую идеологию и православные представления о божественной природе человека.

Представители русской философской мысли

Одним из первых философов-западников был А. Радищев (1749–1802). Он опирался на принципы равенства всех людей, признание естественных прав и свобод личности. Радищев критиковал российскую государственность, считался одним из основателей российского социализма. Его философские положения соединяют в себе рационализм, материализм, пантеизм и гуманизм, утверждают приоритет материальных вещей и чувственного познания.

Революционные демократы – В. Белинский (1811– 1845), А.Герцен (1812–1870), Н.Чернышевский (1828–1889) писали свои труды под влиянием философии Гегеля и Фейербаха, они внесли неоценимый вклад в развитие русской философской мысли.

Религиозные философы второй половины XIX века сумели критично переосмыслить весь предыдущий философский и идеологический опыт, объединиться в мыслях о самобытности русского народа и о необходимости заимствования европейского опыта. Помимо этого, критика новых русских философов распространялась на любые формы материалистических идеологий, лишенных иррациональности – они скептически относились к явлениям демократии и зарождающемуся социализму и обращались к более интимным сферам человеческой жизни – творчеству и религии, мистике и экзистенциальной сущности человека.

Представители русской религиозной традиции в философии (Соловьев, Бердяев, Толстой, Достоевский), критикуя рационализм, в определенных случаях – общественные движения (социализм, демократию, власть в целом и т.д.), выстраивая новые неожиданные и нетрадиционные концепции бытия, предлагали свои собственные смыслы, полагая, что они будут доступны и понятны каждому.

В1850 ых- гг. для молодежи было характерно рациональное мышление, эпоха позитивизма и социализма принесла новые воззрения, характеризующиеся сочетанием утилитаризма и аскетизма, науки и морализаторства, позитивизма и внутренней религиозности.

Важно отметить политизированность русской философии, ее связь с устройством социальной жизни, которое постоянно требовало радикальных перемен. Поэтому наиболее яркие труды были написаны в литературно-эссеистском или публицистическом жанре.

Русский философ Н. Федоров (1829–1903) осуждал преклонение не только перед теоретическим разумом, но и перед природой. Он считал природу врагом человека и призывал людей управлять ею. Федоров много рассуждал о смерти и эгоистическом отношении людей к умершим. Учение Федорова считается русской утопией, в которой он стремился соединить идеи спасения с реальностью жизни.

У истоков "духовного возрождения" стоял философ В. Соловьев (1853–1900), который заложил теоретический базис для последующих философских систем России и объединил научную, религиозную, оптологическую, социально-историческую и ценностно-практическую парадигмы. Его "философия единства" поднимала вопросы человека и его места в мире, отношения человека и Бога. Соловьев призывал к соучастию и сотрудничеству человека и мира, человека и Бога, обосновывал необходимость исполнения в жизни сверхмировых ценностей, причастность к абсолютному и нравственную солидарность всего сущего.

Творческое наследие Соловьева поистине велико, основные его труды: "Кризис западной философии", "Философские начала цельного знания", "История и будущность теократии", "Теоретическая философия", "Чтения о Богочеловечестве", "Критика отвлеченных начал", "Три разговора", "Оправдание добра" и др. оказали принципиальное влияние на всю последующую русскую философскую мысль.

Именно в аскетизме воплощается, по мнению Соловьева, противостояние духовного и материального начал в человеке. Аскетизм выражается в стремлении подчинить "природное" и "животное" - духу, усмирить и подчинить разуму и воле -"плотское".

Ключевой способностью для нравственного отношения к другим, по мнению Соловьева, является способность сострадать или жалеть. Соловьев подчеркивает, что именно сострадание, а не простое сочувствие являются определяющими для категории нравственности или безнравственности. Так, сочувствие в радости не делает сочувствующего более нравственным. Способность же сострадать связана с глубоко нравственным чувством, когда сострадающий умаляет собственную радость, добровольно разделяет страдание.

Добродетели для Соловьева – это некий образ поведения, приводящий к чувству удовлетворения от соответствия поступка нравственной норме.

Первое основание нравственности – стыд, рождает добродетель стыдливости, побуждающей избегать поведения, вызывающего стыд. Жалость через альтруизм рождает добродетель преодоления эгоизма и, в высшей степени, чувство солидарности со всеми живыми существами. Почитание высшего над собой, божественного, рождает добродетель благочестия. Поступки в соответствии с понятием о добродетелях свидетельствуют о нравственной жизни. Если принять тезис о том, что нравственные основания присущи человеку, то добродетельная жизнь – это жизнь человека в соответствии понятием о том,каким он должен быть.

В.С.Соловьев приводит следующие добродетели, вытекающие из трех оснований нравственности:

  • умеренность или воздержанность;
  • храбрость или мужество;
  • мудрость, справедливость.

Соответствие оснований нравственности следующее: умеренность и воздержанность основываются на чувстве стыда, обусловлены эти добродетели оказываются стремлению ограничить пагубное влияние плотского на духовный мир человека.

Храбрость и мужество также обусловлены стыдом, но уже в том смысле, что человек стыдится впасть в низменный, природный страх и поэтому силой воли изживает его.

Истинная мудрость основывается на альтруизме, потому как обладание мудростью без ориентирования на добро является " злым, недостойным целей".

Справедливость можно трактовать как соответствие истине, некую правдивость, и как равное отношение к своим потребностям, к потребностям ближних. Кроме того, справедливость может быть понята как легальность, соответствие законам.

Так Соловьев указывает на то, что вопрос добродетели в нравственной философии не должен пониматься слишком поверхностно. Практически всякая добродетель может быть оспорена, в зависимости от того, какое значение вкладывается в ее понятие.

Влияние марксизма на русскую философию

В конце XIX века именно в марксизме многим виделась некая окончательная истина. Так, из начальной народнической утопии социализм трансформировался в идеологию. Вместе с этим, русский народ в тот исторический период, применял на практике чуждые для своего мироощущения марксистские идеи.

Своеобразной альтернативой русскому марксизму стало философско-политическое движение - евразийство. Оно зародилось в русской эмигрантской среде (в Болгарии, в 1921 году).

Представители евразийства (Трубецкой, Савицкий, Флоровский) выступали за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами.
В этом плане евразийство представляло собой альтернативу западничеству (шире – тенденциям либерализма). Однако идеи евразийцев были практически забыты уже ко второй половине XX века.

Несомненным превосходством русской философской мысли XX века является пластичное соединение академической традиции и жизненно-практического философствования.

Читайте также: