Традиции и обычаи хабаровского края доклад

Обновлено: 18.06.2024

Презентация на тему: " История, культура и обычаи коренных народов севера и Дальнего Востока МБОУ ООШ пос. Медвежий Вяземского муниципального района Хабаровского края Выполнила:" — Транскрипт:

1 История, культура и обычаи коренных народов севера и Дальнего Востока МБОУ ООШ пос. Медвежий Вяземского муниципального района Хабаровского края Выполнила: Кочугуева И. В. учитель начальных классов

2 Наш край Кухтина А. Хабаровский край! Он почти бесконечный, Живая частица ушедших времен, Той жизни суровой, неспешной и вечной Великих народов и малых племен. Тут люди мудры и добры, и степенны. Не зря уважал их бедовый казак. Осталось в веках его имя нетленно. Теперь этот край называется так. Играют в Амуре лосось и калуга. И зреет в распадках лесной виноград. Здесь север и юг дополняют друг друга. Хабаровский край чудесами богат. Здесь ходят медведи, скользят кабарожки, Изюбрь и сохатый зовут здесь весну. Бесшумно гуляют огромные кошки И зорко хранят эту чудо-страну. Цветут рододендроны в мае на склонах, Все сопки укутав в сиреневый цвет. И только у нас, в уголках затаенных Так чисто и нежно цветет бересклет. И каждый, кто здесь побывал хоть когда-то, Не сможет забыть Мяо-Чановых гор, Прекрасных амурских, волшебных закатов, Влюбившись навек в этот вольный простор.

5 Что общего у коренных народов Основными видами промысла были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота. Также они занимались собирательством дикоросов и животноводством. Сохраняя первоначальное мировоззрение на природу, создавая ее культ, коренные народы сумели создать свое изобразительное Искусство и культуру, представляющее довольно высокую художественную ценность.

6 Схожим был и быт разных коренных народов. Они жили в небольших деревнях в несколько хижин. Главным в деревне был шаман. Все ему подчинялись, приходили к нему за советом. Женщины занимались различными ремёслами: плели из бересты, ткали ковры, шили одежду, изготавливали украшения…

7 Все языки коренных народов, проживающих на территории Хабаровского края, относятся к группе тунгусо-манчжурских. Этим языкам присущи красочность и образность. Речь насыщена изобразительными словами: чеху-меху, шур-мур, ара-ара, особенно звукоподражательными.

9 На территории современного Хабаровского края на сегодняшний день проживают представители 8 национальностей исконно коренных народов Севера и Дальнего Востока: нанайцы; нивхи; негидальцы; орочи; удегейцы; ульчи; эвенки; эвены.

11 Негидальцы Численность – 622 человека Исконные негидальцы были рыбаками и охотниками. У верховских негидальцев рыболовство и охота дополнялись оленеводством. Негидальцы имеют обширное приусадебное хозяйство, сажают овощи. Содержат крупный рогатый скот, свиней, птиц.

12 Нивхи (гиляки) Численность – 1278 человека. Небольшой народ, населяющий районы Дальнего Востока: остров Сахалин и бассейн Нижнего Амура. Слово гиляки на тунгусо- маньчжурских языках означает люди, передвигающиеся при помощи парных весел на больших лодках. Сами себя они называют нивхами, что означает человек.

13 Орочи Численность – 915 человек Живут по рекам Татарского пролива, преимущественно в низовьях Тумнина с притоками. Основными занятиями были охота и рыболовство, в меньшей степени – морской зверобойный промысел. У орочей не принято было стричь волосы. Мужчины заплетали их в одну косу (чохчо), женщины – в две (патучи). Традиционная пища – рыба и мясо. Их ели сырыми, отварными, жареным и морожеными, вялеными.

15 Ульчи Общая численность ульчей в РФ человек. Самоназвание: нани - "местные жители", общее для ряда народов Приамурья. Вели оседлый образ жизни. Основное промысловое занятие ульчей - круглогодичное рыболовство (добыча проходных лососей). Значительное место в хозяйственной жизни занимала охота на морского зверя, добыча различных видов нерп и сивучей.

17 Эвены В Хабаровском крае проживают 1,2 тыс. из 17 тыс. человек. Самоназвание: эвэн. Эвены (прежнее название ламуты). Это народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока, а именно в восточной половине Охотского района Хабаровского края.

18 Над Амуром небо голубое. Шепот рощ, да гомон птичьих стай… Как не залюбуешься тобою, Край родной, дальневосточный край! Все здесь сердцу чуткому отрадно, Все невольно привлекает взор: Лес осенний празднично нарядный, Разнотравья летнего ковер. По весне разливистые зори, А зимой бескрайние снега. Круглый год широкая, как море, Над Амуром плещется тайга… Рябов Н. * * *

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное

учреждение Средняя общеобразовательная

школа№20 г. Вяземского

Вяземского муниципального района

Выполнила: Потемкина Яна,

Руководитель: Паратова Елена

Николаевна, учитель музыки

МОУ СОШ № 20.

Вяземский

2008г.

Содержание

I . Введение.

Цель и задачи исследования.

Методы исследования.

II . Основная часть.

Особенности культуры народов Приамурья.

Традиционные музыкальные жанры народов Приамурья

III . Заключение.

Введение.

hello_html_m1f3c2a43.jpg

Много народностей проживает по берегам Амура: нанайцы, ульчи, орочи, нивхи, негидальцы. Эти народы создали свою уникальную, неповторимую, загадочную художественную культуру.

Меня заинтересовала эта легенда и информация о рисунках на камнях. Я решила больше узнать об истории и культуре народов, проживающих по берегам Амура.

Цель исследования:

Создание общей целостной картины художественной культуры народов Приамурья.

Задачи исследования:

- Знакомство с особенностями культуры коренных народов Приамурья;

- принятие и осознание значение традиций народов Приамурья.

Объект исследования:

Декоративное искусство, орнамент, обряды, обычаи, ритуалы, национальные игры, песни.

Обзор литературы:

Основная часть.

Особенности культуры народов Приамурья .

Пять тысяч лет тому назад народы Дальнего востока создали свой неповторимый художественный мир. Интересны петроглифы у стойбища Май в Сикачи-Аляне. На камнях и валунах – изображения лосей, оленей, птиц. Эти наскальные рисунки, вызывают восхищение всех, кто соприкасался с истоками искусства современных народностей Приамурья. Традиции древних художников по сей день живы в декоративно-прикладном искусстве аборигенов.

Жизненный уклад народностей Приамурья был непосредственно связан с народным творчеством, обрядами, обычаями, ритуалами. По представлениям коренных жителей Амура - окружающая их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет – делиться на сферы и населено духами: добрыми и злыми. Духи злые стремятся завладеть телами и предметами или навредить. Добрые же, наоборот, стараются защитить. Изображения духов напоминает людей, животных, но часто это абстрактные фигуры из дерева, кости, камня, кожи, ткани, соломы. При рождении человека и всю его жизнь и даже после смерти, его сопровождали различные ритуалы, в которых важную роль играют духи и их вещественное воплощение – фетиши.

И конечно, человеком, который мог свободно общаться с душами всех небесных сфер, был шаман.

Поэтому системы шаманских жанров-мауни (ейны), в которых ритуальное пение сопровождается ударами в бубен – унту и звоном Янга (металлических подвесок на поясе), занимает особое место.

hello_html_6e0323ef.jpg

Пояс шамана.

hello_html_m22598e30.jpg

Изображение духов – фетиши.

Большое место в культуре народов Приамурья занимают разные виды орнамента. В орнаментах халатов нанайцев и ульчей можно легко распознать изображение тех же птиц, крупных и мелких животных, пресмыкающихся. Орнаментами украшали одежду, головные уборы, рукавицы, обувь, посуду, колыбели, лезвия ножей, копья, луки.

hello_html_m356fe38b.jpg

Орнамент выполняет не только функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов. Очень часто они напоминают личины.

Традиционные музыкальные жанры народов Приамурья

Самым ранним жанровым пением было подражание, имитация звукам птиц и зверей, которым пользовались и до сих пор пользуются охотники, а также обрядовое переинтонирование этих звуков.

hello_html_m78541da1.jpg

Интересны также праздники тотемов . Для народов Приамурья тотем - это медведь, тигр.

Для создания простейших музыкальных инструментов народности Приамурья использовали такие материалы как - дерево, стебли, травы, кость, затем металлические пластинки. Инструменты уже тогда стали делиться на духовые, струнные, ударные. К духовым инструментам относятся флейты, сделанные из тальника - киго, кункай (удэгейский)

Большое распространение у народов юга Дальнего Востока

получил ин­струментальный жанр - плач на варгане. У удэгейцев бытуют две разновид­ности варгана - дугообразный металлический и пластинчатый металлический - оба - к у н к а и, у ульчей - дугообразной металлический м у х э л э и пластинчатый деревянный у нанайцев - м у э н э - был самым распространенным инструментом.

К струнным инструментам относится монохордовый (однострунный) инструмент – дзюлянгки (удэгейский), дучианэ (нивхи). По звучанию они напоминают скрипку.

Старинные песни рыбаков, ритмичные выкрики, способствующие организованному вытягиванию сетей из воды во время летнего лова рыбы, песни-жалобы девушек, личные, любовные песни - посвящения, а также ритмы ритуальных танцев сопровождали ударные инструменты (различные бубны, барабаны), которые изготовлялись из дерева и обтягивались рыбьей кожей.

hello_html_m69c2b0b4.jpg

Бубен обычно обвешивался бубенчиками или различными подвесками с целью достижения большего звукового разнообразия и выразительности. Так поступали нивхи, ульчи, нанайцы, негидальцы.

Игрой на музыкальных инструментах человек показывал свое отношение к миру, окружающей действительности. То, что он не мог сказать словами. Пела и играла душа человека, а душой было наделено все вокруг: воздух, вода, деревья и камни.

Представители коренных и малочисленных народов, проживающие на Дальнем Востоке, хранят традиции и обычаи своих предков. В этой статье мы хотим вам рассказать о самых интересных обычаях народов Дальнего Востока.

Ещё в XIX веке православные священники утверждали, что на Колыме практически не осталось язычников. Действительно, кочевники брали с собой православные иконы, для перевозки выделялся отдельный олень. Однако наряду с православием сохранились и исконные традиции. Эвены не забыли полностью свои языческие корни, они до сих пор стараются не злить духов природы. Они справляют обряд кормления огня, который возглавляет шаман, отгоняющий звуком бубна злых духов.

Даже в языке прослеживается, что эвены не забывают свои корни. В их языке сохранилось много слов, которые похожи на крик птиц или животных. Раньше эти слова использовались в ритуальных песнопениях, большинство из них даже не имеют перевода на русский язык и точного значения.

Затем следовало невесте проявить свои способности – накормить жениха варёным мясом оленя.

Интересно, как коренные народы относились к детям. Многие из них верили, что в тело ребёнка вселяется дух умершего родственника, поэтому малютки получали имена не сразу, сначала взрослые наблюдали за их поведением. Детей не принято ругать, взрослые, входящие в чум обязательно здороваются за руку даже с самыми маленькими. Имён эвены получали несколько: при рождении, повзрослев, и в старости.

Олени до сих пор играют в жизни эвенов и чукчей большую роль. По их количеству в стаде судят о достатке семьи. Новорожденному сразу же выделяли несколько оленей, если родилась девочка, то в приданое ей полагались те олени, которые образовались от размножения её стада.

Одежду народов Севера и Дальнего Востока мы много раз видели на картинках в учебниках. Но мало кто знает, что красивая вышивка и меховые кисточки служат преградой для злых духов и защищают тело и душу. Орнаменты должны придавать хозяину одежды силу, неуязвимость и мужество. А праздничная одежда была одновременно и погребальной.

Многие традиции народов Дальнего Востока кажутся нам необыкновенно загадочными и экзотическими. Однако у нанайцев они приобретают особенный колорит, ведь в немалой степени на нанайскую культуру оказали влияние и русские. Нанайцы сформировались как народ под воздействием тунгусских, тюркских и прочих культур древнего амурского населения.

Несмотря на то, что многие нанайцы приняли православие ещё в XIX веке, и сегодня в их ритуалах и праздниках легко можно заметить много черт шаманства и язычества. Давайте ближе познакомимся с их обрядами. Почему именно собака занимает особое место в верованиях нанайцев? Для чего новорождённых укладывают в колыбель, полную древесных стружек? Какую народную мудрость можно почерпнуть из нанайских пословиц?

Традиционные занятия

Несмотря на то, что многие соседние народы были кочевниками, нанайцы издавна жили оседло. Интересно, что немало их поселений имеет возраст в несколько сотен лет. Главным занятием предков современных нанайцев были ремёсла. Как и прежде, нанайский народ нашего времени славится своими кузнецами, рыбаками, охотниками.

Основными материалами для изготовления одежды у нанайцев служили рыбья кожа и шкуры таёжных животных. Нередко уже по одному только наряду человека можно было сказать о роде его деятельности. Так, например, охотников отличали маленькие меховые шапочки-капоры, а вот рыбаки носили широкие передники из рыбьей кожи.

Видео-версия о традициях нанайцев:

Собака – не просто друг человека

Познакомившись с некоторыми древними нанайскими легендами, я заметила, что собака – один из главных их персонажей. Что интересно, она выступает не только сторожем или помощником, но и создателем мира. Например, Железная Собака представляет собой своеобразное женское божество, что стало прародителем многих народов, в том числе и нанайцев.

Нанайцы - жители Дальнего Востока

Нанайцы – жители Дальнего Востока

Малыш в стружках

Старинные обряды и сегодня находят отражение в жизни нанайцев. Пожалуй, самое главное событие в жизни человека – рождение, что сопровождается особенными ритуалами. Появление ребёнка было большим праздником не только для семьи, где произошло пополнение, но и для всего поселения.

Если же на свет появлялись близнецы, радости не было предела. Нанайцы верили, что таких малышей посылают могущественные духи тайги и воды, что будут покровительствовать новорожденным. После рождения ребёнка его клали в колыбель, наполненную стружками черёмухи. По мнению нанайцев, это дерево священно, а потому защитит от злых духов малыша.

От себя замечу, что исследователи доказали уникальность свойств черёмухового дерева. Сок мелких стружек имеет антибактериальное действие. Выходит, древние нанайцы были абсолютно правы, ведь черёмуха и правда оберегала дитя от недугов. Рядом с домом, где произошло пополнение, нанайцы разжигают костёр из багульника. Этот народ верит, что ароматный дым этой травы отпугнёт недобрых духов от жилища.

Традиции нанайцев, связанные с Амуром

Мудрость предков

Меня искренне восхищает отношение нанайцев к своей культуре. Несмотря на свою малочисленность, этот народ стремится передавать рассказы, легенды, местный фольклор будущим поколениям. В воспитании детей особенное внимание уделяется рассмотрению общественных норм и законов, по которым должен жить человек.

Вот только не стоит представлять себе скучные нравоучения или нотации. Нет, нанайцы, как и русские, – обладатели уникальной сокровищницы народной мудрости, содержащей массу пословиц и поговорок. Они учат добру, взаимопониманию, скромности и уважению к старшим людям. Приведу в пример некоторые из них:

Нанайцы – народ, что сохранил свои традиции и даже старинные занятия, несмотря на смену веков и ритма жизни. Один этот факт вызывает невольное уважение к жителям тайги. На сегодня нанайцев насчитывается всего около 16 000 человек, однако они смело доказывают правильность утверждения, что многое в жизни познаётся совсем не в количестве, а в качестве.

Нанайцы являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. Народность принадлежит к носителям антропологического байкальского типа, с небольшой примесью китайского северного антропологического компонента. Всего в мире около 16 000 нанайцев.

Где живут

Нанайцы проживают на территории Китая и России вдоль берегов реки Амур и ее притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Название


Внешность

Одежда

Обувь и одежду нанайцы изготавливали из волокон крапивы и конопли, рыбьей кожи, шкур животных. Для нарядной одежды использовали шелк и парчу. Повседневные вещи шили из простых тканей.

Традиционная одежда этого народа состоит из штанов, халата кимонообразной формы с запахом на правую сторону, невысокой обуви и наговиц. Повседневная одежда состоит из нижнего и верхнего белья: рубашка энгэрэдэ, штаны пэру, наговицы гаро, обуви и головного убора. В качестве верхней одежды носили халат с подкладкой и без, зимний халат с ватной подкладкой. Мужской халат шили выше колен, чтобы не мешал при ходьбе. В летнее время вместо халата надевали короткую безрукавку кандял. В качестве головного убора мужчины носили берестяную шляпу конической формы из пропаренного куска бересты. Крепился убор на голове с помощью двух тесемок. Зимой носили меховую шапку элдумэпсэ.

Пошитая из рыбьей кожи обувь очень теплая и называется согбома ота. Обувь из обработанных шкур животных носит название нантама ота. По покрою обувь нанайцев делилась на тунгусскую и амурскую.


Повседневная одежда нанайских женщин отличается некоторыми особенностями. Халат был длиннее мужского. Штаны носили двух типов: для незамужних они выкраивались с нагрудником, закрывающим грудь, который стягивался на поясе шнурком. Штаны для замужних тоже были с нагрудником, но он закрывал только нижнюю часть груди, чтобы женщине было удобно кормить грудью детей. Для работы у нанайцев была отдельная одежда, которая отличалась практичностью и прочностью.

Одежда праздничная отличается отделкой и украшениями. Обязательный элемент праздничного наряда мужчины — пояс омол, ширина которого 10-15 см, а длина до 4 метров. Им оборачивали талию 2 или 3 раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.

Жизнь

Из всех хозяйственных занятий самым важным было рыболовство. У нанайцев были высокоспециализированные орудия для этого промысла. Охота раньше занимала одно из основных мест в хозяйстве, но к 19 веку уже не была столь значительной. Охотились ради мяса и меха. На копытных охотились с помощью ямы-ловушки и засек, использовали самострелы. Для охоты на медведя делали петли из толстой шкуры лося и применяли копье гиду.

Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях нартах. Развито было у народа кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.


Жилище

У нанайцев существует 2 типа поселений: сезонные и постоянные. При постройке жилища было важно расположить его неподалеку от источника воды: реки или озера. Самый древний вид жилища этого народа — землянка серома и полуземлянка хурбу. Землянки строили на откосе берега и обрывах террас.

Наземное распространенное жилище — дом хагдун. Стены для него изготавливали из жердей, камышовых плетеных фашин и тальника. Их обмазывали смесью из глины с шерстью или травой. Основная конструкция дома — это отопительная лежанка накан. Именно по ней определялись размеры жилища. Накан был основным местом, где жили люди. Там они работали, ели и спали.


Кухня нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для приготовления блюд используется мясо, рыба, крупы, бобовые и картофель, который начали выращивать в конце 19 века. Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста, приготовленного из ягод черемухи, пекут лепешки. Нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений. Раньше они выменивали у русских муку и крупу в обмен на пушнину.

Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. В 19 веке нанайцы научились коптить и засаливать рыбу. В сыром виде едят головы некоторых видов рыб, основную часть тушек сазанов, почки, печень, костный мозг крупных животных.


Религия

Издавна традиционным верованием нанайцев был шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы, верили в гармонию отношений между природой и человеком. Основой верования нанайцев были анимистические представления, которые сочетались с магией, фетишизмом и тотемизмом. Они верили, что в тайге, на небе, земле и в воде живут духи, влияющие на судьбы и жизни людей. Нанайцы изготавливали фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Мировоззрение нанайцев делилось на три сферы:

Связующим между духом и людьми был шаман. Он лечил больных, предсказывал будущее и доставлял умерших в мир мертвых. Шаманы делились на категории:

  • сиуринку саман занимался врачеванием;
  • нигмантэй саман лечил и проводил обряды при первых поминках;
  • касса саман доставлял души умерших в загробный мир.

Первыми двумя категориями шаманов могли быть женщины и мужчины. Шаманом третьей категории мог быть только мужчина.

Во второй половине 19 века народ был обращен в православие, но продолжал сохранять традиционные верования и обряды.

Нанайский язык принадлежит к группе тунгусо-маньчжурских языков. Проживающие на территории России нанайцы используют письменность на основе кириллицы. В Китае этот язык практически бесписьменный. В отдельных изданиях, в которых обсуждается нанайский язык, используют для транскрипции пиньинь — систему романизации для путунхуа.

В нанайском есть два наречия и три диалекта:

  1. бикинский
  2. горинский
  3. кур-урмийский

Культура

У нанайцев богатое и разнообразное устное народное творчество. Основные фольклорные жанры:

  • тэлунгу — мифологический рассказ или миф, легенда, предание;
  • сиохор — сказка, заимствованная у других народов;
  • нингман — волшебная сказка, сказка-миф;
  • деуруэн — приговорки, скороговорки;
  • намбокан — загадки, шаманские песнопения, плачи, песни дярин.

Очень развито у народа песенно-танцевальное искусство. У нанайцев существует много ансамблей, проводятся различные фестивали песни и танца.


Традиции

Хозяйственный календарь нанайцев включает в себя 5 месяцев с названиями рыб, что говорит о важности рыбного промысла в жизни этого народа.

Нанайцы пользовались различными амулетами, чтобы уберечь себя от злых духов. Особенное внимание уделялось беременным женщинам и новорожденным. Они носили специальные обереги.

По умершему проводили ряд поминок. Первые — сразу после смерти, затем на седьмой день. Считалось, что в эти дни душа умершего возвращается после обхода всех мест, где он был при жизни. Все родственники умершего принимали участие в похоронном обряде. Хоронили человека на 2 или 3 день после смерти. Дальние родственники и соседи клали в гроб умершего нож, топор, котелок, нож, блюдце и тарелку. Женщинам кроме этого клали ее ножницы.

Существуют у нанайцев также и свадебные обряды и традиции. Родители заранее выбирали детям невесту и жениха, заключали с их родственниками соглашение. Жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей, драгоценных металлов. На разницу в возрасте между будущими супругами не обращали внимания, нередко она могла достигать и 25 лет, причем старше иногда был не только жених, но и невеста.

У народа была традиция, согласно которой девочку в малолетнем возрасте забирали в семью будущего мужа и растили до половозрелого возраста, приучали к традициям своей семьи.


Свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше, так как для мужчины законным брачным возрастом было 17-19 лет, для женщины — 16-17 лет. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но сразу ответ давать было неприлично.

Во время свадьбы нанайцы проводили обряды с жертвоприношениями божествам. Проводились свадебные обряды, которые приносят в дом молодых достаток и благополучие. Например, невеста должна два раза ногой ступить в котел, первый раз у себя дома, второй — в доме мужа. После свадьбы невеста не могла уйти сразу жить в дом мужа. Еще 3 дня или даже год после свадьбы она жила с родителями, потом уходила в новый дом навсегда. У представителей нанайской знати могло быть много жен.

Читайте также: