Томас мор утопия доклад

Обновлено: 17.05.2024

Сэр Томас Мор, был лорд-канцлером Англии, юристом, философом. В историю же он вошёл как автор самой знаменитой утопии по государственному устройству.

Сэр Томас родился в семье лондонского судьи, 7 февраля 1478 года, его отец прослыл на всю округу как самый честный и справедливый судья. Ещё обучаясь в школе, Томас Мор проявлял свои недюжинные умственные способности. Когда ему было 13 лет, он стал пажом при английском кардинале Джоне Мортоне. Английский кардинал очень высоко ценил талант и ум Мора.

Мор обучался на юриста в Оксфордском университете, изучает латинский и греческий языки. В 1497 Мор стал членом кружка Эразма Роттердамского (учёного философа эпохи Возрождения). Там он постигает идеи гуманизма, который повлиял на культуру и общественное знание того времени. Гуманисты занимались изучением человеческой природы и совершенствованием человека (его духовности).

Томас Мор был очень религиозным, и даже какое-то время хотел стать монахом. В 1504 году стал членом английского парламента. В парламенте Мор ведёт активную деятельность, и даже вступает в конфликт с королем Генрихом VII, Мор выступил за уменьшение сбора податей в пользу короля, осуждая его непомерную жадность. Власть в лице Генриха была очень недовольна и стала чинить препятствия деятельности Мора в парламенте. Даже заключила отца Мора в тюрьму, в отместку за его речи. Мору было поставлено условие либо он устраняется от общественной (политической) деятельности и тогда отца выпускают из тюрьмы, либо его ждут такая же участь, как и отца. Сэру Томасу пришлось уйти из парламента. Впрочем, ненадолго, после смерти короля он вновь вернулся к общественной деятельности.

В 1532 году у Мора происходит конфликт с королём и он уходит в отставку. Конфликт, произошел из-за разрыва короля с церковью (которая не давала ему развод).

Мор отказался признавать главенство короля над церковью. За это, в 1534 год, заключён в Тауэр (тюрьму). Был казнён в 1535 году. Канонизирован Римско-католической церковью в 1935 году.

7 класс кратко по истории

Томаса Мор

Томаса Мор

Сибирь-район с суровым климатом и минимальным процентом заселения. Это место будоражит воображение. Несмотря на огромную территорию, населенных пунктов сравнительно немного. Соответственно народы немногочисленны.

Первым пристанищем дробей считается древний Египет или же Вавилон. Однако первые дроби сильно отличались от современного варианта, а их смысл заключался вообще в другом. Дробями их считают, потому что они имели очень

Искусство делится на виды: архитектура, скульптура, декоративно-прикладное творчество, живопись и графика. В каждом из видов можно выделить несколько разных тем или предметов изображения. В живописи и графике:

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Реферат томас мор.doc

ВВЕДЕНИЕ

Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More) известен в истории правовой и политической мысли как знаменитый английский мыслитель, писатель. Кроме того он Святой Католической церкви.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т.д. стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном государстве".

Томас Мор навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ, который поставил проблемы, не решенные человечеством и поныне. Это и объясняется то, что внимание к трудам Томаса Мора сохраняется и по сей день. Это также определяет и актуальность моего реферата.

1. Краткая биография Томаса Мора: жизнь и смерть

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в Лондоне, в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью.

В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером. Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Линкольнз инн (одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году – женится 2 .

Мор впервые женился на Джейн Кольт, в 1505 году. Она была почти на 10 лет его моложе, и его друзья говорили, что она была тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы. У Мора было четверо детей с Джейн: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон. Когда Джейн умерла в 1511 году, он женился почти сразу, выбрав в качестве второй жены богатую вдову по имени Элис Мидлтон. У Элис не было репутации покорной женщины, как у её предшественницы, а наоборот она была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но у Элис была дочь от первого брака. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая в итоге вышла замуж за Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, он настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же как и его сыновья.

Томас Мор был близким другом Эразма Роттердамского. Еще в студенческие годы он сблизился с кружком выдающихся оксфордских ученых-гуманистов, с увлечением и упорством изучал сочинения христианских философов, а также произведения великих античных философов и писателей: Платона, Аристотеля, Лукиана. Мор и его друзья размышляли о жизненном призвании и нравственном долге человека перед обществом, о том, как реформировать католическую церковь, погрязшую в пороках, невежестве и суевериях, как сделать жизнь менее жестокой и более справедливой. Ответы на эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних философов и особенно в Евангелии, на основе которого, по их мнению, только и возможно было создать справедливое общество 3 .

С первых шагов политической карьеры показал себя бескорыстным человеком, не желающим идти на компромисс с властью. Мор состоял в парламентской оппозиции, что, конечно же, не нравилось королю Генриху VII. Однажды король потребовал от парламента утвердить новый чрезвычайно высокий налог (по случаю замужества его дочери и посвящения его сына в рыцари). Молодой депутат Мор выступил против налога. Парламент все-таки утвердил налог, но сильно сократил его размеры. Король был взбешен, готов был на скорую расправу. Но личность депутата была неприкосновенной, поэтому король обрушил свой гнев на старого Джона Мора, посадив его в тюрьму и оштрафовав на крупную сумму 5 .

Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни.

Томасу Мору пришлось на время уединиться в монастыре. Он даже хотел переселиться в другую страну, но в 1509 г. Генрих VII умер, и Мор вернулся к своей деятельности. В эти годы он занимал место помощника шерифа Лондона, потом главного лондонского судьи, состоял лектором юридической школы, был в разные годы послом Фландрии и Франции. Свободное время отдавал любимому занятию – литературе, сочинял стихи и комедии. Писал по-латыни.

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и смерти.

Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд- канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Римский папа. Климент VII был против этого развода – на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины.

Кстати, первым европейцем, который возвысил свой голос против смертной казни, был именно Томас Мор (1478 - 1535). Протестуя против смертной казни, он не сумел защитить самого себя: 6 июля 1535 г. он был казнен во дворе Тауэра, главной тюрьмы Англии 9 .

2. Работа над Утопией

Имя Томаса Мора вошло во всемирную историю благодаря книге "Утопия", написанной им на латыни в 1516 г. Не лишним будет напомнить, что общественная и правовая мысль тогда только-только начинали развиваться, поэтому идеи Томаса Мора способствовали формированию правовой мысли в Европе. Он смотрел вперед и опережал будущее. Исторические факты свидетельствуют: в 1513 г. знаменитый итальянский мыслитель Николо Макиавелли пишет книгу "Государь", вошедшую в историю политической и юридической мысли; в 1517 г. немецкий теолог и реформатор Мартин Лютер выпускает 95 тезисов – основных догматов католицизма; в 1534 г. испанский дворянин Игнатий Лойола основывает Общество Иисуса (иезуитов) 10 .

Само слово "Утопия" придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: "ou" – "не" и "topos" – "место". Буквально "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея" 11 .

3. Структура и содержание Утопии

Родоначальником утопического социализма нового времени считается великий английский гуманист Томас Мор. Он происхо­дил из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. Отец Т. Мора был известным юристом, королевским судьей, удостоившимся дворян­ского титула. Первоначальное образование Мор получил в грам­матической школе Св. Антония. Затем последовало около двух лет учебы в Оксфордском университете, откуда по воле отца Т. Мор перешел в одну из юридических школ Лондона и по ее окончании стал адвокатом. Он пользовался исключительным авторитетом как юрист. Томас Мор выполнял важные дипломатические поручения короля. Он избирался членом парламента и спикером палаты общин. В 1525-1532 гг. он занимал высокий пост лорда-канцлера Англии, смело выступая против чрезмерных требований короля об утверждении новых налогов.

Талантливый юрист, хорошо разбиравшийся в хитросплетени­ях имущественных отношений феодального общества, искусный дипломат, Т. Мор благодаря гуманистическим убеждениям не стал правоверным защитником феодального строя. Он обличал наибо­лее кричащие пороки европейских монархий. Контраст между богатством немногих и массовой нищетой, вскрытый Мором, не соответствовал, по его убеждению, разумным законам человече­ской природы. Он указывал на конкретные причины, порождав­шие социальную несправедливость. При этом Мор обнаруживал глубокое для своего времени понимание материальных основ общественных противоречий.

Основанный на общественной собственности строй Утопии с необходимостью возлагал на всех людей обязанность трудиться. Ликвидация паразитизма и привлечение всех членов общества к производитель­ному труду делали возможным достижение изобилия и полное удовлетворение их материальных нужд. Осуждая нормы английского трудового законодательства того времени, Мор подчеркивал, что в Утопии люди работают лишь шесть часов в сутки, а остальное время они посвящают изучению наук, занятиям музыкой и другими искусствами или развлекают себя беседами и играми. Т. Мор считал подобный порядок вещей возможным и разумным, т.к. в Утопии нет частной соб­ственности и отношения между городом и сельской округой основаны на взаимной трудовой поддержке. Таким образом он пытался решить проблему преодоления противоположности меж­ду городом и деревней, между физическим и умственным трудом.

Опираясь на идеи Аристотеля, Т. Мор предло­жил оригинальную модель политической системы общества. Уто­пия представляет собой федерацию пятидесяти четырех городов. Во главе каждого города стоят правитель и сенат. Федеральный сенат находится в столице — Амауроте. Граждане ежегодно изби­рают и присылают в амауротский сенат по три представителя. Это старые и умудренные опытом граждане, призванные обсуждать общие дела острова.

Принцип централизма сочетается в утопийском государстве с демократическими началами. Все важные вопросы предвари­тельно обсуждаются в каждой семье. Затем особые должностные лица — сифогранцы, ежегодно избираемые по одному от 30 се­мейств (хозяйств), обсудив дело с гражданами, совещаются друг с другом и объявляют свое решение сенату. Таким образом народ через своих представителей контролирует деятельность сената.

Утопийская демократия предполагает упрощение законода­тельства. Государством, указывает Мор, весьма успешно управля­ют с помощью малочисленных законов, отличающихся ясностью, простотой и справедливостью. Поэтому в Утопии в законах разби­рается каждый и нет нужды в особом сословии юристов.

Анализируя представления Т. Мора о политическом устройстве общества, исследователи подчеркивают, что утопийская демокра­тия резко контрастирует с системой правления феодальных абсо­лютистских государств, основанной на назначении чиновников сверху и засилье бюрократии.

В рационализме английского гуманиста проявляется идеалистический характер. Мор считал, что уничтожение частной собственности и переход к обществу справедливости возможны посредством разумных реформ, проводимых просвещенными пра­вителями. Так, объясняя происхождение Утопии, Мор поведал о легендарном основателе государства, мудром правителе Утопе, который привел грубый и дикий народ к просвещению.

Противоречия в социально-политическом учении Т. Мора в ко­нечном счете были обусловлены своеобразием исторических усло­вий, в которых жил и творил английский мыслитель. В его время отсутствовали предпосылки для тех кардинальных общественных преобразований, которые вели бы к устранению эксплуатации и социального неравенства.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мечты о счастье, об идеальном устройстве общества издавна волновали людей. Так как, в 1516 году Томас Мор (1478 - 1535), политик, канцлер Англии, философ пишет труд о наилучшем устройстве государства на далеком острове.

Своеобразным выражением протеста Мора против социальной несправедливости явился подробно разработанный им проект нового общества, где было покончено с эксплуатацией человека человеком. Все материальные блага принадлежат здесь трудящимся. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан.

Система трудовой повинности, о которой мечтал Мор, вовсе не превращает труд в тяжкое бремя. Организация производства преследует только одну цель: избавить всех граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше времени для духовной свободы и просвещения. Философ считает, что в этом заключается счастье жизни.

Однако, проектируя справедливое общество, Мор вынужден все же допустить существование рабов. Последние в Утопии - бесправная категория населения, обремененная тяжелым общественным трудом. Они закованы в цепи и постоянно заняты работой. Рабы, считает Мор, нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда.

В условиях феодальной Англии Мор не находил реальной общественной силы, которая была бы способна заменить «негодный" строй справедливым. Вместо того, чтобы управлять государством при помощи насилий, грабежей и конфискаций, доводя этим народ до нищеты, считал он, лучше добровольно отказаться от власти. Вместе с тем Мор подчеркивает, что разорение и нищета народа порождают стремление к перевороту и междоусобицам. Нельзя допускать, чтобы одни утопали в удовольствиях и наслаждениях, а другие бедствовали.

Осуждая политическую тиранию и противопоставляя ей свой идеал государя, Мор решительно отвергал идею о, якобы, божественном происхождении власти короля и развивал мысль о происхождении всякой власти от народа. На этом основании он считал не только возможным, но и необходимым ставить вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что народ своей волей дает власть и отнимает ее. Любой человек, принявший власть над многими людьми, является их должником.

Итак, сущность "Утопии" определяет идея социального преобразования, поиск наиболее совершенной общественной системы, способной обеспечить счастье любому человеку. В этой книге заложены идеи социального равенства, преобразования, способные обеспечить счастье человеку труда и навсегда покончить с эксплуатацией.

Читайте также: