Типология познания философия доклад

Обновлено: 05.07.2024

Целью исследования является рассмотрение сущности познания в философии, в частности видов познания.
В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть теорию познания и понятие познания;
- определить структуру познания: субъект, объект и посредники познания;
- рассмотреть особенности различных видов познания, дать их классификацию.

Содержание

Введение 3
1. Теория познания и понятие познания в философии 5
2. Структура познания: субъект, объект и посредники 12
2.1. Субъект и объект познания 13
3. Виды (типология) познания 16
3.1. Житейское познание 17
3.2. Игровое и мифологическое познание 17
3.3. Художественное, религиозное и философское познание 18
3.4. Научное познание 18
3.5. Чувственное и рациональное познание 20
Заключение 22
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

Виды познания.doc

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

  1. Структура познания: субъект, объект и посредники

Рассматривая процесс познания (отражения) в целом как системное образование, следует выделить следующие его элементы:

1) субъект познания — это тот, кто действует, влияет на объект. Человек не является субъектом сам по себе. Он становится и осознает себя субъектом только в процессе предметной деятельности и общения. Под субъектом следует понимать человека — исходный пункт жизненной и познавательной активности, который получает знания, формулирует теории и концепции, сохраняет и исторически передает их новым поколениям;

2) объект познания — это фрагмент (часть) объективной реальности (социальной, природной, правовой и т. д.), который включен в человеческую деятельность и познание. Объективная реальность существует независимо от человека, субъекта. Тем не менее в качестве объекта она находится в единстве, во взаимосвязи с субъектом. Объектом познания выступают не только явления природы и общества, но и сам человек, отношения между людьми, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще, во всей полифонии ее проявлений. Таким образом, объект познания — это то, что привлечено субъектом из объективной взаимосвязи природы и общества; это то, на что направлена человеческая деятельность.

3) посредники познания — это средства познания как материального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т. п.), так и идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы, научные теории, концепции и т. п.).

2.1. Субъект и объект познания

Теория познания рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной является субъект познания. Активная роль субъекта проявляется в следующем: в избирательном его отношении к предметному миру; в целенаправленности процесса познания; в непрерывной поисковой и корректирующей работе рецепторов, нервов и мозга.

Результатом любого познания является образ. Образ — это идеальное обобщение сущностных отношений объекта. Характерные особенности образа — сходство, адекватность оригиналу. 6

Освоение окружающего мира в результате познавательной деятельности предполагает наличие субъекта и объекта познания. Это значит, что познавательные процессы протекают в некоторой системе, включающей объект познания и субъект познания. Такую систему иногда называют гностической системой. Здесь разыгрываются все великие битвы истины с заблуждением, борьба различных точек зрения, взглядов, гипотез.

Субъектом познания считается прежде всего человечество в целом – производитель и хранитель всех знаний об окружающем мире и о самом себе. В качестве субъектов познавательной деятельности могут также выступать социальные группы, специальным назначением которых является производство знаний (субъектом научного познания является сообщество ученых), отдельные народы, накапливающие веками в своей культуре разнообразные сведения о явлениях природы, о нравах и обычаях тех или иных социальных общностей и т.д. Но в конечном счете гносеологическим субъектом является все же отдельный человек.

Уже Л.Фейербах рассматривал человека субъектом познания. Не случайно в каждую эпоху в научном сообществе выделяются отдельные, наиболее талантливые ученые, деятельность которых приводит к выдающимся познавательным достижениям. Их имена становятся символами знаменательных вех в истории науки.

3. Виды (типология) познания

Говоря о знании “вообще”, следует обсудить чрезвычайное разнообразие видов или характеров единого по существу знания. Нельзя считать знанием только какой-то один из его видов, произвольно выбранный, скорее приходящий на ум или подсказываемый типичным массовым представлением. В наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать “научным”) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной “сциентистской” общественной атмосферой, культом науки или, вернее, наукообразия, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин — выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой — глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам ученого, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать. 10

Существуют два вида познания. Познание как процесс и как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, проходя с ним определенные этапы развития. На каждом из этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Следовательно, познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо одной форме, даже такой важной, как наука.

3.1. Житейское познание

На ранних этапах развития истории человечества существовало обыденно-практическое познание, заложившее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания был и опыт повседневной жизни, практика людей.

Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

3.2. Игровое и мифологическое познание

Исторически первая форма — игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры человек развивает активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т. п.

Также в рамках мифологии зарождается художест венно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественно осваивая действительность в различных своих видах, удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его, в том числе и по законам красоты.

3.3. Художественное, религиозное и философское познание

Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Одними из древних форм познания являются философское и религиозное познания. Религиозное, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя нередко и превратные. В религиозном познании эмоциональное отношение к миру соединяется с верой в сверхъестественное.

3.4. Научное познание

Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. (Во всяком случае, ответ на подобный вопрос является идеалом научного знания.) Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это прежде всего объяснительное знание.

Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное. 11

Говоря о многообразии форм познавательной деятельности, нельзя обойти вниманием достаточно известную концепцию личностного знания, разработанную британским ученым М. Полани. Он подразумевал под знанием активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсонифицированными.

Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют например знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенциалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно-научные и гуманитарные, научные и вненаучные и т. д. 12

Познание – процесс получения человеком нового знания, ранее неизвестного. Роль чувственного познания в жизнедеятельности человека. Интеллект как высшая познавательная способность. Этапы рационального познания. Проблема границ субъекта и объекта познания.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.01.2018
Размер файла 46,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие познания и его виды

2. Средства и методы познания

3. Проблема границ субъекта и объекта познания

Список использованных источников

Его рассматривали разные направления с разных сторон, и каждое вывело свои заключения по поводу данного понятия.

Так, например сторонники эмпирической теории познания считают чувственный опыт единственным источником знания. Познавательные возможности человека зависят от их познавательных способностей. То есть опыт для них является: 1. результатом деятельности органов чувств; 2. результатом деятельности разума (комбинирование материала, поставляемого органами чувств).

Ко второму источнику опыта относятся данные этапы рационального познания:

Анализ - способ мысленного разделения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними.

Синтез - соединение различных элементов в одно целое.

Аналогия - способ рассуждения, где конкретному предмету присваиваются признаки на основании его сходства с другим предметом, которые раньше у него отсутствовали. Она часто используется при выдвижении гипотез.

Дедукция - логический способ рассуждения, пользуясь которым можно получать истинное заключение (логического следования).

Индукция - логический способ рассуждения, с помощью которого из частного знания получают общее.

Рационализм подразделяется на онтологический (разумность бытия, наличие в нем данного начала) и гносеологический (разум является главной формой познания).

Каждая теория несет в себе определенный смысл, который и сделал понятие познания таким распространенным и изучаемым до сих пор.

1. Понятие познания и его виды

Познание - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Оно достигается человеком при наличии тех или иных предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. В результате этого процесса у людей возникают знания об окружающем мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Существуют определенные длительным изучением формы познания: чувственное и рациональное (логическое).

Основную роль в познании всегда отводилось чувственности - ощущению и восприятию, ведь познание человеком внешнего мира, в большей мере, осуществляется с помощью различных ощущений. Информация, поступающая от органов чувств человека, связана с теми или иными переживаниями. При этом происходит ее оценка и определение значимости для практической деятельности и жизни человека.

Существует мнение, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается только его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важное место занимает обучение и воспитание.

Восприятие - это отражение человеком или животным предметов в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к созданию целостных чувственных образов. У индивида оно формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере своего развития и приобщения к культуре он выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные им самим. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов, где важнейшей заслугой можно назвать компьютеризацию и растущую информатизацию.

Так, чувственное познание играет огромную роль в жизнедеятельности человека:

«органы чувств непосредственно связывают человека с внешним предметным миром;

без них человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;

потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности (взаимная компенсация одних органов чувств другими, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и другое);

все рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств;

регулирование предметной деятельности осуществляется с помощью информации, получаемой органами чувств;

В большей степени благодаря мышлению, люди дошли в своем развитии до изучения огромного количества научных знаний. В последние десятилетия у людей вызывает особый интерес технические науки, с помощью которых можно изобрести всевозможные компьютерные феномены. Появилось немало исследований, направленных на проблему возможности создания искусственного интеллекта. Но пока этого сделать не удается, так как даже людям, с невероятно развитым мышлением, отличным восприятием и ощущениями не удается познать все тайны и возможности человеческого мозга.

Мышление не может существовать без языка, как средства получения информации. Это как система знаков, имеющих значения, что образует самостоятельную систему, имеющую свои законы, правила и формы связи. В качестве знаков могут выступать звуки, жесты, рисунки, чертежи и многое другое. Они воспринимаются органами чувств другого человека, воздействуют на нервную систему и на сознание.

Представление - чувственный образ ранее воспринимаемого органами чувств предмета или образ, вновь созданный творческой, активной деятельностью мышления. Для получения таких образов человеку нужны память и воображение.

Существуют также познавательные способности, которые играют не маловажную роль в жизнедеятельности человека. Они позволяют ему как можно глубже различными методами познавать окружающую реальность.

Воображение - способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, сновидения и другое). Оно связано с абстрактным мышлением, отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованных предположений невозможны без воображения и еще оно очень тесно связанного с интуицией.

Интуиция - постижение истины, внезапное озарение, владение интеллектуальным знанием или созерцанием. Она дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуют доказательства.

Эти признаки отделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в различных ситуациях она может иметь разную степень отдаленности от реальности, быть необычной и не приемлемой в данном случае и т.д.

Ее можно подразделить на несколько видов по специфике деятельности субъекта. То есть здесь главную роль играет особенность формы практической деятельности (техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная интуиция).

Интеллект определяется как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную разумную деятельность, направленная на постижение сущности предметов познания, основных первичных принципов.

Талант - данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развивать, а можно и постепенно утрачивать.

Так, многообразие видов познавательных способностей соответствует характеру познавательной деятельности, которой может заниматься человек: познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и прочее.

Главное в науке - это устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Также, понятие точности знания обычно связывают именно с наукой, так как научность предполагает достаточно высокую степень достоверности, факта и вывода.

В последние годы ее возможности возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации.

2. Средства и методы познания

чувственный рациональный познавательный интеллект

Процесс познания может осуществляться с помощью эмпирического (теории и факты) или теоретического (гипотезы и законы) метода.

Эмпирический метод предлагает такие средства познания как наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения выступают не только предметы внешнего мира. Такому виду познания характерно еще такое свойство, как самонаблюдение, когда восприятию подвергаются переживания, чувства, психические и эмоциональные состояния самого субъекта. Наблюдение, как правило, не ограничивается механическим и автоматическим отмечанием фактов. Основную роль в этом процессе выполняет сознание человека, то есть наблюдатель не просто фиксирует факты, а целенаправленно ищет их, опираясь в своем поиске на гипотезы и предположения, привлекая уже имеющийся опыт. Полученные результаты наблюдения используются либо для подтверждения гипотезы (теории), либо для ее опровержения.

Наблюдения должны подводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта, то есть они должны давать объективную информацию.

Эксперимент - это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент необходим для проверки гипотез, установления причинных связей между феноменами. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания, а сам эксперимент осуществляется путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий его протекания. Результаты испытаний должны фиксируются и контролируются. Если повторять эксперимент, то это даст возможность сравнения получаемых каждый раз результатов.

По целям их можно поделить на две группы:

I - эксперименты, с помощью которых осуществляется проверка различных теорий и гипотез;

II - эксперименты, с помощью которых можно сбирать информацию для уточнения тех или иных предположений.

По исследуемому объекту и характеру научной дисциплины они делятся на:

Если нужно будет изучить какие-либо специальные явления или свойства предмета, то их круг может быть расширен.

Сегодня природа эксперимента очень изменилась, так как повысилась его техническая оснащенность. Поэтому появился новый метод эмпирического познания - моделирование. Модели (образцы, макеты, копии объекта-оригинала) заменяют собой объекты исследования тогда, когда изучаются, например, проблемы здоровья человека или исследуются свойства объекта, занимающего обширные пространства, находящегося достаточно удаленно от исследовательского центра и т.п.

По характеру методов и результатам исследования их подразделяют на:

«Качественные эксперименты, направленные на выявление последствий воздействия различных факторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик.

Оба вида способствуют более полному раскрытию свойств и признаков предмета, приводя в итоге к его целостному познанию.

Сегодня эксперимент никак не представляется без его предварительного планирования, причем важное место при этом занимает прогнозы ожидаемых результатов.

3. Проблема границ субъекта и объекта познания

Изучая теорию познания, ученые пришли к выводу о том, что его структура, как и структура многих других явлений, подчиняется принципу системности, то есть состоит из простых частей и элементов. Ими, как правило, являются субъект и объект.

Но, в конечном счете, высшим производителем знания и мудрости является все человечество, так как оно на протяжении многих веков накапливает различные сведения о явлениях природы, о животных, о нравах и обычаях различных народов. Так, собрав в одно целое познания отдельных народов, можно сделать вывод, что каждый народ, производя свои какие-то нормы, идеи и ценности, фиксируемые в культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности.

В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых, также в этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения.

Объект познания - это то, на что направлена практическая и познавательная деятельность этого индивида. Объектом познания могут быть как материальный мир (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) тоже могут стать объектом познания.

Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются или в ходе практической деятельности, или в ходе познания.

Так, можно сделать вывод, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга, так как предмет - это только одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки, также понятие предмета по объему шире понятия объекта.

Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов.

Кант утверждал, что познание всегда будет являться ограниченным (агностицизм: существуют границы познания, но не отрицаются познавательные возможности человека, его потенциал). Познание - это постоянная проблема человека.

Границы субъекта и объекта познания определяются практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.

За последние сто лет значительно расширились границы объекта познания, а вместе с этим и круг познавательных интересов, на много вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности.

Так, можно сказать, что развитие познания определяется потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежит разрушение и возникновение все вновь и вновь, противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждому человеку свойственно стремление к познанию, к истине, к знанию. Поэтому процесс познания не прервется, пока существуют науки, природно-географические, экономические, материально-технические, социокультурные и теоретические моменты, существует мир, который человек может познать, использую огромное количество своих способностей, данных ему природой, и материально-технические средства, созданные им самим.

Познавательные способности - это индивидуальные качества человека (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение), которые обычно называют источниками познания.

В современном мире теория познания представляет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Ведь любое знание является связующей нитью между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, учебник. М., 2014;

2. Балашов Л.Е. Философия, учебник. М., 2005;

3. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 2004;

4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия, справочник студента. М., 2015;

5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник. М., 2013;

6. Смирнов И., Титов В. Философия, учебник. М., 2004;

7. Спиркин А.Г. Философия, учебник. М., 2006;

8. Философия, учебное пособие под ред. Лавриненко В.В. М., 2004.

Подобные документы

Анализ сущности и видов познания - процесса получения человеком нового знания, открытия неизвестного ранее. Отличительные черты чувственной (восприятие, представление, воображение) и рациональной форм познания. Проблема границ субъекта и объекта познания.

контрольная работа [31,0 K], добавлен 23.12.2010

Изучение теории познания как раздела философии, изучающего взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности и критерии истинности и достоверности знания. Особенности рационального, чувственного и научного познания. Теория истины.

контрольная работа [20,8 K], добавлен 30.11.2010

Мышление как процесс познавательной деятельности человека. Подходы, объясняющие природу сознания. Методы и уровни научного познания, особенности рационального и чувственного познания. Многообразие форм человеческого знания. Проблема истины в философии.

реферат [25,3 K], добавлен 17.05.2010

Формы чувственного и рационального познания. Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Концепция неразрывной взаимосвязи чувственно-рациональных форм освоения действительности с предметной деятельностью человека.

реферат [23,3 K], добавлен 21.11.2010

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение к реальности, субъекта и объекта познания. Характеристика рефлексивных и нерефлексивных форм познания.

реферат [11,3 K], добавлен 23.12.2003

Проблема познания в философии. Понятие и сущность обыденного познания. Рациональность обыденного познания: здравый смысл и рассудок. Научное познание его структура и особенности. Методы и формы научного познания. Основные критерии научного познания.

реферат [26,3 K], добавлен 15.06.2017

Общая характеристика теории познания. Виды, субъекты, объекты и уровни познания. Сравнительный анализ чувственного, эмпирического и теоретического познания. Понятие, сущность и формы мышления. Описание основных философских методов и приемов исследования.

Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. В познавательной деятельности раскрываются сущностные силы человека, его неисчерпаемая духовная энергия. Сущность познавательного отношения человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, точных или же искаженных.

Познавательное действие – это проявление творческой активности человека, направленной на воспроизведение объектов реальности в форме знаний. Совокупность познавательных действий делят на:

1. Вненаучные – это совокупность познавательных действий, включенных в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которых качественно отличаются от целевой установки познания. Исходной формой вненаучного познания является обыденное познание– форма познавательного освоения реальности, осуществляемого в рамках повседневных неспециализированных или не отличающихся высокой степенью специализации конкретных видов человеческой деятельности.

2. Научные – познавательные действия, направленные на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности. Здесь выделяют четыре основных вида познавательных действий:

· Эмпирические

· Теоретические

· Методологические

· Репродуктивные

Средства регуляции познавательных действийопределяют их содержание и последовательность. Процессы рефлексии качественно отличаются от процессов, выполняющих сугубо регулятивные функции. Рефлексия – это обращение познания на осмысление собственных форм и предпосылок, рассмотрение структуры знания, критический анализ его содержания и методов исследования.

В русле гносеологии зародились представления, имеющие более узкую направленность и сферу применения, а именно, формы рефлексии над научным познанием. Внутринаучная рефлексия – это осмысление предпосылок и форм научного знания на основе тех методов, которые регулируют осуществляемые в науке познавательные действия.

Методологии:

Общенаучная методологиявключает представления об общенаучных методах и формах знания и особенностях стиля научного мышления.

Конкретно-научная методология – форма внутринаучной рефлексии, исследующая оптимальные варианты организации познавательных действий.

Философская методологиясодержит регулятивы, определенным образом ориентирующие познающего субъекта.

№44

Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. В познавательной деятельности раскрываются сущностные силы человека, его неисчерпаемая духовная энергия. Сущность познавательного отношения человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, точных или же искаженных.

Познавательное действие – это проявление творческой активности человека, направленной на воспроизведение объектов реальности в форме знаний. Совокупность познавательных действий делят на:

1. Вненаучные – это совокупность познавательных действий, включенных в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которых качественно отличаются от целевой установки познания. Исходной формой вненаучного познания является обыденное познание– форма познавательного освоения реальности, осуществляемого в рамках повседневных неспециализированных или не отличающихся высокой степенью специализации конкретных видов человеческой деятельности.

2. Научные – познавательные действия, направленные на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности. Здесь выделяют четыре основных вида познавательных действий:

· Эмпирические

· Теоретические

· Методологические

· Репродуктивные

Средства регуляции познавательных действийопределяют их содержание и последовательность. Процессы рефлексии качественно отличаются от процессов, выполняющих сугубо регулятивные функции. Рефлексия – это обращение познания на осмысление собственных форм и предпосылок, рассмотрение структуры знания, критический анализ его содержания и методов исследования.




В русле гносеологии зародились представления, имеющие более узкую направленность и сферу применения, а именно, формы рефлексии над научным познанием. Внутринаучная рефлексия – это осмысление предпосылок и форм научного знания на основе тех методов, которые регулируют осуществляемые в науке познавательные действия.

Методологии:

Общенаучная методологиявключает представления об общенаучных методах и формах знания и особенностях стиля научного мышления.

Конкретно-научная методология – форма внутринаучной рефлексии, исследующая оптимальные варианты организации познавательных действий.

Философская методологиясодержит регулятивы, определенным образом ориентирующие познающего субъекта.

Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира. Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе.

Теория познания

Познание в философии

Познание в философии – это полученные человеком знаний об окружающем мире и самом себе. Тему изучали философы древней Греции и Рима, однако сам термин был введен лишь в 1854 г. шотландским профессором Дж. Феррером.

Субъект и объект познания

Элементами процесса постижения являются субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуществляет процесс познания на практике. Объект – это то, на что направлено познавательная деятельность субъекта.

Например, человек, как индивид, является субъектом, а его внутреннее самосознание, которое он познает всю жизнь, является объектом.

Основные виды познания

Теоретическая структура познания, как предмета философии, состоит из видов постижения, добытых практическим путем, которые по определенным критериям были выделены в конкретные группы.

Формы познания

Основные виды познания:

Житейское - основано на наблюдении и кругозоре человека. Согласовано с жизненным опытом. Основу вида составляют здравый смысл. Житейский вид разный у каждого поколения, потому что на него влияет научный прогресс, развитие культуры.

Рациональное - строится на трех формах: понятие, суждение и в конце происходит умозаключение.

Интуитивное - структуру интуитивного познания составляет.

Интуиция при первом контакте с предметом - мгновенное чувство.

Интуиция, основанная на интеллектуальном аспекте.

Интуиция, полученная зрительным способом.

Древняя Греция и Древний Рим

Платон

Познание по Платону

Согласно Платону, все, что доступно для процесса постижения, можно разделить на две формы:

Чувственное восприятие, которое помогает на первом этапе познавать предметы, хоть и не всегда достоверно.

Познание с помощью ума – способ, помогающий узреть истину.

Эпикурейцы

Познание по Эпикуру

Филон Александрийский

Филон Александрийский считал, что конечным фактом нашего знания является то, что мы ничего не знаем. Согласно ему человек никогда не узнает настоящую истину.

Философия Филона Александрийского

Объект, который он подразумевает как истину, на самом деле лишь ее проблеск среди хаоса вероятностей.

Плотин

Плотин, как и Платон, считает, что познать истину можно двумя способами:

с помощью чувств;

при помощи умственных способностей.

Философия Плотина

Однако согласно Плотину, чувство нельзя считать первоначальным постижением, а все варианты умственного познания не могут привести к чему-то единому.

Каждый предмет – это Единое, и имеет Душу. Если постижения Души и Единого совпадают, то в конечном результате и происходит истинное постижение объекта.

Типы познания - их особенности и признаки

Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.

Типы познания

Мифологическое

Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем.

Мифологическое познание

Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.

Религиозное

Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог.

Религиозное познание

Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.

Научное

Постижение окружающего мира научным способом.

Научное познание

Сущность научного познания выражается в:

разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;

точном обобщении всех фактов;

том, что нет ничего случайного, все имеет значение.

Философское

Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем.

Философское познание

Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире. Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.

Чувственное

Чувственное познание

Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:

ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);

восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);

представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).

Моторное

Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия.

Моторное познание

Моторная система приравнивается к умственной обработке информации, полученной при познании объекта. Главная единица моторного типа - действие.

Заключение

Как и в древнем мире, современные философы и ученые пытаются найти и познать настоящую истину. Возможно ли человеку вообще ее познать?

На самом деле сущность изучения теоретической части познания в философии претерпела небольшие изменения, как и практическая часть.

Человечество продвинулось в научном плане, но эти функции не очень помогают постижению. Познание доступно только самому человеку.


Читайте также: