Теория социального обслуживания доклад

Обновлено: 31.05.2024

В настоящее время необходимо определение четкой структуры программ и принципов управления социальной работой, а также способности их к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для оптимизации системы социального обслуживания необходимо создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных социальных служб и технологий их деятельности.

Государство, решая проблемы посредством социальной политики обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, поддерживает оптимальное соотношение между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, определяет минимальный размер оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величину прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, его образования и реализации культурных потребностей, решения жилищных и других повседневных проблем. Социальная политика представляет собой систему мер и мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения.

Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания, которые способствуют улучшению качества жизни пожилых граждан, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.

Целью написания курсовой работы является изучение понятия, принципов, видов социального обслуживания Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в социальном обслуживании.

Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование социального обслуживания населения.

Поставленная цель, предопределила следующие задачи:

- определить понятие и принципы социального обслуживания в Российской Федерации;

- изучить основные виды социального обслуживания населения;

- проанализировать работу органов социального обслуживания;

- изучить порядок и условия оказания социального обслуживания;

- выявить актуальные проблемы современного социального обслуживания.

Практическая значимость работы состоит в том, что общетеоретические выводы, сформулированные в исследовании, могут использоваться в дальнейшей научной разработке теоретических проблем, связанных с социальным обслуживанием.

Структура курсовой работы содержит введение, предложения, раскрывающие основную цель данной работы.

Заключение

Таким образом, социальное обслуживание граждан является неотъемлемой частью социального обеспечения и играет значительную роль в минимизации неблагоприятных последствий наступления социальных рисков для граждан. Это не только возможность срочного получения помощи в виде питания, одежды, иных предметов первой необходимости, но и обеспечение временного проживания, оказание психологической, правовой помощи и возможность получения иных социальных услуг.

Социальная поддержка в настоящее время играет важную роль, так как человек (семья), обратившаяся за её получением нуждается в срочной помощи и полноценной интеграции в общество, которую затрудняют трудности материального и иного характера. Задачей специалистов, оказывающих данную помощь, является не просто предоставление материальной помощи, консультации, оказание бытовых услуг, а активизация внутреннего потенциала клиента и его направления на разрешение жизненных трудностей. Принятие закона значительно расширяет спектр возможностей, при помощи которых возможно этого достичь. К примеру, неполная семья, состоящая из мамы и ребёнка и нуждающаяся в материальной поддержке, согласно новому закону, может рассчитывать не только на оказание бытовой помощи, но и на предоставление няни, которая присмотрит за ребёнком во время отсутствия мамы. Ещё более важным является то, что социальные службы (если ребёнок дошкольного возраста) при межведомственном взаимодействии, помогут устроить ребёнка в садик, а маме - подыскать место работы.

Подобные меры позволят сделать социальное обслуживание более эффективным, так как деятельность социальных работников будет направлена не на разовое предоставление услуг, а на оказание такой помощи, которая в дальнейшем поможет получателю самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

Дальнейшая проработка вопросов совершенствования предоставления медицинской помощи гражданам, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, будет осуществляться в рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, которой предусмотрено создание гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской помощи за счет преемственности ведения пациента различными уровнями системы здравоохранения, а также службами здравоохранения и социальной защиты.

К проблемным аспектам развития социального обслуживания, в настоящее время необходимо отнести:

1. Проблемы организации обязательного социального страхования как источника средств для социального обеспечения. Связаны они с тем, что число видов обязательного социального страхования в России очень велико, что ложится очень тяжким бременем на бюджет. С другой стороны, отказаться от них нельзя, так как это нарушает взятые на себя государством обязательства. Изменение системы обязательного социального страхования к лучшему возможно через ее качественное реформирование, которое видится через постепенное разгосударствление системы обязательного страхования и введения в нее начал страхования взаимного.

1. Повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг их получателям, в первую очередь, сохраняя их максимально длительное пребывание в привычных благоприятных социальных условиях;

2. Реализацию комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, пропаганду здорового образа жизни среди пожилых и инвалидов;

3. Создание условий для продления их активного долголетия.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Показатели отрасли социальной защиты и помощи в Чувашской Республике за 2013 -2015 гг.

Наименования Годы Темп изменения, %
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. к 2013 г. 2015 г. к 2014 г.
Израсходовано на компенсации и пособии из республиканского бюджета средств, всего , млн. руб. 680,2 705,5 742,2 103,7 105,2
Количество получателей единовременного пособия при рождении ребенка, чел. 102,1 101,9
Израсходовано денежных средств из бюджета на выплату единовременного пособия при рождении ребенка, млн. руб. 49,3 52,4 54,6 106,2 104,1
Количество получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком, тыс.чел. 14,8 14,9 15,1 100,6 101,3
Ежемесячным пособием обеспечено детей, тыс.чел. 87,5 88,2 89,0 100,8 100,9
Пособие по беременности и родам 103,3 102,3
Денежная компенсация 107,2 105,6
Израсходовано средств на материнский капитал, направив на улучшение жилищных условий, тыс.руб. 104,7 108,3
Помощь малоимущим семьям, тыс.руб. 101,9 102,8
Израсходовано средств на субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг 226,1 235,2 241,5 104,0 102,7
Помощь ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным льготникам, выделены средства из федер. бюджета млн. руб. 842,3 856,3 861,2 101,6 100,5
Выделены средства на техническими средствами реабилитации для инвалидов и нуждающихся, млн.руб. 158,1 162,3 173,7 102,6 107,2
Израсходовано средств на обеспечение инвалидов (ветеранов), путевками на санаторно-курортное лечение, млн.руб. 38,1 29,2 30,8 76,6 105,4

В Управление социальной

о предоставлении единовременной материальной помощи

на обеспечение полноценным питанием

Ф.И.О. Иванова Марья Ивановна

Документ, удостоверяющий личность паспорт гражданина РФ серия 11 11 номер 777777

Выдан Отделом внутренних дел г. Ялуторовска и Ялуторовского района Тюменской области

Адрес (согласно регистрации)г. Ялуторовск, ул. Зеленая, д.22, кв.22

Адрес фактического проживания г. Ялуторовск, ул. Зеленая, д.22, кв.22

Прошу оказать единовременную материальную помощь на обеспечение полноценным питанием (нужное подчеркнуть):

для ребенка Иванова Ивана Ивановича, 21.01.2001

(фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка)

на основании заключения врачебной комиссии _____________________________________________

(наименование медицинской организации, выдавшей заключение)

Сведения о составе семьи:

Ф.И.О. членов семьи* Дата рождения Степень родства
Иванов Иван Иванович 11.11.1111 сын

* В отношении ребенка в данной графе также указывается наименование органа, выдавшего свидетельство о рождении ребенка(сведения указываются в случае если свидетельство о рождении ребенка заявителем не предоставляются)

Сведения о получаемых всеми членами семьи доходах за период с _______________ по__________________:

N п/п Перечень доходов Вид и сумма** полученного дохода (руб.) Место получения дохода (название и местонахождение организации)
Доходы от трудовой деятельности
Социальные выплаты (пенсия, надбавки и доплаты к ней, стипендия, выплаты безработным, выплаты по больничному листу, пособия на ребенка и т.п.)***
Доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности членам семьи: - доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) имущества; - доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства
Доходы от предпринимательской деятельности, включая доходы от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе без образования юридического лица
Алименты
Другие доходы
Итого

* Сумма дохода указывается в случае отсутствия его документального подтверждения.

** В случае получения доходов в виде пенсии и (или) иных выплат в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение; мер социальной поддержки населения Тюменской области, получаемых в управлениях социальной защиты населения Тюменской области; пособий по безработице, получаемых в территориальных центрах занятости населения Тюменской области, в графе 3 указывается конкретный вид дохода, сумма дохода не указывается.

Прошу выплатить материальную помощь через ____________________________________________

(организацию федеральной почтовой связи или кредитную организацию)

(почтовый адрес, электронный адрес)

Заявление гражданина _______________________________________________________

с приложением документов __________________________________________________

Ф.И.О. специалиста, принявшего заявление: _________________________________

Заявление гражданина _______________________________________________________

с приложением документов __________________________________________________

(подпись) (Ф.И.О. специалиста, принявшего заявление)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 5

1.1 Понятие социального обслуживания 5

1.2 Принципы и виды социального обслуживания 10

1.3 Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания 18

2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 22

2.1 Органы, оказывающие социальное обслуживание 22

2.2 Порядок и условия оказания социального обслуживания 25

2.3 Актуальные проблемы в области социального обслуживания 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Введение

В настоящее время необходимо определение четкой структуры программ и принципов управления социальной работой, а также способности их к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для оптимизации системы социального обслуживания необходимо создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных социальных служб и технологий их деятельности.

Государство, решая проблемы посредством социальной политики обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, поддерживает оптимальное соотношение между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, определяет минимальный размер оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величину прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, его образования и реализации культурных потребностей, решения жилищных и других повседневных проблем. Социальная политика представляет собой систему мер и мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения.

Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания, которые способствуют улучшению качества жизни пожилых граждан, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.

Целью написания курсовой работы является изучение понятия, принципов, видов социального обслуживания Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в социальном обслуживании.

Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование социального обслуживания населения.

Поставленная цель, предопределила следующие задачи:

- определить понятие и принципы социального обслуживания в Российской Федерации;

- изучить основные виды социального обслуживания населения;

- проанализировать работу органов социального обслуживания;

- изучить порядок и условия оказания социального обслуживания;

- выявить актуальные проблемы современного социального обслуживания.

Практическая значимость работы состоит в том, что общетеоретические выводы, сформулированные в исследовании, могут использоваться в дальнейшей научной разработке теоретических проблем, связанных с социальным обслуживанием.

Структура курсовой работы содержит введение, предложения, раскрывающие основную цель данной работы.

Другими учеными выдвигалась теория социального обслуживания, которая основной упор делает на осуществлении муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг жителям, организация обслуживания населения муниципалитета. Согласно этой теории основной целью муниципальной деятельности является благосостояние жителей коммуны.

Существуют и иные подходы к рассмотрению места и роли муниципального самоуправления.

Среди них социал-реформистские муниципальные концепции. Сторонники этих концепций при рассмотрении местного самоуправления исходят из возможностей социалистической эволюции буржуазного местного самоуправления как одного из путей безреволюционной трансформации современного общества в социалистическое.

Эти взгляды были распространены в России, в частности этой концепции придерживался М.Д.Загрядцкий. Он считал, что само буржуазное государство создает юридические формы управления в качестве предпосылки для перехода к социалистическому порядку. Самой совершенной по его мнению из этих форм является самоуправление.

Основные системы местного самоуправления за рубежом

Система местных органов самоуправления зарубежных стран строится в соответствии с административно-территориальным делением, которое в унитарных государствах относится к компетенции центральной власти, а в федеративных, как правило, относится к полномочиям субъектов федерации.

Первичными ячейками в зарубежных странах обычно являются городские и сельские коммуны, имеющие различное название. В Дании – муниципалитет, в Испании – хутор, приход, посад и др., в Англии приходской совет.

Специфика муниципальных организационных форм, взаимоотношения местных органов с центральной властью определяются историческими, географическими, демографическими особенностями зарубежных стран, их политическим режимом и правовой системой.

Например, в США даже в пределах одного штата могут быть различные организационно-правовые формы местного самоуправления. Для многих стран характерным является прямое государственное управление на местах, проявляющееся в назначении представителей государственной власти на места. В Бельгии король из числа членов коммунального совета назначает бургомистра, который является одновременно представителем короля и главным магистратом коммуны. В Голландии бургомистр, являющийся председателем исполнительного органа муниципалитета, назначается королевским указом по рекомендации королевского комиссара по делам данной местности после консультации с муниципальным советом.

Особенности развития муниципального законодательства в тех или иных странах определяются существованием различных типов местного самоуправления.

Англосаксонская система самоуправления

На родине классических муниципальных форм, в Великобритании, сложился тип местного самоуправления, получивший название англосаксонского.

Основными характерными чертами этой системы самоуправления являются:

1. Отсутствие на местах представителей правительства, опекающих местные выборные органы. При этом правительство влияет на способы выполнения местными органами своих задач, контролируя пределы деятельности и использует финансовые рычаги. Если они действуют в пределах своей компетенции, то контроль правительства ограничен согласованием вопросов с соответствующими министерствами.

3. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом.

4. Правовая база создавалась из частных и местных статутов, принимаемых парламентом, которые определяли полномочия и основы взаимоотношений местных органов с центральной властью.

Начало современной системы местного самоуправленияв Великобритании было положено законом о попечительстве бедных 1834 г., которому предшествовало с 1689 по 1832 гг. более 200 актов правительства. Великобритания состоит из 4 регионов: Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, со своими особенностями местного самоуправления.




В систему местного самоуправления Англии входят районные советы Лондона, советы городских округов и шести крупных агломераций (Манчестер, Западный Йоркшир и др.), советы графств и окружные советы. В последние годы в Великобритании предпринимаются меры по переходу на одноуровневую систему местного самоуправления.

Другими учеными выдвигалась теория социального обслуживания, которая основной упор делает на осуществлении муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг жителям, организация обслуживания населения муниципалитета. Согласно этой теории основной целью муниципальной деятельности является благосостояние жителей коммуны.

Существуют и иные подходы к рассмотрению места и роли муниципального самоуправления.

Среди них социал-реформистские муниципальные концепции. Сторонники этих концепций при рассмотрении местного самоуправления исходят из возможностей социалистической эволюции буржуазного местного самоуправления как одного из путей безреволюционной трансформации современного общества в социалистическое.

Эти взгляды были распространены в России, в частности этой концепции придерживался М.Д.Загрядцкий. Он считал, что само буржуазное государство создает юридические формы управления в качестве предпосылки для перехода к социалистическому порядку. Самой совершенной по его мнению из этих форм является самоуправление.

Основные системы местного самоуправления за рубежом

Система местных органов самоуправления зарубежных стран строится в соответствии с административно-территориальным делением, которое в унитарных государствах относится к компетенции центральной власти, а в федеративных, как правило, относится к полномочиям субъектов федерации.

Первичными ячейками в зарубежных странах обычно являются городские и сельские коммуны, имеющие различное название. В Дании – муниципалитет, в Испании – хутор, приход, посад и др., в Англии приходской совет.

Специфика муниципальных организационных форм, взаимоотношения местных органов с центральной властью определяются историческими, географическими, демографическими особенностями зарубежных стран, их политическим режимом и правовой системой.

Например, в США даже в пределах одного штата могут быть различные организационно-правовые формы местного самоуправления. Для многих стран характерным является прямое государственное управление на местах, проявляющееся в назначении представителей государственной власти на места. В Бельгии король из числа членов коммунального совета назначает бургомистра, который является одновременно представителем короля и главным магистратом коммуны. В Голландии бургомистр, являющийся председателем исполнительного органа муниципалитета, назначается королевским указом по рекомендации королевского комиссара по делам данной местности после консультации с муниципальным советом.

Особенности развития муниципального законодательства в тех или иных странах определяются существованием различных типов местного самоуправления.

Англосаксонская система самоуправления

На родине классических муниципальных форм, в Великобритании, сложился тип местного самоуправления, получивший название англосаксонского.

Основными характерными чертами этой системы самоуправления являются:

1. Отсутствие на местах представителей правительства, опекающих местные выборные органы. При этом правительство влияет на способы выполнения местными органами своих задач, контролируя пределы деятельности и использует финансовые рычаги. Если они действуют в пределах своей компетенции, то контроль правительства ограничен согласованием вопросов с соответствующими министерствами.

3. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом.

4. Правовая база создавалась из частных и местных статутов, принимаемых парламентом, которые определяли полномочия и основы взаимоотношений местных органов с центральной властью.

Начало современной системы местного самоуправленияв Великобритании было положено законом о попечительстве бедных 1834 г., которому предшествовало с 1689 по 1832 гг. более 200 актов правительства. Великобритания состоит из 4 регионов: Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, со своими особенностями местного самоуправления.

В систему местного самоуправления Англии входят районные советы Лондона, советы городских округов и шести крупных агломераций (Манчестер, Западный Йоркшир и др.), советы графств и окружные советы. В последние годы в Великобритании предпринимаются меры по переходу на одноуровневую систему местного самоуправления.

Социальное обслуживание - это самостоятельный правовой институт, имеющий свои юридические нормы, которые регулируют общественные отношения по предоставлению социальных услуг различным категориям граждан, нуждающимся в предоставлении таких услуг.

Социальное обслуживание рассматривается в двух аспектах, которые связаны между собой: экономическом и правовом. Услуга, предоставляемая в рамках социального обслуживания является одним из видов потребительской стоимости и не влияет на благосостояние людей.

Услуга - вид деятельности, полезный результат которой связан с удовлетворением определенной потребности.

Можно выделить материальные и нематериальные услуги. К материальным услугам относятся: транспорт, связь, торговля и т.д.. К нематериальным услугам относятся: просвещение, здравоохранение, искусство, кредитование, страхование.

В словаре социальной работы социальное обслуживание определяется так:

Социальное обслуживание - предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для нормального развития, людям, которые не могут о себе позаботиться и зависят от других.

Федеральный закон “Об основах социального обслуживания в Российской Федерации” дает следующее определение:

Социальное обслуживание населения - это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию бытовых, медицинских, психологических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитационных мероприятий гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Понятие “социальная услуга” трактуется как деятельность по оказанию помощи клиентам социальной службы, то есть гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание предоставляет услуги в неденежной форме. Граждане, которые не в состоянии себя обслуживать в силу солидного возраста, нуждаются прежде всего в тех услугах, которые обеспечивают их жизнедеятельность: питание, уход. Свою жизнь они не могут организовать без помощи.

Особенностью социальной услуги является и то, что она не только направлена на преодоление тяжелых жизненных обстоятельств, но и на их прогнозирование и предупреждение.

Социальная услуга направлена на удовлетворение потребностей человека, на помощь в решении образовавшихся проблем, их прогнозирование и предупреждение

Субъекты правоотношений по социальному обслуживанию

Субъектами правоотношений являются органы государственной власти, субъектов РФ, организации, занимающиеся предпринимательством в области социального обслуживания с одной стороны и клиенты социальной службы, люди, находящиеся в тяжелых жизненных обстоятельствах, нуждающиеся в социальных услугах, с другой.

Иностранные граждане, лица, не имеющие гражданства имеют право пользоваться социальными услугами, равно как и российские граждане.

Трудная жизненная ситуация

Социальная услуга предоставляется при наступлении конкретных юридических фактов, которые в документах называются трудной жизненной ситуацией.

Трудная жизненная ситуация - ряд обстоятельств, нарушающих жизнедеятельность человека, которые он не в состоянии преодолеть сам.

Если обратиться к юридической литературе, то тяжелыми жизненными обстоятельствами называют события, которые значимы для человека и связаны с его потребностями, ценностями. Эти события оказывают влияние на поведение, состояние, мировоззрение человека. Жизненные ситуации бывают устоявшимися и трудными. Трудные ситуации нарушают привычный порядок жизни, ставят перед человеком неразрешимые проблемы. Если такая ситуация наступает, человек чувствует себя беспомощным, его будущее неопределенно, возникает новая система требований к субъекту, а в результате стресс, психологический срыв, психическое расстройство.

Тяжелые обстоятельства могут наступить в связи с болезнью, травмой, частичной или полной утратой способности обслуживать себя, потерей родителей, семейным неблагополучием (жестокое обращение, асоциальное поведение членов семьи), наличием ВИЧ у члена семьи, наркотической , алкогольной зависимостью, наличием в семье инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, бедностью, потерей жилья, ущербом в результате ЧП, стихийных бедствий, войн и по другим причинам.

Потеря имущества в результате стихийного бедствия требует немедленных социальных действий: размещения пострадавших, организации питания, медицинской помощи, мероприятий по восстановлению документов, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости.

В трудной жизненной ситуации может оказаться как отдельный человек, так и семья. Можно выделить несколько категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи государства:

  • граждане, имеющие инвалидность;
  • пожилые граждане, лишенные способности обслуживать себя;
  • дети, потерявшие родителей, безнадзорные и беспризорные дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, находящиеся в социально-опасном положении;
  • малоимущие граждане;
  • граждане, потерявшие жилье;
  • женщины, подвергшиеся физическому и психологическому насилию;
  • граждане, оказавшиеся в эпицентре катастроф, стихийных бедствий, войн, беженцы, вынужденные переселенцы.

Социальные услуги могут быть предоставлены семьям следующих категорий:

  • малоимущие;
  • имеющие в своем составе детей-сирот;
  • состоящие из пожилых людей;
  • оказавшиеся в чрезвычайной ситуации;
  • имеющие детей-инвалидов;
  • имеющие детей с умственными, физическими и психическими отклонениями.

Помощь государства людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ имеют полномочия создавать службы и осуществлять деятельность в сфере социального обслуживания. Инвалидам гарантируется трудовая занятость, органы образования, соц.защиты, здравоохранения воспитывают, обучают, лечат детей-инвалидов. Существует программа индивидуальной реабилитации инвалидов.

Образуются специальные организации, которые оказывают социальные услуги. Это комплексные центры по оказанию социальных услуг, центры помощи семье, социально-реабилитационные учреждения, приюты, центры экстренной психологической помощи, ночлежные дома, дома для престарелых, дома-интернаты для инвалидов, геронтологические центры и др.

§ 1. сущность, цели и задачи социального обслуживания населения: Теория социальной работы, М.В. ФИРСОВ, 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Пособие посвящено теории и методам социальной работы, разработанным отечественными и зарубежными учеными. Проанализированы проблемы научных подходов к теории социальной работы, ее соотношения со смежными областями познания.

§ 1. сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

Как указывается в Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации5, практическое становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно-организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов Российской Федерации. Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точек зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.

При этом принципиально важными являются следующие моменты:

— во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;

— во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально-экономическую, морально-психологическую, экологическую, политическую и пр. обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х гг.;

— в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения8.

Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.

Основываясь на концепции системных потребностей социально-экономических структур в обществе7 в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся:

Теория социальной работы

Теория социальной работы

Читайте также: