Текст как единица синтаксиса стили и типы речи доклад

Обновлено: 17.05.2024

Каждый день приходится сталкиваться с огромным количеством информации, которую мы черпаем от других людей или из книг. Текст является одним из способов передачи тех или иных сведений. В этом уроке разберемся с тем, какую роль играет эта единица языка, а также какие трудности могут возникнуть при встрече с ней.

План урока:

Что такое текст

Для того чтобы понять, как анализировать текст, необходимо познакомиться с теоретической частью этого вопроса. Рассмотрим основные понятия и функции этой единицы речи.

Определение и толкование

Последовательный набор предложений не всегда можно назвать текстом. В теории эта единица устроена намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С текстами мы сталкиваемся в художественной литературе, в интернете, на рекламных объявлениях, но понятия не имеем о том, что это такое. Ожегов в своем толковом словаре дает следующее определение этому понятию:

Ушаков немного по-другому интерпретирует понятие данной единицы:

Само определение является многозначным, но нас интересует только лингвистическое определение данного понятия. Иными словами, текст – это связанная по смыслу и грамматически совокупность логически выстроенных предложений, которые едины по строению и имеют общую тему изложения информации.

Признаки текста. Отличие от предложений

Признаки есть у каждой единицы речи. Благодаря им мы отличаем одну синтаксическую единицу от другой. Очень важно обращать внимание на некоторые моменты, которые отличают текст от всех остальных языковых единиц.

Характерные черты текста:

  • есть единый смысл, который связывает все предложения;
  • его можно озаглавить и обозначить основную сюжетную линию;
  • написан в одном стиле и придерживается только его;
  • присутствует продуманная композиция и развернутый сюжет;
  • имеет определенную структуру, которая делит информацию на введение, основную часть и заключение;
  • есть общая тема и можно выявить основную мысль;
  • текст всегда можно поделить на отдельные смысловые части и при этом сохранить его единство.

Все эти признаки присущи любому тексту и позволяют отличить эту единицу синтаксиса от других. Часто текст путают с простой совокупностью предложений, которые не имеют даже единого контекста. Рассмотрим главные отличия текста от предложения:

С помощью этой таблицы определить текст совершенно не трудно. Нужно запомнить данные признаки, чтобы в дальнейшем не путать синтаксические единицы.

Функции текста. Грамматические особенности

В русском языке каждая составляющая играет свою определенную роль. Текст не является исключением. Он занимает очень важное положение в структуре синтаксиса и выполняет очень много функций. Рассмотрим некоторые из них:

  • эстетическая: позволяет приобщиться к произведениям художественной литературы и через связанные между собой предложения познакомиться с литературными героями;
  • эмоциональная: способен вызывать определенные чувства и переживания у читателя, воздействовать на его сознание тем или иным образом;
  • аккумулятивная: знакомит с приданиями старины, а именно со сказками и былинами;
  • коммуникативная: приобщает к вербальному взаимодействию, рассуждению и общению с вымышленными героями книг;
  • когнитивная: расширяет кругозор и открывает двери в большой познавательный мир;
  • информационная: передает читателю информацию и сообщает важные факты, о которых необходимо знать.

Мы видим, что текст достаточно многофункционален и практически незаменим. Без него пропадет весь смысл синтаксических единиц, а люди не смогут получать понятную и доступную информацию.

Языковые особенности текста позволяют отличать его от других единиц. Грамматическая особенность лежит в единстве всех предложений, которые соединены по сюжету и связаны между собой. Текст – часть языка, без которой синтаксис потерял бы свой смысл.

Информация, которую передает текст

Каждая синтаксическая единица несет свою определенную информацию в контексте. Одна из функций текста и есть информативная или осведомительная. Разберем, какие сведения можно получить из текстов.

Виды информации. Определение и примеры

Виды информации таблица:

Данные виды информации при детальном анализе можно найти в совершенно любом тексте. Разные сведения помогают как можно лучше донести мысль автора и основную задумку.

Особенности информации. Трудности в определении

Несмотря на то, что представленные виды информации немногочисленны, их часто либо не видят, либо путают между собой. В этом и заключается особенность преподносимой информации. Чтобы научиться правильно ее определять, необходимо обратить внимание на распространенные ошибки.

Трудности с определением вида информации:

  • не всегда смысл лежит на поверхности текста, приходится делать более сложный и детальный анализ;
  • повествовательный тип может сбить с толку, что помешает увидеть скрытый смысл;
  • неточность позиции автора или ее маскировка в образах и действиях героев приводит к ошибочному выводу о том, что мнение писателя полностью отсутствует.

Поэтому необходимо внимательно читать и вчитываться в любой текст, чтобы правильно оценить его замысел.

Виды и стили текста

Каждый текст имеет свой тип речи и стиль повествования. Очень важно знать эту классификацию и разбираться в определениях. Рассмотрим, какие типы существуют в русском языке.

Виды текстов. Основные типы речи

Все синтаксические единицы можно разделить на три типа. Каждый из них выражает определенную речевую особенность передаваемой информации. Изучим более подробно

Таблица виды текстов:

Отсюда выделяются и связи предложений в тексте:

Стили текста. Языковые особенности

Все произведения и тексты написаны в едином языковом стиле. Его не трудно определить, если знать все особенности. Всего стилей в русском языке пять, и каждый отличается своим содержанием и передаваемой информацией.

Виды стилей текста:

В жизни каждый встречался со всеми этими стилями. По данным признакам их не трудно определить, достаточно знать, какие средства выразительности присущи тому или иному типу.

Как определить вид и стиль прочитанного текста. План анализа

Рассмотрим на конкретном примере, как правильно распознать информацию в тексте, чтобы не запутаться в определении его стиля и типа.

Начнем с определения типа речи. Мы видим, что текст переполнен прилагательными и определениями. Это может свидетельствовать только о том, что перед нами описание. Автор описывает общую картину, чувства персонажа и его внешность. Значит тип речи, несомненно, является описанием.

По всевозможным средствам выразительности, а именно метафорам, эпитетам и сравнениям, можно смело утверждать, что это художественный стиль. Кроме того, текст заставляет перенестись в описываемые события и представить их самостоятельно, проанализировать поступки персонажа, что тоже является признаком художественного стиля.

План анализа текста:

  • внимательно изучить прочитанное;
  • обозначить, какие виды информации представлены в тексте;
  • выделить главную мысль;
  • посмотреть на средства выразительности и способы передачи информации для определения стиля и типа речи;
  • подвести итог анализа и выписать все поэтапно.

Если действовать в соответствии с этим алгоритмом, допустить ошибки в анализе практически невозможно.

В ОГЭ по русскому языку 2020 есть задание 6, в котором необходимо провести комплексный анализ текста. Вся информация, изученная на этом уроке, поможет выполнить его правильно.

Задание 6 ОГЭ 2020. Особенности выполнения

Ученику необходимо провести анализ содержания текста и средств выразительности, которые находятся в нем. Для этого необходимо обобщить все знания по данной теме.

После текста приводятся несколько утверждений, которые могут быть как истинными, то есть соответствовать содержанию, так и ложными. Поэтому текст нужно читать очень внимательно и анализировать каждое предложение, чтобы правильно выполнить задание. Средства выразительности помогут определить тип и стиль текста, а предложения – основную информацию, которую хотел донести автор.

Материал может использоваться как преподавателями,так и студентами при подготовке к занятиям.

ВложениеРазмер
tema_6_tekst._stili_i_tipy_rechi.docx 29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 6. Текст. Стили речи

Тема 6.1. Текст и его структура.

Языковеды рассматривают текст как результат речевой деятельности человека.

К основным признакам текста относят:

1. Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.

2. Отграниченность (автономность). Каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец.

3. Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определённом порядке.

Схему связной речи с точки зрения составляющих её единицы можно представить следующим образом: предложение – прозаическая строфа- фрагмент; глава- часть – законченное произведение.

Есть тексты, состоящие из одного предложения (реже двух). Это афоризмы, загадки, пословицы, хроникальные заметки в газете и др. Есть тексты, равные прозаической строфе или фрагменту: заметка в газете, стихотворение или басня в прозе. И есть, конечно, тексты значительного объёма.

Основными средствами, создающими смысловую и грамматическую цельность текста, являются единая тема, способ предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов (лексический повтор), однокоренные слова, местоимения, союзы и др. Наиболее типичные средства связи предложений в тексте представлены в таблице.

4. Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией. Соде ржание текста раскрывается только через его словесную форму.

6. Упорядоченность. Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены, организованы.

7. Членимость. Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны. Различают последовательную (цепную) и параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются.

Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. Например: Я люблю гостей. Я люблю посмеяться. …Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, нюхать бензин. Я много чего люблю. (По В.Драгунскому). При последовательной связи предложений одно предложение как бы вливается в другое: каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Например: Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды, надували меня. (А.Платонов).

Опираясь на все сказанное выше о тексте, можно дать ему такое определение. Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, объединённых в целое темой и основной мыслью.

Тема 6.2. Функциональные стили литературного языка

Стилистика – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются стили языка, а также использование языковых единиц в различных условиях речевого общения.

Стиль – это способ использования единиц языка в процессе общения.

В лингвистике различаются стилистика языка – анализ стилистической структуры языка, стилистических средств языковых единиц и функциональная стилистика – изучение различных видов речи в соответствии с целями высказывания.

Функциональные стили представляют собой разновидность литературной речи, которая выполняет функцию, определяемую условиями речевого общения.

Использование того или иного стиля речи зависит от определенных условий: в какой сфере происходит общение, какова тема речи, личность адресанта – слушателя или читателя и их взаимоотношения, а также назначения речи.

Сказанное можно представить в виде схемы:



с какой целью?

Речевая ситуация

где?

с кем?

с одним человеком

со многими людьми

Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу использования, функции (роль), специальные языковые средства.

Разговорная речь служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам. В ней часто используется разговорная и просторечная лексика. Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простая речь.

В разговорной речи, не является результатом творческого труда, художественного мастерства. Она является живой реакцией на события, на поступки окружающих людей.

Непринужденное общение обуславливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные ( глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать) , просторечные ( заржать, рохля, аховый, недотёпа) , жаргонные ( предки-родители) .

В разговорной речи часто используются слова с суффиксами оценки, особенно уменьшительными: свечечка, свечка (нейтр. свеча), окошечко, окошко (нейтр. окно) и т.д.

Для разговорного стиля характерны простые предложения, диалогическая форма речи, обращения. Содержание разговорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорному стилю присущи неполные предложения: в них находит выражение лишь то, что дополняет реплики собеседника новой информации, развивающей тему речи.

Пример разговорной речи: За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил всё своё хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы.

Для научного стиля речи характерно употребление терминов и абстрактных слов; полностью исключена эмоциональная лексика разговорного характера, фразеологизмы и т.д.; широкое использование отглагольных существительных, причастий и деепричастий, преобладание родительного и именительного падежа имени, глагольных форм настоящего времени 3-го лица и др.; употребление сложных предложений, в том числе многокомпонентных, и др.

Главное назначение научного текста – описать явления, предметы, называть их и объяснять. Общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении; отсутствие образных средств (эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол и др.); широкое использование абстрактной лексики и терминов. Например: Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, к почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов).

В официально–деловом стиле нет места проявления авторской индивидуальности, поэтому главная его стилевая черта - официальность и точность. Для делового стиля характерна специальная лексика ( постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания ( принять решение, считать недействительным, следует указать, следует иметь в виду и т.д.)

Пример официально-делового стиля речи:

Тарасова Валентина Ивановна

рождения: 11.04.1968 г., Воронеж

  • Вела счета: основные средства, нематериальные активы,

материалы, МБП, касса, расчётный счёт, расчет с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с подотчётными лицами, с дебиторами и кредиторами, зарплата, книга покупок и продаж, реализация. Уверенно работаю с компьютером (Excel, Word, 1С, Парус, Альф, Зарплата и кадры).

Иностр. языки: Английский (разговор - хорошо, чтение - хорошо).

Образование: 1975-1981: Московский институт радиотехники электроники и автоматики.

  • Факультет: полупроводниковые и микроэлектронные приборы.

Специальность: инженер электронной техники

1995: Бухгалтерские курсы.

Семейное Замужем, двое детей: дочь, сын (студенты)

Увлечения: спорт: волейбол и плавание; фото; занятие цветами.

Домашний адрес: Москва, 107589, ул. Хабаровская, 2-301

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на общественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также выступлений по радио, телевидению и т. д.

Основная задача - воздействие на слушателя или читателя с целью побудить его (их) к действию, размышлениям и т.д. Основная тематика - общественно- политические и морально-этические проблемы.

В выступлениях на общественно-политические темы много специфической лексики и фразеологизмов: общество, дебаты, парламент, жёсткие меры, социальный взрыв, стоять на страже и т.д.

С целью воздействия на слушателя или читателя в публицистике широко используются слова и выражения, имеющие положительно-оценочную ( доблестный, замечательный и т.д.) и отрицательно-оценочную окрашенность (лживое человеколюбие, молодчики, жёлтая пресса, и т.д.)

Публицистический стиль более свободен в выборе языковых средств, чем научный и деловой. В публицистике уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, художественно-изобразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная лексика; широко используются вопросительные (часто риторические вопросы) и восклицательные предложения, обращения и другие приёмы.

Пример публицистического стиля речи:

Художественная речь – речь художественной литературы (прозы и поэзии). Художественная речь, воздействуя на воображение и чувства читателей, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью.

Эмоциональность художественной речи значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стиля прежде всего тем, что выполняет эстетическую функцию.

В художественную речь легко проникают элементы других стилей, если они необходимы для реализации определённых целей и задач, поэтому она отличается разноплановостью, стилистическим многоцветием. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой–либо местности - диалектизмы и т.д.

Пример художественной речи:

Итак, каждый из охарактеризованных стилей речи имеет свои особенности, однако при анализе текста нужно иметь в виду, что стилистические границы в современном русском языке весьма тонки и сложны. Особенности одного стиля могут проявляться в других разновидностях языка.

Тема 6.3. Функционально-смысловые типы речи

Каждый текст принадлежит к тому или иному смысловому типу речи.

Для особой наглядности описания при описании могут быть использованы и формы настоящего времени глаголов.

Важно, что в описании формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как на одном живописном полотне.

По-настоящему сильный человек – всегда добрый. (Тезис) . Однажды к нам в секцию пришёл новенький. Не помню точно, но чем-то он мне, видите ли, не понравился. Новичок, конечно, ничего не умел, но я решил ему это доказать. Провёл два-три болевых приёма и увидел, что он чуть не плачет.

Подошел тренер, отвел меня в сторону:

- Ты сильный. Зачем же ты на слабого.

У меня даже уши покраснели. И правда, зачем? (Обоснование.)

С тех пор (а прошло уже много лет) ни разу не поднимал руку на слабых. Понял: с равным - это по-честному. Бить слабого - занятие не достойное . (Логический вывод).

В любом рассуждении высказывается тезис, его обоснование и логический вывод из всего сказанного.

В научно-деловой речи обычно используется полное рассуждение, части которого связаны союзами потому что, так как, поэтому, таким образом, итак, следовательно. В разговорной и художественной речи преобладают сокращённые рассуждения без союзов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Под темой подразумевается основной вопрос, который ставит перед собой автор, или основное утверждение, которое он доказывает на протяжении целого текста.

Можно выделить следующие функции текста: информативная, контактоустанавливающая, апеллятивная, декларативная, а также функция возложения и принятия обязанностей. Рассмотрим каждую из выше перечисленных функций более детально:

1) информативная функция подразумевает передачу информации о каком-либо событии или явлении действительности и реализуется в основном в газетных или телевизионных новостях.

2) контактоустанавливающая функция направлена на установление и поддержание контактов и реализуется в основном в личных переписках, поздравительных текстах и т.д.

3) апеллятивная функция подразумевает призыв к какому-либо действию и реализуется в инструкциях, рекламных текстах, политических комментариях.

4) декларативная функция подразумевает решение каких-либо задач, направленных на достижение желаемых результатов, и реализуется при помощи специального речевого клише в таких документах как завещания, назначение на должность, переда полномочий и т.д.

5) функция возложения обязанностей подразумевает, что адресант обязуется совершить по отношению к адресату определенное действие и реализуется в деловых договорах, гарантийных письмах, соглашениях и т.д.

Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие: информативность, ситуативность, связность, смысловая целостность, членимость, завершенность. Рассмотрим каждый признак более детально.

Информативность подразумевает, что каждое последующее предложение текста должно являться логическим продолжением предыдущего и добавлять новую информацию к уже известной.

Под ситуативностью понимается соотнесенность текста с реальной или вымышленной ситуацией. Согласно данному признаку, читатель понимает текст лишь в том случае, если осознает ситуацию, о которой повествует автор. Из выше сказанного следует, что детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

Связность предполагает , что все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Выделяют следующие виды связности:

1) глобальная (единство всего текста);

2) локальная (единство составных элементов текста - абзацев);

3) контактная (связанные компоненты находятся близко друг к другу);

4) дистантная (между связанными компонентами находятся отрезки текста).

Еще один важный признак текста – смысловая целостность – тематическое, содержательное единство текста, подчиненное основной идее, его смысловая законченность. Смысловая целостность обеспечивается единством темы и основной мысли текста. В качественном произведении всегда улавливается основная смысловая нить, раскрывающая тему с разных сторон и исчерпывающая ее.

Содержание текста развертывается линейно – цепочкой связанных по смыслу и грамматически предложений, но оно иерархично, т.е. имеет смысловую структуру, в которой выделяются основные и второстепенные элементы, среди которых главная мысль (тема текста), подтема (мысль, которая раскрывает тему), субподтема (мысль, которая конкретизирует подтему).

Под членимостью понимают возможность разделить текст на смысловые части: тома, части, главы, параграфы, абзацы и предложения. Членимость текста также напрямую связана с характером человеческого мышления, включающего одновременно операции анализа и синтеза поступающей информации, взаимодополняющие друг друга, что также объясняет объективную обусловленность этой категории.

Завершенность . Любой текст имеет вступление и заключение, текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

Типы текстов

В зависимости от содержания выделяют следующие типы текстов, обладающие отличительными признаками: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Рассмотрим каждый тип более детально.

Текст-описание представляет собой изображение какого-либо события, предмета, явления путем перечисления и раскрытия его ключевых признаков. Стоит отметить, что для описания характерна одновременность описания всех признаков. Например, описывая человека, мы укажем на такие признаки, как рост, походку, овал лица, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описывая помещение мы укажем на такие признаки как размер, интерьер, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа ключевыми признаками станут деревья, трава, небо, озеро или озеро и т. д.

Цель описания состоит в том, чтобы создать в сознании читателя наиболее полный образ изображаемого объекта. Описание используется во всех функциональных стилях речи, различие состоит только в том, что в научном стиле характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном - акцент ставится на самые выдающиеся детали. Этим и объясняется отбор различных языковых средств. Если в художественном стиле встречаются преимущественно существительные и прилагательные, то в научном - глаголы, наречия, сравнения, слова в переносном значении.

Текст-описание имеет определенную структуру: общее представление о предмете, раскрытие его ключевых признаков, авторская оценка.

Для того чтобы придать тексту выразительность зачастую используются глаголы в форме прошедшего времени совершенного и несовершенного видов, которые дают возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени, позволяющие представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Тест-рассуждение имеет определенную структуру:

1) Тезис – четко сформулированное в одном или нескольких предложениях положение, которое нужно доказать или опровергнуть.

2) Основная часть, включающая развернутые доказательства и аргументы, основанные на достоверных источниках.

3) Заключительная часть – вывод по всем выше перечисленным положениям.

Как и в тексте, принадлежащем любому другому стилю, все составные части должны быть логически и грамматически связанными. Грамматическая связь обуславливается использованием вводных слов и конструкций, таких как: во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом и т.д., а логическая – четким соблюдением структуры теста.

Стили текстов

Под стилем текста понимается система выразительных средств языка, используемая в определенной коммуникативной сфере. Для различных ситуаций предъявляются различные требования. Стиль может представлять и отдельное слово, оно может быть нейтральным по стилю, может быть стилистически ярко окрашено. Это может быть сочетание слов, не имеющее ярко выраженной эмоциональной окраски, но сочетание слов и интонация выдают настроение человека.

Современная стилистика выделяет следующие стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Рассмотрим каждый стиль более детально:

1) Разговорный стиль — функциональный стиль речи, используемый в неформальном общении, для которого характерны разговорная лексика, сленг, спонтанность изложения, прерывистость предложений и т.д.

2) Научный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, для которого характерны логичность, лаконичность, точность, строгий отбор языковых средств.

3) Официально-деловой стиль — средство письменного общения, охватывающее все сферы деловых отношений: управление, международные, экономические и правовые отношения, правительственная деятельность и т.д. Для данного стиля характерно четкое изложение текста, отсутствие иносказаний, четкое деление на абзацы, оформление текста закреплено четкими нормами и не подлежит корректировке.

4) Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации и характеризуется логичностью и особой эмоциональностью. Для этого стиля характерны эмоционально окрашенные слова, короткие предложения, восклицания, повторы и т.д.

5) Художественный стиль – это язык литературы и искусства, его функция состоит в воздействии на чувства читателей и передаче авторского замысла. Характерными чертами художественного стиля являются эмоциональность, обилие художественных средств, образность действия.

Культура владения разными функциональными разновидностями языка – это прежде всего такой выбор определённых языковых средств, которые отличают данную разновидность от других.

Текст(лат. textumткань, соединение) является единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно.

Содержательность – это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.

Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения.

Цельность проявляется в смысловом единстве.

В свою очередь, логичностьпредполагает следование трем законам логики: тождества, противоречия и достаточного основания. Суть первого в том, что в рамках одного рассуждения предмет мысли остается неизменен, отход от главной темы есть нарушение логики. Второйзакон говорит о том, что не могут быть истинными два противоположных положения. Третий требует четкости в аргументации при доказательстве или опровержении какой-либо мысли.

Чтобы текст соответствовал вышеназванным признакам, а значит тому, что связано с понятием хорошей речи, он должен быть подчинен единой теме, наилучшим образом выражать заложенную в нем идею и отличаться композиционной стройностью.

Напомним, что тема– это то, что лежит в основе речевого произведения, то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Заглавия могут быть широкими и узкими. (Охрана природы. Влияние вредных выбросов в атмосферу.)

Нужно заметить, что не следует приравнивать тему к общему содержанию,поскольку последнее является более широким понятием: оно отражает не только то, о чем говорится в тексте, но и отношение автора к теме. Следует помнить, что тема может содержать микротемы, т.е. части общей темы.

Подчеркнем, что идея текста (основная мысль)всегда связывается с тем, что хочет сказать автор, это выражение авторского замысла. Идея может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего ее надо понять из контекта произведения и сформулировать. В случае затруднения обычно рекомендуется произвести смысловое сжатие текста.

Как это сделать? Для этого нужно отыскать и выделить в тексте главные, опорные слова, которые являются своеобразным ключом для передачи идеи текста: именно они помогут вам сформулировать основную мысльпроизведения.

Так, под композициейпринято понимать определенный порядок следования структурно-содержательных компонентов (частей) текста. Особенности построения текстов, наличия и следования его частей будут проанализированы ниже применительно к текстам разных типов.

2.В зависимости от содержания и внутренней организации различаются три типа изложения содержания и соответствующие им три типа текста: описание, рассуждение, повествование.

Тип текста Основной вопрос Характер содержания
Текст-описание Что произошло. Речь идет о последовательных событиях: сначала. потом. затем… и наконец… .
Текст-повествование Какой. Каков. Речь идет о признаках, свойствах, о том, что составляет характеристику предметов, явлений, субъектов и объектов действия
Текст-рассуждение Почему. Речь идет о причинах возникновения явлений, событий, процессов, устанавливается между ними связь

3. виды связи предложений в тексте – позволит объяснить, как они соединяются, как при этом образуется единое речевое произведение.

Известно, что предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Эта связь называетсяцепной.Связь при этом осуществляется главным образом при помощи 1) повтора, одного и того же слова, 2) личных местоимений, слов, близких по значению, 3) союзов.

Цепная связь используется в текстах разных жанров и стилей речи. Это самый распространенный способ соединения предложений. Широкое ее распространение объясняется тем, что она в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений, она встречается там, где мысль развивается линейно: и в текстах-описаниях, и в текстах-повествованиях,но особенно втекстах-рассуждениях научного стиля речи.

Другой вид связи предложений –параллельный.Эта связь осуществляется без связывающих слов, но при этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.

Например:Нашу верность проверяли каленым же-лезом. Нашу гордость испытали танками и бомбами
(И. Эренбург).

Вынакинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан – в волосах. …

Вы задумаетесь грустно: …

«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать; не так проста я,

Параллелизм – сюжетный и синтаксический – составляет суть этого стихотворения, имеющего кольцевую композицию.

азанные типы текстов в чистом виде встречаются редко. Чаще всего в тексте представлены элементы и повествования, и описания, и рассуждения (доказательства).

Итак, в любом тексте наблюдается сцепление, связь предложений. Как предложения строятся по определенным синтаксическим моделям, точно так же и предложения соединяются по определенным синтаксическим правилам. Язык диктует нам не только правила образования слов, словосочетаний и предложений, но и правила соединения самостоятельных предложений. Эти знания важны для владения связной речью, т.е. умения строить собственное высказывание. Нарушение связи расценивается как нарушение нормированности построения текста.

Выше было показано, как объединяются самостоятельные предложения. Теперь необходимо узнать, во чтообъединяются самостоятельные предложения. Звуки объединяются в слова, слова в словосочетания, а предложения? Предложения – в строфы, или в абзацы.

Группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих относительно законченную мысль, называется в лингвистике сложным синтаксическим целым, сверхфразовым единством, компонентом, абзацем, прозаической строфой.

Мы будем придерживаться последнего термина, прозаическая строфа,поскольку абзацимеет и другое значе-ние – отступ в начале строки, красная строка. Ставя абзац, мы отмечаем, что в тексте начинается новая мысль. Это своеобразная разбивка текста, которая позволяет нам сконцентрировать внимание на той или иной мысли автора. Правильное абзацное членение важно еще и потому, что человеку вообще свойственно членить информацию, воспринимать ее частями.

Другими словами, с помощью абзаца мы членим текст на строфы– наименьшие, относительно законченные, смысловые, структурные части целого речевого произведения.

Строфа как единица текста имеет свою композицию: зачин, содержащий начало мысли, микротему строфы; затем следует средняя часть –развитие мысли темы, а далее идет завершение – концовка, которая, как правило, выделяется специально, так как требуется подчеркнуть, что развитие мысли строфы заканчивается. Организующие строфу компоненты выполняют неодинаковую роль.

Наибольшей свободой построения характеризуется обычно первое предложение строфы, или зачин, где используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала мысли. Зачин может быть представлен в виде:

– замечания о важности темы,

Другие предложения менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении. Только первое предложение можно считать построенным свободно. Структура второго предложения и последующих в значительной степени определена и обусловлена отношением к первому. Предложения средней части особыми средствами не оформляются: они присоединяются к зачину посредством цепной или параллельной связи.

Существуют и другие виды связи предложений в строфе, например, присоединительные, отличающиеся большей свободой в их организации и содержании, большей независимостью в составе целого. Они характерны для художественных текстов, которые не являются предметом нашего анализа

По типу связи предложений различаются цепныеипараллельные строфы.Цепные строфы играют большую роль в связной речи. Строфы с цепными связями составляют основную массу (80-85%) словесной ткани текста во всех стилях речи.

Наиболее распространенными являются следующие типы концовок:

– выводы, в которых содержатся все положения, рассмотренные в тексте;

– концовка-повтор, которая делает речь подчеркнуто завершенной;

Некоторые строфы получили название кольцевых, так как зачин и концовка их полностью или частично совпадают, что подчеркивает цельность и завершенность строфы. Они чаще используются в жанрах публицистического стиля, чем научного, потому что отличаются эмоциональной окрашенностью.

Например: Я пересек Сибирь от… и до…. Побывал … . Увидел… . Узнал… . Я пересек всю Сибирь и понял… .

Представленная композиция строфы – типовая, но необязательная. В зависимости от структуры произведения возможны строфы без зачинов, без концовки, строфы-предложения, например текст рекламы.

Итак, мы выяснили, что строфа является основной единицей текста. Мы поняли, что каждый шаг вперед от слова к тексту ведет к укрупнению единицы нашего анализа. В словосочетании такой единицей является слово, в предложении – член предложения, в строфе – предложение, в тексте – прозаическая строфа.

Далее за фрагментом– крупной семантико-синтакси-ческой единицей текста – следуют параграф, глава, часть, том.

Схему связной книжной письменной речи можно представить следующим образом: предложение – строфа – фрагмент – глава – часть – законченное речевое произведение (текст).

Специфика всех перечисленных единиц текста – в их структурной и смысловой законченности. Конечно, не в каждом произведении должны быть представлены все компоненты схемы. Объем, протяженность их могут быть разными: включать одно предложение (афоризм, загадка, пословица), одну строфу или один фрагмент (заметки в газете, служебная записка) и более значительные его составляющие.

4.Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями. Композиция может быть ступенчатой, когда автор последовательно переходит от одной мысли к другой (параграфы учебника), и концентрической, при этом автор на протяжении всего текста несколько раз возвращается к сказанному, но на новом уровне (лекции).

В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста.Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.

2)Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).

3) Прием вопросно-ответного хода(когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.

4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.

5) Приемперечисленияиспользуется для усиления, выделения логических отношений в тексте.

6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.

7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.

8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.

Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.

Такова общая характеристика текста как речевой единицы.

5. Итак, чтобы построить текст, необходимо не только обладать предметным знанием, но и намечать план движения мысли, развития темы, уметь членить текст и делать переходы от одной мысли к другой, устанавливать связи между отдельными частями текста. Но и этого будет недостаточно, если вы не научитесь контролировать себя и избегать ошибок при написании текста. В этой связи можно посоветовать следующее.

1. Написанный текст обычно читается два-три раза, с тем чтобы сконцентрировать внимание сначала на содержании, затем на речевых и грамматических средствах и, наконец, на орфографической и пунктуационной правильности.

2. При корректировке содержания вы должны задуматься над тем, нет ли лишнего, может быть, о чем-то сказано недостаточно, точно ли выражена главная мысль, не нарушается ли последовательность в изложении.

3. При корректировке речевых ошибок обратите внимание на правильность употребления слов с точки зрения их значения и сочетаемости. Опирайтесь на нейтральную лексику. Помните, что книжный стиль не допускает использования разговорной лексики. Избегайте ненужных повторов, однообразных по структуре зачинов и концовок строф. Не забывайте, что именно эти компоненты придают тексту динамичность и выразительность.

4. При определении грамматической правильности обратите внимание на сочетаемость слов, их управление, а также на структуру предложений, не злоупотребляйте инверсией, следите за порядком слов в предложении.

5. При проверке орфографической правильности обратите внимание на написание терминов, слов иноязычного происхождения. Прочитайте текст без редукции по слогам, зрительно определяя состав слов, особенно суффиксы и окончания.

6. Для определения пунктуационной правильности большую роль играет представление структуры предложения: простое – сложное, а далее порядка слов, уровня распространенности (однородные члены, обособленные члены, вводные слова).

Выводы.Умение правильно излагать свои мысли – неотъемлемое качество образованного человека. Ваша задача не только знать материал, но и контролировать себя при создании речевых произведений. Помните о том, что хороший текст – это содержательный, логичный, лаконичный, правильный с точки зрения речевой нормированности текст.

Читайте также: