Текст и его строение 5 класс родной язык доклад
Обновлено: 30.06.2024
Текст — это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.
Узнаем, что такое текст в русском языке. Выясним, что обеспечивает единство его внутренней и внешней формы, какие средства связи используются в тексте.
Что такое текст в русском языке?
Чтобы понять, что такое текст, сравним следующие высказывания.
Солнце село за горизонт. В городе снуют автомобили. В небе курлычут журавли.
Солнце село за горизонт. Постепенно сгущаются летние сумерки. И вот в городе несмело загораются один за одним фонари. А автомобили уже снуют по улицам с включенными фарами, как большеглазые жуки.
Оба примера начинаются с одного и того же сообщения о садящемся солнце. В первом отрывке используются предложения, никак не связанные друг с другом: ни по смыслу, ни грамматически. Каждое предложение несет свою сугубо индивидуальную информацию. Можно сделать вывод, что это разрозненные предложения.
Текст — это совокупность последовательно расположенных предложений (абзацев), связанных по смыслу и грамматически.
Пример текста
С утра начал накрапывать неспешный дождик. Дед Трофим, покормив скотину, вышел во двор и свистнул Жуку. Верный пёс потрусил за дедом в лес. Ведь еще на прошлой неделе Трофим приметил в дереве дупло, в которое беспрестанно сновали дикие пчелы. Как раз в дождливую погоду, когда пчелы не так активны, можно разведать, есть ли там мёд.
Внутренняя и внешняя форма текста
Каждый связный текст имеет внешнюю и внутреннюю форму. Рассмотрит основные понятия внешней и внутренней формы текста.
Внутренняя форма текста — это его содержание (тема, авторский замысел).
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в нем. Тема текста часто выражается в его заголовке.
Авторский замысел — это основная мысль, или идея, которую автор воплотил в тексте.
Основная мысль текста — это то, что выразил автор, к чему он призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст.
Внешняя форма — это композиция и языковые средства, с помощью которых реализуется авторский замысел.
С этой точки зрения тексту, как воплощенному единству внешней и внутренней формы, можно дать следующее определение:
Текст — это законченное высказывание в виде нескольких предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью грамматически.
Обычно текст имеет следующее строение (композицию):
- вступление
- основная часть
- заключение
По функции и строению различают три типа текста:
- повествование
- описание
- рассуждение
Каждый тип текста имеет свою структуру построения.
Средства связи в тексте
Предложения в тексте объединяются в единое смысловое целое с помощью лексических и грамматических средств связи:
Спозаранку мы собрались в лес за грибами. В лесу было тихо и сумрачно. По низинке, что шла справа от нас, курился осенний туман. А вот и первый гриб!
Это был совсем грустный взгляд. Он был невеселым, потому что все пошло наперекосяк.
Этот дом еще в прошлом веке построил наш дедушка Макар. А домашний уют в нем создала бабушка Агафья. Она была известная на все село мастерица шить и вязать. Дощатые полы дома украшают вязанные ею пестрые половички.
- местоимения и местоименные наречия, которые указывают на предшествующее слово или даже на содержание предшествующего предложения
Журавли, курлыча, пролетают клином над нами, со свистом рассекая воздух крыльями. Пожелаем этим птицам скорейшего возвращения весной.
Вот и наступила весна! Эта пора обновления природы создает в душе человека ожидание чего-то нового и радостного. Все старое, как прошлогодний снег, растает и останется в прошлом.
Но в камине дозвенели
Угольки .
За окошком догорели
Огоньки .
И на вьюжном море тонут
Корабли ,
И над южным морем стонут
Журавли (А. Блок).
Итак, чтобы текст был единым смысловым отрезком речи, в нем используются лексические и грамматические средства связи между предложениями и абзацами.
Признаки текста
В раскрытии авторского замысла используются такие признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
- предложения
- абзацы
- сложные синтаксические целые.
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого.
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ФИО: Шибаева Оксана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о строении текста.
Развивающая: развивать умение связного устного и письменного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.
Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию.
I. 1 . Организационный этап урока
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты: сформированные УУД
Организует начало урока, обеспечивает эмоциональный настрой.
Метод взаимодействия
- Добрый день, ребята.
Улыбка дарит нам тепло,
И на душе светло-светло.
Давайте дружно улыбнемся
И впустим в сердце лучик солнца.
Чтобы подарить хорошее настроение друг другу, повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь.
Формулирование темы и целей урока (фронтально)
- Сегодня на улице замечательная погода. Немного морозно, прозрачные льдинки хрустят под ногами, серебрится иней на деревьях. Но совсем скоро яркое весеннее солнце согреет все вокруг своими лучами, зазвенит весёлая капель – в воздухе запахнет весной.
- Ребята, как вы думаете, почему я именно так начала наш урок?
- А как вы поняли, что у меня хорошее настроение?
- Выразить хорошее настроение можно и одной фразой. Какой чудесный день! Что мы используем, если хотим что-либо описать или о чём-то рассказать в нескольких предложениях?
- Правильно. Теперь попробуйте определить тему нашего урока.
актуализацию требований к
учащимся со стороны учебной деятельности.
- Что мы уже знаем по данной теме?
- Посмотрите на тему урока и скажите, что нам предстоит изучить?
- Какие цели мы можем поставить перед собой?
Фиксирует высказывания детей, систематизирует предложенные цели (на слайде)
- Правильно, а еще мы проверим ваше умение работать с текстом.
- Цели позволят нам планировать наши действия. С чего мы можем начать работу?
Начнём с контроля домашнего задания.
Выполняют просьбу учителя.
Слушают учителя, вступают в диалог.
Возможные ответы:
- Потому что на улице уже наступила весна.
- Вы захотели поделиться с нами своим хорошим настроением.
- Вы сказали, что погода замечательная. Значит, Вам хорошо.
- Мы используем текст.
Возможные ответы:
- Что такое текст.
- Что такое тема текста и его идея.
- Что такое микротема, абзац.
- Что такое ключевые слова в тексте.
- Мы будем изучать строение текста.
Высказывают свое мнение, коллективно формулируют цели урока:
Повторить, что такое текст, тема текста, главная мысль, микротема, абзац.
Изучить строение текста.
- Повторить материал прошлого урока.
Доброжелательны, эмоционально отзывчивы.
Сформирована внутренняя позиция на положительное отношение к обучению.
Осуществляют планирование учебного
сотрудничества с учителем и со
Устанавливают причинно-следственные связи.
Участвуют в целеполагании.
Принимают и сохраняют
учебные задачи; осознают необходимость получения новых знаний.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель: контроль усвоения материала, подготовка к работе на основном этапе.
Фронтальный опрос
- Что такое текст?
- Что такое тема текста? Его идея?
- Что такое микротема?
Беседа, включающая элементы проблемной ситуации
- На какие части делится текст?
- Да, вы правы, но абзацы – это не части текста. Как вы думаете, почему этот вопрос вызвал у вас затруднения?
- Дома вы выполняли упр. 175. Сколько смысловых частей включает текст?
- Докажите, что содержание каждой смысловой части соответствует теме текста и способствует тому, чтобы она была раскрыта.
- Какие ключевые слова помогли вам понять, что все части подчинены одной теме?
Следит за тем, чтобы в работу были включены ученики с низкой учебной мотивацией.
- Молодцы, ребята. Вы усвоили, что микротема может быть раскрыта в рамках одной или нескольких смысловых частей, содержание которых должно соответствовать теме текста. Помните, что тема текста может объединять две микротемы и более, необходимые для того, чтобы её раскрыть, выразить главную мысль и придать тексту относительную законченность.
- Какие заголовки можно подобрать к тексту?
- Какой из этих заголовков заключает в себе тему, а какой идею текста?
- Что такое монолог?
- В каком абзаце текста домашнего упражнения представлен внутренний монолог рассказчика?
- Прочитайте этот монолог и подумайте, с какой целью автор использует его в тексте?
- Да, ребята. Животных любят, потому что они дарят радость общения, потому что они бескорыстны и преданны, а вовсе не потому, что они могут принести своему хозяину какую-то выгоду.
Отмечает самых активных ребят, просит оценить работу на данном этапе урока по критериям:
- Ребята, что необходимо сделать, чтобы работа с текстом не вызывала затруднений?
Отвечают на вопросы учителя.
- Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
- Тема – это то, о чем говорится в тексте, а идея – это его главная (основная) мысль.
- Микротема – наименьшая составная часть общей темы текста.
- Текст делится на абзацы.
- Мы еще не изучали, из каких частей состоит текст.
Возможные ответы:
- В тексте рассказывается о выставке собак. Это его тема.
- Текст состоит из трёх смысловых частей.
В первой части говорится о том, что в воскресенье в парке была выставка собак. Вторая часть рассказывает о разных породах собак на выставке, многие из которых уже имели награды. В третьей части автор говорит о своем щенке, которого он считает самым лучшим, хотя у него пока нет никаких наград.
- В каждой смысловой части есть ключевые слова и фразы по теме: выставка собак, собаки разных пород, золотые и серебряные медали, самый умный пёс, лучшая собака в мире.
- На выставке собак.
- Лучшая собака в мире!
- В первом отражена тема, а во втором - идея.
- Это высказывание одного лица.
- В третьем абзаце.
Один ученик читает вслух:
«Конечно, у моего щенка нет медалей. Но эти медали ему и не нужны. Ведь всё равно он самый добрый, самый умный пёс на свете. Вы чемпионы, вы красивые и уже известные, но мой
Возможные ответы:
- Автор использует монолог, чтобы показать, что рассказчик любит свою собаку не за породу и награды, а просто потому, что она у него есть.
- Щенка любят не за то, что он может победить на выставке, а за то, что он добрый и умный.
Оценивают подготовку к уроку, выполнение домашнего задания.
Показывают выбранный смайлик.
- Повторить материал по теме, используя учебник и записи в тетради.
Могут ориентироваться в своей системе знаний.
Осуществляют с мысловое чтение: понимают текст, могут высказать оценочное сужение.
Осуществляют контроль и оценку учебного действия.
3. Изучение нового учебного материала
Цель: построение и фиксация нового знания.
Объяснительно-иллюстративный метод
- Вернёмся к вопросу о строении текста, который вызвал у вас затруднения. Строение текста, то есть взаимное расположение его частей, называется композицией. Запишите определение композиции (на слайде).
Обычно текст включает в себя следующие композиционные
Части (на слайде):
1) вступление , в котором определена или намечена тема;
2) основную часть , в которой тема получает своё развитие;
3) заключение , в котором автор подводит итоги: делает выводы, даёт свои оценки.
Запишите название частей текста.
Частично - поисковый метод
- Дальнейшая работа будет проходить в парах. На столе вы видите карточки с текстом. Прочтите текст и выполните задания к нему.
Задания карточки:
- Разделите текст на абзацы, составьте план, выделите ключевые слова. Назовите части текста.
Проверка задания по эталону (на слайде).
Много по осени грибов уродилось . Да какие молодцы – один другого краше!
Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы-подосиновики притаились. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши!
1. Много грибов уродилось (вступление).
3. Отцы-подосиновики. часть
- Оцените работу своей пары, используя шкалу:
Создание проблемной ситуации
- Какие затруднения возникли в процессе работы?
- Как вы думаете, почему?
- Молодцы. Верно. Запомните: основная часть в тексте самая большая, она может включать в себя несколько микротем, в которых общая тема текста получает своё развитие.
- Ребята, а какой части в этом тексте нет?
Творческое задание
- Предлагаю вам написать небольшое заключение к этому тексту.
- Молодцы! Мне очень понравились ваши варианты. Я вижу, вы любите собирать грибы. А знаете ли вы, какие грибы растут в нашей местности?
- Как должен вести себя грибник, собирая грибы?
- Работа с данным текстом была для вас интересной? Вы запомнили, из каких частей состоит текст? Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение нашим знаниям?
На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора))
В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку)
(Ладонь правой руки ложится на грудь)
Летел, летел соколок
(Ладони скрещиваются, большие пальцы закрепляются друг за друга)
Через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил,
(Скрещенные ладони помахивают, как крылья)
Бабушкин кисель разлил!
(Руками несколько раз ударить по бокам.)
Записывают определение композиции.
Делают записи в тетради.
Много по осени грибов уродилось . Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши!
Работают в паре, составляя план текста, определяя ключевые слова и части текста. Проверяют выполненное задание по эталону.
Варианты ответа:
- Было сложно определить основную часть текста.
- Потому что основная часть в этом тексте состоит из нескольких абзацев.
- В тексте нет заключения.
Возможные варианты:
- Повезёт грибнику, который на грибные полянки в лесу набредёт.
- Много грибов в осеннем лесу, только успевай собирать!
- Да. Это подберёзовики, шампиньоны, грузди, подтопольники.
- Очень аккуратно. Нельзя рвать грибы с корнем, их нужно осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.
Ожидаемый ответ:
- Да. Сами научимся создавать тексты. Это может помочь нам, когда будем писать сочинение.
Выполняют движения, которые показывает учитель.
Осуществляют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Умеют слушать и понимать, что говорят другие.
Осознают новый учебный материал.
Могут соотносить имеющиеся знания с новым материалом.
Осуществляют работу с текстом как с источником информации.
Осуществляют контроль, сравнивая свою работу с эталоном.
Могут адекватно оценивать результаты учебной деятельности.
4. Закрепление учебного материала
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
- Для закрепления изученного материала обратимся к учебнику.
Предлагаю объединиться в малые группы по четыре человека и выполнить упр. 177.
- Чтобы наша работа была плодотворной, вспомним правила общения на уроке и будем их придерживаться.
- Напоминаю, что работая в группе, мы можете поворачиваться к ребятам на соседней парте и подходить друг к другу. Главное – не мешать остальным.
Каждая группа получает вопросы, которые предлагаются для анализа и обсуждения:
- Какие особенности текста говорят о том, что это сказка? Объясните, из каких композиционных частей он состоит и каково назначение каждой из них. (1 группа)
- Сколько в тексте смысловых частей? А абзацев? Объясните,
почему некоторые абзацы включают одно-два предложения.
- Проследите, как в тексте использован приём противопостав-
ления. Докажите, что этот приём помогает ярче выразить главную
мысль. (2 группа)
- Прочитайте текст по ролям.
- Этот текст только о цветке и клёне или о чём-то ещё? (3 группа)
Во время групповой работы учитель наблюдает, помогает, дополняет, отслеживает результат.
- Ребята, на слайде представлены критерии оценки учебной деятельности. Выберите те, которые помогут нам оценить работу группы.
Оставляет на слайде только выбранные критерии:
- Все предложенные задачи решены. Получены ответы на все вопросы.
- Все ребята группы принимали участие в работе.
- Результат представлен логично, аргументированно, эмоционально, содержит оценочные суждения.
Аргументированно даёт свою оценку групповой работе.
Традиционно делятся на группы: по четыре человека, сидящих за двумя соседними партами). В классе три ряда, поэтому каждая группа занимает свой ряд.
Ответы учеников:
- Нельзя перебивать того, кто говорит.
1. Читают текст упражнения
Цветок на клёне
Вырос однажды на клёне огромный прекрасный цветок, один-единственный.
— Какое чудо! — радовался клён.
И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла.
— Принесёшь семена, от них цветущие клёны пойдут, — шептал он цветку.
— Вот ещё! — фыркнул однажды цветок. — Я и так хорош.
И улетел с осенним ветром.
С тех пор клён сам похож осенью на огромный цветок. А цветок исчез, как не
2. Коллективно ищут ответы на предложенные вопросы.
3. Распределяют роли в группе для представления результата работы.
Возможные ответы:
1 группа : Этот текст сказка, потому что его героями являются клён и листик. Они могут говорить, чувствовать.
вступление определяет тему текста (вырос на клёне цветок); основная часть показывает развитие событий (радость клёна, неблагодарность цветка); в заключении автор подводит итоги (награда для клёна, забвение для цветка)
2 группа: В тексте три смысловых части (цветок на клёне, разговор клёна с цветком, клён сам стал похож на цветок) и семь абзацев. Некоторые абзацы состоят из одного предложения, потому что это реплики диалога между клёном и цветком. В тексте клён противопоставлен цветку: клён добрый, а цветок самовлюблённый и неблагодарный. Это противопоставление помогает нам понять главную мысль: доброта заслуживает награды.
3 группа: чтение по ролям. Этот текст не только о клёне и цветке. Он о доброте, бескорыстии, о неблагодарности и чёрствости.
Предлагают критерии оценки работы группы.
В соответствии с критериями оценивают работу групп, выражают своё мнение.
Владеют предметным материалом.
Владеют навыками речевой деятельности: аргументируют, делают выводы.
Участвуют в групповой деятельности.
В совместной работе учитывают разные мнения, могут договариваться.
Могут осуществлять контроль результатов учебной деятельности.
5. Организация итоговой рефлексии
- Ребята, надеюсь вы убедились в том, что работа с текстом может быть не только очень информативной, но и интересной.
- Как вы считаете, мы достигли запланированных целей? Аргументируйте свой ответ.
- Предлагаю вам поставить значок + над тем словом, которое отражает ваше отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. На уроке я работал активно / пассивно.
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен.
3. Урок для меня показался коротким / длинным.
4. За урок я устал / не устал.
5. Мое настроение стало лучше / хуже.
- Да. Мы повторили материал предыдущего урока и узнали, как строится текст.
Работают с листом рефлексии.
Могут сделать вывод о достижении целей урока. Могут анализировать и оценивать собственную деятельность на уроке.
Могут давать верную эмоциональную оценку своей деятельности.
6. Задание на дом
Комментирует домашнее задание
Знать строение текста. (стр. 135). Упр. 178 (орфографический практикум). Из 1 – 4 абзацев выписать слова с пропущенными буквами. Списать 5 – 6 абзацы, обозначить орфограммы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Сенчула Надежда,
студентка 463 группы
Долгополова И.А.
преподаватель
Классификация и характеристики текста………………………… 6
Функционально-смысловые типы речи…………………….…….. 9
Что такое текст.
В точки зрения лингвистики текст - это группа предложений, объединенных в единое целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие основные признаки :
Членимость. Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение, текстом не является;
Смысловая цельность . Это качество текста проявляется, во-первых, в том, что любой текст - это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых - в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, что он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста);
Относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец;
В тексте могут быть использованы различные средства связи: повторяющиеся слова, местоимения, синонимы, союзы в начале предложения, слова со значением части и целого. Важным средством связи является соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых, а также порядок слов. В художественном, публицистическом, научном и деловом стилях чаще используется повтор слов, что обеспечивает точность речи. Местоимения же широко используются во всех стилях речи. Повтор при параллельной связи обычно придает речи торжественность, приподнятость.
В научной грамматике текст рассматривается как результат употребления языка. При этом выделяются следующие его признаки:
Выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);
Отграниченность (автономность) - каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы - начало и конец;
Такая характеристика текста, как связность , предполагает, что языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определенном порядке. Схему связной речи с точки зрения составляющих ее единиц можно представить следующим образом:
предложение - прозаическая строфа - фрагмент;
глава - часть - законченное произведение.
Есть тексты, состоящие из одного предложения (реже - двух). Это афоризмы, загадки, пословицы, хроникальные заметки в газете и др.
Есть тексты, равные прозаической строфе или фрагменту: заметка в газете, стихотворение или басня в прозе. И есть, конечно, тексты значительного объема.
Еще одним важным признаком текста считается его цельность . Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое, для понимания структуры текста важнейшее значение имеет взаимосвязь содержания и формы.
Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией.
Следующий немаловажный признак текста - упорядоченность . Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все содержательные, смысловые стороны определенным образом упорядочены, организованы. Уже упоминался такой признак, как членимость. Наличие данной характеристики подразумевает, что способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны.
Различают последовательную (цепную) и параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются. Особенности этого вида связи - одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений.
При последовательной связи предложений одно предложение как бы вливается в другое: каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Например: Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды надували меня (А. Платонов ).
Опираясь на все сказанное выше о тексте, можно дать такое определение. Текст - это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, объединенных в целое темой и основной мыслью.
Текст - это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью.
Текст реализует структурировано представленную деятельность, а структура деятельности предполагает субъект и объект, сам процесс, цель, средства и результат. Эти компоненты структуры деятельности отражаются в разных показателях текста -содержательно-структурных, функциональных, коммуникативных.
Роль информации в различные времена воспринималась по-разному. Информация закреплена в тексте. Различают:
- устные тексты,
- письменные тексты.
Текст создается двумя сторонами, двумя субъектами. Один играет роль пишущего лица или говорящего, а другой - слушающего или читающего. С этих позиций текст есть артефакт, т.е. искусственно созданный объект.
Каждый текст обладает стратегией (общий замысел текста) и тактикой.
В каждом тексте есть четыре цели:
1. Сообщить информацию.
2. Побудить к действию.
3. Убедить в точке зрения.
4. Доставить удовольствие.
Выделяют пять стилей текста:
1. Научный (монографии, статьи).
2. Публицистический (радиопостановки).
3. Художественный (романы, повести).
4. Официально-деловой (приказы, законы).
5. Разговорный (беседы).
У каждого текста есть свои нормы, ценности и правила.
Тексты официально-делового стиля могут быть представлены приказами, законами, конституциями и т.п. Только 10% текстов этого стиля создаются правильно, а 90% текстов - неправильно. Это приводит к некоторым противоречиям. Официально-деловой текст строится по правилам, которые изложены в специальной литературе.
Факторы, влияющие на стилистику этих текстов:
1. Составляются от определенного лица.
2. Сообщается деловая информация, чтобы принять решение или выполнить его.
3. Эти тексты живут в правовой сфере (например, официально-деловые тексты имеют характер документа; письменный текст имеет юридическую или правовую значимость).
Эти тексты имеют три типа (формы) реализации:
1. Деловая бумага (приказ, характеристика);
2. Письменное удостоверение, подтверждающее статус личности (паспорт);
3. Историческое свидетельство (свидетельство о браке, свидетельство о рождении и т.д.).
Классификация информативно-справочных текстов:
1. Большие и малые (множественные издания, монографии);
2. Общие и специальные (статьи, научные публикации);
3. Толковые, справочные, энциклопедические;
Энциклопедия отражает круг знаний, необходимых в данное время, имеет научную и идеологическую направленность.
Различают энциклопедии:
- универсальные (включают теоретическую и практическую информацию по всем отраслям знаний);
- отраслевые (включают информацию только по одной области знаний);
- региональные (включают теоретическую или практическую информацию по одной области знаний).
4. Одноязычные и многоязычные (словари).
Словарь отражает понятия (определения). В нём нет имен людей, названий рек, городов и т.д. В нём используется нарицательная лексика (существительные и словосочетания).
Толковый словарь дает пояснение для всех слов данного языка.
Словарь - ценность информативно-справочного текста.
Вторичные информативно-справочные тексты различаются:
- по сфере использования (научная, практическая, педагогическая и т.д.);
- по формам использования (письменная и устная);
- по объему и характеру представленной в них информации (реферат, конспект).
Одним из важнейших продуктов учебной и профессиональной деятельности в условиях быстрого обновления учебной и научной информации является реферат.
Выделяют три типа рефератов:
1. Аналитический.
2. Реферат-обзор.
3. Реферат-резюме.
Конспект - вторичный письменный текст, в котором кратко и последовательно излагается содержание того или иного первоисточника.
Конспектировать - значит приводить в нужный порядок сведения, почерпнутые из первоисточника. В основе конспектирования лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи в конспекте могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Конспектирование - материал для дальнейшей самостоятельной работы.
Конспект долгое время был ведущим, основным видом учебной и профессиональной работы с первоисточником.
Конспект, как и текст, состоит из предложений, объединенных темой и основной мыслью (ремой). Тема - то, о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.
Основная мысль (рема) - это главное, о чем говорит, объясняет, убеждает автор. Это главное, ради чего строится текст.
В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи. Вполне естественно, что автор по-разному выстроит свой текст, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причины каких-либо явлений.
На протяжении столетий постепенно формировались функционально-смысловые типы речи, то есть способы, схемы, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.
Функционально-смысловые типы речи.
Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.
Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.
1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.
1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.
6. Список использованной литературы.
1. Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений средствами субъективизации в III-IV классах // Начальная школа. – 2006. - №4.
2. Баранов М.Т. Русский язык: Справ. материалы.– М.: Просвещение,1993.
3. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие.– М.:Логос,2004.
4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.– М.: Наука, 1981.
5. Дёмичева В.В. Текст–модель и работа с ним на уроках русского языка // Начальная школа.–1994.–№11.
6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие.– М.: Флинта, 1998.
7. Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников // Начальная школа. –2002.–№9.
8. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002.
Понятие текста
Согласно имманентному методу, понятие текста можно сформулировать так: текст – это письменный документ, который состоит из ряда субъективных высказываний, объеденных грамматической, лексической и логической связью, носящих определенный литературный характер и прагматическую установку.
Смысловая цельность текста
Смысловая цельность текста, это те ценности или предметы, которые являются главной темой текста и освещаются в нем, например: явления природы, человек, общественные события, духовность, мораль, предметы неживой природы. Смысловая цельность текста представляет собой его ядро, вокруг которого развиваются придаточные суждения автора.
Главным показателем наличия в тексте смысловой цельности является возможность быстро и без затруднений подобрать заголовок к нему. Допускается деление текста на умеренное количество подтем, соответствующих или дополняющих доминантную тему. В таком случае каждая подтема начинается с нового абзаца.
Основной тезис текста
Тезис – это главная мысль любого текста и его основной признак. Чтобы выделить тезис текста, необходимо ответить на вопрос о чем говорится в тексте, и что именно говорится об этом предмете. Очень часто в тексте имеется несколько тезисов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего.
Тезисы состоят из предложений и словосочетаний, которые благодаря своей ярко выраженной смысловой нагрузке, отражают логику всего изложения.
Виды текста, его преобразование
В русском языке тексты классифицируются на два типа: по стилю и по виду. В зависимости от стиля изложения, тексты бывают таких видов: научные, художественные, публицистические, официально- деловые и разговорные. По типологии тексты классифицируются на описание, повествование и рассуждение.
Классификация текста способствует его преобразованию в речь. Человек, который преобразовывает текст в устную форму, должен соблюдать стилистику, заданную в тексте. К примеру, во время доклада происходит трансформация документа в речь, однако при этом сохраняется его научный стиль.
Переработка текста: конспект, аннотация, выписки, реферат
Очень часто мы сталкиваемся с необходимостью переработать текст, чтобы максимально упростить работу с ним и одновременно повысить уровень его практического применения. Одним из видов переработки текста является конспект – письменное изложение смысла текста в краткой форме. При конспектировании текста важно использовать тезисы.
Если вам необходимо дать краткую характеристику определенному тексту, следует использовать такой вид переработки текста как аннотация. Аннотация представляет собой краткое изложение тематики текста и изложение собственных мыслей на счет актуальности данной темы.
Для работы с текстом очень часто применяются выписки – дословное цитирование тезисов, которое оформляется как цитата. Отдельное место среди видов переработки текста занимает реферат. Реферат – это создание нового текста на основе уже известного источника. В реферате необходимо указывать ссылки на текст – источник, а также на его автора.
Читайте также: