Технология процессного управления доклад

Обновлено: 16.05.2024

Почему процессный подход и процессное управление важны для бизнеса

Процессный подход и управление на его основе входят сегодня в перечень инструментов практически любых стандартов на системы менеджмента. Наиболее известные из них — ИСО. Предлагаем вам попробовать увидеть процессный подход системным взглядом. В этой статье рассмотрим подробно цели подхода и его механизмы.

0 8 12/08/2019

Краткая история процессного подхода

Как и всякий инструмент, процессный подход появился не просто так, не в силу чьей-то фантазии, а как ответ на определенные запросы бизнеса.

Сегодня считается, что процессный подход как целостная концепция управления сформировался на рубеже 80–90-х годов XX века, впитав в себя различные идеи, рождавшиеся и развивавшиеся начиная примерно с 20-х годов. Например, тот же Уолтер Шухарт использовал межфункциональные команды для анализа деятельности и поиска причин вариабельности. Он же указывал, что качество продукции определяется качеством процессов .

Чем же объяснить то внимание, которое стало уделяться процессам? Дело в том, что к концу XX века качество продукции основной массы производителей выровнялось и акцент в борьбе за позицию на рынке сместился в сторону эффективности, которая стала одним из основных конкурентных преимуществ.

Но вся беда была в том, что привычная функционально-иерархическая система организации и управления плохо справлялась с задачей повышения эффективности. Явно требовался иной подход. И он был предложен: процессное представление деятельности и процессное управление.

Как это работает

Типичная схема организации в компании

Процессная технология управления нацелена на устранение тех недостатков функционального-иерархического подхода, которые не позволяют ему решить задачу повышения эффективности.

Поток создания продукции (от заказчика до заказчика) проходит через различные структурные подразделения организации, которые должны взаимодействовать между собой в рамках этого потока. При этом зона ответственности каждого из руководителей ограничена пределами его отдела и не распространяется на связи между подразделениями. Такая организация создает следующие проблемы:

решения, касающиеся взаимодействия подразделений, принимаются вышестоящими руководителями (движение по вертикальным связям подчиненности), что приводит к потерям времени и рискам искажения информации;

чем больше проблем, связанных с горизонтальным взаимодействием, тем больше оперативных решений вышестоящим руководителям необходимо принимать, устраняя конфликты между подразделениями в каждом конкретном случае;

образование зон неопределенной ответственности на стыках подразделений;

рассогласование интересов структурных подразделений и затраты на преодоление этой рассогласованности.

Иллюстрация ниже позволяет глубже понять проблемы функционально-иерархического подхода, с одной стороны, и механизм действия процессного подхода, с другой.

Физическая модель

Эта методология основана на ином представлении организации, в сравнении с функционально-иерархическим подходом. Образно говоря, применяя процессный подход, мы как бы надеваем новые очки, которые показывают нам организацию не как систему функций, а как систему процессов. Для лучшего понимания можно привести такую метафору: функциональная структура — это сеть улиц, а процессы — это маршруты из одной точки в другую, проходящие по этим улицам. Кстати, эта метафора хорошо показывает необходимость и функционального, и процессного подхода: первый незаменим при построении структуры организации, второй — при оптимизации деятельности. Можно с уверенностью говорить, что руководитель, практикующий только функциональный подход, смотрит на организацию одним глазом. А применение и процессного подхода позволяет обрести руководителю объемное зрение, дающее объективную картину и повышающее качество управленческих решений.

В основе процессного подхода лежит понятие процесса, самым важным отличием от функции которого является неразрывная связь с результатом. Процесс может быть выделен только в том случае, если определен его результат. Без этого задача выделения процесса не имеет смысла. Обращаясь к метафоре улиц и маршрутов, бессмысленно прокладывать маршрут, не задав его конечной точки.

Еще одна особенность процессного подхода, которую надо учитывать, связана с масштабом выделяемых процессов. Здесь действует простое правило: чем мельче выделенный процесс, тем меньше пользы от применения методологии. Пик полезности достигается, когда выделяются так называемые сквозные процессы.

Сквозной процесс можно определить следующим образом: это процесс, входы и выход которого пересекают границы системы, в рамках которой он выделяется. Это определение проиллюстрировано на схеме ниже.

Сквозной и несквозной процессы.jpg

На схеме видно, что только процесс №4 является сквозным, а остальные — нет.

И снова обращаясь к метафоре улиц и маршрутов, можно сказать, что наилучший результат оптимизации маршрута мы получим, если возьмем его целиком – от начальной до конечной точки. И чем короче мы выберем участок для оптимизации, тем меньше будет влияние наших действий (вплоть до обратного эффекта).

Итак, на этом этапе уже можно сформулировать два важных правила.

Правило №1. Выделение процесса начинается с определения его результата. Не зная результата, указать границы процесса невозможно.

Правило №2. Максимальный эффект от применения процессного подхода достигается при выделении сквозных процессов.

Процессное представление организации

Каждый процесс — это, по сути, микропредприятие, производящее определенный результат (своего рода конвейер, проходящий через всю организацию). Если использовать терминологию бережливого производства, то можно сказать, что основа процесса — это поток создания ценности.

Согласуем показатели

Задачи и KPI департаментов компании ABC

Для начала зададимся вопросом: в чем главная цель компании ABC в целом, с учетом того, что она выстраивала СМК по ИСО 9001? Видимо, в том, чтобы эксплуатация объекта, как и он сам, полностью соответствовала всем ожиданиям потребителей и иным обязательным требованиям. Насколько показатели, указанные в инфографике, нацеливают департаменты на достижение этой цели? Заинтересованы ли структурные подразделения в том, чтобы следующий в цепочке за ним мог сработать результативно? Иными словами, насколько эти KPI для каждого департамента согласованы с целью всей организации, а также между собой?

Вывод прост: совсем не согласованы. Поощрение экономии заставляет департамент проектирования искать самых дешевых подрядчиков со всеми вытекающими последствиями. Нацеленность департамента капитального строительства на ввод объекта в запланированные сроки заставляет его сотрудников закрывать глаза на отступления от проекта и разного рода недоделки в ходе строительства. А департамент эксплуатации старается обеспечить поступления любым путем, выжимая из потребителей, как говорится, по максимуму.

Направление усилий

Взглянем на рисунок. Какими должны быть эти самые показатели департаментов?

Для ответа на этот вопрос надо четко понять, какую ценность представляют результаты работы каждого из них как для следующего в цепочке, так и для конечного потребителя. Именно она — эта ценность — и будет определять показатели.

Ценность деятельности департаментов

Следует заметить, что ценность всегда определяется соответствием результата требованиям и пригодности для определенного применения. Но в разных системах менеджмента учитываются разные требования: в системе менеджмента качества — одни, финансового менеджмента — другие, экологического —третьи и т.д.


Нравится: 8 Была ли статья полезна? Да Нет

Менеджмент – это качественно организованная деятельность по руководству и управлению организацией. Он лежит в основе теоретического осмысления практики управления, способствует постановке организационных целей и исследует пути достижения к ним.

Менеджмент - это область знаний, без которой ни одна организации не может функционировать эффективно. Чтобы организация имела успех, менеджмент должен осуществляться систематически, постоянно контролируя его систему.

Менеджмент – это искусство управления организацией. Каждая организация использует свою систему управления. Каждая из этих систем с разных сторон подходит к пониманию целей организации, к пониманию самого управления.

Экономисты выделяют несколько основных подходов к управлению, каждый из которых отражает свою систему взглядов на методы управления и на эффективное функционирование организации:

1. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную цепь взаимосвязанных управленческих функций. Он помогает найти закономерности функций управления.

2. Системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, задачи и технология, структура. Причём эти элементы ориентированы на достижение конкретных целей.

3. Ситуационный подход связывает функции управления, методы управления с конкретными организационными ситуациями для достижения целей предприятия.

4. Новые подходы к управлению.

Каждый из этих подходов включает в себя принципы, цели, методы, технологии и функции управления. И целью каждого подхода является формирование эффективной деятельности организации.

В своём эссе я бы хотела рассмотреть один из этих подходов, а именно процессный подход к управлению организациями.

I. Сущность процессного подхода

Первоначально все функции управления рассматривались, как существующие сами по себе, не зависимые друг от друга. Но спустя какое-то время, исследуя систему организаций и способы управлению ими, экономисты пришли к выводу, что каждая функция организации непрерывно связана с остальными, следовательно, они являются взаимосвязанными.

Управление в этом подходе, как можно понять из названия, рассматривается как процесс. Это легко объяснимо, так как работа по достижению целей организации – не просто элементарное единовременное действие, а цепь взаимосвязанных действий, в которых любой неверный шаг может разрушить весь процесс достижения цели. Каждое из этих действий уже представляет собой процесс, успешное осуществление которого обязательно сказывается на центральной цели организации. Поэтому весь процесс управления можно считать совокупностью или общей суммой всех функций, направленных на эффективное функционирование организации.

Весь процесс управления в нашем подходе состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля[1]. Эти четыре взаимосвязанные функции объединяются такими процессами, как коммуникации и принятие решений . Руководство в этом подходе определяется как самостоятельная деятельность. Его основной задачей можно считать влияние на группы работников так, чтобы их деятельность в совокупности была направлена на достижение общих целей организации, что в итоге приводит к её успеху.

Планирование необходимо для того, чтобы определить основные направления деятельности организации, методы осуществления различных организационных задач, которые в совокупности приводят к достижению общих целей компании. Планирование предполагает под собой постановку целей организации, определение требующихся ресурсов, выбор способов и методов достижения целей, распределение роли всех членов организации в процессе управления. В любой организации весь процесс управления начинается с этой функции, причём от качества её выполнения зависит общий успех компании.

Функция организации нужна для создания некой структуры. Существует множество элементов, которые нуждаются в структуризации, иначе компания не сможет функционировать эффективно. В такой структуризации нуждаются, например, сама работа, конкретные организационные задания и т. д. Более того, как мы уже изучили на курсе теории менеджмента, в организации необходимо определить роль каждого её служащего. Именно такое разделение труда, когда каждый человек выполняет только свою конкретную работу и не вторгается в другие сферы деятельности организации, является целью функции организации. В целом функция организации отвечает за определение структуры компании, её производства, распределение функций между сотрудниками подразделений и установление ответственности между служащими.

Функция мотивации , по моему мнению, играет очень важную роль в процессе управления. Так как невыполнение хотя бы одним из работников своих поставленных задач, сказывается на успехе всей организации. Поэтому необходимо постоянно мотивировать сотрудников к организационной деятельности. Для этого руководству необходимо определить потребности каждого из работников и понять, какой способ удовлетворения этих потребностей им подходит.

Функция контроля содержит в себе множество аспектов. Она проявляется в процессе всего управления. Постановка решений, планирование, организация деятельности, процессы функционирования – всё это нуждается в контроле. Поэтому эту функцию можно считать одной из ведущих в процессе управления организацией. Контроль стимулирует деятельность работников, предотвращает непредвиденные кризисные ситуации, поддерживает успех компании. Без контроля ни одна организация не сможет функционировать.

II. Достоинства и недостатки процессного подхода

В целом, изучив основные аспекты процессного подхода, я вывела ряд его достоинств :

1) Процессный подход позволяет руководителям определять и управлять ключевыми процессами и результатами деятельности компании.

2) Позволяет объединять часто разрозненные действия функциональных подразделений и направлять их усилия на единый результат.

3) Компания, построенная на основе процессного подхода, более гибкая и адаптивная.

4) Такое управление позволяет понять, кто и за что отвечает, и как каждая операция влияет на конечный результат.

5) Позволяет оптимизировать обмен информацией между подразделениями.

6) Руководители наделяются большими полномочиями, выше их роль, самостоятельность и выше отдача при производстве.

7) Руководители освобождаются от текущих вопросов и концентрируются на стратегических и системных.

Но достоинства никогда не стоят вдалеке от недостатков , которые в данном подходе играют немаловажную роль.

Основные из них:

1) Каждый сотрудник делает своё дело наилучшим образом, но это может быть непродуктивным, так как зачастую такие действия плохо скоординированы.

2) Организация не стимулирует заинтересованность рабочих в конечном результате.

3) Косвенное участие в деятельности компании (т. е. цель рабочих лежит в рамках только подразделений, в которых они работают; а цели всей компании ориентированы на удовлетворение клиента, которого они даже не могут увидеть).

В настоящее время процессный подход привлекает всё большее внимание новых собственников компаний. Руководители пытаются использовать методы процессного подхода с целью повысить эффективность организации. Приступая к внедрению этого подхода, многие не осознают, насколько масштабные усилия потребуются для получения ощутимых результатов. Причем если в период этого внедрения руководители уделяют слишком мало внимания этому вопросу, то систему управления процессами создать не удастся. Поэтому не всегда такие действия приводят к желаемому эффекту.

Проанализировав все плюсы и минусы данного подхода, я хотела бы сказать, что этот подход в целом эффективен для организации в целом, но не для её персонала. Вся методика подхода основывается на организации эффективного бизнеса компании за счет контроля над всеми её процессами. И на фоне этого руководство уделяет слишком мало внимания самим сотрудникам, что в итоге приводит к понижению производительности. Ведь для эффективной работы необходимо мотивировать сотрудников таким образом, чтобы они ощущали свою роль в компании и приносимую ими пользу. В противном случае, когда сотрудники не замечают своих результатов, они теряют стимул к работе.

Для внедрения процессного подхода руководителю необходимо быть готовым к мелким и хлопотливым трудностям, связанным со сменой системы управления. Зачастую менеджеры просто не готовы к таким действиям, поэтому эффективно процессный подход могут использовать только те организации, которые уверены в своих силах и могут сочетать и контроль за управлением, и поддержание коллективного духа.

В результате, я считаю, что процессный подход может принести большую пользу компании только, если все его аспекты: планирование, организация, мотивация, контроль – продуманы с максимальной точностью.

Процессный подход [12.03.09]

Содержание:
Введение 3
Процессный подход 4
Функции процесса управления 6
Планирование 6
Организация 7
Мотивация 8
Контроль 9
Связующие процессы 10
Принятие решений 11
Коммуникация 12
Процессный подход 14
Вывод 15
Литература 16

Введение
Управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций, таких, как планирование, организация, распоряжение, координация и контроль, было рассмотрено еще Анри Файолем.
Однако до сегодняшнего дня так и не составилось единого мнения о том, какие именно функции следует относить к процессу управления, а какие рассматривать как самостоятельную управленческую деятельность.
Как правило, в каждой публикации по вопросам менеджмента перечень функций, относящихся к процессу управления, в той или иной мере отличается от предложенного Файолем.
Обзор современной литературы позволяет собирательно представить управление как процесс планирования, организации, распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбора персонала, представительства и ведения переговоров или заключения сделок.
Для проведения анализа процессного подхода, представляется необходимым объединить наиболее существенные функции управления в небольшое число категорий, которые в настоящее время общепринято считать применимыми ко всем организациям. С этих позиций будем рассматривать управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ
Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.
Управленческая работа — это, в основном, работа интеллектуальная. Она напоминает попытку сложить сложный мозаичный узор из отдельных кусочков после того, как кто-то свалил в эту же коробку кусочки мозаики, принадлежащие еще пяти различным сюжетам. Чтобы дополнить сравнение с мозаикой, следует сказать, что руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действия для того, чтобы найти правильное действие — для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организаций могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это решение. Следовательно, принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.
Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.


ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию. В центре круга — координация работ.

Именно процессный подход лежит в основе методологии реинжениринга.

Вывод
Процессный подход рассматривает управление как процесс, как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, которых выделяют 4 вида: планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функцииции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей. 1)Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей и отвечает на три следующих основных вопроса1. Где мы находимся в настоящее время? 2. Куда мы хотим двигаться? 3. Как мы собираемся сделать это? 2) Организация – руководитель решает, кто именно должен выполнять каждое конкретную работу, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Организация создания некой структуры фирмы, необходимой для выполнения планов. 3) Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Гост

ГОСТ

Технология процесса управления– это порядок взаимодействия управленческих работников, технических средств управления и информации при выполнении определенной управленческой деятельности. Можно сказать, что технология процесса управления определяет:

  1. что должно быть сделано;
  2. когда должно быть это сделано;
  3. кто должен это делать;
  4. какие ресурсы необходимы для этого;
  5. по какой методике должно это быть сделано;
  6. где должно быть это сделано;
  7. как результат должен быть оформлен.

С помощью данной технологии каждый этап процесса управления может быть разделен на ряд операций и процедур.

Классификация технологий управления

Классификация технологий управления, представляющих собой способы и процессы для реализации функций управления приведена на рисунке 1.

Классификация управления по технологии процесса управления

Рис. 1. Классификация управления по технологии процесса управления

Содержание технологии управления определяется видом и сложностью объекта управления, квалификацией персонала и видами используемых технических средств. Отметим, что в рамках одного предприятия могут использоваться несколько технологий управления.

Выделяют следующие технологии процесса управления:

Готовые работы на аналогичную тему

Операции и процедуры управления

Операция – это первичный (или минимальный) элемент процесса управления.

Под операцией понимают законченное действие, которое выполняется вручную или же с помощью технических средств и направлено на достижение поставленных целей. В настоящее время выделяются три ключевых метода друг с другом сочетания операций:

  1. последовательный, при котором каждая следующая операция начинается после завершения предыдущей;
  2. параллельный, при котором разные операции могут одновременно выполняться несколькими исполнителями;
  3. параллельно-последовательный, который предусматривает частичное совмещение операций в пространстве и во времени.

Совокупность логически взаимосвязанных и приводящих к достижению определенной задачи операций – это процедура. Процедура может быть как формальной, т.е. закрепленной в каких-либо нормативных актах, так и неформальной. Пример формальной процедуры - прием на работу нового работника, пример неформальной процедуры - ведение переговоров с партнерами по бизнесу.

Классификация процедур и операций технологии управления

Классифицировать процедуры и операции можно по ряду различных критериев.

Во-первых, процедуры и операции управления делят на:

  • повторяющиеся, выполняемые постоянно управляющими работниками, данные процедуры поддаются анализу, измерению, нормированию, проектированию;
  • неповторяющиеся, характерные в управлении для творческих процессов.

Во-вторых, по степени автоматизации их делят на ручные, автоматизированные и автоматические процедуры и операции.

В-третьих, управленческие операции и процедуры по содержанию подразделяются на:

  • информационные, которые связаны с обработкой, передачей и сохранением какой-либо определенной информации;
  • логико-мыслительные, которые связаны с выработкой и принятием решений в процессе управления;
  • организационные, которые связаны с администрированием, кадровой работой, постановкой задач перед исполнителями.

Таким образом, в данной статье представлена классификация, которая обобщает информацию по технологиям управления. Актуальность вопросов изучения технологии процесса управления и в наше время не вызывает сомнений, поскольку эффективно организованный процесс управления позволяет создать условия для рационального функционирования всех подразделений предприятия, что в конечном итоге выражается в высококачественной продукции, выполнении в срок всех работ и заказов, получении высокой прибыли, необходимой для текущей работы организации, ресурсосбережении и ее дальнейшего развития и т.п.

Читайте также: