Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках фгос доклад

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Жестакова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЦО №39 имени героя Советского Союза А.А.Рогожина
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Технология оценивания образовательных достижений учащихся"
Раздел: начальное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.РОГОЖИНА

Обобщение опыта по теме

«Технология оценивания образовательных

внутренняя оценка (образовательное учреждение) оценка учителя стартовая диагностика текущее оценивание промежуточное оценивание итоговая оценка оценка ученика самооценка взаимооценка
Тема:Технология оценивания образовательных достижений учащихся в

начальной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними
система оценки должна
:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности
: а) ориентировать на достижение результата - духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), - формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), - освоения содержания учебных предметов (предметные результаты); б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатово бразования (предметных, метапредметных и личностных); в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её

Виды оценивания
Внутренняя оценка выставляется педагогом или общеобразовательным учреждением. Внешняя оценка осуществляется как в форме мониторинговых исследований, так и в форме итоговых проверочных работ.
Процедура оценивания
внешняя оценка (государственные службы) итоговые работы мониторинг
Учитель для оценки подготовки обучающихся использует
стартовую диагностику, текущее и

промежуточное оценивание и итоговую оценку.

Стартовая диагностика
Стартовая диагностика в 1 классах основывается на результатах
мониторинга общей

готовности
первоклассников к обучению в школе и
предметной

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС

В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся.

Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:

Частое оценивание, желательно на каждом уроке.

Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.

Применение заранее известных педагогу и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Одним из подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.

Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?

· Лист общеучебных достижений .

Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, четверти, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока и т.д.

ü Умение прогнозировать содержание текста.

ü Умение аргументировать.

ü Умение привести пример.

ü Умение составить собственное высказывание.

ü Умение продуктивного письма.

· Обратная связь.

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы.

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

Для эффективного самооценивания необходимо:

· понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;

· развитие навыков критического мышления;

· концентрирование внимания учащихся на своих целях.

Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли к чему они стремятся.

Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.

Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха.

Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования, прежде всего фиксируют достижения ученика.

Гост

ГОСТ

Технология оценивания в системе образования и правила ее построения

В процессе организации учебного процесса необходимо определить каким образом будет проходить оценка результатов учебной деятельности учащихся, как будут фиксироваться их успехи и неудачи. Для этих целей разрабатывается специальная оценочная система или технология оценивания. Такая технология является технологией действия в разнородных ситуациях подведения итогов и выставления оценок. Фундаментом такой технологии являются специальные правила действия, определяющие предмет оценки, объект и субъект оценочной деятельности, временной период оценивания, критерии оценивания и место фиксации результатов.

Вот основные правила протекания технологии оценивания:

Правило выбора объекта контроля или оценивания. Здесь определяется что именно будет подвергаться оценке. Как правило, оцениваются результаты прохождения учебного процесса, любые действия в образовательной сфере, предполагающие применения конкретных знаний. В качестве результатов оценивания используются предметные, метапредметные и личностные достижения. Результаты учащегося – это его умения по применению знаний, в ходе разрешения определенных задач. Успешные действия должны быть оценены словесно, а продуктивное решение, поставленной задачи оценивается путем выставления отметки. Результаты педагога или образовательного учреждения в целом предполагают разницу между результатами учащихся в начале процесса обучения и в конце. Если разница свидетельствует о приросте результатов, то это подчеркивает эффективную работу педагога и постановку ему высокой оценки. Если же, наблюдается снижение результатов, то работа педагога считается не продуктивной и не может быть положительно оценена.

Правило определения оценки путем построения диалога между педагогом и учащимся. При этом происходит постановка внешней оценки т.е. педагог оценивает успехи учащегося и самооценки, когда учащийся самостоятельно проводит оценку своих достижений. Отметка, поставленная педагогом может быть оспорена учащимся, с приведением разумных доводов.

Правило постановки отметок пропорционально количеству разрешенных образовательных задач. Отдельная отметка выставляется по каждому завершенному заданию, овладению предметной темой и т.д.

Правило фиксации оценок и отметок образовательной деятельности. Все отмеченные достижения учащихся должны быть накоплены и сохранены. Это производится посредством их занесения в специальные таблицы или журналы учебных результатов, а также дневники учащихся и в портфель достижений. Портфель достижений учащегося представляет собой совокупность выполненных заданий, изученных тем, решенных задач, свидетельствующих о прогрессе в развитии учащегося, приложенных им усилиях и достижениях, а также самооценка своей деятельности для определения целей последующего развития.

Правило выбора временного периода оценивания. Отметки выставляются по желанию учащегося, если это касается новой темы прохождения занятия и выполнения по ней текущих заданий и в обязательном порядке за каждую контрольную работу, проверочное задание.

Правило определения критериев оценивания. Оценивание образовательной деятельности учащихся осуществляется по трем уровням успешности:

  • Базовый уровень – решение задач, которые были уже ранее исследованы и имеют сходный тип. Они требуют применения основных знаний и умений, ознакомление с основами учебной программы;
  • Программный уровень – решение необычных, нестандартных задач. Они требуют применения знаний новой тематики, либо иных, сторонних знаний самостоятельного обучения, либо использование ранее изученного материала, но особым способом;
  • Максимальный уровень – решение специальных задач, по неисследованному материалу. Здесь требуется применить новые знания, которые были получены самостоятельным путем. Этот уровень фиксирует необычные способности и специфические успехи отдельных учащихся.

Правило определения способов итогового оценивания. За каждую четверть происходит выставление отметок, определяемым по данным журнала, путем выведения среднего арифметического балла. За учебный год подводятся общие итоги и ставится отметка, характеризующая уровень достижений учащегося в образовательной сфере. Отметки выставляются на основе четвертных отметок и проведения итоговых контрольных работ.

Современные технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС

Современный этап развития общества ведет к изменению содержания образовательных программ. Основной упор в них делается на развитие общенаучной грамотности учащихся. Это влечет за собой преобразование технологий оценивания образовательных результатов.

Современная система оценивания направлена на его стимуляцию и недопущение торможения в развитии. В обучении необходимо ликвидировать негативные моменты и способствовать его индивидуализации. В этой связи была разработана новая технология оценивания, которая базируется на следующих моментах:

  • Проведение частого оценивания каждого учащегося, в идеале постановка оценок на каждом учебном занятии;
  • Определение четких и оптимальных показателей оценивания по каждому направлению деятельности, исходя из плановых показателей результатов и поставленных образовательных целей;
  • Совместная разработка педагогом и учащимися критериев оценивания;
  • Перенесение акцента в выборе методов оценивания на самостоятельную оценку своих успехов учащимися. Учащийся может самостоятельно составить учебную программу.

Современная образовательная система включает в себя следующие технологии оценивания:

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

-формирование универсальных и предметных способов действий

- воспитание основ умения учиться

- способности к самоорганизации

- индивидуальный прогресс в развитии личности

Поэтому сегодня для анализа и объективной оценки педагогического процесса, управления качеством обучения необходим мониторинг учебных достижений учащихся. Учитель должен владеть следующей информацией: обученность учащихся, обучаемость, уровень сформированности обще-учебных умений и навыков, личностный рост, индивидуальные образовательные достижения обучающихся, комфортность обучения, доступность образования, состояние здоровья обучающихся.


1. по месту в процессе обучения:

- предварительный, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;

- текущий, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

- итоговый, определяющий итоговый уровень знаний, учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

2. по содержанию:

- прогностический или планирующий, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

- пооперационный, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

3. по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

- внешний, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

- внутренний или рефлексивный, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта образования;

- сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;

- сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

Оценивать можно только то, чему учат.

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать на уроках.

Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано.

Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

Листы достижения применяемые ежеурочно на каждом уроке. Ученик оценивает себя на каждом этапе урока и ставит соответствующую оценку себе.

Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку.

Достижение планируемых результатов будут обеспечено за счет

внедрения следующих технологий:

- технологий открытого образования;

- внедрения моделей индивидуализации образовательных траекторий;

- реализации программ и технологий, обеспечивающих достижение личностных результатов;

- создания единой информационной системы комплексного автоматизированного мониторинга развития образования;

-внедрения модели оценивания образовательных результатов обучающихся, учитывающей различия стартовых возможностей и динамику достижений, в целях индивидуализации образования, поддержки учебной мотивации.

Виды осуществления диагностики результатов обучения можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:

Читайте также: