Тарифное регулирование в электроэнергетике доклад

Обновлено: 28.06.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 ноября 2020 года N 1781

Об особенностях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением N 4 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности

Правительство Российской Федерации

2. Установить, что в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением N 4 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, во втором полугодии 2020 г. не могут превышать соответствующие цены (тарифы), установленные на первое полугодие 2020 г.

4. В целях реализации пункта 2 настоящего постановления Федеральной антимонопольной службе в течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления пересмотреть установленные на 2020 год для субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 4 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности:

предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 4 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, в области государственного регулирования тарифов в течение 20 дней со дня вступления в силу настоящего постановления привести в соответствие с решениями, предусмотренными пунктом 4 настоящего постановления:

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

7. Пункт 2 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 г.

Об авторе: Королев Виталий Геннадьевич - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России.

Федеральная антимонопольная служба начинает играть все более важную роль в отечественной рыночной экономике.

С июля 2018 года действуют сбытовые надбавки, установленные с применением метода сравнения аналогов (эталонов затрат).

Переход к новому методу регулирования был обусловлен необходимостью исключения субъективной оценки регулирующими органами экономической обоснованности расходов гарантирующих поставщиков, повышения прозрачности тарифного регулирования, устранения тарифной дискриминации, приведения тарифных решений регулирующих органов субъектов Российской Федерации к сопоставимым параметрам.

Результатами внесенных изменений стали сокращение разброса в значениях сбытовых надбавок по принятым тарифным решениям в субъектах Российской Федерации, а по значительной части принятых решений сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков с 1 июля 2018 года снизились. Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в среднем по всем категориям потребителей и субъектам Российской Федерации изменились с 1 июля 2018 года на 1 коп. за 1 кВт-ч и составили 21 коп. за 1 кВт-ч. При этом сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в среднем для категории потребителей, относящихся к представителям малого бизнеса, снизились до 26 коп. за 1 кВт-ч, для крупных потребителей увеличения сбытовые надбавки в среднем также не увеличились и составляют 9 коп. за 1 кВт-ч.

Положительным примером явилось снижение цен на электрическую энергию для предпринимателей Курганской области в июле 2018 года по сравнению с июнем 2018 года на 44 коп. за 1 кВт-ч. Эффект более 30 коп. за 1 кВт-ч был обусловлен именно снижением величины сбытовых надбавок гарантирующего поставщика.

Заметное снижение сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для представителей малого и среднего бизнеса с июля 2018 года зафиксировано также в Республике Карелия, Архангельской области, Алтайском крае, Республике Тыва, Томской, Новгородской, Мурманской и Ярославской областях, Республике Хакасия, Ростовской области, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Ингушетия.

Необходимо отметить, что переход на простой и прозрачный метод расчета сбытовых надбавок с применением эталонов затрат, установленных непосредственно в методических указаниях, привел к сокращению споров по тарифным решениям. Если раньше ежегодно Федеральной антимонопольной службой и судами рассматривались десятки споров, касающихся установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, то в 2018 году нам известно только о трех таких спорах.

Эталонный принцип регулирования сделал прозрачным не только процедуру установления сбытовых надбавок, но и их применение. Если еще в первом полугодии 2018 года сбытовые надбавки устанавливались для потребителей, не относящихся к населению, в виде формулы и таким образом зависели от стоимости приобретаемой гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности), то с 1 июля 2018 года для всех категорий потребителей сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются в виде фиксированных числовых значений.

Переход на эталонный принцип регулирования сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков открыл новые возможности для конкуренции между гарантирующими поставщиками и независимыми сбытовыми компаниями. Например, гарантирующий поставщик в целях привлечения потребителя может снизить ниже величины эталона затрат заявляемые расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, расходы на оплату процентов за пользование заемными средствами и величину расчетной предпринимательской прибыли.

Сбытовые надбавки гарантирующего поставщика составляют около 5% от цены на электрическую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками потребителям. Более половины конечной цены на электрическую энергию для потребителей составляет тариф на услуги по передаче электрической энергии. Следующим шагом во внедрении эталонов затрат при установлении тарифов станет установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода сравнения аналогов (эталонов затрат). Считаем, что положительный опыт нового метода регулирования, уже зарекомендовавший себя при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, позволит повысить качество и объективность при установлении тарифов для электросетевого комплекса.

И в сфере ЖКХ также рассматривается вопрос о внедрении эталонного принципа формирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Целью является привести к единому знаменателю деятельность региональных органов регулирования для формирования тарифов в сфере ЖКХ.

Внедрение эталонного принципа формирования тарифов позволит сгладить тарифную дискриминацию, минимизировать разрывы в тарифах.

При этом планируется направлять избыточные финансовые средства ресурсоснабжающих организаций на осуществление капитальных (инвестиционных) программ, которые предусматривают сокращение потерь в сетях, модернизацию оборудования и капитальное строительство.

Указанное может явиться мощным и существенным стимулом в обновлении систем коммунальной инфраструктуры и повышения качества предоставляемых услуг регулируемых организаций.


ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЩИТЫ ТАРИФОВ НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный уровень развития технологий поставил перед человечеством задачу получения различных форм энергии, для того что бы следующим шагом ее истратить. Самой востребованной на сегодняшний день является электрическая энергия, сложно представить существование современного человека без нее. Доля расходов на покупку электрической энергии в себестоимости продукции колеблется от 3,1% и может достигать 54%. Безусловно, эта доля зависит не только от энергоемкости производства, но и цены.

Если говорить об истории вопроса регулирования тарифов в электроэнергетике в нашей стране, необходимо отметить, что его основы (принципы) были заложены еще в тридцатые годы прошлого столетия:

Содействие применению электрической энергии во всех областях народного хозяйства и в домашнем быту;

Обеспечение возможно полного использования оборудования электростанций, подстанций и электрических сетей в целях снижения стоимости энергии (полная загрузка);

Содействие размещению промышленных предприятий, в особенности энергоёмких, обеспечивающему снижение расходов на производство и передачу электроэнергии;

Учёт удельного веса электрической энергии в себестоимости продукции различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также в себестоимости услуг транспорта.

На основании постановления Совета народных комиссаров от 14 мая 1937 г. № 775 "О тарифах на электроэнергию коммунальных станций и коммунальных сетей" тарифы для потребителей электроэнергии включали в себя плановую себестоимость и нормативную прибыль по отношению к себестоимости. Последняя составляющая дифференцировалась в зависимости от направления использования электрической энергии.

В 90-е годы прошлого столетия произошел перелом экономических устоев в Советском Союзе. Изменение политической и экономической ситуации в стране оказало влияние и на тарифное регулирование электроэнергии. Скачкообразные инфляционные процессы в России в 1996 – 2000гг. внесли коррективы и в государственное тарифное регулирование. В данный период основной задачей регулирования цен было - их сдерживание.

Вопросы экономических взаимоотношений в электроэнергетике, а так же роль государственного регулирования в РФ на сегодняшний день четко регламентированы законодательством ( Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ) . Законодательным актом установлены правовые основы экономических взаимоотношений между всеми субъектами рынка электроэнергии, их права и обязанности, регламентирована роль государственной власти как регулятора. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. №1184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, соответствие которым является основанием для установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Приведенные выше документы являются обязательными для исполнения всеми субъектами рынков электрической энергии. Таким образом, все участники рынка электрической энергии обязаны выстроить работу своего предприятия в соответствии с действующей нормативной базой РФ в части электроэнергетики. Невыполнение этих требований ведет к существенному снижению эффективности оказания услуг (снижение доходов, дополнительные расходы).

2. Несвоевременное раскрытие информации о качестве предоставляемых услуг в 2016 году привело к снижению необходимой валовой выручки (НВВ) на содержание сетей на 20,3 млн. рублей.

3. Снижение качества предоставляемых услуг в 2016 году привело к недополучению доходов в следующем периоде регулирования в размере 17,8 млн. рублей.

Установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с принципами и методами, определенными Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии определяются на основе необходимой валовой выручки – экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности.

При использовании метода долгосрочной индексации основными составляющими необходимой валовой выручки являются подконтрольные и неподконтрольные расходы, включая расходы на амортизацию основных средств и расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли. Вследствие чего финансовый результат работы компании напрямую зависит от того, какие расходы она сможет обосновать. В таблице 1 представлены результаты защиты тарифов по региональной дирекции энергообеспечения.

Таблица 1 Анализ эффективности защиты тарифов на электрическую энергию на 2019 год Дальневосточной дирекцией по энергообеспечению

В России планируется переход на цифровое тарифное регулирование, автоматизацию процесса подачи тарифных заявок и установления тарифов во всех сферах услуг. Госорганы и экспертное сообщество активно обсуждают реализацию проекта, в том числе разработку специальных цифровых платформ. "Цифра" призвана обеспечить прозрачность принимаемых тарифных решений как для регулируемых организаций, так и для потребителей. Цифровизация позволит создать эталоны тарифных предложений и исключить "двойные стандарты" в процессе регулирования тарифов. Подробнее о преимуществах нового формата взаимодействия с регулятором — в материале "Реального времени".

Цифровое будущее тарифной политики

Электроэнергетика одной из первых отраслей России пошла по пути цифровизации. Переход на цифровые подстанции, создание "цифровых двойников" предприятий уже стали нашей реальностью. Следующий шаг — усовершенствовать тарифную политику с учетом реалий цифрового мира.

В России более 12 тысяч ресурсоснабжающих организаций в сфере ЖКХ. Ежегодно они подают регулирующим органам большой объем информации для установления тарифов на свои услуги. Данный пакет информации включает в себя расчет тарифа на основе прогноза расходов организации и обосновывающие материалы, подтверждающие заявленный уровень затрат. Объем передаваемых сведений довольно большой, и процедура нередко превращается в бумажную волокиту.

— Документы зачастую полностью или частично направляются на бумажном носителе. При этом, так как компания осуществляет несколько регулируемых видов деятельности, многие материалы (например, правоустанавливающие документы, документы на право собственности на одни и те же объекты и т.д.) необходимо предоставлять на бумажном носителе ежегодно и в каждом тарифном деле. Цифровизация должна позволить отказаться от бумажного документооборота, оптимизировать процесс подготовки тарифной заявки, ее принятия и рассмотрения органом регулирования, — подчеркнул генеральный директор ТГК-16 Эдуард Галеев.

Того же мнения большинство экспертов. Автоматизация процесса формирования, передачи и обработки информации поможет снизить издержки работы регулятора с регулируемыми организациями. Кроме того, это отвечает цели национальной программы "Цифровая экономика" по созданию экосистемы, которая обеспечит эффективное взаимодействие бизнеса и государства.

Тема цифрового тарифного регулирования сейчас активно обсуждается госорганами и экспертным сообществом. В ФАС России готовят комплекс мер по автоматизации контроля принятия тарифных решений в электроэнергетике: "Цифровой тарифный светофор", интерактивную карту цен и тарифов, автоматизацию формирования сводного прогнозного баланса в цифровом виде, а также введение метода эталонных затрат в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения (подробнее об этом ниже).

— Цифровые решения, которые сегодня внедряются нами в тарифном и антимонопольном регулировании, позволят обеспечить полноту охвата данных, прозрачность и качество принимаемых решений в сфере тарификации, а также повысят оперативность реагирования со стороны антимонопольных органов в случае выявления нарушений. Выиграют в первую очередь потребители, так как использование цифровых подходов поможет не только повысить качество оказываемых услуг, но и сдерживать рост цен, — пояснял преимущества цифровизации замглавы ФАС России Алексей Доценко на итоговой коллегии УФАС по РТ в начале года.

Как Татарстан переходит на "цифру"

Подчеркивая значимость реформы, в Госкомите РТ по тарифам отнесли цифровизацию и цифровую трансформацию к важнейшим вопросам стратегического развития государства. Это подтверждается реализацией нацпроекта "Цифровая экономика" и национальной цели развития России на период до 2030 года "Цифровая трансформация". В Татарстане же образована Минцифра РТ, а в самом Госкомитете — отдел цифровых технологий в сфере тарифного регулирования, что в масштабах страны является уникальным опытом.

Региональный регулятор находится в тесной связке с ФАС России, которая разработала проект цифровизации тарифного регулирования. В планах антимонопольщиков создать интеллектуальную цифровую платформу, которая позволит внедрить интеграцию данных обо всех ценах и тарифах. Также разрабатывается система контроля "Цифровой тарифный светофор". Механизм будет информировать регуляторов, насколько их решения соответствуют законодательству, позволит сопоставить затраты регулируемых организаций с "эталонными затратами" и контролировать решения региональных регуляторов до их принятия.

— На сегодняшний день около 97 процентов всех тарифных решений принимается РЭКами. И внушительная их доля может не соответствовать действующему законодательству. Поэтому мы предлагаем ввести механизм, который позволит контролировать тарифные решения перед их непосредственным принятием, — рассказал на форуме инновационных технологий InfoSpace в рамках сессии "Энергия инноваций для отрасли ТЭК" заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Филипп Чирков.

В перспективе обобщение макроэкономических данных в цифре, по мнению ФАС, позволит внедрить и другие полезные инструменты, например единый портал раскрытия информации или автоматизированный реестр гарантирующих поставщиков.

— Госкомитет уже реализовал ряд проектов по цифровизации своей деятельности. К примеру, осуществляется прием шаблонов с расчетом тарифов и работает региональный портал раскрытия информации, интегрированный с федеральной Единой информационно-аналитической системой (ЕИАС ФАС России), в целях автоматизации процесса регионального государственного надзора за соблюдением организациями стандартов раскрытия информации, — сообщил "Реальному времени" первый заместитель председателя Госкомитета РТ по тарифам Александр Штром.

В 2018 году регулятор автоматизировал процесс расчета индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по республике и предельных индексов по 913 муниципальным образованиям РТ посредством работы в модуле "Прайм. Плата граждан". В этом году с учетом пандемии коронавируса все проверки надзорная служба проводила в электронной форме. В данный момент Госкомитет РТ по тарифам разрабатывает план по цифровой трансформации до 2023 года, который станет частью большого республиканского плана.

Регулятор готовит еще ряд проектов по цифровизации. Например, интеграцию ЕИАС РТ с другими информационными системами. Это позволит предоставлять информацию: в случае интеграции с ГИС МЖФ РТ — по начислениям и объемам реализации коммунальных услуг населению; с ГИС ЖКХ — о начислении, оплате и собираемости коммунальных услуг, численности обслуживаемого населения, количестве лицевых счетов, объемах начисленных услуг; с ОАО "Транспортная карта" — о количестве поездок (транзакций) граждан с использованием электронной транспортной карты (в том числе льготников).

Благодаря реализации данных проектов можно будет уменьшить документооборот между Госкомитетом, регулируемыми организациями и ФАС, повысить достоверность предоставляемых регулируемыми организациями документов и эффективность тарифного регулирования, сократить размещаемую субъектами регулирования информацию в различных информационных системах, осуществлять дополнительный контроль за применением тарифов, а также исключить дублирование информации.

Кроме того, Госкомитет намерен перевести в электронный и цифровой вид 13 оказываемых им государственных услуг:

рассмотрение споров, связанных с применением платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям и (или) тарифных ставок, установленных для определения величины такой платы;

утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более;

утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства 25 мегаватт и более;

утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства 25 мегаватт и более;

утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения на территории Республики Татарстан;

установление тарифов на подключение (технологическое присоединение) к системам водоснабжения и водоотведения;

установление платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

установление предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

установление размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям;

установление размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;

установление регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

установление цен (тарифов) в электроэнергетике, установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии.

— На первом этапе планируется осуществить переход на электронную тарифную заявку. Данное решение позволит и уменьшить бумажный документооборот, автоматизировать и ускорить процесс предоставления государственных услуг, — подчеркнул Александр Штром.

Кто выиграет от цифровизации тарифов?

В сентябре 2019 года в Госкомитете РТ по тарифам была создана рабочая группа по цифровизации тарифного регулирования, в которую вошли 16 человек. Это руководители регулирующих органов Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Нижегородской, Самарской, Кировской, Ульяновской и Калининградской областей. Возглавил группу первый заместитель Госкомитета РТ по тарифам Александр Штром. Группа занимается цифровизацией и развитием единой информационной системы тарифного регулирования, а также обменивается информацией с органами власти других субъектов.

— На сегодняшний день в режиме видео-конференц-связи проведено 3 рабочих совещания. Работа продолжается по обмену лучшими практиками по цифровизации процесса тарифного регулирования и по унификации региональных шаблонов для регулируемых организаций. Госкомитет, проанализировав информацию, представленную субъектами, направил в "Информационно-технический центр ФАС России" общую методологию разработки унифицированных шаблонов для всех региональных регуляторов, — рассказали в Госкомитете РТ по тарифам о работе группы.

Специалисты убеждены, что переход на "цифру" обеспечит прозрачность принимаемых тарифных решений для регулируемых организаций и потребителей, приведет к единообразию подготовки и обработки предложений по тарифам, исключит "двойные стандарты" в их регулировании.

— Переход на цифровое регулирование тарифов — прорывное дело. Сейчас круг проблем у энергетических компаний довольно широк, двумя словами не описать. Большое количество бумаг идет во всех направлениях, в контролирующие органы. Как снег на голову, для сетевой организации свалилась необходимость работать со счетчиками на границе балансовой принадлежности, а счетчики сейчас все цифровые, умные, и получается решения по тарифам — как, из каких источников все это осуществлять — все равно нет. Второй момент. Если мы идем на реконструкцию сетей, чтобы повысить надежность, это опять-таки большие деньги. Поэтому, чтобы прогресс двигался, нужна инвестиционная основа. И тарифная политика должна быть понятна и потребителям, населению, и сетевым организациям. Поэтому цифровизация, конечно, в этом отношении даст много плюсов, — считает директор ПО "Уфимские городские электрические сети" ООО "Башкирэнерго" Ильдар Башмаков.

В июне идея цифрового тарифного регулирования получила поддержку в Госдуме, что было закреплено соответствующим постановлением. "Цифра" поможет уйти от бумажного документооборота и унифицирует тарифные решения. Цифровизация автоматизирует и ускорит процессы тарифного регулирования, а также обеспечит доступ к информации субъектов электроэнергетических рынков, ЖКХ и органов власти.

Как изменится взаимодействие с регулятором после перехода на "цифру"? Отвечая на данный вопрос, в энергетических компаниях признаются, что пока не знают, как это будет работать на практике. Но многие надеются, что новый формат работы позволит уйти от установления тарифов в "ручном режиме", снизит так называемый "человеческий фактор", унифицирует принятие тарифных решений для всех регулируемых организаций, независимо от форм и прав собственности, и исключит "двойные стандарты". В то же время новый механизм ФАС России — "тарифный светофор" — поможет контролировать тарифные решения на соответствие действующему законодательству на стадии их утверждения, а не через суды уже после принятия тарифов.

— Хочется верить, что цифровизация сделает процедуру установления тарифов более обоснованной, прозрачной и понятной как для регулируемых организаций, так и для потребителей, — заявил генеральный директор ТГК-16 Эдуард Галеев.

Хочется верить, что цифровизация сделает процедуру установления тарифов более обоснованной, прозрачной и понятной, — заявил генеральный директор ТГК-16 Эдуард Галеев. Фото: Рината Назметдинова

Снизить издержки взаимодействия бизнеса и государства

При этом некоторые эксперты отмечают: при всей пользе цифровизации ее одной будет явно недостаточно для искоренения всех проблем взаимодействия бизнеса и государства.

— Сам переход в цифровое пространство принципиально ничего не изменит в бюрократических отношениях государства с бизнесом. Да, это внесет какие-то нюансы: будут меньше обманывать в одном месте и больше — в другом. Я не противник цифровизации, но я противник такого восприятия, что она все сразу решит. Ничего подобного. Конечно, КПД системы немного вырастет, но проблема не в этом. Во всем мире так: бюрократия и всевластие финансистов породили систему, при которой они забирают себе 25% общественного пирога. Даже секретарь ООН начал на эту тему говорить. КПД можно повысить и без цифры, а с нею — еще немного, но они же не позволят этого сделать, им надо часть ренты получить. Опыт России это доказывает. Как при правительстве Медведева хотели сделать цифровые торги и думали, что от этого сразу коррупция уменьшится, и накладные расходы сильно снизятся. Но в жизни это не случилось. Так же и здесь, думаю. Да, будет польза от цифровизации, но этого будет мало, — считает экс-депутат Госдумы РФ, бывший глава думского комитета энергетики, д.э.н., главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН Иван Грачев.

Согласны с этим и другие специалисты. При переходе на цифровое взаимодействие с регулятором необходимо решить ряд назревших проблем — без этого достичь эффективного тарифного регулирования не удастся. В частности, требуется решить проблему дублирования отчетности в контролирующие органы. Чтобы не подавать одни и те же документы в Росстат, ФНС, Росреестр, ГИС ЖКХ и ЕИАС, данным ведомствам также предлагают наладить сотрудничество между собой в электронном виде.

— В настоящее время регулируемые организации направляют в орган регулирования всевозможную информацию и отчетность аналогичную по содержанию, но различную по форме представления. Кроме того, указанная аналогичная информация направляется и в другие госорганы. В связи с чем при рассмотрении вопроса о переходе на цифровое регулирование тарифов необходимо также устранять проблему дублирования запрашиваемой информации, систематизировать перечень предоставляемой отчетности и наладить межведомственное взаимодействие между контролирующими органами, — отметил глава ТГК-16.

Серьезными минусами собеседник издания также назвал избыточность запрашиваемой регулятором информации и отсутствие четкого перечня подаваемых сведений для обоснования тарифов: "Регулятор может запрашивать у организации любую нерегламентированную информацию и в любой форме. Необходимо провести анализ действующего законодательства и закрепить четкий исчерпывающий перечь информации и материалов, которые могут быть запрошены у организации в процессе установления регулируемых тарифов".

Таким образом, цифровизация в тарифной политике обеспечит не только прозрачность и долгосрочный характер регулирования, но и будет способствовать достижению еще ряда целей. Это устранение проблемы дублирования отчетности и запроса регулятором избыточной информации, формирование четкого перечня предоставляемых документов и определенность в трактовке тарифного законодательства.

Читайте также: