Танкостроение в россии доклад

Обновлено: 05.07.2024

МС-1 отличался от прототипа целым рядом нововведений. В частности, поперечное расположение двигателя позволило значительно сократить длину танка. В следующий раз к этому техническому решению советские конструкторы вернулись только при проектировании Т-44 в 1944 году. Была также усовершенствована подвеска танка. С конца 1920-х на Т-18 вместо устаревшего спаренного 6,5-мм пулемёта Фёдорова начали устанавливать 7,62-мм пулемёт ДТ (конструкции Дегтярёва), который верой и правдой служил советским танкистам следующие 20 лет, вплоть до конца 1940-х

Фактически, за 1920-е годы в Ленинграде, Харькове и Москве сформировались три основных конструкторских центра советского танкостроения, которые в дальнейшем и определяли все тенденции его развития.

Зарубежные контракты – 1930 год

Работа советских инженеров над созданием танков и танкеток (Т-12, Т-17, Т-19, Т-20, Т-21, Т-23, Т-24, Т-25) показала, что Советскому Союзу не хватает опыта конструкторской деятельности подобного масштаба, кадров и элементарной производственной культуры. Чтобы не тратить время на решение этих вопросов отечественными специалистами, начальник Управления механизации и моторизации РККА комкор Иннокентий Халепский предложил высшему руководству страны закупить за рубежом образцы подходящих танков и лицензии на их производство, а также пригласить иностранных специалистов для работы в СССР. 5 декабря 1929 года было принято официальное решение о направлении за границу специальной комиссии во главе с Халепским. В 1930 году она посетила сразу несколько стран-производителей танков, среди которых особый интерес представляли Англия, Германия и США.

Первую сделку заключили 28 апреля между американской фирмой U.S. Wheel Track Layer Corp., принадлежавшей конструктору Джону Кристи, и Amtorg Trading Corp. – компанией, через которую оборудование и образцы вооружений вывозились в СССР. Согласно договору, Советский Союз приобретал два танка М1931 и право на их производство.

Халепский схитрил: он заявил представителям британской фирмы-производителя, что уже получил разрешение на приобретение этой машины у военного ведомства Великобритании и теперь для отчётности перед руководством ему необходимо больше информации о танке. Так советская сторона получила максимальное количество материалов, благодаря которым позже в Ленинграде создали танк Т-28

Многобашенные танки (1930–1940) – ТГ-1, Т-35, Т-28

После поражения в Первой мировой войне Германия не имела права производить танки, поэтому закупки бронетехники у неё не осуществлялись. Вместо этого Халепский пригласил в СССР целое конструкторское бюро под руководством Эдварда Гроте. Советские разработчики уже обращались к этим специалистам за консультациями при проектировании танкетки Т-17 и танка Т-20.

Впрочем, со временем стало ясно, что многобашенные танки по ряду конструкторских причин не имеют перспектив развития, и в дальнейшем от них отказались.

Параллельно с разработкой Т-35 началось проектирование советского среднего трехбашенного танка – с учётом сведений об английском Medium Mk.III, привезённых комиссией Халепского. Руководил работой конструктор Семён Гинзбург. В результате к 1933 году был сконструирован Т-28 – один из самых хорошо вооружённых и бронированных средних танков в мире на середину 1930-х годов. При освоении его производства сформировалась танковая школа Кировского завода (бывшего Путиловского), сложилось специализированное конструкторское бюро СКБ-2, сыгравшее огромную роль в последующем развитии конструирования тяжёлых танков в СССР

Танки серии БТ (1931–1940)

После отмены заказа на Т-24 Харьковский паровозный завод начал производство танков БТ-2, созданных на базе американского М1931 конструкции инженера Кристи. Эта машина имела большое значение для последующего развития советского танкостроения: на ней впервые использовали подвеску Кристи и наклонные лобовые бронедетали. Танк компоновался по классической схеме, имел сварной корпус и передвигался как на гусеничном, так и на колёсном ходу. Дальнейшее развитие БТ-2 вылилось в создание БТ-5 с более просторной эллиптической башней на расширенном погоне, в котором монтировались спаренные 45-мм танковая пушка и 7,62-мм пулемёт. Корпус и ходовая БТ-5 от БТ-2 практически не отличались.

Первый в Европе танковый дизель В-2 (1939)

1 сентября 1939 года на харьковском заводе №75, выделившемся из состава ХПЗ, в серийное производство был запущен легендарный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2, модификации которого устанавливались практически на все средние и тяжёлые советские танки вплоть до Т-64. Первая машина, на которой он начал монтироваться, – БТ-7М. Со временем в двигатель вносились незначительные изменения, но основные конструкторские решения оставались те же, что были найдены в Харькове в конце 30-х годов прошлого века.

Тяжёлые танки серии КВ (1939–1943) – КВ-1, КВ-2, КВ-13, КВ-1С

Кировский завод продолжал исследовательские работы. Усовершенствование КВ-1 вылилось в создание модели КВ-1С – облегчённого варианта предшественника, конструировались новые модели с использованием уже разработанных узлов.

Дальнейшее развитие тяжёлых танков пошло в сторону уменьшения их массы и доведения её до уровня средних танков. При этом толщина брони сохранялась той же за счёт более эффективного использования забронированного объёма. Результатом этих работ явилось создание экспериментального среднего танка КВ-13, который ленинградцы сконструировали, уже находясь в эвакуации в Челябинске. Однако по совокупности ТТХ и технологичности машина не смогла поспорить с уже созданным к тому времени средним танком Т-34, хотя толщина её лобовой брони в 120 мм была очень привлекательной.

Средний танк Т-34 (1940–1943)

В сентябре 1938 года КБ харьковского завода получило заказ на проектирование нового лёгкого танка А-20. В качестве силовой установки на нём планировалось использовать танковый дизель В-2. Верхняя лобовая деталь должна была выполняться прямой, наклонённой под углом, близким к 60°, что значительно увеличивало вероятность рикошета снаряда от 45-мм плиты. Этот танк, как и все машины серии БТ, Москва обязывала сделать на колёсно-гусеничном ходу. Но у конструкторов ХПЗ во главе с Михаилом Кошкиным была на этот счёт своя точка зрения. В конце концов Сталин, лично курировавший развитие советского танкостроения, позволил харьковчанам разработать собственный вариант танка с противоснарядным бронированием и полностью гусеничным движителем.

Тяжёлые танки серии ИС во время войны (1943–1945) – ИС-1 и ИС-2

​ИС-1 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора - Краткая история советского танка | Военно-исторический портал Warspot.ru

ИС-1 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Средний танк Т-34–85 (1944–1958)

​Т-34-85 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора - Краткая история советского танка | Военно-исторический портал Warspot.ru

Т-34–85 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Машина прекрасно себя зарекомендовала и – параллельно с новыми моделями Т-44 и Т-54 – производилась в СССР до 1950 года, а в мире – до 1958, в том числе на польских и чешских предприятиях. Этот танк помимо ВОВ участвовал во множестве локальных конфликтов на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Последнее применение его в боях – войны на Балканах, вспыхнувшие в 90-х годах прошлого века после развала Югославии.

Тяжёлые танки серии ИС в послевоенный период (1945–1966) – ИС-3, ИС-4, Т-10 (ИС-5, ИС-8)

​ИС-3 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора - Краткая история советского танка | Военно-исторический портал Warspot.ru

ИС-3 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

​Т-10 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора - Краткая история советского танка | Военно-исторический портал Warspot.ru

Т-10 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Средние танки Т-54 и Т-55 (1946–1979)

После окончания ВОВ вооружение танка Т-44 не вполне отвечало современным требованиям: его башня, взятая у Т-34–85 с 85-мм пушкой, на тот момент уже устарела. К 1946 году была разработана новая башня со 100-мм орудием. В таком виде танк под индексом Т-54 пошёл в серию. Однако эксплуатация в войсках выявила целый ряд недостатков, и в 1949 году машина прошла глубокую модернизацию: была изменена форма башни и уменьшено бронирование для облегчения конструкции. В 1951 году башню Т-54 снова заменили, в этот раз на полусферическую, после чего танк приобрёл окончательный, привычный нам силуэт. Дальнейшая модернизация касалась уже улучшения конструкции орудийного стабилизатора, эжектора, противоатомной защиты, боеукладок, приборов, аппаратуры и т.д. Результатом всех этих изменений стал танк Т-55, созданный под руководством Леонида Карцева на нижнетагильском заводе №183.

​Т-55 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора - Краткая история советского танка | Военно-исторический портал Warspot.ru

Т-55 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Предшественником Т-54 был танк Т-44, выпускавшийся в 19441958 годах. Он не участвовал в боевых действиях во время войны, во многом из-за того, что новейшие технические решения, реализованные в Т-44 и позволившие СССР на десятилетия опередить конкурентов, могли попасть в руки противника. Поперечное, а не продольное расположение силовой установки уменьшило длину танка, а иное расположение части агрегатов на дизеле В-44 позволило снизить высоту машины. Начиная с Т-44 на советских средних танках появилась торсионная подвеска. Кроме того, отказались от курсового пулемёта и стрелка-радиста

Основной танк Т-62 (1961–1975)

Создание Т-62 фактически поставило крест на разработке и производстве тяжёлых танков в СССР. Установка гладкоствольной 115-мм пушки 2А20 по мощности вооружения приблизила средние танки к тяжёлым (последние оснащались 122-мм нарезными орудиями). При этом скорострельность Т-62 была выше. Кроме того, на последующих моделях планировалась установка автомата заряжания, что делало тяжёлые танки совершенно бесполезными. Лобовое бронирование Т-62 также приближалось к тяжёлым (100 мм), а проходимость была значительно выше.

​Т-62 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны Источник – фотоархив автора - Краткая история советского танка | Военно-исторический портал Warspot.ru

Т-62 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф

Основная проблема исследования

Актуальность

Изучая историю развития науки, а в частности, историю развития танкостроения, мы тесно приближаемся к истории развития государства, без знания которого не может быть воспитания патриотизма новом поколении. В этой связи настоящая статья является актуальной.

Целью работы является показать место России в современном мире.

Задача исследования – сформировать общее представлении о развитии танкостроения в истории России.

Предмет исследования – начальная военная подготовка.

Гипотеза

loboda(1).tiff

Рис.1. Первый танк Леонардо-да Винчи

В эпоху возрождения танк широкого распространения не получил. Началом танковой эпохи считается xx век.

Русским военным теоретиком и практиком Д. Милютиным было предсказано использование и появление в вооруженных силах России и мира автомобиля, броневого автомобиля, танков и самоходных артиллерийских установок.

В 1914 году в Русской императорской армии появились первые бронетанковые корпуса.

В 1915 году появились первые танковые корпуса в Британии и во Франции.

Бронеавтомобили того времени, строившиеся на базе коммерческих автомобилей, обладали крайне низкой проходимостью и были практически не способны к передвижению вне дорог. А в условиях лунного ландшафта позиционной войны бронетехнике редко доводилось принимать участие в бою.

loboda(2).tiff

Рис.2. Вездеход А.А. Пороховщикова

В период интербелума танки в СССР не производились. Разоренная мировой и гражданской войнами, Россия не имела ни средств, ни научно-производственной базы. Это фактически обрекало нашу страну на неминуемое поражение. Так, в конце Первой мировой войны Великобритания имела производственные мощности, позволявшие выпускать 2,5 тысячи танков в месяц, Франция – 1,5 тысячи.

Вторая мировая война вызвала необходимость интенсивного развития танковых войск. К примеру, танковые бригады сыграли решающую роль в германо-польской войне 1939 года. Танки фашистской Германии уступали практически всем вероятным противникам: СССР, Франции и Великобритании. Главным козырем германских танковых командиров в начале Второй Мировой Войны были вовсе не техническое превосходство, а высокая организованность танковых соединений и их способность наносить быстрые удары по уязвимым участкам фронта противника, командование которого просто не успевало отреагировать на молниеностные перемещения мобильных немецких танковых групп.

На советской границе 22 июня 1941 года находилось 965 танков Panzer III (рис.3), разработка которого велась с 1934 года.

loboda(3).tiff

Рис.3. Немецкий танк Panzer III в начале Второй мировой войны

loboda(4).tiff

Рис. 4. Средний танк Т-28

loboda(5).tiff

Рис. 5. Русский танк модели Т-34

После ВОВ танковые войска продолжили развитие с прежней интенсивностью в связи с холодной войной. Так развивались бронетанковые войска в нашей стране:

1914 год – броневые силы; 1929 год – механизированные войска (МВ); 1936 год – автобронетанковые войска (АБТВ); с декабря 1942 года – бронетанковые и механизированные войска (БТ и МВ); 1953 год – бронетанковые войска (БТВ); 1960 по 1991 годы – танковые войска (ТВ).

loboda(6).tiff

Рис.6. Советская боевая машина модели КВ

Советский Союз постоянно модернизировал и увеличивал количество танков в своей армии. Изначально располагал лишь 11 автотанковыми отрядами (1920г.) каждый из которых состоял из 50 в основном трофейных танков [2]. А на 1 января 1990 года всего имелось 63 900 танков, 76 520 боевых машин пехоты и бронетранспортеров. В период с 1955-1991 гг. советские танковые войска были сильнейшими в мире.

Согласно современной военной доктрине, танковые войска являются главной ударной силой Сухопутных войск. Россия унаследовала от СССР могучие танковые войска с большим количеством боевых машин и несколько мощных центров танкостроения. Еще в 2005 году на вооружении российской армии состояло 23 тысячи танков разных видов и модификаций. Постепенно они снимались с вооружения, в 2009 году официально в строю осталось всего 2 тысячи машин.

Основной задачей, которая стояла перед военным руководством страны в первом десятилетии нынешнего века, являлась модернизация танкового парка, что достался от Советского Союза. Одной из приоритетных задач развития танковых войск в период с 2005 по 2010 год было вооружение танковых частей новейшими машинами Т-90 (рис.7).

loboda(7).tiff

Рис.7. Машина Т-90

loboda(8).tiff

Впервые Т-14 был продемонстрирован широкой публике на Параде Победы, посвященном 70-летию окончания Великой Отечественной войны.

Согласно данным, которые представлены на официальном сайте Министерства обороны РФ, сегодня на вооружении российской армии состоят танки Т-72, Т-80 и Т-90. По состоянию на 2017 год, танковые войска Сухопутных войск ВС России насчитывают в строю 2 700 танков и 17 500 танков на хранении, а также 250 танков в соединениях морской пехоты ВМФ, что по численности превышает танковые войска США, чей танковый парк насчитывает 2 384 танка M1 Abrams в строю и 3 500 на хранении.

Несмотря на то что в современной России эти войска существуют лишь 27 лет они уже успели поучаствовать в нескольких войнах: Гражданская война в Таджикистане; Первая чеченская война; Вторая чеченская война; Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008).

Выводы

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились все более эффективными.

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развернуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство Т-34). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 30-х годов .
4. Отказ от легких танков

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжелые и средние танки, а с начала 60-х годов наметился переход к созданию основного танка. В СССР 70-80-х годов по сути было три основных танка.

Первым стал Т-64 (выпускался в Харькове) — принципиально новая машина, в которой был воплощен целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе Т-80, там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развернуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал Т-72, который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство — прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешевые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.

Краткая история создания и службы, короче говоря обзор советских танков от начала 1920- х г.г. и до окончания Второй Мировой войны. Все боевые машины в списке расположены в порядке появления.

Эмблема автобронетанковых войск СССР в 1930-1940-х г.г.

Эмблема автобронетанковых войск СССР в 1930-1940-х г.г.

Первые советские танки

Легкий танк Т-18 или МС-1

В основном использовался как учебная боевая машина, хотя некоторые из Т-18 дожили аж до 1941 г. и успели принять участие в Великой Отечественной войне… правда в качестве несамоходных огневых точек — ДОТ.

Малый танк сопровождения Т-18 - влияние FT-17 все ещё чувствуется, однако, машина уже целиком советская

Малый танк сопровождения Т-18 — влияние FT-17 все ещё чувствуется, однако, машина уже целиком советская

Легкий танк Т-19

Средний танк Т-24

Советский танк Т-24 - последняя чисто советская разработка перед длинной чередой западных заимствований

Советский танк Т-24 — последняя чисто советская разработка перед длинной чередой западных заимствований

Танкетка Т-27

Правда, в базовом виде английская танкетка командование не устраивала, поэтому была существенно переработана (увеличен и усилен корпус, изменена ходовая часть и т.д.) и в итоге вообще мало напоминала оригинальную конструкцию и носила собственный индекс: танкетка Т-27. К началу войны в войсках почти не встречалась и считалась устаревшей.

Т-27. Трудно поверить, но в недрах этих броне-ящичков на гусеницах умещались два взрослых человека

Т-27. Трудно поверить, но в недрах этих броне-ящичков на гусеницах умещались два взрослых человека

Советские танки между двумя мировыми войнами

Легкий танк Т-26

В дальнейшем, постоянно совершенствуясь, Т-26 стал широко поставляться на экспорт, принял участие в громадном количестве военных конфликтов 1930-х г.г. по всему миру, и встретил Великую Отечественную войну как наиболее массовый советский танк. Да-да, именно Т-26 (и многочисленные варианты БТ) приняли на себя первый удар гитлеровцев и составляли основу танковых войск СССР на начало войны. Не смотря на все модификации, к 1941 году уже не отвечал требованиям времени.

Танк Т-26 первых годов выпуска. Советские конструкторы совершенствовали эту машину в течение долгих лет и в итоге выжали из неё все соки

Танк Т-26 первых годов выпуска. Советские конструкторы совершенствовали эту машину в течение долгих лет и в итоге выжали из неё все соки

Крейсерский танк БТ-2

Особенностью БТ-2 была ходовая часть — по бездорожью он передвигался на гусеницах, а на шоссе мог их легко снимать и мчаться со скоростью под сотню километров час, словно автомобиль. Иными словами, был колесно-гусеничным (как и все последующие БТ). За период с 1932 по 1932 г. выпущено 670 легких танков этого типа.

Крейсерский танк БТ-5

Дальнейшее развитие БТ-2 — доработанная ходовая часть, новая башня, и ещё целый ряд доработок и улучшений. За период с 1933 по 1935 г.г. было построено 1884 танков этого типа. Хотя по советской классификации БТ-2 и БТ-5 были легкими танками, все-таки правильнее называть их крейсерскими. За счет скорости и маневренности они должны были глубоко проникать в оборону врага, создавать угрозу его тылам и наносить максимальный урон инфраструктуре, в общем действовать также, как действуют морские крейсеры.

. однако лучшие результаты были все-таки у советских БТ - сам У. Кристи не мог и представить, что удастся выжать из его задумки

…однако лучшие результаты были все-таки у советских БТ — сам У. Кристи не мог и представить, что удастся выжать из его задумки

Легкие танки Т-37А и Т-38

Плавающий танк Т-38 ни за что не спутаешь ни с одним другим

Плавающий танк Т-38 ни за что не спутаешь ни с одним другим

Средний танк Т-28

Главным недостатком Т-28 была слабость брони, к 1941 году уже не отвечавшая требованиям времени. За период с 1935 по 1941 г.г. было произведено 503 танка этого типа.

Т-28 - хотя танк и был чисто советским, сделан он под впечатлением от британского А6.

Тяжелый танк Т-35

Тяжелый танк Т-35 — танк созданный сугубо в пропагандистских целях — рисовать на открытках, прокатывать по большим праздникам по Красной Площади и всем своим видом выказывать мощь государства. Ещё бы — единственный в мире серийно выпускавшийся танк оснащенный сразу 5-ю башнями!

Но плохим был не танк, а заведомо неверная концепция такого танка. Проекты похожих машин были у всех ведущих держав, но воплотить её в металле удалось только советским конструкторам. За период 1934-1938 г.г. построен 61 танк этого типа.

Тяжелый танк Т-35 - 5 башен, 3 орудия, 11 человек экипажа. и лишь 50 миллиметров брони

Тяжелый танк Т-35 — 5 башен, 3 орудия, 11 человек экипажа… и лишь 50 миллиметров брони

Крейсерский танк БТ-7

Во-вторых, у БТ-7 уже нельзя было увеличить толщину брони и не потерять при этом в маневренности и скорости. Второй по массовости танк СССР после Т-26, накануне Великой Отечественной войны (построено 5556 танков).

Колесно-гусеничный танк БТ-7

Колесно-гусеничный танк БТ-7

Легкий танк Т-46

Серийно не строился, так как по стоимости приближался к Т-28, имевшего, я напомню, сразу 3 башни. 1936 год.

Танк Т-46: попытка скрестить живучесть Т-26 и маневренность БТ-5

Танк Т-46: попытка скрестить простоту и живучесть Т-26 и маневренность БТ-5

Предвоенные советские танки

Крейсерский танк БТ-7М

Отдельно стоит упомянуть одну из последних модификаций БТ-7, выпущенную в 1939 г. в количестве 788 единиц. Не смотря на то, что внешне она не отличался от других моделей БТ-7, в конструкцию этого танка было внесено очень существенное изменение. Авиационный керосиновый двигатель был заменен на дизельный.

Именно БТ-7М подсказал и позволил опробовать на практике идею дальнейшее развитие концепции крейсерского танка нового поколения.

Легкий танк Т-40

Неудачный опыт производства плавающих танков Т-37А/38 не пропал зря. В созданном с нуля новом советском малом плавающем танке Т-40 воплотились все основные идеи, заложенные в концепцию боевой машины подобного типа: он был одинаково неплох как для разведки (причем благодаря амфибийности и высокой проходимости, мог пройти даже там, где другие машины не подошли бы и близко), так и для сопровождения на марше колонн техники, и даже, при необходимости, бороться с легкой бронетехникой противника.

К сожалению, запущенный в производство в 1940 г., Т-40 был построен очень небольшой партией из 222 машин, большая часть которых была потеряна в первые месяцы войны, так как в связи с нехваткой танков, вынуждена была выполнять несвойственную для себя роль огневой поддержки пехоты.

Средние танки А-20, А-32, А-34

Хотя оба танка и сохраняли приличную скорость (до 70 км/ч), за счет перехода с совмещенного колесно-гусеничного движителя на более простой и легкий чисто гусеничный, броня А-32 была в 2 раза толще брони А-20, а за счет установки 76,2-мм пушки (А-32) вместо 45-мм (А-20), огневая мощь обоих танков различалась на порядок.

Танк Т-34 первых выпусков? Нет, прототип нового среднего танка под обозначением А-32

Танк Т-34 первых выпусков? Нет, прототип нового среднего танка под обозначением А-32

Тяжелый танк КВ-1

Климент Ворошилов - 1. Танк ничуть не менее знаменитый, чем Т-34

Климент Ворошилов — 1. Танк ничуть не менее знаменитый, чем Т-34

Тяжелый танк КВ-2

Тяжелый танк КВ-2 легко отличить от КВ-1 по громадной башне с размещенной в ней 152-мм гаубицей. Мощное орудие давало возможность уничтожения долговременных огневых точек противника, а мощная броня — возможность подобраться к ним на расстояние выстрела и выдержать ответный огонь.

Концепция КВ-2 зародилась во время Советско-Финляндской войны и прорыва линии Маннергейма, однако опыт первых месяцев боев Великой Отечественной войны показал высокую эффективность танков такого рода и при применении их против подвижных целей.

Танков которые не мог бы уничтожить КВ-2 в 1941 году у немцев просто не было, как, впрочем и эффективных средств борьбы с этим советским танком. В 1939 по 1943 г.г. построено 225 машин.

Характерный силуэт ИС-2 запоминается с первого взгляда

Характерный силуэт ИС-2 запоминается с первого взгляда

Средний танк Т-34 образца 1940 г.

На начало Великой Отечественной войны танков Т-34 в войсках было сравнительно немного, к тому же сразу после начала войны их выпуск прекратился вовсе в связи с эвакуацией заводов на Урал. Однако начиная с 1942 года они стали появляться во все больших количествах, и вплоть до 1943 года у Вермахта на Т-34 не было адекватного ответа.

Лобовую броню русского танка не всегда брали штатные противотанковые средства немецкой армии, зато его орудие позволяло без проблем расправится практически с любым из немецких танков начального периода войны. Выпущено 35000 машин.

Т-34 образца 1940 года, больше известный как Т-34-76.

Т-34 образца 1940 года, больше известный как Т-34-76.

Легкий танк Т-50

Если бы война случилась на год-два позже, облик Красной Армии мог быть совершенно другим, и в значительной мере этот облик определяли бы именно легкие танки Т-50. Отличавшийся малыми размерами, мощным бронированием, высокой технологичностью изготовления и низкой стоимостью, Т-50 на момент появления, был одним из лучших танков в классе — в этом мнении единодушно большинство специалистов по военной технике.

По показателям удельной мощности Т-50 был вне конкуренции, а за счет наклона листов брони и её цементации, способность танка противостоять вражескому огню была эквивалентна броне знаменитого среднего танка Т-34. Некоторое время Т-50 даже рассматривался как более эффективная замена Т-34, и только менее мощное орудие, а затем и начавшаяся война, заставили советское руководство отказаться от новинки и сосредоточится на выпуске Т-34. В 1941 г. было изготовлено только 69 танков этого типа, и в дальнейшем, к Т-50 уже не возвращались.

Легкий танк Т-50 - несостоявшаяся замена для Т-34

Легкий танк Т-50 — несостоявшаяся замена для Т-34

Танки военного времени

Тяжелый танк КВ-85

КВ-85 - попытка усилить вооружение основного тяжелого танка СССР за счет установки нового орудия

КВ-85 — попытка усилить вооружение основного тяжелого танка СССР за счет установки нового орудия

Легкий танк Т-60

Танк Т-60 с автоматической пушкой

Тяжелый танк ИС-1

Легкий танк Т-70

Парадоксально, но намного более совершенный Т-70 получал в войсках намного более худшие отзывы, чем Т-60. Причина была в том, что к 1943 году насыщенность Вермахта новыми мощными артиллерийскими системами существенно возросла, соответственно, легкие танки на поле боя становились уже не грозной силой, а мишенями.

Т-70, также известный как ГАЗ-70 был оснащен спаренным автомобильным двигателем от гражданского грузовика

Т-70, также известный как ГАЗ-70 был оснащен спаренным автомобильным двигателем от гражданского грузовика

Средний танк Т-34 образца 1943 г.

Комплекс изменений позволил танку вернуть несколько утраченную боевую форму (к 1943 г. немцы располагали уже как минимум тремя типами танков для которых Т-34 образца 1940 г. были не проблемой) и даже более того — оставаться на вооружении различных стран даже через десятки лет после окончания Второй Мировой войны.

Выпущено (включая послевоенный выпуск, а ведь в Польше танк малыми сериями клепали аж до 1959 года): 48000 машин.

Легкий танк Т-80

Несмотря на все преимущества по сравнению с предшествующей моделью, по показателям бронирования/надежности/маневренности Т-80 всё ещё не превосходил предвоенный Т-50, и после выпуска 70 танков, был окончательно снят с производства (1943 г.).

Тяжелый танк ИС-2

Довольно быстро ИС-2 удалось модернизировать и ещё более повысить его уровень защиты, так что к осени 1944 года у СССР появился, наконец, долгожданный танк, способный бороться с тяжелыми танками на любой дистанции боя и самому успешно выдерживать попадания мощнейших вражеских артсистем. Заслужено считается одним из мощнейших танков Второй Мировой войны, всего за период с 1943 по 1945 г.г. выпущено 3854 танков этого типа. Оставался на вооружение многие годы после окончания Второй Мировой войны.

Танк ИС-2 обладает внушительным внешним видом и ещё более внушительным калибром в 122-мм.

Танк ИС-2 обладает внушительным внешним видом и ещё более внушительным калибром в 122-мм.

Средний танк Т-44

Попытка создать универсальный танк, способный заменить на поле боя сразу Т-34 и КВ-1. Переработав корпус Т-34, удалось удачно провести перекомпоновку, за счет чего появилась возможность усилить бронирование и более эффективно использовать внутреннее пространство танка, получившего индекс Т-44. Танк готов был к запуска в серию, однако, чтобы не сбивать с ритма военных и производителей техники, руководство страны решило не менять на переправе коней, а выпуск новой машины отложить на послевоенное время.

Тяжелый танк ИС-3

Бронирование по толщине соответствовало предыдущему танку серии, однако за счет рациональных углов наклона бронеплит корпуса, можно почти наверняка утверждать, что ИС-3 был практически неуязвим для всех современных ему артиллерийских систем противника. В период с 1945 по 1946 г.г. изготовлено 2311 танков этого типа.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Читайте также: