Танцы прошлых лет доклад

Обновлено: 24.04.2024

История танцевальной музыки насчитывает многие тысячи лет. Изначально танцевальная музыка была вокальна, музыкальными инструментами были простейшие ударные инструменты. В ходе исторического развития танцевальная музыка оказала большое влияние на другие музыкальные жанры и в то же время обогащалась сама.

Содержимое публикации

Танцевальная музыка в широком смысле – музыка для сопровождения танца, а так же производная от неё категория музыкальных произведений, не предназначенных для танцев и имеющая самостоятельную художественную ценность. Специфические признаки танцевальной музыки это доминирующее положение метра: типовые ритмические формулы, определённость каденций, господство инструментального жанра (хотя пение не исключается).

История танцевальной музыки насчитывает многие тысячи лет. Изначально танцевальная музыка была вокальна, музыкальными инструментами были простейшие ударные инструменты. Существуют типовые ритмы, внешние прообразы, например, подражание прыжкам кенгуру (аборигены Австралии). Упоминание о танцах содержится в Библии. В древней Греции танцевальная музыка становится народной. Появляется профессиональная танцевальная музыка: дворцовая, церемониальная, театрализованная, храмовая.

Благоприятным временем для расцвета танцевальной музыки была эпоха Возрождения. Первые сохранившиеся записи танцевальной музыки относящиеся к 13-14 вв. (эстампы, сальтарелло), как правило одноголосные. Многоголосная танцевальная музыка относится к 15-16 вв.

В ходе исторического развития танцевальная музыка оказала большое влияние на другие музыкальные жанры и в то же время обогащалась сама.

Самостоятельной музыкальной ценностью обладает уже в 16 в. сюита. Образное и языковое усложнение начинается с конца 17 начала 18 в. Танцевальность проникает в новые жанры: Трио-соната у Г.Ф. Генделя и И.С.Баха. Тональность – это жизненный нерв тематизма многих даже самых сложных жанров и форм. Огромную роль тональность играет в музыке венских классиков. Средоточие танцевальности – менуэт, иногда драматизированный (симфония № 40 g - moll В.А.Моцарта.)

РАССКАЗЫ О ТАНЦАХ

МЕНУЭТ

Менуэт — старинный французский народный танец, он произо­шел от хороводов провинции Пуату. Как и многие народные танцы, менуэт прижился при дворе французских королей и при Людовике XIV, в середине XVII века, превратился в галантный аристокра­тический танец, сдержанные движения которого основывались преимущественно на жеманных поклонах и реверансах. Размер ме­нуэта всегда – 3/4.

Своими маленькими шажками менуэт быстро пересекал одну за другой границы европейских стран и уже в начале XVIII века был популярен от Англии — до России, от дворца короля — до домика простолюдина. Ритм и интонации менуэта пронизывают европей­скую профессиональную и бытовую музыку всех жанров: от кантов — до симфонии и оперы. Он связал музыку элитарную и демокра­тическую, инструментальную и вокальную. Слушая старинную му­зыку, обратите внимание на ее размер. Если услышите мягкое трехчетвертное движение — знайте, вам шлет привет старинный танец менуэт.

ГАВОТ

Изящный и спокойный, степенный и приветливо-грациозный, этот французский танец был популярен три столетия подряд: XVI, XVII и XVIII. А вышел из употребления уже около 1830 года, ус­тупив место вальсу, польке, мазурке, полонезу. Как и многие тан­цы, он зародился в фольклоре — в хороводах, Но уже с XVII века гавот стал придворным танцем, что, конечно, несколько изменило его характер, сделало более утонченным. Затем гавот попал в балет, в инструментальную сюиту.

Размер этого танца обязательно четный: 4/4или2/2. Ритм гавота с большим затактом легко узнается и ассоциируется со старинной музыкой. Современные композиторы используют его для стилиза­ции. Первым это сделал Сергей Прокофьев в своейКлассической симфонии (1917), вставив гавот в симфонию в качестве самостоя­тельной части. Это получилось у него с таким блеском, изяществом и юмором, что симфония стала классической в полном смысле сло­ва, хотя Прокофьев подразумевал подражание венским классикам.

КОНТРДАНС

КАДРИЛЬ

Этот интересный, увлекательный и красивый танец еще недавно был чрезвычайно распространен во всей Европе. Основное время его бытования приходится на XVIII и XIX века. Многие танцы возникли как народные и лишь потом попали на светские балы. А с кадрилью наоборот. Долгое время популярная в салонах, она постепенно демократизировалась и стала любимым народным танцем.

Особенность кадрилей, несмотря на большое количество разно­видностей, сложившихся в разных странах и городах (известны испанская, итальянская, русская, украинская, белорусская, ли­товская, латышская, эстонская, ярославская, уральская, волж­ская, московская и др.), — это четное количество участников, де­лящихся на пары. По правилам четыре пары выстраиваются по четырем углам квадрата (потому танец и называется от французского quadrille или испанского cuadrilla — то есть группа из четырех человек, или четырехугольник) и поочередно исполняют те или иные танцевальные фразы, после чего фигура заканчивает­ся общим движением.

ЭКОСЕЗ

Экосезом его назвали во Франции в 1726 году. В начале XIX века к нему часто обращались профессиональные музыканты. Эко­сезы есть у Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена.

ЛЕНДЛЕР

Народный парный круговой танец, распространённый в Австрии и Германии. Размер 3/4 (трёхдольный). Большую популярность приобрёл во второй половине Х VIII века когда начал использоваться Венскими композиторами. Важную роль в раскрытие характера танца (движение с прыжками) играет ритмическая упругость с опорой на сильную долю такта, чёткое исполнение штрихов и динамики, гибкость.

Танец является одним из старейших видов искусства. Его появление относят к временам первобытных племен. Естественно, в ту эпоху вид танца и его назначение существенно отличались от современных. Развитие этого искусства прошло несколько этапов, танец менялся, как и общество в целом.

Первобытный танец

Танец нельзя назвать искусством, которое оставляет вещественные исторические памятники. Поэтому историкам трудно определить, когда именно люди начали впервые танцевать. И все же о древности этого события можно судить по найденным в Индии древним наскальным рисункам, где изображены танцующие люди.

Еще одна особенность древнего танца – прочная связь с ритуалами. Ни один ритуал не обходился без специального тотемического танца, который мог длиться несколько дней.

Танцы древних культур

Упоминания о плясках можно встретить в Ветхом Завете. Археологические находки свидетельствуют о наличие этого искусства в древнем Египте. Судя по старинным рисункам, там были распространены коллективные женские танцы.

Глубокими танцевальными традициями богата Индия. До сегодняшнего дня дошли 2 вида – чистый танец (Нритта) и сюжетный танец (Нритья). Нритта представляет собой движения тела, сочетающиеся с жестами рук. Нритья – танец, рассказывающий определенную историю. Для этого танцевального вида пишутся специальные поэмы. В древней Индии также большую роль играли ритуальные танцы, исполняющиеся на специальных площадках в храмах.

В Древних Китае и Японии искусство танца также успешно развивалось. Первоначально танец был преимущественно частью ритуалов, а профессия танцовщицы перекликалась с профессией жрицы. Позднее, искусству танца стали обучать всех девушек. Кроме того, на Дальнем Востоке был развит сюжетный танец, который был нераздельно связан с театром.

Средневековье и эпоха Возрождения

В средние века в Европе с приходом Христианства танец начинают считать пережитком языческого прошлого. Ритуальный танец исчезает практически полностью, и даже народные пляски не одобряются. Однако в XIV веке среди знати получают распространение салонные танцы (бранль, сардана, павана и другие), которые танцуют дама и кавалер парно. Становятся популярными балы.

В эпоху Возрождения развиваются и салонные, и сценические танцы. В XVII веке появляется балет, открывается первая балетная школа. В XVIII веке зарождаются вальс, кадриль и болеро. Появляется профессия танцмейстера (хореографа).

Современные и народные танцы

В XX-XXI веке появилось множество новых танцевальных направлений – свинг, хастл, брейк-данс, контемпорари и т.д. Развились бальные, исторические танцы. Современные танцы принято делить на 3 обширные группы:

•сценические;
•конкурсные;
•увеселительные.

Отдельного внимания заслуживает народное направление. Народные танцы развивались в каждой стране и также как национальная одежда или архитектура имеют свои неповторимые у каждой национальности особенности. У каждого народа имелись танцы с разным настроением и назначением. До наших дней дошли, в основном, веселые танцы, без которых ранее не обходилось ни одно народное гуляние.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагог: Мамыкина Татьяна Владимировна

Танцевальная культура в досуге россиян в XVII – начале XX вв.

Танец в досуге россиян в 1920 – 1990-е гг.

Актуальные направления танцевального искусства в досуге россиян на рубеже ХХ – XXI вв.

Список используемых источников и литературы

В последние годы интерес к танцевальному искусству в обществе чрезвычайно возрос – открывается большое количество танцевальных студий и школ, развиваются различные танцевальные стили, возродился интерес к классическому и народному танцам. Танец стал наиболее популярным медиафеноменом, отраженным в телепередачах и кинофильмах. Создана индустрия танцевальных видео-уроков.

Это искусство все чаще признается необходимой частью жизни человека. Танец является культурной досуговой практикой, основанной на ритмически организованной, ментально и эмоционально наполненной двигательной активности человека.

Вместе с тем, танец – древнейшая форма самовыражения. Тесно связанный с эмоциональной и телесной сферой человека, он имеет множество весьма важных социокультурных функций – от функции сплочения и идентификации до рекреативной и терапевтической.

В истории развития российской танцевальной культуры ясно выделяются такие этапы как: танцевальная культура в XVII – начале ХХ вв.; танцевальная культура советского времени (1920 – 90-е гг.); современная танцевальная культура (с 1990-х гг. по наши дни). Параграфы доклада следуют указанной хронологии.

1. Танцевальная культура в досуге россиян в
XVII – начале XX вв.

Как известно на рубеже XVI – XVII вв., благодаря преобразованиям Петра I, произошла смена повседневных культурных практик, что отразилось и на танцевальной культуре. Россия заимствует европейские танцевальные традиции, и это будет определять развитие танцевальной культуры вплоть до XXI в.

Существенным качеством было перенесение танца в закрытые залы, разрыв с природой, что было выражением элитарности действа. Устраивались ассамблеи и балы в парадных помещениях, в царских дворцах, домах богатых людей. Для танцев отводилось наиболее просторное помещение, рядом располагались комнаты для шахмат и шашек, курения, бесед, а также буфетная [16]. На открытом воздухе устраивались лишь домашние вечера. Позже, во второй половине XIX в., публичные балы начинают проводиться в садах и парках [17].

Сезон балов в России следовал православному календарю. Танцы активно проводились с осени до Великого поста, в другое время – только по особым случаям [10, с. 285]. Начиная с царствования Елизаветы Петровны, танец вписывается в языческий календарь: маскарадные балы на Масленицу становятся позднее популярной формой досуга [33].

К началу XIX в. был установлен четкий репертуар балов: открывал вечер полонез, затем шли матрадур, гавот, экосез, англез, вальс, мазурка, котильон. Из-за событий 1812 г. (война с Францией) свою популярность потерял менуэт. Но уже в 1820-х гг. вошла в моду французская кадриль, в 1840-х гг. – полька. Помимо танцев, бал включал светские увеселения: игру в фанты, в карты, небольшие концерты, спектакли. В конце бала следовал ужин, а после ужина – русский пляс [17].

Необходимыми светскими умениями были умения со вкусом и правильно одеваться, танцевать, вести беседу. В танцевальной культуре XVII – XIX вв. важнейшим атрибутом выступал костюм. М. В. Короткова сравнивает бал и современные модные дефиле: наряды шились по специальному заказу и были настоящими творениями, одевались один или два раза. Мужской костюм должен был быть элегантным, женский – новым и оригинальным. Кроме того, бальный костюм должен быть удобным, не стесняющим движения, чтобы у танцора были все возможности показать танцевальные навыки [14].

В XIX в. главным танцем и кульминацией бала считалась мазурка – сложный технически парный танец-спектакль. Мазурку танцевали несколько пар, другие же гости были зрителями. В мазурку входили мужские соло и многочисленные причудливые фигуры. Солисты и распорядитель бала должны были уметь импровизировать, проявлять изобретательность [21, с. 96].

Положение музыки на балах было подчиненным по отношению к танцу. В то же время, правила предписывали организаторам бала нанять, в первоочередном порядке, хороший оркестр, поскольку от качественного исполнения зависела вся атмосфера и общая репутация бала. Оркестр на петровских ассамблеях, как правило, состоял из флейт, гобоев, фаготов, литавр и русских рогов. Позже на балах стали играть фортепиано и скрипка [10, с. 283]. На первых ассамблеях и балах звучала преимущественно иностранная музыка. В XIX в. в России получила распространение собственная музыка бальных танцев. Их сочиняли О. А. Козловский, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Н. Н. Лядов и др. [17].

Отметим что многие из тенденций, заложенных до ХХ в., были продолжены в советский период.

2. Танец в досуге россиян в 1920 – 1990-е гг.

Период развития советской танцевальной культуры не однороден. В 1960-е гг. происходит смена танцевальных тенденций, которые затронули все аспекты танцевальной культуры советских людей. В связи с этим в развитии танцевальной культуры выделяются два крупных периода:

В середине 1930-х гг. состоялись мероприятия, не имевшие ранее аналогов: Международный фестиваль народного танца в Лондоне (1935 г.), открытие Театра народного творчества (1936 г.) и Всесоюзный фестиваль народного танца (1936 г.). Традицией становилось проведение хореографических смотров, олимпиад, праздников, что во многом предопределило пути развития советской хореографической самодеятельности [34, с. 325].

После 1960-х гг. изменилось танцевальное пространство: на смену танцплощадкам приходят дискотеки в молодежных клубах. Молодежная танцевальная субкультура создает свою закрытую среду.

Динамичные и технически сложные твист, рок-н-ролл раскололи ранее единую советскую досуговую танцевальную культуру на молодежную и для людей более старшего возраста. Кроме того, модные танцевальные направления распространялись в основном в крупных городах, тогда как танцевальный досуг в селе и небольших городах изменялся более медленно (см. [29]).

Строго регламентировался и музыкальный репертуар клубов и танцплощадок. Танец могла сопровождать и живая музыка (инструментальный ансамбль, духовой оркестр), и записи на пластинках, магнитофон.

В советскую эпоху отмечается три источника освоения танца: через любительские школы танцев и кружки, официальную систему образования, через самообразование. Любительские школы открывались на территории танцплощадок, Домов культуры [1]. Так, в 1935 г. открылись курсы бального танца в московском Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. В основном их посещали представители интеллигенции и студенты.

Как отмечает Т. А. Суханова, прототипы современных танцевальных студий – любительские хореографические коллективы существовали в двух формах: кружки общего типа (их называли балетными кружками) и ансамбли народного танца. В хореографических коллективах изучались основы классического историко-бытового танца, частично характерные и народные пляски. Существовали кружки узкобалетной ориентации, преимущественно для молодых женщин.

3. Актуальные направления танцевального искусства в досуге россиян на рубеже ХХ – XXI вв.

На рубеже ХХ – XXI вв. танцевальное искусство находится в поиске нового пластического языка. Новый подход танцевального искусства к человеческому телу, включение разнообразных видов пластики определили огромный потенциал современного танца. В наши дни наблюдается большое число танцевальных направлений, стилей и техник, которые проникают в сценическое искусство, терапию, образование, досуг людей. Занимаясь хореографией, люди получают личный опыт самовыражения и творчества.

На рубеже ХХ – XXI вв. в России получает распространение танец постмодерн (Postmodern Dance) – танцевальное направление, зародившееся в Европе и в США в 1960-70-е гг. Известнейшие представители данного направления в западной культуре – М. Каннингхэм, Т. Битти, Т. Браун, П. Тэйлор, А. Эйли и др. [7].

Хореографы постмодерна утверждают: любой человек способен танцевать, любое движение можно преобразовать в танец. Основными принципами танца стали: децентрализация (любая часть тела может быть центром, не только позвоночник), – как в человеческом теле, так и в пространстве, а также импровизационность (см. [18]).

Можно сделать вывод о том, что Contemporary dance – танец индивидуального выражения, возможность человека показать себя таким, какой он есть. Главная особенность этого танца в том, что он обладает способностью развивать индивидуальность. В то же время, собственное развитие танца зависит от индивидуальности исполнителей в процессе создания и демонстрации танца.

В современном мире танца, как подчеркивает В. Ю. Никитин, достичь каких-либо успехов позволяет только индивидуальность [26, с. 10].

В США зародилось и такое новое хореографическое направление, как танцевальная импровизация. Импровизация (от лат. improvises – неожиданный, внезапный) – вид, метод и способ творчества, создание произведения экспромтом, в свободном фантазировании [28, с. 199]. Импровизация и танец изначально близки: танец рождается из пластической импровизации, в то же время, импровизация может стать одним из приемов танца.

Психолог и хореограф А. Е. Гиршон обобщает существующие в наши дни мнения о сущности танцевальной импровизации:

в импровизации нет разделения на исполнителя и сочинителя, они работают в органическом единстве, одновременно;

импровизация – выбор среди имеющихся возможностей, в противовес заученным па, повторению выбранного заранее материала (американское определение);

импровизация – умение слышать собственное тело, партнеров, пространство. В этом процессе важна отзывчивость тела на внутренние и внешние сигналы, активность внимания (российское определение);

импровизация – возможность для человека быть любым, поскольку танцевальная импровизация вовлекает в процесс танца всю целостность человека (психологическое определение) [7].

Во второй половине ХХ в. появился импровизационный перформанс. Видами такой импровизации стали: сольная импровизация (М. Билс, С. Пэкстон, Ф. Невилл), групповая (С. Фоти, Б. Т. Джонс). Соло-импровизатор отвечает за структуру и форму танца, ему часто присуща ярко индивидуальная танцевальная манера. Групповая импровизация требует чувствительности к другим участникам, часто предусматривает технику и структуру, помогающую взаимодействию в танце. Так, К. Кинг для организации пространства в танцах использовал специальные таблицы; Д. Дани предлагал танцорам определенные последовательности движений, а танцоры, в свою очередь, выбирали, где и когда в пространстве воплотится эта последовательность [27].

Искусство танца-импровизации дает возможность выявить внутренние творческие импульсы. Люди открыли для себя, что на импровизацию интересно смотреть, но еще интереснее – участвовать в ней. Импровизация перешла в классы и студии. Танцтерапевты применяли импровизацию как метод работы с клиентами. Стиль танцевальной импровизации получил широкое признание и распространение – в сценическом искусстве, образовании, терапии, в досуге людей.

Ценность классического танца в том, что в нём детально проработана система движений, в результате отбора сохранены элементы, отражающие различные эмоциональные и ментальные состояния человека. Движения классического танца отличает отточенность и эстетическая красота.

Существует значительное число танцевальных школ и студий, продвигающих социальные танцы. В большинстве таких регулярно проводятся танцевальные вечеринки, совместные дни рождения и праздники и т. п. Смысл занятий такими танцами – приятный досуг. Благодаря социальным танцам участники имеют возможность не только поддерживать физическую форму, развивать движения, но и общаться между собой. В этом, собственно, и состоит социальная функция танцев.

Танцевальное народное искусство так же не теряет свою популярность среди актуальных видов танца. Особенностью данного направления является опора на традиции, заразительность, яркость воплощения, позитивный настрой. Народный танец – сокровище, сохранившее приметы быта, занятий, важных событий в жизни нации. Народный танец обладает ярко выраженными идеей и темой, такой танец всегда содержателен, имеет драматургию и сюжет, создаёт художественные образы на основе различных пластических движений и пространственных диспозиций.

Значительное разнообразие элементов народных танцев позволяет заниматься ими людям разных возрастов. Народная хореография является средством развития внутренней культуры, творческих способностей, массового общения, дает возможность интересно провести время, то есть обладает ценнейшим социальным значением.

Анализируя специфику современной танцевальной культуры России, исследователи (Л. П. Морина, Е. В. Самойленко и др.) отмечают следующие ее тенденции:

отсутствие жесткой социальной дифференциациями между различными видами танца, любой вид танца открыт для каждого, выбор зависит от вкусов и возможностей людей;

полифункциональность – танец выступает как средство релаксации, рекреации, самоидентификации, коммуникации, лечения, занятий спортом, воспитания и др.

возрастает креативная функция танца, который являет собой вид творческого активного досуга, способствующего самовыражению человека;

свободный характер бытования танцевальной культуры, отсутствие жесткой регламентации;

мозаичность танцевальной культуры, представляющей собой набор разнообразных и равноправных видов танца;

смещение танца из праздничной сферы в повседневные сферы общественной жизни (спорт, образование, медицина и др.), занятия танцами входят в еженедельный ритм жизни человека (см. [32]).

В заключении отметим, что танцевальная культура является необходимым компонентом культуры досуга, как общей национальной, так и общечеловеческой культуры. Поэтому данной теме посвящено немало исследований таких авторов как Ю. М. Лотман, О. Ю. Захарова, А. В. Колесникова, Я. Штелин, Т. С. Ткаченко.

Современный танец включает в себя большое количество направлений, стилей и техник. В различных направлениях хореографического искусства учитываются разнообразные подходы к телу человека, его функциональным и выразительным возможностям, возрастным и индивидуальным особенностям. На рубеже XX – XXI вв. танец включает в себя всевозможные виды пластики – восточной, современной, классической, народной и др. Важное место отводят импровизации, отражающей стремление современного человека к самовыражению и свободе. В совокупности это характеризует огромный творческий, обучающий, рекреативный потенциал современного танца.

Список используемых источников и литературы

Васенина, Е. Российский современный танец. Диалоги [Текст] / Е. Васенина. – М.: Emergency Exit , 2005. – 268 с.

Гиглаури, В. Компоненты постановочной и исполнительской работы в искусстве движения [Текст] / В. Гиглаури. – М.: Век информации, 2010. – 72 с.

Голейзовский, К. Я. Образы русской народной хореографии [Текст] / К. Я. Голейзовский. – М.: Искусство, 1964. – 364 с.

Дуков, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры [Текст] / Е. В. Дуков. – М.: Классика-XXI, 2003. – 256 с.

Захарова, О. Ю. Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика [Текст] / О. Ю. Захарова. – М.: Центрполиграф, 2010. – 472 с.

Каменец-Подольский, П. Танцы [Текст] / П. Каменец-Подольский // Популярная энциклопедия искусств. Музыка, танцы, балет, кинематограф. – СПб.: Диля, 2001. – С. 239–295.

Колесникова, А. В. Бал в России: XVIII — начало ХХ века [Текст] / А. В. Колесникова. – СПб.: Азбука-Классика, 2005. – 304 c .

Комиссаренко, С. С. Культурные традиции русского общества [Текст] / С. С. Комиссаренко. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. – 300 с.

Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей [Текст] / Н. И. Костомаров. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 1024 с.

Курис, И. Биоэнергетика йоги и танца [Текст] / – М.: Класс, 2004. – 200 с.

Курников, Д. В. Современная хореография как средство саморазвития личности [Текст] / Д. В. Курников // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 87-91.

Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) [Текст] / Ю.М. Лотман. – 2-е изд. – СПб.: Искусство-СПБ, 2006. – 413 с.

Марков, Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие [Текст] / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

Марченко, Н. А. Быт и нравы пушкинского времени [Текст] / Н.А. Марченко. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 432 с.

Морина, Л. П. Танец в системе массовой культуры [Текст] / Л. П. Морина // Российская массовая культура конца ХХ века: материалы круглого стола. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – С. 120-122.

Народный танец. Русские народные танцы [Текст] // Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Т. И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. – М.: МГУКИ, 2010. – 344 с.

Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника [Текст] / В. Ю. Никитин. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 414 с.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Оникс, 2012. – 1200 с.

Орлов, И. Б. Советская повседневность. Исторический и социологический аспекты становления [Текст] / И. Б. Орлов. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 328 с.

Садыкова, Д. А. Танец в пространстве современной культуры: автореф. дис. … канд. культурологии [Текст] /Д. А. Садыкова. – СПб., 2014. – 24с.

Самойленко, Е. В. Бытовой танец в контексте социокультурных изменений в России ХХ в. [Текст] / Е. В. Самойленко // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 1. – С. 21-26.

Самойленко, Е. В. Феномен танцевальной культуры: особенности генезиса, функционирования и трансформации (на материале культуры России XX – XXI вв.) [Текст] / Е. В. Самойленко. – Екатеринбург, 2012. – 137 с.

Суханова, Т. А. Любительское художественное творчество в России ХХ века: словарь [Текст] / Т. А. Суханова. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 496 с.

Толстова, Д. А. Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности: автореф. дисс. …канд. психол. наук [Текст] / Д. А. Толстова. – М., 2014. – 24 с.

Чурко, Ю. М. Линия, уходящая в бесконечность: Субъективные заметки о современной хореографии [Текст] / Ю. М. Чурко. – 2-е изд. – Минск: Полымя, 2009. – 224 с.

Явления хореографии

Предвестницы танца модерн (США)

Лои Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Мод Аллан.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Наследие Дункан хранят, танцуют и изучают ее последователи в США, кото­рые недавно объединились в ассоциацию и создали сайт, где можно увидеть аутен­тичную хореографию Дункан. Творчество других предве­стниц осталось в исто­рии — хотя важно помнить, что весь современный танец XX века случился благодаря их опытам; более того, некоторые их находки вдохновляют хорео­графов и сегодня — например, отголоски визуальных экспе­риментов Лои Фуллер можно найти в работах француза Филиппа Декуфле или американца Элвина Николая.

1910-е

Самые модные танцы

Танго

Тангомания захватила Европу настолько, что папа римский издал особую буллу, запрещающую танго. Тем не менее слава танго росла — в немалой степени благодаря немому кинематографу, в котором блистал прекрасный тангеро Рудольф Валентино.

Явления хореографии

Экспрессионистский танец (Германия)

Эмиль Жак-Далькроз, Рудольф Лабан, Мэри Вигман, Курт Йосс, Валеска Герт, Харальд Кройцберг и др.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Творчество практически всех героев экспрессионистского танца осталось в истории, но прослеживаются прямые линии наследования. Например, ученик Лабана Курт Йосс — один из создателей стиля танцтеатр, в котором смешива­ются танец, декламация, опера и драма. Главная фигура танцтеатра — ученица Йосса, великая танцовщица и хореограф Пина Бауш, чья труппа существует до сих пор.

1920-е

Самые модные танцы

Фокстрот

В 1920-е годы фокстрот стал популярен во всем мире, перебравшись в Европу и Россию, — например, поэт Андрей Белый в начале 1920-х учился фок­строту в танцклассах в Берлине.

Ролик о фокстроте, смонтированный историком танца Уолтером Нельсоном из архивных записей 1920–30-х годов

Явления хореографии

Танец модерн (США)

Отталкиваясь от творчества предвестниц, cоздатели модерна искали танце­валь­­ный язык, на котором можно было бы говорить не только о чувствах и яв­лениях природы, но и о серьезных вопросах, которые тревожат автора и его современников, — о любви, войне, несправедливости, бессилии.

Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Ханя Хольм.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Техники танца модерн сегодня изучают и реконструируют в академических заведениях по всему миру, в американских ассоциациях по их наследию и в Бюро танцевальной нотации. А работы Марты Грэм до сих пор можно увидеть в исполнении ее труппы — Martha Graham Dance Company, — которая базируется в Нью-Йорке и в 2016 году отпраздновала 90-летие.

1930-е

Самые модные танцы

Линди-хоп

Линди-хоп — это первый социальный танец, в котором появились акробатиче­ские элементы. Как и другие танцы под регтайм и джаз, его быстро заметили продюсеры Бродвея и Голливуда. Сформировались команды музыкантов и тан­цовщиков (одна из самых известных — Whitey’s Lindy Hoppers), которые высту­­пали на сцене и снимались в кино. Так рожденный в Гарлеме линди-хоп отпра­вился путешествовать по миру.

Явления хореографии

Неоклассический балет

Джордж Баланчин, Серж Лифарь, Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Ролан Пети.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Хореографы-афроамериканцы (США)

Еще один важный пункт в истории освобождения современного танца от ра­сизма — труппа Элвина Эйли. Ученик Лестера Хортона, одного из самых из­вестных хореографов танца модерн, Эйли рано стал солировать в его труппе, а в 22 года, после смерти Хортона, даже возглавил ее. Позже Эйли переехал из Лос-Анжелеса в Нью-Йорк и в 1958 году создал там труппу Alvin Ailey American Dance Theater, куда принимали танцовщиков-афроамери­канцев. Правда, однажды в расизме обвинили самого Эйли: в его труппе не ока­залось ни одного белого танцовщика. Сейчас в труппу может попасть любой, пройдя прослушивание.

Кэтрин Данэм, Пёрл Праймус, Элвин Эйли, Талли Битти, Артур Митчелл.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Dance Theatre of Harlem и труппа Элвина Эйли существуют в Нью-Йорке по сей день; кроме того, труппа Элвина Эйли несколько раз приезжала в Россию.

Кэтрин Данэм и ее труппа в Театре Кембридж в Лондоне. 1952 год

1940-е

Самые модные танцы

Самба

Бразильские ритмы завоевывали мир не один раз: в начале ХХ века это был матчиш, а в начале 1940-х — самба.

Танцуется самба на синкопированный ритм 4/4 с шагами вперед-назад и свинго­выми, качающимися движениями.

Явления хореографии

Мерс Каннингем (США)

Мерса Каннингема часто называют модернистом или постмодернистом, но ско­­рее он сбежал от одного и вдохновил другое, а сам остался отдельной величиной в истории американского танца.

Каннингем начинал танцевать в труппе Марты Грэм, но за шесть лет работы возненавидел и технику Грэм, и ее концепцию движения — и уже в 1940-е он ушел от нее и создал свою компанию, где основной администра­тивной работой занимался его партнер, композитор Джон Кейдж. У Кейджа Каннингем поза­им­ствовал принцип слу­чай­ности, или алеаторики: так, у Кейджа игральные кости определяли порядок пе­риодов в музыкальном произведении, а у Каннин­гема — порядок танцевальных сцен и кто из исполнителей будет танцевать какую партию. Этот принцип пол­ностью отвечал идее Каннингема о необхо­ди­мости разрушать привычные пат­терны, отказываться от естественных и выученных движений. В конце жизни Каннингем увлекся компьютерными техноло­гия­ми — хореографию он стал создавать не в зале, а в программах Life Forms и DanceForms, а затем предлагал своим артистам воплотить ее на сцене.

Каннингем считал, что на сцене все виды искусства должны сосуществовать на равных правах, а не подчиняться одному — танцу. Он работал с авангарди­стами: музыку писал Кейдж, костюмы часто придумывал Уорхол, а сценогра­фию — Роберт Раушенберг. При этом каждый работал, не зная, что делает дру­гой. Всё вместе впервые собиралось уже в присутствии публики. Даже артисты часто узнавали, какие движение и в каком порядке им предстоит исполнять, всего за несколько минут до премьеры, а музыку впервые слышали только на сцене.

Первое время труппа Каннингема давала одно выступление в год. Разумеется, денег это приносило недостаточно. Тогда на помощь приходили друзья и еди­номышленники — например, Раушенберг мог быстро организовать вы­ставку, продать все картины, а деньги отдать на развитие труппы.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Танец дервишей и другие древние танцы


С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.

1. Танцы с мертвыми

Танцы с мертвыми на Мадагаскаре.

Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.

Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.

2. Пляска Св. Витта

Необъяснимый феномен: пляска Св. Витта.

Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм "массового помешательства". Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.

Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.

3. Кружение дервишей

Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти - надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.

4. Танец Вендиго

Танец индейцев-алгонкинов.

Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов - это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.

У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.

5. Тарантелла

6. Танец Морриса

Кельтский танец плодородия.

Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.

В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.

7. Танцы в честь Качина

Танец хопи.

Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.

Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.

8. Танец с саблями

Пустынный танцор.

Пакистан/Непал
Танцы с саблями - один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.

В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.

9. Ритуальный танец кандобле

Танец в честь богов.

Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.

Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.

10. Танец Залонго

Массовое самоубийство.

Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.

Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.

БОНУС

Читайте также: