Святые благоверные князь симеон и княгиня иулиания доклад

Обновлено: 18.04.2024

У любви, чувства сильного, основоположного для человека, есть темные и светлые стороны. Любовь как цветок, корни которого находятся в земле, во тьме и гнили, в обители смерти, а стебель, листья и венчик поднимаются к прекрасному животворному солнцу. Возможно ли ради любви к человеку совершать преступления и отнимать жизнь у другого человека? История знала разные примеры.

Из старых преданий, из хроник и летописей известно, как часто земные владыки, короли, которые были сильны, даже в любви действовали, не задумываясь, по закону силы, - и, пожалуй, также часто их избранницы покорялись этому закону, так сказать, предпочитая плыть по течению. Если им, этим осчастливленным высочайшим выбором дамам, было при этом слишком сложно притвориться влюбленными даже перед самими собою, то они могли утешаться привилегиями своего положения и мыслью, что обошли соперниц в борьбе за расположение представителя власть имущего сословия.

Вот тут самое время поговорить об одной женщине… не только о корнях цветка, гниющих во тьме, но и о его прекрасном венце. Поговорить о светлой стороне любви, которая неожиданным образом открылась одному высокопоставленному лицу давних прошлых веков, во всем равным вышеупомянутым могущественным королям, - равным во всем, от родовитости до нрава и привычек, за исключением того, что удача на политическом поприще дружила с ним недолго.

Немножко предыстории. В 1404 году великий князь литовский Витовт Кейстутович, внук Гедимина, сумел присоединить к своим владениям город Смоленск (он за него боролся давно и упорно), а наследственный смоленский князь Юрий Святославич, соответственно, его потерял. По некоторым данным князь Юрий приходился родным братом жене Витовта Анне, однако если это и было так в самом деле, родство не остановило Витовта в его захватнических планах. Зять Витовта, муж его дочери Софьи, великий князь московский Василий Дмитриевич не помог князю Юрию отстоять его отчину, но на службу принял, да и как было отказать в такой малости, всего-то в наместничестве в городке Новый Торг (Торжок), тестю своего младшего брата (Юрий Дмитриевич, князь звенигородский и Галичский, младший брат Василия Дмитриевича, великого князя московского, в 1400 году заключил брак с дочерью смоленского князя Юрия, Анастасией). Сам князь смоленский Юрий был женат на Алене Ольговне, дочери знаменитого князя рязанского Олега Ивановича и его второй супруги Евпраксии Ольгердовны. В 1404 году, когда решалась судьба Смоленска, княгиня Алена попала в плен к литовцам, а Юрий отправился в Новгород, но не сумел там задержаться, - и вот в результате оказался на службе у московского князя.

В северном городе Торжке бывший великий князь смоленский Юрий Святославич мог, конечно, жить себе безбедно… но для этого ему надо было забыть, кем он являлся совсем недавно, какой властью и какими богатствами обладал и мог бы обладать дальше, если бы не пересилившие его недруги, если бы не злая судьба… Дата рождения Юрия неизвестна, но он мог быть примерно лет на десять младше Витовта, то есть в год потери смоленского стола ему сравнялось, наверное, лет 45… в этакие-то годы здоровый сильный мужчина из родовитейшего семейства должен был утратить богатую отчину, пережить позор поражения, потерять увезенную в полон жену и удовольствоваться каким-то там наместничеством - без надежды на просветы в будущем… в таких условиях люди начинают пить горькую, и их характер меняется к худшему…

В 1406 году Юрий поселился в Торжке, однако тут с ним стряслась беда: он влюбился, если это так можно назвать, в жену князя Симеона Мстиславича (Ивановича) Вяземского, такого же изгоя, как и он сам, последовавшего за ним из своих потерянных владений в Новгород, а затем и в Торжок.

Впоследствии история Ульяны Вяземской приобрела широкую известность в агиографическом пересказе. Насколько соответствуют истине церковные сказания, определить сложно, но в данном случае, судя по отрывкам дошедших до наших дней сведений, совпадения имеются.

Исходя из того, что даже каменное, даже обросшее шерстью сердце все же изначально было человеческим, можно предположить (это именно и делает агиограф), что вот тут оно и напомнило о себе, что, помимо потери последнего материального достояния, Юрий утратил нечто большее – самую надежду обрести душевный покой (скорее всего, он давно не знал покоя, поскольку спать ему не давали обманутые амбиции, но о том, что такое больная совесть, грызущая душу, он до сих пор не знал). Обычно люди не отказывают в остатках человеческих черт даже закоренелым злодеям, предполагая, что и они могут раскаяться, то есть неизменно апеллируют к лучшим человеческим качествам. На самом деле это вряд ли, но, с другой стороны, чего на свете не бывает.

Вышеприведенная история княгини Ульяны Вяземской обычно именно так излагается в ее Житии, но имеются и другие ее варианты. Отчество княгини в разных источниках указывается различно – Максимовна (дочь боярина Максима Данилова) или Андреевна. Разнятся и детали. Например, в одном из пересказов говорится, что князь Юрий убил ее мужа не на пиру, а при других обстоятельствах, что на двор к Ульяне он прискакал, чтобы добиться ее не добром, так силой, когда муж ее еще не погиб, хотя Житие указывает, что первой жертвой Юрия стал князь Семен, а Ульяна погибла второй. Есть разница и в способах расправы с несчастными супругами: Юрий собственноручно убивает и мужа Ульяны, и ее самое, либо же он сам убивает мужа, а Ульяну казнят по его приказу его слуги.

Творение Мея насыщено народными мотивами и начинается традиционным для русских сказаний запевом:

Что летит буйный ветер по берегу,
Что летит и Тверца по-под берегом,
Да летит она — брызжет слезами горючими. …

Было в городе во Новом во Торгу,
Об вечернях, в самый Духов день случилося.

По земле весна переходчива,
В небе солнышко переменчиво.
Вот тускнеет оно, будто к осени,
Вот венец — лучи с себя скинуло,
Вот убрус, шитый золотом, сбросило,
Стало месяцем малым, сумеречным,—
И рога у него задымилися,
И легла по земле тень багровая,
И проглянули звезды, что в полночи.

Стараясь успокоить народ, князь Юрий приходит на площадь и обращается к собравшимся с речью, в которой, говорит:

Вот господь насылает нам знаменье,
Да его убояться не надобеть:
Убоимся греха непрощенного.

Дальнейший смысл княжеской речи поэт сводится к старинному обыкновению рассматривать беды и потрясения как Божье наказание и испытание, ниспосланные свыше как побуждение людям для раскаяния.

По молитве и день занимается,
И красно божий мир убирается,
И сам грех да беда, что на ком не живет,
Покаянной молитве прощается.
Так бы вовремя нам и покаяться:
Все мы петые, в церковь ношенные,
Все крещенные, все причащенные,
И казнил бы нас бог, православные,
Да не дал умереть непокаянно!

Небесному знамению и вечевой речи князя Юрия посвящена вся первая часть Песни. Закончив речь, Юрий садится в седло и едет на двор

К своему другу милому, верному,
Ко служилому князю, подручному,
Семеону Мстиславичу Вяземскому.

Догадавшись, зачем пожаловал незваный гость, княгиня пытается скрыть свой страх и ведет вежливую речь, но князю не до приличий.

Утром двор княгини был разграблен, а сама она брошена в поруб. Возвращающегося из удачного похода князя Семена на подъезде к городу встречает верный ему стольник Яков, он рассказывает о том, что произошло в его доме. Он говорит, что убил неверную служанку, но не в его силах было помочь княгине. Семен едет за правосудием ко князю Юрию, но тот, встретив его на крыльце, говорит, что был ранен его женой, и расправляется с ним самим, а далее творит неправый суд и над княгиней.

Вече целое ахнуло с ужаса,
Хоть никто не оказал даже слова единого —
Потому Юрий — князь был досужливый,
На противное слово пригрозливый.

Песня заканчивается кратким повествованием о дальнейшей судьбе Юрия Святославича и о скором конце его жизненного пути.

Только, знать, самого совесть зазрила:
С петухом собрался, не сказавшися,
Дом своею рукою поджег, не жалеючи,
И сбежал он в Орду тайно — тайною —
И поклона прощального не было
С Новым Торгом и с вечем поклончивым.
Уж догнал ли в Орду, нам неведомо,
А заезжие гости рассказывали,
Что пригнал под Рязанью он к пустыне,
Ко Петру — христолюбцу, игумену некоему,
Разболелся, да там и преставился,
В келье, иноком, в самое Вздвиженье,
На чужой земле, а не в отчине,
Не на княженьи, а в изгнании,
Без княгини своей и детей своих болезных.

Провожали его честно, по-княжески.

Да и мы за его душу грешную
Богу нашему вкупе помолимся:
Подаждь, господи, ради святой богородицы,
Правоверным князьям и княжение мирное,
Тихо — кроткое и не мятежное,
И не завистное, и не раздорное,
И не раскольное, и бескрамольное,
Чтобы тихо и нам в тишине их пожилося!

Что летит буйный ветер по берегу;
Что летит и Тверца по-под берегом,
Да летит она — брызжет слезами горючими.

Такова концовка песни-поэмы Льва Мея.

Возвращаемся к историческому, не песенному князю Юрию.
Вскоре после трагедии в Торжке Юрий Святославич умер. Дата его смерти – 14 (27) сентября 1407 года, на Крестовоздвиженье. Обстоятельства и причины смерти неясны. Иной раз говорят, что он так и сгинул там, в степях… хотя на самом деле летописные данные точно называют время его смерти и место, где он был погребен. Однако на этом подробности исчерпываются, так что в целях расширения картины приходится от исторического образа обращаться к легендарному – житийному.

Согласно житийной литературе, Юрий покинул чужбину и вернулся на Русь, но только это был уже совершенно другой человек, не тот прежний гордый самоуверенный господин, а всего лишь смиренный грешник. Он нашел пристанище в окрестностях Тулы, в Венёв-Никольско-Успенском монастыре, в те времена небольшой иноческой обители, затерянной в глухих дремучих лесах. По приводимой далее в Житии легенде, его привела туда посмертная молитва самой его жертвы, Иулиании, и остаток своих дней он употребил на пост и молитву в послушании у пустынника Петра. Пораженные историей раскаявшегося убийцы люди не забыли его, сохранили его могилу, и время проходило, и ничего не менялось… и так это место, и этот человек сделались почитаемыми в округе…

Если все так и было, хотелось бы знать, успела ли дойти эта молва до места, где обретался тогда князь Юрий. Хотя последнее вряд ли – предание сложилось не сразу и не сразу стало известным. Канва исторических событий, по которой велеречивым агиографом прошлого был вышит узор истории княгини Ульяны и князя Юрия, вероятно сводится к тому, что Юрию не повезло заручиться поддержкой в Орде, взамен же выпало тяжело заболеть, в виду чего он принял решение вернуться на родину, но по причине плохого самочувствия успел добраться только до границы русских земель и степи, нашел приют в Венёвском монастырьке и там умер. Остальное досочинили народная молва, время и местные насельники, к вящему прославлению своей обители, что случалось неоднократно.

В современной Венёвской обители (теперь женской, а не мужской, как в старину) можно услышать и еще одну связанную с этим местом впечатляющую повесть: об архиепископе новгородском Пимене, которого в 1570 году сослал сюда с связи с обвинением в измене Иван Грозный. Пимена по царскому немилостивому указу лишили сана и заточили в подвальную темницу под собором, представлявшую собою каменный мешок не более полутора метров в высоту, так что узник не имел возможности выпрямиться в полный рост. Узник протянул в заточении чуть более года и умер, а затем, по обретении мощей, был канонизирован. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви, частицы его мощей ныне хранятся в ковчежце, в особой каменной нише внутри церкви, и над ними находится икона с его изображением – почитаемый образ Новгородского святителя Пимена.

Вернемся к истории Ульяны Вяземской. Святая благоверная княгиня (мученица) Иулиания Вяземская и Новоторжская входит в Собор Тверских князей и особо почитается в Тверской области, дни ее памяти – 21 декабря (3 января по новому стилю), когда ее постигла смерть, и 2 (13) июня, когда были обретены ее мощи. Точная дата канонизации неизвестна, предположительно, 1815 год, когда гробница Иулиании была вскрыта (повторное обретение мощей) в связи со строительством нового собора. Канонизации был также удостоен супруг Иулиании, погубленный князем Юрием князь Симеон Вяземский, прославленный позднее как благоверный князь-мученик в Соборе Смоленских святых. До официального причисления к лику святых убитая средневековая княгиня оставалась местночтима в Торжке, где находилось ее захоронение, и в окрестностях.

Согласно преданию, первым в гробницу Ульяны дерзнул заглянуть один диакон. Он сорок дней молился и тайно потревожил могилу мученицы, но из разрытой им земли ему в лицо полыхнул опаливший его огонь - бедняга исцелился только молитвами к святой… и вещий голос сказал ему, что вскрывать гроб еще не пора… не пора… Событие традиционно относится к 1598 году. Случаи, когда огни вспыхивают сами собой при вскрытии могил или загораются на могилах, известны давно. Это объясняется тем, что из разлагающихся мертвых органических тканей в почву переходит фосфор, который, соединяясь с воздухом, дает свечение (фосфористый водород). Подобные явления наблюдаются также в болотистых местах, где в толще трясины десятилетиями медленно разлагаются различные органические ткани.

В начале XIX века (1815 год) в Торжке, богатом торговом городе, была задумана грандиозная постройка нового Спасо-Преображенского собора, по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. При сносе старого собора пришлось потревожить и захоронение св.Иулиании. Когда обнажился в земле один угол гробницы, к нему припадали больные люди. В книге, хранившейся в соборе, записывались случаи чудесного исцеления, их набралось несколько десятков. Сила убеждения, самовнушения сродни плацебо: в случае, если болезнь не тяжела, душевного подъема может оказаться довольно для получения реального облегчения. Хотя чаще всего облегчение является кажущимся, кратковременным, и вскоре недуг возвращается снова.

Мощи святой находились в драгоценном ковчеге (раке), в приделе, освященном в ее честь 2 июня 1819 года, в новом соборе, роскошно отстроенном в классическом стиле в виде античного храма, с колоннами и портиком. В 1918 году собор был закрыт, в 1919 году раку святой Иулиании вскрыли и нашли в ней разрозненные кости скелета, что само по себе нарушает принятую церковью традицию канонизации, согласно которой необходимо, чтобы не только кости, но и тело осталось нетленным. В результате вскрытия раки выяснилось, что среди костей присутствуют фаланги пальцев, хотя согласно преданию руки Ульяны были отрублены ее убийцей. Остается предположить, что либо предание что-то путает, либо разрозненные кости в раке не принадлежали той, под чьим именем покоились. Далее мощи перенесли в другой городской храм, из которого в 1930 году они пропали, и судьба их неизвестна.
(2012г.)
***
Иллюстрация: г.Торжок Тверской области. 2015г.

Интересно, познавательно.
Фамилия Вяземские почему - то в низах не встречается. Всё исторические лица.
Вопрос? Откуда её происхождение?
Литовская, польская, белорусская? Было и русская.
Корень, земская, земской-русскиая администация.
Может что знаете, много разночтений.
С уважением,

Согласно двухтомной "Истории родов русского дворянства" 1886 года издания князья Вяземские, среди которых был и Семен, убитый князем Юрием Святославичем, принадлежали к девяти родам князей Смоленских (старшая ветвь Мономашичей – Ярославские князья и Смоленские, последние от князя Ростислава Мстиславича Смоленского, внука Владимира Мономаха). После гибели князя Семена и его жены Ульяны род не пресекся, так как у них были дети, но наследственным имением, от которого происходит их фамилия, они не владели.
***
Спасибо за отклик. Всего доброго. С наступающим новым годом!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Собор Смоленских святых. память св. мчч. Симеона и Иулиании Вяземских


3 января празднуется память св. мчч. Вяземского князя Симеона Мстиславича и его супруги св. мц. Иулиании Вяземской, Новоторжской (+ 1406).

Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым.

Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой.

В 1815 г. разбирали старый Преображенский собор и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. в соборе был устроен придел в честь святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.

Пречистая Матерь Господа даровала святым женам Руси благодать и силу в исполнении закона материнства во всей его красоте, любви и самоотверженности. Такое материнство возможно на земле лишь при хранении святыни брака образа единства супругов в любви. К восстановлению этого единства и была призвана Святая Русь. Недаром одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия христианского брака, как великого таинства Церкви. Не девственница, а целомудренная жена воспета православной Русью. Благоверные княгини прежде всего верные жены и помощницы мужу в его трудах.

Для победы над плотью необходимо целомудрие. Нельзя поддаваться желаниям тела необходимо отсекать их. Только отсечение желаний плоти может сохранить целомудрие.

Когда эта победа одержана человеком внутри себя, тогда является возможность помощи всем людям в борьбе с похотью плоти ради восстановления целомудрия.

Эта победа совершена святой Иулианией, и она возможна благодаря помощи преподобной Анны Кашинской: терпение хулы на духовное помогает победить хулу тела на целомудрие. Тогда появляется возможность восстановления царского достоинства человека, о чем и говорит имя святой Иулиании.

Иулиания царское имя, оно происходит от имени императора Юлия Цезаря. В честь него июлем был назван пятый месяц Римского (юлианского) календаря. По современному же календарю это седьмой месяц. Число 7 символ завершенности нашего века. Поэтому значение имени Иулиании восстановление человека в царском достоинстве к завершению века сего. Это имя появляется на восьмой ступени лестницы святых жен Руси, и носит его святая благоверная княгиня мученица.

Пластичность женского начала это не пассивность. Жертвенность возможна лишь тогда, когда есть осознанное послушание, а не слепая покорность. Страдание мученика осмысленно: благодаря тому, что он осознает, почему и за что страдает, его подвиг становится преображением и победой, а смерть путем к жизни вечной.

Святая Иулиания помощница всем, жаждущим сохранить чистоту и целомудрие. Велико ее дерзновение в молитвах за своих земных сестер русских женщин в ограждении их от плотской страсти и покушений на целомудрие. О силе ее молитвы говорит то, что убийца ее не погиб, но пришел к покаянию.

Святая Иулиания хранительница и защитница целомудрия. Но целомудрие один из трех обетов, которые дают при монашеском постриге (два других послушание и нестяжание). Поэтому она является помощницей всем, кто проводит монашескую жизнь в миру. Ее молитва и предстательство помогают русским женщинам в познании таинства будущего века монашества в стяжании целой мудрости и мудрости цельного человека гражданина Царства Небесного.

Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым.

Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой.

В 1815 г. разбирали старый Преображенский собор и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. В соборе был устроен придел в честь святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.

Пречистая Матерь Господа даровала святым женам Руси благодать и силу в исполнении закона материнства во всей его красоте, любви и самоотверженности. Такое материнство возможно на земле лишь при хранении святыни брака — образа единства супругов в любви. К восстановлению этого единства и была призвана Святая Русь. Недаром одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия христианского брака, как великого таинства Церкви. Не девственница, а целомудренная жена воспета православной Русью. Благоверные княгини — прежде всего верные жены и помощницы мужу в его трудах.

Хранение святыни брака — один из величайших подвигов человека, и темные силы любыми средствами пытаются разрушить всякий брак, в котором супруги приближаются к восстановлению единства, явленного в жизни святых Петра и Февронии Муромских.

Святая Иулиания — хранительница и защитница целомудрия. Но целомудрие — один из трех обетов, которые дают при монашеском постриге (два других — послушание и нестяжание). Поэтому она являете помощницей всем, кто проводит монашескую жизнь в миру.

Дни почитания:21 декабря в день их мученической кончины; воскресенье после праздника святых апостолов Петра и Павла.

Святую княгиню Иулианию (Ульяну) и ее мужа князя Симеона можно назвать образцом высокого супружеского целомудрия.

По преданию, святая Иулиания Вяземскаяродилась в последней четверти XIV в. Она происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых. Её отца Максима Даниловича поставили наместником в городе Торжке, подчинявшемся в те времена Великому Новгороду. В 1391 г. за верность великому князю московскому Василию Дмитриевичу и в результате междоусобной вражды он был убит.

Мать Иулиании, Мария Никитична, так и не оправившись после горя от безвременной гибели супруга, спустя несколько месяцев скончалась. Перед смертью она призвала брата своего покойного мужа Федора Даниловича и поручила ему растить свою четырёхлетнюю дочь Иулианию. Он заменил девочке отца, растил в своей семье и воспитал ее в духе истинного православного благочестия.

Потеряв родителей, Иулиания не впала в уныние, а, возрастая все больше и больше, полагалась на волю Божию. Молитвы ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме стали ее главным утешением. Неотъемлемыми качествами ее стали благочестие и страх Божий. Премудрый Господь, видя ее искреннюю веру, не оставил Иулианию, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную и благообразную наружность.

По достижении совершеннолетия Иулианию выдали замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича. Он отличался кротостью, богобоязненностью и человеколюбием. Свято исполняя Заповеди Господни, приняв Таинство брака, Симеон и Иулиания сразу полюбили друг друга. Жизнь их благочестивой семьи протекала мирно и тихо, при взаимном согласии.

Последний владелец Смоленских земель – князь Юрий (Георгий) Святославович, происходил из рода Владимира Мономаха, из племени Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (внука Мономаха). Человек бесстрашный и властолюбивый, он одновременно отличался крайне беспокойным характером, жестоким нравом и сам часто вступал в ссоры с соседями. В 1404 г. литовское войско семь месяцев осаждало Смоленск, тем не менее в результате предательства город был сдан. В плен попала и супруга князя Юрия. Она была отправлена в Литву.

Князь Симеон и княгиня Иулиания, поселившись в Торжке, своей добротой, лаской и благочестием скоро снискали любовь и уважение всех горожан.

Ранее князей Симеона и Юрия соединяла крепкая мужская дружба. Они всегда делили пополам и радость и горе. Всегда князь Симеон не забывал о своем подчинении Юрию. Он везде и во всём отдавал ему предпочтение, служил ему верой и правдой. И княгиня Иулиания была почтительна, ласкова и добра ко всем. В те годы она еще более расцвела духовно и телесно, чем пленяла сердца всех приходивших в их гостеприимный дом.

Слова святой Иулиании привели преступную душу сластолюбца в состояние одержимости. В неистовстве князь Юрий подступил к ней ближе и, видя ее сопротивление, рассвирепев, повалил, пытаясь овладеть ею. Княгиня Иулиания с несвойственным хрупкой женщине мужеством стала защищаться от насильника. Схватив лежащий поблизости на столе нож, она попыталась ударить им князя Юрия, но попала только в руку. Воспользовавшись его временным замешательством, Иулиания вырвалась и с криками о помощи выбежала во двор. А Юрий обезумел настолько, что приказал слугам догнать княгиню, мечом отрубить ей руки и ноги, мертвое же тело бросить в прорубь, в реку Тверцу. Так говорится в летописи.

Пострадавшие от Юрия целомудренная Иулиания и супруг её благоверный Симеон омыли свои брачные венцы непорочной кровью и мирно отошли ко Господу, чтобы там воспринять венец мученический. Вместо короткой и временной земной жизни они получили жизнь вечную и царство небесное. Их кончина последовала 21 декабря 1406 г.

По преданию тело святого благоверного князя Вяземского Симеона Мстиславовича перенесли с почестями в Вязьму, отпели и торжественно погребли в крепости, на Соборном холме, в Никольском (впоследствии Троицком) храме. Его имущество, по общему уговору детей Симеона и Иулиании и с согласия Великих князей Московского Василия Димитриевича и Литовского Витовта, передали в Вяземский собор. С тех пор в нем постоянно совершалось молитвенное поминовение князя Симеона и его супруги. Князь Симеон свято почитается в Вязьме и в Торжке местно. Его изображения встречаются на иконах и в росписях храмов Торжка, Твери и Вязьмы. Вяземский собор несколько раз перестраивался, сам город подвергался нашествию неприятеля, и ныне мощи святого князя Симеона, к сожалению, считаются утраченными.

В апреле 1815 г. начали разборку старого Преображенского собора в Торжке, построенного еще в 1364 г. на месте более древнего Спасского храма. При этом открылась часть каменной гробницы, в которой почивали останки святой княгини. Днем и ночью на место погребения благоверной Иулиании стекались люди. Многие из искренне верующих, прикасаясь к ее гробу, или взяв часть земли из храма, получали исцеление в болезнях. В это время продолжалось и возведение стен нового собора. В связи с прославлением святой Иулиании, 2 июня 1819 г. под соборным храмом, с правой стороны устроили и освятили в честь ее часовню. В 1906 г. она была обращена в отдельный придел, посвященный святой княгине Иулиании. По свидетельству архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина; 1839-1908 гг.), в 1820 г. для придельного (правого) престола, посвященного святым Иулиании Никомидийской и Иулиании Новоторжской, в Преображенский летний городской собор, выдан антиминс архиепископом Филаретом (Дроздовым; 1782-1867 г). В 1822 г. строительство нового собора, возводимого по проекту архитектора К. И. Росси, завершили, и он был освящен. Во имя святой княгини Иулиании устроили придел и в Александро-Невском храме в Твери.

Православная Церковь чтит память святых благоверных князя Симеона и княгини Иулиании 21 декабря /3 января (ст. ст.), в день их мученической кончины. А также в воскресенье перед 28 июля/10 августа – Собор святых земли Смоленской, воскресенье после 29 июня/11 августа – Собор святых земли Тверской, второе воскресенье по Пятидесятнице – Собор всех святых в земле Российской просиявших, и благоверной Иулиании, княгини Вяземской – 2/ 15 июня.

Читайте также: