Свиридов кантата деревянная русь доклад

Обновлено: 30.06.2024

Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-41), замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры — народная песенность и духовное искусство, — жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.

Оценить 68 0

Георгий Свиридов. (16.12.1915 – 06.01.1998)

Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-41), замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры — народная песенность и духовное искусство, — жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.

Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30 — началу 40-х гг. относятся Симфония; фортепианный Концерт; камерные ансамбли (Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиты, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями, ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения. И если современная наша литература, особенно устами В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Н. Рубцова, призывает в полный голос к спасению того, что еще можно спасти, то Свиридов заговорил об этом еще в середине 50-х гг.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Состав исполнителей: тенор, мужской хор, оркестр.

История создания

Музыка

Четыре части кантаты — это четыре вокально-оркестровых миниатюры, написанные нежными и чистыми, как бы акварельными красками. Их интонационную основу образуют мотивы, характерные для крестьянских песен различных жанров, использованные с необыкновенной чуткостью, высоким вкусом и изящной простотой. Несмотря на тройной состав оркестра, сопровождение всегда прозрачно, в нем — свет и воздух. Первые три части исполняются солистом-тенором, и лишь в финале вступает мужской хор.

Там построены палаты
Из церковных кирпичей;
Те палаты — казематы
Да железный звон цепей.
Не ищи меня ты в Боге,
Не зови любить и жить.
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.

История создания

Свиридов определил это свое сочинение как поэму в двенадцати песнях. Хотя по структуре это вокальный цикл, композитор четко разграничивал рамки собственно вокального цикла, к жанру которого относил произведения более узкие по содержанию, и поэмы — так он определял циклические вокальные сочинения с более глубокой философской основой. В данном случае ему было ясно, что создается именно поэма — размышление о судьбах родины, о роли поэта.

На страницах дневниковых тетрадей Свиридов подробно описал замысел:

Музыка

Цель урока – формирование у учащихся интереса к музыке современных композиторов, основанной на многовековых традициях русской культуры и народного художественного творчества.

Георгий Васильевич Свиридов (3.12.1915-6.01.1998) советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР. Родился в 1915 году в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. В 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР. В 1941 окончил Ленинградскую консерваторию. Спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья.

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался.

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина.

Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков.

Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые лирические мелодии и ярко выраженный национальный характер высказывания.

В родном городе Георгия Свиридова Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.

В Санкт-Петербурге на улице Есенина была открыта школа искусств его имени.

В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора.

В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя.

В городе Петрозаводске (столице Республики Карелия) детская музыкальная школа № 3 носит имя композитора.

Прощай, родная пуща,

Прости, златой родник.

Плывут и рвутся тучи

О солнечный сошник.

Сияй ты, день погожий,

А я хочу грустить.

За голенищем ножик

Мне больше не носить.

Под брюхом жеребенка

В глухую ночь не спать

И радостию звонкой

Лесов не оглашать.

И не избегнуть бури,

Не миновать утрат,

Чтоб прозвенеть в лазури

Кольцом незримых врат.

Синий плат небес.

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

По лугу со скрипом

Пахнет от колес.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Текст песни "Пришла зима"

1. Вот и промчалась осень золотая,

И мы о ней с улыбкой вспоминаем.

Уже висят на окнах домики-кормушки,

И смотрим мы в окно на птиц, как на игрушки.

А снег летает, снег летает пухом белым,

Мы им любуемся, таким совсем несмелым.

А снег на землю пухом медленно ложится,

И серебрится, серебрится, серебрится.

2. Опять кататься будем мы на санках,

В пуховиках ходить и в теплых шапках.

Играть в снежки с подружкой лучшею Аленкой,

И хоровод водить под новогодней елкой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн.

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс.

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн.


Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т.


Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос.


Урок музыки "Музыка вокруг нас. Музыка осени."

Разработка содержит технологическую карту урока и презентацию. На уроке подразумевается разучиваение с обучающимися песни "Скворушка прощается".

post thumbnail

Сущностным в творчестве Свиридова было и его отношение к слову. Прежде всего, к произведениям русской литературы XIX века, которую Томас Манн назвал святой. Тут неоднократны на всем творческого пути обращения композитора к Пушкину, Лермонтову, Тютчеву. Но и ХХ век в его лучших литературных образцах стал поводом для серьезного размышления о жизни, для создания выдающихся вокальных циклов. Достаточно вспомнить работы Свиридова на стихи Блока, Есенина, Клюева, Пастернака, да и Маяковского.

В 1993 г. за кровью дело не стало. Но за истекшее двадцатилетие эти полярности в русском обществе, похоже, лишь возросли. Внешне мы вроде бы видим восстанавливающиеся и новостроящиеся храмы, отсутствие гонений на веру, но свидетельствует ли это о подлинном духовном возрождении? Особенно если вглядеться в то, что происходит в культуре, на телевидении, в печатных СМИ, на эстраде.

Эта работа, на наш взгляд, несомненная удача курских ваятелей Николая Криволапова и Игоря Минина. Под тонким столпом, удерживающим хрупкую фигурку почти невесомой музы, сидит задумавшийся композитор, массивный корневой человек, дума которого очень собранна, сосредоточенна, значительна. Замечательно портретное сходство.

Символично - по названиям - место установки памятника: на пересечении улиц Ленина и Золотой. Этот перекресток - словно квинтэссенция русской жизни нынешнего перелома эпох. На ветрах, сквозняках таких перекрестков прошла жизнь выдающегося русского композитора Григория Свиридова, оставившего нам в наследие высокие музыкальные образцы, которые остаются в сокровищнице национального культуры.

Чем ни глубже духовно музыка, тем менее она распространяется в мире, чем она сокровеннее, тем более узок круг людей, воспринимающих это сокровенное. И наоборот: чем ни поверхностней музыка касается предмета внутреннего созерцания, тем легче ее распространение. Большой соблазн для художника заключен в этом поверхностном касании.

. Наша духовная хоровая музыка - некогда гордость и самобытность нашего духовного сознания, объявлена уже десятки лет вне закона, оскорбляется и истребляется повсеместно. Исполнить духовную музыку иногда можно, но, фактически, нежелательно (и это все понимают). Духовная же музыка католиков объявлена высшей ценностью (даже когда подобные произведения не являются особо интересными), хранятся, исполняются и у нас. Музыка Русского православия истребляется, унижается, третируется в последнее время. Подобно тому, как церковная роспись католических храмов объявлена бесценным сокровищем, а Русская иконопись почти полностью уничтожена и продолжает уничтожаться.

Мусоргский считается новатором, а Рахманинов - консерватором, но музыкальная среда при их жизни боролась и с тем, и с другим. Потому, что борются не с новатором или консерватором, а борются с самой сущностью искусства, с его духом, в данных случаях с христианством и православием.


Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) рано нашел свой путь в искусстве. С самого начала мир музыки, связанной со словом, с сюжетом, привлекал его страстно. Способствовало этому его настоящее и глубокое знание живописи, литературы и поэзии, истории, знание русского старинного искусства.

Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека. В его искусстве есть что-то космически крупное. Отсюда медленные темпы его произведений, торжественные звучности. Каждая нота в его творениях подчеркнута и весома. Суетность, торопливость ему чужды. Его герои духовно красивы — он воспевает труд, любовь, верность.

Методические рекомендации к урокам музыки по творчеству Г. В. Свиридова.

Методическую основу уроков музыки составляют как специальные умения, так и понятийные знания. И качество их постижения и усвоения учащимися, в конечном счете, будет определять уровень музыкальной культуры.

Одно из специальных учений является не только умение слушать музыку, но и умение рассказывать, говорить о ней. Суметь что-либо сказать о музыке — значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять полученные знания, связывая их со слуховыми впечатлениями.

Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения — и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве. Помимо зтого, перед учителем стоят проблемы активизации эмоционального и музыкального восприятия.

— Что такое жанр кантата? (катата — произведение в нескольких частях для хора, солистов и симфонического оркестра);

— Какое слово лежит в основе названия жанра кантата? (канто — пение);

— Время и место рождения жанра кантаты (рубеж XVI — XVII веков, Италия).

Название частей записаны на доске. Предлагается работа в парах по прослушиванию 1-й и 2-й части кантаты. Задача: наиболее грамотно проанализировать средства музыкальной выразительности песен, особенности стиля композитора, красочно передать свои впечатления о произведении по плану: музыкальные интонации, их образный смысл; тембровые краски хоровых партий; тембры музыкальных инструментов и их роль в создании музыкальной атмосферы; особенности метро-ритма.

Музыка Г. В. Свиридова — яркая, хорошо запоминается и глубоко воздействует на чувства учащихся. В ней и картины русской природы, и нелегкая доля русской женщины, и история великой России в годы тяжелых исторических потрясений. Музыкальное восприятие происходит не только на эмоциональном, но и на интеллектуальном уровне. На уроках учащиеся с большим увлечением слушают и анализируют сочинения Г. В. Свиридова, наполненные высокой духовностью, нравственной чистотой, чувством народности, патриотизма, пробуждая светлые чувства, веру в свои силы.

Проверочные письменные тесты по теме

Впишите пропущенные слова в названии произведений Г. В. Свиридова:

1. В 2015 году будет отмечаться юбилей композитора. Ему бы исполнилось…

А) 75 лет Б) 80 лет В) 100 лет

2. Любимый инструмент Свиридова в детские годы, на котором он играл в самодеятельном оркестре народных инструментов

А) Балалайка Б) Гармошка В) Жалейка

3. Композитор, педагог Свиридова в Ленинградской консерватории

А) С. Прокофьев Б) Д. Шостакович В) С. Рахманинов

4. Ведущий жанр творчества композитора

А) Симфонии Б) Кантаты и оратории В) Квартеты Г) Песни и вокальные циклы

5. Известное сочинение композитора, написанное на народные слова

А) Патетическая оратория Б) Весенняя кантата В) Курские песни

6. Один из любимых поэтов Свиридова, на стихи которого он написал около 50-ти сольных и хоровых произведений

А) Н. Некрасов Б) А. Блок В) С. Есенин Г) А. Пушкин

7. Произведение Свиридова, в котором огромную роль приобретает колокола

10. Музыкальный жанр, который не присутствует в творчестве композитора

А) Оратория Б) Опера В) Оперетта Г) Симфония

11. Произведение Свиридова на стихи В. Маяковского

А) Патетическая оратория Б) Весенняя кантата В) Курские песни

12. Произведение Свиридова, в котором он использует поэзию Некрасова

13. Кантата, не принадлежащая перу Свиридова

14. Известный хоровой дирижёр, руководитель Русской хоровой капеллы, памяти которого Свиридов посвятил концерт

А) А. Свешников Б) М. Пятницкий В) А. Юрлов

15. Название концерта для хора и инструментального ансамбля

А) Б.Пастернак Б) В.Астафьев В) И.Бунин

17. Шотландский поэт, на стихи которого композитор создал вокальный цикл А) Шелли Б) Блейк В) Бёрнс

А) Тройка Б) Зима В) Вальс Г) Военный марш

19. Кинофильм, музыка из которого долгое время была музыкальной эмблемой информационной программы первого канала телевидения

20. Обращался ли композитор в своём творчестве к подлинным церковным текстам А) Да Б) Нет

Читайте также: