Субъекты уполномоченные назначать выборы доклад

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Органы государственной власти формируются двумя способа­ми:

Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осу­ществляются выборными органами. Таким образом, выборы да­ют высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федераль­ном уровне прямым способом избирается одна палата Федераль­ного Собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент РФ. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главныйимпульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются орга­ны государственной власти в субъектах Федерации, а также орга­ны местного самоуправления. Отсюда исключительно важно зна­чение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявле­ние демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мне­ний и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взры­вов, если органы государст­венной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политиче­скими партиями. Различаются, например, избирательные систе­мы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяс­нить подлинный смысл программ политических партий, борю­щихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана де­мократическая власть. Политические партии как раз способству­ют формированию такого большинства.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практиче­ски не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не мо­жет быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все мог­ли выразить свою волю, а государственная власть — быть создан­ной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигаются стабиль­ность и порядок в общественной жизни.

Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождае­мый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведе­ния, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь на­вязывания большинству мнения меньшинства или отдельных по­литиков. Выборы — это своеобразная проверка доверия граждан к своему государству.

Согласно ст. 10 ФЗ в ыборы указанных в п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является:

    • второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов;
    • если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных п. 4-6 настоящей статьи (досрочное прекращение полномочий депутатов, образование новых органов).

    В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий.

    Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

    Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

    Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье .

    Не допускается назначение голосования:

      1. на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день,
      2. на день, следующий за нерабочим праздничным днем,
      3. на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем.

      Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

      Решение о назначении выборов должно быть принято:

        • в федеральный орган государственной власти - не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;
        • в орган государственной власти субъекта Российской Федерации - не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;
        • в орган местного самоуправления - не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

        Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

        Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в указанные выше сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются:

          • в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом;
          • в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования;
          • в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

          Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

          Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок , не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22 - 24 и 29 настоящего Федерального закона, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

          Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов регионального законодательного (представительного) органа государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. При этом в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" особо подчеркнут обязательный характер назначения выборов и усилены гарантии избирательных прав граждан при отсутствии закона субъекта Российской Федерации о выборах, закреплен унифицированный подход к регулированию порядка назначения выборов, уточнен перечень субъектов права назначения выборов.

          Во-первых, выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

          Во-вторых, выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.

          В целом в федеральном и региональном избирательном законодательстве закреплено несколько основных моделей регулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы соответствующего уровня (или уровней) назначаются законодательным (представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом государственной власти, представительным органом местного самоуправления либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных законами, проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо дата проведения региональных и муниципальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов).

          Порядок назначения выборов в федеральные органы государственной власти включает порядок назначения общих и досрочных выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "а" ст. 84, ч. 2 ст. 96), Федеральным законом от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы назначает Президент и днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва, при этом срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. В случае если Президент не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы и днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня ее роспуска; при этом сроки избирательных действий, установленные законом, сокращаются на четверть. В случае если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Думы (ст. 4). Постников А.Е. Избирательное право России. Норма. Москва. 2000.

          В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и Федеральным законом от 17 мая 1995 года "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента назначает Совет Федерации как верхняя палата федерального парламента и днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент, при этом исчисление конституционного срока, на который он был избран, начинается со дня его избрания; срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. В случае если Совет Федерации не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. При прекращении Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом; в этом случае сроки избирательных действий, установленные федеральным законом, сокращаются на четверть. В случае если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит выборы, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения Президента от должности (ст. 4). Постников А.Е. Избирательное право России. Норма. Москва. 2000.

          Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов, глав исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основывается на положениях "рамочного" федерального избирательного законодательства, тем не менее по ряду своих аспектов отличается; при этом в некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и последующих выборов.

          Порядок назначения общих выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривает предоставление права их первоначального назначения главе исполнительной власти (Свердловская область) либо законодательному (представительному) органу государственной власти (Тамбовская область). При этом закрепляются так называемые переходящие полномочия по их назначению. В случае если общие выборы не назначены представительным органом в установленный законом срок, то назначить их вправе глава администрации (в Рязанской области закреплено, что в случае непринятия областной Думой соответствующего решения глава администрации не позднее чем за 100 дней до истечения срока ее полномочий принимает решение о назначении выборов; в Омской области выборы назначаются главой администрации по представлению Избирательной комиссии области) или комиссия субъекта Российской Федерации (Тамбовская область).

          Тем субъектам Российской Федерации, которые наделили переходящими полномочиями по назначению выборов глав администраций, придется вносить в свои законодательные акты необходимые изменения и дополнения, т.к. названный Федеральный закон однозначно передал право назначения первоначальных и досрочных выборов в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки и в соответствии с установленном порядком, соответствующим избирательным комиссиям.

          Избирательная комиссия назначает выборы на первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов либо, соответственно не позднее чем на 180 день со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов.

          Федеральным законом предусмотрен случай когда и избирательная комиссия не назначит выборы или она отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законодательством. В этом случае выборы назначаются соответствующим судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений (блоков), органов государственной власти и местного самоуправления, прокурора.

          Порядок и субъекты права назначения выборов органов местного самоуправления существенным образом отличаются от выборов федерального и регионального уровней, что в ряде случаев обусловлено неразвитостью или противоречивостью правовой основы организации системы местного самоуправления, особенностями порядка назначения и проведения муниципальных выборов. В основном используется несколько моделей регулирования субъектного состава и порядка назначения муниципальных выборов.

          В законах закрепляется централизованный, децентрализованный и смешанный порядок назначения выборов. Так, в рамках централизованного порядка ряд элементов организации избирательного процесса носит сквозной, обслуживающий (технологический) характер -- выборы депутатов представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования назначаются региональным законодательным органом государственной власти не позднее трех месяцев до окончания срока полномочий действующих органов местного самоуправления (Тамбовская область, Республика Саха) Избиаательное право и избирательный процесс в России: прошлое и настоящие (региональный аспект). Тамбов. ТГТУ. 2000. .

          Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

          В рамках децентрализованного порядка выборы как представительного органа, так и главы муниципального образования и иных должностных лиц местного самоуправления назначает сам представительный орган местного самоуправления не позднее чем за определенное количество дней до дня проведения выборов или же срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее трех месяцев.

          (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

          (см. текст в предыдущей редакции)

          1. Выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

          2. День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом.

          3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

          (п. 3 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

          (см. текст в предыдущей редакции)

          О выявлении конституционно-правового смысла п. 4 ст. 10 см. Постановление КС РФ от 26.06.2014 N 19-П.

          4. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.

          (в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 03.11.2015 N 302-ФЗ)

          (см. текст в предыдущей редакции)

          5. Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

          (в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

          (см. текст в предыдущей редакции)

          5.1. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания.

          (п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 154-ФЗ)

          (см. текст в предыдущей редакции)

          6. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

          (п. 6 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

          (см. текст в предыдущей редакции)

          7. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

          8. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

          9. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22 - 24 и 29 настоящего Федерального закона, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

          Избирательная кампания: субъекты выборов кампании [18.11.13]

          Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А проголосовали 4% избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В – 5%, за партию С – 77%, за партию D – 1%, за партию N – 6%. Покажите какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов, и объясните почему.

          Список литературы 10

          Введение.

          Избирательная кампания — сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон. Например, для политолога избирательная кампания является стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор. Для самого кандидата и его команды избирательная кампания скорее является определенными целенаправленными последовательными усилиями, которые осуществляются с целью мобилизовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов. Для обычных же граждан-избирателей избирательная кампания — время, когда рекламируются очень разные люди, которые стремятся прийти к власти.

          Цель избирательной кампании для граждан состоит в том, чтобы высказать свои предпочтения в ходе голосования, для кандидатов – достичь частичной, относительно полной или абсолютной победы.

          1. Избирательная кампания: сущность и основные этапы.

          Избирательная кампания в широком смысле слова – это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы. Избирательная система – это целостная совокупность политических субъектов, институтов, норм, принципов, процедур, составляющих механизм организации и проведения выборов. Выборы являются неотъемлемой частью политического процесса в современных демократических обществах, важной формой реализации политических прав граждан, посредством голосования.

          Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит: формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов; привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого; ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников.

          Избирательная кампания – развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов. Каждый из этапов включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий.

          Основные этапы избирательной кампании:

          - Назначение выборов. На этом этапе обеспечивается реализация принципа обязательности и периодичности. Назначение выборов должно проводиться в сроки, позволяющие кандидатам и политическим партиям развернуть полноценную избирательную кампанию. Смысл процедуры назначения

          выборов состоит в установлении дня голосования.

          - Выдвижение и регистрация кандидатов. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Так же существуют другие способы выдвижения кандидатов: самовыдвижение; выдвижение группой избирателей. Одним из необходимых условий регистрации кандидата может быть сбор подписей в поддержку его выдвижения.

          - Голосование. Политический выбор граждан обусловлен целым рядом факторов. Существует несколько подходов к объяснению мотивов голосования избирателей. Голосуя, граждане проявляют солидарность со своей социальной группой; руководствуются закрепившимися политическими симпатиями; стремятся максимально реализовать собственные интересы, руководствуясь собственной выгодой; голосуют под воздействием избирательной кампании, мероприятий проводимых в рамках коммуникативной стратегии.

          - Определение результатов выборов. Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

          2. Субъекты выборов и этапы избирательной кампании.

          Субъекты выборов:

          1). Избиратели – одно из главных действующих лиц в процессе выборов. Предпочтения, высказанные в ходе голосования избирателями, т.е. гражданами, которые обладают правом голоса, есть критерий для определения того, кто займет отдельную выборную должность. Вся совокупность избирателей страны называется избирательным корпусом или электоратом. Участие граждан в голосовании на выборах является основной формой их вовлеченности в политику. Именно в ходе выборов большинство граждан становятся субъектами политики.

          2). Важное место среди субъектов выборов занимают их коллективные участники – политические партии, т.к. главной целью политической партии является овладение политической властью или участие в ее осуществлении. Важнейшая привилегия политической партии как ключевого субъекта выборов сопряжена с рядом обязательных условий, которым она должна соответствовать, чтобы считаться партией: обязательность участия в выборах; наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации с численностью не менее 500 членов регионального отделения; общая численность членов партии – не менее 50 тысяч членов.

          3). Кандидаты на выборные должности. Конкретный перечень выборных должностей, их число и вес в современных демократиях различны и зависят от специфики формы правления, формы территориального устройства, масштаба государства, политических традиций. В России выборными являются следующие должности в системе органов государственной власти и местного самоуправления: Президент РФ; депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации; главы муниципальных

          образований; депутаты представительных органов местного самоуправления.

          4). Избирательные органы. Они осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают: контроль за соблюдением избирательного законодательства; подготовка списков избирателей; регистрация выдвинутых кандидатов; распределение финансовых средств; организация голосования; определение результатов выборов и т.п.

          5). Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального аппарата. Оно занимает специфическое положение в структуре избирательной системы. С одной стороны, его участие в выборах второстепенно в сравнении с действиями избирателей, кандидатов, политических партий. С другой стороны, избирательная система является компонентом политической системы, в которой центральное место занимает государство. Именно органы государственной власти осуществляют реформирование избирательной системы.

          Действия всех субъектов выборов и отношения, возникающие между ними, регламентируются избирательным правом. Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.

          -Политология / Под.ред. В.Н.Лавриненко – М.: ЮНИТИ, 1999.

          Основные действующие субъекты на каждом из этапов избирательной кампании:

          Читайте также: