Субъекты социальной поддержки населения доклад

Обновлено: 19.05.2024

Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. средств, предназначенных на цели социальной защиты инвалидов и осуществление деятельности общественной . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Данные резервы могут создаваться . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, всю запланированную по программе . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в . включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности .

. 160 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2019 . времени продолжится Министерство труда и социальной защиты РФ направило в Правительство доклад . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.09. 2019 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 3.10.2019 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.09.2019 . -6492. Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ: вправе ли работодатель самостоятельно .

. -инвалидом; 2) справка из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с . прочих документов, справку из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с . труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, она не .

. работой ( Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2020 . деятельности ( Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2020 . -150 , Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2020 . ; утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 мая 2020 .

. и органы местного самоуправления, органы социальной защиты населения формируют бюджетную смету, в . и их оздоровления, осуществляемые органами социальной защиты (поддержки) населения в пользу граждан .

. учреждения в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, а также МФЦ, музеи, библиотеки . ) образование, летний оздоровительный отдых, здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание; 4) культурные . оздоровительные учреждения стационарного типа; 3) социальная защита и соцобслуживание населения; 4) МФЦ .

. СИЗ работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций .

. . Согласно рекомендациям Министерства труда и социальной защиты, изложенных в письме от 26 . в рекомендациях Министерства труда и социальной защиты в эту группу также включены .

. , здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта . Наука, образование, здравоохранение, культура, СМИ, социальная защита, занятость населения, физкультура и спорт .

. и автономных учреждениях в сфере социальной защиты населения, утвержденного правительством Архангельской области .

. , здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта .

. образования; обновление кадрового резерва; обеспечение социальной защиты; медицинское страхование; распределение льгот; пенсионное .

. целом гарантированных государством прав на социальную защиту, предоставляемую гражданам по добровольному социальному .

Гост

ГОСТ

Субъекты социальной защиты

Основным субъектом социальной защиты является государство, общественные организации в лице профсоюзов, разных союзов и ассоциаций предпринимателей, отдельных личностей.

При оказании разных видов социальной защиты роль государства будет различной. Обеспечивая абсолютную защищенность, государство объединяет в себе:

  • законодателя,
  • исполнителя,
  • собственника.

Располагая огромными ресурсами, оно имеет возможность подчинить экономику государственным инвестициям и расширить масштабы своего вмешательства через тотальное планирование.

Производственная сфера находится под полным контролем государства, что является источником власти над гражданами. Экономической деятельностью страны управляет государственный аппарат, поэтому под его контролем находится не только материальная сторона жизни общества.

В сфере деятельности оказывается распределение лимитированных средств, которые необходимы для реализации целей граждан. Чиновники определяют социальный статус человека, уровень их социальной защиты, но, в условиях рыночной экономики гарантировать стабильность доходов государство не может.

Стабильность доходов всех граждан может быть достигнута с ликвидацией рыночных отношений. Чем больше общество будет стремиться к абсолютной защите, тем меньше будет реальная защищенность.

Большую роль в обществе призваны играть профсоюзы, которые являются важным субъектом трудовых отношений. Деятельность профсоюзов по защите интересов трудящихся регламентируют международные конвенции, государственные законы, трудовые договора с работодателями.

В сфере деятельности профсоюзов находятся самые разнообразные социально-экономические проблемы, которые необходимо решать, чтобы уровень социальной защиты работников был выше. Среди проблем выделяются такие как форма оплаты труда и её размер, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска, вопросы, связанные с медицинским страхованием и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Имеющиеся трудовые и профсоюзные достижения отражаются в коллективных договорах, а потом закрепляются в законодательстве. Использование такой технологии предполагает уже элементы борьбы.

Предприниматели в этой системе имеют свои интересы. Их заинтересованность состоит в сохранении и увеличении уровня доходности своего предпринимательского дела. Чтобы эти цели были реализованы, необходим учет требований профсоюзов, а это значит, что предприниматели должны принимать активное участие в сохранении тех стандартов уровня жизни трудящихся, которые уже достигнуты.

С этой целью им необходимо принимать участие в создании страховых фондов, способствовать улучшению условий труда, вводить новые формы оплаты труда и дополнительные выплаты.

Объекты социальной защиты

В системе социальной защиты люди занимают особое место, поэтому именно они являются главным объектом её защиты.

Во-вторых, объектами защиты являются отдельные слои населения и отдельные группы, например, работники образования, военнослужащие, работники здравоохранения и др.

К третьей группе объектов относятся самые уязвимые слои населения – дети, многодетные семьи, пенсионеры, безработные и др. Отсюда понятно, что данные слои населения должны быть избавлены от абсолютной нищеты и адаптированы к условиям рыночной экономики.

Проблема общей социально-экономической поддержки является важнейшей проблемой защиты населения в условиях переходного периода. Государство выступает в качестве субъекта воздействия, а его деятельность направлена на процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи.

Уязвимые слои населения и группы обеспечиваются социальной защитой преимущественным пользованием общественными фондами потребления, получают прямую социальную помощь, имеют сниженные ставки налогов.

Социальная защита носит комплексный характер и отличается многообразием форм и методов. Помимо социального обеспечения, помощи и поддержки используются различные формы социального обслуживания, консультирование, психологическая помощь.

Таким образом, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации – безнадзорные и бездомные, жертвы насилия, переселенцы и беженцы и другие, являются объектами социальной защиты.

Объекты социальной защиты детства

Особую группу, как объектов социальной защиты, составляют дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

Эти ситуации могут быть различными – социально неблагополучное положение в семье, дети без родителей, дети-инвалиды, дети группы риска и др.

По характеру заболевания детей с ограниченными возможностями делят на категории:

  • глухие и слабослышащие;
  • слепые и слабовидящие;
  • дети с нарушениями речи;
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • умственно отсталые дети и др.

Надо сказать, что во всем мире, включая Россию, изначальная помощь детям с ограниченными возможностями развивалась на базе специализированных образовательно-воспитательных учреждений.

Это привело к тому, что в обществе постепенно начала происходить сегрегация и изоляция подобных детей. Уже во второй половине XX века в развитых странах мира в отношении таких детей стали применять новые подходы.

Суть этих подходов заключалась в том, что дети с ограниченными возможностями не являются социально обособленными, изолированными от общества и должны принимать участие во всех видах социальной жизни наравне с остальными.

Это положение прописано в Конвенции ООН, но, система специальных учебно-воспитательных учреждений в России для данной категории детей требованиям Конвенции отвечает не в полной мере.

Объясняется это тем, что такие учреждения традиционно были ориентированы на решение вопросов обучения и профессиональной подготовки детей именно с такими отклонениями. Вопросы социализации и адаптации в обществе не являлись предметом внимания ни ученых, ни практиков.

Значительное внимание уделялось детям-сиротам в полном смысле этого слова, детям, оставшимся без попечительства, вследствие лишения родительских прав.

К сожалению, в России растет число детей, родители которых не лишены родительских прав, но своих функций не выполняют, поэтому такие дети тоже оказываются в категории нуждающихся в защите.

Обязанности по выявлению таких детей в России выполняют органы опеки и попечительства, а статус детей в установленном порядке закрепляется документально.

Те подходы, которые сложились в образовательно-воспитательных учреждениях по обучению и воспитанию детей-сирот имеют множество проблем и не удовлетворяют современное общество.

И те, кто в данные статистические показатели не входит, не в состоянии самостоятельно адаптироваться в обществе и найти свое место в жизни после ухода из стен сиротских учреждений.

К детям-правонарушителям относятся дети, совершившие уголовно наказуемые деяния. К ответственности привлекаются только те, кому на момент совершения преступления исполнилось 14 лет.

Судьбу ребенка, совершившего правонарушение, но не достигшего этого возраста, решает комиссия по делам несовершеннолетних.

Положение этих групп детей законодательно и нормативно регулируется государством.

Социальная поддержка заключается в предоставлении денежных выплат или натуральных благ в дополнение к основным видам социального обеспечения (пенсиям, пособиям).
Современная система мер социальной поддержки распространяется на отдельные категории граждан и включает следующие виды (См. Рис.1, 2.):
 ежемесячную денежную выплату;
 иные денежные выплаты;
 полное или частичное освобождение от оплаты коммунально-бытовых и других услуг;
 набор социальных услуг.

Содержание

Введение. 2
1. Понятие и виды социальной поддержки населения. 4
2. Социальное обеспечение и помощь. 7
3.Социальное обеспечение на примере Республики Калмыкия. 15
Заключение. 22
Список литературы. 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

Упр.в соц.сфере.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

студент (ка) 4 курса заочная

Москва 2015 год

1. Понятие и виды социальной поддержки населения. . 4

2. Социальное обеспечение и помощь. . . 7

3.Социальное обеспечение на примере Республики Калмыкия. 15

Список литературы. . . . 23

С.Д.Соловьева считает, что институт социальной защиты населения является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущности социального государства и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства им не исчерпывается.

В литературе часто встречаются подходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком смысле слова.

Из указанных понятий выделяются объект и субъект социальной поддержки, уточняются смысловые особенности понимания социальной защиты в широком и узком смыслах, целевые установки, функциональная нагрузка, механизм осуществления социальной защиты и обстоятельства, вызывающие необходимость осуществления этой деятельности. Указанные аспекты рассматриваются авторами не только в общем плане, но и применительно к конкретным категориям граждан.

В условиях перерастания систем социального обеспечения в системы социальной защиты вновь встает вопрос более четкого разграничения базовых понятий.

1. Понятие и виды социальной поддержки

Финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла, ветеранов военной службы и других категорий населения передано на уровень субъектов РФ.

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установил, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты РФ и муниципальные образования должны соблюдать следующие принципы:

  • обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
  • сохранить стабильность правового регулирования, чтобы поддержать доверие граждан к закону и действиям государства;
  • предоставить гражданам возможность адаптироваться к изменениям в течение разумного переходного периода посредством установления временного регулирования общественных отношений;
  • не допускать нарушения прав и свобод третьих лиц при осуществлении гражданами социальных прав и свобод.

Как указал Конституционный Суд РФ, по своему конституционно-правовому смыслу названные принципы предполагают обязанность РФ участвовать в финансировании субъектами РФ мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на уровне не ниже сложившегося в соответствии с федеральным законодательством до 01.01.2005 г. (Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. № 353-О)

Таким образом, социальная поддержка заключается в предоставлении денежных выплат или натуральных благ в дополнение к основным видам социального обеспечения (пенсиям, пособиям).

Современная система мер социальной поддержки распространяется на отдельные категории граждан и включает следующие виды (См. Рис.1, 2.):

  • ежемесячную денежную выплату;
  • иные денежные выплаты;
  • полное или частичное освобождение от оплаты коммунально-бытовых и других услуг;
  • набор социальных услуг.

Меры социальной поддержки предоставляются без учета материального положения лиц, имеющих на них право.

Рисунок 1. Субъекты социальной поддержки

Рисунок 2. Меры социальной поддержки

2. Социальное обеспечение и социальная помощь.

Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Как говорилось ранее речь идет о людях находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики называемая социальным обеспечением.

Основными видами социального обеспечения являются:

  • пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
  • пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
  • содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
  • профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медикосоциальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медикосоциальная экспертиза и реабилитация и др.

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения. Это организационная структура социального обеспечения.

Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов.

Фонды социального обеспечения и источники формирования устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями.

Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода на пенсию. Однако в любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже минимального предусмотренного законом уровня. Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности и не зависят от возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченной возможностью человека осуществлять трудовую деятельность.

Немаловажное значение имеют определенные законодательством надбавки. Например, к пенсии по старости устанавливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения; на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии.

В настоящее время уровень обеспечения пенсиями и пособиями корректируется с учетом розничных цен путем выплаты компенсации и индексации пенсий.

Законодательство РФ устанавливает систему компенсаций и льгот в отношении граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов (авария на Чернобыльской АЭС и др.).

Кроме того, фактический заработок пенсионера учитывается для пенсий за счет индивидуального коэффициента, адаптированного к современному уровню оплаты труда. Иначе говоря, достигается положение, при котором лица одинаковой профессии и аналогичной квалификации смогут воспользоваться приблизительно равными заработками, получаемыми за такую же работу в настоящее время.

Создается новая модель пенсионной службы, объединяющая весь процесс, начиная от сбора средств и кончая доставкой пенсии, в одном ведомстве, которая возьмет на себя ответственность за социальное обеспечение населения.

Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

Соц.защита населения – система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками.

К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни ладей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития.

Во-вторых, отдельные группы и слои населения.

Например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т.д.

В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.

Система соц. защиты населения базируется на принципах, составляющих ее научную основу. Принципы – это научно обоснованные положения, выражающие характер требований к ее содержанию, формам и методам по социальной защите людей. Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость.

Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты – значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте.

Быть справедливым и гуманным в социальной защите – это уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений и определять пути выхода их них.

Справедливость и гуманизм в социальной защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада.

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность.

С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается: единством целей, принципов и направлений деятельности; сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку; всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива); координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты; контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, т.е. осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. В современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь, назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг. Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря принципу адресности удается достичь главное – помочь людям оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

Меры социально поддержки граждан [26.12.16]

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойного существования человека и его свободного развития в рамках общества. Для достижения данного результата применяются различные меры социальной поддержки граждан.

Социальная поддержка граждан - совокупность мероприятий, проводимых государством и обществом, направленные на предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание нормального жизнеобеспечения и достойного существования человека и отдельных групп населения.

Меры социальной поддержки подразумевают определенные правовые преимущества отдельных слоев населения, нуждающихся в социальной защите. Социальная защита осуществляется за счет федерального и местного бюджетов, специально создаваемых государственных некоммерческих и негосударственных социальных фондов.

Основные принципы социальной защиты населения:

-обеспечение прав и свобод личности;

Право на социальную защиту закреплено, в первую очередь, в Конституции РФ, а так же в Федеральных законах (далее ФЗ). Основные из них: ФЗ РФ "О государственной социальной помощи", ФЗ РФ "О социальном облуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ РФ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ФЗ РФ "О страховых пенсиях", ФЗ РФ "Об обязательном медицинском страховании".

На данном этапе формирования, социальная защита охватывает обширный круг лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Это связано не в последнюю очередь с теми рисками, которым подвергается всё население страны и, в особенности, те граждане, которые уже подпадают под черту нуждающихся и получающих социальную помощь (как правило со стороны государства). В первоочередном порядке в социальной защите в нашей стране нуждаются:

-граждане пожилого возраста, в особенности одинокие и одиноко проживающие;

-ветераны(в том числе инвалиды) ВОВ 1941-1945 гг. и семьи погибших военнослужащих;

-инвалиды, а так же инвалиды с детства и дети-инвалиды, инвалиды подлежащих к воинам-интернационалистам;

-вынужденные переселенцы и беженцы;

-семьи, в которых проживают дети-сироты, дети-инвалиды;

-дети с девиантным поведением;

Виды социального обеспечения можно разделить на две обширные группы -это:

-социальное обеспечение, выраженное в денежной форме:

3) компенсационные выплаты;

4) жилищные субсидии;

5) страховые выплаты;

6) ежемесячные денежные выплаты;

7) материнский (семейный) капитал;

8) социальные доплаты к пенсиям;

-социальное обеспечение в натуральном выражении:

1) медицинская помощь;

2) лекарственное обеспечение;

3) санаторно-курортное лечение;

4) социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания;

5) специфические услуги, предоставляемые инвалидам (реабилитационные услуги, протезирование, профессиональное обучение, трудоустройство, и др.).

Выявление проблемы социальных проблем и поиск их решений в разных странах происходит по-разному, в зависимости от социально-экономической и политической ситуации, сложившейся в данном государстве. Но практически в любом государственном образовании(если не брать в расчет страны третьего мира) социальная защита населения обеспечивается в законодательном порядке. Законодательная база устанавливает основные необходимые гарантии, механизмы их осуществления и конкретные меры предоставления социальной поддержки. К формам осуществления государственной социальной политики относятся федеральные, региональные и муниципальные программы. Но наряду с этими формами социальная стабильность незащищенных граждан может быть достигнута другими способами. В их число входит частное личное страхование, благотворительность со стороны, а также личные сбережения.

Организационно правовая форма социальной защиты населения- принятый на законодательном уровне, способ осуществления и организации социальной зашиты.

На федеральном уровне в основном действует такие формы социальной защиты как социальное страхование и социальная помощь.

Обязательное социальное страхование- это система разрабатываемых и принимаемых государством правовых мероприятий, направленных на компенсацию результата изменения материального и(или) социального положения граждан в случае:

-наступления старости, инвалидности, потери кормильца;

-беременности, болезни, травмы и т.д.

-профессионального заболевания или трудового увечья;

-необходимости получения медицинского обслуживания(помощи, в т.ч. срочной).

Виды обязательного социального страхования:

1)обязательное пенсионное страхование;

2)обязательное медицинское страхование;

3)обязательное социальное страхование по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

4)страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К кругу лиц подлежащих социальному страхованию относятся все застрахованные лица, а в установленном законом случаях также и их семьи.

Социальная помощь- забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

К основным видам социальной помощи относят:

2.дополнительная медицинская помощь;

3.бесплатные(либо с большой скидкой) путевки в санаторно-курортные учреждения;

4.бесплатный(или же с существенной скидкой) проезд на всех видах городского общественного транспорта;

5.бесплатные(или со скидкой) лекарства, выписанные по рецепту врача;

Основные отличия социального страхования от социальной помощи:

1. Различаются по способу финансирования. Социальное страхование финансируется за счет обособленного от государственного бюджета финансового источника (внебюджетные социальные фонды), которые образуются преимущественно за счет страховых взносов. Социальная помощь финансируется из бюджетов различных уровней.

2. По способу управления. Социальное страхование должно управляться на принципах социального партнерства, т.е. и представители застрахованных, и страхователей должны участвовать в управлении системой. Управление государственной социальной помощью осуществляют соответствующими государственными органами.

3. По основаниям предоставления. Обеспечение по социальному страхованию не зависит от уровня доходов застрахованного лица и предоставляется при наступлении страхового случая. Социальная же помощь предоставляется только тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума.

Глава 2. Меры социальной поддержки незащищенных слоев населения.

Социальная политика в Российской Федерации направлена на поддержание достойного существование в стране малообеспеченных и незащищенных слоев населения, а также на их правовую защиту. Ее реализация осуществляется в соответствии с положением международных актов о правах человека и Конституцией РФ. Многообразие форм и видов социальной поддержки позволяет полнее осуществлять заботу государства о тех , кто в ней нуждаются.

Меры социальной поддержки в соответствии с категориями граждан, нуждающихся в ней.

1. Меры социальной поддержки и льготы ветеранам.

К ветеранам в нашей стране относятся ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды ВОВ и боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. К мерам их (а так же несовершеннолетним узникам фашизма) социальной поддержки, в соответствии с законодательством, относятся:

1) обеспечение жильем;

2) ежемесячные денежные выплаты;

3) набор социальных услуг (лекарственное обеспечение, предметы применения в хозяйстве и быту, бесплатный проезд общественном транспорте и др.).

4) дополнительные ежемесячные выплаты;

5) социальные льготы;

6) ежегодные выплаты к знаменательным событиям;

7) медицинское обслуживание;

2.Меры социальной поддержки инвалидов (в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства). Инвалиды, в соответствии с законодательством имеют право на:

1) обеспечение жилой площадью;

2) социальную пенсию по инвалидности;

3) ежемесячную денежную выплату;

4) набор социальных услуг;

5) социальные льготы;

6) компенсационные выплаты;

7) социальное обслуживание на дому.

3. Меры социальной поддержки и льготы для граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АС:

1) обеспечение жилой площадью;

2) ежемесячные денежные выплаты;

3) набор социальных услуг;

4) социальные пособия;

5) социальные льготы;

6) компенсационные выплаты.

4. Меры социальной поддержки и льготы многодетным семьям могут регулироваться на федеральном уровне, а так же на региональном. Статус многодетной семьи определятся в соответствии с региональным законодательством. Согласно с этим положением меры социальной поддержки такой семьи зависит от конкретного региона, в котором семья проживает. Вот наиболее общие меры социальной поддержки:

1) пособия на детей;

2) бесплатное предоставление земельного участка;

3) социальная поддержка по обеспечению жильем;

4) единовременное денежное поощрение одному из родителей, награжденному орденом "Родительская слава";

5) ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет;

6) ежемесячные субсидии на оплату детского сада;

7) налоговые льготы родителям на детей;

8) компенсация трудового стажа многодетным родителям;

9) право на досрочную пенсию многодетным матерям (родившим и воспитывавшим более пяти детей);

10) материнский капитал.

5. Матери одиночки. Меры их социальной поддержки:

1) единовременное пособие, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

2) пособие по беременностям и родам;

3) ежемесячное пособие по уходу за детьми до достижениями ими 1,5 лет;

4) трудовые льготы матерям-одиночкам;

5) налоговые льготы.

6. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) обеспечение жильём;

2) государственная социальная стипендия;

3) социальные льготы;

4) ежегодное пособие на приобретение учебной литературы.

7. Меры социальной поддержки малоимущих семей:

1) субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг;

2) субсидия родителям на оплату детского сада;

3) государственная социальная стипендия;

4) социальная доплата к пенсии;

5) социальная материальная помощь;

6) ежемесячное денежные выплаты при рождении третьего ребенка до достижения трех лет.

8. Студенты и меры их социальной поддержки:

1) государственная академическая стипендия;

2) государственная социальная стипендия;

3) ежегодное пособие на приобретение учебной литературы;

4) единовременная материальная помощь нуждающимся в помощи;

5) социальный налоговый вычет на обучение;

6) образовательный кредит;

7) предоставление места в общежитии иногородним студентам;

8) социальные льготы при проезде на общественном транспорте.

9. Меры социальной поддержки пенсионеров:

1) социальная доплата к пенсии;

2) индексация пенсии;

3) социальная пенсия по старости;

4) налоговые льготы;

5) социальное обслуживание на дому;

6) компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам по уходу за престарелыми гражданами.

10. Меры социальной поддержки безработных граждан:

1) пособие по безработице (в том числе в период временной нетрудоспособности);

2) стипендия, выплачивающаяся во время прохождения безработным профессионального и дополнительного профессионального образования;

3) единовременная субсидия для открытия безработным своего бизнеса;

4) возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

5) досрочное назначение пенсии;

6) социальная материальная помощь.

11. Меры социальной поддержки вынужденным переселенцам:

1) обеспечение жильем;

2) единовременное денежное пособие;

3) компенсация проезда и провоза багажа при переселении.

12. Меры социальной поддержки доноров:

1) обеспечение бесплатным питанием в день сдачи крови и(или) ее компонентов;

2) донору, сдавшему кровь и(или) её компоненты в объеме, равному двум максимальным дозам, в течение года, предоставляется право на первоочередное получение льготных путевок в санаторно-курортные учреждения по месту трудовой или учебной деятельности (почетным донорам дается в обязательном порядке);

3) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для донора время (распространяется только на почетных доноров);

4) внеочередное оказание медицинской помощи (распространяется только на почетных доноров);

5) ежегодная денежная выплата (распространяется только на почетных доноров).

13. Меры социальной поддержки жителей Крайнего Севера:

1) обеспечение жильем граждан, выезжающих за пределы Крайнего Севера и приравненных к жителям Крайнего Севера;

2) компенсация расходов на переезд пенсионерам, приравненным к жителям Крайнего Севера;

3) применяется районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, действие которого распространяется на выплату социальных денежных выплат.

Список используемой литературы:

1.Конституция Российской Федерации.

3. ФЗ РФ "О социальном облуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 № 122-ФЗ.

4. ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

5.ФЗ РФ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

6.ФЗ РФ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 № 400-ФЗ

7.ФЗ РФ "Об обязательном медицинском страховании" от 29.11.2010 №326-ФЗ.

8. Учебное пособие для вузов под редакцией д.ю.н., профессора Ю.П.Орловского "Право социального обеспечения".

10. Компьютерная справочно-правовая система КонсультантПлюс.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Читайте также: