Субъекты деятельности в информационном пространстве доклад

Обновлено: 24.04.2024

Введение 4
1 Информационное пространство управления 6
1.1 Понятие информационного пространства 6
1.2 Пространство управления 7
2 Понятия информационно-управляющие системы 11
2.1 Информационный менеджмент 11
2.3 Информационные технологии управления (IMT) 14
2.2 Информационно-управляющая система 15
2.2.1 Определение 15
2.2.2 Структура и компоненты информационно-управляющей системы 16
2.2.3 Типы информационных систем 17
2.2.4 Ручная информационно-управляющая система: преимущества и
недостатки 17
2.2.5 Компьютеризированная информационно-управляющая система:
преимущества и недостатки 18
Заключение 20
Список использованных источников 21

Структура информационно-управляющей системы представлена на рисунке 4 [13].
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4 – Структура информационно-управляющей системы
Основными компонентами информационной системы управления являются:
1. Люди – люди, которые используют информационную систему
2. Данные – данные, которые записывает информационная система
3. Бизнес-процедуры – процедуры, применяемые для записи, хранения и анализа данных.
4. Аппаратное обеспечение – это серверы, рабочие станции, сетевое оборудование, принтеры и т. д.
5. Программное обеспечение – это программы, используемые для обработки данных. К ним относятся такие программы, как электронные таблицы, программное обеспечение для баз данных и т. д.
2.2.3 Типы информационных системТип информационной системы, которую использует пользователь, зависит от его уровня в организации. На следующей диаграмме показаны три основных уровня пользователей в организации и тип информационной системы, которую они используют.
1. Системы обработки транзакций (TPS). Этот тип информационной системы используется для записи ежедневных транзакций бизнеса. Примером системы обработки транзакций является система POS. Система POS используется для записи ежедневных продаж.
2. Информационные системы управления (MIS). Информационные системы управления, сокращенно обозначаемые как MIS, используются для управления тактическими менеджерами при принятии полуструктурированных решений. Выходные данные из системы обработки транзакций используются в качестве входных данных для системы MIS.
Системы поддержки принятия решений (DSS). Системы поддержки принятия решений используются руководителями высшего уровня для принятия полуструктурированных решений. Выходные данные из информационной системы управления используются в качестве входных данных для системы поддержки принятия решений. Системы ДСС также получают данные из внешних источников, таких как текущие рыночные силы, конкуренция и т.д.
2.2.4 Ручная информационно-управляющая система: преимущества и недостаткиРучная информационная система не использует компьютерные устройства. Запись, хранение и извлечение данных осуществляется вручную людьми, ответственными за информационную систему.
Преимущества:
Экономическая эффективность – такая система дешевле по сравнению с компьютеризированной системой, поскольку нет необходимости приобретать дорогостоящее оборудование, такое как серверы, рабочие станции, принтеры и т. д.
Гибкость – меняющиеся бизнес-требования могут быть легко внедрены в бизнес-процедуры и реализованы немедленно.
Недостатки:
1. Отнимает много времени – все записи данных должны быть проверены до подачи заявки, это трудоемкая задача, когда это делается людьми. Извлечение данных из системы регистрации также занимает значительное время
2. Склонность к ошибкам – точность данных при проверке и подтверждении людьми более подвержена ошибкам по сравнению с проверкой и подтверждением, выполняемыми компьютеризированными системами.
3. Отсутствие безопасности – безопасность ручных систем реализуется путем ограничения доступа к файловой комнате. Опыт показывает, что посторонние люди могут легко получить доступ к камере
4. Дублирование данных – большинство отделов в организации должны иметь доступ к одним и тем же данным. В ручной системе обычно дублируют эти данные, чтобы сделать их доступными для всех авторизованных пользователей. Проблема возникает, когда те же данные должны быть обновлены
5. Несоответствие данных – из-за дублирования данных очень часто обновляют данные в одном файле, но не обновляют другие файлы. Это приводит к несогласованности данных
6. Отсутствие резервных копий – если файл потерян или неправильно обработан, шансы на восстановление данных практически равны нулю.
2.2.5 Компьютеризированная информационно-управляющая система: преимущества и недостаткиКомпьютерные системы были разработаны для решения проблем ручных информационных систем. Основное различие между ручной и компьютеризированной информационной системой состоит в том, что компьютеризированная система использует комбинацию программного и аппаратного обеспечения для записи, хранения, анализа и извлечения информации.
Преимущества:
1. Быстрая обработка данных и поиск информации – это одно из самых больших преимуществ компьютеризированной информационной системы. Система обрабатывает данные и получает информацию с большей скоростью. Это приводит к улучшению обслуживания клиентов.
2. Повышенная точность данных – простота внедрения проверок и подтверждения данных в компьютеризированной системе выше, по сравнению с ручной системой.
3. Повышенная безопасность – в дополнение к ограничению доступа к серверу базы данных, компьютеризированная информационная система может реализовывать другие элементы управления безопасностью, такие как аутентификация пользователя, системы биометрической аутентификации, контроль прав доступа и т. д.
4. Уменьшенное дублирование данных – системы баз данных спроектированы таким образом, чтобы минимизировать дублирование данных. Это означает, что обновление данных в одном отделе автоматически делает их доступными для других отделов
5. Улучшенные системы резервного копирования – благодаря современным технологиям резервные копии можно хранить в облаке, что упрощает восстановление данных, если что-то случилось с аппаратным и программным обеспечением, используемым для хранения данных
6. Легкий доступ к информации – большинству руководителей предприятий необходимо путешествовать и при этом принимать решения на основе информации. Интернет и мобильные технологии делают возможным доступ к данным из любого места.
Недостатки:
1. Установка и настройка обходятся дорого – организация должна покупать оборудование и программное обеспечение, необходимое для работы информационной системы. В дополнение к этому необходимо пересмотреть бизнес-процедуры и обучить персонал тому, как пользоваться компьютеризированной информационной системой.
2. Сильная зависимость от технологии – если что-то случится с аппаратным или программным обеспечением, которое заставит систему перестать функционировать, доступ к информации будет невозможен до тех пор, пока не будет заменено необходимое аппаратное или программное обеспечение.
3. Риск мошенничества – если отсутствуют надлежащие средства контроля и проверки, злоумышленник может перехватить несанкционированные транзакции.
Заключение

Доклад на конференции
ЭЛЕКТРОННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ
VI Всероссийская научно-практическая конференция
г. Орел
20 декабря 2018 г.

Если пропустить теоретическую вводную часть, пойдут примеры из украинского информационного пространства, до и во время войны.

Ищенко Нина Сергеевна
ЛНР, Луганск, Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского
Пахмутова Надежда Юрьевна
Россия, Москва, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

С развитием технологий информационное пространство бурно растет, постоянно включая в себя новые сферы знаний и информации. Информационное пространство затрагивает жизнь каждого человека, который имеет дело с социальными сетями или ищет информацию в интернете. Вопросы систематизации и структурирования информации, которой заполнена сеть, становятся все более актуальными. В то же время при анализе информационного пространства его субъектами считаются отдельные лица, что ставит исследователями перед необозримыми потоками информации, систематизация которых зачастую проводится по внешним признакам (географическим, техническим, хронологическим). Анализ информационного пространства при повышении уровня его субъекта позволяет систематизировать информацию по семантическим признакам, рассматривая комплексы идей как единое целое в развитии.

Информационное пространство это способ бытия информации на основе виртуальных технологий. Информация представляет собой исторически конкретный технологический способ целесообразного управления смыслами [4].Смысл это мысленное содержание предмета или явления. Символическое выражение смысла деятельности и его представленность в культуре есть значение. Значение является одним из основных элементов культуры, служащий для выражения содержания символическими средствами языка и для определения объективной роли, которую этот смысл выполняет в общей системе смыслополагания [11, с. 678]. Информация составляет важную часть любого произведенных человеком культурных продуктов, в первую очередь таких как идеологии, нормы, ценности и эстетические идеалы, которые в философии культуры называются ментифактами. Ментифакты могу реализоваться не только в практике людей, но существует и в информационной оболочке, заполняя информационное пространство.

Содержанием информационного пространства могут быть как систематические идеологии, структурно оформленные и состоящие из связанных между собой ментифактов, так и ментифакты, связанные по типу ризомы. Идеологии высокого уровня связности задают принцип систематизации материала и позволяют реализовать его в разных сферах. Таким образом, идеологии связывают политические взгляды, экономические предпочтения, эстетические идеалы и нормы социального действия. В информационном пространстве элементы идеологии встречаются в комплексе. Их продуцируют группы сайтов, связанные друг с другом как в информационном пространстве, так и в социальном.

Ментифакты, соединенные по типу ризомы, продуцируются иначе, чем структурированные и системные идеологии. Понятие ризомы вводит французский философ-постмодернист Ж. Делёз и анализирует русский философ А. Г. Дугин. Ризома моделируется как клубень, растущий под землей параллельно поверхности, выпуская время от времени вертикальные ростки, и ветвясь в горизонтальном направлении. У ризомы нет корня. Уничтожение одного ростка не уничтожает ризому и не меняет ее структуру [6, с. 138]. Таким образом, ризома охватывает самые разные эстетические идеалы, политические предпочтения и культурные приоритеты, соединяя их во всевозможные комбинации, не требуя логической согласованности и связности системы. Ризома не система, ментифакты по типу ризомы связывает не логическая продуманность, не сознательный социальный интерес и не общая цель. Такие ментифакты в информационном пространстве продуцируют люди одинаковых взглядов и схожих эстетических вкусов, которые не связаны между собой в рамках какой-либо структуры. Такие информационные формы поддаются анализу на семантическом уровне, если определить основные составные части ризомы, которая их объединяет.

Согласно принятым в современной науке определениям информационное пространство представляет собой совокупность знаний и информации, которая образовалась в обществе. Субъектами информационного пространства являются производители и потребители информации, такие как эксперты, лидеры мнений, ньюсмейкеры, а также производители специальной информации – реклама, театр и кино, мода (анализ понятия см. в [5]).

При таком подходе субъектом информационного пространства является отдельный сайт, который ведет человек или предприятие. Таким образом, самая крупная единица рассмотрения при таком подходе представляет собой отдельную личность или отдельную организацию, которая объединяет какое-то количество людей и действует как единое целое, вырабатывая собственную стратегию движения в информационном пространстве. Однако в теории культуры известны и более сложные субъекты культуротворчества, генерирующие информацию, а именно социальные группы и субкультуры.

Социальная группа это совокупность индивидов, которая приобретает целостность как субъект социального действия. Социальным действием Макс Вебер называет любое действие человека, которые для него имеет смысл и соотносится с действиями других людей [3, с. 603].Социальное действие осуществляется различными социальными общностями, функционирующими в рамках какого-либо социума. Развитая структурированная форма социальной общности называется социальной группой. Особенностью социальной группы является устойчивая внутригрупповая организация, обеспечивающая достижение общих социально значимых целей группы. Основная функция социальной группы – регуляция поведения людей для реализации интересов группы [7, с. 226 – 228].Социальная группа в социальном пространстве конструируется отношениями собственности и производства [2, 221].

Каждая социальная группа продуцирует свою культуру, которая представляет собой систему норм и ценностей, которые обеспечивают сохранение группы в социальной и культурном пространстве, сохранение групповой идентичности во времени, а также рост и развитие группы за счет привлечения людей извне.

Субкультура – это часть культурной единицы, имеющая специфические культурные черты, но не фундированная жестко на социальном [10, с. 369]. Субкультура создается в культурном пространстве на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. Субкультура также продуцирует собственную культуру, выполняющую функции сохранения и роста субкультуры в пространстве и времени.

Таким образом, кроме индивида как субъекта информационного пространства существуют культурные единицы, создающие собственную культуру, вырабатывающие, осознанно или нет, оригинальные культурные стратегии движения в информационном пространстве. Продуцируемые социальной группой или субкультурой ментифакты имеют системное единство, которое обусловлено целями жизнедеятельности группы, ее потребностью сохраниться и распространять собственную культуру. Как субъекты информационного пространства, социальные группы и субкультуры генерируют информационные продукты, объединенные в системное единство.

Рассмотрим такое единство социальной группы на примере социальной группы мелких собственников, которая в период Майдана на Украина в 2013 – 2014 гг поддержала государственный переворот. Большая часть представителей этой социальной группы к моменту начала военных действий Украины против Донбасса выехалаиз Донбасса на Украину. Причину единства действия нужно искать в единстве идеологии – эта социальная группа осознавала свои интересы в противостоянии крупному капиталу Украины и России в случае вступления Украины в Таможенный союз. Мелкие собственники были озабочены свободой торговли и предпринимательства, защитой от силового захвата их бизнеса, и потому оказались восприимчивы к пропагандистской картине украинской и российской жизни, созданной и продвигаемой выгодополучателями переворота при его подготовке. В этой картине социальной динамики украинского и российского социума мелкий бизнес полностью подавлен крупным, который поддерживается государством и его силовыми структурами, и последний шанс для мелких украинских предпринимателей сохранить свои доходы – это интеграция с Европой, где якобы ничего подобного нет и где мелким собственникам обеспечено развитие и процветание. Умело созданная и поддержанная украинскими СМИ пропагандистская картина помогла в критический момент мобилизовать социальную группу мелких собственников на поддержку государственного переворота и легитимацию применения военной силы для решения политических вопросов. Таким образом, порожденный и воспринятый этой социальной группой информационный продукт отличался системным единством, интегрируя экономические, политические, психологические и эстетические идеи в целостный комплекс со своей спецификой.

Рассмотрим, далее, движения разных субкультур в информационном пространстве. Границы субкультур не совпадают с границами социальных групп, поэтому к субкультуре принадлежат люди, положение которых в социальной структуре общества самое разное. Объединяющим фактором в этом случае не могут быть отношения собственности и производства, и на первый план выходят культурные факторы. В результате субкульутра оформляется с помощью религиозной или квазирелигиозной идеологии.

Итак, при целенаправленных усилиях из субкультурной ризомы можно вычленить нужное содеражние, задать динамику развития и мобилизовать субкультуру ради той или иной цели, входящей в ризому.

Таким образом, наряду с индивидами субъектами информационного пространства могут быть как социальные группы, так и субкультуры. Социальные группы распространяют в информационном пространстве некоторые идеологии, в которых оформляются их социальные интересы, ставятся конкретные политические цели, реализуется стратегия продвижения группы в социальном пространстве. Субкультуры продуцируют информацию типа ризомы. Ментифакты в этом случае не выражают единого социального интереса, не преследуют никакую цель, кроме сохранения и распространения субкультуры. Ризомы объединяют разнородные ментифакты, при этом снимают логическую обоснованность связи ментифактов между собой. Принципом объединения в этих случаях может служить религиозная или квазирелигиозная идея, общие эстетические предпочтения или психологический тип личности, а также внешний фактов объединения.

Анализ информационного пространства с точки зрения субъектности социальных групп и субкультур позволяет систематизировать информацию по семантическим признакам, рассматривая комплексы или ризомы идей как единое целое в развитии.

Проблема средств электронной коммуникации оказалась в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей в результате тех глобальных изменений, который претерпевает окружающий мир на протяжении последних десятилетий. Большой объем психологических исследований, посвященных влиянию Интернета на мировоззрение подрастающего поколения или роли средств массовой информации в процессе социализации индивида, не позволяет в полной мере раскрыть динамику изменения информационного пространства и выявить социально-философские аспекты этого изменения, а также проследить роль средств электронной коммуникации в данном процессе.

Содержание

Введение.
Понятие информационного пространства.
Свойства информационного пространства и структура.
Субъекты деятельности в информационном пространстве.Роль и функции информационного пространства в современном мире.
Информационное пространство интернета.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

Выполнила: студентка 1 курса

Дневной формы обучения

Мариуполь, 2013 год.

  1. Понятие информационного пространства.
  2. Свойства информационного пространства и структура.
  3. Субъекты деятельности в информационном пространстве.Роль и функции информационного пространства в современном мире.
  4. Информационное пространство интернета.

Проблема средств электронной коммуникации оказалась в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей в результате тех глобальных изменений, который претерпевает окружающий мир на протяжении последних десятилетий. Большой объем психологических исследований, посвященных влиянию Интернета на мировоззрение подрастающего поколения или роли средств массовой информации в процессе социализации индивида, не позволяет в полной мере раскрыть динамику изменения информационного пространства и выявить социально-философские аспекты этого изменения, а также проследить роль средств электронной коммуникации в данном процессе.В результате трансформации информационного пространства образуется новая система ценностей, новые познавательные и практические приоритеты, причем их роль в общественном устройстве оказывается, определена тем непосредственным влиянием, которое эти ценности в состоянии оказывать на социальное поведение человека, на развитие экономической и политической системы. Изучение формирующейся системы ценностей, закономерностей ее возникновения и трансформации является одной из приоритетных задач современной социально-гуманитарной науки. Хотя необходимо подчеркнуть, что работы, посвященные аксиологическому аспекту применения средств электронной коммуникации, только начинают появляться. Целью данной работы является ознакомление с сущностью информационного пространства, его свойствами и местом в жизни современного общества.

1.Современное значение понятия "информационное пространство" сложилось в результате эволюции концептуальной схемы различения в совокупном геополитическом пространстве областей, обладающих свойствами позволяющими рассматривать их как самостоятельные пространства со своими границами, структурой, ресурсами и особенностями взаимодействия субъектов социальных отношений.Геополитическое пространство приобретает новое измерение, включив в себя пространство информационное.В исследование информационного пространства значительный вклад внесли видные ученые В.С. Пирумов, В.Д. Попов, Г.Г. Почепцов, Г.В. Грачев, И.К. Мельник, С.А. Модестов, С. Дацюк, В.А. Копылов, В.Г. Крысько, Л. Малков, В.Г. Машлыкин, М.И. Абдурахманов, В.А. Баришполец, В.Л. Манилов, С.П. Расторгуев и другие.Информационное пространство, или инфосфера, представляет собой весьма специфическую среду. В ней заметно меняется содержание таких процессов, как взаимодействие в процессе совместной деятельности, конкуренция (через изменение содержания и характера конкурентной борьбы между действующими в нем субъектами). В плане силового противоборства изменяется вооруженная борьба и пересекающееся с ней, но не совпадающее полностью информационное противоборство.Особенно существенно в информационном пространстве меняется характер геополитической конкуренции из-за борьбы за достижение информационного превосходства, за обладание более развитым информационным ресурсом, открывающим лучшие возможности контроля над информационным ресурсом противника.В информациологическом аспекте понимание термина "информационное пространство" базируется на определении информационной сферы. В настоящее время существует множество научных подходов к трактовке данного определения. Ниже приведены некоторые из них.Информационная сфера – совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.Информационная сфера – совокупность отношений, возникающих при:

-формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

-создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

-защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Информационное пространство является сферой деятельности отдельных людей, профессиональных групп, субъектов государственного управления, экономических и политических отношений и т.п. – т.е. фактически любого субъекта деятельности, осуществляющего таковую целиком или частично с использованием возможностей современных информационных технологий.

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на основные сферы общества – социально-политическую, экономическую. От этого уровня сильно зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений, социальная безопасность. Связав и интегрировав (в различной степени) практически все страны мира, имеющие достаточно развитую инфраструктуру систем связи и телекоммуникаций, информационное пространство фактически стерло границы между странами, что является одним из главных стимулов глобализации и одновременно результатом этого процесса. С развитием технических каналов связи и телекоммуникаций информационное пространство приобретает в информационном обществе глобализующегося мира качество трансграничности (а возможно, и фактической безграничности) в силу отсутствия или неэффективности в информационном пространстве большинства традиционных ограничений, налагаемых разнесенностью различных субъектов этого пространства в реальном пространстве земного шара и существованием природных и институциональных преград (океанов, гор, государственных границ и т.п.). В результате информационное пространство социальных систем, включая и компоненты, напрямую не отраженные в киберпространстве, также становится трансграничным, что вводит в информационные процессы ранее относительно замкнутых систем новых субъектов, которые могут оказывать через информационное пространство влияние на "внутренние" процессы этих систем, сравнимое с влиянием традиционных "игроков".

2.Структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы. В структуру входит общая организация системы (предмета, процесса, явления), пространственное и временное расположение составных частей системы и т.д. Структуру образуют не любые связи и отношения, а прежде всего закономерные, сущностные. Наиболее важные связи и отношения (среди сущностных) называются интегрирующими; они воздействуют на другие закономерные связи, обусловливая общую специфичность структур в пределах системы.

Основными структурными составляющими информационного пространства в его синергетическом представлении являются информационные поля и информационные потоки.

Информационное поле – это совокупность всей сосредоточенной в данном объеме пространства-времени информации, безотносительно к ее форме и состоянию, находящейся в отрыве как от объекта отражения, так и от субъекта восприятия. Информационное поле образуется объективной, генетической и идеализированной информацией. Движение информации в информационном поле осуществляется посредством физической связи между реципиентом и источником информации, материализованной в информационном потоке.

Информационный поток представляет собой в общем случае совокупность информации, перемещающейся в информационном пространстве по каналу коммуникации. Информационные потоки могут протекать как внутри отдельных информационных сфер, так и между ними, в зависимости от наличия каналов коммуникации. При этом содержательный характер информационного потока находится в зависимости от характеристик канала коммуникации, так для передачи информационного потока о графическом объекте необходимо использовать канал коммуникации, обеспечивающий передачу зрительных образов (изображений), в противном случае неизбежны неточности и искажения содержания передаваемой в информационном потоке информации и ее восприятия реципиентом.

В организационно-техническом аспекте структуру информационного пространства составляет совокупность баз и банков данных, технологий их ведения использования, информационно- телекоммуникационных систем, сетей, приложений и организационных структур, функционирующих на основе определенных принципов и по установленным правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие пользователей, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Информационная система представляет собой организационно упорядоченную совокупность специалистов, информационных ресурсов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы – получение входных данных; обработку этих данных и/или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей/отношений), выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей/отношений).

Информационные системы условно подразделяют на простые и сложные.

Простая информационная система – система, элементы которой функционируют в соответствии с правилами, порожденными одним и тем же взаимонепротиворечивым множеством аксиом.

Сложная информационная система – система, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами, порожденными отличными друг от друга множествами аксиом. При этом допускается, что среди правил функционирования различных элементов могут быть взаимопротиворечивые правила и цели. Нарушение защитных барьеров во взаимодействии элементов сложной системы друг с другом приводит к перепрограммированию этих элементов и/или их уничтожению.

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий включают в себя программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.

В состав технологических и организационных компонентов информационного пространства в обобщенном варианте входят:

  1. Информационно- телекоммуникационная инфраструктура – территориально распределенные в стране (странах, мире) компьютеры, связанные между собой в сети средствами связи и телекоммуникации.

Информационная инфраструктура – это среда, которая обеспечивает возможность сбора, передачи, хранения, автоматизированной обработки и распространения информации в обществе. Информационная инфраструктура общества образуется совокупностью:

-информационно- телекоммуникационных систем и сетей связи, индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи;

-систем формирования и обеспечения сохранности информационных ресурсов; системы обеспечения доступа к информационно- телекоммуникационным системам, сетям связи и информационным ресурсам;

-индустрии информационных услуг и информационного рынка;

-систем подготовки и переподготовки кадров, проведения научных исследований.

  1. Информационные ресурсы на машинных носителях, прежде всего специализированные информационные массивы в виде автоматизированных баз данных (АБД), а также информационные ресурсы, распределенные по WEB-сайтам в сети Internet. К информационным ресурсам относятся отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, базах знаний, других информационных системах). Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

Существует ряд особенностей, которые отличают информационные ресурсы от других видов ресурсов:

-они непотребляемы и подвержены не физическому, а моральному износу;

-они по своей сути нематериальны и несводимы к физическому носителю, в котором воплощены;

-их использование позволяет резко сократить потребление остальных видов ресурсов, что в конечном итоге приводит к колоссальной экономии средств;

-процесс их создания и использования осуществляется с помощью компьютерной техники.

Методы и средства прикладной математики – алгоритмы и программные средства (комплексы), обеспечивающие функционирование аппаратных платформ (систем).

§ 7. Личное информационное пространство и защита информации

7.1. Организация личного информационного пространства

Одна из основных компетенций современного общества — умение работать с информацией.

Информационные ресурсы являются важнейшей составляющей информационного пространства каждой личности, а также фактором, определяющим развитие общества в целом. Современная действительность предъявляет повышенные требования к свое временности, достоверности и полноте информации, без которой немыслима эффективная деятельность.

Информационные ресурсы, которые доступны пользователю при работе на компьютерных устройствах, называют личным информационным пространством пользователя.

Личное информационное пространство является обязательным атрибутом современного человека, а навыки по его формированию можно рассматривать как важные информационные компетенции.

В случае если компьютерное устройство не подключено к Интернету, личное информационное пространство ограничено лишь теми программами и данными, которые размещены на этом компьютере. Если же имеется возможность подключения к Интернету, информационное пространство пользователя становится практически безграничным.

Для эффективного применения ком пьютерных устройств важно правильно сформировать индивидуальное информационное пространство, т. е.:

  • установить программное обеспечение;
  • обеспечить подключение к Интернету;
  • настроить индивидуальный интерфейс;
  • обеспечить доступ к облачным хранилищам и веб-сервисам;
  • создать и сохранить необходимые документы;
  • продумать структуру каталогов для хранения файлов с документами.

При организации индивидуального интерфейса важно настроить:

  • скорость доступа к информационным ресурсам;
  • пользовательский интерфейс периферийных устройств и программного обеспечения;
  • скорость работы компьютерного устройства.

Наряду с информационными ресурсами компонентами информационного пространства являются:

  • средства информационного взаимодействия — средства телекоммуникаций на уровне объединения компьютерных сетей и средств различного вида связи (телефонной, телевизионной, спутниковой);
  • комплексы, использующие эти средства, могут объединяться в системы передачи/приема для информационного обеспечения общества;
  • информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.


Основные функции информационного пространства:

1. Интегрирующая. Пространство информации объединяет в единую социокультурную и пространственно-коммуникативную среду разнообразные виды деятельности человека.

2. Коммуникативная. Информационное пространство образует среду интерактивной, мобильной коммуникации различных субъектов деятельности для информационного обмена.

3. Геополитическая. Пространство информации создает собственные ресурсы, существенно меняет значимость традиционных ресурсов, что способствует созданию новой среды конкуренции и геополитических отношений.

4. Актуализирующая. В информационном пространстве производится актуализация интересов различных субъектов деятельности с помощью реализации ими информационной политики.

Читайте также: