Ствол головного мозга строение и функции доклад и презентация

Обновлено: 17.05.2024

Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.

  • презентация “Головной мозг”;
  • тестовые задания;
  • рабочая печатная тетрадь учащегося.

I. Организационный момент.

III. Изучение нового материала.

1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)

Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции.

  • познакомиться (со строением головного мозга);
  • узнать (функции его отделов);
  • повторить …

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.

На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.

Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задано до их открытий

Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”.

Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать.

Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)

2. Строение головного мозга.

  • Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
  • какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
  • а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
  • В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
  • Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
  • Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.
  • У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)
  • Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.

Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г,

Анатоля Франса - 1017 г,

У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней.

  • Давайте вспомним из курса “Зоологии” из каких отделов состоит головной мозг. (Ствол, мозжечок, полушария большого мозга)

Работа со схемой.


  • Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)
  • Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы. Откройте печатные тетради, стр.38
  • Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов .

Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”.

Вы находите ответ в учебнике, записываете в тетрадь и прочитываете друг другу (соседу).

Работаем в пол голоса

1. А теперь посмотрим, что у вас получилось.

Показываем отдел и называем выполняемые функции.

Читая, мы выясним значение головного мозга

2. А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.

- Что еще может повлиять на работу головного мозга? (Недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое)

- Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга? (Cообщения учащихся)

- Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.

Давайте зачитаем памятку.

- Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.

Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.

Существует такая пословица:

“И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.

а) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).

- Покажите все отделы головного мозга.

б) Теперь выполним тест по данной теме. (I и II вариант). (См. Приложение 1, приложение 2).

Головной мозг с окружающими
его оболочками расположен в
полости мозгового отдела
черепа.
Масса головного мозга человека
колеблется от 1100 до 2000 г.
Самыми крупными составными
частями являются:
Полушария большого мозга;
Мозжечок;
Мозговой ствол;

3. Полушария большого мозга

Правое и левое полушария
отделены друг от друга
глубокой продольной
бороздой, которая сзади
впадает в поперечную щель
большого мозга,
отделяющую полушария от
мозжечка.
На поверхности
расположены
борозды, которые
разделяют
полушария на
доли.

4. Основание головного мозга

В передней части основания
головного мозга находится
обонятельные луковицы, от
которых тянется нервный
тяж – обонятельный тракт,
переходящий в
обонятельный треугольник.
Внутрь находится зрительный
перекрест, образованный
волокнами зрительного нерва. К
задней поверхности прилегает
серый бугор, нижние отделы
которого сужаясь, образуют
воронку, где располагается
гипофиз.

5. Основание головного мозга

К серому бугру
присоединяются
два шаровидных
возвышения –
сосцевидные тела.
Сзади от зрительных
путей видны два
продольных валика
– ножки мозга.
Дальше находится
широкий
поперечный валик
– мост.
Ниже моста располагаются
передние отделы продолговатого
мозга.

6. Основание головного мозга

В центре располагается
мозолистое тело.
Средняя часть мозолистого
тела называется стволом,
передняя часть образует
колено мозолистого тела,
которое переходит в клюв
мозолистого тела.
Мозолистое тело
Под мозолистым телом находится
тонкая пластина, называемая телом
свода, которое продолжается в столб
свода.
Столб свода заканчивается
сосцевидным телом, с другой
стороны - ножками свода.
Между мозолистым телом и сводом
находится пластина мозгового
вещества – прозрачная перегородка.

7. Ствол мозга

К стволу мозга относятся:
• Промежуточный;
• Средний;
• Задние отделы головного
мозга;
• Продолговатый;
Таламус
Передние отделы мозгового ствола
образованы зрительными буграми
– задний таламус, который
находится внизу от мозолистого
тела и свода и сзади от столбов
свода. Между передним концом
свода находится межжелудочковое
отверстие, при помощи которого
боковой желудочек соединяется с
полостью III желудочка.

8. Ствол мозга

Под валиком мозолистого
тела находится
шишковидное тело
(железа), нижние
отделы, которого
срастаются между собой
эпиталамической
(задней) спайкой.
Зрительный бугор,
гипоталамус, III желудочек,
шишковидное тело относят к
промежуточному мозгу.

9. Ствол мозга

Ниже эпифиза расположена
крыша среднего мозга –
пластинка
четверохолмия,
состоящая из верхнего и
нижнего холмов.
От задней спайки вниз берет начало
водопровод среднего мозга. Через
водопровод среднего мозга
сообщаются полости III и IV
желудочков мозга.
Кзади располагается мост и
мозжечок, образующие задний
мозг.

10. Головной мозг

имеет
сложное строение, его
можно разделять
анатомически,
функционально и
филогенетически.
В головном мозге выделяют пять
основных отделов:
Продолговатый мозг;
Задний мозг;
Средний мозг;
Промежуточный мозг;
Конечный мозг;

Строение и функции головного мозга Шмыкова И.А., учитель биологии МБОУ СОШ №.

Цели урока: Дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях. Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга, моста, больших полушарий и мозжечка в осуществлении рефлексов и выяснить их значение. Показать функциональное различие левого и правого полушарий.

Головной мозг Масса головного мозга в среднем 1300-1400 г, это всего 2% от ма.

Головной мозг Масса головного мозга в среднем 1300-1400 г, это всего 2% от массы тела, но его клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Головной мозг расположен в мозговой части черепа и покрыт тремя оболочками. Отделы головного мозга: Продолговатый мозг Мозжечок Мост Средний мозг Промежуточный мозг Большие полушария переднего мозга

Иван Сергеевич Тургенев масса мозга – 2012 г. Владимир Ильич Ленин масса моз.

Иван Сергеевич Тургенев масса мозга – 2012 г. Владимир Ильич Ленин масса мозга – 1340г. Дмитрий Иванович Менделеев масса мозга – 1571г. Можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек?

Сравнение массы головного мозга человека и млекопитающих Название Абсолютная.

Сравнение массы головного мозга человека и млекопитающих Название Абсолютная масса мозга, г (средняя) Относительная масса мозга, % Домовая мышь 0,4 3,2 Кошка 31,4 0,94 Собака 135 0,59 Шимпанзе 350-400 0,8 Лошадь 590 0,25 Синий кит 4700 0,007 Слон 5000 0,08 Человек 1400 2-2,5

От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов Внутри мозга имеют.

От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов Внутри мозга имеются 4 желудочка

Это интересно: • Число нейронов в мозге-100 млрд.; • Длина нервов в полушария.

Это интересно: • Число нейронов в мозге-100 млрд.; • Длина нервов в полушариях-500 тыс. км.; • Длина кровеносных сосудов полушарий-560 км.; • Поверхность коры-20 м ²; • Вода составляет 84 % массы головного мозга; • Мозг потребляет кислорода в 20 раз больше, чем мышца.

Головной мозг Передний мозг Ствол мозга Мозжечок Промежуточный мозг Полушария.

Головной мозг Передний мозг Ствол мозга Мозжечок Промежуточный мозг Полушария большого мозга Продолговатый мозг Мост Средний мозг

Продолговатый мозг Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, д.

Продолговатый мозг Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, длиной 2,5—3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус. В ядрах находятся центры защитных рефлексов: кашля, чихания, слезоотделения, мигательного, рвотного; центры питания и дыхания: глотания, работы пищеварительных желез, вдоха и выдоха, деятельности сердца и сосудов.

Варолиев мост В ядрах находятся центры движения глазных яблок и мимики. Через.

Варолиев мост В ядрах находятся центры движения глазных яблок и мимики. Через мост проходят нервные пути от мозжечка и спинного мозга в высшие отделы головного мозга.

Средний мозг В нем расположены центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха.

Средний мозг В нем расположены центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха, точных движений рук, ориентировочного рефлекса, мышечного тонуса, регулировки актов жевания и глотания.

Промежуточный мозг Состоит из трех частей: верхней, центральной и нижней. В ц.

Промежуточный мозг Состоит из трех частей: верхней, центральной и нижней. В центральной части – таламусе – находятся центры обработки первичной информации от органов чувст. В нижней части – гипоталамусе – находятся центры регуляции обмена веществ и энергии, жажды и ее утоления, голода и насыщения. Гипоталамус контролирует гомеостаз.

Большие полушария мозга Два полушария соединены белым веществом – мозолистым.

Большие полушария мозга Два полушария соединены белым веществом – мозолистым телом. На поверхности кора из серого вещества. В слое белого вещества находятся подкорковые ядра. Борозды и извилины увеличивают площадь поверхности полушарий.

Большие полушария мозга Самые глубокие борозды делят полушария на доли: лобну.

Большие полушария мозга Самые глубокие борозды делят полушария на доли: лобную, теменную, височную и затылочную. В нейронах коры происходит анализ нервных импульсов от органов чувств.

Большие полушария мозга Правое и левое полушария функционально различны. В по.

Большие полушария мозга Правое и левое полушария функционально различны. В полушариях образуются временные связи, благодаря которым накапливается индивидуальный опыт.

Домашнее задание: § 45 и § 46, впр.стр.227 и 230

Домашнее задание: § 45 и § 46, впр.стр.227 и 230

Краткое описание документа:

Урок в 8 классе по биологии по теме "Строение и функции головного мозга" из раздела "Нервная система человека".

Цели урока: дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях; раскрыть роль каждого отдела головного мозга в осуществлении рефлексов и выяснить их значение; показать функциональное различие левого и правого полушарий.

Оборудование: компьютер, экран, проектор и презентация к уроку.

1. Каковы строение и функции нервной системы?

2. Строение спинного мозга.

3. Функции спинного мозга.

4. Начертите схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета.

Изучение нового материала.

Строение головного мозга. Объяснение учителя с использованием презентации к уроку.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 321 материал в базе

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 11.03.2015 20732
  • PPTX 9.7 мбайт
  • 2032 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шмыкова Ирина Апполинарьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: Изучить строение и функции головного мозга. Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Иван Сергеевич Тургенев масса мозга – 2012 г. Владимир Ильич Ленин масса мозга – 1340г. Дмитрий Иванович Менделеев масса мозга – 1571г.

Проблема: Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Сравнение массы головного мозга человека и млекопитающих Название Абсолютная масса мозге, г (средняя) Относительная масса мозга, % Домовая мышь 0,4 3,2 Кошка 31,4 0,94 Собака 135 0,59 Шимпанзе 350-400 0,8 Лошадь 590 0,25 Синий кит 4700 0,007 Слон 5000 0,08 Человек 1400 2-2,5

Общая характеристика Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Покрыт тремя оболочками Внутри мозга имеются 4 желудочка От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов Средняя масса головного мозга людей- 1100 до 2000 грамм Образован белым и серым веществом

Головной мозг в цифрах: Число нейронов в мозге-100 млрд..; Число нейронов в коре полушарий- 12 млн.; Длина нервов в полушариях-500 тыс. км.; Длина кровеносных сосудов полушарий-560 км.; Поверхность коры-20 м ² ; Вода составляет 84 % массы головного мозга; Количество крови, протекающей через сосуды мозга в 1 мин- ¾ литра; Мозг потребляет кислорода в 20 раз больше, чем мышца.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия Головной мозг Передний мозг Ствол мозга Мозжечок Промежу - точный мозг Полушария большого мозга Продолговатый мозг мост Средний мозг

Расположение головного мозга Головной мозг лежит в полости черепа, в основном повторяя его форму. Функцией головного мозга является регуляция всех процессов, происходящих в организме.

Отделы головного мозга

Головной мозг Отделы и части головного мозга Особенности строения Функции 1. Ствол: Продолговатый мозг Мост Средний мозг Промежуточный мозг 2. Мозжечок

Ствол мозга Ствол головного мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной мозг и обратно, а также является ответственным за регуляцию базовых витальных функций, таки, как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, а также рефлексов — например, глазодвигательных, рвотного и др. В ствол входят три основные части: продолговатый мозг, Варолиев мост и средний мозг.

Продолговатый мозг Продолговатый мозг ( medulla oblongata ) — непосредственное продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг имеет длину 2,5—3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус Серое вещество располагается отдельными скоплениями ядер Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля, рефлекса чихания, рефлекса слезоотделения и т.д. В ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.

Варолиев мост ВАРОЛИЕВ МОСТ (Pons Varolii ) (от имени Констанзо Варолия ), часть СТВОЛА МОЗГА у человека, входящая в состав заднего мозга. Содержит нервные волокна, соединяющие две половины МОЗЖЕЧКА . Под варолиевым мостом расположен ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ , через который проходят восходящие и нисходящие нервные волокна из спинного в головной мозг и наоборот. мост мозжечок Проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу.

Средний мозг Функции среднего мозга 1. Двигательные функции. 2. Сенсорные функции (например зрение). 3. Регулировка актов жевания и глотания (продолжительности) 4. Обеспечения точных движений рук (например, при письме). (лат. Mesencephalon ) — отдел головного мозга, древний зрительный центр. Включен в ствол головного мозга.

Полушария головного мозга Промежуточный мозг Средний мозг Мост Продолговатый мозг Мозжечок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга"

Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга". 8 класс.


Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга"

Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга". 8 класс.


Презентация к уроку в 8 классе по теме: "Строение головного мозга"

С помощью этой презентации учащимся будет легко и понятно изучать материал о строениии головного мозга.

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга".

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга" с применением ЭОР.


Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.


Конспект урока по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка"

Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся.


8 класс. Тема: Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.

Цель:познакомить учащихся со строением и функциями заднего и среднего отделов головного мозга; воспитывать объективные партнёрские отношения,методом взаимоконтроля; развивать навыки выполнения л.


Продолговатый мозг – это продолжение спинного мозга. Он расположен в задней части черепа.

Мозжечок формирует 11% общей доли мозга.

  • центр координации движений, контроля физической активности – (руководство мышечным тонусом, точностью и координацией мышечных движений);
  • поддержка баланса, осанки;
  • при нарушении функции мозжечка (в зависимости от степени расстройства) происходит мышечная гипотония, медлительность при ходьбе, неспособность поддерживать равновесие, нарушения речи.

Контролируя активность движения, мозжечок оценивает информацию, полученную из статокинетического аппарата (внутреннее ухо), и проприорецепторов в сухожилиях, связанных с положением и движением тела в настоящий момент. В результате человек может делать хорошо скоординированные действия.

Средний мозг Это – самая маленькая мозговая часть, филогенетически старый мозговой центр, часть мозгового ствола. Верхнюю часть среднего мозга формирует четверохолмие. Функции четверохолмия: верхние холмы участвуют в зрительных путях, работают как зрительный центр, участвуют в визуальных рефлексах; нижние холмы участвуют в слуховых рефлексах – обеспечивают рефлексивные реакции на звуки, громкость, рефлексивное обращение за звуком.

Средний мозг

Это – самая маленькая мозговая часть, филогенетически старый мозговой центр, часть мозгового ствола. Верхнюю часть среднего мозга формирует четверохолмие.

Промежуточный мозг

Промежуточный мозг в значительной степени закрыт конечным. Это – один из 4-х основных мозговых частей. Состоит из 3 пар структур – таламуса, гипоталамуса, эпиталамуса. К гипоталамусу присоединен гипофиз.

Функция таламуса Таламус составляет 80% от промежуточного мозга, является основой для боковых стенок желудочка. Ядра таламуса переориентируют сенсорную информацию от тела (спинного мозга) – боль, касание, визуальные или слуховые сигналы – в определенные мозговые области. Любая информация, направляющаяся в кору головного мозга, должна переориентироваться в таламусе – это ворота в мозговую кору. Информация в таламусе активно обрабатывается, меняется – он увеличивает или уменьшает сигналы, предназначенные для коры. Некоторые из ядер таламуса двигательные.

Функция таламуса

Таламус составляет 80% от промежуточного мозга, является основой для боковых стенок желудочка. Ядра таламуса переориентируют сенсорную информацию от тела (спинного мозга) – боль, касание, визуальные или слуховые сигналы – в определенные мозговые области. Любая информация, направляющаяся в кору головного мозга, должна переориентироваться в таламусе – это ворота в мозговую кору. Информация в таламусе активно обрабатывается, меняется – он увеличивает или уменьшает сигналы, предназначенные для коры. Некоторые из ядер таламуса двигательные.

Функция гипоталамуса

Это нижняя часть промежуточного мозга, на нижней стороне которой находятся пересечения зрительных нервов (chiasma opticum), по направлению вниз расположен гипофиз, секретирующий большое количество гормонов. В гипоталамусе хранится большое количество ядер серого вещества, функционально он является главным центром для управления органами тела:

отвечает за время цикла сна;

Функция эпиталамуса

Это наиболее задняя часть промежуточного мозга, состоящая из шишковидной железы – эпифиза. Секретирует гормон мелатонин. Мелатонин сигнализирует телу о подготовке к циклу сна, влияет на биологические часы, наступление половой зрелости и т.д.

Функция гипофиза

Эндокринная железа, аденогипофиз – производство гормонов (СТГ, АКТГ, ТТГ, ЛГ, ФСГ, пролактин); нейрогипофиз – секреция гормонов, вырабатываемых в гипоталамусе: АДГ, окситоцин.

Конечный мозг Этот элемент устройства мозга – самая большая часть человеческой ЦНС. Полушария: конечный мозг состоит из полушарий, составляющих 83% от общей мозговой массы; между 2 полушариями находится глубокая продольно ориентированная борозда, простирающаяся до мозговой мышцы, соединяющей полушария и опосредующей между ними сотрудничество; на поверхности находятся бороздки и извилины. Церебральная кора: контроль нервной системы – место человеческого сознания; формируется серым веществом – образуется из тел нейронов, их дендритов и аксонов; не содержит нервных путей; имеет толщину 2-4 мм; составляет 40% общего объема ГМ.

Конечный мозг

Этот элемент устройства мозга – самая большая часть человеческой ЦНС. Полушария:

  • конечный мозг состоит из полушарий, составляющих 83% от общей мозговой массы;
  • между 2 полушариями находится глубокая продольно ориентированная борозда, простирающаяся до мозговой мышцы, соединяющей полушария и опосредующей между ними сотрудничество;
  • на поверхности находятся бороздки и извилины.

Области коры

На поверхности полушарий присутствуют постоянные борозды, делящие их на 4 доли.

Области лобной доли

Основная моторная область – расположена перед центральной бороздой, обеспечивает точные и удобные движения тела, особенно предплечий, пальцев, лицевых мышц.

Премоторная кора. Эта область расположена перед основной моторной областью, контролирует более сложные движения – захват предметов, перемещение над препятствиями.

Центр речи Брока – находится в нижней части, как правило, левого или доминирующего полушария. Центр Брока в левом полушарии (если оно доминирует) контролирует речь, в правом полушарии – поддерживает эмоциональный окрас произносимого слова; эта область также участвует в кратковременной памяти слов и речи. Центр Брока связан с предпочтительным использованием одной руки для работы – левой или правой.

Зрительная область – это часть, контролирующая требуемые быстрые движения глаз при просмотре движущейся цели.

Обонятельная область – находится на основании лобных долей, отвечает за восприятия запаха.

Префронтальная кора – большая область лобной доли, отвечающая за когнитивные функции: мышление, восприятие, сознательное запоминание информации, абстрактное мышление, самосознание, самоконтроль, упорство.

Области теменной доли Чувствительная область коры – находится прямо за центральной бороздой. Отвечает за восприятие общих телесных ощущений – восприятие кожи (прикосновение, тепло, холод, боль), вкуса. Этот центр способен локализовать пространственное восприятие. Области затылочной доли Основная зрительная область – расположена в конце затылочной доли. Она получает визуальную информацию от сетчатки глаза, обрабатывает информацию из обоих глаз вместе. Здесь воспринимается ориентация объектов. Области височной доли Зона слуха и вестибулярная область – расположены в височной доле. Различается основная и ассоциативная область. Основная – воспринимает громкость, высоту тона, ритм. Ассоциативная – основанная на запоминании звуков, музыки.

Области теменной доли

Чувствительная область коры – находится прямо за центральной бороздой. Отвечает за восприятие общих телесных ощущений – восприятие кожи (прикосновение, тепло, холод, боль), вкуса. Этот центр способен локализовать пространственное восприятие.

Области затылочной доли

Основная зрительная область – расположена в конце затылочной доли. Она получает визуальную информацию от сетчатки глаза, обрабатывает информацию из обоих глаз вместе. Здесь воспринимается ориентация объектов.

Области височной доли

Зона слуха и вестибулярная область – расположены в височной доле. Различается основная и ассоциативная область. Основная – воспринимает громкость, высоту тона, ритм. Ассоциативная – основанная на запоминании звуков, музыки.





-75%

Читайте также: