Структура современного урока доклад

Обновлено: 30.06.2024

Населенный пункт: г. Москва

  1. Что такое урок?
  1. Что отличает современный урок от традиционного?
  1. Проектирование современного урока
  1. Технологическая карта
  1. Критерии современного урока
  1. Что включает в себя урок в настоящее время?

Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования определены требования к основной образовательной программе. Данные требования касаются структуры программы, условий реализации, а также результатов освоения образовательной программы начального и основного общего образования. В связи с этим урок должен соответствовать запросам государства и отвечать требованиям государственных образовательных стандартов.

1. Что такое урок?

Несмотря на развитие системы российского образования и введение стандартов нового поколения, урок остается одной из основных форм организации учебно-воспитательного процесса, однако меняются задачи урока.

2. Что отличает современный урок от традиционного?

Одной из целей современной образовательной концепции является развитие личности, способной к самообразованию. Данная цель характерна и для урока. Для начала давайте рассмотрим, чем отличается урок от такой формы организации учебного процесса как лекция. Основная задача лекции заключается в изложении материала. Одним из результатов урока является усвоение учащимися определенной учебной информации. Лекция проходит в форме монолога, урок, построенный в соответствии с федеральным государственным стандартом, - это урок-диалог.

Традиционный урок в отличие от современного, для которого характерен сценарный план урока, имеет жесткую структуру. Распределение времени на уроке также различно: на традиционном уроке основная часть времени отводится на объяснение и закрепление материала, на современном – самостоятельной деятельности учащихся. Задания традиционного урока носят репродуктивный характер, задания современного урока направлены на поиск и обработку информации учащимися, создание схем и моделей, обобщение, исследование и др. Кроме того, современный урок строится не только с учетом предметных результатов, но и метапредметных, а также личностных. Содержание современного урока часто выходит за рамки учебного предмета. На современном уроке появляется такое понятие как рефлексия. Рефлексия – это самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности 2 . На традиционном уроке учитель лишь выясняет у учеников, что они запомнили.

Также важным отличием является подход к домашнему заданию: для традиционного урока характерно, как правило, одно задание для всех учеников, на современном уроке ученикам дается выбор, т.е. учитываются индивидуальные особенности. Мы перечислили только некоторые отличия современного урока от традиционного, но в общем виде можно сказать, что требования к организации урока значительно выросли.

  1. Проектирование современного урока

С чего начинается урок? Урок начинается с проектирования. Главным субъектом урока являются учащиеся. Цель проектирования – спланировать содержание урока, определить цели, задачи, формы организации учебно-образовательного процесса, а также содержание педагогического взаимодействия. При планировании целей урока рекомендуется исходить из основных требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также производить учет планируемых результатов 3 .

Любой урок (современный или традиционный) строится в соответствии с определенной структурой. В общем виде в структуре урока можно выделить три компонента.

  1. Проектирование современного урока в соответствии с ФГОС ООО: методическое пособие / авт. – сост: С.В. Фаттахова.- Казань: ИРО РТ, 2015, с. 7, с. 16

Содержание учебного процесса на уроке зависит от типа урока и методов. Далее давайте рассмотрим типы современных уроков в зависимости от цели:

1. Уроки изучения нового материала.

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

3. Уроки обобщения и систематизации изученного материала.

4. Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков.

5. Комбинированные уроки.

Далее давайте обратим внимание на структурные элементы любого урока. В педагогической практике, как правило, выделяют следующие элементы:

  • Организационный момент (направлен на подготовку учащихся к работе на уроке);
  • Проверка выполнения домашнего задания (здесь следует проверять не только объем и правильность выполнения заданий, но и уровень осознанности);
  • Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний;
  • Усвоение новых знаний и способов действий;
  • Проверка понимания учащимися нового материала;
  • Закрепление нового материала (важно, чтобы учащиеся умели воспроизводить основные идеи нового материала);
  • Контроль, самопроверка, рефлексия;
  • Поведение итогов урока;
  • Информирование о домашнем задании, рекомендации по его выполнению.

Перечисленные структурные элементы являются примерными и могут быть изменены учителем в зависимости от цели урока, выбранных форм и методов.

Традиционно выделяю три формы организации деятельности на уроке: фронтальная форма, групповая (в т.ч. парная) и индивидуальная. Методов гораздо больше, как правило, выделяют три группы методов: методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а также методы контроля и самоконтроля. Важным является использование таких средств и методов, которые направлены на включение каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

При проектировании урока нельзя забывать о принципе здоровьесбережения.

Помещение оборудование должны соответствовать требованиям СанПин, должен быть соблюден воздушно-тепловой режим и др. Подробный перечень требований представлен в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"". Кроме того, важным является включение в урок физкультминуток и гимнастики для глаз с целью профилактики переутомления и нарушения осанки.

4. Технологическая карта

Разработку урока удобно представлять в виде такой формы планирования как технологическая карта, которая позволяет эффективно организовать учебный процесс, определить УУД, реализовать планируемые результаты.

Наиболее целесообразным является составление технологической карты в виде таблицы с учетом следующих разделов:

    • Этапы урока (на каждом этапе рекомендуется определить цель и прогнозируемый результат);
      • Планируемые результаты (предметные, личностные и метапредметные);
        • Деятельность учителя (например, создание эмоционального настроя, формулировка задания, организация самопроверки, оценивание и др.);
          • Деятельность учащихся (например, ответы на вопросы, работа с карточками, проведение анализа, самопроверка и др.).

          Таким образом, технологическая карта позволяет описать алгоритм учебного процесса и технологию изучения темы, учесть необходимые условия. Кроме того, технологическая карта позволяет спланировать не только деятельность учителя на уроке, но и деятельность учеников. Проектирование современного урока с помощью технологической карты способствует осуществлению формирования результатов обучения осознанно.

          5. Критерии современного урока

          Важным критерием современного урока является его результативность. Сюда можно отнести объем и прочность полученных на уроке знаний и умений, развитие познавательной активности учащихся.

          Структура современного урока была рассмотрена выше, она также является одним из основных критериев. Современный урок должен гармонично сочетать в себе учебную и творческую деятельность учащихся, урок должен быть направлен на самореализацию потенциала каждого ученика. Современный урок обязательно предполагает коммуникацию, это может быть работа в парах или группах, диалог учителя и ученика. Современный урок – это метапредметный урок, который способствует целостному восприятию мира.

          Несмотря на применение различных новых подходов при организации урочной деятельности, не стоит забывать, что современный урок должен соответствовать ведущим дидактическим принципам:

          • Преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;

          Принципы непрерывности и преемственности направлены на непрерывный образовательный процесс учеников и преемственность между всеми ступенями образования.

          Принцип целостности связан с формированием у учащихся обобщенного системного представления о мире, т.е. целостной картины мира.

          Принцип научности означает не только представление научно достоверных фактов, но и формирование умений учеников определять необходимые способы решения, разрабатывать соответствующие методы.

          Принцип гуманизации связан с ориентацией содержания урока на личностные и социально значимые проблемы. Урок, с точки зрения идеи гуманизации, включает в себя три блока: здоровье ребенка, культуру общения и психолого-педагогическую культуру учителя.

          Принцип культуросообразности направлен на становление культурной, гражданской и личностной идентификации учащихся.

          Таким образом, мы перечислили одни из основных критериев современного урока.

          6. Что включает в себя урок в настоящее время?

          Современный педагог должен владеть различными схемами урока с целью успешного достижения разнообразных целей. Урок, построенный в соответствии с ФГОС, является многокомпонентным и направлен не только на усвоение предметных знаний, но и на достижение метапредметных результатов (формирование познавательных универсальных учебных действий). Построение такого урока возможно с помощью личностно-ориентированного подхода.

          Для современного урока характерно применение учебной ситуации, в которой ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия и исследуют его в процессе совершения различных учебных действий.

          Современный урок имеет гибкую структуру, которая позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся. Важным моментом является включение заданий на выбор по форме или разному уровню сложности. Кроме того, современный урок необходимо строить с учетом дифференцированного подхода. Дифференциация индивидуальных особенностей учащихся может осуществляться по возрасту, здоровью, типу восприятия, уровню умения учиться, скорости усвоения информации или другим показателям. В связи с этим важным моментом является выбор учителем метода изучения той или иной темы, а также процесс его реализации в процессе обучения. Но при любом методе обучения урок необходимо строить таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся.

          Интересным способом активизации познавательной деятельности является создание ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха позволяет решить педагогу определенные задачи: сформировать у учащихся интерес и мотивацию к обучению, уверенность в своих силах, поддерживать психологическое здоровье учеников, положительную атмосферу в классе. Также ситуация успеха на уроке позволяет ученикам проявлять инициативу, самостоятельно искать способы решения различных задач, не боясь ошибиться. Таким образом, можно сформулировать еще одно отличие современного урока от традиционного: традиционный подход в педагогике связан с внешней стимуляцией действий учащихся, современный урок строится преимущественно таким образом, чтобы сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию.

          Некоторые этапы современного урока направлены на формирование внутренней мотивации ученика. Одна из проблем при формировании внутренней мотивации заключается в том, что в условиях избыточной информации у учащихся начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу. Для того чтобы преодолеть данный механизм защиты, учителю необходимо представлять информацию на уроке таким образом, чтобы вызвать удивление, восторг или интерес у учащихся, что позволит запомнить эту информацию. Эмоциональное воздействие позволяет сформировать более прочные знания. Также эффективным способом является предоставление учащимся возможности действовать самостоятельно (только при условии сформированности у учащихся данного навыка). Педагогу необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса.

          Кроме того, для современного урока характерно использование деятельностных методов и приемов. Давайте обратим внимание на другие возможные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, к ним можно отнести:

          Работу в группах или парах;

          С целью создания положительной атмосферы в классе следует исключить прямые оценки личности самого ученика, а также помочь снять страх перед уроком. Также важен индивидуальный подход, который предполагает конструирование урока в соответствии с личностными потребностями и интересами ученика.

          Урок, разработанный в соответствии с современными образовательными требованиями, носит интерактивный характер в отличие от линейного урока, на котором, как правило, используются фронтальные методы работы с классом. Интерактивное обучение предполагает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Развитие коммуникативных навыков наиболее эффективно при использовании групповой формы обучения. Помимо интерактивного обучения современный урок может строиться с учетом применения и других образовательных технологий. Среди них следуют выделить:

          • Технологию решения исследовательских задач;
          • Технологию развивающего обучения;
          • Технологию проблемного обучения;
          • Технологию деятельностного метода;
          • Проектную технологию;
          • Технологию развития критического мышления.

          Мы перечислили лишь некоторые современные педагогические технологии, и в рамках данного курса мы не будем останавливаться на них подробно.

          В настоящее время педагоги широко применяют ИКТ на уроке. Чаще всего используются презентации, которые позволяют повысить наглядность, мотивацию, интерес к обучению.

          Однако не стоит включать презентации в каждый урок. Материал для презентации должен быть тщательно проработан, презентация должна быть качественной и способствовать решению поставленных задач.

          В заключении

          Таким образом, можно подвести итог, современный урок – это многокомпонентный урок, отвечающий качественным характеристикам современного образования; это урок, построенный с учетом дифференцированного подхода, законов культуры общения и психологии обучения. Деятельность на уроке направлена на личность ученика, процесс строится на основе партнерских отношений учителя и ученика, их взаимодействия. На современном уроке происходит обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску информации и знаний. Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Для того чтобы урок был интересным и результативным, педагогу тоже необходимо учиться и открывать для себя новые возможности!



          В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.

          Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:

          • организационный момент;
          • повторение и проверка домашнего задания;
          • изучение нового материала;
          • закрепление изученного на уроке;
          • объяснение домашнего задания;
          • оценивание учеников.

          Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).

          Традиционный урок не способен выполнить задачи, стоящие перед современным образованием. ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.

          Структура урока по ФГОС

          Этапы урока

          Краткое содержание, действия учеников

          Действия учителя

          Мотивирование на учебную деятельность

          Настраивает учеников на успешную работу

          Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

          Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

          Целеполагание, постановка проблемы

          В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

          Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

          Поиск путей решения проблемы

          Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

          Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

          Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

          Помогает, советует, консультирует

          Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

          Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

          Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

          У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

          Разъясняет, предлагает задания на выбор

          Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

          Консультирует, обосновывает оценки

          Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

          Благодарит учеников за урок

          Структура уроков разного типа

          Уроки по ФГОС основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:

            ; ;
          • уроки общеметодологической направленности; .

          Структура урока по ФГОС может несколько отличаться. Например, на уроках ОНЗ может отсутствовать этап проверки выполнения домашнего задания. На уроках рефлексии не будет изучения нового материала. Наиболее полно все этапы прослеживаются на уроках общеметодологической направленности.

          • Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
          • Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
          • Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
          • Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
          • Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
          • Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
          • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
          • Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
          • Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

          Структура уроков развивающего контроля

          Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.

          Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.

          Мотивация к контрольно-коррекционным действиям

          Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.

          Актуализация и пробное действие

          Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.

          В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.

          Локализация затруднений

          Ученики определяют свои ошибки и затруднения.

          Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений

          Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений.

          Реализация проекта

          Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах.

          Обобщение затруднений

          Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь.

          Самостоятельная работа с проверкой по эталону

          Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки.

          Включение в систему знаний

          Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие.

          Рефлексия

          Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание.

          Структура урока рефлексии по ФГОС

          Этот тип уроков играет очень важную роль, так как они помогают учащимся научиться самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность. Ученик должен научиться сам находить свои затруднения в решении учебных задач, определять, какой именно вид деятельности у него не получается. И, главное, сам составить план действий по преодолению этих затруднений.

          Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала. Но главная деятельностная цель — научить детей определить границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее.

          Структура такого урока похожа на содержание уроков развивающего контроля, но все укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.

          Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.

          Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
          стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
          и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

          • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
          • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

          Заседание МО учителей начальных классов

          Подготовила учитель начальных классов

          Клягина Татьяна Алексеевна

          ноябрь 2018 год

          Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

          В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.

          Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:

          изучение нового материала;

          закрепление изученного на уроке;

          Традиционный урок не способен выполнить задачи, стоящие перед современным образованием. ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.

          Структура современного урока в начальных классах состоит из нескольких этапов:

          I этап. Мотивирование на учебную деятельность

          II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

          III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

          IV этап. Открытие нового знания.

          V этап. Физкультминутка.

          VI этап. Первичное закрепление.

          XII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

          Х III этап. Систематизация знаний.

          IХ этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).

          Рассмотрим каждый этап.

          1. Мотивирование на учебную деятельность

          -учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

          -учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

          Настраивает учеников на успешную работу

          2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

          Возникновение проблемной ситуации.

          3. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

          В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока.

          Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

          4. Открытие нового знания (7-8 минут)

          Решение устных задач и обсуждение их решения.

          -способы: диалог, групповая или парная работа.

          -организация самостоятельной исследовательской деятельности.

          5. Первичное закрепление.

          Оно необходимо для усвоения детьми нового метода действий. Для этого нужно, чтобы дети проговаривали вслух свои шаги и их обоснование. Решили несколько типовых задач по новому способу действий. Это может осуществляться в парах, в группах или фронтально.

          Помогает, советует, консультирует

          6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

          В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется успешная ситуация. Эти этапы урока предполагают: выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

          Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

          Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

          Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?

          Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

          Консультирует, обосновывает оценки

          Благодарит учеников за урок

          Типы уроков по ФГОС

          Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей.

          Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

          Структура урока обретения новых знаний

          Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

          Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

          Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

          Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

          Первичное закрепление нового знания.

          Самостоятельная работа и проверка по эталону.

          Включение в систему знаний и умений.

          Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

          Тип №2. Урок рефлексии

          Структура урока-рефлексии по ФГОС

          Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

          Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

          Построение плана по разрешению возникших затруднений .

          Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

          Обобщение выявленных затруднений.

          Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

          Включение в систему знаний и умений.

          Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

          Структура урока систематизации знаний

          Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

          Постановка учебной задачи, целей урока.

          Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

          Реализация выбранного проекта.

          Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

          Этап рефлексии деятельности.

          Тип №4. Урок развивающего контроля

          Структура урока развивающего контроля

          Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

          Фиксирование локальных затруднений.

          Создание плана по решению проблемы.

          Реализация на практике выбранного плана.

          Обобщение видов затруднений.

          Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

          Решение задач творческого уровня.

          Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:

          умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

          умение ставить перед собой цель, принимать решения;

          умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;

          умение проконтролировать себя, свои собственные действия;

          умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;

          умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

          Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.

          После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

          Подписи к слайдам:

          МАОУ Константиновская СОШ (2-е здание) Доклад

          С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках.

          Ю.А. Конаржевский

          Требования к уроку

          • Объявление темы
          • Целеполагание
          • Планирование
          • Практическая деятельность учащихся
          • Осуществление контроля
          • Осуществление коррекции
          • Оценивание учащихся
          • Итог урока
          • Домашнее задание
          • Учитель сообщает
          • Учитель формулирует
          • Учитель сообщает
          • Под руководством учителя фронтально
          • Учитель контролирует
          • Учитель осуществляет
          • Учитель осуществляет
          • Учитель подводит
          • Учитель объявляет чаще одно для всех
          • Формулируют уч-ся
          • Формулируют уч-ся
          • Планируют уч-ся
          • Групповая, индивидуальная работа учащихся
          • Самоконтроль, взаимоконтроль уч-ся
          • Учащиеся самостоятельно
          • Самооценка и оценка учителя
          • Рефлексия
          • Выбор заданий из предложенных учителем

          Требования к современному уроку по ФГОС

          • · Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
          • · В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
          • · Осуществляется практический, деятельностный подход.
          • · Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
          • · Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

          Основные типы уроков в школе по ФГОС

            Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

          Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

          • Цели:
          • Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
          • Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

          Структура урока обретения новых знаний

          Тип №2. Урок рефлексии

          • Цели:
          • Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
          • Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

          Структура урока-рефлексии по ФГОС

          Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

          • Цели:
          • Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
          • Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

          Структура урока систематизации знаний

          Тип №4. Урок развивающего контроля

          • Цели:
          • Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
          • Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

          Структура урока развивающего контроля

          Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

          Тип урока по ФГОС

          Урок открытия нового знания

          Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

          Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок

          Урок общеметодологической направленности

          Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

          Урок развивающего контроля

          Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

          Типы уроков ( Виноградова Н.Ф.):

          Основная форма организации и методы

          Обогащение и уточнение чувственного опыта

          Экскурсия, наблюдение, опыт

          Развитие поисково-исследовательской деятельности, мыслительных операций

          Решение логических задач, мини-исследования,чтение,анализ и воспроизведение текста

          Работа с информацией

          Объяснение учителем ,чтение, анализ и воспроизведение текста

          Решение логических задач

          Упражнения на основе различных интеллектуальных действий

          Развитие творчества, способности к поиску вариативных решений

          Упражнения на основе импровизации, воображаемых ситуаций, компиляции

          Структура урока по ФГОС:

          1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-

          зационный этап 1-2 минуты).

          2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

          3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

          4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

          5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

          6. Первичное закрепление 4-5 минут.

          7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

          Читайте также: