Структура психологии как науки доклад

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет психологии, сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии.

Специфика психологического знания.

Место психологии в системе наук.

Структура психологии, отрасли психологии.

Психические явления (структура общепсихологического знания).

Понятие о методе в психологии. Классификация методов.

Предмет психологии, сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой выработать знания о мире. Содержанием любой науки являются законы, устанавливающие связь между явлениями. Кроме научного, существуют еще житейский, религиозный и художественный способы познания мира.

Соотношение научной и житейской психологии (по Ю.Б. Гиппенрейтер)

▪ конкретна - знания приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам;

▪ интуитивна - знания приобретаются путем практических проб и прилаживаний;

▪ передача знаний ограничена (литература, искусство, фольклор, здравый житейский опыт);

▪ знания основаны на наблюдениях и размышлениях;

▪ ограничена в материалах;

▪ обобщена, использует научные понятия. Отработка понятий – важнейшая функция науки, т.к. отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения;

▪ рациональна и осознанна - выдвигается словесно формулируемая гипотеза и проверяется логически вытекающие из них следствия;

▪ способ передачи знаний - знания кристаллизуются в понятиях и законах и фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, передача знаний не ограничена;

▪ основаны на эксперименте - исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия;

▪ не ограничена в материалах - располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом,

Предметом психологии являются закономерности возникновения, развития и проявлений психики в процессе деятельности человека.

В истории становления предмета психологии выделяют следующие этапы:

1. Психология как наука о душе (более 2 тыс. лет назад). Наличием души пытались объяснить все непонятное в жизни человека

2. Психология как наука о сознании (с XVII в.). Способность чувствовать и думать назвали сознанием, основной метод - самонаблюдение

3. Психология как наука о поведении (с XX в.). Психология – наблюдение за тем, что можно увидеть: поведение, поступки, реакции

4. Современный этап (с o II пол. XX в.) H аука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики.

Еще в 60-е гг. в Британской энциклопедии было написано: "Бедная, бедная психология! - сперва она утратила душу, затем психику, затем сознание, а теперь испытывает тревогу по поводу поведения".

Специфика психологического знания.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам:

1. это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это свойство высокоорганизованной материи, а еще точнее – самой высокоорганизованной материи – мозга.

2. в психологии как бы сливаются объект и субъект познания (т.е. то. что изучается и тот, кто изучает).

3. наука особого типа - особенность в ее уникальных практических следствиях (научиться управлять собственной психикой, в процессе познания человек меняется – новые знания о человеке делают его другим – наука, конструирующая человека).

5. Невозможно отнести ни к гуманитарным, ни к естественным наукам.

Место психологии в системе наук.

Психология сохраняет тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией для того, чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет – биологией, физиологией, общественными науками, философией, педагогикой и др.

Задачи психологии.

Задача психологии состоит в познании явлений и сущности психики. Первыми начали рассматривать Л.С.Выготский и его школа, выделили иерархию задач:

Познание психической реальности через: а). обнаружение фактов, которые выступают основой для ознакомления с реальностью;

б). изучение внутренней структуры психических явлений, связей и отношений между ними;

Удовлетворения потребностей общества: а). использование полученных знаний с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже сформировавшиеся науки и отрасли.

б). обеспечение теоретических основ практики психологической службы.

Структура психологии, отрасли психологии.

Психология в настоящее время представляет собой разветвленную систему наук. Как и любая другая наука, она делится на фундаментальную и прикладную.

Фундаментальные – устанавливает универсальные законы, эмпирически проверяет (общая психология, психофизиология, социальная психология, психология развития и др.).

Прикладными называют отрасли, достижения которых используются на практике (эргономика, психология рекламы, психология менеджмента, организационная психология, юридическая психология и др.).

Кроме того, выделяют еще практическую (практиконаправленную) – оказание помощи людям в затруднительных жизненных ситуациях. Практическая психология решает конкретные задачи (воздействия (как психологического, так и не психологического) на конкретного человека или группу людей с целью их изменения или изменения их поведения), получение нового знания является, как правило, необязательным приложением.

Выделение отраслей этой науки в другие, самостоятельные области - это, с одной стороны, требование жизни, а с другой - показатель зрелости психологии, она приобрела способность решать задачи многих областей жизни. В прикладных отраслях предмет психологии един для всей науки, но уточняется в каждой отрасли.

патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;

генетическая психология – изучает наследственные механизмы психики и поведения, психофизиология;

дифференциальная – выявляет и описывает инд. различия людей, их предпосылки и процесс формирования;

возрастная – изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости, возрастные различия людей, изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой;

социальная – изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах.

педагогическая – изучает закономерности изменения личности в процессе и результате обучения и воспитания.

медицинская – изучает аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.; проблемы связанные с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь;

инженерная – исследует процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной;

юридическая – рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения, изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;

психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;

инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Помимо названных, существуют и др. отрасли псих науки (более 100), не менее значимые для практической деятельности человека.

Психические явления (структура общепсихологического знания).

1. Психические процессы – первичные регуляторы поведения, благодаря им формируются ЗУН:

Познавательные (восприятие и переработка информации): ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание.

Эмоциональные (эмоционально окрашивают информацию): аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Волевые: принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением.

2. Психические состояния – характеризуют состояния психики в целом, влияют на течение и результат психических процессов, стимулируют или тормозят деятельность (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др.)

3. Психические свойства – устойчивые, существенные особенности личности, ее индивидуальность (темперамент, способности, характер, потребности, мотивы, направленность).

Понятие о методе в психологии. Классификация методов.

Классификация методов исследования (по Б.Г. Ананьеву)

Методы соответствуют этапам эксперимента (подготовительный, сбор эмпирических данных, обработка количественных данных, интерпретация научных данных).

I группа — организационные методы.

1) сравнительный метод (сопоставление различных групп по какому-то параметру - возраст, деятельность и т.д.);

2) лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени);

3) комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук (психологи, физиологи, социологи); при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

II группа — эмпирические методы, включающие:

1) наблюдение и его различные виды в т.ч. самонаблюдение;

2) экспериментальные методы,

3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), биографические методы,

4) метод анализ продуктов деятельности

III группа — методы обработки данных:

количественный (статистический) анализ

качественный (дифференциация материала по группам, сопоставление, выделение закономерностей).

IV группа — интерпретационные методы

генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, периодов, критических моментов и т.п.)

структурный (устанавливает структурные связи между различными характеристиками личности).

Кроме того, методы могут быть классифицированы следующим образом:

I .Основные методы

Наблюдение – целенаправленное восприятие исследуемых явлений, (закрепление, фиксация в протоколе, дневнике поведенческих реакций). Научное наблюдение должно отвечать определенным требованиям: компетентность (осведомленность), целенаправленность (наличие четкого плана), планомерность, объективность (фиксируются только факты), тщательная регистрация результатов. Различают:

С точки зрения времени наблюдения выделяют продольный и поперечный срезы. Продольный срез относится к пролонгированным методам, т.е. к наблюдению в течение достаточно продолжительного времени.

Эксперимент – активное вмешательство экспериментатора в деятельность испытуемого (с целью создания определенных условий, в которых проявился бы определенный психологический факт).

Анализ продуктов деятельности - изучение явлений опосредовано по предметам и результатами какой-либо деятельности (рисунки, сочинения и т.д.)

Тесты – кратковременное стандартизированное психологическое испытание на установление определенных качеств личности (краткое). Классифицированы тесты могут быть следующим образом:

Объективные – есть правильный ответ (тесты интеллекта)

Проективные – интерпретация рисунков, текстов, в которых проявляются неосознаваемые потребности и мотивы.

Беседа – метод получения информации на основе словесной коммуникации

Близнецовый – составленное в условиях наблюдения и эксперимента психологическое развитие монозиготных и дизиготных близнецов

Знание методологического и категориального аппарата общей психологии является фундаментом общей психологии и всего блока психологических дисциплин.

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Предмет, задачи, методы и структура современной психологии

Предмет, задачи, методы и структура современной психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1.1. Предмет психологии. Задачи психологии

Познание психической реальности через:
а) обнаружение фактов, которые
выступают основой для ознакомления
с реальностью;
б) изучение внутренней структуры психических явлений, связей и отношений
между ними;
в) обнаружение закономерностей, которым подчиняются психические явления

Удовлетворение потребностей общества:
а) использование полученных знаний
с целью повышения эффективности
тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже сформировавшиеся науки и отрасли;
б) обеспечение теоретических основ
практики психологической службы

1.2. Структура психологии, отрасли психологии

Психология в настоящее время представляет собой разветвленную систему наук. Как и любая другая наука, она делится на фундаментальную и прикладную.
Фундаментальная - устанавливает универсальные законы, эмпирически проверяет (общая психология, психофизиология, социальная психология, психология развития и др.).
Прикладная - отрасль, достижения которой используются на практике (эргономика, психология рекламы, психология менеджмента, организационная психология, юридическая психология и др.).
Кроме того, выделяют еще практическую психологию (практиконаправленную) - оказание помощи людям в затруднительных жизненных ситуациях, которая решает конкретные задачи (воздействия как психологического, так и непсихологического на конкретного человека или группу людей с целью их изменения или изменения их поведения), получение нового знания является, как правило, необязательным приложением.
Выделение отраслей этой науки в другие самостоятельные области - это, с одной стороны, требование жизни, а с другой - показатель зрелости психологии. Она приобрела способность решать задачи многих областей жизни. В прикладных отраслях предмет психологии един для всей науки, но уточняется в каждой отрасли. Например, патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, психофизиология и т. д.

1.3. Понятие о методе в психологии. Классификация методов

Методы научных исследований - это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.
Классификация методов исследования (по Б. Г. Ананьеву)
Методы соответствуют этапам эксперимента (подготовительный, сбор эмпирических данных, обработка количественных данных, интерпретация научных данных).
I группа - организационные методы:
1) сравнительный (сопоставление различных групп по какому-то параметру: возраст, деятельность и т. д.);
2) лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени);
3) комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук: психологи, физиологи, социологи; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
II группа - эмпирические методы, включающие:
1) наблюдение и его различные виды, в том числе самонаблюдение;
2) экспериментальные;
3) психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), биографические методы;
4) анализ продуктов деятельности.
III группа - методы обработки данных:
1) количественный (статистический) анализ;
2) качественный (дифференциация материала по группам, сопоставление, выделение закономерностей).
IV группа - интерпретационные методы:
1) генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, периодов, критических моментов и т. п.);
2) структурный (устанавливает структурные связи между различными характеристиками личности).

1.4. Психика как предмет системного исследования

Понятие психика - свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.
Качественные отличия психического отражения от других форм отражения:
• Активность.
• Субъективность отражения (возникает субъективный образ реальности).
• Перманентность (постоянный характер).
• Опережающий характер.
• Кумулятивный характер (накопление).
• Избирательность.


Свойства и функции психики
Выделены фундаментальные свойства психики:
1. Психика - это свойство живой высокоорганизованной материи.
2. Психика - это непрерывное развитие.
3. Психика обладает свойством отражения (рождается субъективный образ объективной реальности, взаимодействия элементов окружающего мира). Чем сложнее материя, тем сложнее отражение (психика как форма отражения высшей формы материи - мозга).
Иными словами, высокоорганизованная материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем мире и создает психический (субъективный по своей природе) и идеалистический (нематериальный) образ как копию материальных объектов реального мира. Основные функции психики (с точки зрения взаимодействия живого организма и окружающей среды):
1. Отражение окружающей действительности.
2. Обеспечение целостности организма. Обеспечение адаптации.
3. Регуляция поведения.
Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств внешних объектов в форме психики, становится возможным осуществление действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым выживание, поисковая и надситуативная активность. Отсюда следует, что определяющий признак психики - отражение, дающее образ предмета. В соответствии с образом строятся контакты со средой, а по принципу обратной связи контролируется правильность отражения путем сопоставления результата действия с образом. В этом заключается рефлекторный механизм психики.


Психические явления (структура общепсихологического знания)
1. Психические процессы - первичные регуляторы поведения, благодаря им формируются знания, умения, навыки (ЗУН):

1.5. Вопросы, выносимые на обсуждение


1. Как определяется предмет психологии на современном этапе?
2. Как изменялись взгляды на предмет психологии в истории?
3. Чем различается житейская и научная психология?
4. Какое место и почему отводит Б. М. Кедров психологии в системе наук в своей нелинейной классификации?
5. Каковы принципы отечественной психологии?
6. Какие задачи традиционно ставит перед собой психология?
7. Каковы виды психических явлений?
8. Каковы предметы отраслей психологии?
9. Как классифицировала неосознаваемые психические процессы Ю. Б. Гиппенрейтер?
10. Какие врожденные и приобретенные формы приспособительной активности выделяют?
11. Какие допсихические формы приспособительной активности существуют?
12. Какие функции и фундаментальные свойства психики выделяют?
13. Какие функции сознания выделены В. П. Зинченко?
14. Какими методами пользуется психология для добывания психологических фактов?
15. Каковы качественные отличия психики от других форм отражения?
16. Каковы предметы отраслей психологии?

1.6. Задания для практических занятий

Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы. Однако в наши дни множество психологических представлений вполне успешно уживаются друг с другом. Внутри каждой из отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.

Содержание

Введение…………………………………………………..3
1. Отрасли психологии по основаниям – конкретным видам
деятельности……………………………………………………….4
психология труда………………………………..4
педагогическая психология…………………….5
медицинская психология…………………………6
юридическая психология…………………………6
военная психология……………………………..6
психология спорта……………………………….7
психология торговли……………………..7
психология научного творчества…………7
психология художественного творчества…..7
2. Отрасли психологии по психологическим аспектам развития…8
2.1 возрастная психология……………………………..8
2.2сравнительная психология…………………………9
3. Отрасли социальной психологии………………………………. 10
4. Понятие общей психологии……………………………………….12
Заключение……………………………………………………. 13
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков

1. Отрасли психологии по основаниям – конкретным видам

    1. психология труда………………………………..4
    2. педагогическая психология…………………….5
    3. медицинская психология…………………………6
    4. юридическая психология…………………………6
    5. военная психология……………………………..6
    6. психология спорта……………………………….7
    7. психология торговли……………………..7
    8. психология научного творчества…………7
    9. психология художественного творчества…..7

    2. Отрасли психологии по психологическим аспектам развития…8

    2.1 возрастная психология……………………… ……..8

    2.2сравнительная психология……… …………………9

    3. Отрасли социальной психологии………………………………. 10

    4. Понятие общей психологии……………………………………….12

    Список использованной литературы………………………………………. 14

    Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы. Однако в наши дни множество психологических представлений вполне успешно уживаются друг с другом. Внутри каждой из отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.

    Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.

    Как же классифицировать различные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в принципе развития психики в деятельности. Исходя из этого, в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

    - отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие)

    конкретным видам деятельности.

    Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

    Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.д. Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с другом отраслями психологической науки. Таковы:

    - инженерная психология, изучающая главным образом деятельность оператора в автоматизированных системах управления, решающая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной;

    - авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов;

    - космическая психология, исследующая психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации, при возникновении особых состояний, связанных с нервнопсихическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.

    Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учениками и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся:

    - психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения, формирования умственных действий и т.д.);

    - психология воспитания (психология ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);

    - психология учебно-воспитательн ой работы с аномальными детьми.

    Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на:

    - нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;

    - психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;

    - психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного;

    - психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

    Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на:

    - судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.);

    - криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д.;

    - пенитенциарную, или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно- трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п.

    Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

    Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

    Психология торговли, широко развитая, главным образом, в капиталистических странах, выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п.

    В последнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществления научного открытия и т.д.). Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

    Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического восприятия – область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.

    2. Отрасли психологии по психологическим аспектам развития.

    Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в проблематике которых реализуется принцип развития.

    Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимосвязанность – широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения. Психология аномального развития, или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию – науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию – психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих.

    Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих свойств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам, лошадям, обезьянам) в настоящее время присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и психологии – этологии.

    3. Отрасли социальной психологии.

    Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей психологической науки, объединяемых понятием социальная (или общественная) психология. Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.

    - Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.

    - Социально-психологические явления в малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов группы (ассоциации, корпорации, коллективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентаций группы и многие другие. Если иметь ввиду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и др.

    - Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малы группах, как она принимает воздействия этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность и др. К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности к внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности, их динамики, перспектив личности.

    Указанные три круга проблем социальной психологии не могут, разумеется, быть противопоставлены или рядоположены друг другу. Они предстают перед нами в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в котором определяется сущность личности.

    Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности. В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

    ♦ в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

    ♦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

    ♦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

    ♦ процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

    ♦ личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

    В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

    Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

    В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являютсяпсихические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являютсяфакты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

    Задачи психологии:

    · изучение механизмов психическихявлений и процессов;

    · анализ закономерностей развития психических явленийи процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

    · всяческое внедрение знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

    Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

    Различия между житейской и научной психологией

    Два типа отличаются характером знаний, содержанием и способами передачи опыта. Рассмотрим основное:

    Любительский тип – это опыт одного человека, со всеми его нюансами. Психологические знания имеют хаотичный характер, основаны на интуиции. Индивид получает их случайно. Опыт науки всегда систематизирован, получен в ходе специальных экспериментов, обширен для применения, отражает общие законы, закономерности.

    Любительские умозаключения привязаны к ситуации, конкретным условиям и времени. Использовать их весьма проблематично, не каждому человеку подходит та или иная мудрость, далеко не всегда советы чужих людей работают. Наука не привязана к времени и условиям, это методики, техники, которые всегда работают. А если нужны специальные условия, то об этом всегда сказано.

    Таким образом, пока один тип разносторонне и хаотично описывает те или иные явления, другой объясняет их через термины, понятия, определения, закономерности, причинно-следственные связи.

    Соотношение житейской и научной психологии

    Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:

    профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);

    психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;

    последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.

    Структура психологии как науки. Место психологии в системе научного знания

    Структура психологической науки, основные отрасли психологии.

    развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

    Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

    Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

    Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

    Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

    Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые

    являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

    Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

    Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

    Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

    Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

    Место психологии в системе наук Психология как область научного знания гуманитарного направления тесно связана с множеством наук. Это обусловлено тем фактом, что она находится в промежуточном положении между философскими, естественными, социальными и техническими науками. Этот факт обусловлен там, что человек, как предмет исследования, рассматривается с различных точек зрения. Человек может выступать в качестве исследования как биологический объект, социальное существо, как носитель сознания. Уникальность человеческой личности состоит в том, что она является неповторимой. Именно это разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена является источником возникновения значительного количества наук, которые занимаются изучением человека.

    4. Становление и развитие предмета психологии. Основные этапы развития науки и их характеристика.

    Человечество начинало с мифологической картины мира. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии, согласно которой Эрот, бессмертный бог любви, влюбился в красивую смертную женщину Психею. Любовь Эрота и Психеи была столь сильна, что Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образом истинной любви как высшей реализации человеческой души. Поэтому Психся — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Вместе с тем в этой прекрасной легенде о трудном пути Эрота и Психеи навстречу друг другу угадывается глубокая мысль о сложности овладения человеком своим духовным началом, своим разумом и чувствами.

    В ранних представлениях душа наделялась способностью выходить на волю из тела, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти человека душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Учение о переселении душ относится к одному из самых древних. Оно было представлено не только в Древней Индии, но и в Древней Греции, особенно в философии Пифагора и Платона.

    Основными этапами развития истории психологии являются:

    I этап (психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений.

    II этап ((середина XVII в., - середина XIX в.) – психология как наука о сознании. Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания.

    III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология как наука о поведении.

    IV этап (середина XX в. по настоящее время)

    IV этап (середина XX в. по настоящее время) психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики До середины XX века в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании какой-либо одной парадигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм, а в эволюционном процессе выработки психологическим сообществом согласованного мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.

    Девушка в библиотеке

    Что изучает психология?

    Чтение на диване

    В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:

    • возрастная психология;
    • социальная психология;
    • семейная психология;
    • психология спорта;
    • психология религии.

    Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.

    История появления и развития психологии

    Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.

    В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:

    Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.

    Виды психологии

    Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:

    1. Академическая. Это наука, ключевая задача которой – понять психику человека ради достижения объективного знания. Академическая психология изучает поведение людей и создаёт теоретический научный базис, призванный объяснить все психологические феномены и выявить взаимосвязи между ними.
    2. Прикладная. Данный раздел психологии направлен на получение практических результатов. Здесь исследуются способы влиять на психическое состояние человека с целью улучшения жизни, повышения его продуктивности и уровня счастья. Прикладную психологию используют в своей работе психотерапевты, психиатры, преподаватели, тренеры и прочие специалисты, помогающие людям развиваться, совершенствоваться и решать проблемы.

    Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.

    Академическая психология

    Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.

    Академическая психология характеризуется тем, что:

    • исследует и объясняет психические процессы, ищет закономерности;
    • не ищет и не изучает способы воздействия на эти процессы;
    • создаёт теоретическую базу для дальнейших исследований в рамках прикладной психологии.

    Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.

    Прикладная психология

    Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:

    1. Психодиагностика. Распознавание и анализ психологических особенностей человека.
    2. Психокоррекция. Воздействие на выявленные отклонения в психике для приведения её в соответствие с возрастными и иными нормами.
    3. Консультирование. Психологическая помощь здоровым людям, испытывающим временные трудности из-за жизненных обстоятельств.
    4. Психотерапия. Психологическая помощь здоровым людям с личностными расстройствами.

    К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:

    • оказались в сложной жизненной ситуации;
    • планируют строить бизнес;
    • испытывают сложности в общении;
    • переживают кризис личных или семейных отношений;
    • обеспокоены поведением собственных детей;
    • испытывают упадок сил, депрессию, раздражительность;
    • страдают от фобий и панических атак;
    • пытаются избавиться от вредных привычек;
    • желают сменить профессию.

    Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.

    Методы психологии

    Чтение на природе

    Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:

    1. Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
    2. Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.

    С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:

    В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.

    Заключение

    Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому. Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками. Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.

    Читайте также: