Статическое наблюдение в туризме доклад

Обновлено: 02.07.2024

новых земель, торговли, образования, паломничества, лечения и др.

По мере развития туризма менялись как его цели, так и средства передвижения и

размещения путешественников, а также численность самих туристов. В послевоенные

десятилетия туризм приобретает массовый характер; одновременно во многих странах

формируется "мощная индустрия отдыха со своим продуктом, производственным

циклом, методами организации и управления производством".

Сегодня в мировой практике на сферу туризма приходится 6 % мирового

национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место и 5 %

Учитывая огромное влияние туризма на развитие э кономики страны, перед статистикой

туризма встали особы е требования и задачи. Прежде всего необходимо изучение

методологических проблем расчета статистических показателей туризма, вы явление

закономерностей развития туристского рынка, его в лияния на другие отрасли

Данное пособие посвящено предме ту изучения, ка тегориям, методам и системе

показателей статистики туризма. Оно предназначено для подготовки специалистов по

экономике и статистике отечественного и международного туризма.

1.1 История развития статистики туризма и предмета ее изучения

Статистические работы в области туризма появились в конце XIX в. Так, в 1883 г. в

Цюрихе экономист Флейлер выступил с докладом о состоянии гостиничного хозяйства,

в котором он раскрыл перспективы освоения природных ресурсов Швейцарии для

вовлечения их в туристский оборот. В 1895 г. он опубликовал работу под названием "К

развитию статистики туризма", в которой предложил в статистическом анализе

туристского обслуживания использовать такие показатели, как количество туристов,

количество мест их размещения, количество реализованных трудодней.

В 1884 г. в городе Граце (А встрия) был проведен конгресс по проблемам развития

В 1899 г. в Италии дирекция статистической службы опубликовала доклад

"Передвижение иностранцев в Италии и расход денежных средств".

В 1905 г. печатается "Словарь Швейцарского народного хозяйства", который содержит

В 1927 г. в Германии была издана э кономическая энциклопедия государственного

хозяйства, включающая вопросы, посвященные туризму. В 1934 г. в Швейцарии вышла

книга И. Глюксмана "Туризм". Будучи руководителем Берлинского инст итута

экономики, он в 1941 г. в городе Берне и в городе MСент-Гален создает 2 научных

центра, деятельность которых посвящена изучению туризма. Каждый из руководителей

этих центров — доктор Хунцикер и доктор Крапф — впоследствии становятся

основателями научного изучения туризма. Международное признание получил их

Во второй половине XX в. создаются научные и учебные институты по исследованию

туризма: в Женеве (Ш вейцария) — Международный инстит ут по исследованию

туризма; в ФРГ — научные и исследовательские институты при Мюнхенском и

Франкфуртском-на-Майне университетах; в Австрии - Институт подготовки кадров для

туризма при Высшем училище мировой торговли в Вене; во Франции — Институт

экономики туризма при университете в городе Экс, а также в И спании, Бельгии, США,

Предметом изучения статистики туризма является количе ственная характеристика

туризма и туристских услуг, их состояния, динамики, а также оценка в клада туризма в

Слово "туризм" в первоначальном смысле означало передвижение и временное

пребывание людей вне п остоянного места жительства. Однако в процессе

исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали

изменения и дополнения. Так, по определению, принятому в ООН в 1954 г., "туризм —

это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие

человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства".

В дальнейшем проблеме определения категории туризма уделялось внимани е на

Международной конференции по проблемам туризма, организованн ой ООН (Рим,

1963), Международных конгрессах по туризму (Лозанна, 1954, 1971), Научной

конференции по проблемам туризма (Варна, 1968), конгрессе Всемирной туристской

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма:

"Туризм — это деятельност ь лиц, которые путешествуют и осуществляют пребыв ание

в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не

превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями".

В отношении отдельной страны в международной статистике различают следующие

а) внутренний туризм, т.е. путешествия жителей в пределах собственной страны;

б) въездной туризм, т.е. путешест вия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее

в)Mвыездной туризм, т.е. путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

На основе приведенных выше ти пов туризма образуются следующие категории

1)Mтуризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

2)Mнациональный туризм, который охватывает внутренний и выездной туризм;

3)Mмеждународный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Все эти типы туризма относятся как к стране в целом, так и к отдельным регионам,

районам и территориям. При этом термин "внутренний туризм", применяемый в

туристском контексте, отличается от аналогичного понятия, используемого в системе

национальных счетов СНС. С точки зрения туризма определение "внутренний"

используется по от ношению к путеш ествиям жителей какой-либо стран ы в ее

пределах . С точки зрения СНС он относится в целом к деятельности, связанной с

туризмом и к расходам как постоянных жит елей, т ак и нерезидентов, к оторые

путешествуют в пределах данной страны, т.е. как к внутреннему, так и въездному

1.2+Объект изучения, методы и задачи статистики туризма.

Статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики. Она

занимается изучением массовых процессов, происходящих на туристском рынке, в их

В соответст вии с рекомендаци ями ООН 1993 Mг. все путешественники, пересекающие

внешние границы страны подразделяются на посетителей и прочих путешественников.

Единицей статистического наблюдения в статистике туризма является посетитель

страны, путешествующий с туристскими целями. (отдых, лечение, посещени е

Посетителем является любое лицо, путешествующее в какую-либо страну помимо той,

которая является его обы чным местом жительства, на срок, не превышающий 12

месяцев, если главной целью его поездки не является занятие профессиональной

деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемой стране.

Исходя из данного определения статистикой туризма должны охватываться следующие

-Mлица, осуществляющие поездку с целью отдыха, лечения или по семейным

-Mлица, выезжающие на совещания или в командировки научного, административного,

спортивного или религиозного характера. К ним относятся и служащие

международных организаций, направляющиеся в страну в командировку;

-Mучастники деловых поездок (работники предприятий, направляющиеся для установки

-Mучащиеся и молодежь, проживающие за границей в интернатах (школах),

перемещающиеся в каникулярный период и временно работающие;

-Mпассажиры, пересекающие страну транзитом, продолжительность пребывания

-Mчлены экипажей иностранных кораблей и самолетов, находящихся на ремонте или

1)Mтуристы, т.е. посетители, осуществляющие хотя бы одну ночевку в коллективном

В соответствии с основными типами туризма в статистике также выделяют

международных и в нутренних посетителей. Основным критерием их разграничения

К прочим путешественникам, не являю щимся объектом изучения статистики туризма,

-Mлица, путешествующие в пределах своей обычной среды (совершающие регулярные

поездки между домом и работой, приграничные трудящиеся, пересекающие границу

-Mлица, прибывающие в страну с целью постоянного проживания в ней;

-Mлица, путешествующие с целью работы по найму — сезонные рабочие, прислуга и

-Mлица без определенного места жительства (беженцы, кочевники);

-Mдипломаты, консулы и военнослужащие, направляющиеся к месту службы или

-Mтранзитные пассажиры, не выходящие за пределы транзитной зоны морского порта

Статистика туризма в своих исследованиях использует методологию общей теории

статистики и макроэкономической статистики — метод массового статистического

наблюдения, метод статистических группировок, обобщающие показатели, методы

анализа рядов динамики, индексный метод, экономические классификации, балансовый

Метод массового стат истического наблюдения реализуется с помощью двух форм

1)Mпериодической статистической отчетности, представляемой органам статистики

1) отражение с помощью системы статистических показателей процессов развития

туризма, состояния туристской отрасли, оценка вклада туризма в экономику страны;

2) получение дополнительных статистических материалов о спросе и предложении

3)Mопределение объема расходов населения на туризм, а также качест ва обслуживания

4)Mсовершенствование системы статистических показателей, разработка методологии

5)Mсовершенствование состава и содержания статистической отчет ности, отражающей

процессы состояния и динамики туристской сферы экономики.

В статистике туризма важнейшими признаками классификаций туризма выступают:

В зависимости от цели путешествия выделяют следующие основные виды туризма:

-Mрекреационный. Он является самым распространенным видом туризма и

осуществляется с целью отдыха, восстановления физических и душевных сил;

-Mлечебный (медицинский). В его основе лежит необходимость в лечении;

-Mспортивный. Данный вид туриз ма связан с осуществлением поездок на спортивные

мероприятия в качестве зрителя. Спортивный туризм преобладал в стране до 90-х Mгг.,

когда население ориентировалось в основном на внутренний туризм, направленный на

физическое воспитание и спортивное развитие человека;

-Mделовой. К этому в иду тури зма относятся поездки, связанные с решением

профессиональных или служебных задач — заключение сделок, участие в переговорах,

-Mрелигиозный. Основной целью данн ого вида туризма является паломничест во,

-Mэтнический, включающий посещение родственников, мест рождения и др.

По основным природным ресурсам, задействованным при совершении путешествий,

По используемым транспортным средствам туризм классифицируется на

автомобильный, велосипедный, железнодорожный, теплоходный и авиационный

В зависимости от возраста выделяют следующие группы посетителей:

1)Mдети, путешествующие в основном с родителями (до 14 лет);

2)Mмолодежь, составляющая массовый рынок молодежных поездок (14—24 Mгода.);

3)Mотносительно молодые, экономически активные люди, путешествующие в основном

4)Mэкономически активные люди среднего возраста, путешествующие в основном без

В зависимости от длительности пребывания различают:

По способу организации различают организованный и самостоятельный

(неорганизованный) туризм. Организованный туризм состоит из поездок по турам,

предоставляемым туристскими фирмами, а неорганизованный объединяет те

путешествия, маршрут и объекты посещения которых определяют сами туристы.

В практике туризма также выделяют три формы организации туризма — семейную;

групповую (коллективную), когда в поездке участвует 6 человек и более;

индивидуальную, при которой численность путешествующих не превышает 5 человек.

Многие явления и процессы становятся количественно определенными тогда, когда

они представлены в форме показ ателей. Статист ический показатель характеризует

размер, структуру, динамик у и взаимосвязь явлений. Поэтому для характеристики

различных сторон общественной жизни статистическая наука, в том числе и статистика

туризма, использует показатели. Так как процессы, происходящие на туристском

рынке, в есьма разнообразны, взаимосвязаны между собой, то статистика отражает их

не одним показателем, а системой статистических показателей.

В настоящее в ремя система показат елей статистики туризма находится в стадии

разработки и совершенствования. Это связано с переходом отечественной статистики


на международую методологию с использованием рекомендаций в области статистики

туризма, разработанных Всемирной туристской организацией.

Современная система показателей статистики туризма представляет следующие группы

3)Mпоказатели финансового состояния туристских предприятий;

Первая группа отражает состояние природного, материально-технического и трудового

потенциала туристской отрасли. Природный потенциал характеризуется:

-Mобъемом и качеством земельных ресурсов в целом, а также занят ых курортами,

-Mобъемом водны х ресурсов, в том числе количеством рек, озер, водохранилищ; их

-Mпоказателями качественного состояния воздушного бассейна и окружающей среды в

К показателям материально-технического потенциала отрасли туризма относятся:

-Mколичество туристских учреждений по видам. Среди них выделяют туристские

предприятия (фирмы); гостиницы, мотели, кемпинги; санаторно-оздоровительные

-Mстоимость основных фондов (основных и вспомогательных зданий, сооружений,

оборудования, передаточных устройств, транспортных средств);

-Mстоимость оборотных фондов (запасов сырья, топлива, запасных частей,

инструментов и т. п.) туристско-экскурсионных предприятий;

-Mобъем капитальных вложений в туристские предприятия, а также их движение и

-Mпоказатели использования материально-технической базы туризма, к которым

относятся средняя числе нность обслуживаемых лиц туристс кими предприятиями,

средняя вместимость одного места размещения и средняя загрузка мест размещения.

Средняя численность обслуживаемых лиц в туристских объектах рассчитывается по

Необходимость статистического изучения туризма обусловлена потребностью в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туристской отрасли и оценки ее вклада в общую величину валового внутреннего продукта, а также изучения оценки туристских потоков, нагрузки на туристскую инфраструктуру, удовлетворения туристского спроса и соответствия потребительских ожиданий предложениям… Читать ещё >

Статистическое наблюдение в туризме ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Раздел 1. Теоретическая часть
    • 1. 1. Понятие статистического наблюдения и его место в статистическом исследовании
    • 1. 2. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения
    • 1. 3. Классификация видов статистического наблюдения
    • 1. 4. Ошибки наблюдения. Пути повышения точности статистического наблюдения
    • 2. 1. Задание
      • 2. 1. 1. Построение интервального вариационного ряда распределения
      • 2. 1. 2. Графическое изображение ряда
      • 2. 1. 3. Средняя арифметическая
      • 2. 1. 4. Мода и медиана распределения
      • 2. 1. 5. Коэффициент асимметрии
      • 2. 1. 6. Расчет показателей вариации
      • 2. 2. 1. Определение среднеквартального объема продаж
      • 2. 2. 2. Определение доли среднеквартального объема продаж

      Во всем мире туризм считается одной из наиболее доходных отраслей экономики. Существуют разнообразные методики, которые позволяют продемонстрировать вклад туристской отрасли в народное хозяйство. Наилучшим образом это способна сдеать статистика. Статистика получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием. В более узком смысле статистика совокупность данных о каком-либо явлении или процессе.

      Необходимость статистического изучения туризма обусловлена потребностью в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туристской отрасли и оценки ее вклада в общую величину валового внутреннего продукта, а также изучения оценки туристских потоков, нагрузки на туристскую инфраструктуру, удовлетворения туристского спроса и соответствия потребительских ожиданий предложениям на рынке туристских услуг.

      Необходимость в статистических данных ощущают не только национальные туристские администрации, но и многочисленные заинтересованные группы, такие как, например, отраслевые ассоциации, местные органы власти, научные круги и другие.


      СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Текст работы размещён без изображений и формул.
      Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

      Любое статистическое исследование туристской сферы предполагает сбор данных (исходной информации) об объектах, процессах или явлениях в туризме. Наблюдение осуществляется разными способами (выборочный метод, метод основного массива и т. п.), в обязательном порядке составляется программа наблюдения, конструируются разнообразные статистические

      итогов. Другими словами, сводка– это простейшая систематизация единичных фактов, операция по подсчету общих итогов. Так, данные о численности работников туристских предприятий можно привести сначала по отдельному предприятию, затем свести их на уровне конкретного региона, и лишь затем подсчитать общий итог по отрасли. Однако такой способ подходит скорее для оперативного учета или текущего мониторинга ситуации. Он не позволяет провести серьезный анализ, выявить закономерности в структуре или динамике явлений. Поэтому статистика активно использует метод группировки, суть которого заключается не просто в подведении итога, а в разбивке изучаемой совокупности на группы в зависимости от значений варьирующего признака. Статистический анализ объема платных туристических услуг по регионам РФ должен начинаться со сводки и группировки [4].

      Группировка — это метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку.

      Одним из наиболее эффективных методов выявления зависимостей является группировка - метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку [2].

      Ранжированный ряд распределения регионов по объему платных туристических услуг показал, что самый высокий показатель по объему платных туристических услуг в Архангельской области, который составляет 1755,3 млн. рублей. А самый низкий показатель в Смоленской области и составляет 86,9 млн. рублей.

      Таблица 1. Ранжированный ряд распределения регионов по объему платных туристических услуг, млн.рублей

      Объем платных туристических услуг, млн.рублей

      Данные по ранжированному ряду распределения представлены графически в виде Огивы Гальтона.

      Рисунок 1. Распределение регионов РФ по объемам платных туристических услуг

      По данному графику видно, что наименьший объем платных туристических услуг в Смоленской области (86,9 млн.рублей), что связано, вероятно, с более низким уровнем жизни по сравнению с другими регионами. Наибольший объем платных туристических услуг в Архангельской области (1755,3 млн.рублей), так как там хорошо развит туризм и граждане больше потребляют разные виды туристических услуг.

      Для установления связи между числом турпакетов, реализованных населению, и объемом платных туристических услуг, признаками по каждой группе рассчитывают средние значения этих признаков.

      По обобщенным данным определяем направление связи между признаками (прямая или обратная).

      Составляем рабочую таблицу, которая необходима для расчета среднего значения числа турпакетов, реализованных населению и среднего объема платных услуг по каждой группе и всей совокупности в целом (таблица 2.5).

      Таблица 2. Рабочая таблица простой аналитической группировки

      объему платных туристических услуг

      Число отправленных туристов (граждан России), человек за год

      Число турпакетов, реализованных населению, единица за год

      Численность работников турфирм, человек

      Итого по I группе

      Итого по II группе

      Итого по III группе

      Составим сводную таблицу (табл.3).

      Таблица 3. Группировка регионов по числу турпакетов, реализованных населению, единица за год.

      РФ по объему платных туристических услуг

      Средний объем платных туристических услуг

      Среднее число турпакетов, реализованных населению, единица за год

      Выявлена прямая зависимость объема платных услуг населению от числа турпакетов, реализованных населению (единица за год). Чем выше число турпакетов, реализованных населению, тем выше объем платных туристических услуг.

      В первую группу вошли регионы с самыми низкими показателями по Российской Федерации - Смоленская, Ленинградская, Тамбовская, Рязанская и Костромская области. Во вторую группу вошли регионы со средними показателями по Российской Федерации - Ивановская, Ярославская, Калужская, Брянская, Орловская, Воронежская и Тульская области.

      В третью группу вошли регионы с наилучшими показателями по Российской Федерации – Владимирская, Вологодская, Архангельская области, поэтому средние показатели по этой группе превышают показатели первых двух групп по объему платных туристических услуг населению в несколько раз. Исследование динамики числа санаторно-курортных организаций по РФ является неотъемлимой частью статистического анализа.

      Для исследования интенсивности изменения явления во времени рассчитывают показатели ряда динамики числа санаторно-курортных организаций в РФ.

      Таблица 4. Показатели ряда динамики

      Число санаторно-курортных организаций (единица)

      Абсолютный прирост, единица

      Абсолютное содержание 1% прироста, еденица

      Средний абсолютный прирост числа санаторно-курортных организаций характеризует среднюю абсолютную скорость увеличения уровня числа организаций в РФ на 48,875 единиц. Коэффициент роста определяется как отношение уровня санаторно – курортных организаций к предыдущему или базисному году, показывает относительную скорость изменения ряда. Средний коэффициент роста рассчитывается по формуле средней геометрической из показателей коэффициентов роста за отдельные периоды, и он составил 1,085. Средний темп прироста увеличился на 8,5%.

      Первоначальный ряд динамики преобразуется и заменяется другим рядом, в котором показатели относятся к большим по продолжительности периодам времени, т.е. интервал укрупнен. Этот прием используется только для интервальных рядов динамики. Укрупнение производится до тех пор, пока не будет выявлена четкая тенденция развития явления, а уровни ряда охватывать большие периоды времени.

      Рисунок 2. Выравнивание ряда динамики методом укрупнения периодов

      Методом укрупнения периодов за 2005 – 2013 годы выявлена тенденция увеличения числа санаторно-курортных организаций в РФ. Методом скользящей средней выявлена тенденция увеличения числа санаторно-курортных организаций РФ, за исключением 2011 года, в котором произошло незначительное уменьшение числа организаций. Методом выравнивания ряда динамики по среднему коэффициенту роста за исследуемый период выявлена тенденция увеличения числа санаторно-курортных организаций ежегодно в среднем в 1,085 раза или на 8,5%. Аналитическим методом по уравнению прямой выявлена тенденция увеличения числа санаторно-курортных организаций в среднем ежегодно на 28,983 единиц.

      Таблица 4. Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по экспоненциальной функции

      Число санаторно-курортных организаций (единица)

      Порядковый номер года, t

      Рисунок 3. Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по экспоненциальной функции

      Была использована экспоненциальная функция, так как экспоненциальная линия тренда — это кривая линия, которую следует использовать, если скорость изменения данных непрерывно возрастает.

      Статистический анализ объема платных туристических услуг по регионам РФ начался с группировки регионов по числу турпакетов, реализованных населению.

      Нами были сгруппированы регионы Российской Федерации по числу турпакетов, реализованных населению и установлено влияние этого фактора на объем платных туристических услуг. Группировка была сделана с изучения характера изменения группированного признака, для этого был построен ранжированный ряд распределения регионов по объему платных туристических услуг, млн.руб. По ранжированному ряду распределения стало видно, что самый высокий показатель по объему платных туристических услуг в Архангельской области, который составляет 1755,3 млн.рублей. А самый низкий показатель в Смоленской области и составляет 86,9 млн.рублей.

      Интервальный ряд распределения регионов РФ по объемам платных туристических услуг с равными интервалами имел неравномерное распределение по числу регионов в каждой группе, поэтому были сгруппированы регионы с открытыми границами. К первой группе относились регионы с низким показателем объема платных услуг. Ко второй группе относятся 7 регионов со средним показателем объема платных туристических услуг. К третьей группе – 7 регионов с максимальным показателем объема платных туристических услуг.

      Для установления связи между числом турпакетов, реализованных населению, и объемом платных туристических услуг ,признаками по каждой группе рассчитали средние значения этих признаков. По обобщенным данным определили направление связи между признаками (прямая или обратная). Составили рабочую таблицу, которая необходима для расчета среднего значения числа турпакетов, реализованных населению и среднего объема платных услуг по каждой группе и всей совокупности в целом. Была выявлена прямая зависимость объема платных услуг населению от числа турпакетов, реализованных населению (единица за год). Чем выше число турпакетов, реализованных населению, тем выше объем платных туристических услуг.

      В третью группу вошли регионы с наилучшими показателями по Российской Федерации – Владимирская, Вологодская, Архангельская области, поэтому средние показатели по этой группе превышают показатели первых двух групп по объему платных туристических услуг населению в несколько раз. Статистическое исследование динамики числа санаторно - курортных организаций по РФ. Средний абсолютный прирост числа санаторно-курортных организаций характеризует среднюю абсолютную скорость увеличения уровня числа организаций в РФ на 48,875 единиц. Коэффициент роста определяется как отношение уровня санаторно – курортных организаций к предыдущему или базисному году, показывает относительную скорость изменения ряда. Средний коэффициент роста рассчитывается по формуле средней геометрической из показателей коэффициентов роста за отдельные периоды, и он составил 1,085. Средний темп прироста увеличился на 8,5%.

      Методом укрупнения периодов за 2005 – 2013 годы выявлена тенденция увеличения числа санаторно-курортных организаций в РФ. Методом скользящей средней выявлена тенденция увеличения числа санаторно-курортных организаций РФ, за исключением 2011 года, в котором произошло незначительное уменьшение числа организаций. Методом выравнивания ряда динамики по среднему коэффициенту роста за исследуемый период выявлена тенденция увеличения числа санаторно-курортных организаций ежегодно в среднем в 1,085 раза или на 8,5%. Аналитическим методом по уравнению прямой выявлена тенденция увеличения числа санаторно-курортных организаций в среднем ежегодно на 28,983 единиц.

      Список литературы

      Аблеева А.М. Социальная статистика: учебное пособие / Уфа, 2010.

      Аблеева А.М. Статистика: учебное пособие по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов очной и заочной формы обучения: направление подготовки дипломированного специалиста 080100 Экономика: специальность 080105 Финансы и кредит / МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011.

      Бахтегареева Д., Валишина Н.Р. Статистический анализ показателей, характеризующих загрязнение окружающей среды // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий сборник научных статей: посвящается Юбилею профессора кафедры статистики и информационных систем в экономике доктора экономических наук Рафиковой Нурии Тимергалеевны. МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013. С. 173-175.

      Залилова З.А. Бортевое пчеловодство – промысел башкирского народа // Пчеловодство. 2014. № 4. С. 3-6.

      Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики: учебник [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 771с.

      Овчаров А. О. Статистические методы систематизации туристской информации // Журнал: Актуальные проблемы экономики и права. -2014. -№ 1(29). -С. 137–142.

      Стовба Е.В., Шарафутдинов А.Г. Оптимизация производственных параметров личных подсобных хозяйств как составная часть моделирования развития сельских территорий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 74. С. 460-475.

      Гост

      ГОСТ

      Значение статистики в области туризма

      Статистика туризма необходима для анализа количества путешествий с целью отдыха, числа посещений туристами исторических мест, религиозных объектов, спортивных и развлекательных мероприятий, а также исследования динамики и тенденций изменения этих показателей.

      Статистика туризма выступает в качестве отрасли социально-экономической статистики и исследует вопрос развития туризма и туристской индустрии. Современная статистика туризма охватывает значительный круг вопросов и ведется с целью оценки вклада туризма в экономику страны, в частности, изучается его влияние на платежный баланс, а также изучаются основные тенденции и направления развития международного туризма, планируется его материально-техническая база, осуществляются маркетинговые исследования данной области.

      Статистические показатели при этом рассматриваются в качестве обобщающей знаковой модели массового явления или процесса, имеющих количественную и качественную стороны. Статистические показатели делятся на абсолютные и относительные:

      • Абсолютные показатели рассматривают суммарные, итоговые величины.
      • Относительные показатели рассматривает отношение двух величин, а именно отношение числителя и знаменателя.

      Существует большое разнообразие видов статистического наблюдения, все их делят на следующие категории:

      Готовые работы на аналогичную тему

      Рисунок 1. Страны - лидеры выездного туризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

      Статистика туристских потоков

      Такой раздел, как статистика туристских потоков, является очень важным в общей статистике туризма. Туристские потоки представляют собой передвижение людей по территории, особый процесс, который имеет важное экономическое значение, причем не только для места отправления туристов, но и местных прибытий, транспортной системы, системы перевозки туристов. Любой туризм сопровождается потоком денег, которые зарабатываются в одном месте, а тратятся в другом, что и учитывает статистика.

      Статистические показатели в данной области выглядит следующим образом. Первую категорию представляю статистические данные о размере туристских потоков, то есть об общем количестве туристов, которые выезжают и выезжают в конкретный регион за определенный период. Вторым важным показателем являются сведения о продолжительности пребывания туристов в месте отдыха за конкретный отрезок времени.

      Основные показатели статистики туризма следующее:

      • Количество прибытий. Под ним понимается число туристов, которые посетили государство за календарный год.
      • Срок пребывания. Под данной цифрой понимают величину, которая равна произведению средней продолжительности нахождения туриста на территории определенного государства на их суммарное годовое количество.
      • Сумма расходов туристов в календарном году. Под данной цифрой понимают все денежные средства, которые были вложенные в развитие сферы обслуживания, питания, торговли, транспорта определенной страны.

      Общие сведения туристских потоков предоставляются Всемирной туристской организации и публикуются на ее сайте. Кроме того, статистические показатели публикуются в электронных отчетах, которые также можно найти на информационном ресурсе данной организации. Согласно последним отчетам подсчитываются количественные показатели туристов, которые посетили разные страны. Согласно статистическим показателям рост статистики туризма в мире наблюдается в течении последних семи лет.

      Мировая статистика в сфере туризма

      За последние годы отмечено значительное увеличение потоков туристов в страны Африки, Средней Азии и Океании. Среди всех направлений можно выделить следующие регионы, которые предпочитают туристы:

      • Европа.
      • Северная и Южная Америка.
      • Азиатско-тихоокеанский регион.

      На долю данных стран приходится свыше 91% туристских прибытий. Наибольшее количество посещений туристов отмечено в Италии, Франции и Испании. В Северной Америки туристы чаще всего посещают США, а в Азии – Китай.

      С каждым годом также растет популярность оздоровительного и познавательного, экологического направления. Повышенная статистика познавательного туризма характерна для таких стран, как Китай, страны Западной Европы, США. В частности, с целью посещения и изучения всевозможных достопримечательностей туристы из данных регионов посещают памятники истории со всего мира. Кроме того, стремительный рост показывает медицинский туризм. С каждым годом все больше туристов совмещает отдых с лечением в клиниках США, Израиля и в европейских странах. Здесь можно пройти не только курс лечебных процедур, но и произвести квалифицированную пересадку органов.

      С 2006 г. растет также и деловой туризм. Статистика данного вида туризма говорит о том, что все больше людей выезжают в другие страны с целью деловых встреч, обучения, перенимания передового опыта у коллег. В России туризм также развивается достаточно стабильно и успешно. За последние 10 лет, несмотря на незначительный спад, наметилась тенденция к росту не только посещения страны иностранными туристами, но и увеличения внутреннего туризма за счет числа отдыхающих россиян, которые предпочитают отечественные курорты зарубежным.

      Читайте также: