Спрос на внутренние и внешние авиаперевозки на российском рынке доклад

Обновлено: 05.07.2024

По оценке отраслевой исследовательской компании Cirium, в марте 2020 года количество авиарейсов в мире сократилось на 63% относительно аналогичного периода 2019-го. В США пассажирских авиаперелётов стало на 95% меньше из-за пандемии коронавируса COVID-19 и введённых для борьбы с нею мер.

К концу апреля 2020 года простаивают в общей сложности 16 тысяч пассажирских самолетов. Для двух третей лайнеров главной задачей является обеспечение таких условий на земле, чтобы техника сохраняла свою летную готовность к моменту восстановления рынка.



Издержки на парковку для авиакомпаний весьма существенны – по данным, которые приводит Bloomberg, большому самолету стоянка в аэропорту может обходиться в тысячу долларов в день. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обратилась к странам мира с просьбой снизить парковочные тарифы – в обычных условиях они обычно не превышают 2% доходов аэропортов, но теперь от них зависит выживание авиакомпаний.

Из-за отмены огромного количества полётов большинство авиакомпаний либо сократили персонал (в первую очередь это коснулось сотрудников, отвечающих за техническое обслуживание самолетов), либо отправили людей в оплачиваемые отпуска.



В 30-дневный период с 14 марта по 12 апреля 2020 года было запланировано около 24 5000 авиаперелётов между США и Европой с участием около 5,5 млн пассажиров. Отмена только этих рейсов обернулась потерей выручки в $2 млрд.

Сильнее всего пострадал Лондонский аэропорт Хитроу, который за этот период должен был принять 820 тыс. пассажиров. В тройку наиболее сильно пострадавших воздушных гаваней также вошли Международный аэропорт Париж — Шарль-де-Голль (370 тыс.) и Международный аэропорт Франкфурт-на-Майне (340 тыс.). Аэропорты в Амстердаме и Дублине не досчитались 290 тыс. и 160 тыс. пассажиров соответственно. [1]

Мировой рынок авиаперевозок пассажиров пережил кризис 2008 года снижением роста с 8,8% в 2007 году до 1,5% в 2008 году и падением количества пассажиров на 4% в 2009 году. Происходило и снижение наполнения самолета пассажирами. Так в 2008 году процент занятости кресел снизился до 76,5% с 2007 года, когда процент был 77,1%. А уже в 2009 году процент упал до 74,2%.

В целом можно отметить, что мировой рынок авиаперевозок пассажиров практически выправился за два года и опять пошел в рост. Хотя по итогам 2017 года докризисных темпов роста (2007 г. – 8,8%) так пока и не достиг. Основной причиной можно назвать ухудшение общей геополитической ситуации в мире, связанной с войнами на Ближнем Востоке.


Что касается прогнозов развития мирового рынка на 2018 год, то по прогнозам UNWTO (Всемирная туристическая организация) общий пассажиропоток авиакомпаний по всему миру в 2018 году может увеличиться на 10%. Основной причиной такого резкого роста рынка за последние 10 лет они считают глобальный экономический подъем, который отразится на высоком спросе на международный и местный туризм. Аналитики компании Uniteller менее оптимистичны в своих прогнозах и считают, что мировой рынок авиаперевозок пассажиров вырастет не более, чем на 7-8% в 2018 году. Таким образом, можно ожидать, что мировой пассажиропоток к концу 2018 года составит 4,3-4,5 млрд. человек.

Рынок России

2021: Пассажиропоток авиакомпаний РФ вырос на 62%

Пассажиропоток авиакомпаний России по итогам 2021 года вырос на 62% и приблизился к доковидному (COVID-19) уровню. Об этом 12 января 2022 года глава Минтранса РФ Виталий Савельев доложил президенту Владимиру Путину на совещании с членами Правительства РФ.

По данным Савельева, в 2021 российские авиакомпании перевезли 112 млн пассажиров против 69,2 млн годом ранее, когда перелеты были существенно ограничены из-за распространения коронавируса COVID-19. В допандемийный 2019 год показатель измерялся 128 млн человек. Таким образом, в 2021 году относительно 2019-го пассажиропоток авиакомпаний РФ упал на 13%.



Внутренние перевозки, по словам главы Минтранса, в 2021 году достигли 89 млн пассажиров, что на 59% больше, чем в 2020-м, и на 22% - чем в 2019-м. Роста показателя удалось достичь благодаря системе субсидирования перевозок, отметил министр: всего в 2021 году из бюджета было выделено 21,9 млрд рублей, 63% этой суммы - на поддержку перелетов на Дальний Восток.

Также приводятся данные, согласно которым международные авиаперевозки в 2021 году составили 23 млн человек. Это в 1,8 раза больше, чем в 2020 году, и в 2,4 раза меньше, чем в 2019-м.

По предварительным оценкам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), операционные убытки российских пассажирских авиаперевозчиков за 2021 год составили от 70 млрд до 80 млрд рублей.

Суммарные убытки российских авиакомпаний достигли 125 млрд рублей



По словам старшего эксперта авиационной практики Bain & Company Сергея Зайцева, уровень убытков в отрасли пассажирских авиаперевозок, безусловно, беспрецедентный, особенно с учетом того, что отрасль остается убыточной уже несколько лет.

Зарубежный пассажиропоток российских авиакомпаний рухнул на 76%, до 13,1 млн человек - Росавиация

Зарубежный пассажиропоток российских авиакомпаний в 2020 году рухнул на 76,2% и составили 13,1 млн человек. Об этом говорится в статистике Росавиации.

Пассажиропоток между Россией и странами СНГ составил 1,5 млн человек, перевозки за пределы стран Содружества были на уровне 11,6 млн человек. Динамика падения в обоих случаях измерялась 76%. Внутренний пассажиропоток в 2020 году сократился на 23%, до 56,2 млн человек.

По данным Международной ассоциации аэропортов, пассажиропоток на авиатранспорте в России, по предварительным итогам 2020 года, снизился на 46% от уровня 2019 года.



Пандемия коронавируса COVID-19 привела к падению перевозок пассажиров через аэропорты Московского авиационного узла (МАУ) вдвое по итогам 2020 года. Согласно данным Росавиации, пассажиропоток аэропортов МАУ сократился на 52,3%, до 48,5 млн человек. Больше всего пострадали:

  • международные перевозки, падение которых составило почти 76% (обслужено около 12 млн человек);
  • внутренние рейсы: пассажиропоток снизился на 30% (36,5 млн человек);
  • перевозки грузов сократились на 13%, до 421 тыс. тонн;
  • перевозки почты — на 24,6%, до 64,2 тыс. тонн.

Сильнее всего пандемия затронула столичный аэропорт Шереметьево. Его пассажиропоток сократился на 60,4% (обслужено 19,6 млн человек). Во Внуково пассажиропоток сократился на 47,6% (до 12,6 млн человек). Пассажиропоток Домодедово по итогам года упал на 42%, до 16,4 млн человек. [4]

Перевозки российских авиакомпаний сократились на 46%

Перевозки российских авиакомпаний в 2020 году сократились на 46% — до 69,17 млн пассажиров, а пассажирооборот за этот же период достиг отметки 153,43 млрд пассажирокилометров (–52%). Об этом сообщили в Росавиации, которая ранее ожидала сокращение пассажирских перевозок примерно на 50%.



Существенное сокращение пассажирских авиаперевозок в России, а также во всем мире произошло из-за пандемии коронавируса COVID-19 — многие страны вынуждены были свести до минимума полеты в качестве меры предотвращения распространения инфекции.

Ранее Правительство РФ направило 23,4 млрд рублей авиакомпаниям для ежемесячной компенсацию расходов авиакомпаний – лизинг, аэропортовые сборы, топливо, выплату зарплат персоналу. По данным Росавиации эти меры помогли сохранить авиационный персонал на уровне не ниже 90% от численности работников на 1 января 2020 года.

Но ситуация в отрасли остается сложной. К началу января 2021 года авиакомпаниям не хватает 50 млрд рублей господдержки, чтобы пережить осенне-зимний период, сообщается в направленном в правительство письме Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Авиаперевозки не восстановились и по-прежнему намного ниже, чем до пандемии, а зимой будут еще ниже. Зимой выше и затраты на содержание самолетов, отметили в ассоциации. [5]



В апреле 2020 года российские перевозчики обслужили в общей сложности 771,2 тыс. пассажиров, снижение объемов авиаперевозок составляет 91,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Пассажирооборот снизился на 93,2% и составил 1,586 млрд пассажирокилометров. Всего за первые четыре месяца 2020 года перевезено 24,1 млн пассажиров, что на 29,5% меньше значения годичной давности. [6]

Центр статистики и экономических исследований ТКП предоставил в мае 2019 года данные о результатах развития авиаотрасли за 2018 год и I квартал 2019 года. Согласно данным ТКП, мировой гражданский пассажирооборот в 2018 году вырос на 6,5% по сравнению с показателями 2017 года, в I квартале 2019 года наблюдается его стабильный рост.

Количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями в 2018 году, выросло на 10,6% по сравнению с предыдущим годом и составило 116,2 млн. человек, из которых 47,4 млн. пассажиров было перевезено по международным направлениям, а 68,8 млн. – по внутренним. В 2019 году положительная тенденция сохраняется с замедлением темпов роста.



В рейтинге внутренних авиамаршрутов традиционно доминирует направление Москва-Санкт-Петербург, на втором месте Москва-Сочи, замыкает тройку Москва-Симферополь. Среди международных авиамаршрутов наиболее популярным у российских туристов оказалось направление в Турцию, на втором месте – в Германию, на третьем – в Таиланд, далее – в Италию и Китай.

2007-2017

Анализ российского сегмента авиа-пассажиропотока показал, что он был более чувствителен к происходящим за это десятилетие событиям.

Российский рынок также, как и мировой просел в кризис 2008 года: темпы роста сократились с 18,4% в 2007 году до 10,7% в 2008 году. Однако уже в 2009 году падение пассажиропотока оказалось гораздо более существенным, чем в целом по миру: -9,4% в России против -4% по миру.

В 2010 году рынок вырос на 26,3%, в основном за счет восстановления экономики (ВВП набрал положительную динамику +4,5% после -7,8% в 2009 году), за счет отложенного спроса на туризм, а также за счет вступления в силу федеральной программы по субсидированию авиаперелетов с Дальнего Востока. Программа вступила в силу в 2009 году, но свою мощь набрала именно в 2010 году, когда программой воспользовалось 327 тысяч человек. Позже к программе были добавлены Калининград и другие российские города. В 2014 году в программу был включен Крым.

В дальнейшем в 2011-2013 гг. рынок пассажирских авиаперевозок замедлил свои темпы роста до 12,6-15,5% в год. Основная причина – снижение темпов роста экономики. ВВП с 7,8% в 2010 году до 1,3% в 2013 году.

Существенные проблемы начались после введения санкций против России в 2014 году, а также после отмены всех рейсов на египетские курорты с 7 ноября 2015 года. Максимальное снижение количества пассажирских авиаперевозок было достигнуто в 2016 году, когда спад составил -3,8%. В эти годы происходили большие перемены: снижение реальных доходов населения, переориентация турпоездок с внешних на внутренние.


В 2017 году на рынке авиаперевозок был отмечен взрывной рост – 18,6%. Было перевезено рекордное количество пассажиров – 105,1 млн. человек. Эксперты считают причинами этого:

  • Отложенный спрос.
  • Укрепление рубля (на 11% в евро и на 13% в долларах), что положительно повлияло на международные перелеты.
  • Увеличение посещения российских курортов россиянами – Сочи и Крым, как в летний, так и в зимний период для катания на горных лыжах.
  • Увеличение доли полетов лоукостерами на 30%. Снижение цен на лоукостеры по России на 7%. Причина – отказ от перевозки багажа и от питания на борту.
  • Открытие турецкого направления.

Что касается прогнозов развития российского сегмента авиапассажироперевозок в 2018 году, то по оценкам АКРА он вырастет на 5,5% и составит 110,8 млн. человек. Главные причины:

Если посмотреть на перспективы развития рынка до 2020 года, то эксперты АКРА не видят объективных причин для дальнейшего быстрого роста отрасли. Отмечается, что рост составит 2,4% в год. Основные факторы, которые приводят эксперты: рост зарплат и реальных доходов населения ожидается в пределах 1-3%, сохранение текущего уровня безработицы, позитивный общеэкономический фон, а также снижение процентных ставок на потребительские кредиты.

Читайте также: