Спиридонов моисей спиридонович доклад

Обновлено: 02.07.2024

Моисей Спиридонович Спиридонов (24 августа 1890 г., село Яншихово-Норваши, Янтиковский район, Чувашская АССР — 31 марта 1981 г., Чебоксары, ЧАССР) — старейший советский художник, один из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства, автор широкоизвестных произведений живописи.

Содержание

Биография

Моисей Спиридонов родился 24 августа 1890 года в селе Яншихово-Норваши Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Янтиковский район Чувашской Республики), в крестьянской семье. Чуваш. Отец — Спиридон Лаврентьевич Лаврентьев, мать — Варвара Александровна Лаврентьева.

В 1899—1905 годах Моисей учится в сельской двухклассной школе в Яншихово-Норвашах. Экзаменуется для поступления в Цивильское городское училище, в Казанскую учительскую семинарию.

В 1905—1906 годы берёт уроки в частной подготовительной школе К. Н. Баратынской под Казанью, в имении близ села Шушары.

Моисея Спиридонова принимают в Казанскую художественной школу, здесь он получает знания до 1912. Готовит декорации к спектаклям в оперном театре Казани, выполняет росписи в частных домах. Пишет первые картины на темы жизни чувашской деревни. Школу оканчивает по Первой категории, это даёт молодому дарованию право поступить в Академию художеств в Петербурге вне конкурса.

1912—1918 годы будущий живописец учится художественному мастерству в стенах Высшего художественного училища Академии художеств в Петербурге-Петрограде у профессоров Г. Р. Залемана, И. И. Творожников, Я. ф. Ционглинского, А. В. Маковского, Н. С. Самокиша.

В это же время работает учителм рисования гимназий и других школ в Петрограде.

В 1913—1915 годах занимается на Высших педагогических курсах при Петербургской Академии художеств у А.В. Маковскиго.

В 1918 году возвращается на родину, в Яншихово-Норваши, занимается хозяйскими делами. Поступает на работу на Педагогические курсы в г. Шихране (Канаше). Обращается в правительство Чувашской Коммуны с предложением об устройстве художественной жизни родного народа.

В 1920—1926 годы Моисей Спиридонович руководит работой секции изобразительного искусства в подотделе искусств Чувашского областного народного образавания.

В 1926—1932 годы М. С. Спиридонова назначают председателем Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России. В 1927 году удаётся провести первую выставку произведений чувашских художников в Чебоксарах, выезжают с экспозицией на показ искусства народов СССР в Москве.

В 1921-1950 годах М. Спиридонович трудится заведующим Центральным Чувашским краеведческим музеем, сотрудником Чувашского научно-исследовательского института, ди­ректором Чувашской государственной художественной галереи, избирается депутатом Верховного Совета ЧАССР.

Не забывает живописец и о преподавательской стезе: в 1940—1941 годах он — преподаватель Чебоксарского художественного училища, в 1948—1954 годы даёт знания студентам Чебоксарского художественного училища.

Моисей Спиридонов как один из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства. Основные даты жизни и творчества М.С. Спиридонова. Формирование художественных идеалов Спиридонова под воздействием искусства вышивки и ткачества.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 09.12.2014
Размер файла 2,1 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Факультет художественного и музыкального образования

Выполнил студент

5 курса ИЗО заочного отделения

Обросова Ксения Юрьевна

Чебоксары 2014

Содержание

Введение

Биография

Основные даты жизни и творчества М.С. Спиридонова

Жизнь и деятельность художника

Приложения

Список литературы

Введение

Биография

Основные даты жизни и творчества М.С. Спиридонова

1890 год, 24 августа -- родился М. С. Спиридонов в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской АССР, в крестьянской семье. Чуваш. Родители: отец -- Спиридон Лаврентьевич Лаврентьев, мать -- Варвара Александровна Лаврентьева.

1899--1905 годы--учеба в сельской двухклассной школе в Яншихово-Норвашах, построенной И. Я. Яковлевым. Учителя -- М. Т. Тимофеев, С. В. Воронцов. Занятия рисованием под руководством Т. В. Васильева. Держит экзамен для поступления в Цивильское городское училище, в Казанскую учительскую семинарию.

1905--1906 годы--занятия в частной подготовительной школе К. Н. Баратынской под Казанью, в имении близ села Шушары. Подготовка к поступлению в Казанскую художественную школу.

1906--1912 годы--учеба в Казанской художественной школе. Учителя по специальности Г. А. Медведев, X. Н. Скорняков, П. П. Беньков, Н. И. Фешин. Участие в выполнении декораций к спектаклям в оперном театре Казани, выполнение росписей в частных домах. Первые картины на темы жизни чувашской деревни. Окончание школы по Первой категории с правом поступления в Академию художеств вне конкурса.

1912--1918 годы--учеба в Высшем художественном училище Академии художеств в Петербурге-Петрограде у профессоров Г. Р. Залемана, И. И. Творожников, Я. ф. Ционглинского, А. В. Маковского, Н. С. Самокиша, Солдат Лейб-Гвардии Измайловского полка на фронтах Первой мировой войны.

Учитель рисования гимназий и других школ в Петрограде.

1913--1915 годы--занятия на Высших педагогических курсах при Петербургской Академии художеств (руководитель курсов -- А.В. Маковский).

1920--1926 годы-- руководит секцией изобразительного искусства в подотделе искусств Чувашского областного комитета народного образования.

1926--1932 годы--председатель Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России. Проведение в 1927 году первой выставки произведений чувашских художников в Чебоксарах, участие в выставках искусства народов СССР в Москве.

1921--1950 годы--заведующий Центральным Чувашским краеведческим музеем, сотрудник Чувашского научно-исследовательского института, директор Чувашской государственной художественной галереи, депутат Верховного Совета Чувашской АССР.

1937--1955 годы--председатель правления Союза чувашских художников.

1940--1941 годы--преподаватель Чебоксарского художественного училища.

1950 год -- награжден орденом Ленина.

1980 год -- награжден орденом Дружбы народов.

1981 год -- 31 марта умер. Похоронен в Чебоксарах.

Жизнь и деятельность художника

Любовь к прекрасному, желание посвятить себя художественному творчеству были связаны у М. С. Спиридонова с учительской работой в родной школе, которую в Яншихово-Норвашах открыл и построил И. Я. Яковлев. Учитель в дореволюционной деревне всегда оставался мерилом высокой нравственности, образцом служения обществу и просвещению трудового народа. На родине будущего художника их повседневность напрямую соединялась с демократическими устремлениями, революционной пропагандой, работой по формированию национального самосознания. На этой почве, захваченный идеей культурного подъема чувашей, в окружении людей, знавших и ценивших художественное наследие края, а атмосфере Первой русской революции, обучаясь в Казанской художественной школе, призванной всемерно способствовать развитию своеобразных культур народов Поволжья, пришел в мир большого искусства страны М. С. Спиридонов. спиридонов чувашский искусство художественный

Художественные идеалы М. С. Спиридонова формировались под воздействием искусства мастеров вышивки на ткани, узорного ткачества и резьбы но дереву, получивших издавна мировое признание. Любовь к ним он пронес через всю жизнь, отдал все годы и силы на изучение и пропаганду этих сокровищ, на то, чтобы цветовой строй, неповторимый рисунок и ритмика, выраженные в них, определили своеобразие чувашского профессионального искусства, особенно станковой живописи. Стремление к овладению мировой художественной культурой пришло к нему через воспитанников Чувашской учительской школь в Симбирске, где изоискусство преподавали художники с высшим образованием, по системе, принятой в лучших Академиях Европы. Среди них были ученики П. П. Чистякова, И. Е. Репина, В. А. Серова, К. А. Коровина, других мастеров, известных своими передовыми взглядами на пути развития мирового сообщества. Не случайно ученики Симбирской школы, участвуя на кустарно-промышленных и художественных выставках России, неоднократно отмечались как выразители души своего народа, творческие потенции которого далеко еще нс выявлены.

Творческое становление М. С. Спиридонова проходило в период крутой ломки в жизни страны и мира. Русско-японская война 1904-- 1905 годов. Первая империалистическая война, на фронтах которой он сражался. Февральская революция 1917 года и Великий Октябрь, встреченный им с надеждами на коренное переустройство мира, наложили на его искусство глубокий отпечаток. Он становится художником острой социальной направленности, в картинах которого, через приметы неторопливой жизни крестьян, предстают судьбы народа, его древность, бытовая устойчивость и повсеместные изменения, наступление нового, революционное развитие современности.

Академия художеств в Петербурге, где М. С. Спиридонов обучался после ее известной реформы 1894 года, сделала его мастером, твердо стоящим на позициях реализма и гражданственности. Он воспитан на принципах искусства русского передвижничества и французского импрессионизма, которые нашли качественно новое воплощение в образах чувашской жизни. Сохраняя творческую индивидуальность и неповторимость, он выступил против индивидуализма и эгоизма в искусстве, поставил превыше всего общественную деятельность. художественное образование и эстетическое воспитание каждого человека средствами искусства, доступного и понятного всем, всей массе трудящихся. На это была направлена его учительская работа в гимназиях столицы страны в дооктябрьское время, на педагогических курсах (техникуме) в Канаше, в разных студиях в Чебоксарах, ставших как бы фундаментом для создания национального художественного училища в Алатыре и Чебоксарах, воспитанники которого и поныне составляют основное ядро коллектива мастеров изобразительного искусства Чувашии. Его широкая организаторская и воспитательная работа началась с той памятной записки, которую он, совместно с Н. К. Сверчковым, подал на имя Центрального правительства Чувашской Трудовой Коммуны, предлагая радикальные меры организации художественной жизни всего края, подъема его культуры на уровень мировой цивилизации. Его работа в качестве председателя Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России, директора Центрального чувашского музея и художественной галереи, председателя правления Союза чувашских художников составляет неповторимую историческую ценность, важнейшую веху в истории культуры нашего века.

Творческая деятельность М. С. Спиридонова неотрывна от практической культурной работы республики в ходе социалистического строительства в стране. Начиная с пособий и программ по изоискусству в общеобразовательной школе, от которой он не отделял свою творческую судьбу, и кончая плакатами по ликвидации безграмотности среди населения, книгами и брошюрами по борьбе с трахомой и иными болезнями, которые он иллюстрировал, изучая все явления в действительности, в районах и селениях республики, М. С. Спиридонов идеалы прекрасного искал и находил в реальной жизни, реальную жизнь стремился поднимать до уровня прекрасной мечты. Свое искусство он понимал как действенное средство пропаганды образа будущего общества добра и справедливости, потому всем сердцем воспринял ленинскую идею монументальной пропаганды, установив в 1921 году в Чебоксарах памятник Степану Разину, предприняв обширным круг работ по художественному оформлению города и районов Чувашии, но созданию среды, способной стать фактором коммунистического воспитания трудящихся. Все, что ежедневно создавал М. С. Спиридонов на холсте и бумаге, стало документальным выражением деяний нашей эпохи, высоких устремлений, оптимизма людей, безоглядно кинувшихся в борьбу за торжество идеалов социализма, своими повседневными -- большими и малыми -- делами пытавшихся воплотить их в действительности. Искусство художника, в его взлетах и падениях, это добросовестная, честная, неприкрашенная летопись светлой и полной драматизма жизни своего времени.

Основное внимание художника направлено на стыки жизни уходящей и жизни новой, побеждающей, торжествующей. Уходящее, отмирающее он воспринимает как свидетельство былой культуры, судеб прежних поколений, чьи дела не могут быть преданы забвению. В народной культуре ничто не уходит бесследно, без того, чтобы естественно входить в культурную жизнь современности. Для мастера все, чем жили повседневно предки, составляет предмет истинного искусства. Каждый предмет крестьянского быта, явления жизни, неприметный и никак неосознанной, изображенные мастером, входят в историю народа, страны, мира, становятся их неотъемлемой частью навсегда.

Приложения

Сбор теплых вещей для Советской Армии. Этюд для картины.1944 г. К., м. 49 х 69

Патриарх чувашской живописи (К 130-летию со дня рождения Моисея Спиридонова, живописца, графика, народного художника Чувашской АССР)

Патриарх чувашской живописи (К 130 - летию со дня рождения Моисея Спиридоновича Спиридонова (1890-1981), живописца, графика, члена Союза художников СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника Чувашской АССР

Моисей Спиридонович Спиридонов – выдающийся мастер, один из основоположников профессионального изобразительного искусства Чувашии родился 24 августа 1890 г. с. Яншихово-Норваши Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Янтиковский район Чувашской Республики) в крестьянской семье. Его родители крестьяне, были художественно одаренными людьми и всячески поощряли развитие способностей сына. После окончания двухклассной школы в родном селе, в 1905 г. Моисей Спиридонов брал уроки в частной подготовительной школе К. Н. Баратынской под Казанью, в имении близ с. Шушары.

В 1906 г. М. Спиридонов поступил в Казанскую художественную школу. Еще во время учебы он готовил декорации к спектаклям в оперном театре Казани, выполнял росписи в частных домах, писал первые картины на темы жизни чувашской деревни. В 1912 г. Моисей Спиридонович окончил художественную школу с отличием, с правом поступления в петербургскую Академию художеств без вступительного экзамена и конкурса. В академии, где его отметили П.П. Чистяков и И.Е. Репин, своим руководителем он избрал Н.Н. Самокиша. Н.Н. Самокиш воспитывал в своих учениках истинное мужество художника, несущего людям правду, веру в человеческое счастье.

В 1913 - 1915 гг. М.С. Спиридонов занимался на Высших педагогических курсах при Петербургской Академии художеств у А. В. Маковского и в это же время работал учителем рисования гимназий и других школ в Петрограде.

Вернувшись в 1918 г. в родную Чувашию, он всецело посвятил себя делу развития изобразительного искусства и подготовки кадров художественной интеллигенции. Спиридонов разработал программу художественного строительства, постановки художественного дела как непременной части социалистического строительства.

В 1920 г. Моисей Спиридонович был назначен руководителем секции изобразительного искусства в подотделе искусств Чувашского областного комитета народного образования.

В 1922 г. – 1924 гг. он был заведующим Краеведческим музеем, принимал непосредственное и самое активное участие в создании художественного отдела краеведческого музея. Во время работы в музее собирал предметы характеризующее бытовое искусство чуваш – вышивочные и ткаческие изделия чувашских женщин.

В 1927 - 1932 гг. Спиридонов являлся председателем правления Чебоксарского филиала Ассоциации художников революционной России. В 1927 г. он провел первую выставку произведений чувашских художников в Чебоксарах, затем организовал экспозицию в Москве.

В 1937 – 1955 гг. М. Спиридонов был назначен председателем правления Союза чувашских художников, одновременно он преподавал в Чебоксарском художественном училище. Ему принадлежит идея создания художественно-графического факультета, который открылся в 1960 г. в Чувашском педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.

Моисей Спиридонович в течении длительного времени являлся организатором и руководителем студии изобразительного искусства при Доме народного творчества и провел большую работу по воспитанию молодых кадров художников, многие из которых впоследствии поступили в средние и высшие художественные учебные заведения и стали активными членами Чувашского союза художников.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. художник страстно писал о героизме, стойкости и мужестве советских людей. Велик вклад Спиридонова в декоративное оформление площадей и улиц, учреждений, школ, колхозов и промышленных предприятий.

Спиридонов Моисей Спиридонович проводил также большую общественно-политическую работу среди населения, являлся депутатом Верховного Совета Чувашской АССР двух созывов с 1947 – 1955 гг.

М.С. Спиридонов был активным участником многих художественных выставок страны. Его талантливые работы хранятся в картинных галереях и художественных музеях республики и многих городов России.

Труд художника нашел высокое призвание народа. В 1935 г. М.С. Спиридонову первому из чувашских мастеров постановлением ЦИК и СНК Чувашской АССР было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, в 1940 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1960 г. получил звание народного художника Чувашской АССР, а в 1970 г. его имя занесено в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Кроме этого, Моисей Спиридонович был награжден орденами Ленина, Дружбы народов и многими медалями.

Основателя чувашской живописи Моисея Спиридоновича Спиридонова не стало 31 марта 1981 г. Чувашский народ навсегда сохранил добрую память о мастере живописи и рисунка. Именем Моисея Спиридоновича названа одна из улиц столицы Чувашской Республики, 24 апреля 1990 г. был открыт мемориальный музей-квартира в Чебоксарах.


1. М.С. Спиридонов. 1968 г.


2. Фоторепродукция картины М.С. Спиридонова «Ударная бригада бетонщиков на строительстве Канашского ВРЗ. 11 мая 1935 г.

Чувашия отмечает 125-летие со дня рождения Спиридонова Моисея Спиридоновича, одного из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства, автора широко известных произведений живописи.


М.С. Спиридонов родился 24 августа (5 сентября по новому стилю) 1890 г. в д. Яншихово, Цивильского уезда Казанской губернии (ныне с. Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики). (ГИА ЧР. Ф. 557. Оп.7. Д. 146. Л.49 об., 50). Отец, крестьянин Спиридон Лаврентьевич Лаврентьев, занимался земледелием, заготовкой леса, в то же время плотничал. Чтобы обеспечить большую семью, изготавливал также гребни для расчесывания пряжи. Украшенные орнаментом, они пользовались хорошим спросом на базаре в соседнем селе. Мать, Варвара Александровна, занималась хозяйством.


Детство будущего художника прошло в тяжелых условиях жизни чувашской деревни XIX - XX вв. Но он рос в семье, где жили дружно, относились друг к другу уважительно, с малых лет приучали к труду. С раннего возраста Моисей Спиридонович любил наблюдать природу. Ему нравилась весенняя красота цветущих вишен и яблонь, утопающие в зелени сады и огороды, осеннее золото и багрянец дубрав, рощ, высокие снежные сугробы. Он часами мог смотреть за движением облаков, любоваться мерцанием далеких звезд. В нем пробудилась любовь к творчеству, стал вырезать из бумаги разные фигурки, рисовать здание школы, церкви, домашнюю живность, составлять орнаменты.


В девять лет Моисей, исполнив волю неграмотного отца, пошел в сельскую начальную школу, по окончании которой вместе с двоюродным братом, будущим чувашским художником, Никитой Сверчковым попытался поступить в Цивильское городское училище. Незнание русского языка помешало парнишкам, они провалились на первом же экзамене-диктанте. К их счастью, в с. Норваши открылось двухклассное сельское училище, которое давало право в последующем поступить в среднее учебное заведение. С приходом на место учителя выпускника Симбирской чувашской учительской школы С.В. Воронцова в программе школы появились уроки рисования, которые Спиридонову особенно нравились. После завершения учебы в сельской школе, летом 1905 г., братья попытались поступить в Казанскую учительскую семинарию, но опять им не повезло. Юношей, вдохновленных желанием учиться, после всех неудач приняли в подготовительную школу в имении К.Н. Баратынской-Алексеевой в д. Шушары под Казанью. Ксения Николаевна вела русский язык, учила правильно говорить и писать по-русски, руководила чтением. Окончившая Казанскую художественную школу, учила учеников рисовать натюрморты из предметов домашнего обихода сначала карандашом, потом акварелью. Свежие и живые этюды учительницы, висевшие в классах, очень нравились Моисею. Одновременно будущий художник усиленно готовился к поступлению в Казанскую художественную школу.


С решением вопроса с поступлением в художественную школу в 1906 г., встал вопрос о том, где и на что жить. Моисей Спиридонов и Никита Сверчков обратились в Казанскую земскую управу, с помощью А.Н. Баратынского, брата Ксении Николаевны, им назначили одну стипендию на двоих, на что они сняли комнату.

Бурные революционные события начала XX в. не дали возможности М.С. Спиридонову закончить академию. Из-за условий полуголодного существования, имея двух маленьких детей, он вынужден был вернуться с семьей в Чувашию.

Моисей Спиридонович Спиридонов, благодаря таланту и неустанному труду достиг в искусстве высокого совершенства. Он создал произведения о жизни возрожденного народа, которые не потеряют художественную и историческую ценность. Творческие завоевания художника на протяжении всей его деятельности всегда находили признание и успех у общественности. Являясь самым известным в республике мастером изобразительного искусства, он постоянно чувствовал любовь и интерес людей к своему творчеству.

За большие заслуги в развитии чувашского изобразительного искусства М.С. Спиридонов награжден орденами Ленина и Дружбы народов, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР, занесен в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Ему присвоены звания заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР и РСФСР, народного художника Чувашской АССР.

Чувашский народ навсегда сохранит добрую память о мастере живописи и рисунка. Именем Моисея Спиридоновича названа одна из улиц столицы Чувашской Республики. Мемориальный музей-квартира в Чебоксарах, открытая 24 апреля 1990 г., дает возможность знакомиться с жизнью и деятельностью народного художника М.С. Спиридонова.

Список использованной литературы:

1. Г.Д. Харлампьев. М.С. Спиридонов. Каталог выставки. Чебоксары. 1949.

2. Н.А. Ургалкина. Художники Чуваши. Библиографический справочник. Чебоксары. 1969.

3. Н.А. Ургалкина. Моисей Спиридонович Спиридонов. Жизнь и творчество. Чебоксары. 1975.

4. Н.А. Ургалкина. Художники Чувашии. Ленинград. 1978.

5. М.С. Спиридонов. Крылья памяти. Чебоксары. 1990.

Аннотации к фотодокументам:

1. 24 августа 1890 г. Метрическая запись о рождении Моисея Спиридоновича Спиридонова в д. Яншихово Цивильского уезда Казанской губернии.

2. Один из живописных уголков с. Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики, родина известного чувашского художника М.С. Спиридонова. 1997 г.

3. Народный художник Чувашии М.С. Спиридонов за работой. г. Чебоксары. 1968 г.

4. Картины заслуженного деятеля ЧАССР и РСФСР, народного художника ЧАССР М.С. Спиридонова. г. Чебоксары. 1970 г.

5. Портрет народного поэта П.П. Хузангая, выполненный художником М.С. Спиридоновым в 1955 г.

6. Группа художников в гостях у художника М.С. Спиридонова. На снимке: справа сидят дочь художника А.М. Спиридонова, Е.И. Ефремова, А.А. Ефейкина, М.С. Спиридонов, стоят Р.Ф. Федоров, В.И. Агеев. 1980 г. г. Чебоксары.

7. Первый секретарь Чувашского обкома КПСС И.П. Прокопьев поздравляет заслуженного деятеля искусств ЧАССР и РСФСР, народного художника ЧАССР М.С. Спиридонова с 90-летием со дня рождения и награждением орденом Дружбы народов. г. Чебоксары. 1980 г.

8. 25 ноября 1960 г. Указ Президиума Верховного Совета Чувашской АССР о присвоении почетного звания Народного художника Чувашской АССР М.С. Спиридоновичу.

Читайте также: