Сознание как форма психического отражения доклад

Обновлено: 19.04.2024

4.3. Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания.

Фундаментальной характеристикой человеческого бытия является его осознанность. Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого существования. Проблема содержания, механизмов и структуры человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. Это связано, в частности, с тем, что сознание выступает объектом исследования многих наук, причем круг таких наук все более и более расширяется. Исследованием сознания занимаются философы, антропологи, социологи, психологи, педагоги, физиологи и другие представители естественных и гуманитарных наук, каждая из которых изучает определенные явления сознания. Эти явления достаточно далеки друг от друга и не соотносятся с сознанием как с целым.

В философии проблема сознания освещается в связи с соотношением идеального и материального (сознание и бытие), с точки зрения происхождения (свойство высокоорганизованной материи), с позиции отражения (отражение объективного мира). В более узком значении сознание понимается как человеческое отражение бытия, воплощаемое в социально выраженных формах идеального. Появление сознания связывается в философской науке с возникновением труда и воздействием на природу в ходе коллективной трудовой деятельности, породившим осознание свойств и закономерных связей явлений, которое закреплялось в языке, сформировавшемся в процессе общения. В труде и реальном общении видится также основа для возникновения самосознания – осознания собственного отношения к окружающей природной и социальной среде, понимание своего места в системе социальных отношений. Специфика человеческого отражения бытия определяется прежде всего тем, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.

В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

Чувственная ткань образа, значения и смысл находятся в тесном взаимодействии, взаимно обогащая друг друга, образуют единую ткань сознания личности.

Другой аспект психологического анализа категории сознания в психологии близок к тому, как понимают сознание в естественных науках: физиологии, психофизиологии, медицине. Этот путь изучения сознания представлен исследованиями состояний сознания и их изменений. Состояния сознания рассматриваются как некоторый уровень активации, на фоне которого происходит процесс психического отражения окружающего мира и деятельность. Традиционно в западной психологии выделяют два состояния сознания: сон и бодрствование.

Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. В результате 60-80-часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружающей среде, резко снижается работоспособность, теряется способность к сосредоточению внимания, могут возникнуть различные нарушения моторики, возможны галлюцинации, иногда наблюдается потеря памяти и сбивчивость речи. Ранее считалось, что сон – это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстановить силы. Современные представления о функциях сна доказывают: это не просто восстановительный период, а главное – это вовсе не однородное состояние. Новое понимание сна стало возможным с началом применения психофизиологических методов анализа: записи биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), регистрации мышечного тонуса и движений глаз. Было обнаружено, что сон состоит из пяти фаз, сменяющихся каждые полтора часа, и включает в себя два качественно различных состояния – медленный и быстрый сон, – которые отличаются друг от друга по типам электрической активности мозга, вегетативным показателям, тонусу мышц, движениям глаз.

Медленный сон имеет четыре стадии:

1) дремота – на этой стадии исчезает основной биоэлектрический ритм бодрствования – альфа-ритмы, они сменяются низкоамплитудными колебаниями; могут возникать сноподобные галлюцинации;

2) поверхностный сон – появляются веретена сна (веретенообразный ритм – 14–18 колебаний в секунду); при появлении первых веретен сознание отключается;

3) и 4) дельта-сон – появляются высокоамплитудные, медленные колебания ЭЭГ. Дельта-сон подразделяется на две стадии: на 3-й стадии волны занимают 30–40 % всей ЭЭГ, на 4-й – более 50 %. Это глубокий сон: мышечный тонус снижен, движения глаз отсутствуют, ритм дыхания и пульс становятся реже, температура понижается. Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в этих фазах сна человек не помнит сновидений, плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (сокращает время, проведенное во сне). Дельта-сон, период наибольшего отключения от внешнего мира, преобладает в первую половину ночи.

Быстрый сон характеризуется ритмами ЭЭГ, похожими на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при сильном мышечном расслаблении с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц. Подобное сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности объясняет второе название этой стадии сна – парадоксальный сон. Происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов чередуются паузами), эпизодический подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. Именно стадия быстрого сна сопровождается сновидениями, и если человека разбудить в этот период, то он довольно связанно расскажет, что ему приснилось.

Сны как психологическую реальность ввел в психологию З. Фрейд (см. 2.2). Он рассматривал сны как яркое выражение бессознательного. В понимании современных ученых во сне продолжается переработка информации, полученной в течение дня. Причем центральное место в структуре сновидений играет подпороговая информация, на которую в течение дня не было обращено должного внимания, или информация, не ставшая достоянием сознательной обработки. Таким образом, сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивает необходимую психологическую защиту.

Состояние бодрствования также неоднородно: в течение дня уровень активации постоянно меняется в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов. Можно выделить напряженное бодрствование, моменты которого соответствуют периодам самой интенсивной умственной и физической деятельности, нормальное бодрствование и расслабленное бодрствование. Напряженное и нормальное бодрствования называют экстравертированными состояниями сознания, так как именно в этих состояниях человек способен на полноценное и эффективное взаимодействие с окружающим миром и другими людьми. Эффективность выполняемой деятельности и продуктивность решения жизненных задач в большой мере определяются уровнем бодрствования и активации. Поведение тем эффективнее, чем ближе уровень бодрствования к некоторому оптимуму: он не должен быть слишком низким и слишком высоким. При низких уровнях готовность человека к деятельности невысока и он может вскоре заснуть, при высокой активации человек взволнован и напряжен, что может привести к дезорганизации деятельности.

Кроме сна и бодрствования в психологии выделяют ряд состояний, которые называются измененными состояниями сознания. К ним относятся, например, медитация и гипноз. Медитацией является особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. Практика введения в такое состояние известна на Востоке в течение многих столетий. В основе всех видов медитации лежит сосредоточение внимания с тем, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания и заставить мозг ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. После сеанса медитации отмечается чувство отдыха, уменьшение физического и психического напряжения и утомления, повышаются психическая активность и общий жизненный тонус.

Гипноз представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием суггестии (внушения), включая и самовнушение. В гипнозе выявляется нечто общее с медитацией и сном: подобно им, гипноз достигается уменьшением притока сигналов к мозгу. Однако эти состояния не следует отождествлять. Существенными компонентами гипноза являются внушение и внушаемость. Между гипнотизируемым и гипнотизирующим устанавливается рапорт – единственная связь с окружающим миром, которая сохраняется у человека в состоянии гипнотического транса.

Другой класс психотропных веществ составляют стимуляторы, возбуждающие средства. К малым возбуждающим средствам относятся чай, кофе и никотин – многие люди используют их, чтобы взбодриться. Более сильными возбуждающими средствами являются амфетамины – они вызывают прилив сил, в том числе и творческих, возбуждение, эйфорию, уверенность в себе, ощущение безграничности своих возможностей. Последействием употребления этих веществ могут быть появление психотической симптоматики, галлюцинаций, паранойи, упадок сил. Нейродепрессанты, барбитураты и транквилизаторы уменьшают беспокойство, успокаивают, снижают эмоциональное напряжение, некоторые действуют как снотворные средства. Галлюциногены и психоделики (ЛСД, марихуана, гашиш) искажают восприятие времени, пространства, вызывают галлюцинации, эйфорию, изменяют мышление, расширяют сознание. Содержание, структура и состояния человеческого сознания весьма многообразны. Они вызывают острый интерес и имеют несомненную практическую значимость, однако изучены крайне мало. Сознание до сих пор остается самой большой загадкой человечества.

Гост

ГОСТ

Сознание – это высшая форма обобщенного отражения, свойственная для человека. Сознание отражает объективные устойчивые свойства и закономерности окружающего мира, формируя у индивида внутреннюю модель внешнего мира, в результате чего происходит познание и преобразование окружающей действительности.

Сущность феномена сознания

А. Н. Леонтьев занимался исследованием закономерностей психического развития. Он осуществлял это в контексте материалистического понимания психики в качестве высшей формы отражения объективной реальности (деятельностный подход). При исследовании вопроса происхождения ощущения и механизмов чувственного отражения Леонтьевым были выделены и охарактеризованы основные этапы развития психики.

В своей эволюции психика проходит ряд этапов, которые начинаются с сенсорного, а завершаются перцептивным и далее интеллектуальным этапом. В завершение происходит формирование сознания. Сознание представляет собой особенность психики, которая становится продуктом общественно–исторического развития. Возможность существования сознания связана с применением и производством орудий труда, началом использования элементов языка, знаний и норм поведения в обществе.

Для объяснения возможностей совершенствования психики человека на основании общественного опыта И.П. Павловым было введено понятие первой и второй сигнальной системы.

Первая сигнальная система представляет собой тип сигнальной системы, предполагающий ориентировку животных на непосредственный раздражитель (например, зрительный, слуховой, тактильный сигнал, связанный с приспособительными условными и рефлекторными реакциями).

Вторая сигнальная система в большей степени концентрируется на знаковых, прежде всего словесных, сигналах. На их основе происходит формирование временных нервных связей.

Готовые работы на аналогичную тему

Для людей характерно объединенное действие этих двух сигнальных систем. По этой причине И. П. Павлов предложил рассматривать специфические типы высшей нервной деятельности с преобладанием соответствующей системы. В зависимости от этого художественный тип определяется в качестве преобладания первой сигнальной системы, мыслительный — второй системы. Средний тип уравновешен по данному признаку.

Сознание как высшая ступень развития психики

Сознание является высшим уровнем психического отражения. Эта форма свойственна человеку и предназначена для отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающей среды. Благодаря ей у людей происходит формирование внутренней модели внешней реальности. Сознание помогает познавать и менять окружающий мир.

Функция сознания в качестве высшей формы отражения состоит в создании целей деятельности, когда предварительно осуществляется мысленное построение действий и предвидение их результатов. Этот процесс призван для обеспечения разумного регулирования человеческого поведения и деятельности.

В сознание входит соответствующее отношение человека к окружающей среде и к окружающим людям. Принято выделять несколько свойств сознания:

  • Построение отношений;
  • Познание;
  • Процесс переживания.

Отсюда следует непосредственное включение мышления и эмоциональной сферы в процессы сознания. Основная функция мышления представлена определением объективных отношений между явлениями внешней реальности. Основной функцией эмоций является создание субъективного отношения человека к людям, предметам, явлениям.

В структуре сознания происходит синтез данных форм и видов отношений. Они способствуют определению, как организации поведения, так и глубинных процессов самооценки и самосознания. Существуя реально в едином потоке сознания, образы и мысли способны окрашиваться с помощью эмоций и становятся переживаниями.

Развитие сознания происходит у индивида преимущественно в социальных контактах. В филогенезе оно совершенствовалось и становилось возможным при условии активного воздействия на природную среду в условиях ведения трудовой деятельности. Сознание проявляется только при существовании языка, речи. Эти процессы возникают в одно время с сознанием в процессе труда.

Первичный акт сознания представлен актом идентификации с символами культуры. Они организуют человеческое сознание и делают человека человеком. За выделением смысла, символов и идентификации с ним идет выполнение и активная деятельность детей в области воспроизведения образцов поведения, речи и мышления. Сознание характеризуется активной деятельностью ребенка, отражающая окружающий мир и регуляцию поведения.

Слои сознания

В психологии выделяют следующие слои сознания:

Первое из них состоит из биодинамических свойств движения и опыта действий, а также включает чувственные образы. Рефлективное сознание представляет собой сознание для сознания. Оно заключает в себя значение и смысл.

Значение представляет содержание общественного сознания. Его усвоение происходит людьми и состоит в операционных значениях, предметных, вербальных значений, житейских и научных значений (понятий).

Смысл является субъективным пониманием и отношением к ситуации, информации. Так, непонимание можно связать со сложностями в осмыслении значений. Процесс взаимной трансформации значения и смысла (осмысление значения и обозначение смысла) выступает в качестве средства диалога и взаимопонимания.

В пределах бытийного слоя сознания решаются сложные задачи. Это связано с тем, что для эффективного поведения в соответствующей ситуации часто требуется актуализация необходимого образа и нужной двигательной программы. Таким образом, образ действия должен вписаться в образ мира. Идейный, понятийный мир, сфера житейских и научных знаний должны соотносится со значением.

Мир производственной, предметной (практической) деятельности должен соотноситься с биодинамической тканью движения и действия (бытийным слоем сознания). Представления, воображение, культурные символы и знаки соотносятся, как правило, с чувственной тканью (бытийным сознанием).

Психика есть и у животных и у человека, сознание только у человека. Выготский считал, что сознание — это динамическая смысловая сфера, состоящая из эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. По Выготскому сознание также это комплекс высших психических функций (понятийное мышление или абстрактно-логическое произвольное внимание, логическая память, воля, творческое воображение).

Считается, что на возникновение сознания повлияло два фактора:

  1. совместная орудийная деятельность (орудия труда);
  2. общение с помощью речи.

Сознание развивается только в социуме, в общении с другими людьми, поэтому сознание развивается на речевой основе.

Основные особенности или черты сознания

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности в мыслительном построении действий и осознании результатов, что обеспечивает регулирование деятельности человека.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышлении и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Тема 1. Возраст в сознании человека

. этапе. Моделирование На конкретных примерах покажите проявление неравномерности развития человека при расхождении возраста: а) хронологического и биологического ____________________________________________________________________________________________________________ б) . считаю? В это время я перестала думать о каких-то загадочных мирах, перестала играть в куклы. Мои мысли были заняты совсем .

Выделяют два слоя сознания (Зинченко В.П.):

— свойства движений, опыт действий,

— Значение (Содержание общественного сознания, усеваемого человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.)

— Смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации).

Функции сознания:

  1. отражательная.
  2. порождающая (творчески-креативная)
  3. регулярно-оценочная
  4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: отражение мира; мышление о нем; способы регуляции человеком своего поведения; сами процессы рефлексии; свое личное сознание.

Структура сознания по А.В.Петровскому

  1. совокупные знания о мире;
  2. разделение субъекта и объекта, и отношение субъекта к объекту;
  3. целеполагающая деятельность.

Структура сознания (по Леонтьеву): выделяют два слоя сознания: бытийный и рефлексивный. Бытийный слой включает в себя биодинамическую ткань движения и чувственный образ; Рефлексивный слой сознания содержит: значения и смысл.

  • Чувственная ткань – чувственные составляющие конкретных образов реальности.

Функции чувственной ткани – это материальная ткань сознания, то, что образует богатство, многокрасочность сознательного отражения мира. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности.

  • Значение – обобщенный опыт человечества, знания, выраженный в языке; идеальная модель мира в общественном сознании. С помощью значении осуществляется опосредованное отражение человеком мира.

Функции значения: 1. Связь индивидуального сознания с обществом (заимствования из общественного сознания); 2. Означение мира, представление объективного знания об объекте.

  • Личностный смысл – отношение, которое создается в жизни человека. Это значение значения.

Функции личностного смысла – пристрастность сознания. Осознание – расширение круга деятельностей. Отсюда несовпадение личностного смысла и значения.

Свойства сознания:

  1. ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть структура
  2. неоднородно – центр и периферия (зона ясного сознания – фокус и зона сознаваемого)
  3. имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома).

Элементы сознания:

Объективные

Субъективные

Ощущения – модальность, интенсивность, протяженность.

Титченер: свойства ощущения – сенсорная ясность (интенсивность) и отчетливость.

Чувствования – эмоциональные переживания:

Представления – связь ощущений

Удовольствие – неудовольствие

Напряженность – разрядка

Возбуждение — успокоение

Вопрос № 7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.

Сознание и его характеристики. Психика как отражение действительности характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание — это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности, при постоянном общении (с помощью речи) с другими людьми. Следовательно, сознание — это общественный продукт.

1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний о мире. В структуру сознания входят познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление и др.), с помощью которых человек подлинно обогащает знания о мире и о самом себе.

3. Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагания. В функции сознания входит формирование целей, при этом сравниваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход реализации целей.

4. Четвертая характеристика — включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир его чувств, в нем представлены эмоции оценки межличностных отношений.

В целом сознание характеризуется 1. Активностью (избирательностью), 2. интенциональностью (направленностью на предмет), 3. мотивационно-ценностным характером. 4. Различными уровнями ясности. Генезис сознания Гиппенрейтер

В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда.

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными.

Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву — получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности — совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий и др.

Итак, в условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности — биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица — действие.

Леонтьев придерживается позиции К. Маркса о сущности сознания. Маркс говорил о том, что сознание есть продукт общественно-исторических отношений, в которые вступают люди, и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия. В процессах, порождаемых этими отношениями, происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека в форме сознания. Леонтьев пишет, что сознание есть «открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. И вслед за Марксом, Леонтьев говорит, что сознание есть специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности, она может пониматься только как продукт отношений и опосредовании, возникающих в ходе становления и развития общества.

По Выготскому, компонентами сознания являются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты).

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко): I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: — биодинамические свойства движений, опыт действий, — чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

— Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия. — Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движен л . и действия (бытийного слоя сознания).

Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания).

Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.

Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески — креативная), 3) регулярно-оценочная, 4) рефлексивная функция — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: • отражение мира, • мышление о нем, • способы регуляции человеком своего поведения, • сами процессы рефлексии, • свое личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности. Гипотеза о возникновении сознания

Специфическая форма поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека.

Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной).

У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции. Традиционной является точка зрения, согласно которой сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу и является основным атрибутом человеческого способа жизни. Это значит, что человек способен сделать свою внутреннюю, субъективную жизнь предметом осмысления и преобразования. Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в целостный способ бытия. Сознание не остается неизменным, оно эволюционизирует вместе с изменением человека и мира, в котором он живет.

Для каждого человека самое большое деление его бытия проходит по границе: Я и остальной мир. Сознание предполагает всегда отношения субъекта к объективной реальности. Становление сознания связано со становлением человеческого бытия, в процессе которого человек учится отдавать себе отчет о своем отношении к миру, другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям нести ответственность за содеянное. Однако осознанная субъектность невозможна без параллельного принятия и выделения объективности. С.Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет человеку находить, выделять, систематизировать объективные устойчивые свойства мира [12].

В сознании человека представлено единство двух компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного, из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего.

Основными характеристиками сознанияявляются:активность, интенциональность (направленность на предмет), способность к рефлексии (самоанализу) и самонаблюдению, мысленное представление и воображение действительности, способность к коммуникации, различная степень ясности, внутренний диалогизм, предметность. Отметим роль языка и речи, которые не только формируют сознание, помогают глубже проникнуть в связи реальной действительности, но и позволяют перейти к новым сознательным формам усвоения опыта, подчиняя поведение сформулированным в речи правилам.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют не только организацию поведения, но и глубинные процессы самосознания как высшего уровня развития сознания.

Традиционно признаются лишь два состояния сознания, присущего всем людям: сон и состояние активного бодрствования. Однако, исходя из реально существующего многообразия состояний сознания, укажем на такие их виды, как нормальное состояние сознания (ясное) и измененное состояние сознания. К измененным состояниям сознания можно отнести сон, состояние гипнотического транса, алкогольного и наркотического опьянения, состояние эйфории, экстаза, суженное, отрешенное, плавающее, сумеречное сознание и т.д.

А.Н. Леонтьев выделял в структуре сознания чувственную ткань, значение и личностный смысл [7]. Чувственная ткань или исходный образ отраженного мира – это результат работы органов чувств и познания в целом. Нужно вначале отразить, создать вторичный мир в виде психического образа, чтобы затем при необходимости делить его на объективное и субъективное, независимое и личное.

Значение представляет собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения предмета или слова, его заменяющего. В школе А.Н. Леонтьева выделяется три формы значений: словесные (языковые), предметные и орудийные. Личностный смысл означает субъективную пристрастность человеческого сознания, небезразличность для человека некоторых событий.

Высшим уровнем развития сознания является самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых человек выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою социальную сущность, определяет себя субъектом деятельности.

Самосознание мотивирует человека, т.е. побуждает к той или иной деятельности; участвует в целеобразовании; выполняет контролирующую функцию (запрещает или разрешает поступки); обусловливает отношения с другими людьми; влияет на развитие тех или иных качеств и приобщает к другим людям, группе, человечеству в целом. Главная функция самосознания заключается в развитии личности, поскольку участвовать в этом процессе она может только через свое самосознание.

Человеческий разум способен не только преобразовывать Землю, но и заселять другие планеты Солнечной системы. Атомы, входя в состав высших существ, могли бы жить уже сознательной жизнью. С разрушением мозга атомы, его составляющие, попадают сначала в неорганическую природу, и потребуются сотни миллионов лет, прежде чем они вновь воплотятся в высшем органе — мозге. Человеческое сознание, по мнению… Читать ещё >

Сознание как высшая форма отражения действительности ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. Сознание как высшая ступень развития психики
  • 2. Функции и формы сознания
  • 3. Проблема сознания
  • Заключение
  • Литература

Человеческий разум способен не только преобразовывать Землю, но и заселять другие планеты Солнечной системы. Атомы, входя в состав высших существ, могли бы жить уже сознательной жизнью. С разрушением мозга атомы, его составляющие, попадают сначала в неорганическую природу, и потребуются сотни миллионов лет, прежде чем они вновь воплотятся в высшем органе — мозге. Человеческое сознание, по мнению Циолковского, имеет огромные потенциальные возможности. Активная и творческая деятельность сознания способна вывести человека за рамки Солнечной системы, открыть путь к освоению всей Вселенной.

При всей фантастичности и грандиозности замыслов Циолковского можно увидеть, что эти идеи направлены на достижение одной цели — раскрытие действительно сущностных сил человека, выявление и развитие его интеллектуальных и физических возможностей. Творческий характер сознания человека, по Циолковскому, заключается в изначальной активности самой материи и в конечном итоге может обеспечить выход человеческой цивилизации за пределы Земли.(5, с. 124)

Сознание человека в учении Вернадского оказывает значительное влияние на развитие природы в целом. Основная задача человека состоит в том, чтобы из существа социально гетеротрофного сделаться существом социально автотрофным. Сила человека состоит не в его материи, а в его разуме и труде. Человеческое сознание, опираясь на свой деятельностный характер, сделало возможным наступление новой эры — ноосферы, в которой человечество является важнейшей геологической силой.

Сознание — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Под сознанием следует понимать только тот пласт субъективности, который поддается контролю воли. В общем смысле сознание определяется как целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека. Подобное представление сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним аспектом — интеллектом, мышлением [27, "https://referat.bookap.info"].

Функции сознания: отражательная; порождающая; регулятивно-оценочная; рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания.

1. Автономова Н. С. Концепция сознания в структурализме // Проблема сознания в современной западной философии. М.: Кнорус, 2009.

2. Айер А. Я мыслю, следовательно, я существую // Логос. 1996. № 8.

3. Быкова М. Ф. Гегелевское понимание мышления. М. Проспект, 1990.

4. Велихов Е. П. , Зинченко В. П. , Лекторский В. А. Сознание : метод междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 2008. № 11.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2006.

6. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М.:Инфра-М, 2007.

7. Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта. // Логос. 1992. № 3.

8. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 17-е изд. Учеб. пособие. — Ростов на/Д: Феникс, 2007

Читайте также: