Союз россии и белоруссии доклад

Обновлено: 17.05.2024

Начало этой истории послужила Торжественная церемония подписания Договора об образовании Союза России и Белоруссии во Владимирском зале Большого Кремлёвского дворца. Президент РФ Борис Ельцин и президент Белоруссии Александр Лукашенко во время подписания договора. Россия, Москва. После распада СССР и создания СНГ с 1992 года шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

В соответствии с Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.

Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России было предусмотрено создание представительного органа.

29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.

2 апреля 1997 года в Москве президенты Белоруссии и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Белоруссии и России.

23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.

В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.

25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Республики Беларусь и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 года в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России.

В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комиссия Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Эти органы состоят из представителей республиканских и федеральных органов государственного управления Белоруссии и России и периодически собираются на своих заседаниях, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующей сфере.

По другим направлениям работа ведётся через совместные коллегии министерств и ведомств Белоруссии и России с вынесением вопросов, требующих решения на уровне правительств и глав государств, соответственно на заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства.

Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.

В заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

Высший Государственный Совет Союзного государства.

На основании статьи 35 главы 1 раздела V Договора о создании Союзного государства осуществляет следующие полномочия:
• решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
• образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
• назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
• утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчёты о его исполнении;
• утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
• утверждает государственную символику Союзного государства;
• определяет местопребывание органов Союзного государства;
• заслушивает ежегодный отчёт Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.

Высший Государственный Совет выполняет и другие функции, отнесенные к его ведению Договором о создании Союзного государства либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками.

Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий издаёт декреты, постановления и директивы.

Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия.

Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное.

Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином. В настоящее время им является Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, который занимает эту должность с 2000 года.

Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства:
• организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства;
• обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
• по поручению Высшего Государственного Совета ведёт международные переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;

• организует контроль реализации Договора о создании Союзного государства и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;
• в пределах своих полномочий даёт поручения Совету Министров Союзного государства;
• по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.

Парламентское Собрание Союза.

Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства. Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества Белоруссии и России было подписано 29 апреля 1996 года.

2 апреля 1997 года был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года был одобрен Устав Союза Беларуси и России, в котором определены компетенция и порядок функционирования Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, преобразованного из Парламентского Собрания Сообщества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 70 Договора о создании Союзного государства до выборов в Палату Председателей Парламента Союзного государства Парламентское Собрание Союза Беларуси и России выполняет функции Парламентского Собрания Союзного государства.
Полномочия, состав, порядок работы Парламентского Собрания определены в Регламенте Парламентского Собрания, который был утвержден 13 июня 1997 года. Последние изменения и дополнения в Регламент внесены 22 июня 2006 года.

Парламентское Собрание состоит из равного числа представителей, делегируемых соответственно Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации: по 36 от парламентов государств-участников.

Председателя Парламентского Собрания избирает на ротационной основе Парламентское Собрание из состава депутатов на срок, не превышающий срок его полномочий в палате Парламента своего государства.

Парламентское Собрание в соответствии с Регламентом для осуществления своих полномочий образовало из числа депутатов комиссии и рабочие группы, которые по вопросам своего ведения взаимодействуют с соответствующими комитетами и комиссиями палат парламентов Белоруссии и России по вопросам своего ведения, и определяет основные направления их деятельности. Они формируются, как правило, на основе принципа равного представительства парламентов государств-участников.

В Парламентском Собрании действуют восемь комиссий:
• по законодательству и Регламенту;
• по экономической политике;
• по бюджету и финансам;
• по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам;
• по вопросам внешней политики;
• по безопасности, обороне и борьбе с преступностью;
• по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварии;
• по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями.

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В него входят Председатель Совета Министров, главы правительств Белоруссии и России, министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства, Государственный секретарь Союзного государства (на правах заместителя Председателя Совета Министров).

На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.

Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе.

Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной Договором о создании Союзного государства и решениями Высшего Государственного Совета:
• разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
• вносит в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
• обеспечивает контроль выполнения положений Договора о создании Союзного государства, актов Союзного государства и при необходимости вносит мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
• разрабатывает и вносит в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивает исполнение бюджета, представляет Парламенту годовые и полугодовые отчёты об исполнении бюджета;
• рассматривает отчёты и доклады Счётной палаты;
• осуществляет управление собственностью Союзного государства;
• обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
• координирует процесс унификации законодательства государств-участников;
• способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;
• осуществляет иные полномочия, возложенные на него Договором о создании Союзного государства и Высшим Государственным Советом.

Председатель Совета Министров Союзного государства. Совет Министров в пределах своей компетенции издаёт постановления, директивы и резолюции:
• осуществляет руководство деятельностью Совета Министров и организует его работу;
• представляет Высшему Государственному Совету и Парламенту Союзного государства ежегодные доклады о деятельности Совета Министров;
• подписывает акты Совета Министров;
• по поручению Высшего Государственного Совета и в пределах предоставленных им полномочий проводит переговоры и подписывает международные договоры от имени Союзного государства.

Постоянный Комитет Союзного государства. Совет Министров формирует Постоянный Комитет Союзного государства, являющийся рабочим органом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства от 27 июня 2000 г. № 13. В своей деятельности Постоянный Комитет руководствуется Договором о создании Союзного государства, который подписан 8 декабря 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь. А также Программой действий по реализации положений Договора, Статутом Высшего Государственного Совета Союзного государства, Положением о Совете Министров Союзного государства, иными нормативно-правовыми актами, национальными законодательствами государств-участников.

Его основные функции:
• реализация положений Договора о создании Союзного государства;
• разработка предложений по стратегии развития Союзного государства;
• предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства совместно с соответствующими органами государств-участников;
• координация работы отраслевых органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников;
• контроль выполнения решений, принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров;
• подготовка проекта бюджета Союзного государства, организация его исполнения и подготовка проектов отчётов о его исполнении.

Постоянный Комитет Союзного государства обеспечивает деятельность Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства в соответствии с их регламентом и является ответственным за подготовку их заседаний, формирует и вносит на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров проекты повестки их заседаний, планов работы. Постоянный Комитет Союзного государства постоянно предоставляет информацию Совету Министров о деятельности отраслевых и функциональных органов Союзного государства, осуществляет хранение актов Высшего Государственного Совета и Совета Министров. Он подотчётен Совету министров Союзного государства.

Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства, в состав Постоянного Комитета входят также четыре члена Постоянного Комитета, являющиеся по должности его заместителями. Членами Постоянного Комитета могут быть только граждане государств-участников. В составе Постоянного Комитета не должно быть более двух третей членов Постоянного Комитета, являющихся гражданами одного государства. Государственным секретарем с декабря 2011 года является Григорий Алексеевич Рапота.

В Договоре о создании Союзного государства декларируется создание Суда Союзного государства. В соответствии со статьёй 50 Договора Суд Союзного государства является органом Союзного государства, который призван обеспечивать единообразное толкование и применение Договора о создании Союзного государства, нормативно-правовых актов Союзного государства. В состав Суда, который ещё не сформирован, войдут 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета. В составе Суда Союзного государства не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства. Из числа судей Суд избирает Председателя и его заместителя, которые не могут быть гражданами одного государства. Каждое государство-участник, органы Союзного государства могут передать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением Договора о создании Союзного государства, нормативных правовых актов Союзного государства.

В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства). В настоящее время символы Союзного государства — флаг, герб и гимн не утверждены.

Идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Белоруссии, Александру Лукашенко. Ранее (начиная с марта 1994) идею аналогичного, но не более чем конфедеративного, союза (Евразийский Союз) выдвигал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Однако, уже на рубеже 2007 и 2008 процесс интеграции усилился. Президентами России и Белоруссии рассматриваются подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза, которым по предположению многих политиков должен стать президент России В. В. Путин. С мая 2008 года по июль 2012 года Владимир Путин являлся главой совета министров Союзного государства.

В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась.

Александр Лукашенко впервые объявил о перспективах введения единой валюты с 1 января 2004 года, однако планы были вскоре отодвинуты на 1 год. Однако ни в 2005, ни в 2006 единая валюта так и не появилась. 2 февраля 2006 на пресс-конференции в Минске директор Национального банка Республики Беларусь Пётр Прокопович объявил об ожидаемом введении единой валюты с 2007, чего также не произошло.

Предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль. Основной причиной задержек являются значительные разногласия двух стран по поводу деталей предполагаемой валютной реформы. Белоруссия настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от национальной валюты — белорусского рубля и на сохранении за Минском права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения, а Белоруссия, соответственно, не принимает российский рубль.

Бюджет. Основная статья: Бюджет Союзного государства

В 2008 году на выполнение всех запланированных программ потребуется не менее 6 млрд. российских рублей. Планируется, что в 2008 году будет первый дефицитный бюджет после периода неполного освоения бюджетных средств.

Бюджет 2010 года, утверждённый Декретом № 3 от 10.12.2009, составляет 4 млрд. 872 млн. российских рублей по доходам и расходам. Отчисления из бюджета РФ ; 3,167 млрд. руб., из бюджета РБ — 1,705 млрд. руб.

Средства массовой информации.

В 2001 году президент Молдавии Владимир Воронин сразу после своего избрания озвучил планы по вступлению Молдавии в Союзное государство. К 2005 году такие разговоры практически прекратились, Молдавия заявила о намерении войти в Евросоюз.

В Киргизии оппозиция в июне 2007 года попыталась инициировать референдум о присоединении к Союзу.

В 1999 году президент Югославии Слободан Милошевич заявил, что желает присоединения своей страны к Союзу на правах наблюдателя. В 2007 году заместитель председателя Сербской радикальной партии Томислав Николич в своей речи сказал, что хотел бы укрепления связи Сербии с Союзом, что бы, в конечном счете, присоединиться к нему.

17 октября 2008 года парламенты Абхазии и Южной Осетии получили статус постоянных наблюдателей при Парламентском собрании Союза Белоруссии и России.

Флаг и герб. Проект возможного флага Союзного Государства

Для достижения общих целей в отношении безопасности и укрепления братства заключаются соглашения между странами. Таким образом, создано союзное государство России и Белоруссии.

Договор о Союзе РФ и Беларуси

Соглашение между Белоруссией и Российской Федерацией, заключенный 2 апреля 1997 года устанавливает следующие цели: создание прочных связей в отношениях, увеличение благосостояния, развитие стран, формирование юридической системы, обеспечение и содействие безопасности в том числе и общеевропейской. За государства договор подписывали президенты РФ и Беларуси Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко, соответственно.

суть союзного государства россии и белоруссии

Декларация о дальнейшем единении

Подписание декларации подтверждает, правильность выбранного в прошлом веке пути единения двух государств. Документ направлен на углубление союза для сохранения суверенитета братских государств и открывает новые горизонты по следующим направлениям:

объединение экономического, информационного и научно-технологического пространства;

укрепление безопасности наций;

закрепление международных позиций;

поддержание исторических ценностей;

единство духовного и культурного наследия.

Кто управляет Союзным государством?

Управление осуществляется Высшим государственным советом, парламентским союзом, советом министров и постоянным комитетом.

Высший государственный совет

Высший орган управления СГ, в него входят президенты, руководители палат парламентов и правительств. Члены совета со стороны Республики Беларусь: А.Г. Лукашенко (президент), Р.А. Головченко (премьер-министр), Н.И. Кочанова и В.П. Андрейченко (руководители палат парламента), со стороны РФ: В.В. Путин (президент), М.В. Мишустин (председатель Правительства), В.И. Матвиенко и В.В. Володин (руководители палат парламента).

В его полномочия входит организация работы ВГС, подписание решений совета и законов союза России и Белоруссии, обращение с ежегодными посланиями, ведение международных переговоров и представление союза в работе с другими странами, организация контроля исполнения решений и соглашений, установление задач для выполнения Совету Министров СГ, и другие полномочия.

К задачам ВГС относятся:

Определение вопрос развития объединённых государств.

Определение управляющих рычагов и их функционала.

Назначение выборных мероприятий в Палату Парламента.

Принятие бюджета и годовых отчетов об исполнении.

Подписание международных договоров.

Принятие госсимволики Союза.

Определение местонахождения органов управления государства Союза.

Заслушивание отчета Председателя об исполнении решений.

договор о союзном государстве россии и белоруссии

Парламентское собрание

Депутаты ПС разработали основы права Союзного государства. Полномочия собрания определены регламентом, утвержденным 13.06.1997 года.

Председатель собрания Вологдин В.В., первый заместитель Андрейченко В.П.

В цели собрания входит: развитие законодательной базы интеграции союза, утверждение бюджета, создание единой системы информационно-законодательной сферы.

Совет министров

Управление Союза, выполняющие исполнительные функции. В его составе руководитель рычага СГ, руководители правительств стран, министры экономической и финансовой сферы, иностранных дел и руководители управляющих отделов СГ и госсекретарь союза.

Полномочия этого рычага управления: разработка направлений политики, проектов законов, контроль исполнения договора союза и принимать меры в случае нарушения соглашения, разработка проектов бюджета, подготовка годовых и полугодовых отчетов его исполнении, развитие союза в плане экономики, финансов, налогов, валют, торговли и безопасности и обороны.

Председатель в свою очередь отвечает за работу Совета министров, представляет ежегодные доклады о работе органа, ставить подпись на актах, может проводить переговоры в рамках своих полномочий.

Постоянный комитет

К полномочиям комитета относятся:

разработка проекта стратегических предложений по развитию;

координация функциональных органов СГ;

Кроме этого может рассматривать проекты мероприятий, в соответствии со своей спецификой деятельности.

Руководителем является госсекретарь Союзного государства Беларуси и России, в него еще входят 4 заместителя по два от каждой стороны союза.

Как еще решаются вопросы дальнейшего развития Союза?

Кроме постоянных встреч в рамках Союза, вопросы по развитию государства могут решаться на различных форумах, многосторонних встречах, а также и с участием президентов.

будет ли союзное государство россии и белоруссии

Встречи глав государств

Президенты России и Беларуси встречаются каждый год и не один раз, также созваниваются. Разрешение вопросов могут проходить и на многочисленных встречах с глазу на глаз на международных форумах.

Оба главы государств не отказываются от возможности посетить братский народ с официальным визитом.

Форум регионов РФ и Беларуси

В 2021 году состоялся Восьмой форум регионов РБ и РФ, на котором решались вопросы, связанные с научно-техническим сотрудничеством в эпоху цифровизации.

Тогда как в 2020 году на форуме обсуждался широкий круг вопросов, касающиеся исторической ценности памяти Великой Победы, патриотического воспитания, экономической и научно-технической сфере и цифровизации.

На шестом форуме акцент делался на молодежные проекты, развитие культуры, образовательное пространство союза, туризм и сотрудничество регионов стран.



Западная Русь

Разделы сайта

Союзное государство России и Белоруссии: проблемы и перспективы

Варианты флага и герба Союзного государства России и Белоруссии.

Варианты флага и герба Союзного государства России и Белоруссии.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве начались практически сразу же после распада СССР. Например, Союз независимых государств появился одновременно с распадом СССР. Позже стали появляться другие интеграционные конфигурации. Однако, пожалуй, больше всех в интеграционных процессах преуспели Россия и Белоруссия. Причем по разнообразным параметрам Белоруссии интеграция была более выгодна, чем России. Начиная от экономических реальностей и заканчивая общественным мнением белорусского населения.

Стоит обратить внимание на то, что на первых президентских выборах в Белоруссии в 1994 г. во второй тур прошли два кандидата (В.Ф. Кебич и А.Г. Лукашенко), лозунги которых ориентировались на союз с Россией. А.Г. Лукашенко оказался более успешным в предвыборной риторике, несмотря на то, что В.Ф. Кебич имел реальный опыт государственного управления. Белорусы массово отвергли белорусский национализм, предлагавшийся некоторыми кандидатами в президенты. Победивший в президентской гонке А.Г. Лукашенко был вынужден заняться исполнением отдельных предвыборных обещаний, особенно тех, которые оказались психологически более значимыми для населения. Уже в 1995 г. был проведен референдум, на котором в числе прочих были подняты вопросы, показывающие отношение белорусов к России и интеграции. Во-первых, это был вопрос о введении русского языка в качестве государственного наряду с белорусским. А во-вторых, вопрос об экономической интеграции с Россией, которую продвигал А.Г. Лукашенко. Каждый из этих вопросов был поддержан 83,3% граждан, принявших участие в референдуме, против поддержки проголосовали 12,7% и 12,5% граждан соответственно 1 . Таким образом, белорусские граждане массово поддерживали интеграционные инициативы, что стимулировало государственное руководство к проявлению активности в данной области.

Проблема союзного законодательства

Данный Конституционный акт, по сути, должен стимулировать создание полного перечня высших государственных органов Союзного государства, поскольку без появления некоторых из них продолжение союзного строительства попросту невозможно. В частности, государственная символика Союзного государства устанавливается союзным парламентом, а утверждается Высшим Госсоветом (ст. 10). Если последний институт уже действует, то союзного парламента на данный момент не существует. Также без наличия парламента невозможно сформировать Суд Союзного государства - этим должна заниматься верхняя палата - и Счетную палату Союзного государства, которую по представлению союзного совмина назначает нижняя палата союзного парламента (ст. 31 и 32 Конституционного акта). Проект Конституции Союзного государства также принимается Парламентом (ст. 48 Проекта Конституционного акта). Таким образом, без формирования Парламента Союзного государства невозможно создать ни союзный Суд, ни союзную Счетную палату, невозможно ввести общую символику и принять общую Конституцию. Сам Конституционный акт продолжает оставаться проектом. Его введение возможно лишь после проведения референдума в странах-членах Союзного государства (ст. 48 Проекта Конституционного акта). В целом, строительство Союзного государства тормозится в высших бюрократических кругах, поскольку обсуждения даты назначения выборов в нижнюю палату союзного парламента даже не дискутировалось (верхняя палата формируется путем делегирования в нее членов из состава парламентов каждого субъекта Союзного государства). Без полноценного союзного парламента невозможно создание остальных органов высшей союзной государственной власти и общей конституции, что мешает как эффективной работе Союзного государства, так и его узнаваемости в мире.

Попытки создания символики Союзного государства

Символы же, ассоциирующиеся с прошлым, особенно с таким, в котором были поводы для гордости, будут более приемлемы как для большинства населения, обладающего общей исторической памятью в силу проживания ряда поколений предков в пределах единой страны, так и узнаваемости на международной арене.

Если же останавливаться лишь на символике, которая существовала в тот период, когда территории нынешних Белоруссии и России находились в одном государстве, то остается не так много символов. Из флагов это либо флаг СССР, либо флаг Российской империи в двух его вариантах - черно-желто-белом и бело-сине-красном. Последний вариант дублирует нынешний российский флаг, поэтому он явно исключается из перечня совместных символов. В отношении черно-желто-белого флага белорусская сторона явно выдвинет претензии, поскольку этот флаг был государственным в период подавления польского восстания 1863 - 1864 гг. В Белоруссии по традиции, сформированной белорусскими националистами и подхваченной советской властью, польское восстание часто рассматривается как белорусское выступление против России, а повстанцы, которые широко применяли репрессии против белорусских крестьян, представляются защитниками белорусского суверенитета.

Проблемы внешней политики Союзного государства

Единственным местом, где Белоруссия и Россия выступают солидарно, является ООН. Белоруссия уже несколько раз выступала против антироссийских деклараций, подготовленных в связи с событиями на Украине, чем вызывала критику и оскорбления в свой адрес со стороны Украины.

Таким образом, внешняя политика Союзного государства отсутствует как некая явно видимая реальность. Поддержка друг друга в ООН компенсируется голосованием за антироссийскую декларацию на сессии ПА ОБСЕ. При наличии данного уровня межсоюзных отношений необходимо принимать серьезные меры для того, чтобы внешняя политика была или хотя бы выглядела как согласованная. Перспективы появления реально эффективной союзной внешней политики зависят от многочисленных факторов и проблем, которые необходимо решать путем двусторонних переговоров.

Военное сотрудничество

Пожалуй, самым перспективным и беспроблемным в союзных отношениях выглядит военное сотрудничество. Несмотря на несогласованность действий и открытые конфликты в других сферах, военная составляющая Союзного государства практически никогда не подвергалась сомнению. Военное сотрудничество России и Белоруссии взаимовыгодно, хотя стороны могут предложить друг другу достаточно разный по возможностям перечень направлений сотрудничества в данной сфере.

Социально-экономические проблемы Союзного государства

Ситуация в России также не радужна. По мнению Счетной палаты России, по состоянию на 2016 г. износ основных фондов превысил 50%, а достаточных для преодоления этого положения средств попросту нет 43 . Поэтому и российская и белорусская экономики имеют похожие проблемы, различающиеся местной спецификой. Совместные проекты по выходу из сложившейся ситуации помогут не только преодолеть кризис, но и выйти на перспективы реальной интеграции в социально-экономической сфере.

В 2017 г. А.Г. Лукашенко потребовал возбудить уголовное дело против главы Россельхознадзора С.А. Данкверта, по причине того, что российский сельхознадзор массово находил нарушения санитарных норм в белорусской продукции 46 . Вообще, критические высказывания в адрес друг друга президенты России и Белоруссии допускали неоднократно 47 . Тем не менее экономические споры с трудом, но решались и продолжают решаться.

Социально-экономическая сфера Союзного государства, несмотря на многочисленные проблемы как объективного, так и чисто субъективного, в том числе и политизированного характера, все же имеет большой потенциал для дальнейшей интеграции экономик. Для эффективности интеграции в очередной раз встает вопрос о введении единой денежной единицы и появлении единого эмиссионного центра, что стимулирует как дальнейший рост экономик, так и их интеграционную активность. Более того, это облегчит переход на единые статистические показатели, что позитивно скажется на социально-экономическом прогнозировании.

Научное сотрудничество в рамках Союзного государства

Научно-техническое сотрудничество в рамках Союзного государства не слишком заметно, поскольку направлено на относительно узкие сферы, но, тем не менее, достаточно эффективно. Отчасти союзные программы научно-технического сотрудничества не афишируются широко по причине того, что они работают над созданием продукции двойного назначения 59 . Одним из перспективных направлений сотрудничества является космическая сфера, которая Россией освоена уже давно, а Белоруссия находится лишь на старте космических разработок. Разрабатываются совместные инициативы в сфере межакадемического и межвузовского сотрудничества.

Научно-гуманитарное сотрудничество в рамках Союзного государства вообще незаметно, хотя оно и существует. Этому есть свое разумное объяснение. Гуманитарные знания являются той средой, откуда черпается информация для идеологического обеспечения деятельности государства, а т.к. политическая история пространств Русской равнины после распада СССР активно интерпретируется для создания локальных национальных историй, оценка одних и тех же исторических событий в разных новых государствах постсоветского пространства различается. Поскольку текущей ценностью для всех постсоветских стран является суверенитет, бывший Центр часто представляется как враг, который ранее мешал независимому существованию. Для всего бывшего СССР таким Центром ранее выступала Москва или Санкт-Петербург, т.е. Россия. С течением времени страны постсоветского пространства стали более спокойны в своей оценке ситуаций, но любой кризис, который влияет на стабильность в стране, автоматически вызывает желание преодолеть проблемы путем мобилизации масс, готовых ради некой великой цели терпеть ухудшение социально-экономической ситуации. Этим правительства снимают с себя вину за появление проблем, перекладывая ее на внешнего врага. Наиболее ярким примером с 2014 г. является Украина. Видимо, гуманитарно-научное сотрудничество в рамках Союзного государства несет в себе потенциальную возможность конфликта идеологических интересов.

Пока нет какого-то прогресса в создании единого учебника истории Союзного государства. Несмотря на то, что в 2016 г. было заявлено о подготовке такого учебника 63 , информация о его издании отсутствует. Судя по всему, этот учебник ориентирован именно на историю создания и функционирования Союзного государства, т.е. на постсоветский период. Таким образом, учебник не затрагивает важных и спорных тем исторического прошлого. Создание союзного учебника по отечественной (т.е. совместной российско-белорусской) истории было бы крайне полезным для развития Союзного государства, но в этом случае поднимется ряд вопросов, рассматриваемых в национальных историографиях с различных точек зрения.

Нынешние российские школьные учебники истории более корректны в отношении белорусских сюжетов, чем белорусские в отношении российских. Наверное, в этом играет свою роль очень малое присутствие белорусских сюжетов в российских учебниках. Если территория Белоруссии и упоминается, то зачастую не как национальная единица, а как площадка для развития исторического сюжета -например, боевых действий Первой мировой или Великой Отечественной войн. Белорусские школьные учебники уделяют истории России достаточно большое внимание, что влияет на увеличение некорректных формулировок, а иногда и фактологических ошибок 64 .

Несмотря на то, что Союзное государство не так широко, как хотелось бы, стимулирует гуманитарные контакты, российские и белорусские ученые

гуманитарного и обществоведческого направления активно участвуют в мероприятиях друг друга, что легко проследить по программам научных конференций. Однако такое участие не является некой программой Союзного государства. В основном это частная инициатива отдельных ученых или научноисследовательских организаций.

У Союзного государства сохраняется множество нерешенных проблем. Не создана полная структура высших органов государственного управления, не разработаны общие законы. Информационное и идеологическое сопровождение строительства Союзного государства настолько слабо, что оно практически не влияет на информационное поле. При этом акцентирование внимания на проблемах интеграции порой вызывает в верхах резкую реакцию.

Приходится констатировать, что Союзное государство пока не является приоритетом в деятельности как российских, так и белорусских властей. Развиваются лишь те сферы, которые более выгодны с точки зрения безопасности или экономической устойчивости. Что касается сферы информационногуманитарной, то ее интеграцию обе стороны стараются отложить. Объяснить это можно лишь тем, что интеграция информационно-гуманитарной сферы выявит такие идеологические расхождения, которые ни одна из сторон преодолевать не готова. Однако пока не начнется интеграция именно в этой сфере, о полноценном существовании Союзного государства говорить не имеет смысла.

Александр Дмитриевич Гронский.
Ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований
Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений
Российской академии наук. Кандидат исторических наук, доцент.

18 Шадурский В.Г. Формирование концептуальных основ внешней политики Республики Беларусь (1991 - 2011) // Весшк БДУ. Сер. 3. - 2011. - № 3. - С. 36.

20 В контексте геополитики и глобальных проблем // Беларуская думка. - 2017. - № 4. - С. 38.

24 Макей В. На службе народа и государства // Беларуская думка. - 2017. - № 4. - С. 4-5.

37 Луцкая Е.Е. Проблемы экономической интеграции России и Белоруссии (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. М.: ИНИОН РАН. - 2005. - № 4. - С. 158.

39 Луцкая Е.Е. Указ. соч. - С. 159.

40 Павловец Ю., Шиптенко С. Экономика Белоруссии. Исторические очерки XX - XXI века. М.: Книжный мир, 2017. - С. 277.

42 Луцкая Е.Е. Указ. соч. - С. 163 - 164.

48 Павловец Ю., Шиптенко С. Указ. соч. - С. 276.

51 Луцкая. Указ. соч. - С. 163.

52. Луцкая. Указ. соч. - С. 166.

54. Петрова И.В. Бюджет Союзного государства: подводные камни его исполнения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2016. - № 6. - С. 48.

56 . Петрова И.В. Указ. соч. - С. 48.

58. Молева С.В. Развитие торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России - важная составляющая успешного функционирования Союзного государства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 6 (24). - С. 66.

59 Алексей Кубрин: Вопросы развития высокотехнологичной промышленности стоят во главе угла

63 Общий путь к Великой Победе: к 70-летию освобождения Беларуси: сборник избранных работ I международного российско-белорусского конкурса студенческих научных работ по истории / БГУ, Исторический фак., МГУ им. М.В. Ломоносова, Исторический фак.; ред. С.П. Карпов, С.Н. Ходин [и др.]. Минск: БГУ, 2016. - 133 с.

Республика Беларусь и Российская Федерация являются государствами - участниками Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.

Союзное государство

В соответствии с договором Беларусь и Россия поставили перед собой ряд важных ориентиров, один из которых - создание единого экономического пространства. Достижение этой цели осуществляется поэтапно. Партнерство Беларуси и России выстраивается на принципах безусловного сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств.

Беларусь и Россия являются друг для друга важнейшими торгово-экономическими партнерами.

Ряд ключевых институтов и наработок в рамках Союзного государства пока не имеет аналогов, в том числе и в формате ЕАЭС. В частности, в рамках Союзного государства сложились и развиваются институты союзного бюджета и союзной собственности (на объекты инфраструктуры, интеллектуальные продукты), которые пока не свойственны другим интеграционным структурам.

За счет средств бюджета Союзного государства финансируются союзные программы в самых различных сферах (космос, информационные технологии, микроэлектроника, сельское хозяйство, пограничная безопасность, преодоление последствий чернобыльской катастрофы и т.д.). С 2000 года на их реализацию направлено свыше 50 млрд российских рублей. В 2019 году выполнялось 12 союзных программ в космической, военно-технической, сельскохозяйственной, медицинской отраслях, микроэлектронике и гидрометеорологии.

В целях дальнейшего формирования единого экономического пространства правительствами Беларуси и России подготовлены проекты Программы действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства и дорожных карт к ней. Подготовка программы и дорожных карт осуществляется в строгом соответствии с договором и без пересмотра его положений.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Читайте также: