Современный урок физической культуры как основа здоровьесбережения школьника доклад

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 792 0

Доклад подготовил Солдатов Д.В.

Учитель физической культуры

г.Чёрмоз, 2017 год

Доклад подготовил Солдатов Д.В.

Учитель физической культуры

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Свою работу в качестве учителя физической культуры я стараюсь строить с учениками, учителями и родителями таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.

Новое, это хорошо забытое старое, наполненное усовершенствованным понятийным аппаратом, а вопросам здоровья уделяли и уделяем всегда большое внимание.

Актуальность темы предопределена тем, что здоровье человека – основная ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья.

Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье. Подобное состояние здоровья - результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. В связи с этим, одной из приоритетных задач в моей работе, стало сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни.

В основе педагогического опыта учителей физкультуры должны лежать основополагающие приоритеты:

1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Ведущая педагогическая идея опыта: мотивировать детей учителей и родителей к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям:

1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения

2. Признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников

3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций) Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже, чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

12) психологический климат на уроке; - наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо:

-сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;

-обучить школьников приемам мобилизации и релаксации и духовного самосовершенствования.

Поставленные задачи решаются через:

1)совершенствование методики проведения урока,

2)индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,

3)коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков,

4)мотивацию школьников к учению.

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.

1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".

2.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?

3.Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам.

4.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?

5.Как правильно дышать:

— ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего здоровья.

Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.

Это особенно важно в современных условиях с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях.

Однако в обучении физической культуре есть несколько типичных проблем, заставляющих учителей обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке.

Основными проблемами можно считать следующие:

1.Низкий авторитет предмета

2.Слабая материально-техническая база

3. Перегруженность залов.

Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в школе, соединяющий в одно целое уроки физкультуры и спортивные внеклассные мероприятия.

С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности надо проводить на свежем воздухе. Все уроки должны иметь высокую моторную плотность.На уроках использовать фронтальный и групповой методы. При этом наиболее эффективно себя показал поточно-групповой способ. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал урока необходимо располагать в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные упражнения – лазанием по канату, прыжковый бег – передачей мяча в парах.

Широко использовать различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применять мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.

Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Необходимо создать в школе благоприятный эмоциональный и психологический климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Мы все острее понимаем свою ответственность за благополучие новых поколений. На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Современный урок физической культуры должен способствовать здоровьесбережению школьника. Необходимо обеспечить здоровьесберегающие условия обучения детей: нагрузка на уроке должна быть индивидуализирована, рациональна, должна приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья. Важно, чтобы на уроках физической культуры происходило реальное воспитание культуры здоровья, формирование потребности вести здоровой образ жизни, противостоять вредным привычкам.

Для повышения мотивации к занятиям физической культуры необходимо создание здорового психологического климата на уроке, использование ИКТ, учет мнения учеников при оценивании (самооценка, взаимооценка), индивидуальный подход с учетом физических способностей каждого ученика.

Совершенствование качества обучения ~ воспитания в средней школе напрямую зависит от личности учителя. Неоспоримо, необходимо повышать свой профессиональный уровень, работать и использованием на уроках современных педагогических технологий, заниматься самообразованием.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

Повышение интереса к занятиям физической культурой посредством создания здоровьесберегающих условий обучения школьников.

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой;

- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач

Этапы работы

1 этап 2014-2015 учебный год

2 этап 2015- 2016 учебный год

3 этап 2016-2017 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.

3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры,

5. Принимать активное участие в работе районного методического объединения учителей физической культуры.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

8. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

9. Организовывать внеклассную деятельность по предмету.

10. Систематически просматривать спортивные телепередачи.

11. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

12. . Участвовать на соревнованиях различных уровней

13. Повысить квалификационную категорию

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания:

- Физическая культура в школе

- Теория и практика физической культуры.

2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической культуры.

3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.

4. Проводить мастер-классы для коллег по работе, учителей района.

5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

6. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся:

- оценка физической подготовленности 2 раза в течение учебного года;

7. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения).

8.Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям.

9. Проектировать личную методическую веб-страницу.

10. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.

2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.

2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.

Предполагаемый результат:

1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 4,8, отсутствие неуспевающих).

2. Проведенные открытые уроки перед учителями физической культуры района.

3. Проведенные мастер-классы перед учителями физической культуры района.

4. Доклады и выступления.

5. Разработка дидактических материалов.

6. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.

7. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.

8. Организация работы спортивных кружков и секций.

9. Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.

10. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.

11. Личная методическая веб-страница.

13. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

14. Личные достижения как участника спортивных соревнований различных уровней

Способ демонстрации результата проделанной работы

Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях методического объединения учителей физической культуры района

Форма отчета по проделанной работе

Обобщение опыта работы на уровне школы.

Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Актуальность темы:

  • Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.
  • Здоровьесберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.

Цель моей профессиональной деятельности как учителя физической культуры - укрепление и сохранение здоровья обучающихся средствами физической культуры. По сути сам урок физической культуры является здоровьесберегающим. Это урок, где обучающиеся могут разгрузиться не только физически, но и эмоционально. Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:

1. Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки обучающихся - один их способов повышения эффективности урока. Чередовать теорию и практику.

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке обязательно обращать внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотреть, как они воспринимают задания, как оценивают работу. Предъявлять требования и замечания только в дружественной форме.

3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки обучающихся.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными.

5. Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. При условиях хорошей погоды, часть уроков физкультуры проводить на свежем воздухе. Уроки на свежем воздухе включают занятия на школьной спортивной площадке, где проходит легкоатлетическая подготовка, футбол, и многое другое.

6. Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физической культуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

ВложениеРазмер
prgramma_samoobrazovaniya.docx 29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г Советский

Программа самообразования на 2017-2020г.г.

Махмутов Денис Миниханович,

учитель физической культуры

  • Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.
  • Здоровьесберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Мы все острее понимаем свою ответственность за благополучие новых поколений. На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Современный урок физической культуры должен способствовать здоровьесбережению школьника. Необходимо обеспечить здоровьесберегающие условия обучения детей: нагрузка на уроке должна быть индивидуализирована, рациональна, должна приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья. Важно, чтобы на уроках физической культуры происходило реальное воспитание культуры здоровья, формирование потребности вести здоровой образ жизни, противостоять вредным привычкам.

Для повышения мотивации к занятиям физической культуры необходимо создание здорового психологического климата на уроке, использование ИКТ, учет мнения учеников при оценивании (самооценка, взаимооценка), индивидуальный подход с учетом физических способностей каждого ученика.

Совершенствование качества обучения ~ воспитания в средней школе напрямую зависит от личности учителя. Неоспоримо, необходимо повышать свой профессиональный уровень, работать и использованием на уроках современных педагогических технологий, заниматься самообразованием.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

-Повышение интереса к занятиям физической культурой посредством создания здоровьесберегающих условий обучения школьников .

Цель моей профессиональной деятельности как учителя физической культуры - укрепление и сохранение здоровья обучающихся средствами физической культуры. По сути сам урок физической культуры является здоровьесберегающим. Это урок, где обучающиеся могут разгрузиться не только физически, но и эмоционально. Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:

1. Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки обучающихся - один их способов повышения эффективности урока. Чередовать теорию и практику.

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке обязательно обращать внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотреть, как они воспринимают задания, как оценивают работу. Предъявлять требования и замечания только в дружественной форме.

3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки обучающихся.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными.

5. Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. При условиях хорошей погоды, часть уроков физкультуры проводить на свежем воздухе. Уроки на свежем воздухе включают занятия на школьной спортивной площадке, где проходит легкоатлетическая подготовка, футбол, и многое другое.

6. Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физической культуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии.

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой;

- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач

1 этап 2017-2018 учебный год

3 этап 2019-2020 учебный год

Действия и мероприятия

2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.

3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры,

5. Принимать активное участие в работе районного методического объединения учителей физической культуры.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

8. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

9. Организовывать внеклассную деятельность по предмету.

10. Систематически просматривать спортивные телепередачи.

11. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

12. . Участвовать на соревнованиях различных уровней

13. Повысить квалификационную категорию

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.

Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры.

Социальный заказ общества в школе на современном этапе его развития определяет формирование активной личности человека, связанного с научно-техническим и социальным прогрессом. Переориентация школьного образования на гуманизацию и демократизацию предполагает в качестве одной из основных задач сохранение и укрепление здоровья у учащихся, повышение функциональных возможностей детей и подростков.

Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:

Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности. Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. Активные методы обучения выступают в том случае, когда максимально повышается уровень познавательной активности, развивается стойкий познавательный интерес.

Среди активных форм выделяются:

Все эти уроки объединяют общие признаки:

  • Тесное взаимодействие учителя и ученика.
  • Высокая степень организации мыслительной деятельности.
  • Сочетание коллективных форм работы с индивидуальными.
  • Повышение степени эмоционального воздействия на учащихся.
  • Максимальная познавательная самостоятельность.
  • Стимулирование индивидуального обучения, что способствует реализации дифференцированного подхода.
  • Повышение эффективности процесса обучения.

Что в конечном итоге повышает качество знаний учащихся, знания приобретают прочных и долговременных, устанавливается психолого-педагогический контакт между учителем и учеником, когда учителю интересно учить, а ученику интересно учиться, повышает сознательный интерес к занятиям физической культуры, ученик самостоятельную поисковую деятельность на уроке.

Ученик на уроке должен чувствовать себя творческой личностью, осваивая упражнения, задумываться над ними, запоминать, анализировать, понимать их значимость. Для этого можно проводить работу по индивидуальным карточкам, в которых на ряду со знакомыми упражнениями включены несколько новых, каждое упражнение в зависимости от сложности оценивается в баллах. Учащиеся выполняют предложенные упражнения (все или на выбор), зарабатывают свои баллы, а учитель выставляет отметку, таким образом, учитель выполняет деятельностью ученика по средством баллов. Например на уроке гимнастики:

Карточек такого типа может быть много, задания в них разные. Можно предлагать учащимся усложнить или изменить технику выполнения, из предложенных элементов составить комбинацию, сравнить выполнение своей комбинации и комбинации партнера, выявить ошибки, объяснить целесообразность выполнения этих упражнений, предложить подводящие упражнения для исправления ошибок.

2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической культуры.

3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.

4. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

5. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся:

- оценка физической подготовленности 2 раза в течение учебного года;

6. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения).

7. Проектировать личную методическую веб-страницу.

10. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

11. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.

12. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

13. Охрана здоровья

- Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.

1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 4,8, отсутствие неуспевающих).

2. Проведенные открытые уроки перед учителями физической культуры района.

3. Проведенные мастер-классы перед учителями физической культуры района.

4. Доклады и выступления.

5. Разработка дидактических материалов.

6. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.

7. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.

8. Организация работы спортивных кружков и секций.

9. Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.

10. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.

11. Личная методическая веб-страница.

13. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

14. Личные достижения как участника спортивных соревнований различных уровней

Форма отчета по проделанной работе

-Обобщение опыта работы на уровне школы.

-Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

-Выступление по обмену опытом на методическом объединении с презентацией результатов работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате.

Плоскостопие - уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей п.


Рабочая программа по физической культуре на основе авторской программы В.И.Ляха ( 1 - 4 классы)

Рабочая программа по физической культуре на основе авторской программы В.И.Ляха ( 1 - 4 классы).

Принцип здоровьесбережения на уроках физической культуры

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.Формулировка Всемирной организации здравоохранения.


ПРИМЕНЕНИЕ МАЛЫХ МЯЧЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЕРХНЕЙ ПЕРЕДАЧЕ И ПОДАЧЕ МЯЧА,КООРДИНАЦИОННЫХ ЛЕСТНИЦ-ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ .

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Методические основы построения урока физической культуры, направленных на подготовку школьников 7-8 лет по выполнению нормативов ГТО.

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред.


Проблема здоровья учащихся злободневна и для нашей школы. В первый класс дети приходят с ослабленным здоровьем, несмотря на то, что школа находится в экологически благоприятном районе города. Медицинские показатели свидетельствуют о росте количества детей с различными хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями здоровья. Это вызывает тревогу.

На мой взгляд, основными факторами ослабления и роста числа различных отклонений в состоянии организма являются:

учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;

малоподвижный образ жизни (гиподинамия);

распространение среди школьников вредных привычек;

накопление отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость;

неумение управлять своими эмоциями при стремлении к достижению высоких результатов (тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам).

Из перечисленных факторов видно, что ребёнок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются ещё и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В условиях реализации ФГОС начальной школы акцент ставится на применении здоровьесберегающих технологий, позволяющих не только сохранить здоровье учащихся, но и создать безопасную среду.

По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

С точки зрения Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Я придерживаюсь в своей работе позиции Н.К.Смирнова, который сформулировал принципы здоровьесбережения:

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Новый стандарт требует обновления методов, приемов и способов организации уроков и внеурочной деятельности.

Обучение – самый значительный фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. При использовании новых форм и технологий обучения должны учитываться возрастные и индивидуальные особенностями детей.

Исходя из этого, основными направлениями моей работы в области ЗОТ стали:

увеличение объема двигательной активности

увеличение количества занятий спортивных секций

проведение спортивных соревнований

мотивация к занятиям спортом и здоровому образу жизни

музыкальное сопровождение занятий

соблюдение санитарно-гигиенических требований

Свою миссию как учителя физической культуры я вижу в том, чтобы обеспечить учащихся необходимым количеством движений в их учебной и внеклассной повседневной жизнедеятельности, научить культуре и технике выполнения упражнений, убедить учащихся в необходимости ежедневных занятий различного рода физическими упражнениями.

Отсюда, главная цель всей моей работы – сохранить здоровье учащихся на основе повышения мотивации к двигательной активности.

Для решения поставленной цели я применяю:

дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки учащихся);

вовлекаю учащихся в соревновательную деятельность (включение элементов соревнований при проведении уроков);

развиваю самостоятельность (через привлечение учащихся к подбору упражнений и проведению разминки);

провожу нестандартные уроки (урок-соревнование, урок - турнир, урок- конкурс).

На занятиях я в целом руководствуюсь следующими педагогическими принципами:

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В нашей школе в течение года осуществляется контроль медсестрой.

Учет возрастных и индивидуальных возможностей – это техника безопасности, строгий контроль нагрузки, медицинский контроль. В подготовке к урокам обязательно учитываю результаты медицинского обследования каждого учащегося. При необходимости уменьшаю количество упражнений и число повторений, облегчаю условия выполнения.

Принцип оздоровительной направленности.

Особое внимание уделяю дыхательной системе и опорно-двигательному аппарату. Существует несколько типов дыхания, которыми мы пользуемся в течение жизни. Задача учителя научить ребенка полному дыханию. Вдох – через нос, выдох – через нос или рот. При этом работают мышцы живота, грудной клетки, поднимаются и опускаются ключицы, легкие полностью заполняются воздухом и весь организм насыщается кислородом. Такое дыхание способствует выведению шлаков и токсинов, благотворно влияет на функции нервной системы, оказывает успокаивающее действие.

Принцип активного обучения.

Все уроки – это активные формы и методы обучения.

Игровая технология – это основной вид деятельности учащегося на уроке. Урок-игра как нельзя лучше подходит для учащихся младшего возраста, создает условия для появления у учащихся мотива к занятиям физическими упражнениями. Задания, выполненные на уроке с интересом и фантазией, подталкивают к занятиям вне урока, что увеличивают объем двигательной активности младших школьников. Трудности, проблемы, поставленные перед учащимися, решаются с увлечением в форме игры, а это условия развития не только двигательных качеств, но и условия для формирования интереса на уроке. Успешная реализация заданий игры вызывает на уроке восторг, вдохновение, желание продолжать занятие по собственной инициативе. Для поддержания активного интереса к физической культуре на оздоровительном уроке я даю информацию, раскрывающую значение того или другого упражнения. Атмосфера заинтересованности на уроке – это и инициатива самих детей, часто они сами начинают придумывать упражнения, которые начинают выполнять все дети.

Принцип связи теории с практикой.

Этот принцип помогает применять знания, умения и навыки, полученные на оздоровительном уроке для сохранения и укрепления здоровья на практике. Помощь в осуществлении этого принципа оказывают классные руководители и родители.

Практическая реализация вышеуказанных принципов положительно повлияла на результаты моей преподавательской деятельности. Все учащиеся занимаются уроками физической культуры, нет пропусков по неуважительным причинам, а это значит, что у учащихся есть мотивация и интерес к занятиям физической культурой.

Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость.

Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. Я добиваюсь, чтобы спортивный зал отвечал санитарно-гигиеническим нормам: достаточная освещённость, свежий воздух, комфортный температурный режим.

Уроки физической культуры имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д.

Развитие основных движений - одно из главных условий всестороннего физического развития растущего человека, которое не только обусловливает развитие координации движений, силы, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение школьной программы по физической культуре.

Если упражнения в том или ином виде основного движения проходят весело, в игровой форме, то учащиеся более заинтересованно и качественно выполняют их. Во время упражнений в ходьбе и беге учитель физической культуры должен постоянно следить за сохранением правильной осанки у учащихся, приучать их смотреть несколько вперёд, не наклоняя голову.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, развитие физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогают учащимся стать добрее, сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность.

Передо мною, как и перед любым учителем, неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся я использую следующие методы:

Читайте также: