Современная теория феминизма доклад

Обновлено: 18.05.2024

Гост

ГОСТ

Общая характеристика теории феминизма

Актуальность изучения теории феминизма повышается с каждым годам в связи с тем, что поступательное развитие и повышение эффективности соответствующего движения за права женщин невозможно без достаточного теоретического обоснования.

Так, задачей теории феминизма выступает оформление будущих практических действий по эмансипации женщин, ликвидации дискриминации, смягчению многих деструктивных общественных явлений и процессов, связанных с сохранением различий в правовом и фактическом положении мужчины и женщины, с целью формирования более стабильного, динамичного и демократического общества, функционирующего на началах гуманизма и духовности.

Иными словами, проводя общую характеристику современного феминизма необходимо обратить внимание на то, что ему присущ глубокий теоретический анализ социально-экономических, культурных и политических проблем. Социально-политическая теория феминизма помимо прочего способствует пониманию сущности международного женского движения, осознанию особенностей роли женщины в социокультурной жизни общества, и т.д.

Анализ современной литературы позволяет сделать вывод о том, у специалистов отсутствуют совершенно точные сведения о характере гендерных отношений в далеком прошлом. Различные существующие концепции выстраиваются исходя из анализа фрагментарных сведений и попыток моделирования недостающих из них. При таком подходе некоторые ученые считают, что на заре человеческой цивилизации взаимоотношения между мужчинами и женщинами носили гендерно нейтральный характер, то есть острые и очевидные различия в социальных ролях отсутствовали.

Готовые работы на аналогичную тему

В этой связи, представляется обоснованной точкой зрения о том, что современная теория феминизма является результатом осмысления социальной организации современного типа.

Основные положения теории феминизма

Переходя к непосредственной характеристике теории феминизма, следует обратить внимание на то, что в числе основополагающих идей теории классического феминизма выступали:

  • Требование и обоснование необходимости установления равных избирательных прав (причем как в отношении активного избирательного права – права избирать, так и в отношении пассивного – права быть избранным) для мужчин и женщин;
  • Теоретическое оформление необходимости устранения всех форм дискриминации и стремления к фактическому воплощению в жизнь принципов социального равенства полов, как необходимого условия современной модели человеческого взаимодействия и организации государственно-властных институтов, основанных на патриархальности, насилии, антигуманности, и т.д.

Иными словами, классическая теория феминизма представляет собой идеологию женского движения борьбы за гражданские и политические права. Генезис обозначенных идей сопровождался и обуславливался протестом против социального полового неравенства, являющегося следствием экономического неравенства между мужчинами и женщинами.

Таким образом, общая идея теории феминизма может быть определена как теоретическое отражение принципа гармонии, признания равных возможностей и значимости полов в развитии цивилизации, а также борьба с гендерной дискриминацией и экономическим господством мужчин, характерным для всей истории существования общества.

Юридическое оформление обозначенного теоретического тезиса обнаруживается, в том числе в нормах Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации, устанавливающих, помимо прочего, недопустимость проявлений в современной обществе форм дискриминации по половому признаку.

Особенности постклассической теории феминизма

Преобразование теории классического феминизма начало в 60-е гг. XX в. Именно с этим временем в современной литературе принято связывать момент зарождения самостоятельной теории, способной оказывать заметное влияние на многолетние социальные проблемы, политическую сферу общественной жизни и роль женщины в ней, и вместе с тем, имеющей четко выраженную гуманистическую направленность.

Основным тезисом постклассической теории феминизма выступает идея о необходимости и возможности подлинного освобождения женщин посредством ликвидации сложной психологической, социальной, политической и экономической системы угнетения. Для этого происходит пересмотр и изменение образа жизни в обществе и семье, характере социально-экономической, трудовой деятельности, и т.д.

Большое внимание уделено разработке социальной теории пола, раскрывающей взаимосвязь пола и социума, анализу характера противоречий между полами, что составляет мощный стимул развития, совершенствования человека.

Иными словами, постклассический феминизм в большей степени переходит к академической разработке и научному обоснованию проблему преодоления гендерной дискриминации и обеспечению юридического и фактического равенства мужчины и женщины, выработке стратегии и тактике, в том числе в части постановки проблемы участия женщин в науке, и т.д.

Кроме того, заслугой постклассической теории феминизма по праву признается попытка определения места феминизма в числе иных социальных наук, а также Успешно развивается и политология феминизма, представляющая самостоятельную часть в рамках общей теории.


Либеральный феминизм является по сути первым феминизмом, который проявляется в оформленном виде. Его ассоциируют с США — несмотря на то, что в Великобритании он тоже был, но сама идея либерализма все-таки была больше развита в США.

Точкой отсчета принято считать конференцию в 1848 года. Это первое собрание женщин и мужчин, которые разделяют идею равноправия, где обсуждались современные проблемы женщин и пути их решения.

В чем заключается либеральный феминизм и почему он первый? Либеральный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин : когда у женщин нет собственных средств на проживание, нет своей недвижимости, когда женщина не может путешествовать и развестись. Безусловно, проблемы, которые волновали феминисток второй волны, волновали феминисток первой волны не так сильно, ведь им нужно было решить какие-то базовые вопросы.

Как они планировали эти проблемы решить? Они планировали задействовать государство и решать проблемы на юридическом, политическом и экономическом уровне . В основе лежала дискуссия об образовании для всех. Как мы знаем, образование для женщины не было доступно, кроме домашнего образования для обеспеченных слоев населения. В конце XIX — начале XX века встает вопрос борьбы за право голоса, а из этого вытекают уже другие моменты.

Суть либерального феминизма:

Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;

Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;

Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;

Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма Элизабет Кэди Стэнтон , Сьюзен Энтони , Эммелин Панкхерст .

Либеральные феминистки верят в концепцию личного выбора, а это значит, что каждая женщина имеет право жить так, как она хочет

И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами .

За что критикуют либеральный феминизм:

Некритичное отношение к государству: по причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;

Отсутствие классового и расового анализа;

Некритичное отношение к понятию власти;

Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.

Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например Жанет Рэдклифф и Сьюзен Окин , отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям .


Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на Алену Попову , которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.


Суть либертарианского (индивидуалистического) феминизма:

Для феминизма важна как позитивная, так и негативная свобода. Позитивная свобода — это когда у каждого есть равные возможности развивать свой потенциал, а негативная — это свобода от вмешательства других людей и государства в твою частную жизнь;

Используя лояльное государство для устранения форм угнетения, феминистки противоречат сами себе;


Марксистский феминизм

Говоря о марксистском феминизме, мы в первую очередь говорим о Германии и следующих представительницах: Клара Цеткин , Лили Браун и Александра Коллонтай .

Коллонтай оказала большое влияние на движение, она объединила марксистский феминизм, основой которого является мысль, что женское угнетение может быть уничтожено только с уничтожением капиталистической системы, и женский опыт .


В то время как Энгельс и другие соратники Коллонтай по Коммунистической партии считали, что женщина не особенная и как только мы разрушим капитализм, у женщин все будет хорошо, Коллонтай говорила, что необходимо акцентировать внимание на том, что женщина заключена дома и на ней лежит большое количество обязанностей по дому, воспитанию детей. Она хотела создавать сети общественных заведений, которые бы облегчили гнет домашнего хозяйства: столовые, прачечные, детские сады и так далее. Но в обмен на то, что женщина освобождается от общественного труда, государство ждало от женщины, что она станет работать и приносить пользу государству, а также в обязательном порядке станет матерью. То есть женщине государство облегчает жизнь, а со своей стороны она должна родить граждан для государства.

Такое видение называлось государственным матриархатом , поскольку в анализе Коллонтай нет мужчины как такового и освобождение женщины происходит благодаря государству.

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как Эмма Голдман и Шарлотта Гилман , начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Если марксистские феминистки считали, что единственный способ освобождения женщин — это революционное уничтожение капитализма, то социалистические считали, что для искоренения угнетения необходимо как экономическое, так и социальное изменение общества

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт .

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

Хейди Хартманн внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

Джулиет Митчелл говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.


Радикальный феминизм

Радикальный феминизм отчасти базируется на марксистской теории, но при этом предлагает совершенной новый концепт. Это первый вид феминизма, который начинает смотреть на угнетение женщины как на , что существует само по себе, а не как приложение к более крупной политической теории . По мнению радикальных феминисток, проблема лежит в социальной организации общества, а если более конкретно — в мужском господстве, патриархате.


Патриархат — система социальных структур и практик мужского господства над женщинами, пронизывающая как частную, так и общественную жизнь. Важно отметить, что эти практики пронизывают не только общественную, но и личную жизнь. Радикальные феминистки первыми начинают акцентировать внимание на тех проблемах, которые раньше казались не такими важными.

Радикальные феминистки стремятся к разрушению патриархата, поскольку патриархальные отношения пронизывают всю систему до самых корней и ее нельзя реформировать, ее можно только разрушить

Еще одной идеей радикального феминизма является мысль, что мужчины и женщины не равны, женщины обладают уникальным женским опытом в силу биологических причин — репродуктивной функцией . И одной из важнейших задач радикального феминизма становится присвоение себе контроля над сексуальностью и репродукцией.

За что критикуют радикальный феминизм:

Неприятие концепции свободного выбора;

Трансфобия (TERF — trans-exclusionary radical feminist);

Отказ секс-работницам в праве на выбор (SWERF — sex worker exclusionary radical feminist);


Раса — это концепт, который обозначает социально-политические конфликты и интересы относительно различных типов человеческих тел . Раса воспринимается не в антропологических или биологических, а в социальных аспектах. Определенные фенотипические признаки (тело, цвет кожи, форма носа, структура волос) интерпретируются в некоторых социальных терминах. То есть человек окружается рядом предубеждений, связанных с его расовой этичностью, которая определяется структурой тела.

Есть много направлений феминизма, которые работают с расой. Самый популярный — это черный и интерсекциональный феминизм . Одна из самых ярких представительниц Анджела Дэвис , она активно поддерживала политику СССР и была достаточно популярна у нас. Вместе с Кимберли Креншоу они говорили, что женский опыт очень вплетен в расовую идентичность и что проблемы черных женщин часто не идентичны проблемам белых женщин.

Суть черного феминизма:

Феминистская теория и антирасистские политики исключают черных женщин и концентрируются на опытах угнетения либо белых женщин, либо черных мужчин;

Белые феминистки не хотели вовлекать черных женщин в свою деятельность, чтобы не отпугивать других белых женщин.

Интерсекциональный феминизм

Intersection = пересечение угнетений.

Смысл интерсекционального феминизма заключается в идее, что есть угнетение по гендеру, а есть угнетение по расе, а когда они пересекаются, они образуют новый образ угнетения .

Для западного феминизма женщины третьего мира — искусственно сконструированный однородный объект изучения.

В России расистские дискурсы заимствуются как неотъемлемая часть всего пакета модерности.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений.
Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции.
Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.


В своей научно-исследовательской работе по истории на тему "Основные направления современного феминизма" учащаяся 10 класса школы представила интересный рассказ об истории зарождения и развитии феминистического движения в мире, а также о его развитии в условиях современных реалий, в том числе и в нашей стране.

Подробнее о проекте:


В научно-исследовательском проекте по историю на тему "Основные направления современного феминизма" обучающаяся 10 класса школы изучила справочную литературу по теме проекта с целью расширения знаний о феминизме и их основных направлениях, дала развернутое определение понятия "феменизм", выявила сущность феминизма и исследовала основные направления современного феминизма.

В предложенном школьном исследовательском проекте по истории о феминизме представлена краткая история феминистического движения и обоснована его актуальность в наши дни, изучены проблемы современного феминизма. В работе дается развернутое объяснение самых распространенных мифов и заблуждений о феминизме, а также представлены разные взгляды общества на общие проблемы.

Оглавление

Введение
1. Смысл феминизма. Краткая история возникновения.
2. Основные три направления феминизма и их различия.
3. Заблуждения и мифы о феминизме.
4. Разные взгляды на общие проблемы.
Заключение
Список литературы

Введение

Клара Цеткин

Идеи Феминизма на сегодняшний день остаются актуальными и важными. ООН причисляет феминологические проблемы к разряду глобальных, и потому настоятельно рекомендуется развивать исследования, посвященные женской проблематике. Проведя опрос между своими одноклассниками как и мальчиками так и девочками, выяснилось, что лишь 2 девочки знают о феминизме углубленно, остальные на поверхностном уровне или не интересуются.

Цель моей работы – расширить знания о феминизме и их основных направлениях.

Данная цель достигается в результате решения следующих задач:

  • выявить сущность феминизма;
  • исследовать основные направления современного феминизма;
  • изучить проблемы современного феминизма.

Предметом исследования является положение женщины в современном обществе.

Объектом исследования являются – феминизм как общественное явление.

Тема меня заинтересовала, позволила мне выявить общие знания старшеклассников по проблеме исследования. Результаты анкетирования показывают, что ребята не владеют хорошими знаниями по данной теме. Кроме этого, опрос показал, что многих ребят, в основном девочек, вопросы феминизма не оставили равнодушными. А это доказывает, что тема работы актуальна.

Задачи проекта – Рассмотреть понятие феминизма, его направлений и важность для современного общества.

Методы исследования: метод анализа и синтеза, сравнительный метод.

Смысл феминизма. Краткая история возникновения

Феминизм в настоящем и прошлом боролся за различные права женщин: равные карьерные права, равные зарплаты, отсутствие списка запрещенных профессий, за репродуктивный выбор, право на собственность и образование, право на неприкосновенность и телесную автономию (защита женщин и девочек от домогательств, домашнего насилия и изнасилования), этот список можно продолжать бесконечно.

Основные три направления феминизма и их различия


Проанализировав историю феминизма и все три волны, можно сделать вывод, что у женского движения есть различные направления. Это действительно так, направлений много, например: Культурный феминизм, Поп-Феминизм, Психоаналитический феминизм, Марксисткий феминизм, Постмодернистский феминизм и так далее.

На данный момент можно выделить основные три направления феминизма это – Либеральный, Радикальный и Интерсекциональный, коротко их феминистки называют Либфем, радфем и интерсек. Каждое направление имеет отличие, поэтому нужно углубиться в каждое из них.

Либеральный феминизм – данное течение находит свое отражение в принципах либерализма и демократии, считается, что Либфем появился с возникновение суфражизма.

Женщины, которые придерживаются либерального течения в феминизме, считают, что именно в невозможности предоставить им равные права с мужчинами и есть центром проблемы в угнетении женщин.

В Либеральный феминизм входит: рассмотрение проблем с равноправием полов в социальных, политических, законодательных и гражданских направлениях. В период развития Либфема начинается борьба за отказ от зависимости женщин от мужчин, чтобы каждая женщина могла свободно распоряжаться своими правами, выбирать и получать образование, придумывать и вводить в силу новые законы и многое другое. Всё это поможет женщине улучшить её статус в обществе.

Особый уклон делается на образовании и социальной сфере, так как именно это в раннем возрасте помогает сформировать личность. Либеральные феминистки уверены, что с раннего возраста можно воспитать детей так, чтобы дискриминация постепенно искоренилась.

Радикальный феминизм - направление феминизма, анализирующее и разоблачающее универсализм мужской власти и первичность угнетенного положения женщин вне зависимости от расы, нации, возраста и т. д. Это наиболее яркое направление феминизма, отмежевавшееся и от левого движения, и от культурного и либерального феминизма (с которыми это направление было изначально связано). Ключевым понятием является патриархат; с его помощью анализируются все сферы человеческой деятельности: экономическая, политическая, личная, интимная и др.

Радикальные феминистки утверждают, что механизм воспроизводства гендерных различий пронизывает все сферы жизни и влияет на поведение и социальное взаимодействие, являясь первичным механизмом подавления. В рамках радикального феминизма анализируются социальные институты и практики, через которые осуществляется мужской контроль и доминирование. Особое внимание в рамках данного направления уделяется социальным практикам, связанными с сексуальностью, так как указывается, что контроль над женской сексуальностью является самым важным способом контроля и механизмом манипуляции.

В фокусе исследований радикальных феминисток такие социальные институты и практики как брак, материнство, аборты, контрацептивные практики, насилие в отношении женщин, гетеросексуальность как единственно возможное проявление сексуальности и т. д.

Поскольку радикальный феминизм посвящен борьбе за безопасность всех женщин,он об объединении для политической борьбы всех женщин, об общем угнетении, о системе социализации (из которой делаются выборы), о культуре изнасилования, которая удерживает всех женщин в страхе, о праве на своё тело для всех женщин. Радикальный феминизм говорить о разнообразном опыте угнетения и способах его преодоления, в тех рамках, которые возможны в данных условиях.

Радикальный феминизм не о какой-то мега-институтской теории. Эта теория прилагается для объяснения почему, что, как, куда уходят деньги, силы, время, кому это выгодно. База всё равно одна и та же - патриархальный строй угнетает различными - экономическими, социальными, культурными - институтами женщин для присвоения их времени и тел. Всё, это база.© Несколько слов про то, как радикальный феминизм относится к гендерной теории.

Т.к. гендер является социальным конструктом, где характер, социальная роль, ожидания, интересы и предпочтения определяются формой гениталий при рождении и в процессе социализации кристаллизуются в понятия "женственности" и "мужественности", феминные и маскулинные черты характера и поведения, которые затем предписываются всем женщинам(феминность/женственность) и всем мужчинам(маскулинность/мужественность). Индивидуальные различия стираются и на первое место выходят межполовые.

Данный процесс называется гендерной социализацией, который штампует стереотипное поведение и мышление, на основе пола, сортируя людей на 2 остро различающиеся группы: мужчин и женщин, где первые считаются точкой отсчета, а вторые второсортом. Основываясь на сексистском представлении, что пол определяет личность и, таким образом, определяет социальную роль и статус, гендер — это социальный инструмент, призванный выдать за "естественное" угнетенное положение женщин.

Тем самым гендер обеспечивает мужчинам доступ к эмоциональному, сексуальному, бытовому и репродуктивному труду женщин, поскольку угнетение всегда завязано на отчуждении ресурсов. В системе представлений радикального феминизма нет социального стереотипа о том, что существуют какие-то специальные женские или мужские черты характера, интересы, склонности, поведение. Радикальный феминизм настаивает на том, что женщины могут обладать любыми чертами характера, склонностями, предпочтениями и интересами, даже если они не вписываются в "феминность".

Более того, даже если черты характера женщины вписываются в стереотип маскулинности, это не делает её мужчиной. Ожидания и действия социума в отношении ее как женщины не исчезают из-за её личного характера, индивидуальных склонностей и предпочтений, а гендерная социализация всё равно проявляется (хоть и в различной степени в каждом конкретном случае), не давая в полной мере реализовать свой потенциал.

Радикальный феминизм выступает против жесткого бинарного закрепления ролей. Радфем критикует понятие гендера как обозначение врожденного и неопределенного внутреннего чувства, определяющего биологический пол, которое популяризует 3 волна феминизма.

Данное направление феминизма борется за разные угнетенные социальные группы по признаку цветы кожи, вероисповедания, сексуальной ориентации. Интерсек отстаивает не только права биологических женщин, но и представителей всех гендеров.

Проявление форм угнетения может встречаться везде: от дискриминирующей речи до запрета работать. Феминистки борются с любыми из них.

Одной из задач феминизма является распространение идей в массы, с этой работой справляются активистки, выпускающие видеоролики и статьи о феминизме. В Интернете можно найти блоги о понятии и содержании феминизма, о том, как поддержать движение. Кроме того, феминистки распространяют листовки и плакаты.

Вот я рассмотрела три основные направления феминизма, на первый взгляд кажется, что они все борются за женские права, но как мы видим различия действительно есть.

Заблуждения и мифы о феминизме


Агрессивность. Высказанное вслух личное мнение породило миф о недоброжелательности феминисток. Многие мужчины хотят, чтобы женщина была покорной и молчаливой, поэтому наличие собственной точки зрения не приветствуется.

Разрыв с традицией. Соответствует реальности, но лишь наполовину. Леди не отказывается от выполнения репродуктивных обязанностей. Она лишь расширяет круг возможностей для самореализации.

Мужененавистничество. Миф: в рамках любого социального течения есть мужененавистницы или женоненавистники. Среди некоторых ответвлений феминизма существуют ярые противницы мужчин, мотивирующие свою ненависть большим числом изнасилований и бытовым сексизмом. Однако феминистки не ненавидят мужчин. Они борются против ущемления своих прав.

Непринятие женской красоты. Считается, что все феминистки — уродливые создания, лишенные намека на женственность. Частично это убеждение возникло из-за отказа многих участниц наносить макияж и удалять волосы на определенных участках тела. Однако убеждения и красота в этом случае никак не взаимосвязаны.

Отсутствие личной жизни либо переход в ряды лесбиянок. Миф: быть феминисткой не означает быть лесбиянкой. Участницы этого движения больший акцент делают на познании себя как женщины и своей роли в современном обществе, нежели на изменение сексуальной ориентации.

Столь многогранное понятие сложно вписать в четкие рамки. Это движение продолжает развиваться и делает миллионы женщин более счастливыми и свободными от предрассудков. Негативная критика и мифы о феминизме вызваны либо ограниченностью восприятия человека, либо безрассудным поведением представительниц радикальных ответвлений феминизма.

Разные взгляды на общие проблемы

Либеральный Радикальный Интерсекциональный
Отношение к политической системе. Женщины должны быть в политических сферах: от правительства, армии до судов. Позитивное участие женщин в политике. Государство и политика- патриархатные институты, созданные мужчинами для мужчин. Женщины должны быть в этих сферах как и мужчины, на равных. В политике должны быть разные меньшинства, соединяющих в себе самые разные формы дискриминации и угнетения.
Работа и экономика. Женщина - полноправный, конкурентный субъект рыночной экономики. Женщины как класс бедны. Системное экономическое угнетение превращает каждую женщину в женщину, которую можно купить. Рынок труда должен быть открыт для людей с самыми разными идентичностями.
Материнство и воспитание детей. Брак и материнство не подвергаются критике, но они не должны препятствовать в самореализации женщины. Материнство как институт – форма контроля над женщинами. Женщину нужно освободить от того материнства, которое ей навязывает патриархат и дать возможность контролировать свои репродуктивные функции самой. Материнство – система патриархата, эйджизма и капитализма.
Проблемы секс-индустрии Свободный выбор женщины – превыше всего. Это ее право распоряжаться своим телом. Форма насилия над женщинами, исторический механизм обслуживающий патриархат и мужчин. Нет универсальных проблем решения, в качестве промежуточного этапа ради защиты женщин может рассматриваться легализация данной деятельности. (медицинская страховка, точная оплата труда и тд)

Это только часть тех проблемы, которые рассматривают данные движения феминизма. Но уже можно сделать вывод, что эти течения имеют разные взгляды на проблемы которые общество создает женщинам.

Заключение

Я думаю, для нашего уклада жизни, это пока что непривычно, но все же вскоре такой прядок вещей станет нормой, и мужчину, посвятившего себя семье, не упрекнут в слабости и мягкотелости. Ведь сейчас главное – это хорошо чувствовать себя, создавать необходимую для этого комфортную обстановку.

Даже если феминизм и принес пользу мужчинам, не стоит забывать, что движение это исключительно женское, и борется лишь за женские права.

Многие (а именно девушки) сейчас отмечают, что от данного движения никакого толка нет, и даже наоборот: сейчас оно лишь мешает. Руководствуются они тем, что, будучи феминистками, они перестанут быть привлекательными для мужчин. Им перестанут надевать пальто и открывать двери, дарить кольца и оплачивать счет в ресторане. По моему мнению, доводы эти абсолютно глупые и нелепые.

Придержать дверь или помочь надеть верхнюю одежду является не столько жестом галантности, сколько простой вежливости и воспитанности. А дарить подарки любимому человеку – одно лишь удовольствие. Для меня, как для феминистки, нет ничего зазорного или оскорбительного, если молодой человек отодвинет мне стул или, скажем, поможет спуститься по лестнице. Но и когда я предложу ему те же услуги, он не должен чувствовать себя скованно и считать это неправильным, неестественным.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Опираясь на вышеизложенный мною материал, можно твердо сказать, что феминизм важен в современном обществе у него множество направлений, которые перекликаются между собой, но так же могут и противоречить друг другу. Это значит, что идеи феминизма все еще являются актуальными, и полное равноправие так и не достигнуто. Остается лишь сделать вывод, что нам предстоит долгая борьба с искоренением устаревшего патриархального уклада жизни. В конечном итоге и мужчины и женщины будут на равных.

Цель моей работы – Расширить знания людей о феминизме и о его важности.

Большинство людей на данный момент придерживается мнения, что феминизм изжил себя и больше не нужен обществу. Женщины уже получили равные с мужчинами права, и вопрос равенства полов наконец-таки можно считать закрытым. Но ведь если движение все еще существует, то значит, какие-то проблемы так и остались нерешенными.

В наше прогрессивное время все еще остаются страны, где свободы людей неоднократно нарушаются. Там женщины, в большинстве своем, испытывают постоянное давление со стороны мужчин. Нельзя допускать, чтобы в институте семьи, играющим большую роль в нашей жизни, происходило подобное.

Со всеми вышеперечисленными мною проблемами феминизм ведет непрерывную борьбу и по сей день. Дискриминация по гендерному и половому признаку, проблема трудоустройства, образования, изнасилование и эмоциональный абьюз – все это лишь верхушка айсберга.

Страшно подумать, что в двадцать первый век женщин до сих пор выгоняют из дома, и даже запрещают садиться за руль! И когда люди, а преимущественно молодые женщины, говорят, что феминизм давно изжил себя и больше не нужен, то я искренне не понимаю: неужели людей устраивает подобное происходящее в мире? Неужели девушки смирились с таким отношением к себе?

Мне нужен феминизм - потому что он непрерывно связан с жизнь с каждой женщины, ее правами и ее личным выбор.


От отрицания до знания

Я провела несколько опросов разных социальных групп: подростков от 13 до 18 лет, студентов от 18 до 23 лет, взрослых из разных регионов России и самих феминисток. Безусловно, любой путеводитель не может охватить все. Списки практически всегда создают ложную иерархию, поэтому я предлагаю воспринимать этот текст как систему ориентиров.

Важно понимать причинно-следственные связи: феминизм — это всегда только реакция на уже существующие проблемы, и ошибочно думать, что всех благ суфражистки и феминистки сумели добиться в прошлом веке.

— Какова же повестка современного российского феминизма? —

Безопасность

• Домашнее насилие: в России декриминализированы побои в семье. Это значит, что домашний агрессор может отделаться несколькими штрафами прежде чем понесет реальное наказание. Также отсутствует закон о домашнем насилии и охранный ордер — документ, не позволяющий агрессору приближаться к потерпевшей по решению суда.

•Домогательства и преследования: в России во многих крупных учреждениях и фирмах до сих пор нет корпоративного кодекса, в котором было бы прописано, что такое харассмент и что делать в случае, если тебя, например, домогается начальник. Такие инструкции существуют во всех крупных мировых корпорациях и являются залогом регулирования подобных ситуаций. Нет пока и закона о сталкинге — навязчивом преследовании и слежке. Если сталкер не угрожает насилием, задержать его при помощи закона невозможно.

Сталкингу и домогательствам женщины подвергаются гораздо чаще, чем сексуальному насилию, эта проблема повсеместна и завязана на восприятии обществом женщины как добычи, трофея или объекта.

Феминистки этих и других регионов помогают жертвам насилия переезжать, создают убежища, ищут адвокатов и врачей.

Благополучие

• Разрыв заработной платы между мужчинами и женщинами: в России зарплата мужчин выше зарплаты женщин на 30 процентов.

• Женская бедность: матери-одиночки — одни из самых бедных женщин в стране.

• Запрещенный для женщин список профессий: в России существует запрет на 456 профессий для женщин (среди которых, например, ограничения на работу женщин в хлебопекарном производстве, на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, работу в качестве водителей большегрузных автомобилей и машинистов специальной техники).

Это абсолютный пережиток прошлого, который действует с 1974 года. От него отказались во всех развитых странах: женщины успешно работают во всех сферах, запрещенных у нас, и ООН неоднократно признавала документ, ущемляющим права женщин. Однако последняя действующая версия перечня, который дополнили профессиями матроса, боцмана, машиниста электропоезда и водителя автобуса на междугородных и международных маршрутах, была утверждена в феврале 2000 года.

Экономически это сильно ограничивает женщин в регионах, где многие профессии из этого списка являются чуть ли не единственным источником заработка. Феминистки борются за отмену этого дискриминирующего закона.

Также в 2017 году секретным Приказом министра обороны был принят другой дискриминационный перечень — о запрете женщинам служить в армии по контракту стрелками, снайперами, саперами, танкистами, водителями и механиками. Из-за запрета на множество видов деятельности женщины не могут развиваться и исполнять свои карьерные мечты.

Свобода

Феминизм — это всегда про выбор: женщина может быть матерью, а может не иметь детей, если не хочет их, может работать, а может быть домохозяйкой, может носить каблуки и платья, а может надевать то, что удобно. Феминизм говорит только о том, что все эти варианты должны быть представлены в культуре как норма.

• Репродуктивное насилие: попытка запрета абортов, навязывание роли матери. Государство берет на себя контроль над рождаемостью, но делает это неумело: вместо долговременной поддержки самого материнства и решения вопросов трудовой дискриминации женщин ведет запретительную политику по вопросам абортов.

Церковные матки Россиянок лишают абортов. Кому это выгодно?

• Проституция и порноиндустрия, сексуальная эксплуатация. У разных видов феминизма разные взгляды на масштабы этих проблем и на способы их решения, но все сходятся в одном: женщины, находящиеся в сексуальной эксплуатации, очень часто попадают в эти обстоятельства против своей воли (будучи, например, девочками-подростками или жертвами траффикинга) и находятся на грани жизни и смерти, так как в их отношении применяется физическое и сексуальное насилие, а также серьезное психологическое давление (проституированные женщины чаще подвержены ментальным расстройствам).

Проблема свободного выбора в проституции — одна из основных этических проблем. Одни феминистки считают, что выбор под давлением угрожающих обстоятельств не может быть свободным и что любой секс за деньги — это насилие со стороны клиента, другие считают, что у женщин есть право выбора, как распоряжаться своим телом. Это очень сложный вопрос, так как кроме феминисток и проституированных женщин, существуют еще сутенеры, клиенты и государство, а также разные способы регулирования проблемы. В любом случае проституированные женщины это или секс-работницы (терминология тут подчеркивает разницу взглядов), они являются одной из самых незащищенных и стигматизированных групп женщин, для которых феминистки создают кризисные центры и программы реабилитации.

Эти и многие другие пункты в совокупности влияют на индекс гендерного неравенства в России, согласно которому по уровню доступа женщин к общечеловеческим (мужским) правам наша страна оказалась между Угандой и Бурунди. Кроме того, по данным ежегодного отчета Всемирного банка Women, Business and the Law, Россия набрала ноль баллов в области законодательства в сфере защиты прав женщин и вошла список самых небезопасных для женщин стран. Знание этих проблем помогает понять, зачем нужен феминизм и каковы его цели и задачи на сегодня.

Родная почва

В мировой истории феминистского движения принято выделять три волны: середина XIX века — начало XX, 60-70-е годы XX века и 90-е и нулевые годы. Упорядочивать эти периоды хронологически не совсем корректно, поскольку часто они пересекаются, и в разных странах тезисы, характерные для каждой отдельной волны могли формулироваться в другое время, не совпадающее с основной периодизацией, но обычно выделялось четыре вида феминизма, которые я коротко обозначу. Следует отметить, что феминистские проекты часто являются горизонтальными и самоорганизованными, поэтому не исключено, что феминистки, которые будут упомянуты, не согласятся с этим способом разделения.

Радикальный феминизм

Именно радикальный феминизм обосновал теорию патриархата — системного угнетения женщин со стороны мужчин, теорию, находящуюся в основе и многих других видов феминизма. Радикальный феминизм рассматривает женский опыт как объединяющий и не затрагивает другие социальные группы.

В России распространен трансэксклюзивный радикальный феминизм, стоящий на том, что трансгендерные женщины не являются женщинами, и исключающий их из пространства своей борьбы. Существует и трансинклюзивный радикальный феминизм — рассматривающий опыт трансгендерных женщин как вариант женского опыта. Для радикального феминизма важен вопрос не только гендера (грубо говоря — социального пола), но и пола — биологических различий между мужчинами и женщинами, послуживших основой для угнетения.

Интерсекциональный феминизм

Интерсекциональный феминизм появился в США в результате борьбы представителей различных угнетенных социальных групп (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью, людей разных рас и национальностей) за свои права. Эта феминистская социологическая теория — теория интерсекциональности — была сформулирована в 1989 году Кимберли Креншоу, являющейся профессором юриспруденции.

Какой сексист ты сегодня? Харассмент, слатшейминг, менсплейнинг и другие мужские грехи

Интерсекциональные феминистки говорят о том, что нет универсального женского опыта: есть женщины белые и не белые, богатые и бедные, старые и молодые, мигрантки и коренные жительницы, имеющие детей и чайлдфри, образованные и нет и так далее.

Интерсекциональный феминизм показывает, как разные виды идентичностей (и дискриминаций, связанных с ними) пересекаются на одном человеке и как это влияет на его опыт: например, женщина из Узбекистана в России подвергается дискриминации и как женщина (и это сексизм), и как представительница другой национальности (ксенофобия). В интерсекциональном феминизме борьба за права женщин неотделима от борьбы за права ЛГБТ-сообщества, борьбы с расизмом, эйблизмом (дискриминацией по состоянию физического и ментального здоровья), эйджизмом (дискриминацией по возрасту) и так далее.

Многие интерсекциональные феминистки говорят о вреде и опасности проституции для женщин и не поддерживают идею ее легализации, но при этом считают важным учитывать в разговоре и тот небольшой, по разным статистикам, процент женщин (чаще всего это эскорт), для которых проституция может быть способом существования.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм — очень широкое направление, имеющее множество вариантов характеристик. Это связано с тем, что исторически либеральный феминизм связан с борьбой женщин XIX века за уравнивание прав и возможностей (суфражизмом) — то есть либеральный феминизм много работает с законодательством и пытается влиять на правовое поле государства. Основная задача либерального феминизма — реформирование законов таким образом, чтобы они предотвращали дискриминацию.

Либеральный феминизм не включает в себя, например, проблемы женского тела и сексуальности, его интересует скорее политика в узком смысле этого слова, также он мало работает с усложняющимися вариантами женской идентичности (достаточно часто либеральный феминизм критикуют за то, что он направлен на поддержку только белых гетеросексуальных женщин среднего класса). Не весь, но достаточно часто, либеральный феминизм имеет другую позицию по вопросам проституции и порнографии, считая их добровольным выбором женщины на распоряжение своим телом. Также большинство его представительниц считают, что женщины равны мужчинам, но делают неправильные выборы в силу общественных, культурных и законодательных ограничений, и поэтому эти ограничения должны исчезнуть ради предоставления женщинам большей свободы выбора.

Есть и другие виды современного российского феминизма, у каждого из которых свой признак: основная деятельность или сфера труда, способ говорить о феминизме, способ борьбы, инструменты борьбы, географическое расположение и так далее.

Левый феминизм

Благодаря деятельности Александры Коллонтай, советской революционерки, полномочного посла СССР и первой женщины-дипломата, большой вклад в развитие марксистского феминизма в начале XX века внесла Россия. В его основе лежат работы Фридриха Энгельса и Карла Маркса. Этот вид феминизма рассматривает угнетение женщин как классовое и капиталистическое и выделяет мужчин как класс, эксплуатирующий женщин.

Левый феминизм связывает это угнетение с институтами частной собственности, а борьбу за равноправие считает частью классовой борьбы. Если коротко: гендерное неравенство не сможет исчезнуть без исчезновения капитализма.

Правозащитный феминизм

Правозащитный феминизм работает с нарушениями прав и свобод женщин в России. В отсутствие законов (например, закона о домашнем насилии) феминистки-правозащитницы самостоятельно оказывают помощь пострадавшим: создают кризисные центры, защищают женщин в суде или ищут адвокатов, помогают найти убежище, распространяют информацию о нарушениях, разрабатывают законопроекты и добиваются их рассмотрения.

Феминизм в научной среде

Для развития феминизма нужны исследования, занимающиеся проблемами гендера в разных областях знания. Среди исследовательниц философии, социологии, литературы, культурологии известно много феминисток, популяризирующих научный подход. Есть специальная дисциплина, gender studies, которая выделяет вопросы гендера (например, феминности, маскулинности и небинарных вариантов социальной идентичности) как требующие отдельного рассмотрения на пересечении с другими областями знаний.

Феминизм в искусстве

Феминизм в современном искусстве — один из мощнейших инструментов критики в адрес художественных институций. Художницы, женщины-искусствоведы, критикессы, режиссерки создают арт-проекты, направленные на актуализацию гендерных вопросов, например, проблем неравенства и насилия.

Региональный феминизм

Не совсем правильно выделять географическое расположение как признак, но в этой статье хотелось бы заострить особое внимание на региональных проектах и их важности, поскольку у региональных феминисток часто меньше материальных и символических ресурсов. Они вынуждены работать в регионах, где на фоне экономических и информационных проблем ситуация с гендерным неравенством часто еще хуже, а активизм сопряжен с угрозами жизни и здоровью.

Феминизм на пересечении

Что почитать









Читайте также: