Советский кинематограф 20 годов доклад

Обновлено: 17.05.2024


Фильмы

Советский кинематограф — это яркое и самобытное явление в истории мировой культуры. За 70 лет существования Советского Союза были созданы сотни кинолент, ставших культовыми у себя на родине и признанных шедеврами во всем мире. Эти фильмы формировали сознание и мировосприятие миллионов людей, становясь неотъемлемой частью их жизни. Не одно поколение выросло на классических советских кинолентах. Их любят, смотрят, цитируют и по сей день.

Кинематограф в 20-30 годы

История кино в СССР официально начинается в 1919 году, тогда появляются первые отечественные черно-белые немые киноленты, поначалу в основном документального характера.

Советская власть сполна оценила всю силу этого вида искусства и влияние, которое оно может оказать на общественность, поэтому кинематограф сразу же стал орудием пропаганды и агитации.

В.И.Ленин не раз отмечал важность этого вида искусства для идеологической борьбы, поэтому в 20-е годы активно выпускаются фильмы, проникнутые коммунистическими и революционными идеями. В этот период в союзных республиках активно создавались национальные киностудии

Большую популярность получила кинолента “Броненосец Потемкин” , снятая в 1925 году. Фильм имел успех не только на родине, но и завоевал признание во всем мире.

В 30х годах началась эра полноценного звукового кино. Первым озвученным фильмом в СССР стала лента “Путёвка в жизнь” , вышедшая в 1931 году. В этот период становится популярным жанр комедии, и появляются такие шедевры, как “Веселые ребята”, “Богатая невеста”, “Трактористы”, “Цирк”, “Волга-Волга” . В комедийных кинолентах блистали такие актеры, как Владимир Зельдин, Любовь Орлова, Леонид Утесов.

Обращались режиссеры и к исторической тематике, что нашло отражение в картинах “Пётр Первый”, “Александр Невский”, “Минин и Пожарский”.

Советские фильмы в 40-50 годы

В годы Великой Отечественной войны основной задачей кинематографа стало поднятие боевого духа солдат, демонстрация силы отечественной армии, показ борьбы с фашистским захватчиками. Появились такие знаменитые ленты, как “Жди меня”, “Два бойца”, “Она защищает Родину” и многие другие. В них на первом месте стояло описание подвигов советских бойцов: самопожертвование в бою, партизанская борьба, героическая оборона городов. Благодаря этим фильмам известность получили такие актеры, как Марк Бернес и Валентина Серова.

Как развивался советский кинематограф

Актриса Валентина Серова со своим мужем

Один из сотрудников советского Агентства по защите государственных секретов в средствах массовой информации. Кинокритик и общественный деятель.

К теме войны кинематограф неоднократно возвращался и после победы. Подвиги солдат и тружеников тыла восхваляются в кинолентах “Повесть о настоящем человеке”, “Подвиг разведчика”, “Молодая гвардия”, “Баллада о солдате”, “Летят журавли” и других.

Конец 40х — начало 50х было для кинематографа непростым временем, так как страна только восстанавливалась после войны. Однако, в этот период также создавались достойные и запоминающиеся картины, основной темой которых была жизнь простых рабочих людей: “Большая семья”, “Высота”, “Дорогой мой человек”, “Весна на Заречной улице”, “Солдат Иван Бровкин” .

В 1956 году был снят один из ярчайших советских фильмов, без которого не обходится ни один новогодний эфир — “Карнавальная ночь” , ставший дебютным для Людмилы Гурченко.

Кино в СССР в 60-80х годах

В этот период начинается настоящий расцвет кинематографа в СССР. Свои шедевры создают такие именитые режиссеры, как Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия. В историю вошли ленты “Бриллиантовая рука”, “Королева бензоколонки”, “Берегись автомобиля”, “Служебный роман”, “Девчата”, “Операция Ы и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница”, “Москва слезам не верит”.

Как развивался советский кинематограф

Памятник Балбесу, Трусу и Бывалому — самым популярным персонажам советского кино в 80-е годы

Кроме оригинальных сценариев, режиссеры часто прибегали к экранизации литературных произведений. Сняты были “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Братья Карамазовы”, “Преступление и наказание”.

Главные герои советских фильмов того времени — это по-прежнему простые люди различных профессий: врачи, учителя, рабочие фабрик и заводов, работники сельского хозяйства.

В 70х-80х годах популярными становятся картины Никиты Михалкова: “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, “Вокзал для двоих”, “Жестокий романс” , и Василия Шукшина: “Печки-лавочки”, “Калина Красная” . Международное признание заслужил “Солярис” Андрея Тарковского”.

Во второй половине 80х годов советский кинематограф начинает меняться, в нем находят отражение реалии так называемой “перестройки”, поднимаются темы, бывшие запретными раньше. В этот период были сняты картины “Маленькая Вера” и “Интердевочка” . Фильм Эльдара Рязанова “Небеса обетованные” , вышедший на экраны в 1991 году, завершил историю советского кинематографа.

Самые интересные фильмы за все время СССР

Многие фильмы, снятые в эпоху СССР, стали культовыми. Они бессчетное количество раз пересматривались и продолжают пересматриваться представителями старшего поколения, но также будут интересны для молодежи и никогда не потеряют своей актуальности.

Как развивался советский кинематограф

Мемориальная доска Леониду Гайдаю — автору и режиссеру многих советских фильмов

“Иван Васильевич меняет профессию”

Комедия режиссера Леонида Гайдая, снятая в 1973 году. Главный герой картины — изобретатель Александр Тимофеев создает машину времени. В результате ее запуска царь Иван Грозный попадает в квартиру Шурика, а двое героев из современного мира не по своей воле оказываются в царской России.

“Операция Ы и другие приключения Шурика”

Еще один культовый фильм Леонида Гайдая. Картина состоит из трех частей с самостоятельными сюжетами, в каждой из которых Шурик попадает в какую-либо затруднительную. но вместе с тем и комическую ситуацию. В фильме присутствует троица антагонистов: Трус, Балбес и Бывалый, которых можно увидеть и в других советских кинолентах.

“Бриллиантовая рука”

Обожаемая многими поколениями комедия с Юрием Никулиным и Андреем Мироновым в главных ролях. Простоватый и честный Семён Горбунков случайно оказывается замешан в преступной схеме контрабандистов и вынужден участвовать в операции по поимке злодеев.

“В бой идут одни “старики”

Фильм режиссера Леонида Быкова о жизни летчиков в годы Великой Отечественной войны. Кинолента получила множество наград и стала одним из самых известных советских фильмов о войне.

“Джентльмены удачи”

Стал лидером кинопроката в год выхода на экраны. По сюжету ленты заведующий детским садом в исполнении Евгения Леонова оказывается как две капли воды похожим на преступника по кличке Доцент. Это сходство сотрудники милиции используют, чтобы выяснить у соучастников Доцента местонахождение украденных им ценностей.

Гост

ГОСТ

История советского кинематографа

У отечественного кинематографа нет определенного дня рождения, оно зарождалось во времени, наполняясь новыми составляющими.

Можно назвать разные даты его зарождения:

Несмотря на это в российском кинематографе лидерами были иностранцы. Москва стала кинематографической вотчиной братьев Пате, разместивших в столице свою фирму. Они вели бойкую торговлю киноаппаратами, игровыми картинами, выпускали хроникальный журнал.

Историк кино Н.М. Зорская, пишет о том, что в 1913 г братья Пате у Тверской Заставы открыли фешенебельную фабрику для того, чтобы на местах событий снимать фильмы про Россию.

Их конкурентами были французы – фирмы Гомон и Эклер, итальянцы – фирмы Глория, Чинес, тоже устремившиеся в Россию. Таким образом, начало российской киноцивилизации положили европейцы.

Изначально Россия создавала свой кинематограф на прокате зарубежных фильмов, а своих почти не производила. Российский кинорынок, уникальный по активности и объему, начинает формироваться с 1903 г открытием в российских городах стационарных залов.

Готовые работы на аналогичную тему

За пять лет, с 1909 по 1914 гг., фирма Ханжонкова выпустила более 70 игровых картин и заняла первое место в России по объему производства.

Кинематограф 20-х годов

Большевики относились к кино как к искусству, и это превращало режиссеров в художников мирового масштаба, советский кинематограф задавал стандарты для всех стран.

Б. Барнет был до революции профессиональным боксером, из следственных органов в кинематограф пришли М. Донской и Ф. Эрмлер. С. Эйзенштейн – бывший техник-строитель, а затем военный переводчик.

Русский киноавангард, вошедший в 20-е годы в золотой фонд мирового киноискусства, был рожден Октябрем.

Кинохроника страны развивалась, преодолевая большие трудности – отсутствие пленки, творческих кадров, отсутствие аппаратуры.

Киноматериалы хроники, на которых запечатлен В.И. Ленин представляют исключительный исторический интерес.

Если в 1921 г было впущено 7 художественных фильмов, то в 1925 г уже 65 фильмов. Однако фильмы из-за границы продолжали завозить.

Рисунок 1. Реклама фильма С. Эйзенштейна "Стачка". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Начиная с 1923 г в РСФСР осуществляется выпуск графических мультфильмов режиссера Вертова и художников И. Белякова, А. Бушкина, Б. Волкова.

Кинематограф 30-х годов

ЦК ВКП(б) в своем постановлении от 8 декабря 1931 г говорил о том, что задача советского кино состоит в том, чтобы создаваемые картины имели высокое качество, обеспечивали отдых рабочих и колхозников, поднимали культурный и политический уровень. Кино должно отражать героическую борьбу людей за социализм, жизнь и быт рабочих, историю Гражданской войны, должно мобилизовать трудящихся на укрепление обороноспособности страны.

К концу 30-х годов завершается процесс централизации советского кинематографа и при всех своих издержках он приносит пользы больше, чем вреда. Увеличивается не только количество выпускаемых фильмов, растет их качество и жанровое многообразие.

В конце 30-х годов сценаристы и режиссеры были мобилизованы для нужд внешней и внутренней политики, поскольку в Европе уже шла война, и советское кино переходило на военные рельсы.

Если кинематограф 20-х годов был режиссерский, то в 30-е годы он стал актерским, основной фигурой стал актер, через которого режиссер и сценарист воплощали свой замысел.

Появилась школа Станиславского, что говорило о высоком уровне советского кино.

Система, сложившаяся в 30-е годы, на ближайшие 50 лет определила лицо советского кино, несмотря на то, что ресурсы его, по сравнению с американскими, были ограничены.

Рисунок 2. Советское кино. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ


Для того чтобы понять, каким образом отечественное кино пришло к сегодняшней пропасти и попытаться осознать, что за вызовы ставит перед ним жизнь, нам придётся обратиться к истории. Craftkino начинает цикл статей о взаимоотношениях кино и общества в нашей стране в различные эпохи. Пока мы не знаем, удастся ли нам найти ответы на наши вопросы. Но мы попытаемся.

И старт мы возьмём там, где родилось то самое хорошее советское кино, которым до сих пор можно гордиться – в 1920-х годах.

Историческая обстановка

Октябрьская революция радикально изменила всю общественную обстановку в стране. Идеи строительства Нового мира и рождения Нового человека открывали дорогу широчайшему диапазону социальных и культурных экспериментов (Октябрь сам по себе представляет собой один из наиболее значимых социальных экспериментов в истории человечества). Разумеется, искусство меняется вместе со страной.

Кинематограф закономерно попадает в поле зрения большевиков как молодое и перспективное искусство, которое необходимо освоить для формирования того самого Нового человека и для борьбы с враждебным буржуазным окружением.


Свою позицию вполне определённо обозначил и другой крупный большевистский вождь, Лев Троцкий:


Не стоит, впрочем, забывать, что в это же самое время заметно оживает и низовая инициатива. После Октябрьского переворота в искусство массово приходят люди, ранее не имевшие возможности применить себя в каком-либо творчестве.

В литературу приходят инженер Андрей Платонов или красноармеец Александр Фадеев, а в кинематографе оказывается целая масса дилетантов, которые в ближайшее десятилетие прокричат о себе на весь мир.

Адаптироваться в мире кино новым людям приходилось в экстремальной обстановке. Одна из первых творческих мастерских, готовящих кинематографистов, образовалась под руководством совсем молодого человека, Льва Кулешова. Такими словами её вспоминал двумя десятилетиями позднее выпускник мастерской, бывший химик, впоследствии легенда мирового кино, Всеволод Пудовкин:

Разумеется, увлечённо заниматься подобным могли лишь действительно заинтересованные в искусстве люди. Отсутствие материального базиса они пытались компенсировать энтузиазмом и теоретической муштрой. Как показала практика, уже в ближайшее время такой подход оправдает себя.


Пролеткульт (крупнейшее культурное объединение 20-х годов) тоже выдвигает от себя имя в кино – этому имени суждено стать, пожалуй, самым известным отечественным кинорежиссёром за всю историю. Сергей Эйзенштейн, в прошлом инженер, приходит в кинематограф через театр и сразу же заявляет о себе, как экспериментатор и новатор.

В Петрограде на таких же добровольных началах, как и мастерская Кулешова, 17-летний Григорий Козинцев и 19-летний Леонид Трауберг создают ФЭКС (Фабрику эксцентрического актёра). Изначально она существует в качестве дерзкого театрального проекта, но с середины 20-х годов переключается на создание кино.

В Стране Советов постепенно возникает множество очагов экспериментального творчества.

Сергей Эйзенштейн Григорий Козинцев Всеволод Пудовкин Лев Кулешов

Государственные рельсы

И советское руководство предпринимало конкретные шаги для развития отрасли.


Кинопоказ в деревне

Понимало руководство и необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для молодой, но перспективной сферы.

Сначала, 9 сентября 1918 года в Петрограде учреждён Высший институт фотографии и фототехники (к настоящему моменту превратившийся в Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, который автор статьи имел честь закончить). Затем, 1 сентября 1919 года в Москве решено открыть Государственную школу кинематографии (сегодняшний Всероссийский государственный институт кинематографии) – он был первой профессиональной киношколой в мире.

По всей заметке видно, как кинематографист восхищается поставленной на широкую ногу в Германии индустрией. Подобные настроения чувствуются и у других специалистов, побывавших в зарубежных командировках. В Германию в 1926-м году ездили Сергей Эйзенштейн и его оператор Эдуард Тиссэ.

Вопрос выучки профессионалов, как технических, так и творческих, на протяжении 20-х годов вызывал массу острых дискуссий, о которых мы поговорим ниже.

Крестьяне по большей части с огромным любопытством отнеслись к необычному новшеству. В советских печатных СМИ того времени имеется масса заметок и писем о повышенном интересе к киноэкрану со стороны деревни.

Можно предположить, что кинематограф для крестьян встал в один ряд с трактором и другими технологическими новшествами.


В настоящий момент едва ли хотя бы половина из названных студий занимается регулярным созданием кинофильмов, однако в советское время появилось целое направление национальных лент.


Низовая активность

Как реагировало население на все указанные государственные инициативы? Можно было бы предположить, что общество, как и сегодня, оставалось довольно пассивным и потребляло то, что ему предлагалось. Но реальная картина в молодом Советском Союзе была совсем иная.


Из фоторепортажа о сельском зрителе

Вместе с тем, сельские и рабочие клубы столь же активно организовывают киносеансы. Увлечение киноискусством среди обычного населения не остывает. На таких сеансах рабкоры и селькоры фиксируют для современников и потомков возникновение бурных обсуждений.

В этих простых, даже слегка неказистых словах отпечатывается то настроение постоянной дискуссии, которая сопровождала 20-е годы. Обычные сельские работяги по-простому старались выразить в обсуждении свою позицию и рассчитывали быть услышанными.

Хорошо видно, что в газету писали люди самых разных уровня образования, мироощущения и позиций. Но их объединяло искреннее желание смотреть хорошее советское кино и помогать в его создании.


В конце 20-х годов в среде ОДСК и других кинолюбителей даже зародилась своеобразная и смелая идея любительского кино, которое предполагалось организовать на базе самодеятельных рабочих и сельских театров.

Автор статьи (некий В. Недоброво) верно отмечает, что кино – индустриальное искусство, и на тот момент времени рядовому обывателю было очень сложно сделать кинофильм.


Кадр из утерянного самодеятельного фильма

Сегодня обстоятельства гораздо более благоприятные для любителей. Не смотря на это, вполне возможно, что самодеятельное кино имело большой потенциал, но этого нам не суждено узнать – в 30-е годы большинство любительских культурных организаций (в том числе ОДСК и Пролеткульт) прекратили своё существование. Но это тема уже следующего десятилетия, которой мы коснёмся в отдельной статье в своё время.

Дискуссии и проблемы

На фоне столь активных процессов в работе кино как сверху, так и снизу, не утихали ожесточённые дискуссии по каждой значительной теме зарождающегося искусства: от оформления постеров до подготовки молодых специалистов.

Нередко споры выносились на страницы прессы, где силами мерялись люди, придерживавшиеся различных позиции.

Особо остро стоит вопрос с киношколами и их студентами.

Конец детства

Мы видим, что 1920-е годы в Советской России – это живое, кипучее время. На всех уровнях организуются смелые эксперименты, это время энтузиастов и творцов, наконец-то сбросивших вековые оковы. Кино в этот период – ещё юный, неоперившийся, слабый, но очень амбициозный подросток.

И, конечно же, для страны, которая первой в истории решилась построить новый прекрасный мир, кино стало важнейшим из искусств. Доброкачественный симбиоз общества, кино и государства позволил заложить фундамент кинематографа, потрясшего весь мир – хорошее советское кино взяло свой старт.

Часть этих проблем советская кинематография и советское общество разрешили успешно, хоть их достижения сегодня и похоронены. Другая часть так и осталась неразрешённой.

Так или иначе, кинематографическое детство 20-х заканчивалось. Наступали 30-е. Это была эпоха великих и трагических перемен. О ней речь пойдёт в следующем материале цикла.

Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему КИНЕМАТОГРАФ СССР В 1920-Е И 1930-Е ГОДЫ. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В 1920-е годы молодое советское кино развивалось не в изоляции от остального мира. Первый успех пришёл в эпоху немого кино. Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна, которые значительно повлияли на развитие кино не только в СССР, но и во всём мире. Рядом талантливых режиссёров-документалистов 1920-х годов были созданы фильмы, способствовавшие развитию языка всего мирового киноискусства. В 1920-е годы молодое советское кино развивалось не в изоляции от остального мира. Первый успех пришёл в эпоху немого кино. Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна, которые значительно повлияли на развитие кино не только в СССР, но и во всём мире. Рядом талантливых режиссёров-документалистов 1920-х годов были созданы фильмы, способствовавшие развитию языка всего мирового киноискусства.

Фильм был воспринят критиками неоднозначно. Одни сожалели, что сюжет оригинального произведения был сильно изменен. Другие оценивали картину как не заслуживающий особого внимания, неудачный коммерческий эксперимент. Были и положительные рецензии. Фильм был воспринят критиками неоднозначно. Одни сожалели, что сюжет оригинального произведения был сильно изменен. Другие оценивали картину как не заслуживающий особого внимания, неудачный коммерческий эксперимент. Были и положительные рецензии. Так или иначе, фильм в итоге стал общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом и считается важным явлением в истории киноискусства в целом.

Фильм в итоге приняли очень тепло. Фильм в итоге приняли очень тепло. Картина снята с редким талантом и неувядающей с годами свежестью. Фильм восстановлен на киностудии имени М.Горького в 1977 году и признан одним из лучших. В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу. Куплен 26 странами.

Читайте также: