Сольресоль искусственный язык доклад

Обновлено: 18.05.2024

Все мы знаем легенду о Вавилонской башне, множестве языков и хаосе, рождающемся в непонимании. Не странно, что из самых древних времен люди задумывались над универсальным способом коммуникации, конструирующим общее мироощущение, что привело к созданию искусственных языков. Еще более естественно выглядит поиск взаимопонимания в музыке.

Первые розмыслы по поводу произвольности называния вещей и звукоподражания природе принадлежат античным философам. Первый искусственный язык был создан в ХІІ веке. Вплоть до XVII века универсальным европейским кодом науки и философии была латынь, в Азии – арабский язык и санскрит. Рост этнического самосознания и развитие народных языков в раннемодерный период привели к упадку латыни. В результате, наряду с грамматиками французского, итальянского, английского, церковнославянского и других языков, вопрос об универсальном коде общения возник с новой силой.

Сольресоль: история

Одним из первых, кто решил доказать, что музыка объединяет людей, помогает им понять друг друга, был французский музыкант Жан Франсуа Сюдр (1787–1862). В 1827 году он создал искусственный язык на основе шкалы сольфеджио, известный под названием “сольресоль”.

Сюдр подумал, что до, ре ми, фа ,соль, ля, си знают везде. Произносятся они одинаково во всех природных языках, их написание тоже не составляет труда: как сказано в “Грамматике сольресоля”, его орфографию можно выучить за одну минуту. Все слова в языке Сюдра состоят из комбинаций названий семи нот. Таким образом, в сольресоле 7 односложных слов, 49 – из двух слогов; 336 – трехсложных и 2268 – четырехсложных слов. Всего 2660 лексем плюс некоторые образования из пяти нот.

Грамматика сольресоля

“Грамматика сольресоля” была создана последователем Сюдра Сизалем Болесласом Гаевски в 1902 году. Согласно этой грамматике, в данном музыкальном языке различаются существительные мужского, женского и среднего пола, единственное и множественное число, времена глаголов. Есть артикли и вспомогательные слова для образования разных грамматических форм. А части речи различаются с помощью ударения.

Зависимо от начальной ноты, все слова делятся на 6 классов. Так, лексемы, начинающиеся на “do” относятся к человеку, его качествам, способностям и пище. Слова на “re” обозначают одежду, домашний быт и семью. Человеческие поступки, особенно неправильные передаются с помощью лексем на “mi”. Начальный слог “fa” характерен для слов, относящихся к сельской местности, морю и путешествию. “Sol” обозначает все, что касается литературы, искусства и науки. Слог “la” используется для словообразования торговой и промышленной лексики. На “si” начинаются слова, относящиеся к городу, администрации, полиции и политике.

Примечательно, что одной лексемой в сольресоле обозначаются все синонимические слова естественного языка. Например “solla” - это и “обычно”, и “непрерывно”, и “всегда”, и “бесконечно”. А слова с противоположным значением образуются с помощью чтения слогов задом наперед. Например, если “fala” значит “хороший”, “вкусный”, то “плохой” обозначается словом “lafa”.

Сольресоль: способы передачи

Согласно грамматике, сольресоль на письме передается десятью латинскими буквами, входящими в названия нот, или начальными буквами этих названий. К примеру, вышеупомянутое слово “lafa” пишется также как “lf”. Кроме того, вместо букв можно использовать обозначения в нотном стане, семь стенографических знаков, семь начальных арабских цифр или латинских букв, семь цветов радуги и жесты.

Как видим, музыкального образования и даже слуха для изучения сольресоля не требуется. Как любой другой искусственный язык, предназначенный для универсального общения, он чрезвычайно легок в изучении и использовании. Единственное преимущество музыкантов - возможность разговаривать на сольресоле играя.

Сольресоль: применение

Расцвет использования сольресоля связан с выходом грамматики в 1902 году. Потом этот музыкальный язык пришел в упадок из-за появления таких мощных лингвистических проектов как волапюк (1879) и эсперанто (1887), кажущихся более универсальными из-за еще менее сложной грамматики и использования для словообразования латинских корней, известных в разных языках. Вот только с музыкой они уже не имели ничего общего.

Сегодня сольресоль существует в основном благодаря Интернету. Довольно известное виртуальное сообщество почитателей музыкального языка, основанное айтишником и музыкантом из Иллинойса под названием “Sidori”. Жители “страны Сидори” собирают литературу о сольресоле, письменные тексты и музыку на этом языке, а также работают над усовершенствованием электронного переводчика.

Благодаря разным способам трансляции, музыкальный язык сольресоль успешно изучают люди с физическими недостатками. Не менее ценна возможность передачи информации на большие расстояния.

Как видим, спустя двести лет, универсальность сольресоля остается неоспоримой. Но в нашем раздробленном мультимедийном мире он, как и любой другой искусственный язык, не выдерживает конкуренции тысячи других способов общения и миллиардов знаков. Все же, язык чувств остается за музыкой, конструируя мироощущение, объединяющее людей со всего мира.

Искусственный язык сольресоль, слайд №1
Искусственный язык сольресоль, слайд №2
Искусственный язык сольресоль, слайд №3
Искусственный язык сольресоль, слайд №4
Искусственный язык сольресоль, слайд №5
Искусственный язык сольресоль, слайд №6
Искусственный язык сольресоль, слайд №7
Искусственный язык сольресоль, слайд №8
Искусственный язык сольресоль, слайд №9
Искусственный язык сольресоль, слайд №10
Искусственный язык сольресоль, слайд №11
Искусственный язык сольресоль, слайд №12
Искусственный язык сольресоль, слайд №13
Искусственный язык сольресоль, слайд №14

 Алфавит Все слова сольресоля состоят из названий семи музыкальных нот в различных комбинациях. • 7 односложных слов; • 49 – двусложных; • 343 – трехсложных; • 2401 – четырехсложных; • 9072 – пятисложных. Для изучения и использования сольресоля не требуется знакомство с музыкальной грамотой.

Слайд 3

Алфавит Все слова сольресоля состоят из названий семи музыкальных нот в различных комбинациях. • 7 односложных слов; • 49 – двусложных; • 343 – трехсложных; • 2401 – четырехсложных; • 9072 – пятисложных. Для изучения и использования сольресоля не требуется знакомство с музыкальной грамотой.

 Части речи Место фонетического ударения в слове определяет часть речи. В глаголе ударение не ставится, в существительном оно падает на первый слог, в прилагательном — на предпоследний, а в наречии — на последний. мидофа — предпочитать, ми́дофа — предпочтение, мидо́фа — предпочтительный, мидофа́ — предпочтительно.

Слайд 6

Части речи Место фонетического ударения в слове определяет часть речи. В глаголе ударение не ставится, в существительном оно падает на первый слог, в прилагательном — на предпоследний, а в наречии — на последний. мидофа — предпочитать, ми́дофа — предпочтение, мидо́фа — предпочтительный, мидофа́ — предпочтительно.

 Антонимы Для образования антонимов используется инверсия. фаля — хороший, хорошо, ляфа — плохой, плохо. Домисоль – бог. Сольмидо – дьявол В сольресоле отсутствуют синонимы и омонимы.

Слайд 7

Антонимы Для образования антонимов используется инверсия. фаля — хороший, хорошо, ляфа — плохой, плохо. Домисоль – бог. Сольмидо – дьявол В сольресоле отсутствуют синонимы и омонимы.

 Морфология и синтаксис Формы спряжения глаголов, превосходные степени прилагательных и наречий, отрицательные и вопросительные предложения образуются с помощью вспомогательных слов. Отрицание выражается одним словом, которое не требуется повторять несколько раз. Прилагательные всегда следуют за существительными, к которым относятся. Ребѐнок радостный – dmfso sosr Друг несчастливый – mds sosm

Слайд 8

Морфология и синтаксис Формы спряжения глаголов, превосходные степени прилагательных и наречий, отрицательные и вопросительные предложения образуются с помощью вспомогательных слов. Отрицание выражается одним словом, которое не требуется повторять несколько раз. Прилагательные всегда следуют за существительными, к которым относятся. Ребѐнок радостный – dmfso sosr Друг несчастливый – mds sosm

 Формы речи Устно воспроизводить можно: произношением названий нот вслух; языком жестов; сериями стуков и других произвольных сигналов; игрой на музыкальном инструменте с диатоническим звукорядом; пением; жестами, повторяющими знаки стенографии сольресоль; сигнальными флажками; цветами радуги.

Слайд 9

Формы речи Устно воспроизводить можно: произношением названий нот вслух; языком жестов; сериями стуков и других произвольных сигналов; игрой на музыкальном инструменте с диатоническим звукорядом; пением; жестами, повторяющими знаки стенографии сольресоль; сигнальными флажками; цветами радуги.

 Стенография сольресоль

Слайд 10

 Сольресоль на языке жестов

Слайд 11

 Пример фразы на языке сольресоль

Слайд 12

 Популярность Проект Сюдра заслужил неоднократные одобрения комиссий Парижской академии наук и научных обществ, получил приз в 10 тыс. почетную медаль, встретил признание многих выдающихся современников, в их числе Виктора Гюго, Ламартиина, Александра Гумбольдта. После небольшого периода популярности сольресоль сдал свои позиции более успешным искусственным языкам.

Слайд 13

Популярность Проект Сюдра заслужил неоднократные одобрения комиссий Парижской академии наук и научных обществ, получил приз в 10 тыс. почетную медаль, встретил признание многих выдающихся современников, в их числе Виктора Гюго, Ламартиина, Александра Гумбольдта. После небольшого периода популярности сольресоль сдал свои позиции более успешным искусственным языкам.

 Спасибо за внимание!

Слайд 14

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Егорова О. Н., Степаненко А.О.

Армавирский Государственный Педагогический Университет

ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (ЯЗЫК СОЛЬРЕСОЛЬ)

Аннотация: Статья посвящена одному из международных искусственных языков – сольресолю, его строению, особенностям, возможностям применения, происхождению, а также последователям родоначальника данного языка и их вклада в его развитие.

Ключевые слова: искусственный язык, сольресоль, взаимопонимание, язык нот, международный язык, нейтральный язык.

В наши дни, независимо от того, чем бы ни занимались люди, им необходимо взаимопонимание. Но как быть с тем фактом, что на сегодняшний день в мире существует более 3000 языков, не считая различных диалектов? Так, для всеобщего удобства и развития международных отношений и были придуманы искусственные языки, которые служат средством общения людей.

Среди целей создания искусственных языков можно выделить:

• Облегчение человеческого общения. Сюда относят международные вспомогательные языки и коды.

• Придание художественной литературе дополнительного реализма.

• Обеспечение коммуникации в вымышленном или игровом мире и так далее [Электронная энциклопедия Википедия].

На сегодня, в мире существует около 80 искусственных языков. Некоторые из них являются действующими, а некоторые вытеснили другие.

Актуальность статьи определяется тем, что человеку, стремящемуся быть понятым в любой стране, свободно общаться с окружающими его людьми, необходимо знать об искусственных языках.

Так, Жан Франсуа Сюдр, родившийся в Альби – город на юге Франции, изобрел чрезвычайно простой, но необычный язык под названием Сольресоль в 1817 году. Жан Франсуа Сюдр, не отдавая преимущества ни одному из имеющихся национальных языков, создал совершенно непохожий на все остальные, целью которого было избавление людей от необходимости изучать иностранные языки [Гаевски; 1997, с. 2].

Сольресоль – нейтральный язык. Его основой являются семь названий нот, которые известны всем во всем мире: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (do, re, mi, fa, sol, la, si). И, как может показаться при первом знакомстве с этим языком, нет необходимости в совершенстве разбираться в музыке, гамме, обладать музыкальным вкусом и так далее, для того, что бы изучать и говорить на Сольресоле [Райс; 2007, с. 2].

Общее количество слов в языке – 2660 слов, чего вполне достаточно для полного, завершенного языка, который легко может применяться всеми людьми для выражения самых необходимых в международном общении идей

Для удобства в языке используются сокращенные формы – вместо do можно писать d, вместо re – r, вместо mi – m, вместо fa – f, вместо sol – so, вместо la – l, вместо si – s.

Всемирный язык имеет в своем составе 7 слов состоящих из одного слога (Do – не, нет, ни; Re – и, ещѐ, к тому же; Mi – или, или даже; Fa – в, по направлению к; Sol – если; La – определѐнный артикль), 49 из двух (Fado или fd – что?; Solmi или som – неправильно, ошибочно; Misol или mso – хорошо, замечательно), 336 из трех (Doredo или drd – время; Simila или Sml – легко; Misisol или msso – удача, везение) и 2268 слов из четырех слогов (Domiredo или dmrd – пять чувств; счѐт; Dofalado или dfld – искренность, честность; Rsdso или residosol – семья) [Гаевски; 1997, с.11]. Зависимо от начальной ноты, все слова языка делятся на 7 классов:

(Redofasi или rdfs – одежда, одеяние).

Во всемирном искусственном языке существуют так же и категории рода и числа.

Рода в языке три – мужской, женский и средний. Нет сложности определения рода того или иного слова – названия всех существ мужского пола относятся к мужскому роду, женского к женскому, а все неодушевленное, абстрактные явления, а также существ, пол которых неизвестен – к среднему роду [Райс; 2007, с. 9].

Слова не изменяются по своей структуре, но женский род отличается от других выделением последнего гласного (его длительностью). При письме женский род обозначается маленькой горизонтальной чертой ( ¯ ) над последним слогом. Черта должна помещаться после гласной буквы. (Silaa или Sila¯ – обращение к незамужней) [Райс; 2007, с. 10].

Числа в языке два – единственное и множественное. Множественное число выделяется продлением, протяженностью последнего согласного, так, как будто он бы был двойным. А при письме обозначается значком акута ('). Например: Sso – сударь, господин Sso¯ – сударыня, госпожа – Ss'o – господа, государи Ss'o¯ – дамы.

Показатель женского рода ( ¯ ) или множественного числа (') требуется существительному, только если оно употребляется отдельно, изолированно (Лошади – frsod'; Братья – rsmr').

Во многих случаях пометки женского рода и множественного числа могут быть опущены, если смысл ясен из соседних слов.

Одно и то же слово в сольресоле может использоваться как глагол, существительное, прилагательное либо наречие. Разграничение частей речи осуществляется легко, опираясь на выделение (долготой, ударением):

- в глаголах нет ударения: mdf – предпочитать;

- в существительном выделяется первый слог: m¯df –

- в прилагательном выделяется предпоследний слог: md¯f – предпочтительный;

- в наречии – последний слог: mdf¯ – предпочтительно.

При произнесении, в дополнение к выделению ударением, следует продлевать согласный выделенного слога так, как будто согласных два.

Письменность сольресоля имеет широкий спектр различных вариантов. Например, записывать можно:

- названиями нот (do, re, mi, fa, sol, la, si);

- то же, но для краткости опуская гласные (d, r, m, f, so, l, s);

- нотной записью на нотном стане (или просто кружками на трёх - горизонтальных линиях);

- первыми семью арабскими цифрами (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7);

- первыми семью буквами латинского алфавита (A, B, C, D, E, F, G);

- знаками специальной стенографии сольресоль ( ○ , І, ∩ , \ , —, Ϲ , / );

- цветами радуги (цветными линиями на бумаге) [Гаевски; 1997, с.16-

Речь на сольресоле можно воспроизводить такими способами как:

- произношением названий нот вслух;

- сериями стуков и других произвольных дискретных сигналов (один раз — до, два раза — ре и т. д.);

- жестами, повторяющими знаки стенографии сольресоль;

- цветами радуги (вспышками света или цветными линиями на бумаге) и так далее [Гаевски; 1997, с.19-21].

Продолжать ряды возможности воспроизведения сольресоль языка можно бесконечно.

В устной речи между словами необходимо делать короткие паузы, иначе распознавание границ слов будет затруднено.

Данный язык не может не удивлять своим количеством минимальных элементов, из которых составляются слова, и самим типом этих элементов. В языке таких элементов всего семь. В естественных языках минимальной единицей является звук, причем в языках с самыми простыми системами звуков количество этих единиц больше, чем в сольресоль. Например, в распространенном на Новой Зеландии языке мбори 10 гласных и 10 согласных, то есть 20 минимальных элементов – и это, считается, очень мало.

А если обратим внимание на русский язык, то в нём около 45 звуков

И, поскольку в языке сольресоль минимальных элементов мало, то можно было бы ожидать, что для того, чтобы выразить тот же самый смысл, что и в естественном языке, понадобится в среднем больше этих элементов. Однако если сравнить количество слогов в предложениях на языке сольресоль и количество букв в соответствующих русских предложениях, первое число окажется даже меньше. Объясняется это просто: в языке сольресоль допустимы абсолютно любые последовательности минимальных элементов, тогда как в естественном языке это не так — например, в сольресоль разрешены все трёхсложные комбинации, а в русском языке встречаются далеко не любые сочетания из трех звуков: например, сочетания [рлб] или [фзг] не существуют [ Червенков; 2007, с. 2 ].

Всемирный искусственный язык, разработанный Жаном Франсуа Сюдром, получил одобрение всех подразделений Французской Академии, университетов Метца, Руана и Бордо, Жюри Всемирной Выставки в Париже 1855 и в Лондоне 1862 года, множества научных обществ, девятнадцати официальных и правительственных комиссий.

Также признали сольресоль такие люди как Доминик Франсуа Жан Араго́ , Альфонс де Ламартин , Фридрих Вильгельм Кристиан Карл Фердинанд фон Гу́мбольдт , Луиджи Керубини , Мари-Жан-Пьер Флуранс , Даниэль-Франсуа́-Эспри Обе́р , Жак Франсуа Фроманталь Эли Галеви , Жак Бабинэ, Исидор Жюстен Северин Тейлор , Эми́ль Максимилье́н Поль Литтре́ , Виктор Гюго и другие [Райс; 2007, с. 3].

Винсент Гаевский, скончавшийся в Париже в 1881 году, в течение тридцати лет был президентом Центрального комитета по изучению и распространению сольресоля, основанного в Париже в 1869 году мадам Сюдр, вдовой изобретателя сольресоля [Гаевски; 1997, с. 1].

Но, несмотря на все возможности и простоту, после небольшого периода популярности сольресоль сдал свои позиции более успешным искусственным языкам, таким как волапюк и эсперанто .

Словарь новых слов и значений сольресоля, публиковавшихся в 20042006 гг. на сайте испанского Университета Овьедо, интересны как факт современной истории сольресоля. Кроме того, они демонстрируют, по какому пути будет развиваться сольресоль: расширение и трансформация значений существующих слов, создание новых пятисложных слов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. Морозов Д. Полный сольресоле-русский словарь. – 2007. – 199 с.

3. Gajewski B . Grammar of solresol or the Universal Language of François Sudre – Solresol. – 1997. – 33 p.


Содержание

Алфавит

Примеры

Некоторые слова и фразы переводятся на сольресоль так:

  • я — доре,
  • ты, вы — доми,
  • мой — редо,
  • желание, желать — мифаля,
  • помощь, помогать — досидо,
  • любить, любовь — миляси,
  • я люблю тебя — доре миляси доми,
  • язык — сольресоль.

Части речи

Место фонетического ударения в слове определяет часть речи. В глаголе ударение не ставится, в существительном оно падает на первый слог, в прилагательном — на предпоследний, а в наречии — на последний. Пример:

  • мидофа — отдавать предпочтение,
  • мИдофа — предпочтение,
  • мидОфа — предпочтительный,
  • мидофА — предпочтительно.

Род и число

Во многих случаях пометки женского рода и множественного числа могут быть опущены, если смысл ясен из соседних слов.

Смысловые группы

  • доредо — час,
  • дореми — день,
  • дорефа — неделя,
  • доресоль — месяц,
  • дореля — год,
  • дореси — столетие, век.

Антонимы

  • фаля — хороший, хорошо,
  • ляфа — плохой, плохо.

Естественно, что у полученных таким образом антонимов нельзя по первым слогам определить смысловую группу.

Синонимы и омонимы

В сольресоле отсутствуют синонимы и омонимы, то есть разные слова всегда означают разное и по-разному записываются.

Морфология и синтаксис

Формы спряжения глаголов по временам, наклонениям, залогам, превосходные степени прилагательных и наречий, отрицательные и вопросительные предложения образуются с помощью вспомогательных слов.

Письменность и другие формы речи


Записывать сольресоль можно несколькими простыми способами:

  1. названиями нот,
  2. то же, но для краткости опуская гласные, на нотном стане (или просто кружками на трёх горизонтальных линиях),
  3. первыми семью арабскими цифрами,
  4. первыми семью буквами латинского алфавита,
  5. знаками специальной стенографии сольресоль,
  6. цветами радуги (цветными линиями на бумаге).

Речь на сольресоле можно воспроизводить и другими способами:

  1. произношением названий нот вслух, глухонемых,
  2. сериями стуков и других произвольных дискретных сигналов (один раз — до, два раза — ре и т. д.),
  3. игрой на музыкальном инструменте с диатоническим звукорядом,
  4. пением,
  5. жестами, повторяющими знаки стенографии сольресоль,
  6. сигнальными флажками,
  7. цветами радуги (вспышками света или цветными линиями на бумаге),
  8. и т. д. бесконечно.

В устном сольресоле между словами необходимо делать короткие паузы, иначе распознавание границ слов будет затруднено.

Популярность

Проект Сюдра заслужил неоднократные одобрения различных комиссий Парижской академии наук и многочисленных научных обществ, получил приз в 10 тыс. франков на международной выставке 1851 г. в Париже и почетную медаль на международной выставке в 1862 г. в Лондоне, встретил признание многих выдающихся современников, в их числе Виктора Гюго, Ламартина, Александра Гумбольдта.

После небольшого периода популярности сольресоль сдал свои позиции более успешным искусственным языкам, таким как волапюк и эсперанто.

Читайте также: