Сократ управление как особая деятельность человека доклад

Обновлено: 05.07.2024

В западноевропейской философии управленческая мысль также берет свое начало издревле. Над проблемами государства, форм правления и развития думали еще античные философы (400- 300 лет дон. э.).

Так, Гераклит размышлял над государственным устройством.

В 325 г. до н. э. Александр Македонский создал орган колле­гиального планирования и управления войсками — штаб.

Неоценимое значение для развития отношений человека и самой человеческой личности имеет Библия (написана в течение примерно 1500 лет, окончание написания относят к 100 г. н. э.). Она содержит основные принципы взаимоотношений людей — заповеди, примеры из управления людьми, первое описание де­легирования полномочий и др.

В Древнем Риме императором Диоклетианом (300 лет н. э.) была введена строгая иерархия, служебная лестница в управле­нии и разработан принцип иерархии и делегирования полномо­чий.

Европейская средневековая философия занимает промежу­ток времени с I по XV в. нашего времени. Главная особенность ее - связь с религией. Философия изменялась в русле развития христианства и ставила перед собой задачу обоснования христи­анских догм. Проблема управления на данном этапе рассматри­валась в пределах Библии (например, как проблема соотношения свободы воли человека и божественной необходимости).

И только в эпоху Ренессанса управленческая мысль получает бурное развитие в западноевропейской философии. Появляются определенные работы, которые можно назвать достижениями управленческой мысли.

Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527) полностью освободился от религиозных иллюзий. Объектом изучения для него стала поли­тическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход тех или иных событий.

В период философии нового времени (XVII — XVIII вв.) про­исходит буржуазная революция. Главной ценностью мировоззре­ния становятся человек, его личностные качества и достоинства. Происходит становление и оформление почти всех наук. Но уп­равленческая мысль не выделяется из философии в самостоя­тельную науку, а переходит составной частью в так называемую политэкономию и развивается в ней вплоть до XIX в.

Презентация: Вклад Сократа в развитие управленческой мысли

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Вклад Сократа в развитие управленческой мысли

Вклад Сократа в развитие управленческой мысли


Слайд 2

Управление как сфера человеческой деятельности появилось давно. Во все времена совместная работа больших или малых групп людей, так или иначе, требовала управления, а именно: планирования, распределения обязанностей между работниками, объяснения каждому исполнителю его выгоды или необходимости участия в общем деле, контроля за работой.


Слайд 3

Считается, что именно древнегреческий мыслитель Сократ первым высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать.


Слайд 4

Сокра́т — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии.


Слайд 5

Он считал ошибочным распространенное тогда мнение о том, что величайшее из знаний — искусство управления государством — дается человеку само собой.


Слайд 6

По мнению Сократа, хороший правитель — это мудрый правитель, обладающий знанием добра и зла и опирающийся в своей деятельности на это знание.


Слайд 7

Сократ обнаружил, что управленческие способности могут переноситься с общественных на частные дела. Сократ заметил, что менеджмент в частных делах отличается от общественных только величиной; оба случая имеют дело с управлением людьми и если кто-нибудь не мог управлять своими частными делами, он определенно не может управлять общественными.


Слайд 8

Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством необходимо одно и то же знание о единой добродетели.


Слайд 9

Дальнейшее развитие управленческие идеи Сократа получили в трудах Платона и Аристотеля


Слайд 10

Платон, ученик Сократа, первым высказал идеи о необходимости горизонтального разделения труда. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека.


Слайд 11

Заключение

Таким образом, Сократ первым поставил вопрос о разделении управленческого и исполнительского труда.

Вероятно, самый старый в рунете сайт о менеджменте качества

Вопрос: "И как же вы будете есть слона?" Ответ: "Да по кусочкам. " (Из американского водевиля)

Грозовский Г.И., Ляпина Г.И., Нуждин Г.А., Самошкин Ю.А.

Все живое на Земле склонно к развитию. Развитие имеет четко выраженную направленность от более простой организации к более сложной. Такое направленное развитие можно рассматривать как совершенствование, которое часто происходит вопреки стремлению живых организмов к увеличению своих способностей к выживанию в окружающей среде. С технических позиций такая направленность совершенствования живых организмов парадоксальна, поскольку сопровождается уменьшением энтропии и стремлением к устойчивому неравновесному состоянию, тогда как остальная часть мироздания, называемая неживой, склонна к развитию с возрастанием энтропии и устойчивому равновесию. Таким образом, живое и неживое движутся к устойчивому состоянию в противоположных направлениях.

Влияние человека, как представителя живой составляющей мироздания, на неживую составляющую, прежде всего на среду своего обитания, сопровождается как увеличением энтропии в среде обитания, так и ее уменьшением. Последнее направление влияния относится к улучшению человеком среды своего обитания, сопровождается обращением исходного направления ее развития и приданием ей ранее не свойственных признаков организации.

Сложность деятельности человека по улучшению среды обитания можно сравнить со сложностями пловца, гребущего против течения и пытающегося своим движением повернуть течение вспять. Успех пловца распространяется на очень ограниченную область течения. Основной результат относится к нему, а не к течению реки. Так же и любые успехи при улучшении человеком среды своего обитания сопровождаются несоизмеримо большими достижениями по совершенствованию самого человека, поскольку в нем накапливается основной результат, основная доля произведенной ценности.

Проблемы, формулируемые на бытовом уровне в виде утверждений о несовершенстве человека и о несовершенстве миро устройства целесообразно рассматривать как одну проблему и говорить о единстве задач совершенствования человека и улучшения среды его обитания. Поэтому разработку новой версии стандартов ИСО серии 9000, свидетельствующую об успехе человечества в деятельности по улучшению техносферы, следует рассматривать, прежде всего, как большой успех в совершенствовании самого человечества.

Принятие новой версии стандартов ИСО серии 9000 на рубеже тысячелетий склоняет к мысли об эпохальности этого события. Поскольку многие события настоящего времени анализируются и не без оснований в этом аспекте, то вопрос эпохальной роли стандартов по системам менеджмента качества также заслуживает всестороннего внимания. Этот вопрос уже вызвал большой резонанс, выразившийся в его активном обсуждении. Однако авторы настоящей статьи считают полезным привлечь внимание к целесообразности ассоциативного осознания значения для общества нового человеческого подхода к менеджменту качества. Полагая, что действенность такого подхода к трудно осознаваемым или новым истинам убедительно доказана всей религиозной литературой, включая священные писания.

Не претендуя на полноту, авторы предлагают отдельные "ключи" к осознанию необходимости выработки нового мышления на основе менеджмента качества. Эти "ключи" выделяются путем построения прямых и обратных проекций парадигмы Сократа, донесенной до нас в диалогах Платона, на принципиальные положения системы менеджмента качества, определенные в новых стандартах.

В одном из диалогов Платона четко выражено отношение Сократа к действительности. Тот, кто что-либо делает, на самом деле ничего не делает и только тот, кто ничего не делает, а только философствует, делает хоть что-то. Это утверждение следует рассматривать совместно с утверждением о том, что философия занимается исключительно вопросом смерти и философ заботится лишь о том, чтобы удачней умереть. Эти утверждения имеют предельно обобщенный характер, что сразу же порождает ощущение сродства философии менеджмента качества взглядам Сократа. Приведенные утверждения необходимо рассматривать с учетом понимания Сократом такого события, как смерть. Смерть в его понимании есть рождение, сопровождающееся излечением от серьезных недугов, вызванных искаженным восприятием всего сущего. Это искаженное восприятие призвано соответствовать традиционным и при этом ошибочным взглядам общества, и формируется под его давлением, выстраивающим непреодолимые барьеры на пути совершенствования личности. Предметная деятельность не позволяет выйти личности за пределы выстроенных барьеров. Только физический или виртуальный выход человека из общества, т.е. за пределы предметной деятельности ведет к освобождению его личности. И тот, и другой выход начинается с философского осознания этого события как такового.

Смерть и рождение в понимании Сократа есть качественные переходы не подвластные количественному анализу. Это превращение двух единиц в двойку или, наоборот, при котором между двойкой и двумя единицами нельзя поставить знак равенства. Именно такое превращение обеспечивается для организации применением стандартов серии 9000 в версии 2000 года, которые призывают организации выйти за пределы барьеров, выстроенных традиционным восприятием, научиться переходить в лучшее существование, обеспечиваемое, прежде всего, постоянным и неуклонным развитием личности сотрудников. Эти стандарты призывают организации перейти от предметно-ориентированной деятельности к личностно-ориентированной деятельности, рассматривать качество продукции, как естественное следствие качества деятельности, которое в свою очередь является следствием качества личности. Осуществить переход обветшалой двойки в две единицы, чтобы затем возродиться в новом качестве.

Так в чем же проблема? А проблема проста и стара как зубочистка. Она состоит в неготовности понимать, как это получалось у Сократа соотношения неравенства между двойкой и двумя единицами.

Сократ всю свою жизнь бегал за человеком, используя любую возможность, чтобы поделиться с ним своей мудростью. Две с половиной тысячи лет позволили мудрости усовершенствовать процесс. Сейчас стандарты гоняются сразу за коллективами людей, однако, все равно требуется сначала догнать руководителя организации, чтобы он сделался ее неформальным лидером. Так, что достижения в этом плане не в состоянии вскружить голову. Следовательно, надо извлекать опыт из прошлого. И этот опыт действительно извлекается.

Известно, перед каким выбором был поставлен Сократ в конце своей жизни. Его подвижническая деятельность, как и деятельность современных организаций, протекала на границе интересов пяти заинтересованных сторон. Поэтому понятна важность подкрепления принципа ориентированности организации на обеспечение удовлетворенности потребителя в стандартах ИСО серии 9000 учетом интересов других заинтересованных сторон. В качестве потребителя у Сократа выступает любой заинтересованный индивидуум, роль сотрудников играет он сам, о поставщиках Сократ упоминает, как об авторах отдельных речей, которые он сообщает собеседнику, учредителем выступают высшие силы, сообщившие Сократу о его несравненной мудрости, роль властных органов выполняют родственники учеников, в том числе и высокопоставленные. Есть в системе Сократа и система регулирования. Это внутренний голос, который всегда предостерегал его от ошибок, но никогда не побуждал к действиям, дабы не ограничивать свободу выбора.

Восточная мудрость гласит, что если утром к вам придет человек и скажет, что ночью случилось нечто страшное, в результате чего навсегда пропали с неба все звезды, то в это в принципе можно поверить. Ели придет другой человек и скажет, что по непонятной причине исчезли горы, то это тоже можно допустить, как свершившееся маловероятное событие. Если вслед за вторым придет, и третий и скажет, что моря высохли за одну ночь и в это можно также поверить. Однако, если придет человек и скажет, что в результате длительной работы над собой, длившейся всю его жизнь, ему удалось наконец победить свое эго, то в это нельзя поверить ни при каких обстоятельствах. Человек не может встать над своим эго, оставаясь при этом человеком. Используя только свои силы, придерживаясь исключительно внутренней само направленности, нельзя стать совершенным, поскольку отсутствует в человеке более надежная точка опоры и рычаг, чем само эго, что не позволяет осуществить желанный многими переворот, который поставил бы человека над своим эго.

Эго подобно разуму работает постоянно. Эго склонно ускользать из-под контроля разума, не ставя его об этом в известность и приписывая себе все его достижения. Если разум направлен человеком вовнутрь, то эго направляется вовне. Если же разум направлен на внешние задачи, то эго занимается внутренними. Именно с координацией направленности разума и эго связана исключительная роль духовного учителя. Подобные же проблемы направленности организации разрешаются посредством ориентирования ее деятельности на обеспечение удовлетворенности потребителя.

Принцип ориентации на потребителя имеет всеобщий характер и может быть распространен на все заинтересованные стороны. Так сотрудники организации тоже являются потребителями. Это потребление заключается в совершенствовании сотрудников в ходе улучшения организации в целом. Очевидно, что сотрудники, даже кондитерских фабрик, не склонны ориентироваться на потребление производимой продукции, но как ключевое звено производства не могут быть обойдены вниманием. Эффективно действующая система менеджмента качества переворачивает для них приоритеты деятельности организации, делая основной продукцией информацию, а производимую продукцию сопутствующей. Тем самым система менеджмента качества становится не объектно, а субъектно-ориентированной и рассматривающей человека в качестве наиболее выгодной сферы капиталовложений.

Человека небезосновательно сравнивают со вселенной и говорят о многослойном его строении. Вероятно, в каждом человеке можно выделить сферы, сопоставимые по своему устройству с организацией. Говоря о Сократе несложно понять его миссию, видение, сферу капиталовложений, стратегический и бизнес-планы. Миссия Сократа провозглашена дельфийским оракулом. Это миссия самого мудрого человека на Земле, состоящая в передаче мудрости людям, прежде всего тем людям, от которых зависят судьбы других. Видение выполнения миссии формулируется в форме проверки утверждения дельфийского оракула и состоит в поиске людей, слывущих мудрыми, и проверке этого утверждения в ходе диалогов с ними. Эта деятельность сопровождается уклонением от участия во властных органах Афин и постоянными беседами с людьми на площадях. Материальным обеспечением столь напряженной деятельности является отказ от всего остального в жизни. Возможно, что любого человека можно рассматривать, как организацию, однако, Сократ интересен тем, что соответствует требованиям, установленным в стандартах ИСО серии 9000. Сократ и действует по проектному принципу. Проводит маркетинг. Выискав подходящих собеседников, заключает договор о порядке протекания беседы, постоянно отслеживает выполнение договора и т.д. и т.п. Одновременно, выступая в качестве духовного учителя, Сократ является потребителем, "закупающим" суждения с целью их переработки, вскрытия противоречий и утверждения истины в собеседнике. Таким образом, процессом, преобразующим вход в выход, является диалог. Причем этот процесс характеризуется обеспечением со стороны Сократа прослеживаемости промежуточных результатов.

Важным в свете рассматриваемых вопросов является утверждение Сократа о том, что он знает, что ничего не знает. Это суждение имеет ценность не только как блестящая формула, дающая интересные результаты при анализе, но и непосредственно. Оно хорошо коррелирует с принципом непрерывного совершенствования между реинженирингами производства. Возвращаясь к Сократу, это суждение следует рассматривать совместно со сформулированным им основным и единственным вопросом философии. Тогда оно приобретает смысл необходимости постоянного и неуклонного совершенствования человека, поскольку каждый момент жизни является одновременно немножко и умиранием и рождением. Однако, важен отрицательный баланс энтропии в этом процессе. Рождаться следует чуточку "больше", чем умирать.

У Сократа можно найти аналогию и любому другому принципу системы менеджмента качества. Точнее наоборот, любое положение системы менеджмента качества, определенное рассматриваемыми международными стандартами можно верифицировать, обращаясь к Сократу. Принцип лидерства руководителя постоянно сопровождает "деятельность" Сократа. В частности, любой диалог сводится к неформальному лидерству Сократа, независимо от стартовой ситуации. Сократ неизменно вовлекает собеседников в диалог, не оставляя никого равнодушным. Причем диалог неизменно протекает как процесс производства ценной информации в ходе преобразования входных мнений путем вскрытия их внутренних противоречий. Ценность произведенной информации определяется ее соотнесением с истиной.

Сократ выбран не случайно. Он имел неформальные отношения с истиной. Не формальность этих отношений выражается, в частности, в ориентированности на человека, в стремлении утверждать истину в людях. Мерилом "истинности" системы менеджмента качества организации может служить ее настроенность на совершенствование человека в процессе потребления им информации, производимой при функционировании организации.

Информационный поток, устанавливаемый при улучшении деятельности организации, обеспечивает накопление произведенной ценности в человеке. Поскольку совершенство является, прежде всего, целью, к которой ведут многочисленные тропы бесконечной протяженности, то не пройденное расстояние всегда длиннее пройденного. Достоверная информация о возможностях улучшений имеет большую ценность, чем сами экономические успехи, в ходе которых произведена эта информация, поскольку обеспечивает перспективу умножения успехов в будущем. Человек, поглощая информацию, совершенствуясь при этом, составляет наилучшие гарантии будущего организации. Это определяет здоровую основу склонности организации ориентироваться на выпуск наиболее выгодной продукции: информации о перспективах и на перспективу. Сокращается цикл производства и потребления, потребление становится непосредственным, совмещенным с производством. Система менеджмента качества, обеспечивая производство продукции, обеспечивает совершенствование человека. Улучшается корпоративная культура качества в организации. Это ускоряет улучшение системы менеджмента качества и самого производства. Создаются лучшие условия для развития сотрудников.

Таким образом, переход от рынка производителя к рынку потребителя сопровождается перемещением "эгоистических" устремлений организаций из сферы внешней деятельности во внутреннюю сферу. Организация направляет свой "разум" вовне, на удовлетворение потребностей потребителя, на служение потребителю. "Эго" же организации начинает работать в сфере внутренней деятельности, обеспечивая условия для установления цикла непрерывного совершенствования сотрудников, команд, корпоративной культуры качества.

Однако, начаться этот процесс может только с осознания истин, которым учил Сократ. Лучше понести наказание, чем избежать его; подвергнуться оскорблению, чем оскорбить; погибнуть, чем убить и т.д. Эти призывы не относятся к непротивлению злу насилием, они обобщаются утверждением о неотвратимости адекватного воздаяния. Сократ учил ничего "не подкручивать" в процессах жизненного цикла, имеющих отношение к истине, для облегчения жизни, поскольку это обернется большими "убытками". Прозрачность и понятность системы менеджмента качества для всех сотрудников организации должна начинаться с демонстрации этой истины. Понятной будет эта истина, - возникнет интерес и к другим.

Из всего вышесказанного следует простое заключение, что система менеджмента качества, будучи технической системой, имеет человеческое лицо, и это лицо сильно напоминает Сократа. Кто же откажется от помощи самого Сократа?

Впрочем, необходимо также заявить.

СОКРАТ РОДИЛСЯ, ВОЗМУЖАЛ, НАБРАЛСЯ МУДРОСТИ И СТУЧИТ В ВАШУ ДВЕРЬ!

Подытоживая рассмотренные в статье аналогии несложно определить роль стандартов ИСО серии 9000 версии 2000-го года в улучшении организации на основе менеджмента качества. Человек, создавая объекты техносферы, обращает вектор изменения энтропии в отрицательную область, наделяя при этом объекты человеческими чертами. Например, у организации возникают аналоги эго и разума. Как человек не хочет подчиниться компьютеру, так и эго, будь то эго организации, не может подчиниться разуму. Человеку для совершенствования необходим духовный наставник, который помогает ему обратить разум вовнутрь, чтобы затем переадресовать внимание вовне, на служение людям. При этом включается цикл непрерывного и ненасильственного совершенствования эго, в котором оно принимает непосредственное участие. Для организации роль такого духовного наставника как раз и призваны выполнять названные стандарты.

Управление считается одновременно древнейшим искусством и новейшей наукой. Понятие об управлении как об искусстве сложилось еще в античные времена, когда границы между миром искусства и миром науки не были так отчетливы. Явное разграничение между искусством и наукой произошло в XVIII веке, но самостоятельной областью человеческих знаний наука управления стала только в конце XIX века.




Для начала разберем понятие науки управления. Управление – процесс воздействия на человека или группу людей для поддержания определенного состояния или перевода объекта воздействия в новое состояние.

Как наука управление имеет свой предмет изучения, свою теорию, свою специфику. Теория управления изучает закономерности управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.

Задача науки управления – выявление наиболее эффективных методов и средств достижения поставленных перед обществом целей, выявление мероприятий, повышающих эффективность самой системы управления в изменяющихся условиях деятельности.

Наука управления, как и любая другая наука, имеет свои фундаментальные основы. Существует четыре подхода к теории управления.

Процессный подход основан на идее существования универсальных функций управления. Системный подход сложился на базе общей теории систем. Ситуационный подход возник как попытка интеграции достижений всех школ управления и других отраслей науки. Согласно этому подходу любая организация – это открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Универсальный подход сложился на теории универсального управления, теории переходных процессов, теории относительности сознания.

Первые работы об основах научного управления появились в конце XIX – начале XX в. в ответ на потребности промышленного развития. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Родоначальник теории и практики управления – Фридрих Уинстон Тейлор, выдающийся американский инженер-исследователь. Тейлор стал основоположником научной организации труда и менеджмента. В своей повседневной работе он рассматривал вопросы рационализации труда и производства для повышения производительности и эффективности. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области управления – Анри Файоль, французский горный инженер. Файоль считается основателем административной (классической) школы управления. Его принципами управления предлагалось руководствоваться при выполнении функций управления и решении управленческих задач.

В нашей стране в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования идеи научного управления развивали А.А.Богданов, Е.Ф.Розмирович, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, Н.А.Витке и многие другие ученые и практики. Марксистская парадигма экономического развития послужила основой для системы взглядов, в течение семидесяти лет определявшей развитие теории и практики управления. Критерием социальной ориентации экономики этой системы являлось всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда играла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства.

Управление как искусство – это способность эффективно применять на практике накопленный опыт.

Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, включает в себя талант и самобытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, оригинальности, в его нестандартном образе мышления и широком кругозоре. Воздействуя на человека или группу людей, необходимо в полной мере понимать силы своего умения и отдавать отчет за свои действия перед обществом. Воздействие на человека силой своего умения и отточенного мастерства может оказаться непоправимо безнравственным, хотя в повседневной жизни мы зачастую пытаемся повлиять на окружающих людей любыми доступными нам способами.

В основе искусства управления лежит тот факт, что организации – это сложные социально-технические системы, функционирование которых зависит от многочисленных, разнообразных факторов внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, – это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Поскольку каждый человек обладает своим особым характером, системой ценностей и мотивами к труду. Поэтому зачастую управление рассматривается как искусство, которое наравне с медициной или инженерным делом должно опираться на лежащие в его основе теории, принципы, концепции и методы. Это позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе.

Методы искусства управления подходят для применения в различных ситуациях, они универсальны. На результативность коммуникации влияет множество сложных, взаимосвязанных психологических факторов. От того, кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, зависит успешность воздействия на объект управления.

Практическое управление в организации осуществляется с помощью системы методов, представляющей собой комплекс правил, процедур и способов воздействия на управляемый объект с целью достижения поставленных целей.

Методы управления характеризуются своей направленностью (на определенное производственное подразделение компании, отдел, конкретного сотрудника), целевой установкой (какая конкретная цель должна быть достигнута) и формой воздействия на персонал (прямое или косвенное, приказ или создание стимулирующих условий).

Любопытное подтверждение разумности приемов Сократа и учеников его школы нашла современная физиология. Оказывается, оппонент, подготовленный к спору и настроенный весьма настороженно, даже агрессивно, соглашаясь в начале диалога с совершенно очевидными мыслями Сократа, успокаивался, его возбуждение падало, сердцебиение приходило в норму, его воля ослабевала, как и способность спорить с очевидными на первый взгляд истинами. В итоге искусно составленная логическая концепция Сократа побеждала.

Метод трех раундов

Искусство управления предлагает еще один метод ведения диалога, а именно способ убедить оппонента в правильности и разумности именно вашего предложения. Этот метод можно условно назвать методом трех раундов, так как модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с доводами вашего, скажем, руководителя и вызывая, таким образом, его положительные реакции. Во втором раунде вы даете несколько альтернативных вариантов решения проблемы, упомянув в том числе и свой, желанный. И в третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами вариант лучший, нужно согласиться с ним.

Этот метод эффективен и в принципиально иных ситуациях – когда его применяет руководитель. Ему, скажем, необходимо добиться выполнения важных, но непопулярных в коллективе мероприятий. Можно провести совещание с руководителями структурных подразделений, можно подготовить соответствующий приказ и обязать коллектив выполнять необходимые мероприятия, но скрытных оппозиционных настроений, а может быть, и прямой критики в свой адрес руководителю не избежать. Но можно пойти и иным путем – пригласить двух-трех ведущих специалистов, к мнению которых особенно прислушивается коллектив, и поручить им, опытным и уважаемым профессионалам (это подчеркивается особо!), в четко обозначенный срок подготовить вариант решения возникшей проблемы. Нужно согласиться с оценками специалистами важности проблемы и предварительными вариантами ее решения. Собравшись вновь, выслушав и в основном одобрив предложения специалистов, ненавязчиво внести свои принципиальные коррективы (в этом случае второй раунд с производственной точки зрения особо сложен, но убедить двух-трех человек всегда проще, чем весь коллектив). И, наконец, третий раунд: проводится совещание, на котором возглавляющий группу специалист докладывает о разработанных мероприятиях, и после обсуждения и критики руководитель соглашается с его мнением.

Метод Штирлица

Одним из самых сложных и противоречивых инструментов управления является управленческое решение. В его основе лежит обоснованная разработка директивного документа, организующего и стимулирующего совместную деятельность членов коллектива. Чаще всего разрабатываются оперативные решения, обеспечивающие тактические, частные управленческие задачи: сроки выполнения, изменения в технологии, кадровые вопросы. Более глубоких творческих проработок требуют стратегические решения, которые зачастую касаются структурных изменений, вопросов перестройки привычного хода производства и постоянно сопровождаются негативными реакциями сторонников сложившихся, апробированных форм и методов работы. Сопротивления управленческим нововведениям можно ожидать не только со стороны рядовых сотрудников, но иногда и от высоких руководителей, ревниво относящихся к творческим идеям, им не принадлежащим. Отстоять свою идею, убедить оппонентов в своей правоте не всегда удается даже опытным, владеющим методами искусства управления и деловой полемики специалистам, и иногда приходится искать нестандартные, обходные пути.

Жизнь не стоит на месте, окружающий мир находится в непрерывном диалектическом развитии. Общественный прогресс не имеет линейного характера, восходящая линия развития общества есть результат взаимодействия многообразных процессов, и среди них решающая роль целенаправленной деятельности людей. Все стороны жизни общества – от социально-производственной деятельности до семейных отношений – являются ареной непрекращающихся настойчивых поисков, импровизаций, случайностей, ошибок и находок, ведь человек обязан искать способы адаптации к изменяющейся среде.

Иногда в ход жизни врывается непредвиденное и ломает привычные стереотипы: осложнения на работе, серьезная болезнь, трения в семье. Человек начинает искать выход из экстремальной ситуации, в тревоге мечется, старается вновь и вновь безуспешно следовать привычным методам, совершает новые ошибки или замирает в безысходной апатии. Такую ситуацию хорошо иллюстрирует известный эксперимент: в горизонтально лежащую бутылку поместили пчел и мух. Мудрые якобы пчелы стали настойчиво, до полного истощения биться о стекло в безнадежных поисках выхода, а глупые мухи хаотично метаться в бутылке и через несколько минут вырвались на свободу. В сложной, неординарной ситуации редко удается решить проблемы традиционными способами, нужно искать новые, нетривиальные методы, хотя и метод хаотичных проб и ошибок не всегда приводит к желанной цели (мухам очень повезло!).

Практически во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство дополняют друг друга. Управление одновременно наука и искусство. Наука в той степени, в какой используется предшествующий опыт, социологические методы, психология человека, ставятся эксперименты, иначе говоря, используется точное знание поведения социальных систем в различных условиях внешней среды. Кроме знаний об управлении важен личный опыт человека, который не может быть выражен в формальных нормах администрирования. Искусство управления, по сути дела, есть приобретенные навыки принятия решений в нестандартных ситуациях.

Профессиональная подготовка специалистов управления стала одним из высокорентабельных вложений. Выполняя эту задачу, организация поднимается на уровень высших экономических достижений и решений социальных проблем.

Таким образом, для эффективного управления руководителю необходимо знать теоретические основы, обладать практическим опытом и способностью творчески использовать теорию и практику. Все это можно сказать проще. Каждый руководитель должен владеть наукой и искусством управления.

Анастасия АЛЕКСАНДРОВА, специалист по связям с общественностью школы №554

Читайте также: