Сокращение бедности в россии доклад

Обновлено: 13.05.2024

Гост

ГОСТ

Бедность в экономике

Бедность – это макроэкономическое явление, характеризующее положение социальных групп, при котором они не могут удовлетворить минимальные потребности, обеспечивающих их жизнедеятельность.

Это явление считается относительным. В каждой стране устанавливается свой предел бедности, так как уровень дохода населения разный. Исследованием этой проблемы экономисты занялись еще в 18м веке. Еще Адам Смит выяснял природу бедности, связывая ее с социальным стыдом. Он говорил о разрыве между стандартами общества и способностью отдельных граждан их придерживаться. В 19 веке предложили рассчитывать уровень бедности с помощью семейных бюджетов. Такой подход должен был связать зависимость явления от уровня доходов и возможности удовлетворения потребностей.

Бедность является социально-экономическим процессом, поэтому ее особенности исследуются не только экономистами, но и социологами. Последние признают закономерность существования бедности в обществе. Основной конфликт между экономикой и социологией заключался во взглядах на необходимость государственного вмешательства в регулирование данной проблемы.

Причинами возникновения бедности называют:

  1. Макроэкономические явления – безработица, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли.
  2. Социально-медицинский аспект – заболеваемость, инвалидность, старостью
  3. Демографические факторы - неполные семьи, перенаселение, большое число иждивенцев.
  4. Образовательные и квалификационные факторы - низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка.
  5. Политические причины - военные конфликты, миграция.
  6. Неравномерность развития регионов.

К экономическим причинам бедности некоторые эксперты относят уклонение от налогов, сокращение заработной платы, увеличение разницы между минимальной и максимальной оплатой труда.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблема бедности в России

2020 год оказался сложным для мировой экономики в целом, и для российской экономики в частности. По некоторым данным почти каждый 7 россиянин оказался за чертой бедности. Уровень бедности определяется с помощью статистической выборки, основанной на обследовании доходов домашних хозяйств. Росстат проводит их ежеквартально, охватывая около 50000 семей.

Финансовая поддержка государства не смогла решить проблему бедности. Вследствие длительного экономического спада, пандемии коронавируса доходы многих граждан снизились. Причем изменения произошли при сохранении официального уровня оплаты труда. Так же эксперты считают, что исследование бедности в России должно опираться, в том числе, на расчет расходов. Прожиточный минимум не учитывает постоянных расходов, которые оказывают существенное влияние на доход. Например, средняя пенсия выше прожиточного минимума, при этом расходы съедают положительную разницу.

Переход к рыночной экономике только усилил разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Становление рынка не является гарантией роста доходов всего населения. Негативный эффект заключается в том, что попав за черту бедности человеку все сложнее оттуда вырваться. В России углубление только усиливается. Проблема связана с особенностями расчета минимального уровня оплаты труда и прожиточного минимума, которые не учитывают целый ряд важных аспектов. Получается, что официальные данные не отражают реального положения дел, что снижает эффективность принимаемых в рамках социально-экономической политики мер.

Пути решения проблемы бедности в России

Борьба с бедностью является одним из приоритетных направлений в политике любого государства. Однако, каждая страна вырабатывает свою методику, учитывающую исторические и культурные аспекты. Существует два способа, который в той или иной форме используются практически всеми странами. Первый направлен на обеспечение минимального дохода населения, который позволит решить базовые вопросы. Второй ориентирован на помощь людям, оказавшимся в сложной социально-экономической ситуации.

В России борьба с нищетой проводится на всех уровнях. Прежде всего, внимание уделяется стабилизации и росту промышленности, поддержанию макроэкономической стабильности, наращиванию минимального размера оплаты труда, разработке общественных программ, увеличению значения и ценности жизни каждого гражданина. Здесь встает вопрос о таких макроэкономических явлениях как безработица, реальный уровень заработной платы населения.

Полностью ликвидировать бедность невозможно, но есть методы ее снижения. Заинтересованность государства в решении данного вопроса так же важна. К сожалению, в России сверхдоходы от сырьевого сектора делают государственную власть незаинтересованной в росте доходов населения. Если в других системах государство функционирует за счет налоговых поступлений, то в России оно особо в них не нуждается, поэтому многие социальные вопросы либо не решаются, либо решаются медленно и неэффективно. От населения так же требуется пересмотр основных ценностей, который сейчас связан с ожиданием, что власть решит все проблемы за людей.


МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Задачу сокращения бедности в России может решить введение минимального гарантированного дохода. Об этом говорится в докладе об экономике России Всемирного банка.

"Национальная программа минимального гарантированного дохода - это инструмент для решения трудной задачи сокращения бедности в России, которая может обеспечить высокую эффективность затрат. Национальная программа минимального гарантированного дохода (МГД) призвана обеспечивать регулярную выплату денежных пособий малоимущим семьям, прежде всего, для оказания адресной помощи нуждающимся. Размер пособий обычно определяется как разность между доходом семьи и порогом дохода", - говорится в докладе.

Отмечается, что как и во многих других странах мира, в России национальная программа минимального гарантированного дохода могла бы предусматривать сочетание денежной помощи с другими мерами по избавлению семей от бедности.

Уровень бедности в стране

Уровень бедности в России снизится с 12,1% в 2020 году до 11,4% в 2021 году, также говорится в документе.

"Как ожидается, уровень бедности снизится с 12,1% в 2020 году до 11,4% в 2021 году. Основной риск для прогноза - эволюция пандемии. В пессимистическом сценарии новые вспышки пандемии в мире и распространение новых штаммов вируса могут привести к необходимости более длительного сохранения ограничительных мер и в большем числе стран. В этом случае в 2022 году Россия может вернуться к рецессии", - отмечается в докладе.

К сокращению бедности в России может привести совокупный эффект экономического роста и изменений в мерах социальной поддержки (при допущении о полной и адресной реализации новых объявленных мер), полагает ВБ.

"Эти меры окажут особенно сильное воздействие на уровень бедности среди семей с тремя и более детьми и неполных семей, а также на домохозяйства в сельских районах и небольших городах. При том, что эти меры обеспечивают надлежащий адресный охват беднейших членов общества, они оказывают небольшое воздействие на сокращение уровня бедности в масштабах всей страны, поскольку многие другие семьи остаются не охваченными мерами социальной защиты", - сообщается в докладе ВБ.

Траты наименее обеспеченных граждан

Наименее обеспеченные россияне тратят на продукты питания почти половину своих доходов, пришел к выводу ВБ.

"Подушевое потребление круп, растительного масла и сахара составляет относительно небольшую долю в продовольственной потребительской корзине среднестатистического россиянина (16%), однако в потреблении малообеспеченного населения эти продукты имеют больший удельный вес. Наименее обеспеченные россияне (относящиеся к нижней децильной группе) расходуют на продукты питания 45% своих доходов - почти в 2,5 раза больше, чем россияне в самой высокой децильной группе", - говорится в докладе.

В декабре 2020 года Минпромторг, Минсельхоз, крупнейшие российские ретейлеры и производители продовольствия подписали соглашения о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло. Соглашения действовали с 20 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года. Согласно соглашениям, отпускные цены на заводах-производителях должны быть на сахар не выше 36 рублей, на масло подсолнечное - не выше 95 рублей. В рознице цены на сахар должны быть не более 46 рублей, на масло - не более 110 рублей.

30 марта правительство РФ продлило соглашения о стабилизации цен на сахарный песок до 1 июня 2021 года, на подсолнечное масло - до 1 октября 2021 года.

13 мая глава Минэкономразвития Максим Решетников сообщил журналистам о том, что правительство не планирует продлевать соглашения с бизнесом по стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло.

Социальные расходы и поддержку регионов

Согласно данным ВБ, низкий госдолг и наличие резервов позволяют России увеличить социальные расходы и поддержку регионов.

"Финансирование дефицита бюджета преимущественно за счет внутренних заимствований, как ожидается, приведет к увеличению государственного долга, который вырастет с 14,4% ВВП в 2019 году до 20,5% ВВП в 2023 году (этот уровень по-прежнему является вполне приемлемым). С учетом относительно небольшого объема государственного долга страны, значительных макрофискальных резервов и ожидаемого устойчивого отрицательного разрыва объема производства, у России есть бюджетное пространство для более постепенной консолидации, что позволяет дополнительно увеличить социальные расходы и поддержку регионов", - сообщается в докладе.

Главный экономист Всемирного банка по России Апурва Санги отметил в интервью ТАСС, что у России есть достаточно бюджетных ресурсов для того, чтобы должным образом реагировать на кризис. "Мы считаем, что у России достаточные бюджетные ресурсы для того, чтобы реализовывать необходимые пакеты стимулов и должным образом реагировать на кризис. В этом смысле Россия находится в хорошем состоянии", - сказал он.

Программа адресной поддержки бедных

России удастся достичь национальной цели по сокращению бедности вдвое к 2030 году в случае разработки госпрограммы адресной поддержки, стоимость которой составит минимум 0,33% ВВП ежегодно, говорится в докладе "Темпы восстановления экономики в России ускоряются".

"Разработка и реализация государственной целевой программы адресного предоставления финансовой помощи гражданам, находящимся за чертой бедности, может стать основным фактором экономически эффективного снижения уровня бедности. Стоимость такой программы составила бы около 0,33% ВВП, а это в четыре раза меньше стоимости расширения существующей системы социальной поддержки в России", - говорится в материалах Всемирного банка.

Авторы доклада указывают, что эта оценка в огромной степени зависит от принятых допущений, таких как отсутствие утечки средств и поведенческих реакций, а также обоснованный уровень административных затрат в размере 10%. "При изменении любого из этих допущений стоимость устранения разрыва бедности может увеличиться. Кроме того, для введения в действие такой программы потребуется принятие многих мер, включая установление единых стандартов, создание ключевых систем на федеральном уровне, а также укрепление различных элементов программы", - говорится в докладе.


МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Задачу сокращения бедности в России может решить введение минимального гарантированного дохода. Об этом говорится в докладе об экономике России Всемирного банка.

"Национальная программа минимального гарантированного дохода - это инструмент для решения трудной задачи сокращения бедности в России, которая может обеспечить высокую эффективность затрат. Национальная программа минимального гарантированного дохода (МГД) призвана обеспечивать регулярную выплату денежных пособий малоимущим семьям, прежде всего, для оказания адресной помощи нуждающимся. Размер пособий обычно определяется как разность между доходом семьи и порогом дохода", - говорится в докладе.

Отмечается, что как и во многих других странах мира, в России национальная программа минимального гарантированного дохода могла бы предусматривать сочетание денежной помощи с другими мерами по избавлению семей от бедности.

Уровень бедности в стране

Уровень бедности в России снизится с 12,1% в 2020 году до 11,4% в 2021 году, также говорится в документе.

"Как ожидается, уровень бедности снизится с 12,1% в 2020 году до 11,4% в 2021 году. Основной риск для прогноза - эволюция пандемии. В пессимистическом сценарии новые вспышки пандемии в мире и распространение новых штаммов вируса могут привести к необходимости более длительного сохранения ограничительных мер и в большем числе стран. В этом случае в 2022 году Россия может вернуться к рецессии", - отмечается в докладе.

К сокращению бедности в России может привести совокупный эффект экономического роста и изменений в мерах социальной поддержки (при допущении о полной и адресной реализации новых объявленных мер), полагает ВБ.

"Эти меры окажут особенно сильное воздействие на уровень бедности среди семей с тремя и более детьми и неполных семей, а также на домохозяйства в сельских районах и небольших городах. При том, что эти меры обеспечивают надлежащий адресный охват беднейших членов общества, они оказывают небольшое воздействие на сокращение уровня бедности в масштабах всей страны, поскольку многие другие семьи остаются не охваченными мерами социальной защиты", - сообщается в докладе ВБ.

Траты наименее обеспеченных граждан

Наименее обеспеченные россияне тратят на продукты питания почти половину своих доходов, пришел к выводу ВБ.

"Подушевое потребление круп, растительного масла и сахара составляет относительно небольшую долю в продовольственной потребительской корзине среднестатистического россиянина (16%), однако в потреблении малообеспеченного населения эти продукты имеют больший удельный вес. Наименее обеспеченные россияне (относящиеся к нижней децильной группе) расходуют на продукты питания 45% своих доходов - почти в 2,5 раза больше, чем россияне в самой высокой децильной группе", - говорится в докладе.

В декабре 2020 года Минпромторг, Минсельхоз, крупнейшие российские ретейлеры и производители продовольствия подписали соглашения о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло. Соглашения действовали с 20 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года. Согласно соглашениям, отпускные цены на заводах-производителях должны быть на сахар не выше 36 рублей, на масло подсолнечное - не выше 95 рублей. В рознице цены на сахар должны быть не более 46 рублей, на масло - не более 110 рублей.

30 марта правительство РФ продлило соглашения о стабилизации цен на сахарный песок до 1 июня 2021 года, на подсолнечное масло - до 1 октября 2021 года.

13 мая глава Минэкономразвития Максим Решетников сообщил журналистам о том, что правительство не планирует продлевать соглашения с бизнесом по стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло.

Социальные расходы и поддержку регионов

Согласно данным ВБ, низкий госдолг и наличие резервов позволяют России увеличить социальные расходы и поддержку регионов.

"Финансирование дефицита бюджета преимущественно за счет внутренних заимствований, как ожидается, приведет к увеличению государственного долга, который вырастет с 14,4% ВВП в 2019 году до 20,5% ВВП в 2023 году (этот уровень по-прежнему является вполне приемлемым). С учетом относительно небольшого объема государственного долга страны, значительных макрофискальных резервов и ожидаемого устойчивого отрицательного разрыва объема производства, у России есть бюджетное пространство для более постепенной консолидации, что позволяет дополнительно увеличить социальные расходы и поддержку регионов", - сообщается в докладе.

Главный экономист Всемирного банка по России Апурва Санги отметил в интервью ТАСС, что у России есть достаточно бюджетных ресурсов для того, чтобы должным образом реагировать на кризис. "Мы считаем, что у России достаточные бюджетные ресурсы для того, чтобы реализовывать необходимые пакеты стимулов и должным образом реагировать на кризис. В этом смысле Россия находится в хорошем состоянии", - сказал он.

Программа адресной поддержки бедных

России удастся достичь национальной цели по сокращению бедности вдвое к 2030 году в случае разработки госпрограммы адресной поддержки, стоимость которой составит минимум 0,33% ВВП ежегодно, говорится в докладе "Темпы восстановления экономики в России ускоряются".

"Разработка и реализация государственной целевой программы адресного предоставления финансовой помощи гражданам, находящимся за чертой бедности, может стать основным фактором экономически эффективного снижения уровня бедности. Стоимость такой программы составила бы около 0,33% ВВП, а это в четыре раза меньше стоимости расширения существующей системы социальной поддержки в России", - говорится в материалах Всемирного банка.

Авторы доклада указывают, что эта оценка в огромной степени зависит от принятых допущений, таких как отсутствие утечки средств и поведенческих реакций, а также обоснованный уровень административных затрат в размере 10%. "При изменении любого из этих допущений стоимость устранения разрыва бедности может увеличиться. Кроме того, для введения в действие такой программы потребуется принятие многих мер, включая установление единых стандартов, создание ключевых систем на федеральном уровне, а также укрепление различных элементов программы", - говорится в докладе.

Россия тратит на социальную помощь 3% ВВП — много по меркам развивающихся стран, но бедность в стране сокращается медленно, утверждает Всемирный банк. Он предложил программу, которая позволит сокращать бедность быстрее и дешевле

Фото: Андрей Любимов / РБК

Действующая российская система социальной помощи является дорогостоящей, но недостаточно эффективной, говорится в очередном (полугодовом) докладе ВБ об экономике России, представленном 26 мая. В частности, указано там, помощь малоимущим не является для российского государства приоритетной, если судить по тому, что бедное население до пандемии получало лишь 10% выплат в рамках всей социальной помощи. Институт предложил новую национальную программу борьбы с бедностью в России, которая будет более экономной и более результативной.


Сценарии экономического роста

Базовый прогноз ВБ по российской экономике исходит из постепенного сокращения числа новых случаев заболевания COVID-19. Институт также составил оптимистичный и пессимистичный варианты прогноза:

  • в позитивном сценарии рост ВВП России ускоряется до 3,8, 4,8 и 3,3% в 2021–2023 годах (предпосылки — более быстрая вакцинация, более высокий спрос на нефть в мире);
  • в негативном сценарии ВВП России растет на 2,6% в 2021 году, снижается на 0,7% в 2022 году и увеличивается на 0,6% в 2023-м (распространение новых штаммов коронавируса, слабый спрос на нефть).

Минимальный гарантированный доход

Сейчас размер пособий в России слишком мал, чтобы помочь малоимущим выбраться из бедности; во многих случаях методики проверки нуждаемости неэффективны; 1 руб., израсходованный всей системой социальной помощи в России, обеспечивает сокращение дефицита дохода бедных только на 0,17 руб., утверждает международная организация. Под дефицитом дохода понимается разница между доходом домохозяйства и линией бедности.

В идеальной модели ВБ (на основе данных за 2019 год) средний дефицит дохода малоимущего населения в России был оценен в 2,8 тыс. руб. в месяц. Если бы каждая такая семья получала выплату в размере своего дефицита дохода, ориентировочная сумма бюджетных расходов на ликвидацию бедности составила бы 530 млрд руб., говорится в докладе банка.

Система социального контракта

Читайте также: