Социальное обеспечение украины доклад

Обновлено: 17.05.2024

- Кандидат юридических наук, доцент Семкив Виталий Остапович (Львовский национальный университет имени Ивана Франко, доцент кафедры основ права Украины, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин)

Книга рассчитана на студентов, слушателей и курсантов учебных юридических и других специализированных образовательных заведений разных уровней аккредитации, а также преподавателей, научных и практических работников.

Тема № 1. Суть и значение социального обеспечения 7

Тема № 2. Право социального обеспечения как отрасль

национального права 19

Тема № 3. Предмет права социального обеспечение 24

Тема № 4. Методы права социального обеспечения 49

Тема № 5. Система права социального обеспечения 64

Тема № 6. Принципы права социального обеспечения 70

Тема № 7. Функции права социального обеспечение 76

Тема № 8. Источники права социального обеспечения 95

Тема № 9. Правовые формы социального обеспечения 112

Тема № 10. Права человека в сфере социального обеспечения. . . 123

Тема № 11. Социальное обеспечение: исторический аспект 128

Тема № 12. Международно-правовые стандарты в сфере

социального обеспечения 137

Тема № 13. Социальное обеспечение в современных

социально-правовых государствах 149

Тема № 14. Европейское Сообщество: концепция социального

Тема № 15. Построение социального государства в Украине:

национальная проблема 187

Схемы и таблицы 194

Тишови планы проведения семинарских занятий 212

Тишова тематика рефератов 216

Тишова тематика курсовых работ 222

Типовой перечень вопросов на экзамен (зачет) 224

Тишова тематика дипломных работ 226

Основные источники 227

Право социального обеспечения Украины - отрасль современного национального права Украины. Это относительно молодая сфера регулирования общественных отношений, возникающих между государством и его гражданами в процессе реализации последними своих социальных прав, таких, как право на достаточный жизненный уровень, на обеспечение в случае наступления полной или частичной нетрудоспособности, в случае потери кормильца, наступления старости, инвалидности.

Выступая основным регулятором социальных отношений, данная система установленных или санкционированных государством норм является гарантом реализации конституционного положения о том, что Украина является суверенным, независимым, демократическим, социальная и правовое государство. Следовательно, тезис о социальность нашего государства и стала толчком к трансформации данной отрасли в самостоятельную.

Особенно это актуально в современных условиях развития национально-правовой системы и утверждению международно-правовых стандартов прав человека во внутри-государственном законодательстве. Конституция, как основной закон государства, закрепила право граждан на социальную защиту. Это право гарантируется общий нообовьязковим государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения и создание сети государственных, коммунальных, частных учреждений по уходу за нетрудоспособными.

Пенсии и другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.

Исходя из указанного, перед каждым гражданином Украины вообще, и перед студентами (курсантами) в частности, стоит проблема (задача), ознакомления (изучения) норм права социального обеспечения, приобретение теоретических умений и практических навыков в данной области.

Задачей данной учебной дисциплины е глубокое изучение законодательных актов по праву социального обеспечения, а также выработки практических навыков применения законодательства при решении конкретных ситуаций.

3 целью реализации студенты (курсанты) должны: иметь четкое представление о значении, место и роль права социального обеспечения в регулировании пенсионных и иных правоотношений, о взаимосвязи права социального обеспечения с другими отраслями права и знать круг общественных отношений, охватываемых сферой регулирования социального обеспечения, источники и основную цель законодательства Украины о социальном обеспечении; уметь отделять отношения, регулируемые нормами права социального обеспечения от правоотношений, регулируемых другими отраслями права; анализировать, грамотно и обоснованно применять нормы о социальном обеспечении в практической деятельности.

Материал курса тесно связан с другими учебными дисциплинами из других отраслей права Украины, как Конституционное право (в сфере реализации гражданами своих прав и выполнения обязанностей), административное право (управление в сфере социального обеспечения), трудовое право (социальное обеспечение как результат трудовой деятельности), финансовое право (расходы на сферу социального страхования) и другими (гражданское, уголовное, семейное).

Действительная реализация отмеченного возможна при последовательном и добросовестному овладении системой знаний, способствующих творческому применению плана учебной дисциплины.

Учебная дисциплина передбачас общую и особенную дисциплины.

Общая частая передбачас 15 тем, в частности:

1. Суть и значение социального обеспечения;

2. Право социального обеспечения как отрасль социального права;

3. Принципы права социального обеспечения;

4. Методы права социального обеспечения;

5. Система права социального обеспечения;

6. Принципы права социального обеспечения;

7. Международно-правовые стандарты прав человека в сфере социального обеспечения;

8. Функции права социального обеспечения;

9. Источники права социального обеспечения;

10. Правовые формы социального обеспечения;

11. Права человека в сфере социального обеспечения;

12. Социальное обеспечение: исторический аспект;

13. Социальное обеспечение в современных социально-правовых государствах;

14. Европейское Сообщество: концепция социального обеспечения;

15. Построение социального государства в Украине: национальная проблема.

С 1996 года Украина стала независимым социальным государством. Основной задачей социальной политики страны является обеспечение достойного уровня жизни всех граждан, и для достижения целей на государственном уровне применяются разные механизмы и программы.

Структура социальной политики Украины

В государстве активно продвигается идея улучшения благосостояния населения, социальная поддержка граждан на всех уровнях, система гарантии защищенности каждого отдельного члена общества.

В сохранении социальной самостоятельности страна видит фундамент стабильного развития общества. Именно социум имеет в государстве первостепенную значимость.

Экономика – это комплекс механизмов и действий, направленный на поддержку функционирования всех элементов жизни страны, в которой социуму отводится главная роль.

Социальная сфера напрямую связана с развитием экономики страны. Чем богаче будет государство, тем лучше условия для жизни оно сможет предложить своим гражданам. Украина в свое время взяла курс, акцентирующий внимание на человеке как основе всего общества, то есть обеспечение прав и свобод граждан является основной задачей государства.

Соответствующим образом был сформирован и основной пакет социальных слуг, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Среди основных можно выделить:

  • создание достойных условий труда;
  • минимизация уровня безработицы;
  • финансовая поддержка населения;
  • финансовая поддержка и курс на развитие образования и медицины;
  • установка социальных стандартов в соответствии с основными потребностями населения.

В Украине действует система рыночной экономики, которая считается самой благоприятной для развития социальной отрасли. Государство ориентируется на внутренний и мировой рынок, стараясь не пропускать актуальные тенденции для ускорения своего развития. Но обеспечение полного социального пакета для граждан, гарантированного Конституцией, все еще является актуальной темой на повестке дня. Во многих случаях закон выполняется лишь поверхностно из-за недостатка финансирования и других внутренних проблем в государстве.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основной сложностью для страны стала смена приоритетов – экономику пытаются подстроить под международные стандарты. Подобная перестройка на первых этапах негативным образом отражается на развитии социальной отрасли.

Социальная сфера государства формируется специальными социальными институтами, которые ведут контроль за достижениями, а также разрабатывают новые пути развития отрасли.

И именно экономикой осуществляется установка направлений развития социальной сферы. Выбранная страной социальная политика подразумевает развитие всех сфер жизни общества, создание комфортных условий для граждан, формирование их социальной защиты.

Экономическая и социальная отрасли в Украине неразрывно связаны, и потому нестабильность в одной из сфер влечет за собой неприятности в другой.

Какие механизмы социальной политики используются в Украине

Социальная политика в Украине представляет собой часть общегосударственной системы, цель которой является формирование программ по повышению уровня жизни граждан и сохранению стабильности в обществе.

В минимальные социальные стандарты, согласно статье 25 Декларации по правам человека, которая принята за основу в государстве, входят:

  • забота о здоровье граждан;
  • повышение благосостояния населения;
  • снижение уровня безработицы;
  • пенсионные выплаты;
  • выплаты лицам с ограниченными возможностями;
  • обеспечение социальной защищенности всех слоев населения.

То есть, речь идет не только о бедных, больных, детях и пожилых людях. Социальная страна комфортные условия должна обеспечить и трудоспособному населению, предпринимателям, творческой интеллигенции.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Таким образом, распределение государственного капитала в стране делится на три части: материальный, человеческий и социальный. Последний считается основополагающим, задающим ориентир развитию экономики страны в целом.

Социальным капиталом называют комплекс отношений между политическими и социальными структурами, государственными институтами, направленный на достижение конкретных целей в рамках каждого отдельного взятого института.

Деградировать социально-политическая система в государстве может из-за нехватки социального капитала, ведь в таком случае определенный процент людей недополучает социальный пакет, гарантированный основным законом.

В Украине социальная защита представлена несколькими направляющими пунктами: социальным страхованием, пенсионным обеспечением населения, медицинским страхованием, страхованием от безработицы, выплатами незащищенным слоям населения (детям, инвалидам, больным людям).

Размер страховых и других выплат в стране зависит от специфических трудовых условий каждого отдельного гражданина. Программы трудоустройства и переквалификации дают возможность каждому достигать большего самостоятельно, без помощи государства.

Реализацией социальных проектов в стране занимаются как государственные структуры, так и частные компании и отдельные представители общества. Социальная политика в стране имеет макроэкономические следствия, которые не проходят бесследно для развития экономики.

Гост

ГОСТ

Социальная политика Украины и ее структура

В соответствии с конституционным правом в 1996 году Украина провозгласила свою независимость, став самостоятельным социальным государством. Задачи и цели, выдвинутые перед страной требуют разработки системы регулирования разными сферами социальной жизни для достижения улучшения уровня жизни, высокого благосостояния населения, поддержки социального пакета услуг граждан, внедрения системы гарантии защищенности всех представителей членов внутригосударственного общества, тем самым обеспечить собственную социальную самостоятельность, сохраняя средства самореализации для поддержки стабильности в обществе.

В общем смысле значения слова “социальный”, так принято называть всё, что косвенно связано с людьми и их жизнью.

Экономика - комплекс механизмов для поддержания полного функционирования всех элементов в стране, где социум занимает особую и первостепенную значимость.

Целевая направленность всех экономических процессов непосредственно связана с социальными условиями, а значит в первую очередь с человеком. Ориентирование государственной политики на человека, его жизнь, права и свободы - важнейший этап и задача государственной экономической политики.

Рассматривая структуру социальной политики любого государства необходимо акцентировать внимание на нескольких аспектов из общего социального пакета, к которым относятся:

  • создание необходимых условий труда;
  • минимизирование безработицы;
  • поддержка государством минимального уровня жизни населения;
  • поддержка образования;
  • поддержка медицины;
  • предоставление минимальных социальных стандартов в соответствии с потребностями.

Рыночное хозяйство Украины находится в формирующейся стадии экономического развития, где первостепенно государство ориентирует экономику страны на внутренний и мировой рынок. Однако для Украины деятельность по обеспечению социального минимального пакета, предоставлению минимальной защиты граждан, реализации минимальных стандартов уровня жизни остаются все еще актуальными аспектами на экономической повестке дня. Этот процесс затрудняет переориентирование экономики на международные рыночные рельсы.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная политика лежит в основе процесса перехода на рыночные отношения и определяет путь дальнейшей экономической программы страны. Обеспечение защиты правовой базы, создание предпосылок для активного взаимодействия человека и его рода деятельности, улучшению общественной стабильности и общественной системы формируются именно социальными институтами в государстве.

Проводимая социальная политика подразумевает углубленное развитие всех сфер социально-экономической жизни, которые основывают общее развитие социального бытия, направленность отдельных субъектов в экономике, управление родом деятельности и формированием социальной защиты граждан. Социальная и экономическая сфера неразрывно связаны в системе государственного управления, являясь дополнением ее общей политической целостности. Таким образом, социальные вопросы, регулирование и распределение трудовых и материальных ресурсов между разными территориальными единицами в Украине определяют экономический механизм воздействия.

Механизмы и средства социальной политики Украины

Экономический механизм Украины формируется как для решения разногласий объективного, так и субъективного характера, касающегося экономической, политической, социальной, духовной, межличностной и общественной сфер жизни. Исходя из этого, социальная политика представляет часть общегосударственной системы, цели которой заключаются в формировании и реализации актуальных программ по повышению социального уровня и способствуя сохранению стабильности в обществе.

Опираясь на конституционную 25 статью Декларации прав человека - социальное государство должно обеспечивать необходимый уровень жизни, где необходимость выражается в социальных минимальных стандартах, в которые включены:

  • поддержка здоровья;
  • улучшение как общего благосостояния народа, так и благосостояния отдельного индивидуума;
  • минимизирование уровня безработицы;
  • обеспечение занятости трудовых кадрах;
  • пенсионные выплаты;
  • выплаты по неполноценности лицам с ограниченными возможностями;
  • обеспечение социальной защищенности людей.

Социальная задача государственной системы - есть содействие на благо человеческого и социального капитала. Воздействие финансового денежного сектора в политики оказывает особое влияние на распределение государственного капитала, который базируется на трех основных явлениях: материальный, человеческий и социальный капиталы. Определяющим фактором развития общей экономической системы государства является социальный капитал.

Социальный капитал - совокупность взаимоотношений, которые организовывают политические и социальные структуры государственных институтов общества, давая тем самым возможность людям достигать конкретных целей в системе отдельно взятого института.

Нехватка социального капитала исключает определенный процент людей, которые недополучают общий социальных пакет благ от государства, что приводит к деградации социально-политической системы страны.

Предпосылками для качественной и успешной работы социального капитала на благо народа являются человеческий и материальные капиталы. Таким образом, эти три составляющих нельзя рассматривать субъективно в отдельных экономических аспектах, так как капитал формируется в многоплановой системе и его функционирование обусловлено как общими социальными, так и человеческими факторами.

Система социальной защиты представлена важным условием развития, в которой направляющими единицами являются социальное страхование, пенсионные начисления, медицинское страхование, страхование от безработицы, выплаты по состоянию здоровья и ограниченности лица в полной мере трудовой занятости. Страховые государственные фонды полностью обеспечивают необходимые выплаты, размер которых варьируется от факторов продолжительности безработицы и специфических трудовых условий гражданина.

Одно из важнейших условий социальной защиты в государстве – выполнение программ трудоустройства и переквалификации. В реализации этих проектов основную роль играют как государственные структуры, так и частные представители. При этом основную часть соответствующих средств государство направляет на переквалификацию работников.

В Украине законодательная основа системы защиты от безработицы заложена в Законе Украины “О занятости” и общественной программе занятости. Социальная политика, несмотря на превосходящую направленность отдельных социальных групп, имеет макроэкономические следствия, которые касаются экономики в принципе. Они могут являться как положительными, так и отрицательными для экономической системы.

Выплата пенсий и социальных пособий гражданам Украины, несмотря на сложности военного периода, будет продолжаться.

Для своевременного и полного обеспечения соцзащиты населения силами Минсоцполитики, Национальной социальной сервисной службы и Пенсионного фонда создан координационный штаб. Он будет заниматься обеспечением пенсий и других социальных выплат в условиях военного положения.


Штаб уже начал заниматься сбором информации о беженцах, которые были вынуждены сменить место проживания. Нужно подсчитать, какие денежные ресурсы понадобятся для выплаты им пенсий. Конечно, им будут нужны не только деньги, но и другая помощь. Поэтому к работе штаба подключают общественные и благотворительные организации, а также доноров.

Правительством Украины будут созданы информационно-координационные горячие линии. Можно будет звонить по номерам: 15-45, 15-39, 15-47.

В Минсоцполитики допускают, что возможны сбои в работе банковской системы. На этот случай предусмотрены альтернативные способы выплаты пенсий и других социальных пособий. Будет задействована также Укрпочта, которая будет заниматься выплатами переселенцам и другим гражданам.

При этом до 28 февраля продолжена доставка и выплата пенсий гражданам, которые получают деньги через Укрпочту. Им будут доставлять деньги по месту фактического проживания.

Как получить пенсию эвакуированным и вынужденным переселенцам

Количество ВПЛ в Украине резко возросло..

Пенсионный фонд Украины разъяснил в какие сроки будет выплачена пенсия за февраль

Все пенсии перечисленные, период доставки Укрпочтой продлен до 28 февраля 2022 года из-за опасности для работы почтальонов.

Что будет с выплатами украинских пенсий в марте из-за обострения на Донбассе

В Кабмине обещали, что в среднем повышение пенсий составит около 500 гривен.

В Пенсионном фонде Украины рассказали почему пенсии такие маленькие

В ПФУ в Луганской области рассказали, почему пенсионеры, трудовой стаж которых составляет около 50 лет, получают всего лишь 2200 грн..

Пересчет пенсий в марте: как узнать размер своей пенсии после индексации

В Пенсионном фонде анонсировали, что минимальный размер надбавки к пенсии составит 100 грн., а средний — 550 грн..

Можно ли возобновить выплату пенсии и получить карту Ощадбанка пенсионера по доверенности?

Как рассказали юристы законодательством предусмотрена возможность представителю действовать от имени другого лица, в том числе для получения банковских услуг.

Читайте также: